6. Романченко М. К. Опыт создания образовательного учреждения многоуровневого непрерывного профессионального образования по подготовке рабочих и специалистов // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 3 (8).
7. Гоготова Ж. В. Плюсы и минусы наставничества [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/08/21/plyusy-i-minusy-nastavnichestva.
8. Организация системы наставничества в компании [Электронный ресурс]. URL: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/ sistemanastavnichestva-na-predpriyatii.
References
1. Ananyina Yu.V. Formirovaniye sredy professional'no-lichnostnogo razvitiya studentov kolledzha v usloviyakh setevoy klasternoy integratsii [Formation of the professional and personal development environment for college students in the conditions of network cluster integration]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2013. (In Russian).
2. Romanchenko M. K., Byachkov A. S., Romanchenko A. M. Razvitiye mirovoy sistemy professional'nogo obrazovaniya [The development of the world system of professional education]. International Research Journal, 2016, no. 10 (52), part 3, pp. 183— 187. (In Russian).
3. Romanchenko M. K. Opyt sozdaniya mnogofunktsional'nogo tsentra prikladnykh kvalifikatsiy na baze kolledzha [Experience in creating a multifunctional college-based application qualification center]. Professional education. Capital, 2016, no. 10, p. 49-51. (In Russian).
4. Romanchenko M. K., Krasheninnikov S. V., Kubashev A. N., Romanchenko A. M. Povysheniye pedagogicheskogo masterstva, kak faktor povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov [Teaching excellence as a factor of improvement of quality of training]. International Research Journal, 2016, no. 09 (51), part 4, pp. 79-81. (In Russian).
5. Romanchenko M. K., Korikov V. A., Shalbayeva L. V. Sover-shenstvovaniye programmno-metodicheskogo obespeche-niya uchebnogo protsessa v razlichnykh formakh organizatsii uchebnoy deyatel'nosti [Improvement of software and methodical support of educational process in various forms of organization of educational activity]. New Science: Theoretical and Practical View, 2016, no. 8, pp. 81-83. (In Russian).
6. Romanchenko M. K. Opyt sozdaniya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya mnogourovnevogo nepreryvnogo professio-nal'nogo obrazovaniya po podgotovke rabochikh i spetsialistov [Experience of creating an educational institution of multilevel continuous professional education for training workers and specialists]. Education and Science in Modern Conditions, 2016, no. 3 (8). (In Russian).
7. Gogotova Zh. V. Plyusy i minusy nastavnichestva [Pros and cons of mentoring]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/ administrirovanieshkoly/library/2013/08/21/plyusy-i-minusy-nastavnichestva. (In Russian).
8. Organizatsiya sistemy nastavnichestva v kompanii [Organization of mentoring system in the company]. Available at: https:// assistentus.ru/vedenie-biznesa/sistemanastavnichestva-na-predpriyatii. (In Russian).
УДК/UDC 378.183 В. Ю. Флягина, К. В. Грибенщиков
V. Flyagina, K. Gribenshchikov
ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ФУНДАМЕНТ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
INVOLVEMENT IN VOLUNTARY ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY AS A FOUNDATION OF AN ACTIVE LIFE AND CIVIL POSITION OF STUDENTS
Введение. В статье представлено исследование по проблемезначимости вовлечения молодежи на этапе обучения в вузах в добровольчество для формирования у нее активной гражданской и жизненной позиции.Цель исследования - изучить влияние добровольческой деятельности в студенческой среде на формирование активной жизненной и гражданской позиции обучающихся высших учебных заведений.
Методология. Для достижения цели исследования применяются анкетный и экспертный опросы (экспертное интервью).
Результаты. В работе раскрыто понятие «добровольчество»; проанализированы термины «жиз-
ненная позиция», «гражданская позиция»; изучены организации, развивающие добровольчество в Кемеровской области; названы причины вхождения студентов в добровольческие движения; определены конкретные изменения, происходящие в миропонимании и образе жизни активных студентов; выявлены ценностные ориентации, жизненные установки, с наибольшей вероятностью развивающиеся у обучающихся, вовлеченных в добровольчество. В ходе исследования выделено четыре группы студентов по признаку причин и последствий их активности, обозначены основные закономерности, возникающие на этапе обучения в вузе, в зависимости от уровня
активности студентов, их участия / неучастия в добровольческой деятельности.
