Научная статья на тему 'Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области'

Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
918
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА / VOLUNTEERISM / STUDENTS'' VOLUNTEERISM / HIGHER EDUCATION / INSTITUTIONAL CONDITIONS / RUSSIAN VOLUNTEERISM DYNAMICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певная М. В., Кузьминчук А. А.

Представлены результаты анализа развития волонтерской деятельности в студенческой среде высших учебных заведений Среднего Урала. На основе данных мониторинга «Студент 2012-2016», который на протяжении двадцати лет проводится в Уральском федеральном университете, дается оценка изменениям общности студентов-волонтеров, обучающихся в разных вузах региона, особенностям и специфике их волонтерского участия. Авторы анализируют контекст реализации добровольческой деятельности молодежи в экономическом, политическом и социокультурном пространстве российского региона Свердловской области. Рассматриваются такие институциональные условия, как региональная политика по поддержке молодежных инициатив, событийная повестка дня, инфраструктурные изменения в третьем секторе региона, действия региональных исполнительных органов власти (отраслевых министерств) в ходе реализации молодежной политики в регионе. Результаты мониторинга показывают, что популярность добровольческой деятельности среди молодых людей снижается. В высших учебных заведениях Свердловской области сокращается число студентов, занимающихся волонтерством на постоянной основе (регулярно) или время от времени. Такая ситуация во многом является следствием ориентации региональной политики на массовость добровольческого движения. Наряду с проблемой гендерной диспропорции среди молодых добровольцев из студенческой среды отмечается увеличение числа тех юношей, у которых отсутствует какое-либо желание принимать участие в волонтерских проектах и включать само добровольчество в свои жизненные планы. Согласно данным опроса, существенно начинает меняться и мотивация студентов-волонтеров. В ряд наиболее значимых начинают входить мотивы профессионального и личностного развития, имеющие рационально-прагматичный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' VOLUNTEERISM DYNAMICS IN THE SVERDLOVSK REGION

The article presents the results of the Middle Urals students' voluntary work analysis, based on the data monitoring of “Student 2012-2016” forum held by Ural Federal University for twenty years. The article presents the evaluation of changes in the volunteer community of students studying in different parts of the region, including the particularities and the character of their involvement. The authors analyze the economic, political and socio-cultural context of the Sverdlovsk Region youth's voluntary activity. The paper considers such institutional conditions, as regional youth initiatives support policy, events agenda, infrastructure changes in the third sector of the region, as well as actions taken by regional executive authorities in the implementation of youth policy in the region. The monitoring results point at a number of issues. One of them is a decrease in the popularity of volunteering among young people. In the Sverdlovsk Region universities the number of students involved in volunteering on a regular or part-time basis is decreasing. This may be happening due to the regional government mass volunteer movement orientation. Another problem relates the gender imbalance among student-volunteers and the increasing number of those young people who are not willing to take part in volunteer projects and make volunteerism part of their life. Based on the poll data, student-volunteers' motivation is also changing. Among the most important motives there are those of professional and personal development, which appear pragmatic in their nature.

Текст научной работы на тему «Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области»

УДК 378.091.212

М.В. Певная, А.А. Кузьминчук

ДИНАМИКА СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлены результаты анализа развития волонтерской деятельности в студенческой среде высших учебных заведений Среднего Урала. На основе данных мониторинга «Студент 2012-2016», который на протяжении двадцати лет проводится в Уральском федеральном университете, дается оценка изменениям общности студентов-волонтеров, обучающихся в разных вузах региона, особенностям и специфике их волонтерского участия. Авторы анализируют контекст реализации добровольческой деятельности молодежи в экономическом, политическом и социокультурном пространстве российского региона - Свердловской области. Рассматриваются такие институциональные условия, как региональная политика по поддержке молодежных инициатив, событийная повестка дня, инфраструктурные изменения в третьем секторе региона, действия региональных исполнительных органов власти (отраслевых министерств) в ходе реализации молодежной политики в регионе.

Результаты мониторинга показывают, что популярность добровольческой деятельности среди молодых людей снижается. В высших учебных заведениях Свердловской области сокращается число студентов, занимающихся волонтерством на постоянной основе (регулярно) или время от времени. Такая ситуация во многом является следствием ориентации региональной политики на массовость добровольческого движения. Наряду с проблемой гендерной диспропорции среди молодых добровольцев из студенческой среды отмечается увеличение числа тех юношей, у которых отсутствует какое-либо желание принимать участие в волонтерских проектах и включать само добровольчество в свои жизненные планы. Согласно данным опроса, существенно начинает меняться и мотивация студентов-волонтеров. В ряд наиболее значимых начинают входить мотивы профессионального и личностного развития, имеющие рационально-прагматичный характер.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтерская деятельность студентов, высшее образование, институциональные условия, динамика российского волонтерства.

