Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

К ВОПРОСУ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION / VOLUNTEER ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацко Ксения Сергеевна

Статья посвящена проблеме обоснования волонтерской деятельности студентов как значимого фактора становления их профессионально-личностной позиции субъектов социальной работы. Опираясь на исследования, добровольчество можно расценивать, как условие получения студентами некоторого жизненного, практического и полезного опыта. А также реализации внутренних творческих возможностей, воспитания необходимых нравственных ценностей, развития важных для будущей профессии качеств и становления профессионально-личностной позиции будущих субъектов социальной работы. Подчеркивается, что именно добровольчество содействует развитию альтруистического поведения, повышает уровень мотивации профессиональной деятельности. В статье описаны требования к реализации комплекса психолого-педагогических условий, критериями результативности их воздействия на процесс становления профессионально-личностной позиции будущих специалистов по социальной работе является развитие таких характеристик, как: ценностные ориентации молодых людей, их профессиональные взгляды, формирование профессионально-важных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мацко Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF VOLUNTEERING, AS THE CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL-PERSONAL POSITION OF SUBJECTS OF SOCIAL WORK

The article is devoted to the problem of justifying volunteer activities of students as a significant factor in the development of their professional and personal position of social work subjects. Based on research, volunteering can be regarded as a condition for students to get some life, practical and useful experience. As well as the realization of inner creative abilities, the education of the necessary moral values, the development of qualities important for the future profession, and the development of the professional and personal position of future social work subjects. Emphasizes that it is volunteering that promotes the development of altruistic behavior, increases the level of motivation of professional activity. The article describes the requirements for the implementation of a complex of psychological and pedagogical conditions, the criteria for the impact of their impact on the process of the formation of the professional and personal position of future social work professionals is the development of such characteristics as: value orientations of young people, their professional views, the formation of professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Theory, methodology and organization of social and cultural activities

УДК 373

Мацко Ксения Сергеевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия e-mail: matsko.ksushka@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ

СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме обоснования волонтерской деятельности студентов как значимого фактора становления их профессионально-личностной позиции субъектов социальной работы. Опираясь на исследования, добровольчество можно расценивать, как условие получения студентами некоторого жизненного, практического и полезного опыта. А также реализации внутренних творческих возможностей, воспитания необходимых нравственных ценностей, развития важных для будущей профессии качеств и становления профессионально-личностной позиции будущих субъектов социальной работы. Подчеркивается, что именно добровольчество содействует развитию альтруистического поведения, повышает уровень мотивации профессиональной деятельности. В статье описаны требования к реализации комплекса психолого-педагогических условий, критериями результативности их воздействия на процесс становления профессионально-личностной позиции будущих специалистов по социальной работе является развитие таких характеристик, как: ценностные ориентации молодых людей, их профессиональные взгляды, формирование профессионально-важных качеств.

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, волонтерская деятельность в ВУЗе, профессионально-значимые качества, профессиональная мотивация

Для цитирования: Мацко К.С. К вопросу о волонтерской деятельности, как условии становления профессионально-личностной позиции субъектов социальной работы. Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. № 2. CC.37-49.

Kseniya S. Matsko

Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: matsko.ksushka@yandex.ru

ON THE QUESTION OF VOLUNTEERING, AS THE CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL-PERSONAL POSITION OF SUBJECTS OF SOCIAL WORK

Annotation. The article is devoted to the problem of justifying volunteer activities of students as a significant factor in the development of their professional and personal position of social work subjects. Based on research, volunteering can be regarded as a condition for students to get some life, practical and useful experience. As well as the realization of inner creative abilities, the education of the necessary moral values, the development of qualities important for the future profession, and the development of the professional and personal position of future social work subjects. Emphasizes that it is volunteering that promotes the development of altruistic behavior, increases the level of motivation of professional activity. The article describes the requirements for the implementation of a complex of psychological and pedagogical conditions, the criteria for the impact of their impact on the process of the formation of the professional and personal position of future social work professionals is the development of such characteristics as: value orientations of young people, their professional views, the formation of professionally important qualities.

