УДК 364 DOI 10.26425/1816-4277-2019-4-163-167
Петрина Ольга Анатольевна РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО в РОССИИ
«Государственный университет
управления», г. Москва Аннотация. Исследовано состояние добровольческой деятельности в России. Проана-
e-mail: [email protected] лизирована реализация государственной политики в отношении добровольчества, нор-
мативно-правовая база развития добровольческой деятельности. Рассмотрены этапы становления, институты развития и поддержки добровольчества. Дана оценка развития волонтерского движения в зарубежных странах. Обозначены барьеры, препятствующие развитию добровольчества. Представлен алгоритм развития добровольческой деятельности в регионах страны. Отмечена активизация добровольческого движения и повышение эффективности деятельности волонтерских организаций. Ключевые слова: доброволец, добровольческая организация, добровольческая деятельность, социально ориентированная некоммерческая организация, государственная социальная политика.
DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ACTIVITY IN RUSSIA
Abstract. The state of volunteer activity in Russia has been investigated. The implementation of the state policy in relation to volunteerism, the regulatory framework for the development of volunteerism has been analyzed. The stages of formation, institutions of development and support of volunteerism have been considered. The assessment of development of volunteer movement in foreign countries has been given. Barriers, hindering the development of volunteerism have been designated. The algorithm of development of volunteer activity in the regions of the country has been presented. Activation of the volunteer movement and increase of efficiency of activity of the volunteer organizations has been noted.
Keywords: volunteer, voluntary organization, voluntary activity, socially oriented non-profit organization, state social policy.
Petrina Olga
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг в целях социальной поддержки и защиты граждан (Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 (ред. от 05.02.2018 г.) [1]. Добровольческая деятельность направлена на улучшение материального положения малообеспеченных граждан, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе и др. [5; 6].
Добровольчество в России имеет многовековую историю, традиционно верующие работали безвозмездно в православных монастырях. Высок дух добровольчества был и в годы войн [8]. В советский период организацией добровольчества занимались пионерские и комсомольские организации. В наше время добровольчество как институт, начинает свое становление лишь с середины 1990-х гг. прошлого столетия. В 1995 г. был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и в Москве прошел первый Российский форум добровольцев. За последние двадцать лет в связи с растущим числом социальных проблем появились общественные и благотворительные организации, деятельность которых направлена на социальную поддержку граждан [4; 7].
© Петрина О.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
К основным видам добровольческой деятельности относятся:
- общественное добровольчество;
- профессиональное добровольчество;
- семейное добровольчество;
- виртуальное добровольчество.
Добровольчество сегодня является показателем уровня гражданской активности и развития демократии в стране. В России по сравнению со странами Европы уровень развития добровольческой деятельности остается низким. В европейских странах можно наблюдать устойчивое идеологическое и финансовое обеспечение добровольческой деятельности, со стороны государства осуществляется постоянная поддержка волонтеров. К основным видам волонтерской деятельности в Европе можно отнести фандрайзинг (сбор средств) - 27 %, приготовление и раздача пищи - 23 %, сфера образования - 19 %. По данным Организации Объединенных Наций добровольчеством занимаются в Германии - 23 % населения, во Франции - 19 %, в Англии - 24 % жителей страны. По предложению Генеральной Ассамблеи ООН с 1985 г. отмечается Международный день добровольцев.
Необходимо отметить, что в последние годы и в России наблюдается активизация добровольческой деятельности (число добровольцев в России за 2017 г. по данным Росстата составило 2 731 652 человека), сформированы институты поддержки волонтерской деятельности. В 1990 г. был создан «Национальный центр добровольчества» (далее - НЦД), зарегистрированный как Благотворительный фонд «Московский дом милосердия». Все эти годы НЦД проводил работу по развитию добровольческой деятельности, результатом которой явилось обобщение российских и зарубежных практик и выпуск учебно-методических материалов по системному развитию добровольчества в России.