Актуальность исследования. Проблемы молодежи сегодня являются чрезвычайно интересными и важными в силу целого ряда причин. Молодежь потенциально необходима рынку труда, как поколение, которое может не просто служить воспроизводству рабочих коллективов и профессиональных групп, а в состоянии обеспечить развитие российской экономики в силу того потенциала, которым оно обладает [1, с. 7].

Молодежь всегда рассматривалась и рассматривается как мощнейший ресурс воспроизводства нации. На нее возлагают надежды на решение демографических проблем российского общества.

® Певная М.В., Кузьминчук А.А., 2016

Певная Мария Владимировна - канд. социол. наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ФГОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», e-mail: [email protected].

Кузьминчук Анна Александровна - старший преподаватель кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», e-mail: [email protected].

Большинство молодых людей обладают ярко выраженным социальным капиталом. Именно те молодые граждане, которые получают сегодня высшее образование, должны становиться акторами социальных перемен [2, с. 7]. На молодежь как на возрастную когорту, «поколение перемен» делает ставку государственная власть, отмечающая значимость развития молодежи как основного носителя инновационного потенциала [3].

В этой связи повседневная жизнь, планы и возможности их реализации в жизни молодого поколения становятся объектом пристального внимания исследователей. Изучаются успехи и неудачи молодых в образовательной деятельности, их профессиональное самоопределение и самореализация [1, с. 4, 5], изучается свободное время и досуговые практики молодежи [6, с. 119-129; 7, с. 18-24]. Особый интерес исследователей, безусловно, вызывает и общественная молодежная деятельность, в том числе их политическая активность [1, 8-10] и добровольческое участие [1, 11, 12].

В связи с тем, что добровольчество - активно поддерживаемый государством особый вид деятельности, имеющий мощнейший потенциал социализации и профессионализации студенчества, важно рефлексировать те изменения, которые происходят с молодежным волонтерством в связи с неоднозначной социально-политической и экономической ситуацией в нашей стране. Таким образом, цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить и дать оценку динамике студенческого добровольчества на основе исследований, реализованных в высших учебных заведениях Свердловской области.

Студенческое волонтерство в исследованиях российских социологов. В российской науке с конца ХХ века реализован ряд крупных комплексных исследований молодежи, позволяющих получить социальный портрет молодых россиян [1, 5, 6, 8, 13]. В некоторых из них добровольческое участие студентов анализируется в тесной связке с другими видами общественной активности, в том числе с благотворительностью, донорством, включенностью в молодежные общественные движения и т.д. Отдельное внимание добровольчеству студентов уделяется редко в силу объективных причин. Во-первых, в государственной молодежной политике место добровольчества точно не определено. Несмотря на то, что декларативно в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» государственный курс задан, единой программы его реализации не прослеживается. Как правило, добровольчество включается в программы патриотического воспитания граждан, в проекты поддержки молодежных движений в ходе государственного стимулирования третьего сектора и т.д. Во-вторых, сегодня отсутствуют единые методологические подходы к изучению данной проблемы. Они четко не определены в отношении содержания волонтерства как деятельностного концепта, часто нивелируются различия между добровольчеством и общественно-политической работой или социальным активизмом.

Нет единства среди социологов в отношении оценки периода (сроков) волонтерского участия в жизни россиян, в том числе студентов и молодежи в целом.

В первом случае исследователям достаточно сложно без определенной методологической базы четко провести границу между благотворительной деятельностью, донорством, участием в общественном молодежном движении, политической активностью. Еще сложнее оказывается это сделать потенциальным респондентам в силу тесной сопряженности разных видов социальной деятельности в их повседневной жизни. Во втором случае речь идет о личном выборе исследователей и их представлениях о ценности ресурса времени. Многообразие исследовательских установок серьезно затрудняет сравнение и сопоставление различных количественных данных.

Следует отметить, что добровольчество как отдельный объект исследования серьезно представлен в мониторинговых исследованиях Фонда «Общественное мнение», где социологи дают критическую оценку этой деятельности среди разных возрастных и социальных групп, в том числе и среди молодежи, а также российского студенчества [14].