Key words: professional and personal position, volunteer activities at the University, professionally significant qualities, professional motivation

For citation: Matsko K.S. To the question of volunteering, as the condition of formation of professional-personal position of subjects of social work. Pedagogy yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. no. 2. PP. 37-49. (in Russ)

Педагогическая сущность феномена «волонтерская деятельность в вузе заключается в том, что она является антропологическим, аксиологическим и дея-тельностным ресурсом для внутренних преобразований личности студента и развития таких его качеств, которые позволят наиболее эффективно реализоваться в профессии будущему специалисту социальной работы. По определению С.Г. Екимовой, волонтерская деятельность в вузе - это квазипрофессиональная, полезная для общества деятельность студентов, которая направлена на помощь различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [1]. Волонтерство в вузе обеспечивает развитие у будущих специалистов нравственных ценностей, профессионально-значимых личностных качеств и альтруистического поведения, которое повышает уровень мотивации профессиональной деятельности.

Профессионально-личностная позиция специалиста социальной работы характеризуется: спецификой его профессиональной мотивации и ценностно-смысловыми ориентациями; регулятивными способностями, позволяющими до-

стигать поставленные цели и имеющимися у него профессиональными знаниями, компетенциями профессионально-личностными качествами.

По мнению С.М. Годника, позиция личности имеет структуру, в которой отмечена «система ожиданий». Она является ядром внутренней позиции личности и отражает ее потребности и мотивы, программирует ее требования и ценностные ориентации. Из них происходят установки на деятельность, которая помогает осуществлять ожидания, создаёт условия, чтобы потребности выполнялись на самом высоком уровне притязаний. Таким образом, основой профессионального становления студента, движущей силой развития его личности выступает его профессионально-личностная позиция [2].

Сказанное определяет вопрос: влияет ли волонтерская деятельность на становление профессионально-личностную позицию субъектов социальной работы?

В этом заключается проблема данного исследования.

Общий замысел проведенного исследования базировался на предположении о том, что профессионально-личностное становление происходит более эффективно при создании следующих психолого-педагогических условий, касающихся волонтерской деятельности:

1) создание сообщества единомышленников, связанного едиными идеями, шансом реализовывать общественно важную деятельность в университете.

2) активная причастность студентов к добровольческой деятельности ВУЗа;

3) включенность студентов в реальное взаимодействие с различными категориями клиентов учреждений социальной защиты населения в период волонтерской деятельности и учебно-производственной практики;

4) развитие культуры профессионально-личностной рефлексии всех субъектов профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

5) концентрирование специальных и общепрофессиональных дисциплин сущностью, идеями и ценностями волонтерской деятельности.

С учетом анализа актуальной литературы и на основе вышеизложенного, мы решили рассматривать развитие профессионально-личностной позиции студента социального направления в системе отношений к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию, в совокупности с обеспечивающими целостность профессионально-личностной позиции когнитивным, ценностным и конативным компонентами и соответствующими им показателями [3].

Когнитивный компонент в системе отношений является отражением владения человеком, некоторым уровнем знаний и представлений о том, что происходит в его внутреннем мире и в окружающем, предполагает социальную и профессиональную компетентность, понимание сущности профессионально-личностной позиции, и ее логики.

Ценностный компонент в структуре профессионально-личностной позиции побуждает к более глубокому осознанию студентом значимости и важности идейных основ процесса формирования данной позиции.

Конативный поддерживает процесс самоорганизации и мобилизации личностью собственного потенциала и решимости познавать и творчески развиваться и выражаться, изменяя и улучшая себя и все вокруг.

Для хорошей работы волонтерских отрядов университету необходимо давать студентам такие психолого-педагогические условия, в которых данная деятельность могла бы положительно развиваться. Вуз должен обеспечить студентам понимание того, что волонтерство не только моральное удовлетворение от работы, но и возможность приобретения профессионально важных личностных качеств будущих социальных работников.

