УДК 378.147:37.013.42
ББК Ч 448.986 ГСНТИ 14.15.01 Код ВАК 13.00.01
Певная Мария Владимировна,
кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620013, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, ауд. 309; e-mail: m.v.pevnaya@urfu.ru
Лужков Юрий Васильевич,
педагог дополнительного образования, специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124; 620024, г. Екатеринбург, ул. Бисертская, 143; e-mail: ylis.e@mail.ru.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОНЦЕПТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВОМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: добровольческая деятельность; педагогическое образование; система управления добровольчеством.
АННОТАЦИЯ. По результатам анализа социологических и педагогических исследований в статье выделяются проблемы развития добровольчества в России. Цель статьи заключается в поиске определенных идей, которые позволили бы выстроить систему управления детским и юношеским добровольчеством в общеобразовательных учреждениях. Системная организация добровольческой деятельности школьников позволит добиться охвата добровольчеством всех возрастных групп населения, их включения в разные добровольческие практики. Подготовка педагогов-организаторов постепенно сможет повлиять на формирование в обществе нормы добровольческого труда, на осознание российской молодежью сути добровольческого участия, на сокращение числа разовых добровольческих инициатив и случайного добровольчества.
Авторы видят пути совершенствования образовательной подготовки будущих педагогов в формировании у них компетенций организаторов добровольческой деятельности. Предлагается ввести практико-ориентированный модуль в программу обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Особенностью данного модуля является его направленность на решение тех проблем, которые реально проявляются в организации добровольчества в России и в управлении им. В процессе трехэтап-ного обучения студенты осваивают разные социальные роли (наблюдателя-исследователя, участника, организатора добровольческой деятельности). Спроектированный образовательный модуль предоставляет каждому студенту возможность получить опыт, необходимый как для личностного, так и для профессионального становления специалиста. Профессиональное обучение будущих педагогов в этом направлении необходимо для развития региональной системы управления добровольчеством.
Pevnaya Mariya Vladimirovna,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Sociology and Technologies of State and Municipal Government, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin. Ekaterinburg, Russia.
Luzhkov Yuriy Vasil'evich,
Teacher of Additional Education, Special General Education Closed Type School № 124, E katerinburg, Russia.
PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN ORGANIZATION OF VOLUNTARY ACTIVITY AS A CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF REGIONAL VOLUNTEERING MANAGEMENT
KEYWORDS: volunteering; pedagogical education; system of management of volunteering movement.
ABSTRACT. The article, based on sociological and pedagogical research, identifies common problems of development of volunteering movement in Russia. The purpose of the article is to work out ideas that could be used to create a system of management of children and youth volunteering activity in schools. Systematic organization of volunteer activities of schoolchildren would make it possible to involve in volunteering all age groups, to engage them in different volunteering practices. Professional training of teachers as volunteering managers may gradually influence the formation of social norms of volunteer labor. It could also affect Russian young people's awareness on the essence of volunteer participation and would reduce the number of one-time volunteer initiatives and occasional volunteering.
The authors see the way to improve professional training of future teachers in the formation of their volunteering managing competences. The article proposes to introduce a practice-oriented module in the curriculum of training bachelors in the field of "Pedagogical Education". A special feature of this module is its focus on the solution of the problems which really take place in the organization and management of volunteering movement in Russia. In the course of three-stage study, students learn different social roles (researcher, participant or volunteer and volunteering movement manager). The developed educational module provides each student with an opportunity to gain experience, which is necessary for both personal and professional formation of an expert. Professional training of future teachers in this field is necessary for the development of a regional system of management of volunteering movement.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00016 А - «Динамика российского волонтер-ства: перспективные практики, проблемы и возможности управления», 2016-2018 [1]
© Певная М. В., Лужков Ю. В., 2016
Добровольческая деятельность в России становится широко распространенным явлением. По последним данным международной благотворительной организации «Charites Aid Foundation», в 2015 г. 23 млн жителей нашей страны старше 18 лет (19%) хотя бы один раз за прошедший год работали волонтерами в некоммерческих организациях, а каждый третий россиянин (32%) оказывал безвозмездную помощь нуждающимся незнакомым людям [10]. Масштабы детского добровольчества в России официально не измеряются, включенность в эту деятельность детей и подростков пока исследуется только отдельными специалистами.