Большинство научных работ российских ученых посвящено психологическим и педагогическим аспектам организации добровольческой деятельности в учебных заведениях. Исследователи анализируют, описывают и разрабатывают стратегии и тактические шаги по включению волонтерства в учебный процесс и воспитательную деятельность вузов и ссузов [15-18]. Волонтерская деятельность изучается в разрезе отдельных территорий, начинают появляться материалы, позволяющие проводить сравнительные исследования по регионам [19-21]. Однако сегодня в целом не рассматриваются текущие изменения в молодежном волонтерстве, не оценивается трансформация данного социального движения, развитие этой общности или сообщества. Практически никто не пытается ответить на вопрос: что меняется в этом направлении деятельности и виде социальной активности российского студенчества? Как нам кажется, материалы регионального мониторинга позволят в данной статье провести такую оценку, основываясь на описании объективного положения молодежной политики в Свердловской области, на определении места студенческого волонтерства в региональной политике и системе высшего образования с учетом субъективных оценок данного феномена со стороны уральских студентов.

Описание эмпирической базы исследования и некоторых методических аспектов его реализации. В статье анализируются результаты шестого (2012 г.) и седьмого (2016 г.) этапов социологического мониторинга - опроса студентов вузов Свердловской области, в рамках которого волонтерство рассматривалось как один из видов общественной активности уральской молодежи. В социологическом опросе в 2012 года приняли участие студенты 3-го курса 14 вузов Свердловской области (Ы = 1802; тип выборки - случайно-стратифи-

цированная). Выборка включала 34 % юношей и 66 % девушек. Среди студентов-волонтеров Уральского региона 40 % получали гуманитарное образование, почти каждый пятый (26 %) — социально-экономическое, 28 % от числа опрошенных волонтеров учились на технических специальностях, практически каждый десятый (11 %) получал профессиональное образование естественно-научного профиля. Выборка 2016 года была скорректирована, исходя из тех внешних условий, которые складываются в системе высшего образования в последние годы. Укрупнение и оптимизация привели к тому, что ряд вузов прошли реорганизацию и были включены в другие структуры. Из выборки была исключена Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, так как произошла ее реорганизация. В регионе существенно сократилось число студентов частных высших учебных заведений. Поэтому в выборке доля студентов Гуманитарного университета и Уральского института экономики и права существенно уменьшилась.

В оценке изменений волонтерского участия студентов мы ориентировались на анализ переменных, которые были направлены на изучение вовлеченности молодежи в общественно-политическую жизнь. Нас интересовало непосредственное участие студентов в волонтерской деятельности, регулярность их добровольческого труда, мотивация юношей и девушек к добровольчеству и дальнейшие планы студентов в отношении него.

Характеристика региональной молодежной политики в отношении волонтерства. Свердловская область по официальным данным о развитии третьего сектора и волонтерства занимает одно из первых мест среди российских регионов. Согласно отчетам исполнительных органов власти нашего региона, в 2014 году только в весенних добровольческих действиях приняло участие 426 452 добровольцев (9,2 % от числа всего населения региона). Осуществлено 2522 социально полезных проектов и мероприятий, к добровольческим мероприятиям привлечено 1323 организации [22].

Однако в Свердловской области отсутствует региональный закон о во-лонтерстве, более трех лет остаются не востребованными проекты «Концепции развития добровольческого движения в Свердловской области», «Положение о Координационном совете по государственной поддержке и развитию добровольческого движения Свердловской области».

За развитие волонтерского движения в социальном направлении в регионе отвечает Министерство социальной политики Свердловской области (МСП). Системная работа по мониторингу и развитию благотворительности, добровольческого движения в области заключается в проведении ежегодных акций, таких как «10 000 добрых дел в один день», «Весенняя неделя добра», в проведении локальных публичных мероприятий «Добровольческого форума», выставок, конференций, конкурса социальных проектов, а также в сборе информации о локальных волонтерских акциях разных подведомст-

венных учреждений. Ключевыми партнерами МСП в отдельных проектах выступают ссузы и вузы.

Организованное региональное волонтерское движение стоит за реализацией патриотического воспитания в системе образования региона. Курирует развитие патриотического воспитания в регионе министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. Однако в деятельности ведомства основной акцент сделан на развитие в регионе спортивного и событийного видов волонтерства среди молодежи. При поддержке министерства, а также при активном участии УрФУ в регионе создано РОО «Волонтерский центр Свердловской области». Некоммерческая организация занимается подготовкой и проведением собственных молодежных мероприятий, направленных на развитие волонтерской деятельности на Урале, а также обеспечением волонтерами различных мероприятий, проходящих в нашем регионе, преимущественно в его столице. Первоочередными задачами данного центра является помощь волонтеров в проведении различных международных спортивных мероприятий на территории нашей области, в том числе подготовка к проведению в России чемпионата мира по футболу в 2018 году, где запланировано задействовать 4 тыс. волонтеров из Уральского региона. На подготовку волонтеров к матчам чемпионата мира по футболу 2018 года выделено 7886,8 тыс. руб. [23].

