Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/78PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Красильникова Л.В., Азолова Ю.В. Востребованность платных дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста в Нижегородской области // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/78PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Krasilnikova L.V., Azolova Yu.V. (2020). Demand for paid additional educational services for preschool children in the Nizhny Novgorod region. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/78PDMN220.pdf (in Russian)
УДК 373.2 ГРНТИ 14.23.01
Красильникова Лариса Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=736182
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981
Азолова Юлия Валентиновна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Магистр E-mail: [email protected]
Востребованность платных дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста в Нижегородской области
Аннотация. Статья посвящена исследованию востребованности платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области. Авторами проводится анализ нормативно-правовой базы организации дополнительного образования в Российской Федерации: Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования, Государственной программы «Развитие образование», Концепции развития дополнительного образования детей. Статья включает анализ исследований дополнительного образования детей дошкольного возраста за последние десять лет. Авторы осуществляют анализ значения дополнительного образования в решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Статья содержит характеристику дополнительных образовательных программ и их отличия от основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В статье приводится описание наиболее часто встречающихся в практике работы дошкольных образовательных организаций платных дополнительных образовательных услуг: развивающих (подготовка к школе, иностранный язык, робототехника, изобразительная деятельность, хореография и другие), оздоровительных (плавание, футбол, оздоровительный массаж и
https:// mir-nauki. com
другие) и социальных (вечерние группы). Авторы приводят анализ изменения количества дошкольных образовательных организаций, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде. Статья содержит описание цели и содержания исследования по изменению спроса родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного возраста на оказание платных дополнительных образовательных услуг в Нижегородской области. Описание включает результаты опроса родителей (законных представителей) воспитанников и результаты статистической и математической обработки полученных результатов опроса. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Ключевые слова: дополнительное образование; дошкольная образовательная организация; платные услуги; программы дополнительного образования; опрос родителей; востребованность платных образовательных услуг; дети дошкольного возраста; взаимодействие с родителями воспитанников
Стратегические направления развития современного образования в Российской Федерации (далее по тексту РФ) связаны с поиском актуальных культурных парадигм постиндустриального (информационного) общества, которое характеризуется преобладанием интеллектуального и творческого труда, исключительной ролью и возросшими объемами информации, развитием глобальной структуры Интернет-коммуникации, возросшими потребностями в оказании услуг, получении образования, научных исследованиях. Данные факторы определяют государственный заказ в сфере образования на подготовку всесторонне развитого человека, достаточно универсального, способного к взаимодействию, коммуникации и интеграции в самых разнообразных видах деятельности, проявляющего творческий, активный и сознательный подход в различных сферах экономической, политической, социальной и духовной жизни общества. Анализ результативности образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, показывает невозможность полноценного решения вышеозначенных задач только в рамках основного образования, поэтому особый смысл приобретает система дополнительного образования.
Дополнительное образование обеспечивает вариативность, персонификацию, индивидуализацию образования, удовлетворяет образовательные потребности в интеллектуальном, нравственном, физическом, художественно-эстетическом развитии ребенка. Оно способствует становлению и реализации в соответствии с возрастными особенностями творческого потенциала, навыков адаптации к современному социуму и формированию культуры проведения досуга. Осуществление функций дополнительного образования становится возможным благодаря его полисферности. По данным исследования Голованова В.П., полисферность дополнительного образования обеспечивает персонифицированный (конвенционный) подход, где интегрируются интересы педагога и ребенка, сопрягаются социальная адаптация и педагогическая поддержка развития личности ребенка [1].
Необходимость дополнительного образования обозначена в основополагающих нормативно-правовых документах, регламентирующих сферу образования в РФ. Закон РФ «Об
Введение
https:// mir-nauki. com
образовании в РФ» 1 , глава 10, статьи 75 и 76, приводит требования к организации дополнительного образования детей и взрослых и дополнительного профессионального образования, особое внимание уделяется дополнительным общеобразовательным программам. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года2 предусматривает развитие доступного дополнительного образования посредством государственной политики в области образования. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на период 2018-2025 годов3, особое место занимает дополнительное образование, развитие которого преследует третья цель государственной программы и подпрограмма «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики». На сегодняшний день действует также «Концепция развития дополнительного образования детей»4, в которой подробно рассматриваются шаги по организации и реализации мер государственной поддержки в сфере дополнительного образования.