На базе элементов, создающих единство профессионально-личностной позиции как системы устойчивых содержательных отношений специалиста к внешнему миру, к людям, к себе, к знаниям, к самообразованию, была создана психолого-педагогическая модель развития профессионально-личностной позиции будущего субъекта социальной работы, которая может стать необходимой основой для сопровождения процесса развития профессиональной позиции специалиста. В результате можно предвидеть переход от низкого к более высокому уровню профессиональной и личной позиции [4].

Исследование проводилось на базе факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФБГОУ ВО «Кубанский государственный университет», в нем приняло участие 60 студентов в возрасте от 21 до 22 лет, из них 25 юношей и 35 девушек, обучающихся по специальности социальная педагогика.

30 испытуемых занимаются волонтерской деятельностью 1 - 2 года. Данные испытуемые составили экспериментальную группу исследования.

У 30 испытуемых нет опыта волонтерской деятельности. Данные испытуемые составили контрольную группу исследования.

Нами был изучен и обобщен опыт волонтерской деятельности респондентов, интегрированной в образовательный процесс вуза. Характеризуя место волонтерской деятельности в образовательном процессе вуза, отметим, что волонтерская деятельность студентов - это форма воспитательной работы в вузе, компонент её воспитательной системы. Студенты волонтерского отряда, созданного в вузе, используют различные формы и виды деятельности в работе с различными категориями населения. Самостоятельно готовят и проводят акции милосердия, участвуют в городских и краевых конкурсах. Волонтерская деятельность в КубГУ интегрирована в образовательный процесс вуза в форме внеучебной деятельности, направленной на укрепление социальных связей между студентами различных факультетов на основе сотрудничества и сотворчества. Занимаясь волонтерской деятельностью студент становится и развивается как личность. Так у него развиваются представления, взгляды, цели и ценности, через которые он характеризует самого себя и планирует перспективы собственного развития. В во-лонтерство, обычно, включаются те, кто уже имеет тот или иной уровень социального, духовного и нравственного развития. Тем не менее, волонтерская деятельность может выступать как фактор развития важных личностных навыков студентов - будущих специалистов, от профессиональной деятельности которых в будущем и настоящем зависит развитие российского общества. К ним относятся:

- умение находить общий язык;

- умение быть лидером и вести за собой;

- умение вызвать симпатию собеседника;

- обладать реш имостью;

- опыт взаимодействия с группой и знание основ психологии коммуникации;

- организаторские навыки;

- стремление к духовному удовлетворению;

- высокая значимость общественной жизни;

- высокая внешняя положительная мотивация;

- умение искать, браться за дело, и адаптироваться [5].

Важно заметить, что формирование у них единства таких черт, как эмпатия, способность к рефлексии и толерантность, динамика которых может стать критерием плодотворности профессионально-личностного развития будущего специалиста, не выступают приоритетом учебных практик, а потому, сужаются возможности «взращивания» будущего профессионала по социальной работе и улучшения его профессиональной деятельности. Компенсировать данный изъян, по нашему мнению, можно благодаря внесению поправок в систему и содержание практик, создав индивидуальные задания для учащихся так, чтобы в них присутствовала природа добровольчества.

Изучая добровольческую деятельность в условиях высшего учебного заведения, как педагогическое явление, мы обнаружили такие психологические механизмы как: рефлексия, освоение деятельности и доминанта, способствующие становлению профессионально-личностной позиции будущих субъектов социальной работы.

Рефлексия необходима будущему специалисту, который увлекается добровольчеством, для приобретения личностного, профессионального и эмоционального опыта взаимодействия с разнообразными категориями населения, а также осознания, анализа и принятия этого опыта. Рефлексия поможет в сопоставлении своих действий и поступков с предметной ситуацией, предвидеть последующее развитие, находить пути изменений и развития. В будущем рефлексия поможет специалисту адекватно оценить свои профессиональные навыки и умения и соотнести их с целями и ожидаемыми результатами, сделает из себя самого - предмет практической трансформации [6].

Освоение волонтерской деятельности помогает будущим специалистам, участвующим в добровольческой деятельности накопить позитивный опыт работы взаимодействия с социально-незащищенными слоями населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди и др.), а также познать, прочувствовать и пережить его как эмоциональный и профессиональный опыт. Что, в свою очередь, дает возможность будущим специалистам выработать новое ценностное отношение к окружающему миру, содействует их внутренним изменениям, оказывающим

воздействие на развитие профессионально-личностных качеств, характеристик, особенностей и поведения студента в социальном направлении.

Доминанта, как утверждал А.А. Ухтомский, - это центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека, как универсальный общебиологический принцип, являющийся основой психологической и социальной деятельности человека [7]. Занимаясь волонтерством, студент приобретает новую доминанту, которая определяет «стратегический» характер его деятельности, обеспечивает мотивацию, ориентацию и профессиональное отношение к осуществлению целенаправленной и системной деятельности, определяющейся в необходимости заботиться о других, служить и помогать людям, будучи специалистом социальной работы признавать их высшей ценностью. Таким образом, доминанта помогает будущему специалисту обратиться к своему внутреннему миру и к потребности в его самоизменении.

Общеизвестно, что личность развивается в деятельности, а потому именно характер общественной важной работы в данном возрасте определяет взгляды студента, его отношение к себе, своему внутреннему миру и окружающим. Исходя их этого, волонтерство - это социальное явление, которое осуществляется в гуманистически направленном обществе. Волонтерство - это возможность социальной помощи, оказания добровольной и незаинтересованной в материальной выгоде помощи различным категориям населения. На основании исследований таких И.С. Якиманской, объясняющих суть субъективного опыта людей, а также на основании наблюдений за студентами, мы сделали вывод, что, занимаясь волонтерством, взаимодействуя с внешним миром и с разными слоями населения, они накапливают положительный опыт «пережитого и переживаемого поведения» [8]. Он, в свою очередь, является значимой чертой их внутреннего мира, помогая определить личные предпочтения и ценностные ориентации на толерантность, доброжелательность, эмпатию, милосердие.

Занимаясь волонтерской деятельностью студент становится и развивается как личность. Так у него развиваются представления, взгляды, цели и ценности, через которые он характеризует самого себя и планирует перспективы собственного развития. В волонтерство, обычно, включаются те, кто уже имеет тот или иной уровень социального, духовного и нравственного развития.

Активно включаясь в подобную деятельность, молодые люди лучше осознают и принимают особенность социальной работы. Становление позиции студентов происходит более результативно при условии участия в деятельности волонтерского сообщества единомышленников, связанных смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность.

Совместная работа молодых людей в волонтерском отряде - это деятельность, способствующая формированию и интериоризации гуманистических ценностей и обретению личностных смыслов, что дает возможность нам считать, что организация в вузе волонтерского сообщества единомышленников, объединенного общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую дея-

тельность, является педагогическим условием, содействующим становлению профессионально-личностной позиции.

На первом этапе нашего исследования нами был изучен опыт волонтерской деятельности, осуществляемый Волонтерским центром Кубанского государственного университета.

Развивая добровольчество в ВУЗе, студенты получают ценный профессиональный и личностный опыт по различным направлениям деятельности:

- социальное добровольчество: помощь людям с инвалидностью, ветеранам, социализация и социальная адаптация детей-сирот и детей, находящихся без попечительства со стороны близких;

- событийное добровольчество: содействие в организации культурных, научных и других мероприятий подобного рода;

- спортивное волонтерство: поддержка волонтерами спортивных соревнований и чемпионатов международного, федерального, краевого уровня;

- экологическое добровольчество: мероприятия направленные на решение экологических проблем края, студенты занимаются уборкой, озеленением и благоустройством окружающей среды, а также устранением следствий стихийных бедствий, катастроф, катаклизмов и другого;

- международная деятельность: формирование значимых навыков коммуникации с помощью взаимодействия с представителями иностранных вузов-партнеров;

- донорская деятельность: организация и участие в благотворительных акциях по сдаче крови, а также в просветительской работе в рамках университета, для обеспечения пропаганды донорской «помощи» и увеличения количества доноров среди студентов. Уже более 300 студентов ежегодно участвуют в донорских акциях.

- развитие гражданской и патриотической позиции, приобщение студентов к организации и участию в военно-патриотических мероприятиях.

На втором этапе был сформирован диагностический инструментарий, позволяющий решить задачи и проверить гипотезу исследования: опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина [9]; методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана [10]; лист самооценки образовательных компетенций [11].

В рамках нашего исследования мы провели диагностику «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина (анализ выраженности терминальных ценностей). Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. В результате проведенной методики нами было выявлено, что в группе испытуемых, являющихся волонтерами, более выражены такие ценности, как креативность, активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности. В группе испытуемых, не являющихся волонтерами, более выражены такие ценности, как собственный престиж, высокое материаль-

ное положение и достижения. Наглядно выраженность терминальных ценностей испытуемых первой и второй группы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - выраженность терминальных ценностей испытуемых первой и второй группы (опросник И.Г. Сенина) [9]

Figure 1 - the severity of terminal values subjects of the first and second group (questionnaire IG Senin) [9]

В результате анализа выраженности значимости жизненных сфер испытуемых первой и второй группы, было выявлено, что для испытуемых, являющихся волонтерами, характерна более высокая значимость сферы общественной жизни, чем для испытуемых, которые не занимаются волонтерской деятельностью. Различия по другим показателям не достигают уровня статистической значимости. На рисунке 2 представлена выраженность значимости жизненных сфер испытуемых первой и второй группы.

Рисунок 2 - Значимость жизненных сфер испытуемых (Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина) [9]

Figure 2 - Significance of the subjects' vital areas (Questionnaire of terminal values by IG Senin) [9]

Далее нами была проведена методика: «Мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана», в результате было выявлено, что выраженность мотивации в группе испытуемых, являющихся волонтерами, свидетельствует о том, что ее можно отнести к оптимальному мотивационному комплексу, а выраженность мотивации в группе испытуемых, не являющихся волонтерами, можно отнести к наихудшему мотивационному комплексу. Из рисунка 3 следует, что в группе испытуемых, занимающихся волонтерской деятельностью более выражена внутренняя мотивация и внешняя положительная мотивация, а в группе испытуемых, не являющихся волонтерами - внешняя отрицательная мотивация. Наглядно результаты методики представлены на рисунке 3.

Внутренняя мотвацмя Внешняя лопожигепмыя Внешняя отрицательная

МОТНИ.1Ц11Я МОТИВАЦИЯ

■ ГI) V ПП Л И ( ПЫТ.' емы • МГЛ ЯЮ ЩН >.< Я КПОНТера ми

■ Iруппаиспытуемы»; неявляют^• <.япитонтнрлмн

Рисунок 3 - Результаты проведения методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана [10]

Figure 3 - The results of the methodology «Motivation of professional activity№» K. Zamfira modified A.A. Reana [10]

Далее нами была проведена методика «Лист самооценки образовательных компетенций». По данной методике оценка проводилась при помощи 6 блоков высказываний, таким образом, в группе испытуемых-волонтеров более выражены такие компетенции, как умение адаптироваться, умение браться за дело, умение сотрудничать, умение думать, искать, изучать. Как видим из рисунка 4, во второй исследуемой группе также показана высокая выраженность умений, что позволяет нам провести сравнительный анализ между исследуемыми параметрами в рамках изучаемой нами проблемы. Таким образом, были выявлены различия между группами испытуемых, свидетельствующие о том, что общий уровень выраженности компетенций выше у группы испытуемых, занимающихся волонтер-

ской деятельностью. На рисунке 4 представлены результаты методики «Лист самооценки образовательных компетенций».

Обшнй балл Умение адаптироваться Угление браться ij дело Угление сотрудничать Умение думать Умения иг.клть Умение изучать

■ группа испытуемых, не являющихся волонтер дм и

■ группа испытуемых, являющихся волонтерами

Рисунок 4 - Результаты методики - «Лист самооценки образовательных компетенций» (В.М. Гребенниковой - С.С. Игнатович) [11]

Figure 4 - The results of the methodology - «Sheet of self-assessment of educational competencies» (V.M. Grebennikova - S.S. Ignatovich) [11]

В результате проведенного исследования о влиянии волонтерской деятельности на становление профессионально-личностной позиции в условиях её интеграции в образовательный процесс ВУЗа мы получили данные, на основе которых можем сделать следующие выводы.

1. Для испытуемых, занимающихся волонтерской деятельностью характерны следующие особенности профессионально-личностной позиции: преобладание в структуре ценностных ориентаций ценностей креативности, развития себя, духовного удовлетворения, высокая значимость общественной жизни, более высокая внешняя положительная мотивация, высокая выраженность умения искать, браться за дело, адаптироваться и высокий уровень развития компетенций.

2. Для испытуемых, не занимающихся волонтерской деятельностью характерны следующие особенности профессионально-личностной позиции: преобладание в структуре ценностных ориентаций ценностей собственного престижа, высокого материального положения и достижений.

В исследовании становления профессионально-личностной позиции субъекта социальной работы у двух групп испытуемых выделены следующие показатели:

- в ценностном компоненте - группа испытуемых, являющихся волонтерами более склонна к таким ценностям, как: креативность, саморазвитие, самоуважение, активные социальные контакты, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности. В другой группе испытуемых, не занимающихся во-

лонтерской деятельностью, более ценными выступают: собственный престиж, высокое материальное положение и достижения. Другими словами, ценности не имеющие гуманистическую направленность;

- в конативном компоненте, который побуждает к самоорганизации и решимости развиваться выявлены следующие различия между группами испытуемых: в группе волонтеров более выражена внутренняя мотивация и внешняя положительная мотивация, в отличие от другой группы «не волонтеров», где выраженность мотивации, по итогам исследования, можно отнести к наихудшему мо-тивационному комплексу;

- в когнитивном - значимых различий между испытуемыми первой и второй группы не выявлено, что говорит о развитости у обеих групп когнитивных компонентов, таких как: умение изучать, искать, думать, сотрудничать, умения адаптироваться, а также высокий общий балл развития компетенций. Тем не менее, в группе испытуемых, являющихся волонтёрами, более выражены такие компетенции как: умение искать, умение браться за дело, умение адаптироваться, что говорит о пользе влияния волонтерской деятельности.

В результате проведенного исследования нами сформулированы следующие выводы:

- студентов, занимающихся волонтерской деятельностью, выражены такие ценности, как: креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение и сохранение индивидуальности;

- значимость таких жизненных сфер, как профессиональная жизнь, обучение и образование находится на достаточно высоком уровне у испытуемых, занимающихся волонтерской деятельностью, что говорит об успешности дальнейшего становления профессионально-личностной позиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- значимыми ценностями у студентов, не занимающихся волонтерской деятельностью, выступают: собственный престиж, высокое материальное положение и достижения;

- мотивационный комплекс двух групп испытуемых значительно различается, так, выраженность мотивации в группе испытуемых, являющихся волонтерами, говорит об оптимальном мотивационном комплексе;

- выраженность образовательных компетенций двух групп отлична только в умении искать, умении браться за дело, умении адаптироваться и в выраженности общего уровня развития компетенций. Данные компетенции более выражены у испытуемых, занимающихся волонтерской деятельностью;

- опыт волонтерской деятельности способствует развитию профессиональных знаний и умений, необходимых для становления профессионально-личностной позиции в процессе обучения в ВУЗе.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Гипотеза исследования о том, что активная включенность студентов в волонтерскую деятельность выступает значимым условием становления их профес-

сионально-личностной позиции субъектов социальной работы, если она интегрирована в образовательный процесс Вуза, подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития студентов гуманитарного ВУЗа. Хабаровск, 2010.

2. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 1981.

3. Абдалина Л.В. Потенциал личности как фактор самореализации // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Воронеж, 2015.

4. Плаксина Н.И., Жигулин А.А. Формирование представлений о корпоративной культуре вуза у преподавателей и студентов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2015.

5. Руднева И.А., Бородаева Г.Г. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента. Волгоград, 2015.

6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография / В.В. Сериков, Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

7. Ухтомский А.А. Учение о доминанте / А.А. Ухтомский. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 310 с.

8. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. № 2, СС. 31 - 41.

9. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (Тест «ОТеЦ»). Пятигорск, 2005. 80 с.

10. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство "Питер"», 1999. СС. 62 - 63; - 416 с.: (Серия: «Мастера психологии»).

11. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография. Москва: Ритм; Краснодар: Кубанский гос. ун-т. - 143 с.: ил., 2015. СС. 138 - 139.

REFERENCES

1. Ekimova S.G. Volunteer activity as a resource of personal and professional development of students of humanitarian University. Khabarovsk, 2010.

2. Godnik S.M. The Process of succession of higher and secondary schools. Voronezh, 1981.

3. Abdalina L.V. Human potential as a factor of self-realization. Anthropocentric science: an innovative approach to education and personal development. Voronezh, 2015.

4. Plaksina N.I., Zhigulin A. A. Formation of ideas about the corporate culture of the University for teachers and students. Actual problems of development of vertical integration of education, science and business: economic, legal and social aspects. Voronezh, 2015.

5. Rudneva I. A., Borodaeva G. G. Volunteer activity as a factor in the formation of the student's personality. Volgograd, 2015.

6. Serikov V.V. Personal approach in education: concepts and technologies: Monograph V.V. Serikov, Volgograd: Peremena, 1994. 152 p.

7. Ukhtomsky A.A. The Doctrine of the dominant. A.A. Ukhtomsky. M.: Yurayt Publishing House, 2018. 310 p.

8. Yakimanskaya I.S. Development of technology of personality-oriented learning. I. S. Yakimanskaya. Questions of psychology. 1995. No. 2, PP. 31 - 41.

9. Senin I.G. Questionnaire of terminal values (Test, "Father"). Pyatigorsk, 2005. 80 p.

10. Rean A.A. Kolominsky Ya. L. Social pedagogical psychology. SPb.: CJSC "Publishing house "Peter", 1999. PP. 62 - 63; 416 p.: (Series: "Masters of psychology").

11. Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Grebennikova V.M., Bondarev P. B., Design of individual educational route: the problem of readiness of the subject: monograph. Moscow: Rhythm; Krasnodar: Kuban state UN-T. 143 p. 2015. PP. 138 - 139.

Информация об авторе: Мацко Ксения Сергеевна, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия email: matsko.ksushka@yandex.ru

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета Игнатович Светлана Сергеевна

Поступила: 11.03.2019 После доработки: 25.03.2019 Принята к публикации: 10.04.2019

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Matsko Kseniya Sergeevna, Department of Psychological and Pedagogical Education, Faculty of Pedagogics, Psychology and Communicational science, Kuban State University, Krasnodar, Russia email: matsko.ksushka@yandex.ru

Doctoral advisor, PhD, Associate Professor of Department of Pedagogical and Psychological Education, Kuban State University, Svetlana S. Ignatovich

The paper was submitted: 11.03.2019

Received after reworking: 25.03.2019

Accepted for publication: 10.04.2019

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.