Раздел 4. Криминологическая наука
ЖУБРИН Р.В., доктор юридических наук, [email protected] Научно-исследовательский институт; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 123022, г. Москва, 2-я Звенигородская ул., 15
ZHUBRIN R.V.,
Doctor of Legal Sciences,
Scientific Research Institute;
Academy of the Prosecutor General's Office
of the Russian Federation,
2nd Zvenigorodskaya St. 15, Moscow, 123022,
Russian Federation
ПРОФИЛАКТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Реферат. Легализация преступных доходов угрожает национальной безопасности России и связана с совершением экономических, коррупционных и иных преступлений, незаконным оборотом оружия и наркотиков, выводом за рубеж значительных сумм денежных средств. Использование уголовно-правовых мер не позволяет сократить их количество. Актуальным направлением является профилактика легализации преступных доходов, предполагающая выявление и устранение факторов, способствующих совершению анализируемых преступлений. Рассматриваются субъекты профилактики легализации преступных доходов, объекты профилактического воздействия. На основе проведенного анализа формулируется определение понятия профилактики легализации преступных доходов. Выделяются актуальные направления профилактики рассматриваемых преступлений, обосновывается тезис о необходимости расширения полномочий Росфинмониторинга, выполняющего функции финансовой разведки. Значимым направлением профилактической деятельности является выполнение банками требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банковский надзор все в большей степени приобретает характер пруденциального, что положительно сказывается на обеспечении законности в кредитной сфере, способствует снижению незаконных финансовых операций. Его дальнейшее развитие предполагает интеграцию с другими видами государственного контроля, что требует внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство о противодействии легализации преступных доходов, которые позволят повысить результативность государственного контроля в рассматриваемой сфере. Анализируются вопросы установления юридической ответственности организаций за участие в совершении операций, связанных с рассматриваемыми преступлениями, меры противодействия незаконному получению наличных денежных средств. Рассмотрены вопросы противодействия незаконному перемещению наличных денежных сумм через государственную границу Российской Федерации.
Ключевые слова: легализация преступных доходов; профилактика преступлений; законодательство о противодействии легализации преступных доходов.
PREVENTION OF MONEY LAUNDERING
Abstract. Money laundering threatens national security of Russia and involves corruption, commission of economic and other crimes, illegal trafficking of arms and drugs, withdrawing large sums of money abroad. Using criminal and legal measures doesn't allow to reduce their number. The current focus is prevention of money laundering involving the identification and elimination of factors contributing to the commission of the analyzed crimes. Subjects of prevention of money laundering and objects of preventive impact are considered. Basing on the conducted analysis, the author formulates the definition of the concept of prevention of money laundering. The actual directions of prevention of the considered crimes are distinguished. The author substantiates the thesis about the necessity of expanding the powers of the Federal financial monitoring service, performing the functions of a financial intelligence unit. An important direction of preventive activities is fulfilling the requirements of the Federal law "On counteraction to money laundering and terrorism financing" by banks. Bank supervision is increasingly acquiring prudential character that positively affects law enforcement in the credit sphere, contributes to the reduction of illegal financial transactions. Its further development assumes integration with other types of state control that requires making appropriate amendments and changes to the legislation on countering money laundering, which will improve the efficiency of state control in this sphere. The issues of legal liability of organizations for participation in commission of operations connected with the considered crimes and measures of counteraction to illegal cash withdrawal are analyzed. The problems of counteraction to illegal cash movement across the RF state border are examined.
Keywords: money laundering; prevention of crimes; legislation on counteraction to money laun-
dering.
Одной из реальных угроз безопасности нашей страны в современных условиях является легализация преступных доходов. Более того, приобретя транснациональный масштаб, эти преступления представляют в настоящее время угрозу не только для отдельных государств, но и для всего международного сообщества. Объем легализации преступных доходов в мире оценивается в 1,5 трлн долларов США, а в России, по данным Росфинмониторинга, -в 2 трлн рублей ежегодно.