Включение волонтерства в федеральную целевую программу патриотического воспитания граждан позволяет в вертикали публичного управления на региональном и муниципальном уровнях инициативно определять место волонтерских проектов и мероприятий в направлении патриотического воспитания. В нашем регионе утверждена региональная комплексная программа патриотического воспитания граждан Свердловской области на 2014-2020 годы. В отдельных муниципалитетах на ее основе разработаны городские и даже районные программы, в которых непосредственное участие принимают детские и молодежные общественные организации. На реализацию подпрограммы «Патриотическое воспитание молодых граждан в Свердловской области» в соответствии с региональным бюджетом в 2016 году запланированы расходы в размере 88 678,1 тыс. руб. [23]. В целом в 2016 году расходы бюджета по статье «Молодежная политика и оздоровление детей» составили 1 387 125,9 тыс. руб., что на 31 % больше, чем в 2012 году.

Однако разные виды молодежного, подросткового и детского волонтер-ства развиваются в различных муниципальных образованиях по-разному, в соответствии с политикой руководства отдельных муниципалитетов, закладывающих или не закладывающих это направление в реализацию молодежной политики своих подведомственных территорий. Можно говорить о проблеме территориальной замкнутости волонтерских инициатив студенчества на уровне отдельных муниципалитетов, где есть ссузы и вузы. Практически

в каждом высшем учебном заведении есть свой ресурсный волонтерский центр или добровольческое движение. Одной из ключевых проблем их функционирования являются трудности взаимодействия этих структур между собой, интеграция с инициативами местного самоуправления и локальными НКО.

Характер изменений студенческого волонтерства в Свердловской области. В анкетах 2012 и 2016 годов респондентам задавался следующий вопрос: «Приходилось ли Вам принимать участие в волонтерской деятельности?». Ответы респондентов на данный вопрос помогают не только оценить число студентов, имеющих опыт участия в добровольческой деятельности, но и ее регулярность. По нашему мнению, такие данные позволяют охарактеризовать степень вовлеченности молодежи в эту деятельность (табл. 1).

Таблица 1

Участие студентов уральских вузов в волонтерской деятельности (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа 2012 2016

Да, я постоянно работаю как волонтер (не реже 1-2 раз в месяц) 8 4

Да, время от времени участвую в волонтерских проектах (2-5 раз в год) 27 23

Да, участвовал случайно 1 раз 19 23

Нет, никогда не приходилось 46 50

В с е г о 100 100

Анализируя полученные данные, следует отметить, что несмотря на серьезные экономические вложения в развитие молодежного волонтерства в стране и регионе, в Свердловской области можно говорить о некотором сокращении студентов (4 %), которые имеют опыт волонтерской деятельности.

Если в 2012 году никогда не приходилось заниматься волонтерской деятельностью 46 % студентов уральских вузов, то в 2016 году об этом заявил каждый второй из числа всех опрошенных (50 %). Кроме того, сократилось практически в два раза (на 4 %) число тех, кто делает это регулярно, не реже чем 1—2 раза в месяц, уменьшилась и доля студентов, работавших волонтерами время от времени (с 27 до 23 %). Мониторинг зафиксировал и увеличение доли случайного участия, так называемого разового волонтерства. В него в 2016 году были включены 23 % из числа всех опрошенных.

Несмотря на небольшие с точки зрения приведенных данных изменения, выявленная тенденция к сокращению числа тех студентов, которые вовлечены в добровольчество на регулярной основе, может носить тревожный характер. Согласно материалам разных социологических исследований, только добровольческий труд на регулярной основе или продолжительная по времени волонтерская деятельность может по своей сути приносить обществу и самому волонтеру определенную пользу. В современной России доля людей,

готовых работать добровольцами на постоянной основе, с определенной регулярностью, не велика. В стране в целом отмечается «дефицит "настоящих", "чистых", "истинных" волонтеров» [14, с. 69].

Еще одна тревожная тенденция затрагивает проблему гендерного неравенства волонтеров. Согласно данным социологических исследований, у во-лонтерства, как правило, «женское лицо» [14, с. 205]. Однако наш мониторинг зафиксировал резкое сокращение именно молодых людей, которые имеют какой-либо опыт участия в волонтерстве. Если в 2012 году каждый второй студент юноша заявлял, что ему никогда не приходилось принимать участие в волонтерских проектах, то в 2016 году такой ответ дали уже 58 % респондентов мужского пола.

Следующий важный аспект исследования динамики студенческого во-лонтерства заставил нас оценить данные, демонстрирующие вовлеченность уральских студентов разных направлений подготовки в волонтерскую деятельность (табл. 2).