Заключение. Выводы подтверждают благоприятное влияние высокой деятельностной и социальной активности студентов в добровольческих движениях, на формирование их жизненной и гражданской позиции, а также указывают на то, в чем выражается это влияние.
Introduction. The article presents a study on the importance of involving youth at the stage of training in universities in volunteering to form an active civic and life position. The purpose of the study is to study the effect of volunteer-ism in the student community on the formation of an active life and civic position of students in higher education.
Materials and Methods. To achieve the goal of the study, the following methods were used: questionnaire survey, expert survey (expert interview).
Results. The concept of volunteering is revealed in the work; the terms "life position", "civic position" are analyzed; studied organizations that develop volunteerism in the Kemerovo region; the reasons for students joining volunteer movements are identified; identified specific changes in the worldview and lifestyle of active students; Value orientations, life attitudes, most likely developing among students involved in volunteering, are identified. During the study, four groups of students were identified on the basis of the causes and consequences of their activity, the main patterns arising at the stage of study at the university are identified, depending on the level of students' activity, their participation / non-participation in voluntary activity.
Conclusions. In conclusion, conclusions are drawn that testify to the favorable effect of high activity and social activity produced as a result of students participating in volunteer movements on the formation of their life and civic position, as well as how this effect is expressed.
Ключевые слова: добровольчество, студенчество, активная жизненная позиция, гражданская позиция.
Keywords: volunteering, students, life position, citizenship.
Введение
Современное состояние российского общества определяется рядом тенденций, прямо и косвенно влияющих на его развитие. Одной из таких тенденций является повышение гражданского самосознания всех возрастных групп. Государство заинтересовано в дальнейшем продвижении данной тенденции, о чем свидетельствует социальная, семейная и демографическая политика страны. Особый акцент в госу-
дарственной политике делается на поддержку инициативы граждан через создание условий для проектной деятельности и стимулирование самоорганизации в образовательных учреждениях всех уровней. Увеличение числа добровольцев (в 2017 г. - 1,4 млн человек, в 2018 г. - 2337 тыс. человек, в 2019 г. -15 млн человек) подтверждает повышение гражданского самосознания среди населения [6].
В соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 (социальная поддержка и защита граждан, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе и т. д.) настоящего федерального закона [14].
На фоне повышения популярности добровольчества среди граждан России, повышается интерес и к исследованию влияния такого рода деятельности на жизненную и гражданскую позицию вовлеченных людей.
Согласно определению Я. Стюарта, жизненная позиция - это основные убеждения и понятия человека о себе и других людях, которые призваны оправдывать решения и поведение человека; основополагающая позиция человека, заключающаяся в его отношении к себе и другим людям [11].
Иную трактовку понятия дают Д. Ньюстром, К. Дэвис: «жизненная позиция - это преобладающий способ построения отношений с людьми, как правило, сохраняющийся на протяжении всей человеческой жизни, за исключением случаев, когда индивид приобретает значимый опыт, корректирующий его жизненную позицию» [9]. Таким образом, жизненная позиция ограничена повседневной жизнедеятельностью и находится в рамках представлений «человек о себе», «человек о других», и на ее основании личность принимает решения.
В свою очередь, гражданская позиция, представляющая собой интегративную систему отношений личности к государству, обществу и самому себе, как гражданину, включает в себя ценностные индивидуальные установки, качества, гражданскую идентичность [13]. Актуально также следующее определение:
гражданская позиция - это совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отношений человека к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализуются в социально значимой деятельности [7].
Из сравнительного анализа понятий «жизненная позиция» и «гражданская позиция» становится ясно, что второй термин существенно шире и предполагает включение личности в жизнь общества, с учетом его основных ценностных ориентиров, культурных особенностей, включает в себя представление о себе не только как об отдельной личности, но и как о члене определенного, сложившегося социума. Соответственно, в зависимости от степени развитости гражданской позиции, она может быть либо активной, либо пассивной.