Союз волонтерских организаций и движений (далее - СВОД), целью которого является развитие добровольчества в России, действует с 2009 г. В настоящее время СВОД реализует проекты: «Школа волонтерских технологий», «Служба координации волонтеров», «Волонтеры Москвы 55+», «Слет волонтеров» и другие [10]. В ноябре 2013 г. прошла X Общероссийская конференция по добровольчеству «Стратегия добровольчества в России - 2020. Дорожная карта». Основная цель реализации дорожной карты «Добровольчество - 2020» -повысить уровень добровольческого участия в деятельности некоммерческих организаций от экономически занятого населения с 1-3 % (2013 г.) до 10 % (2018 г.) и к 2020 г. повысить этот показатель до 20 %.
Ассоциация волонтерских центров (далее - Ассоциация), созданная в 2014 г. выстраивает систему работы по организации и сопровождению волонтерских центров, осуществляющих свою деятельность в субъектах России. В состав Ассоциации входят более 100 организаций: ресурсные центры по поддержке добровольчества, некоммерческие организации, образовательные организации среднего и высшего образования. Ассоциация помогает формировать инфраструктуру поддержки волонтерства в регионах, систематически вовлекает добровольцев в масштабные национальные проекты, поддерживает волонтерские инициативы, распространяет методики и опыт игр по работе с добровольцами. Сегодня в работе центров Ассоциации участвуют более 200 тыс. человек. В 2017 г. в России учрежден День добровольца (волонтера), который отмечается 5 декабря. 2018 г. был объявлен Годом добровольца (волонтера), что говорит о роли и значимости добровольчества в развитии страны и признании волонтерской деятельности [3].
По результатам социологических опросов россияне готовы участвовать в добровольческой деятельности, но не знают куда обратиться и как приложить свой труд на благо нуждающихся. Кроме того, назрела необходимость в пересмотре нормативно-правовых основ волонтерской деятельности. Федеральный закон от 05.02.2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - РФ) по вопросам добровольчества (волонтерства)», вступивший в силу с 01.05.2018 г. ввел понятийный аппарат в сфере добровольческой деятельности, прежде всего, приравняв понятия «волонтер» и «доброволец», «добровольческая деятельность» и «волонтерская деятельность» [2]. Участниками добровольческой деятельности могут быть добровольцы, организаторы добровольческой деятельности и добровольческие организации. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности выступают некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляют руководство. Добровольческая организация в соответствии с Законом может быть создана в форме автономной некоммерческой организации, фонда, общественного учреждения,
общественного движения, общественной организации, ассоциации (союза), религиозной организации. Впервые законодательно установлены полномочия органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере добровольчества. Законом определены основные подходы к формированию единой информационной системы в сфере развития добровольчества. В 2018 г. Ассоциация волонтерских центров разработала интернет-платформу «Добровольцы России» в целях создания механизмов вовлечения граждан в добровольческую деятельность и информационно-аналитического сопровождения волонтерской деятельности в стране. Через единую информационную систему можно получить информацию о предложениях и потребностях в волонтерской помощи, возможно взаимодействие с организаторами добровольчества, организациями и волонтерами, доступен и обмен опытом, лучшими практиками, в свободном доступе находятся обучающиеся материалы по повышению компетенций волонтерского сообщества.
Так как добровольческая деятельность находится в процессе становления, необходимо отметить ряд барьеров, препятствующих развитию добровольчества в стране:
- отсутствует механизм взаимодействия органов власти и подведомственных учреждений с волонтерами;
- социально ориентированные некоммерческие организации ограничены в участии в региональных конкурсах субсидий;
- низкий уровень осведомленности граждан страны о практиках добровольческой деятельности;
- ограниченный доступ к материально-техническим средствам и помещениям организациям, осуществляющим добровольческую деятельность.