Осознавая высокую степень опасности криминальных капиталов, их негативное влияние на экономику, политику, общество, ООН, Совет Европы, ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) в своих документах указывают на необходимость усилить противодействие легализации преступных доходов, применяя законодательные, правоохранительные, научные и другие меры превенции таких преступлений. Еще более конкретно эта задача изложена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации*, в п. 58 которой говорится о том, что необходимы активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Противодействие легализации преступных доходов включает в себя не только выявление и расследование «отмывания» с последующим преданием преступников суду, но и широкий спектр действий, связанных с предупреждением, в том числе профилактикой преступлений данного вида. Изучив закономерности криминального поведения, способы совершения преступлений, обстоятельства, им способствующие, особенности личности преступника, мы можем выделить общественные сферы, требующие внешнего воздействия в целях ограничения возможностей для возникновения и реализации противоправного умысла. Профилактика преступлений ориентирована на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) причин, условий, иных детерми-
* О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
нант криминальных деянии и связанных с ней правонарушении [1, с. 25].
Профилактика преступлений, в том числе легализации преступных доходов, предполагает наличие активных субъектов, реализующих профилактические меры, и объекта воздействия этих мер. В научной литературе существует несколько точек зрения относительно круга субъектов профилактики преступлений. Некоторые ученые включают в число субъектов профилактики не только органы государственной власти и общественные формирования, но и всех граждан [2, с. 368]. Для другой точки зрения характерно ограничение субъектов предупреждения, в том числе профилактики, совокупностью государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, наделенных общей либо специальной компетенцией в сфере противодействия легализации преступных доходов [3, с. 9].
По мнению Б.В. Коробейникова, при определении субъекта предупреждения преступлений следует исходить из общего понятия какой-либо деятельности. Субъект - это носитель функциональных прав и обязанностей, реализующий определенный круг задач по достижению конечной цели и обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности [4, с. 83-84]. Отнесение лица или организации к числу таких субъектов означает по общему правилу постоянное или длящееся участие в ней.
Действительно, граждане обладают правами и свободами, но не могут принуждать других лиц к совершению каких-либо действий, если это не предусмотрено законом. Например, адвокаты, нотариусы, индивидуальные предприниматели, предоставляющие юридические и бухгалтерские услуги, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»** вправе требовать представления клиентом документов, удостоверяющих личность, для его идентификации. Указанные лица могут рассматриваться в качестве субъектов профи-
** Рос. газ. 2001. 9 авг.
лактики легализации преступных доходов, но только в рамках исполнения требований закона. Следовательно, одним из основных признаков субъекта предупредительной деятельности выступает наличие соответствующих полномочий и ответственности за совершаемые действия.
В число субъектов профилактики «отмывания» в соответствии с законом могут быть включены и организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, т.к. они обладают определенными правами и обязанностями по реализации профилактических норм закона в отношениях с клиентами. Представляется, что ограничение субъектов профилактики только органами государственной власти искусственно сужает круг лиц, уполномоченных реализовывать меры профилактики, исключая также и государственные учреждения, не являющиеся органами государственной власти, но обладающие контрольными полномочиями (например, Банк России), а также органы местного самоуправления.
Таким образом, субъектами криминологической профилактики легализации преступных доходов являются органы государственной власти и местного самоуправления, органы государственного контроля, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, адвокаты, нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, которые в соответствии с законом реализуют меры, направленные на противодействие указанному деянию.
Иные лица также могут участвовать в реализации общих мер профилактики легализации преступных доходов в силу прямого указания закона или в добровольном порядке, не нарушая права и законные интересы других субъектов. Например, ассоциации предпринимателей разрабатывают рекомендации по совершенствованию организации внутреннего контроля, средства массовой информации постоянно освещают вопросы борьбы с «отмыванием», формируя негативное отношение общества к данному преступлению, разработчиками и производителями совершенствуются технические средства идентификации клиентов, программное обеспечение выявления подозрительных операций и сделок. Однако для
этих лиц противодействие легализации преступных доходов не является обязательным, они не несут ответственность за неисполнение требований закона о мерах против отмывания денег, что исключает их из числа непосредственных субъектов профилактики.
В качестве объектов профилактики легализации преступных доходов рассматриваются явления и процессы, на которые направлена предупредительная деятельность, оказывает влияние, воздействует, в результате чего они подвергаются коррекции и изменениям, приобретают новые свойства и качественные состояния. Так, среди объектов профилактики выделяются причины и условия, иные детерминанты преступности, сама преступность и общественные отношения, блага и ценности, охраняемые уголовным либо иным законом [1, с. 49].