Стоит отметить и факторы формирования гражданской позиции. Ее формирование обусловлено вовлеченностью в социально значимую деятельность, осознанием ее важности для общества, пониманием и принятием факта воздействия личности на общество и общества на личность. При наличии этих составляющих возможен переход жизненной позиции в активную гражданскую.
Для реализации гражданами социально значимой деятельности в России существует несколько основных организаций. Они охватывают все возрастные группы, но мы остановимся на тех площадках, которые актуальны для студенчества города Кемерово и в частности для студентов Кемеровского государственного университета.
Одной из таких площадок является «Росмоло-дежь» - федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого заключается в создании условий для самореализации и развития молодого поколения. Реализует свои функции данная организация по следующим направлениям: здоровый образ жизни, волонтерство, предпринимательство, патриотизм, самоуправление, общественные организации, социальная защита, молодые семьи и т. д. Росмолодежь является основным органом, способствующим развитию добровольчества в России.
Следующей площадкой является АНО «Региональный центр развития добровольчества «БлагоДарю»». Данная организация создана для привлечения волонтеров с целью осуществления масштабных социальных проектов, их создания и поддержки. Особые интерес данный центр представляет для студентов, обучающихся на социально ориентированных направлениях, так как позволяет получить широкий
опыт взаимодействия с множеством категорий населения, укрепить и развить необходимые специалистам профиля работы человек-человек компетенции.
Еще одной площадкой является Добровольческий центр КемГУ «Команда ДоброТЫ». Центр занимается реализацией волонтерских инициатив студентов вузов, граждан, различных коммерческих и некоммерческих организаций. Будучи его участником, студент может стать членом определенной волонтерской команды или сам ее организовать.
Также в Кемеровской области реализуется проект «Словом и делом», который представляет собой комплекс добровольческих мероприятий, ориентированных на оказание услуг различной направленности населению Кемеровской области, проживающему на территории, в которой затруднено оказание юридических, экономических, экологических, ветеринарных услуг и шефской помощи. Проект предоставляет возможность реализовать свои профессиональные компетенции будущим юристам, специалистам по социальной работе через оказание помощи нуждающимся в ней. В целом можно отметить, что добровольческая деятельность очень популярна на современном этапе развития общества, очень значима для развития социальной политики и социальной сферы, но, что дает вовлеченность в нее для развития отдельной личности, для формирования ее жизненных и гражданских ориентиров, пока остается до конца неопределенным.
В настоящее время изучением влияния добровольчества на формирование личности человека занимается множество ученых. В их числе: Г. Г. Бородаева, И. А. Руднева, С. В. Павлюк, И. Н. Колесников, В. В. Мельников, Е. В. Великанова и др. [1; 2; 10]. Стоит отметить, что воздействие участия в волонтерской деятельности на формирование личной позиции студентов исследовано не в полной мере, так как недостаточно изучено его влияние на формирование гражданской и жизненной позиции в частности студентов и выпускников вузов. Это обстоятельство обусловило и актуализировало проведение настоящего исследования.
Следовательно, основной целью нашего исследования является изучение влияния добровольческой деятельности в студенческой среде на формирование активной жизненной и гражданской позиции обучающихся высших учебных заведений. Данная цель предполагает решение двух задач: подтверждение влияния и значимости участия в добровольческой деятельности вуза на формирование и развитие гражданской и жизненной позиции студентов в дальнейшей жизни и определение того, в чем выражается это влияние вовлечения в добровольческую деятельность вуза.
Методология
Авторами статьи в феврале и марте 2020 года было проведено исследование. В качестве основных методов исследования были использованы метод анкетного опроса и метод экспертного опроса (экспертное интервью), проведенные с привлечением интернет-технологий, онлайн. Анкета состояла из 11 вопросов (закрытого, открытого и полузакрытого типа). Базой исследования стал Кемеровский государственный университет (КемГУ). Удалось привлечь 108 респондентов - студентов, обучающихся с 1 по 5 курс бакалавриата, специалитета, различных направлений и институтов (факультетов), с различной степенью участия (вовлеченности) в добровольческой деятельности (от полного ее игнорирования до основного вида занятости). При помощи анкетного опроса определялась зависимость между активностью участия студентов в добровольческой деятельности и уровнем сформированности их жизненной и гражданской позиции.