Дошкольное образование закономерно включает в качестве своей составляющей дополнительное образование, позволяющее обеспечить целенаправленное всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, развить его умения и способности, совершенствовать творческую активность, инициативность и самостоятельность. За последние десять лет с 2010 по 2020 год был проведен ряд научных исследований, в ходе которых изучалась организация дополнительного образования для воспитанников дошкольного возраста в разных аспектах. Исследования развития творческих способностей: музыкальных, изобразительных, хореографических, Антроповой В.В. [2], Балашовой Ю.С. [3], Нагорновой Л.А. [4], Хижняк Н.Л. [5], Чурашова А.Г. [6]. Изучение вопросов социализации, патриотического и интеллектуального развития детей в работах Дорошук Л.А. [7], Журавлевой С.С. [8], Павловой Л.Г. [9], Яфаевой В.Г. [10]. Исследование некоторых аспектов управления дополнительным образованием Бичевой И.Б. [11], Филатовой О.М. [11], Красильниковой Л.В. [12], Азоловой Ю.В. [12] и др.
Организация процесса оказания дополнительных услуг на платной основе в дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО) является обязательным элементом общественного социального заказа и результатом поэтапного принятия решения в отношении федеральных и региональных задач в образовательной сфере.
На сегодняшний день можно говорить о широте и многообразии рынка образовательных услуг, что ведет к росту уровня конкуренции между действующими ДОО. Родители выбирают определенный детский сад в соответствии со своими запросами и пожеланиями и потребностями своего ребенка. При этом запросы родителей могут быть разными: в частности, они могут ставить акцент на подготовке ребенка к школе, акцентировать внимание на приобщении ребенка к детскому сообществу, желать укрепить детское здоровье, обучить ребенка рисованию или танцам. Также родителям интересна возможность получения в детском саду квалифицированной помощи при возникновении вопросов касательно воспитания и развития ребенка.
1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3 в редакции на 01.09.2015 г. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с. (Правовая библиотека образования).
2 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 04.04.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
4 Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей".
Страница 3 из 10
78PDMN220
Именно с целью сохранения своей деятельности и удовлетворения пожеланий родителей детей, посещающих данное ДОО, руководство детского сада должно формировать грамотную и рациональную стратегию развития своего учреждения, чтобы соответствовать требованиям современного мира, быть авторитетным и открытым образовательным пространством.
Осуществление платных дополнительных услуг в ДОО идет по непосредственному пожеланию родителей (законных представителей) детей. Содержание дополнительного образования регламентируется дополнительными образовательными программами. Согласно п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательное учреждение согласно своих утвержденных уставных целей и задач при осуществлении основных образовательных программ одновременно может осуществлять дополнительные, а также реализовывать дополнительные образовательные услуги за рамками обусловливающих его статус основных образовательных программ»5. Важными требованиями к данным программам выступают такие, как:
1. самостоятельность содержания дополнительного образования, не дублирующего содержание основной общеобразовательной программы ДОО;
2. реализуемость программы в свободное от получения основного образования время;
3. соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, то есть число и продолжительность занятий не должно быть больше разрешенного объема недельной нагрузки с учетом возрастных особенностей каждого ребенка.
Программы дополнительного образования характеризуются достаточной вариативностью и разнообразием, но их содержание, в значительной мере, зависит от потребностей родителей (законных представителей). Наиболее востребованы программы, направленные на художественно-эстетическое, интеллектуально-развивающее, коммуникативно-речевое, экологическое, физкультурно-оздоровительное развитие, подготовку к школе, осуществление коррекционно-развивающей работы по преодолению разных нарушений развития ребенка (нарушения речи, познавательной деятельности, моторики и др.).
Целью нашего исследования стало изучение изменения спроса родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного возраста на оказание платных дополнительных образовательных услуг в Нижегородской области.
Методы исследования
Исследование включало анализ охвата детей в возрасте от 1 года до 7 лет муниципальным и частным дошкольным образованием в Нижегородской области, в том числе, изучение количества ДОО, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, на основании изучения ряда документов Правительства Нижегородской области. Нами был проведен также анализ степени востребованности дополнительных образовательных услуг со стороны родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного возрасте через проведение опроса в детских садах.
5 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3 в редакции на 01.09.2015 г. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с. (Правовая библиотека образования).
Для достижения поставленной цели исследования были применены следующие теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, и эмпирические методы: опрос, ранжирование, математическая и статистическая обработка данных.
Результаты и их обсуждение
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет в течении семи лет по Нижегородской области, по данным Правительства Нижегородской области6, представлен таблице 1.