Таблица 2

Участие студентов разных профилей подготовки в волонтерской деятельности (в % от числа опрошенных в группе)

Вариант ответа Профиль подготовки

Гуманитарный Социально-экономический Естественнонаучный Технический

2012 2016 2012 2016 2012 2016 2012 2016

Да, я постоянно работаю как волонтер 7 6 7 3 8 7 6 2

Да, время от времени участвую в волонтерских проектах 22 29 22 24 24 22 14 18

Да, участвовал случайно 1 раз 28 20 27 28 30 23 26 21

Нет, никогда не приходилось 43 45 44 45 38 48 53 59

И т о г о 100 100 100 100 100 100 100 100

У гуманитариев увеличилось общее число тех, кто с определенной долей регулярности занимается волонтерством (29 % в 2012 году против 35 % в 2016 году), сократилась доля случайных волонтеров на 8 %. Такие изменения можно считать позитивными, так как общемировой опыт показывает, что по ряду профессиональных специальностей социальной сферы волонтерство играет очень важную роль в профессионализации молодых специалистов. Широкое распространение начинает получать технология «обучение действием». Это очень важное изменение, так как в связи с ним в дальнейшем может начать развиваться профессиональное волонтерство и сотрудничество высших учебных заведений, учреждений социальной сферы и организаций некоммерческого сектора по отраслевому принципу [24, с. 397].

Существенно увеличилось число тех, кто никогда не был вовлечен в волонтерские проекты среди студентов естественно-научных и технических специальностей (на 10 и 6 % соответственно). По нашему мнению, такие изменения имеют прямую связь с трансформацией образовательной политики в стране, где основной вектор развития высшего образования преимущественно направлен на их научное развитие и международное сотрудничество. Такая тенденция может свидетельствовать о латентном характере системной недооценки воспитательной функции университетской среды.

Анализ планов студентов уральских вузов в отношении волонтерства показал, что не исключают добровольческое участие из своих жизненных планов 84 % студентов. Изменилось лишь соотношение внутри группы тех, кто вообще не планирует когда-либо заниматься волонтерством. Среди обучающихся по гуманитарному, экономическому и естественно-научному профилям число таких студентов сократилось на 3, 6 и 5 % соответственно и в итоге составило 15, 13 и 8 % от числа всех ответивших респондентов в этих группах. Практически не изменилось число таких респондентов среди студентов технического профиля, каждый пятый (22 % в 2012 году и 21 % в 2016 году) из их числа заявил, что ни при каких условиях не согласился бы работать добровольцем. Изменилось и число юношей и девушек среди таких респондентов. Если в 2012 году их соотношение было 2 к 1 (22 и 11 % соответственно), то в 2016 году число таких респондентов среди лиц мужского пола существенно увеличилось, и их соотношение с девушками уже составило 3 к 1 (24 и 8 % соответственно).

В анкете студентам предлагалось выбрать не более трех альтернатив при ответе на поливариантный вопрос: «При каких условиях Вы согласились бы стать волонтером?» (табл. 3).

Таблица 3

Условия участия студентов Свердловской области в волонтерских проектах (в % от числа ответов)

Вариант ответа 2012 2016

Ни при каких 16 16

Если бы точно знал, что моя помощь нужна каким-то конкретным людям 44 46

Если бы я чему-то научился новому 14 25

Если бы у меня появились новые интересные друзья 19 16

Если бы это помогло бы мне в учебе 15 14

Если бы это помогло мне сделать успешную карьеру 8 19

Если бы знал, что это будет интересно и весело организовано 30 29

Если бы кто-то все организовал и пригласил меня поучаствовать 11 12

Если бы меня этому научили 4 9

В с е г о ответов 161 186

Данные мониторинга очень хорошо демонстрируют тенденцию к изменению характера мотивации добровольческого участия среди уральских студентов. Существенно увеличилось число молодых девушек и юношей, которые рассматривают свое личное участие в волонтерских проектах как ресурс личностного, профессионального развития и карьерного роста. Каждый четвертый из респондентов, принимавших участие в опросе 2016 года, выделил как один из ведущих для себя мотивов добровольческой деятельности — «возможность научиться чему-то новому» (25 % в 2016 году против 14 % в 2012 году). Потребность в обучении добровольчеству оказалась значима для 9 % уральских студентов, принявших участие в опросе, 19 % студентов отметили важность ресурсов волонтерства в развитии личной карьеры (19 % в 2016 году против 8 % в 2012 году). Следует отметить, что не меняются позитивные ориентиры молодежи - альтруистическая направленность их планов, намерений и действий. В 2016 году 46 % респондентов отметили, что для участия в волонтерских проектах определяющим личностным мотивом является потребность в их помощи со стороны нуждающихся в ней людей. Проблема мотивации добровольческой деятельности крайне сложна и не может трактоваться достаточно однозначно. Однако большинство современных исследований этой проблемы показывают, что волонтерская деятельность в своем социальном и экономическом значении наиболее эффективна для общества, конкретной социальной группы людей или лично для самого волонтера только в том случае, если она начинает носить смешанный характер, где наряду с альтруистическими мотивами определенное место начинает занимать и эгоистическая мотивация [25].