Экспертный опрос (экспертное интервью) состоял из 8 вопросов. В нем принимали участие 12 студентов, занимающихся на постоянной основе добровольческой деятельностью не менее трех лет. Преимущественно, это были студенты Кемеровского государственного университета. Он был направлен на выявление конкретных изменений, происходивших в личности студента по мере реализации себя в добровольчестве.
Результаты
В ходе анкетного опроса студентам было предложено выбрать наиболее подходящую для них позицию, описать ее, определить собственную степень участия в различных добровольческих мероприятиях и решить, собираются ли они проявлять какую-либо активность, кроме профессиональной, после завершения обучения в вузе. Предложены были следующие позиции: студент, студент-активист, студент с активной жизненной позицией, студент с активной гражданской позицией. На вопрос о различиях между перечисленными выше позициями респонденты предпочитали не отвечать (71 %) или отвечали коротко (29 %).
Было определено количество респондентов, выбравших ту или иную позицию. В частности респондентов, выбравших позицию «Студент» было 35 человек, что составило 32 % респондентов от общего числа опрошенных. Они либо не участвуют в мероприятиях (31 % респондентов от 35 человек), либо чаще игнорируют мероприятия, чем их посещают (45 %), и небольшая доля посещает их, если они им по каким-либо
причинам становятся интересными (24 % респондентов). Среди причин, по которым респонденты в позиции «студент» проявляют активность/посещают мероприятия, они выделяли: возможность пообщаться с новыми людьми (9 %), приобретение полезного опыта (18 %). При этом большинство респондентов в позиции «студент» (73 %) считают, что если человек во время обучения в вузе занимает активную жизненную и гражданскую позицию, то он продолжит ее занимать и после получения профессии. Сами же студенты, не вовлеченные в добровольчество или другие формы студенческой самоорганизации и не планируют быть социально активными после завершения обучения в вузе.
Следующую группу составили участники исследования, выбравшие позицию «студент-активист» (26 человек, что составило 25 % респондентов от общего числа опрошенных). Они участвуют в мероприятиях в зависимости от их направленности (58 % от 26 человек) либо стараются участвовать во всех мероприятиях (42 %). Среди причин своей активной позиции опрошенные отмечают: возможность самореализоваться (43 %), желание помогать окружающим (12 %), контакт с интересными людьми (30 %), приобретение полезного опыта (8 %), все вышеперечисленное (8 %). На вопрос о различиях между перечисленными позициями (студент, студент с активной жизненной позицией и т. д.) отвечали достаточно активно, описывая каждую из позиций: студент-активист -это студент, участвующий в мероприятиях и, в принципе, во всей жизни вуза; студент с активной жизненной позицией - это студент, который желает участвовать не только в вузовских мероприятиях, но и ведет активную деятельность на благо, например, города; студент с активной гражданской позицией - это студент, проявляющий себя как активный гражданин своего города, своей области, страны, защищающий ее интересы и ценности (усредненное мнение студентов по этому вопросу). После завершения обучения студенты из этой группы планируют сохранить активную позицию, так как им это интересно.
Третью группу исследования составили студенты с активной жизненной позицией (39 человек, что составило 36 % респондентов от общего количества опрошенных). Для них характерно: участвуют в мероприятиях в зависимости от их направленности (49 % от 39 человек), либо чаще участвуют, чем не участвуют (51 %); среди причин активности выделяют: возможность самореализоваться (39 %), желание помогать окружающим (12 %), контакт с интересными людьми (31 %), приобретение полезного опыта (18 %).
На вопрос о различиях между перечисленными позициями (студент, студент с активной жизненной позицией и т. д.) ответили только половина респондентов (19 респондентов из 39-49 % респондентов) и описание каждой позиции схоже с описанием у студентов-активистов. После завершения обучения студенты этой группы также планируют сохранить активную жизненную позицию, так как им это интересно.