Таблица 1
Анализ охвата дошкольным образованием детей от 1 года до 7 лет в Нижегородской области
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
год год год год год год год год
Число ДОО (в том числе
начальные школы - детские 1375 1394 1415 1418 1421 1426 1430 1434
сады) - всего, единиц
в том числе:
в городской местности 881 897 912 913 914 917 919 922
Численность детей,
воспитывающихся в ДОО, - 155882 160660 163070 174620 175000 175500 176200 177000
всего, человек
в том числе:
в городской местности 120877 138168 140240 150170 150500 150930 151530 152220
Составлена авторами
Анализ количества детей раннего и дошкольного возраста, посещающих ДОО, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, показывает постоянный рост, что обусловлено демографической государственной политикой, направленной на поддержание материнства и детства в РФ. Наблюдается более существенный прирост числа детей в детских садах города Нижнего Новгорода, что связано как с увеличением показателя рождаемости, так и происходящими миграционными процессами, обеспечивающими приток населения в город.
На 01.01.2019, в Нижегородской области, помимо муниципальных ДОО, лицензия на право ведения деятельности в сфере дошкольного образования также есть у 10 частных образовательных организаций: 8 детских садов (7 в г. Нижнем Новгороде и 1 в г. Выксе), одна частная ДОО (г. Нижний Новгород) и одна начальная школа - детский сад (г. Саров). В области во всех частных ДОО, которые реализуют образовательные программы дошкольного образования, количество детей дошкольного возраста составляет примерно 644 человека.
Вместе с реализацией обязательной основной общеобразовательной программой в ДОО осуществляются и дополнительные образовательные платные услуги, которые предусмотрены Уставом учреждения. Проведение дополнительных платных услуг происходит за счет родителей и ими нельзя заменять программы, которые относятся к основной образовательной деятельности, которая финансируется из бюджетных средств. Стоимость дополнительных платных услуг утверждена постановлением администрации города.
6 Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 N 301 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области".
Анализ оказываемых платных дополнительных образовательных услуг показывает ряд наиболее востребованных и частотных в ДОО:
1. развивающие услуги: подготовка к школе, робототехника и Лего-конструирование, английский язык, хореография, изобразительная деятельность, детские мультимедийные студии, логоритмика и др.;
2. оздоровительные услуги: плавание, футбол, баскетбол, оздоровительный массаж и др.;
3. социальные услуги: группы вечернего пребывания воспитанников.
Анализ количества ДОО в городе Нижнем Новгороде, оказывающие платные дополнительные услуги7, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Анализ количества ДОО, оказывающих платные дополнительные услуги
№ п/п Район г. Нижнего Новгорода 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1 Автозаводский 41 43 49 55 69
2 Канавинский 0 0 1 2 3
3 Ленинский 10 12 17 20 21
4 Московский 9 9 9 10 11
5 Нижегородский 10 10 10 12 13
6 Приокский 12 12 12 12 12
7 Советский 15 16 21 21 24
8 Сормовский 35 35 36 37 38
ВСЕГО: 132 137 155 169 191
Составлена авторами
Анализируя данные таблицы 2 видим, что за пять лет количество ДОО, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, увеличилось на 59, что свидетельствует о том, что повысился спрос со стороны родителей (законных представителей) на дополнительное образование, детские сады почувствовали больше уверенности в своей профессиональной компетентности в плане оказания данного вида услуг, появились организационные и материально-технические возможности для их проведения, что, в конечном счете, подтверждает повышение качества, доступности и эффективности системы дополнительного образования в Нижегородской области.
Нами был также организован и проведен опрос родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста о необходимости организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОО и предпочтительности в выборе программы дополнительного образования.
С этой целью респондентам были предложены следующие вопросы.
1. Считаете ли вы, необходимым организацию в ДОО платных дополнительных образовательных услуг?
□ Да
□ Нет
□ Затрудняюсь ответить
7 Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 N 301 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области".
2. Выберите наиболее предпочтительные для вас платные дополнительные образовательные услуги.
□ Развивающие услуги (подготовка к школе, робототехника и Лего-конструирование, английский язык, хореография, изобразительная деятельность, детские мультимедийные студии)
□ Оздоровительные услуги (плавание, футбол, баскетбол, оздоровительный массаж)
□ Социальные услуги (группы вечернего пребывания воспитанников)
Было опрошено 400 родителей (законных представителей) воспитанников в ДОО г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Результаты опроса представлены на рисунке 1 и 2.