В 2017 г. Общественная палата РФ совместно с Агентством стратегических инициатив разработали план мероприятий по развитию добровольческого движения в стране. План включает меры по обеспечению координации межведомственного взаимодействия, меры, направленные на формирование условий для привлечения финансирования организации добровольческой деятельности, меры по обеспечению прозрачного порядка доступа волонтерских организаций к финансированию из бюджетных источников, научные и социологические исследования, направленные на изучение форм и масштабов участия граждан и организаций в добровольческой деятельности, программы подготовки и повышения квалификации в сфере организации добровольчества для сотрудников органов исполнительной власти и организаторов волонтерской деятельности, меры по внедрению модели поддержки добровольчества в субъектах Российской Федерации. В рамках Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации Агентством стратегических инициатив разработан Стандарт поддержки добровольцев, включающий девять этапов становления добровольчества в регионе.
1. Принятие регламента взаимодействия региональных органов государственной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями. Документ должен включать условия вовлечения волонтеров в деятельность государственных и муниципальных учреждений субъекта РФ. В регламенте должны быть прописаны требования к волонтерам, гарантии доступа волонтеров к мерам государственной поддержки.
2. Назначение ответственного лица за развитие добровольчества (волонтерства) в регионе. Ответственное лицо обеспечивает межведомственное взаимодействие по вопросам содействия развитию добровольчества, организует канал прямой связи с организаторами добровольческой деятельности и добровольцами, координирует распределение мер государственной поддержки по направлениям добровольчества.
3. Создание Совета по вопросам добровольчества (волонтерства). Совет по вопросам добровольчества является консультативным органом по вопросам добровольчества в регионе. Состав Совета: лидеры добровольческих групп, организаторы добровольческой деятельности, общественные организации и объединения.
4. Открытие ресурсных (добровольческих) центров. В каждом субъекте РФ должна быть определена региональная организация, оказывающая комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в области добровольческой деятельности. Центры должны проводить работы по мобилизации добровольческих усилий граждан и организаций, популяризации волонтерской деятельности, тиражировании технологий управления добровольческими ресурсами.
5. Предоставление субсидий и грантов добровольческим организациям. Для получения субсидии в целях развития своей деятельности волонтерские организации участвуют в конкурсе проектов, основным требованием к которому является прозрачность конкурсных операций.
6. Оказание информационной поддержки и популяризация добровольчества. На информационных ресурсах муниципалитетов и органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе на базе добровольческого центра и на базе региональных и федеральных интернет-платформ должна быть размещена информация о возможностях участия в добровольческой деятельности.
7. Подготовка волонтеров и должностных лиц. В регионах необходимо обеспечить подготовку должностных лиц, ответственных за развитие добровольческой деятельности.
8. Разработка мер поощрения добровольцев (волонтеров). В субъектах РФ должен быть разработан механизм поощрения добровольцев и волонтерских организаций.
9. Оценка внедрения Стандарта. На этом этапе необходимо дать социально-экономическую оценку реализации механизма развития добровольческой деятельности в регионе [9].
По результатам исследования можно сделать вывод, что более 70 % регионов страны готовы к внедрению Стандарта. Реализация данного проекта будет способствовать, прежде всего, росту благополучателей и обеспечению равного доступа всех желающих к добровольческой (волонтерской) деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что за исследуемый период в стране проделана большая работа по развитию добровольчества в России: сняты правовые барьеры, разработан механизм информационно-методологической поддержки, определены основные подходы к стимулированию добровольческой деятельности, повысился уровень доверия граждан к некоммерческому сектору и, как следствие повышение эффективности деятельности волонтерских организаций.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 (ред. от 05.02.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http:// www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 10.01.2019).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 г. № 15-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 10.01.2019).
3. Указ Президента Российской Федерации «О дне добровольца (волонтера)» от 27.11.2017 г. № 572 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42521 (дата обращения: 10.01.2019).
4. Милькина, И. В. Развитие социального партнерства в решении вопросов местного значения / И. В. Милькина // Отечественные традиции государственного управления и современность. Материалы научно-общественного Новгородского форума. - М.: ГУУ, 2017. - С. 19-23.