Обращает на себя внимание специфика современных социально-правовых детерминант легализации преступных доходов в нашей стране. Существование легализации преступных доходов обусловлено целым рядом негативных социальных и экономических факторов, среди которых решающую роль играют дефекты реформ и основанные на них деформации формирующихся рыночных отношений, рыночной экономики. Помимо общих факторов, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, действуют обстоятельства, непосредственно влияющие на конкретные формы преступных проявлений, к которым относится использование организаций, нарушающих антилегализационное законодательство, и офшорных компаний. Результативность борьбы с «отмыванием» снижают несовершенство законодательства, недостатки в деятельности и взаимодействии правоохранительных и государственных контролирующих органов, нарушения закона организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, что ведет к повышению уровня латентности данных преступлений.
Таким образом, профилактика легализации преступных доходов как совокупность системных и взаимосвязанных мероприятий включает в себя интегрированную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, организаций, выполняющих операции с денежными средствами или иным имуще-
ством, адвокатов, нотариусов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в рамках их компетенции в целях выявления и устранения факторов, способствующих совершению преступлений данного вида и связанных с ними правонарушений.
Неудовлетворительное состояние законности в сфере экономики, способствующее «отмыванию» криминальных средств, обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования правовых и организационных основ профилактики легализации преступных доходов, что позволит с наименьшими затратами воздействовать на снижение уровня и распространенности этих преступлений.
Учитывая, что легализация преступных доходов характеризуется значительным объемом, разнообразием сфер и субъектов, участвующих в незаконных операциях, ее профилактика должна включать меры, направленные на снижение уровня предикатных преступлений, являющихся источниками криминальных активов.
Актуальным направлением совершенствования борьбы с высокодоходными видами преступлений является интеграция системы противодействия легализации преступных доходов в системы противодействия коррупции, налоговым и таможенным, иным экономическим преступлениям. В настоящее время возможности Росфин-мониторинга по сбору и анализу информации о совершенных операциях и сделках и ее передаче в правоохранительные органы ограничены установлением признаков легализации преступных доходов. В связи с этим представляется необходимым изложить абзац второй ст. 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в следующей редакции: «При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, коррупционными, экономическими преступлениями, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией».
Другим направлением профилактики «отмывания» является активное использование мер, направленных на недопущение преступных капиталов на финансовый рынок, посредством устранения с него организаций, осуществляющих подозрительные операции с денежными средствами или иным имуществом, а также прекращения обслуживания клиентов, допускающих нарушение антилегализационного законодательства.
Руководствуясь принципом «знай своего клиента», банк правомочен отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что такой договор заключается для совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем; расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. На начало 2015 г. Росфинмониторин-гом зафиксировано более 100 тыс. сообщений банков об отказах клиентам в открытии счетов, о закрытии счетов, а также об отказах от проведения операций на общую сумму 170 млрд рублей [5].
В целях противодействия «отмыванию» Банк России готовит списки клиентов, на которых банкам рекомендовано обратить пристальное внимание, на основе анализа отчетности уполномоченных банков-агентов валютного контроля формирует и доводит до сведения кредитных орган иза-ций информацию о тех участниках внешнеэкономической деятельности, перед которыми имеется задолженность нерезидентов по внешнеторговым контрактам. Сведения о сомнительных операциях, совершаемых такими клиентами, сотрудники Банка России получают по запросам в кредитных организациях, а также в результате информационно-аналитической деятельности. Значительную помощь в получении сведений о таких клиентах Банку России может оказать Рос-финмониторинг, что предполагает организацию действенного взаимодействия между указанными государственными органами по обмену информацией, в том числе его правовое регулирование.
Таким образом, банковский надзор в нашей стране все в большей степени приобретает характер пруденциального, осуществляемого на постоянной основе с учетом риск-ориентированного подхода. Подобный подход особенно полезен в условиях постоянного изменения схем легализации преступных доходов. Банк России использует инструменты, которые, с одной стороны, позволяют оперативно выявлять кредитные организации с признаками высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций клиентов, а с другой - направлены на прекращение таких операций. В рамках надзора оценивается риск вовлеченности кредитных организаций в совершение сомнительных операций, суммы которых превышают 3 млрд руб. за квартал либо 4 процента от объема списания по счетам. С банками, у которых объем сомнительных операций клиентов превышает предельные значения, проводится углубленная надзорная работа: инициируются проверки, запрашиваются поясняющие материалы, изучается бизнес клиентов, потоки их платежей.
У банков, неоднократно нарушавших требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и вовлеченных в проведение сомнительных операций в крупных масштабах, отзываются лицензии. Так, в 2014 г. из 86 банков с отозванной лицензией 68 нарушали требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов и были вовлечены в проведение сомнительных операций. В результате существенно сократился объем сомнительных операций, связанных с выводом капитала за рубеж: с 26,5 млрд долларов в 2013 г. до 9 млрд долларов в 2014 г. [6].
Однако нередко усиление государственного контроля в одной отрасли финансового рынка влечет перемещение незаконных операций в другие сферы, в частности, из банковской сферы на рынок ценных бумаг и микрофинансирования. В связи с этим необходима выработка единых стандартов противодействия легализации преступных доходов на всех финансовых рынках, что в настоящий момент не наблюдается. Так, организации, осуществляющие операции с денежными
средствами или иным имуществом (кроме банков), лишены полномочий по расторжению договора с клиентом, вовлеченным в совершение сомнительных операций. Не определен и единый порядок государственного контроля в сфере противодействия легализации преступных доходов. Уровень государственного контроля и соответственно соблюдения законности в какой-либо финансовой сфере также может существенно различаться. Например, требования закона об идентификации клиентов практически не выполняются в сфере торговли ювелирными изделиями.
Необходимо совершенствование организации государственного контроля в рассматриваемой сфере посредством установления в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» единого порядка планирования и проведения мероприятий государственного контроля, регламентации обмена информацией и материалами между всеми органами государственного контроля, в том числе получения ими необходимых сведений от Росфинмониторинга в целях подготовки и проведения контрольных мероприятий.
Удалению с финансового рынка организаций, причастных с легализации преступных доходов, может способствовать установление ответственности юридических лиц за совершение операций и сделок в целях «отмывания». В настоящее время в российском законодательстве не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, вопрос о введении которой является достаточно дискуссионным. Однако в отношении юридических лиц могут быть предусмотрены и иные виды ответственности: гражданская, административная. В связи с этим целесообразно установление административной ответственности юридического лица за отмывание денег, совершенное для его выгоды любым физическим лицом, которое действовало на праве представительства данного юридического лица или обладало полномочиями принимать решения от его имени или контролировать его. Это позволит более эффективно ликвидировать организации, причастные к легализации преступных доходов, в том числе фирмы-однодневки, а также взыскивать доход, полученный юридическим ли-
цом в результате совершения преступления его руководителями, предупреждая тем самым дальнейшие правонарушения.
Актуальной проблемой остается противодействие «обналичиванию», использованию платежных систем для проведения незаконных операций. Получая от граждан наличные денежные средства, платежные агенты не зачисляют их на специальные счета в банках или зачисляют не в полном объеме. Неучтенные наличные они продают, получая за них через подставные фирмы безналичные средства на свои расчетные счета. С них же они и рассчитываются с поставщиками услуг, которые тоже в нарушение закона спецсчета для таких расчетов не открывают. Предупреждение таких незаконных операций требует усиления контроля за деятельностью банков по отслеживанию поступления средств на специальные и расчетные счета платежных агентов и применению полномочий по закрытию счетов в случае нарушения законодательства о противодействии легализации преступных доходов.
Следует отметить, что если в банковской сфере источники и основания перечисления денежных средств, особенно при международных расчетах, достаточно подробно регламентированы в целях противодействия незаконным денежным операциям, то перемещение через границу нашей страны значительных сумм наличных денежных средств практически не ограничивается. Так, в 2015 г. имело место семь случаев вывоза и 51 случай ввоза валюты на сумму свыше миллиона долларов США. Дважды ввозили и вывозили более 5 миллионов долларов [7]. Представляется, что в дополнение к положениям о декларировании необходимо ввести требование об обосновании источника крупных денежных сумм, перемещаемых через границу.
Одним из основных направлений ограничения глобального рынка легализации преступных доходов является международное сотрудничество. Как показывает практика, установление и арест преступных доходов за рубежом осложняется длительными сроками рассмотрения ходатайств о правовой помощи, зачастую связанными с необходимостью множества судебных процедур. Положения ряда международных договоров позволяют при оказании правовой помощи «заморозить» (блокировать) активы до принятия соот-
ветствующего судебного решения об их аресте. Однако с момента возбуждения уголовного дела до ареста активов, полученных преступным путем, проходит длительный период времени. Это дает преступникам возможность легализовать имущество, полученное преступным путем, что затрудняет последующий возврат таких активов законному владельцу. В связи с этим следственным органам для выявления и блокирования похищенных активов необходимо использовать возможности финансовых разведок. Например, Росфин-мониторинг взаимодействует с финансовыми разведками 130 государств и юрис-дикций в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности*.
Нередко итогом информационного обмена становятся совместные финансовые расследования, в проведении которых участвуют не только финансовые разведки, но и иные компетентные органы заинтересованных государств и территорий. В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводится значительная работа по организации возвращения таких доходов, которая дает свои результаты. Имеются положительные примеры возврата незаконно выведенных за пределы России активов и имущества из Великобритании, Испании, Норвегии, США, Швейцарии, принятия решений об аресте и конфискации денежных средств и имущества на основании российских запросов о правовой помощи в Латвии, Лихтенштейне, Монако, Сербии, во Франции.
Другая проблема связана с нежеланием некоторых государств, в основном офшоров, включаться в противодействие «отмыванию». В них затруднено или вообще невозможно получение достоверной информации о зарегистрированных там компаниях или счетах, даже на основании запроса о правовой помощи по уголовным делам. Борьба с отмыванием преступных доходов в таких странах требует реализации мер, связанных с ограничением участия офшорных компаний в национальных экономиках, например, в закупках для государственных нужд, обязательным контролем их операций финансовыми раз-
* Данные с официального сайта Росфинмо-ниторинга (см.: URL: http://www.fedsfm.ru/ac-tivity/bilateral-cooperation).
ведками, расширением договорной базы международного сотрудничества.
Возврату огромных доходов, полученных преступным путем и выведенных за границу, будет способствовать заключение двусторонних и многосторонних международных договоров о возврате имущества, полученного преступным путем и конфискованного в результате международного сотрудничества. Без таких договоров любому государству просто невыгодно направлять за границу запросы о конфискации имуще-
ства, полученного преступным путем, так как конфискованные активы могут остаться в распоряжении запрашиваемого государства. Актуальным вопросом является подготовка и заключение конвенции ООН о противодействии легализации преступных доходов.
Реализация перечисленных мер позволит усовершенствовать систему профилактики легализации преступных доходов, решив тем самым задачу снижения противоправного сектора нашей экономики, увеличения благосостояния страны.
Список литературы
1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Норма, 2001.
2. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984.
3. Быстрова Ю.В. Система предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
4. Понятия советской криминологии / А.И. Долгова, Б.В. Коробейников, В.Н. Кудрявцев, В.В. Панкратов. М.: ВИИП и ПП, 1985.
5. Шестопал О. ЦБ ждет объяснений от 57 банков. Ш_: http://www.kommersant.ru/doc/2692638 (дата обращения: 8 дек. 2015 г.).
6. Маркелов Р. Центробанк хочет повернуть финансовые реки, вытекающие из России, вспять // Рос. газ. 2015. 24 марта.
7. Зыкова Т. Ничего наличного // Рос. газ. 2015. 20 окт.
ТИХОНОВА С.С., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра уголовного права и процесса;
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, 603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23
КИСЕЛЕВА И.А., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра уголовного права и процесса;
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, 603022, г. Нижний Новгород, просп. гагарина, 23
TIKHONOVA S.S.,
Candidate of Legal Sciences,
associate professor,
Chair of criminal law and criminal procedure;
Nizhny Novgorod State University
named after N.I. Lobachevsky,
Gagarin Ave. 23, Nizhny Novgorod, 603022,
Russian Federation
KISELEVA I.A.,
Candidate of Legal Sciences, [email protected]
Chair of criminal law and criminal procedure; Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Gagarin Ave. 23, Nizhny Novgorod, 603022, Russian Federation