Популяризация добровольческого участия молодежи в разных сферах жизни общества детерминирует развитие добровольчества в России, что позволяет его рассматривать как ресурс реализации любых социальных, государственных, общественных проектов и инициатив. В разных регионах РФ стихийно начинает складываться система управления добровольчеством. Стратегия развития добровольчества включена в государственную программу патриотического воспитания граждан [3; 4], что обусловливает развитие данного феномена в направлении гражданско-патриотического воспитания. Роль публичной политики регионального уровня в этих процессах оказывается определяющей, так как именно в пространстве отдельных российских регионов создаются условия для практической реализации социальных проектов и программ по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Институциональные структуры системы образования (школы, вузы, колледжи, учреждения дополнительного образования и т. д.) сегодня выступают центрами локализации добровольческих инициатив и популяризации добровольческого движения. Если в рамках молодежной политики место добровольчеству уже контурно определено, в стране интенсивно развивается спортивное и событийное волонтерство, а деятельность молодежных некоммерческих добровольческих объединений поддерживается ресурсно, информационно, организационно и методически, то на других уровнях системы образования (в первую очередь общего и дополнительного) остро стоят проблемы с систематизацией управления добровольчеством. Важнейшей из них является подготовка школьников к реализации добровольческой деятельности, ее организация среди детей и подростков со стороны педагогов.
Благодаря принятой государственной политике в отношении добровольчества, возрастает и прагматический интерес к не-
му со стороны учеников старших классов. В 2015 г. при приеме абитуриентов многие российские вузы начали учитывать индивидуальные достижения выпускников, в том числе в сфере волонтерской деятельности, начисляя за участие в добровольческих акциях дополнительные баллы [13]. Однако, согласно «Методическим рекомендациям по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ», волонтером может быть любой человек, достигший 16 лет, а органы по делам молодежи субъектов РФ в большинстве случаев не могут выступать в качестве организатора конкретных молодежных проектов. Они должны действовать через публично-правовые инструменты, привлекая некоммерческие, а в ряде случаев -коммерческие организации [9].
Данное требование актуализирует целый ряд практических вопросов: где должна осуществляться реальная деятельность по организации и формированию волонтерских отрядов, детско-юношеских добровольческих объединений; кто является координатором деятельности детских добровольческих отрядов города или региона и как осуществляется взаимодействие между ними; в каких формах и видах должны поддерживаться добровольческие проекты школьников? Сегодня на макроуровне системы социального управления российским добровольчеством запущен определенный механизм, требующий существенной технологической проработки управленческих методов и алгоритмов взаимодействия организаторов волонтерской деятельности с детьми и подростками.
Таким образом, цель статьи заключается в поиске определенных идей, которые позволили бы выстроить систему управления детским и юношеским добровольчеством в российских общеобразовательных учреждениях, эффективно совмещать государственные интересы с потребностями и возможностями юных добровольцев, соотносить внешнее управление активностью добровольцев с их инициативностью для развития этого социального движения «снизу».
В данной публикации мы обратимся к результатам вторичного анализа социологических и педагогических работ по данной теме, а также к эмпирическим исследованиям, реализованным в Свердловской области. На основе анализа официальных документов, а также данных опроса экспертов Ш = 27, 2014-2015 гг.), проведенного с помощью метода глубинных интервью, мы обозначим только самые существенные проблемы российского добровольчества, которые должны учитываться в управлении
как настоящими, так и будущими добровольцами.
В качестве первой выделим проблему несформированности в современной России национальной традиции волонтерст-ва и отсутствия социальной нормы добровольческой деятельности в обществе. Религиозное добровольчество, получившее широкое распространение и развитие до 1917 г., в советский период не могло развиваться по политическим причинам. Авторитет Русской православной церкви в СССР был значительно подорван, так как были утрачены те нормы, стереотипы поведения, которые она формировала в обществе не одно столетие. Международная идея светского во-лонтерства была привнесена «извне» и не успела стать социальной нормой, так как возрождение добровольчества начинается только в конце ХХ в. Прообразы «квазиволонтер-ства» советского периода, носившие обязательно-принудительный характер, привели к формированию негативного отношения населения к стимулированию гражданских инициатив государством.
Вторая проблема связана с противоречивостью определения самих понятий «добровольчество» и «волонтерство» в нормативно-правовом поле РФ и сознании россиян. В нескольких законах РФ даются разные определения понятиям «волонтерство» и «добровольчество». Российским законодательством в принципе не определяется статус несовершеннолетнего добровольца. Нет четкого видения отличительных особенностей «волонтера» и «добровольца» и в сознании россиян. Отвечая на вопрос: «Как называют людей, которые по собственному желанию и без вознаграждения в свободное от работы (учебы) время делают общественно-полезные дела либо помогают нуждающимся - гражданам, животным и т. п.?», 38% респондентов, принявших участие во всероссийском опросе населения, затруднились дать какой-либо ответ, 32% назвали их волонтерами, 6% -добровольцами, 11% - добрыми, хорошими, милосердными людьми, альтруистами и т. д. [5]. Данные социологов неудивительны, так как практически каждый второй из числа всех опрошенных (49%) ничего не знает о деятельности добровольцев (волонтеров) в своем городе, селе или поселке. Социологи отмечают, что даже «внутри сообщества добровольцев нет общепринятых представлений (языка) о таких фундаментальных вещах: кто может, а кто не может считаться добровольцем, чем должны, а чем не должны они заниматься...» [8, с. 17].
Третья, специфическая российская проблема, - распространенность случайного добровольчества, сопряженная с не-
пониманием большинством добровольцев сути безвозмездной помощи незнакомым людям. Наши исследования показали, что отсутствие механизмов формирования культуры добровольчества в системе образования влечет за собой случайный характер, фрагментарность и бессистемность деятельности молодых добровольцев. Их отличает спонтанное желание поучаствовать в чем-либо массовом (в новом, интересном, незнакомом и т. д.), эпизодическая включенность в какие-либо проекты и акции без особой подготовки, низкий уровень осознания целесообразности этой деятельности, недопонимание целей и смысла участия в ней.
Вышеобозначенные проблемы во многом определяют российскую специфику добровольчества. По нашему глубокому убеждению, они должны серьезным образом учитываться в процессе принятия управленческих решений, затрагивающих сферу деятельности добровольцев. Очевидно, что система управления добровольчеством в России начинает становится частью системы государственного управления. Для решения же комплекса описанных проблем она должна быть интегрирована в систему образования отдельных российских регионов, стать неотъемлемой составляющей сферы воспитания и образования, где формируются и развиваются ценностные установки, взгляды, позиции, качества личности обучающихся.
Определенные шаги в этом направления уже сделаны как на муниципальном, так и на региональном уровнях. В большинстве субъектов РФ, преимущественно в некоммерческом секторе, проводятся отдельные мероприятия, реализуются региональные программы развития добровольчества в общеобразовательных учреждениях всех типов [11]. В некоторых мегаполисах разработаны и действуют муниципальные программы. Существует такая программа и в г. Екатеринбурге («Екатеринбургская школа - школа волонтерства»). Ее основной целью является создание условий для развития подросткового добровольческого волонтерского движения в образовательных учреждениях города [7]. Однако поддерживаемые специалистами школьные добровольческие инициативы представлены там достаточно фрагментарно, что, в свою очередь, не позволяет нам делать выводы об успешности и эффективности развития системы детского добровольчества как в нашем городе, так и в регионе в целом.
Мозаичность практического опыта работы в этом направлении с педагогами, детьми и подростками показывает, что именно в регионе с помощью ресурса добровольчества возможно создать управляе-
мую педагогическую систему, направленную на социальную адаптацию и социализацию подростков и молодежи посредством вовлечения их в разные волонтерские практики. Добровольческая деятельность с педагогической точки зрения обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом [14, с. 51]. Она является «одним из ключевых элементов воспитательного процесса подрастающего поколения, направленным на формирование ценностных ори-ентаций, развитие социального опыта учащихся» [2, с. 219], механизмом социализации [12], технологией профессиональной подготовки или обучения, которая помогает успешно решать основные задачи развития ребенка на определенных возрастных этапах [1, с. 102].
Системная организация добровольческой деятельности среди детей и подростков позволит добиться не только охвата добровольчеством всех возрастных групп населения и их включения в разные добровольческие практики, но постепенно сможет повлиять и на формирование в обществе нормы добровольческого труда, на осознание российской молодежью сути добровольческого участия, на сокращение числа разовых добровольческих инициатив и случайного добровольчества. Безусловно, организация добровольческой деятельности в общеобразовательных организациях как одно из направлений воспитательной работы требует определенных нормативно-правовых, организационных и методических решений, а также профессионально обученных, компетентных специалистов -педагогов-организаторов, способных управлять этим процессом, применяя целый спектр социальных и педагогических технологий.
Профессиональное обучение будущих педагогов управлению добровольческими инициативами обучающихся сегодня актуализируется новым Федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), который конкретизирует основные цели внеурочной деятельности. Согласно ФГОС ООО, «образовательное учреждение должно создать необходимые условия для развития и социализации каждого учащегося, сформировать воспитывающую среду, обеспечивающую активизацию социальных, интеллектуальных ресурсов обучающихся для формирования здоровой, творчески растущей личности, у которой сформирована гражданская ответственность и правовое самосознание, которая подготовлена к жизнедеятельности в новых условиях, <...> к реализации социальных, в том числе и добровольческих проектов и программ» [15].
Как показывает анализ практики работы педагогических вузов, целенаправленной подготовки студентов-бакалавров к организации добровольческой деятельности школьников и управлению ей не ведется. Однако новые требования к педагогическим кадрам актуализируют подготовку современного учителя в рамках гуманитарной парадигмы. Рядом нормативных документов («Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.», Указ Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"») подчеркивается приоритет духовно-нравственных ценностей, которые получают развитие при условии вовлечения детей и молодежи в разнообразные социально полезные виды деятельности, в том числе в добровольчество. В связи с этим возрастает значимость подготовки студентов к осуществлению добровольческой деятельности через погружение в теорию и практику волонтерст-ва, что в дальнейшем поможет им самим находить ресурсы собственного личностного и профессионального совершенствования, реализовать свой творческий потенциал, формировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Представим концепт предлагаемых нами изменений в обучении будущих педагогов организации добровольческой деятельности школьников. Во-первых, данная подготовка должна быть практико-ориенти-рованной. Как считает Е. Н. Дронова, ее можно рассматривать «в качестве одного из базовых ресурсов, который позволяет устанавливать связи обучения с практикой, развивать социальное партнерство и межведомственное взаимодействие» [6, с. 3426]. Такая подготовка позволяет определить направления сотрудничества образовательных учреждений и детских, молодежных общественных объединений как субъектов гражданского общества.
Предлагается в процессе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» ввести обучающий модуль «Организация добровольческой деятельности». Он может быть представлен разными элементами: совокупностью учебных дисциплин, которые читаются последовательно на каждом курсе обучения; содержательными блоками модуля, которые могут читаться в рамках одного курса. Особенностью данного модуля, кроме практи-ко-ориентированного характера, является его направленность на решение тех проблем, которые реально проявляются в организации и управлении добровольчеством в России. Логично данный модуль включать в вариативную часть учебного плана. Кроме того, частично его содержание может реа-
лизовываться через задания практики. В процессе обучения студенты осваивают разные социальные роли (наблюдателя-исследователя, участника добровольческой деятельности, организатора, который способен разрабатывать, реализовывать и оценивать добровольческие проекты и акции школьников). Кратко представим структуру и содержание модуля.
Первый блок, информационный. Его цель - сформировать у будущих педагогов определенное видение добровольческих практик в педагогической среде как управленческих ситуаций (когнитивное восприятие студентами добровольчества, ситуации управления, специфики детского добровольчества).
Задачи студентов: определить специфические характеристики детского и юношеского добровольчества, систематизировать и представить ключевые направления добровольческой деятельности школьников; выделить характеристики добровольцев разных возрастных групп как субъектов управления; в соответствии с возрастной, социально-демографической спецификой отдельных категорий учащихся выявить и систематизировать возможные проблемы организации добровольческих мероприятий в рамках внеучебной деятельности; обобщить, систематизировать и представить конкретную добровольческую акцию или мероприятие как научно-методический и практический кейс.
Результаты обучения: студенты должны научиться идентифицировать себя в качестве субъекта управления добровольческой деятельностью детей и подростков, четко рефлексировать профессиональные навыки и компетенции, необходимые для реализации каких-то отдельных добровольческих проектов и акций в системе общего, в том числе дополнительного образования. Формы обучения: семинарские практико-ориентированные занятия, круглые столы, конференции, коллоквиумы. Методы: включенное наблюдение, интервью, кейс-стади, дискуссия, дебаты.
Второй блок, технологический. Цель блока заключается в формировании у будущих педагогов мотивации к данному виду деятельности, в выработке определенных коммуникативных и педагогических компетенций, необходимых для создания благоприятного социально-психологического климата в процессе организации добровольческих практик (эмотивное восприятие добровольчества студентами, ситуации управления, специфики добровольчества в педагогической среде).
Задачи студентов: освоить комплекс социальных технологий, необходимых для
поиска ресурсов и реализации проектов, акций и мероприятий детского и юношеского добровольчества (фандрайзинг, связи с общественностью, основы делового общения); освоить комплекс коммуникативных технологий, востребованных для организации групповой социальной деятельности учащихся в соответствии с их возрастной спецификой и социально-демографическими характеристиками (командообразова-ние, тайм-менеджмент, управление конфликтами); систематизировать существующие педагогические методики по организации детского добровольчества.
Результат обучения: студенты должны отработать навыки и умения планировать, организовывать добровольческую акцию или мероприятие в образовательном учреждении; иметь представления о возможных видах и формах социального партнерства, необходимых для реализации отдельных добровольческих проектов в системе среднего общего, в том числе дополнительного образования. Формы обучения: лекции, семинарские занятия, практикумы, практика, коллоквиумы. Методы: кейс-стади, тренинги, ролевые и организационно-деятельност-ные игры.
Третий блок, проектный. Его цель -сформировать у будущих педагогов организаторские компетенции, умения и навыки планирования, проведения, оценки добровольческих акций и мероприятий в педагогической среде (поведенческие аспекты).
Задачи студентов: освоить технологию социального проектирования; ознакомиться со спецификой ее применения в общеобразовательном учреждении в соответствии с требованием ФГОС ООО; разработать и провести конкретную добровольческую акцию или мероприятие.
Результат обучения: студенты должны научиться управлять добровольческой деятельностью детей и подростков; уметь планировать и реализовывать добровольческие проекты и акции в системе среднего общего, в том числе дополнительного образования. Формы обучения: семинарские прак-тико-ориентированные занятия, практикумы, практика. Методы: проектное обучение.
Итак, сделаем ряд обобщающих выводов.
1. Актуальность добровольчества подтверждена историей и современной практикой, а проблема подготовки добровольцев является одной из наиболее острых, стоящих перед российским государством и современным обществом. Вновь появляющиеся социальные проблемы порождают потребность в новых формах добровольческого участия разных социально-демографических групп россиян (взрослых людей, пенсионеров, студентов, школьников и т. д.).
2. На современном этапе подготовка добровольцев, в том числе будущих педагогов, к осуществлению добровольческой деятельности происходит, как правило, стихийно. При планировании важных мероприятий иногда привлекаются специалисты, компетентные в работе со специфичным случаем, в отдельных организациях проходят специализированные семинары и тренинги. Системная подготовка добровольцев в российских регионах, в том числе Свердловской области, охватывает только спортивное волон-терство. Остро стоит потребность в специалистах, способных организовывать добровольческую деятельность среди детей и подростков на высоком технологическом уров-
не. Необходимо системное профессиональное обучение управлению этими процессами в педагогической среде.
3. Спроектированный нами образовательный модуль, предусматривающий обучение будущих педагогов организации добровольчества среди школьников, предоставляет каждому студенту возможность получить опыт добровольческой деятельности, необходимый как для личностного, так и для профессионального становления специалиста. Профессиональное обучение будущих педагогов в этом направлении оказывается крайне важным для развития региональной системы управления добровольчеством.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдалина Л. В., Григорович М. В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте // Вестн. ТГУ. 2011. № 7 (99). С. 99-102.
2. Богданова Е. В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов / / Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. Т. 18. С. 219-222.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2022 гг.» (проект). URL: http: / /bda-expert.com/ 2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody-proekt (дата обращения: 12.11.2015).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.». URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 12.11.2015).
5. Данные опроса «ФОМнибус» (18-19 мая 2013 г., 100 населенных пунктов, 43 субъекта РФ, 1500 респондентов). URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/10927 (дата обращения: 12.11.2015).
6. Дронова Е. Н. Добровольчество как ресурс социально-педагогического образования будущих субъектов системы профилактики / / Концепт : науч.-метод. журн. 2014. Т. 20. С. 3426-3430.
7. Екатеринбургская школа - школа волонтерства // Сайт МБУ «Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних "Диалог"». URL: http://dialog-eduekb.ru/text_group/ show/second (дата обращения: 07.11.2015).
8. Иванова И. И., Петренко Е. С. Авангардные группы - основа российского добровольчества. М. : ФОМ, 2012. С. 17. URL: http://www.hse.ru/data/2012/10/02/1243660150/avantgarde6.pdf (дата обращения: 01.11.2015).
9. Методическим рекомендациям по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ / / Письмо Минспорттуризма «О развитии волонтерской деятельности в РФ». URL: www.molportal.ru/.../письмо-минспорттуризма-о-развитии-волонтерства (дата обращения: 05.11.2015).
10. Мировой рейтинг благотворительности - 2015. // Сайт CAF. URL: http://www.cafrussia.ru/ page/mirovoi_reiting_blagotvoritelnosti_1 (дата обращения: 12.11.2015).
11. Областная программа развития добровольчества в образовательных учреждениях Самарской области «Молодежь в действии» // Сайт министерства образования и науки Самарской области. URL: http://gudocsm.ru/structure/teach/volunteering.php (дата обращения: 10.11.2015).
12. Паршина Ю. В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Воронеж, 2011. 24 с.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 г. № 839 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/2016 уч. год». URL: Ы^р://минобрнауки. рф/документы/4812 (дата обращения: 10.11.2015).
14. Тарасова Н. В. Волонтерство как историко-педагогический феномен / / Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-52.
15. Щербакова Т. В. Материалы Всерос. сем. «Внеурочная деятельность обучающихся - условие реализации ФГОС начальной и основной школы» / / Экстернат. РФ: образоват. портал. 2015. 6 мая. URL: http://ext.spb.ru/webinars/7579-06052015—l----------r.html (дата обращения: 19.11.2015).
REFERENCES
1. Abdalina L. V., Grigorovich M. V. Psikhologicheskie aspekty dobrovol'cheskoy deyatel'nosti v podrostkovom vozraste // Vestn. TGU. 2011. № 7 (99). S. 99-102.
2. Bogdanova E. V. Pedagogicheskiy potentsial volonterskoy deyatel'nosti v formirovanii sub"ektnoy pozitsii studentov / / Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2012. № 1-2. T. 18. S. 219-222.
3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2016-2022 gg.» (proekt). URL: http: / /bda-expert.com/ 2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody-proekt (data obrashcheniya: 12.11.2015).
4. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2011-2015 gg.». URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (data obrashcheniya: 12.11.2015).
5. Dannye oprosa «FOMnfous» (l8-l9 maya 20l3 g., l00 naselennykh punktov, 43 sub"ekta RF, l500 respondentov). URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/l0927 (data oЪrashcheniya: l2.ll.20l5).
6. Dronova E. N. Dobrovol'chestvo kak resurs sotsial'no-pedagogicheskogo obrazovaniya budushchikh suЪмektov sistemy profilaktiki // Kontsept : nauch.-metod. zhurn. 20l4. T. 20. S. 3426-3430.
7. Ekaterinburgskaya shkola - shkola volonterstva // Sayt MBU «EkaterinЪurgskiy tsentr psikhologo-pedagogicheskoy podderzhki nesovershennoletnikh "Dialog"». URL: http://dialog-eduekb.ru/text_group/ show/second (data obrashcheniya: 07.ll.20l5).
S. Ivanova I. I., Petrenko E. S. Avangardnye gruppy - osnova rossiyskogo doЪrovol'chestva• M. : FOM, 20l2. S. l7. URL: http://www.hse.ru/data/20l2/l0/02/l243660l50/avantgarde6.pdf (data oЪrashcheniya: 0l.ll.20l5).
9. Metodicheskim rekomendatsiyam po razvitiyu doЪrovol'cheskoy (volonterskoy) deyatel'nosti molodezhi v sufr'ektakh RF // Pis'mo Minsportturizma «O razvitii volonterskoy deyatel'nosti v RF». URL: www.molportal. ru/.../pis'mo-minsportturizma-o-razvitii-volonterstva (data obrashcheniya: 05.ll.20l5).
10. Mirovoy reyting Ъlagotvoritel'nosti - 20l5. // Sayt CAF. URL: http://www.cafrussia.ru/page/mirovoi_ reiting_Ъlagotvoritelnosti_l (data obrashcheniya: l2.ll.20l5).
11. OЪlastnaya programma razvitiya doЪrovol'chestva v oЪrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Samarskoy oЪlasti «Molodezh' v deystvii» // Sayt ministerstva oteazovaniya i nauki Samarskoy oЪlasti• URL: http://gudocsm.ru/structure/teach/volunteering.php (data obrashcheniya: l0.ll.20l5).
12. Parshina Yu. V. Nravstvennoe stanovlenie starshego podrostka v volonterskoy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : l3.00.0l. Voronezh, 20ll. 24 s.
13. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28.07.20l4 g. № 839 «ОЪ utverzhdenii poryadka priema na obuchenie po oЪrazovatel'nym programmam vysshego oЪrazovaniya - programmam Ъakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury na 20l5/20l6 uch. god». URL: http://minoЪrnauki•rf/ dokumenty/4Sl2 (data oЪrashcheniya: l0.ll.20l5).
14. Tarasova N. V. Volonterstvo kak istoriko-pedagogicheskiy fenomen / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l2. № 4. S. 46-52.
15. ShcherЪakova T. V. Materialy Vseros. sem. «Vneurochnaya deyatel'nost' oЪuchayushchikhsya - uslovie realizatsii FGOS nachal'noy i osnovnoy shkoly» // Eksternat. RF: oteazovat. portal. 20l5. 6 maya. URL: http://ext.spb.ru/webinars/7579-060520l5—l----------r.html (data oЪrashcheniya: l9.ll.20l5).
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.