5. Миронов, С. В. Франчайзинг как новая форма договорных отношений социальной сферы / С. В. Миронов, Е. Г. Хмель-ченко // Вестник национального института бизнеса. - 2018. - № 32. - С. 142-146.
6. Петрина, О. А. Некоторые аспекты развития социального предпринимательства в России // Муниципальная академия. -2018. - № 3. - С. 50-54.
7. Петрина, О. А. Теоретические подходы к формированию устойчивого развития социально-экономических систем / О. А. Петрина // Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры государственного и муниципального управления. - М., 2017. - С. 51-57.
8. Яковлев, А. Ю. На страже национальной безопасности // Вопросы местного самоуправления: стратегия и практика муниципального развития. - 2010. - № 1. - С. 66.
9. Стандарт поддержки волонтерства в регионах [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. - Режим доступа: https://asi.ru/social/volunteers/ (дата обращения: 10.01.2019).
10. Союз волонтерских организаций и движений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volontery.ru (дата обращения: 10.01.2019).
References
1. Federa'lnyi zakon «O blagotvoritel'noi deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve)» ot 11.08.1995 g. № 135-FZ (red. ot 05.02.2018 g.) [Federal law «On charitable activities and volunteering (volunteering)» dated August 11, 1995 № 1.55-ФЗ (ed. 05.02.2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 10.01.2019).
2. Federa'lnyi zakon «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatelnye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva)» ot 05.02.2018 g. № 15-FZ [Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Issues of Volunteering (Volunteering)» dated February 05, 2018 № 15-03]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 10.01.2019).
3. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «O dne dobrovol'tsa (volontera)» ot 27.11.2017 g. № 572 [Decree of the President of the Russian Federation «On the day of the volunteer (volunteer)» dated November 27, 2017. № 572]. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/42521 (accessed 10.01.2019).
4. Mil'kina I. V. Razvitie sotsial'nogo partnerstva v reshenii voprosov mestnogo znacheniya [Development of social partnership in solving local issues]. Otechestvennyye traditsii gosudarstvennogo upravleniya i sovremennost. Materialy nauchno-obshchest-vennogo Novgorodskogo foruma [Domestic traditions of state administration and modernity. Materials of the scientific and public Novgorodforum. State University of Management], Gosudarstvennyi universitet upravleniya, 2017, pp. 19-23.
5. Mironov S. V., Khmel'chenko E. G. Franchaizing kak novaya forma dogovornykh otnoshenii sotsial'noi sfery [Franchising as a new form of social contractual relations]. Vestnik natsionalnogo instituta biznesa, 2018, I. 32, pp. 142-146.
6. Petrina O. A. Nekotorye aspekty razvitiya sotsial'nogo predprinimatelstva v Rossii [Some aspects of the development of social entrepreneurship in Russia]. Munitsipal'naya akademiya [MunicipalAcademy], 2018, I. 3, pp. 50-54.
7. Petrina O. A. Teoreticheskie podkhody k formirovaniyu ustoichivogo razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Theoretical approaches to the formation of sustainable development of socio-economic systems]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v Rossiiskoi Federatsii: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya. Sbornik nauchnykh trudov prepodavatelei. aspirantov i studentov kafedry gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [State and municipal management in the Russian Federation: current problems and development prospects. Collection of scientific works of teachers, graduate students and students of the department of state and municipal government], M., 2017, pp. 51-57.
8. Yakovlev A. Yu. Na strazhe natsional'noi bezopasnosti [On guard of national security]. Voprosy mestnogo samoupravleniya: strategiya i praktika munitsipal'nogo razvitiya [Issues of local self-government: strategy and practice of municipal development], 2010, I. 1, pp. 66.
9. Standart podderzhki volonterstva v regionakh [Standard of volunteering support in the regions]. Available at: https: //www.asi. ru/social/volunteers/ (accessed 10.01.219).
10. Soyuz volonterskikh organizatsii i dvizhenii [Union of volunteer organizations and movements]. Available at: http://www.vo-lontery.ru (accessed 10.01.219).