Некоторые выводы. Добровольчество (волонтерство) в современном мире играет очень важную роль. Особое значение данный феномен представляет в жизни молодого поколения. Молодежная политика, развитие высшего образования и социальная активность студенчества характеризуются тесной взаимосвязью. На институциональном уровне экономические и инфраструктурные вложения, определенные идеологические установки приводят к тому, что меняется характер деятельности людей, в том числе изменяются и их действия, планы и намерения в отношении добровольчества. Ориентация на массовость добровольческого движения в региональной политике, с одной стороны, повлияла на сокращение числа студентов, которые принимают участие в волонтерстве с той или иной степенью регулярности. Это достаточно негативный тренд, так как именно временные характеристики (частота и регулярность), обусловливающие степень включения добровольческой деятельности в образ жизни волонтеров, во многом определяют не только смысл и содержание их труда, но и результативность, социальный и экономический эффект добровольчества для них самих, общества и государства. С другой стороны, заинтересованность региональных властей в развитии определенных видов волонтерства приводит к тому, что по некоторым направлениям

начинается его профессионализация, выстраивается сетевое взаимодействие. Будущие работники социальной сферы начинают вовлекаться в волонтерство на более системной основе, что оказывает влияние на регулярность их добровольческого участия.

Изменения в образовательной политике нашей страны также имеют свое позитивное и негативное влияние, сказывающееся на добровольческой деятельности уральского студенчества. С одной стороны, ориентация на научное развитие университетской среды снижает роль массовой воспитательной работы вузов, которая традиционно в российском обществе играла важную социализирующую роль. Как следствие, сокращается число студентов юношей, имеющих опыт волонтерского участия и хоть в какой-то мере рассматривающих такую деятельность в рамках своей личной жизненной истории. С другой стороны, начинают проявляться прагматические устремления студенчества, изменяется мотивация их добровольческого участия, которое приобретает более рациональный и осознанный характер.

Исследование выполнено за счет гранта Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-03-00016 «Динамика российского волонтерст-ва: перспективные практики, проблемы и возможности управления».

Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет / Центр социального прогнозирования и маркетинга. — М., 2010. — 592 с.

2. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / под ред. В.А. Тишков, Р.Э. Бараш, В.В. Степанов; Ин-т этнологии и антропологии РАН. - М.: ИЭА, 2014. - 342 с.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009). -URL: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.08.2016).

4. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление: практика и анализ. — 2000. — № 2. — С. 74-80.

5. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие / Центр социального прогнозирования и маркетинга. - М., 2014. - 548 с.

6. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналит. докл. / Ин-т социологии РАН. - М., 2007. - 143 с.

7. Мониторинговое исследование «Ценностные ориентации молодежи в современных условиях» / Междунар. центр семьи, молодежи и детей. - М., 2010. - 42 с.

8. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России / Моск. школа полит. исслед. - М., 2011. - 96 с.

9. Зубок Ю.А. Традиционное и современное в социально-политической идентификации молодежи // Власть. - 2104. - № 11. - С. 39-43.

10. Стегний В.Н. Политические ориентации студенческой молодежи: типы, факторы, особенности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 2. - С. 8-17.

11. Ромм Т.А., Богданова Е.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - 383 с.

12. Щербакова М.В. Волонтерская деятельность молодежи как феномен современного общества // Волонтер. - 2014. - № 1 (9). - С. 44-52.

13. Поколение Next - версия 4.0 [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». - М., 2009. - URL: http: //bd.fom.ru/report/cat/soc_gr/molo-dezh/ npn109 (дата обращения: 02.09.2016).

14. Отчет по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации» / Фонд «Общественное мнение». - М., 2012. - 200 с.

15. Сикорская Л.Е. Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - С. 163-168.

16. Певная М.В. Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного российского вуза // Известия Уральского федерального университета. Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - Т. 104, № 3. - С. 131-138.

17. Козубовский Р.В. Волонтерство как важная составляющая профессиональной подготовки будущих социальных работников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 7-2. - С. 157-160.

18. Волонтерство как направление воспитательной работы в вузе / Т.В. Казакова, Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, С.А. Осяк // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 11. - URL: http: //www. science-education.ru/ru/article/view?id=20442 (дата обращения: 03.09.2016).

19. Великанова Е.В. Развитие волонтерского движения на территории Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 12 (92). - С. 98-105.

20. Соколов А.В., Власова А.А. Добровольческий ресурс развития общества // Власть. - 2014. - № 11. - С. 110-114.

21. Чевик О.Н. Развитие волонтерского движения в Российской Федерации и в Краснодарском крае // Наука Кубани. - 2015. - № 1. - С. 66-73.

22. Итоговый отчет о проведении «Весенней недели добра 2014 г.» на территории Свердловской области [Электронный ресурс]. - URL: http: //uralsocinform.ru/files/2011/11/Prilogenie-1.pdf (дата обращения: 12.12.2015).

23. Актуализированная версия закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2016 год» (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 № 69-ОЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http: //minfin.midural.ru/document/ category/20#document_list (дата обращения: 03.09.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: моногр. / Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург, 2016. — 434 с.

25. Pevnaya M.V., Kuzminchuk A.A. Motivations to volunteering among young people: global trends or Russian country specifics // The 9th International Days of Statistics and Economics. Conference Proceedings (10—12 September 2015). — Prague: University of Economics, 2015. — P. 1281—1290.

References

1. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskii portret [Youth of Russia: sociological portrait]. Moscow, TsSPiM Publ., 2010. 592 p.

2. Rossiiskoe studenchestvo: identichnost', zhiznennye strategii i grazhdanskii potentsial [Russian students: identity, life strategies and civilian capabilities]. Ed. by Tishkov V.A., Barash R.E., Stepanov V.V. Moscow, IEA RAN Publ., 2014. 342 p.

3. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Ros-siiskoi Federatsii na period do 2020 goda: Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) [On the Concept of the Russian Federation long-term socio-economic development for the period up to 2020: Order of the RF Government of 17.11.2008 no. 1662-p (Ed. on 08.08.2009)]. Available at: http:// www.consultant.ru/ (accessed 31 August 2016).

4. Vishnevskii Iu.R., Bannikova L.N., Didkovskaia Ia.V. Issledovanie problem professional'nogo samoopredeleniia studenchestva Sverdlovskoi oblasti [A study of professional self-determination of the students of the Sverdlovsk region]. Univer-sitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2000, no. 2, pp. 74—80.

5. Konstantinovskii D.L., Voznesenskaia E.D., Cherednichenko G.A. Molodezh' Rossii na rubezhe XX—XXI vekov: obrazovanie, trud, sotsial'noe samochuvstvie [Russian youth at the turn of XX—XXI centuries: education, employment, social well-being]. Moscow, TsSP i M Publ., 2014. 548 p.

6. Molodezh' novoi Rossii: obraz zhizni i tsennostnye prioritety. Analitiches-kii doklad [Youth of the new Russia: lifestyle and value priorities. Analytical report]. Moscow, Institut sotsiologii RAN Publ., 2007. 143 p.

7. Monitoringovoe issledovanie «Tsennostnye orientatsii molodezhi v sovre-mennykh usloviiakh» [Monitoring study of valuable orientations of youth in modern conditions]. Moscow, 2010. 42 p.

8. Gudkov L.D., Dubin B.V., Zorkaia N.A. Molodezh' Rossii [Russian youth]. Moscow, Moskovskaia shkola politicheskikh issledovanii Publ., 2011. 96 p.

9. Zubok Iu.A. Traditsionnoe i sovremennoe v sotsial'no-politicheskoi identi-fikatsii molodezhi [The traditional and the contemporary in youth socio-political identification]. Vlast', 2014, no. 11, pp. 39—43.

10. Stegnii V.N. Politicheskie orientatsii studencheskoi molodezhi: ti-py, faktory, osobennosti [Political orientation of students: types, factors, particularities]. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Social and economic sciences, 2016, no. 2, no. 8-17.

11. Romm T.A., Bogdanova E.V. Vospitanie. Volonterstvo. Molodezh' [Education. Volunteering. The youth]. Novosibirsk, NGTU Publ., 2015. 383 p.

12. Shcherbakova M.V. Volonterskaia deiatel'nost' molodezhi kak fenomen sovremennogo obshchestva [Volunteer activities of young people as a phenomenon of modern society]. Volonter, 2014, no. 1 (9), pp. 44-52.

13. Pokolenie Next - versiia 4.0 [Next Generation - Version 4.0]. Fond «Ob-shchestvennoe mnenie», 2009. Available at: http://bd.fom.ru/report/cat/soc_gr/mo-lodezh/ npn109 (accessed 02 September 2016).

14. Otchet po proektu «Resurs dobrovol'cheskogo dvizheniia avangardnykh grupp dlia rossiiskoi modernizatsii» [Project report "Resource of voluntary movement of avant-garde groups for Russian modernization"]. Moscow, FOM Publ., 2012. 200 p.

15. Sikorskaia L.E. Volonterstvo kak forma trudovogo vospitaniia studencheskoi molodezhi [Volunteering as a form of labor education of students]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2009, no. 1, pp. 163-168.

16. Pevnaia M.V. Rol' i znachenie volonterstva v vospitatel'noi deiatel'nosti i obrazovatel'nom protsesse sovremennogo rossiiskogo vuza [The role and importance of volunteering in educational activities and the educational process of modern Russian university]. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriia 1: Problemy obrazovaniia, nauki i kul'tury, 2012, no. 3, vol. 104, pp. 131-138.

17. Kozubovskii R.V. Volonterstvo kak vazhnaia sostavliaiushchaia profes-sional'noi podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov [Volunteering as an important component of future social workers' training]. Aktual'nye problemy gu-manitarnykh i estestvennykh nauk, 2013, no. 7 (2), pp. 157-160.

18. Kazakova T.V., Basalaeva N.V., Zakharova T.V., Iakovleva E.N., Osiak S.A. Volonterstvo kak napravlenie vospitatel'noi raboty v vuze [Volunteering as the direction of educational work at the university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 4, p. 11.

19. Velikanova E.V. Razvitie volonterskogo dvizheniia na territorii Tambovskoi oblasti [The development of volunteer movement in Tambov region]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, 2010, no. 12 (92), pp. 98-105.

20. Sokolov A.V., Vlasova A.A. Dobrovol'cheskii resurs razvitiia obshchestva [Volunteer resource of society development]. Vlast', 2014, no. 11, pp. 110-114.

21. Chevik O.N. Razvitie volonterskogo dvizheniia v Rossiiskoi Federa-tsii i v Krasnodarskom krae [The development of volunteer movement in the Russian Federation and in Krasnodar region]. Nauka Kubani, 2015, no. 1, pp. 66-73.

22. Itogovyi otchet o provedenii «Vesennei nedeli dobra 2014 g.» na territo-rii Sverdlovskoi oblasti [The final report on the "Spring Week of Kindness 2014" in the Sverdlovsk Region]. Available at: http://uralsocinform.ru/files/2011/11/Pri-logenie-1.pdf (accessed 12 December 2015).

23. Aktualizirovannaia versiia zakona Sverdlovskoi oblasti «Ob oblastnom biudzhete na 2016 god» (v red. Zakona Sverdlovskoi oblasti ot 04.07.2016 № 69-OZ) [The updated version of the law of Sverdlovsk region "On the regional budget for 2016"]. Available at: http://minfin.midural.ru/document/category/20#document_list (accessed 03 September 2016).

24. Pevnaia M.V. Upravlenie volonterstvom: mezhdunarodnyi opyt i lokal'nye praktiki [Volunteering management: international experience and local practice]. M-vo obrazovaniia i nauki Ros., Ekaterinburg, URFU Publ., 2016. 434 p.

25. M.V. Pevnaya, A.A. Kuzminchuk. Motivations to volunteering among young people: global trends or Russian country specifics. The 9th International Days of Statistics and Economics. Conference Proceedings (10-12 September 2015). Prague, University of Economics Publ., 2015, pp. 1281—1290.

Получено 07.09.2016

M.V. Pevnaya, A.A. Kuzminchuk

STUDENTS' VOLUNTEERISM DYNAMICS IN THE SVERDLOVSK REGION

The article presents the results of the Middle Urals students' voluntary work analysis, based on the data monitoring of "Student 2012-2016" forum held by Ural Federal University for twenty years. The article presents the evaluation of changes in the volunteer community of students studying in different parts of the region, including the particularities and the character of their involvement. The authors analyze the economic, political and socio-cultural context of the Sverdlovsk Region youth's voluntary activity. The paper considers such institutional conditions, as regional youth initiatives support policy, events agenda, infrastructure changes in the third sector of the region, as well as actions taken by regional executive authorities in the implementation of youth policy in the region.

The monitoring results point at a number of issues. One of them is a decrease in the popularity of volunteering among young people. In the Sverdlovsk Region universities the number of students involved in volunteering on a regular or part-time basis is decreasing. This may be happening due to the regional government mass volunteer movement orientation. Another problem relates the gender imbalance among student-volunteers and the increasing number of those young people who are not willing to take part in volunteer projects and make volunteerism part of their life. Based on the poll data, student-volunteers' motivation is also changing. Among the most important motives there are those of professional and personal development, which appear pragmatic in their nature.

Keywords: volunteerism, students' volunteerism, higher education, institutional conditions, Russian volunteerism dynamics.

Pevnaya Mariya Vladimirovna - Candidate of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology and Technologies of Public and Municipal Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, e-mail: soc_stu@e1 .ru

Kuzminchuk Anna Aleksandrovna - Senior Lecturer, Department of Sociology and Technologies of Public and Municipal Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.