80% 60% 40% 20% 0%
Да Нет Затрудняюсь
ответить
Рисунок 1. Анализ востребованности родителями (законными представителями) платных дополнительных образовательных услуг (составлен авторами)
Анализ степени востребованности со стороны родителей детей дошкольного возраста платных дополнительных образовательных услуг показал, что подавляющее большинство за их организацию на базе ДОО - 73 %. Тех, кто не испытывает потребности в дополнительном образовании для своего ребенка, оказалось 22 %, и 5 % затруднились с ответом по тем или иным причинам.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Развивающие Оздоровительные Социальные услуги услуги услуги
Рисунок 2. Анализ предпочтительности платных дополнительных образовательных услуг для родителей (законных представителей) (составлен авторами)
На вопрос, какой вид услуги наиболее привлекателен в дополнительном обучении, 59 % респондентов ответили, что предпочитают «развивающие услуги», среди которых подготовка
https:// mir-nauki. com
к школе, робототехника и Лего-конструирование, английский язык, хореография, изобразительная деятельность, детские мультимедийные студии. 32 % отметили, что отдали бы своего ребенка на оздоровительные виды обучения - плавание, футбол, баскетбол. 9 % родителей испытывают необходимость в группах вечернего пребывания ребенка.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что платные дополнительные услуги достаточно востребованы в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, наиболее часто родители (законные представители) выбирают развивающие и оздоровительные услуги. ДОО проявляют материально-техническую, кадровую, программно-методическую и дидактическую готовность к организации и проведению дополнительного образования, о чем свидетельствуют данные увеличения количества учреждений с платными образовательными услугами.
Воспитанники дошкольного возраста, посещающие дополнительные образовательные кружки и секции, демонстрируют достижения при участии на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках детского творчества, фестивалях разного уровня: федеральные, муниципальные и внутри детского сада. Дети проявляют творчество, самостоятельность, активность и инициативность в различных видах детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Учителя начальных классов отмечают их как успешных при переходе к обучению в школе.
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
1. Голованов, В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 [Текст] / В.П. Голованов - Тамбов,
2006. - 53 с.
2. Антропова, В.В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 [Текст] / В.В. Антропова - Москва, 2013.
- 23 с.
3. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 [Текст] / Ю.С. Балашова -Москва, 2013. - 27 с.
4. Нагорнова, Л.А. Культуротворческие технологии как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 [Текст] / Л.А. Нагорнова - Тамбов, 2010. - 28 с.
5. Хижняк, Н.Л. Формирование художественной одарённости в образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства: маркетинговый подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 [Текст] / Н.Л. Хижняк - Барнаул, 2012. - 22 с.
6. Чурашов, А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / А.Г. Чурашов - Челябинск, 2013. - 27 с.
7. Дорошук, Л.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Л.А. Дорошук - Челябинск, 2011. - 24 с.
8. Журавлева, С.С. Психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дополнительном образовании детей: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07 [Текст] / С.С. Журавлева - Москва, 2016. - 30 с.
9. Павлова, Л.Г. Социализация детей раннего возраста на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителя в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Л.Г. Павлова - Екатеринбург, 2013. - 23 с.
10. Яфаева, В.Г. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей 3-7 лет: в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 [Текст] / В.Г. Яфаева - Москва, 2015. - 38 с.
11. Бичева, И.Б. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / И.Б. Бичева, О.М. Филатова / Вестник Мининского университета. Том 7, № 1 (2019). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-7.
12. Красильникова, Л.В. Дополнительное образование детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы развития [Текст] / Л.В. Красильникова, Ю.В. Азолова // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. - 2019. С. 125-128.
Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Azolova Yulia Valentinovna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Demand for paid additional educational services for preschool children in the Nizhny Novgorod region
Abstract. The article is devoted to the study of the demand for paid additional educational services in pre-school educational organizations of the Nizhny Novgorod region. The authors analyze the legal framework for the organization of additional education in the Russian Federation: the Law of the Russian Federation "on education", the National doctrine of education, the State program "Development of education", the Concept of development of additional education for children. The article includes an analysis of research on additional education of preschool children over the past ten years. The authors analyze the importance of additional education in solving the problems of education and training of preschool children. The article contains a description of additional educational programs and their differences from the main General education programs of preschool education. The article describes the most frequently used paid additional educational services in the practice of preschool educational organizations: educational (school preparation, foreign language, robotics, visual arts, choreography, etc.), health (swimming, football, health massage, etc.) and social (evening groups). The authors analyze changes in the number of pre-school educational organizations that provide paid additional educational services in the Nizhny Novgorod region and the city of Nizhny Novgorod. The article describes the purpose and content of the research on changes in the demand of parents (legal representatives) of preschool children to provide paid additional educational services in the Nizhny Novgorod region. The description includes the results of a survey of parents (legal representatives) of pupils and the results of statistical and mathematical processing of the results of the survey. The content of the work presented in the article has been tested in pre-school educational organizations in Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region.
Keywords: additional education; preschool educational organization; paid services; programs of additional education; parents' survey; demand for paid educational services; preschool children; interaction with parents of pupils