И, наконец, четвертую группу составили студенты с активной гражданской позицией (8 человек, что составило 7 % от общего количества опрошенных респондентов). Они чаще участвуют в мероприятиях, чем не участвуют (63 % от 8 человек), либо участвуют в зависимости от направленности мероприятия (37 %). Среди причин активности выделяют: возможность самореализоваться (43 %), желание помогать окружающим (43 %), контакт с интересными людьми (43 %), приобретение полезного опыта (86 %). На вопрос о различиях между перечисленными выше позициями (студент, студент с активной жизненной позицией и т. д.) отвечали редко (38 % респондентов) и делали акцент на понимании политических и культурных процессов студентами с активной гражданской позицией. После завершения обучения планируют сохранить активную гражданскую позицию, так как им это интересно (62 %) или это будет частью их работы (38 %).
В марте авторами статьи было проведено экспертное интервью. Среди форм деятельности, реализуемых «экспертами» (студентами, длительное время занимающимися добровольчеством) в рамках добровольческой деятельности, были: организация спортивных, культурных и творческий мероприятий. Участие как в роли организатора, так и в роли исполнителя в: мероприятиях, направленных на помощь детям из детских домов, пожилым людям, добровольческих акциях. Непосредственно ими осуществлялись следующие действия: помощь в решении бытовых, правовых вопросов, сопровождение участников мероприятия, выступление в роли ведущего, аниматора, сценариста и т. д.
Эксперты отмечали следующие знания/умения/ навыки, которые могут приобрести студенты, участвуя в добровольческой деятельности: управление ограниченными ресурсами; налаживание контактов как с другими добровольцами, так и с руководителями; навыки мотивирования других людей на участие в деятельности. Также все участники исследования отмечали увеличение стрессоустойчивости, снижение тревожности и повышение трудоспособности. Кроме того, по мнению экспертов, активная работа в исследуемой сфере приводит к следующим измене-
ниям личности: повышению уровня терпимости (терпеливости) (60 %), толерантности (42 %), дружелюбия (75 %), ответственности (92 %), активности и инициативности (75 % экспертов). Еще касаемо того, в чем выражается влияние добровольческой деятельности на жизненную позицию, были выявлены следующие мнения респондентов: изменение восприятия собственной жизни на основании опыта других людей/ примеров жизненных позиций (60 %); повышение значения семьи, коллектива, друзей в жизнедеятельности (34 %); повышение качества организации образа жизни, упорядочивание его (под воздействием возросшей нагрузки) (75 %); восприятие себя как части коллектива, а не отдельного целого (60 %); повышение уровня активности (60 %); смена мотивации -от материального благополучия в сторону общественного блага, от активности ради активности до конкретного результата (34 %). Участники исследования также отметили роль активного участия в добровольческой деятельности в процессе формирования гражданской позиции студентов: поскольку добровольческая деятельность дает непосредственный опыт реализации определенных общественно полезных действий, позволяет молодежи приобретать знания без отрыва от практики, повышает активность студентов, а также реализует все перечисленные ранее на основании позиций патриотизма и коллективизма, ее роль представляется крайне позитивной и важной. Эксперты также выделили качества, которые формируются у студентов в процессе добровольческой деятельности и затем переходят в разряд установок по жизни: толерантность, адаптивность, эмпатия, трудолюбие, ответственность, альтруизм, милосердие, сострадание.
Заключение
По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Студенты, активно посещавшие различные мероприятия и всячески проявляющие активность, в абсолютном большинстве случаев собираются сохранить свою активность и после завершения обучения в вузе, что свидетельствует о высоком значении добровольческой деятельности в процессе формирования личности выпускника.
2. При этом далеко не все активные студенты считают, что у них активная гражданская позиция. Для большинства более актуальна активная жизненная позиция.
3. Несмотря на низкое количество студентов, выбравших активную гражданскую позицию, ответы
респондентов из всех групп, кроме группы «студенты» свидетельствуют о наличии признаков данной позиции даже у тех опрошенных, которые к этой категории себя не причисляют.
4. Наименьшая вероятность развития активной гражданской и жизненной позиции в дальнейшей жизни отмечена у тех студентов, которые всячески игнорировали добровольческие мероприятия, что подтверждает гипотезу данного исследования.
5. В процессе участия в добровольческой деятельности, студенты приобретают большое количество знаний, умений, навыков (организации деятельности, мотивации и мобилизации человеческих ресурсов) и опыта (формирования эффективного образа жизни, совместной деятельности с другими людьми в рамках стрессовой ситуации и т. д.), на основание которого и формируется гражданская позиция. Через них и происходит влияние вовлечения в добровольческую деятельность.
6. Будучи постоянно вовлеченными в организацию и проведение мероприятий, добровольцы вырабатывают полезные качества (стрессоустойчивость, коммуникабельность, снижение тревожности, повышение трудоспособности), формируют общественно полезные ценности и установки (преобладание в системе ценностей устремлений в сторону повышения общественного благосостояния, приобщение к культурным ценностям, повышение роли семьи в жизни). Благодаря этому их гражданская позиция развивается быстрее и в большем объеме, нежели у тех граждан, которые не вовлекаются в активную общественную деятельность. Влияние вовлечения в добровольческую деятельность происходит и через эти аспекты.
Итак, в перспективе активная гражданская и жизненная позиция среди студентов высших учебных заведений проявляется только в тех случаях, когда обучающегося удалось привлечь к социально-значимой, добровольческой деятельности еще в вузе. Данный факт дает дополнительные основания подчеркнуть высокую значимость добровольчества в формировании гражданского самосознания среди российской студенческой молодежи. Соответственно, если мы желаем жить в стране, в которой большая часть людей будут иметь социальную направленность, и в этом ракурсе по праву называться «социальным государством», то о его перспективах развития необходимо заботиться на более ранних этапах, транслировать необходимость вовлеченности в добровольческие инициативы уже на уровне школьного образования.
Результаты данного исследования могут послужить базой для дальнейшего изучения воздействия добровольчества на личность, а также в статье содержаться выводы, которые могут поспособствовать развитию информационного, ценностного и обучающего компонента добровольческих движений.
Литература
1. Бородаева Г. Г, Руднева И. А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=14037 (дата обращения: 13.03.2020).
2. Великанова Е. В. Волонтерские организации учебных заведений как фактор формирования социально-культурного пространства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 12 (116). С. 140-146.
3. Великанова Е. В. Условия эффективной институционализа-ции добровольческого молодежного движения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 9 (125). С. 151-159.
4. Григорьев И. Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 12 (68). С. 100-104.
5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.
6. Мирошина Т. А., Игонина Т. Б. Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Вестник КемГУ. 2014. № 2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-pozitsii-studentov-vuza-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 20.03.2020).
7. Олейников В. С. Гражданская позиция личности: основные подходы к формированию [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-pozitsiya-lichnosti-osnovnye-podhody-k-formirovaniyu (дата обращения: 13.03.2020).
8. Носова Ю. И. Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и его основные характеристики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 62-65.
9. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. 444 с.
10. Павлюк С. В., Колесников И. Н., Мельников В. В. Роль волонтерской деятельности в развитии социально значимых личностных качеств студентов [Электронный ресурс] // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-volonterskoy-deyatelnosti-v-razvitii-sotsialno-znachimyh-lichnostnyh-kachestv-studentov (дата обращения: 13.03.2020).
11. Стюарт Я. Современный транзактный анализ. СПб., 1996. 330 с.
12. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб., 2001. 416 с.
13. Марченко С. М., Шабанова Т. В. Формирование ценностных установок гражданской позиции у курсантов военных вузов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2, Т. 2. С. 291-295.
14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства) [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 13.03.2020).
15. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71-73.
References
1. Borodaeva G. G., Rudneva I. A. Volonterskaia deiatel'nost' kak faktor formirovaniia lichnosti studenta [Volonteer activity as a factor of forming of personality of student]. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (accessed 13.03.2020). (In Russian).
2. Velikanova E. V. Volonterskie organizatsii uchebnykh zavedenii kak faktor formirovaniia sotsial'no-kul'turnogo prostranstva [Voluntary organizations of educational institutions as formation factor of socio-cultural space]. Tambov University Review. Series Humanities, 2012, no. 12 (116), pp. 140-146. (In Russian).
3. Velikanova E. V. Usloviia effektivnoi institutsionalizatsii dobrovol'cheskogo molodezhnogo dvizheniia [Conditions of effective institutionalization of voluntary youth movement]. Tambov University Review. Series Humanities, 2013, no. 9 (125), pp. 151-159. (In Russian).
4. Grigoryev I. N. Spetsifika organizatsii volonterstva v molodezhnoi srede [Specificity of volunteer activity arrangement in youth environment]. Tambov University Review. Series Humanities, 2008, no. 12 (68), pp. 100-104. (In Russian).
5. Leontiev D. A. Metodika izucheniia tsennostnykh orientatsii [Methodology for studying value orientations]. Moscow, 1992, 17 p. (In Russian).
6. Miroshina T. A, Igonina T. B. Formirovanie grazhdanskoi pozitsii studentov vuza kak sotsial'no-pedagogicheskaia problema [Formation of the students' civilian position in higher educational institutions as a social and pedagogical]. Bulletin of Kemerovo State University, 2014, no. 2 (58). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-pozitsii-studentov-vuza-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (accessed 20.03.2020). (In Russian).
7. Oleinikov V. S. Grazhdanskaia pozitsiia lichnosti: osnovnye podkhody k formirovaniiu [Civil position of person: main approaches to the formation]. Vestnik of the Saint-Petersburg University of the
MIA of Russia, 2016, no. 4 (72). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/grazhdanskaya-pozitsiya-lichnosti-osnovnye-podhody-k-formirovaniyu (accessed 13.03.2020). (In Russian).
8. Nosova Y. I. Volonterstvo kak sotsial'no-kul'turnyi fenomen: genezis i ego osnovnye kharakteristiki [Volunteering as a social and cultural phenomenon: genesis and main features]. Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts, 2012, no. 3-1, pp. 62-65. (In Russian).
9. Niustrom D., Devis K. Organizatsionnoe povedenie [Organizational Behaviour]. St. Petersburg, 2000, 444 p. (In Russian).
10. Pavlyuk S. V., Kolesnikov I. N., Melnikov V. V. Rol' volonterskoi deiatel'nosti v razvitii sotsial'no znachimykh lichnostnykh kachestv studentov [The role of volunteer activities in development of socially significant personal qualities of students]. Memoirs of Tambov Regional Branch of the Russian Union of Young Scientists, 2016, no. 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-volonterskoy-deyatelnosti-v-razvitii-sotsialno-znachimyh-lichnostnyh-kachestv-studentov (accessed 13.03.2020). (In Russian).
11. Stuart Ya. Sovremennyi tranzaktnyi analiz [Modern transactional analysis]. St. Petersburg, 1996, 330 p. (In Russian).
12. Uznadze D. N. Psikhologiia ustanovki [Installation psychology]. St. Petersburg, 2001, 416 p. (In Russian).
13. Marchenko S. M., Shabanova T. V. Formirovanie tsennostnykh ustanovok grazhdanskoi pozitsii u kursantov voennykh vuzov [The formation of the values of citizenship among cadets of military higher educational institutions]. ^zan Pedagogical Journal, 2016, no. 2, vol. 2, pp. 291-295. (In Russian).
14. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva) [On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on issues of volunteerism (volunteering)]. Federal Law of February 05, 2018 № 15-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (accessed 13.03.2020). (In Russian).
15. Holina O. I. Volonterstvo kak sotsial'nyi fenomen sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Volunteering as social phenomenon of modern Russian society]. Theory and Practice of Social Development, 2011, no. 8, pp. 71-73. (In Russian).
УДК/UDC 37.013 Ф. Д. Халикова, С. И. Гильманшина
F. Khalikova, S. Gilmanshina
НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА С УСПЕШНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
CONTINUOUS WORK WITH SUCCESSFUL TEACHERS IN THE SYSTEM OF TEACHING GIFTED YOUTH
Введение. В статье предлагается проблема непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи. Актуальность статьи определяется необходимостью поиска новых форм непрерывной работы с учителями в целях обучения одаренной молодежи, которая, обладая особыми уни-
кальными способностями, неординарным мышлением, осознанной мотивацией, будет развивать свою траекторию профессионального развития.
Цель статьи - теоретически и экспериментально изучить проблему непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи.