Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КРУЖКИ / СЕКЦИИ / ДОШКОЛЬНИКИ / НАПРАВЛЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS / PRESCHOOL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / CLUBS / SECTIONS / PRESCHOOLERS / DIRECTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерешкина Лариса Владимировна, Кошкина Ирина Владимировна

Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования детей дошкольного возраста. Авторы проводят анализ дополнительного образования дошкольников города Саратова. В процессе проведения анализа были изучены нормативно-правовые аспекты, теоретические основы организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, история развития системы дополнительного образования детей и подростков в России и городе Саратове, особенности учреждений дополнительного образования. Анализу подвергались различные аспекты организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: потребительский рынок, условия подбора персонала, кадровый потенциал, материально-техническая база, оснащенность образовательного процесса, разработка образовательных программ дополнительного образования, изучение и создание нормативной базы. Авторы приходят к выводу о том, что дополнительное образование детей дошкольного возраста социально востребовано, представляет собой взаимосвязанные компоненты организации дополнительного образования в городской образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерешкина Лариса Владимировна, Кошкина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTEGRATION OF PRESCHOOL AND ADDITIONAL EDUCATION IN THE URBAN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the development of the system of additional education for preschool children. The author analyzes the additional education of preschool children in the city of Saratov. In the process of analysis was studied for the legal aspects, the theoretical foundations of organization of additional education of children of preschool age, history of development system of additional education of children and adolescents in Russia and Saratov, and especially of institutions of additional education. Various aspects of the organization of additional education for preschool children were analyzed: the consumer market, recruitment conditions, personnel potential, material and technical base, equipment of the educational process, development of educational programs for additional education, study and creation of a regulatory framework. the Author concludes that additional education for preschool children is socially in demand, represents interrelated components of the organization of additional education in the urban educational environment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Проблема интеграции дошкольного и дополнительного образования в условиях городской образовательной среды

Ерешкина Лариса Владимировна,

аспирант, кафедра методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» E-mail: larisa-700@mail.ru

Кошкина Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» E-mail: kafpndo@mail.ru

Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования детей дошкольного возраста. Авторы проводят анализ дополнительного образования дошкольников города Саратова. В процессе проведения анализа были изучены нормативно-правовые аспекты, теоретические основы организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, история развития системы дополнительного образования детей и подростков в России и городе Саратове, особенности учреждений дополнительного образования. Анализу подвергались различные аспекты организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: потребительский рынок, условия подбора персонала, кадровый потенциал, материально-техническая база, оснащенность образовательного процесса, разработка образовательных программ дополнительного образования, изучение и создание нормативной базы. Авторы приходят к выводу о том, что дополнительное образование детей дошкольного возраста социально востребовано, представляет собой взаимосвязанные компоненты организации дополнительного образования в городской образовательной среде.

Ключевые слова: интеграция, дошкольная образовательная организация, участники образовательных отношений, дошкольное образование, дополнительное образование, дополнительные образовательные услуги, кружки, секции, дошкольники, направленности дополнительного образования.

Модернизация современного российского общества, изменение сознания людей, расстановка приоритетов, запросы участников образовательных отношений требуют от современного образования новых подходов в деятельности дошкольных образовательных организаций, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Цели образования на современном этапе существенно меняются, меняется отношение к выработке активной жизненной позиции личности, способной к самосовершенствованию и самореализации в общественно-значимых видах деятельности. Это привело к пересмотру принципов и методов в системе дошкольного образования, к сочетанию стандартных форм организации деятельности ДОО с работой на основе инновационных методик - внедрение новых подходов, повышающих уровень образования.

Сегодня возрастает потребность людей в разнообразных высококачественных услугах, в том числе, дополнительных. Средний возраст начала участия в дополнительном образовании уменьшается. Как никогда, данный вид услуг становится востребованным для детей дошкольного возраста. Также растет общественный интерес к использованию потенциала дополнительного образования для детей, их профессиональной ориентации и развития навыков, необходимых на новом этапе технологического развития [2].

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», который устанавливает целевой показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными программами к 2020 году на уровне 70-75%, фактически определил более широкое вовлечение детей в дополнительное образование как приоритет долгосрочной (в более широком смысле) государственной политики в области образования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей» [7], где определены основные цели и задачи развития дополнительного образования, состояние и проблемы дополнительного образования, основные механизмы и направления его развития, а также ожидаемые результаты от реализации государственной политики в этом секторе. Решением Правительства Российской Федерации от 04.04.2015 г. № 729 утвержден план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции. Механизмом реализации Концепции является Фе-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

сэ см о см

деральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497, на региональном уровне -постановление Правительства Саратовской области от 29.12.2018 г. № 760-П О государственной программе Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года») [9]. В 2016 году дополнительное образование включено в реализацию приоритетных проектов. Были утверждены паспорт и генеральный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Целью приоритетного проекта является обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными образовательными программами. Проект определяет задачу формирования региональных систем дополнительного образования во всех субъектах Российской Федерации, которые на основе передового опыта гарантируют реализацию современных, разнообразных и популярных программ различной направленности, которые соответствуют интересам и потребностям детей и их родителей, региональным особенностям и условиям социально-экономического и технологического развития страны. Кроме того, за последние несколько лет была обновлена нормативно-правовая база для реализации дополнительного образования детей и подростков: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р, стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27.05.2015 г., Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Таким образом, в области дополнительного образования создана необходимая правовая база для обеспечения доступности услуг дополнительного образования для детей на основе организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности.

Все это оказало влияние на появление нового явления в образовании, в частности дошкольном, такого как интеграция системы основного и дополнительного образования детей, которая способствует взаимодействию как отдельных организаций, так и педагогов различной специализации внутри учреждения. Развитие основного образования стало возможным благодаря внедрению в деятельность ДОО дополнительного образования. Сфера дополнительного образования детей расширяет возможности основного образования

и положительно влияет на развитие образования в целом, в том числе для обновления его содержания в соответствии с целями развития страны. По сути, это инновационная платформа для разработки образовательных моделей и технологий будущего.

В процессе интеграции дошкольного и дополнительного образования происходит выбор содержания дополнительного образования. С этой целью необходимо понимать различия сущности основного и дополнительного образования (табл. 1) [4].

Таблица 1. Различия основного дошкольного и дополнительного образования

Основное образование Дополнительное образование

- дошкольное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов - в условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам»

- содержание планируется на основе примерной образовательной программы - программа разрабатывается педагогом, на основе изучения потребностей конкретных детей

- индивидуализация обучения осуществляется со стороны педагога - реализуется свободный выбор обучающимися вида занятий и педагога

Основным направлением работы является увеличение охвата детей качественными программами различной направленности. Значительная часть дополнительных развивающих программ реализуется в образовательных организациях. В большинстве для их реализации создана материально-техническая база, имеется значительный кадровый потенциал. Финансовая поддержка для реализации этих программ гарантируется в соответствии с законом РФ, что значительно расширяет возможности системы дополнительного образования для детей по увеличению охвата. К тому же, постоянно развивается практика реализации дополнительных программ обучения детей другими юридическими лицами. К ним относятся организации в области культуры (музеи, библиотеки), спорта (спортивные клубы), молодежной политики и социальных служб [1].

Интеграция дошкольного и дополнительного образования детей бывает двух уровней: внешняя и внутренняя [6].

• Внешняя интеграция выражается в расширении возможностей и сотрудничества ДОО со спортивными, культурными, научными и образовательными организациями, с целью обеспечения благоприятных условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, развития их способностей и творческого потенциала.

• Внутренняя интеграция реализуется в ДОО в виде различных типов творческих объединений обучающихся в системе дополнительного образования, которые позволяют педагогам

решать проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в целом, а не изолированно.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [11] программы дополнительного образования для детей могут осуществлять образовательные организации различных типов, а также другие юридические лица и индивидуальные предприниматели. Как было сказано выше, дополнительные образовательные программы для детей реализуются преимущественно в образовательных организациях различных типов, в том числе в дошкольных.

Система дополнительного образования дошкольников представлена на сегодняшний день следующими составными частями, на базе дошкольных образовательных организаций, центров и клубов дополнительного образования, музыкальных школ и школ искусств, спортивных школ и др.

Дошкольное образование города Саратова объединяет 191 образовательную организацию, в составе которых:

17 центров развития ребенка, 113 детских садов,

12 детских садов компенсирующего вида, 45 детских сада комбинированного вида, 4 детских сада присмотра и оздоровления. На базе 11 общеобразовательных учреждений функционируют структурные подразделения, реализующие образовательные программы дошкольного образования.

Численность воспитанников в образовательных организациях ежегодно возрастает:

2018 год - 27556 человек,

2019 год - 31228 человек,

на 01.01.2020 года - 39477 воспитанников. Всего детей дошкольного возраста, проживающих в городе Саратове - 55698 человек.

Доля детей дошкольного возраста, осваивающих программы ДО составляет на сегодняшний день 70,1%. В 100% ДОО организованы бесплатные кружки в рамках реализации ООП ДО, в 68% организованы дополнительные платные образовательные услуги. Охват детей - 9484 человека, 37% от общего количества посещающих ДОО.

Таким образом, система дошкольного образования города Саратова представлена дошкольными образовательными организациями, в которых представлены возможности получения услуг дополнительного образования на платной и бесплатной основах. При этом дошкольные образовательные организации в полной мере реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в части объединения основного и дополнительного образования [10]. Организация системы внутренней интеграции дополнительного образования на базе ДОО обеспечивает:

- дифференцированность (то есть возможность использования авторских программных разра-

боток для детей с различными стартовыми возможностями в условиях дошкольных образовательных организаций различного вида;

- деятельностный характер развития и воспитания дошкольников;

- направленность на социализацию воспитанников ДОО.

В контексте внешней интеграции дополнительное образование в городе Саратове по муниципальной принадлежности к системе образования реализует 12 учреждений дополнительного образования (27418 обучающихся, из них детей дошкольного возраста - 3256 чел.), из них: дворец творчества детей и молодёжи, хореографическая школа, 10 домов и центров детского творчества (в структуре которых 77 подростковых клубов).

Система учреждения культуры охватывает 41 организацию для детей и подростков, в том числе: 26 музыкальных школ и школ искусства, хоровая школа,

13 детских клубов, 1 художественная школа. Охват детей - 11455 чел., в том числе - дошкольников - 982 чел.

Таким образом, в сравнении: уровень охвата системой интеграции внутреннего дополнительного образования в системе ДОО составляет 24%, учреждениями дополнительного образования (дворцы творчества, школы искусств, центры детского творчества) - 8,25%, учреждениями культуры -2,5%. Это свидетельствует о том, что дошкольным образовательным организациям города Саратова принадлежит приоритетная роль реализации системы дополнительного образования детей дошкольного возраста. Во многом это связано и своеобразным удобством для родителей воспитанников, поскольку дополнительные образовательные услуги реализуются в стенах привычного для ребенка детского сада, и не требует дополнительного времени затрат на дорогу до кружка или секции. Возможно, в системах детских центров, домов детского творчества, учреждений культуры и пр. работают педагоги, квалификация которых связана с системой именно дополнительного узко направленного образования. Таким образом, в выборе возможностей получения услуг дополнительного образования родители детей дошкольного возраста могут исходить из целей приоритета комфорта, удобства, сокращения временных затрат или же выбора более узкой квалификации педагогических кадров.

Учреждения физкультуры и спорта представлены в городе Саратове 9 комплексами физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций на базе стадионов, спортивных залов, бассейнов, водных баз, спортивных школ олимпийского резерва и т.п. Общее количество детей и подростков, занимающихся спортом - 13478 чел., из них дошкольников - 1878 чел. Следовательно, физкультурно-оздоровительное направление в работе с детьми дошкольного возраста развито в недо-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

статочной степени, поскольку доля охвата составляет 3,37% охвата детей-дошкольников города Саратова, в то время как охват по иным направ-ленностям составляет 24,63%. Из данных статистического анализа можно сделать вывод, что родителей детей-дошкольников интересуют такие направленности, как социально-педагогическое, художественное, естественно-научное, техническое. Такие направления, как физкультурно-оздоровительное и туристическое, являются мало охваченными, возможно, потому что физкультурно-оздоровительная деятельность является неотъемлемым элементом общей программы дошкольного образования.

В дополнительном образовании детей реализуется личностно-ориентированный подход, поскольку развитие ребенка, его личные интересы и достижения находятся в центре образовательного процесса. Численный состав объединения определяется исходя из психолого-педагогических возможностей вида деятельности. Программа, расписание занятий составляется с учетом интересов и навыков детей, а продолжительность занятий устанавливается на основе санитарно-гигиенических норм. Формы организации образовательных объединений для детей разные. Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками проводятся в специальных отдельных комнатах, которые имеют свою развивающую предметно-пространственную среду и вызывают у детей чувство

интереса, новизны, удивления. Во время занятий детям предоставляется больше свободы, поддерживается самостоятельная творческая инициатива при дружелюбном и компетентном участии взрослого [8].

Проведенный анализ ситуации по обеспечению дополнительным образованием по данным 2020 года показывает: общий охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет 68% от общей численности детей соответствующего возраста.

Характеризуя систему дополнительного образования дошкольников, хочется отметить, что дополнительное образование в ДОО города Саратова осуществляется с детьми в возрасте с 5 до 7 лет, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого воспитанника (табл. 2). Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей, дополнительное образование реализуется посредством дополнительных об-щеразвивающих программ, содержание которых определяется в рамках следующих направленно-стей:

• художественная,

• социально-педагогическая

• физкультурно-спортивная,

• техническая,

• туристско-краеведческая,

• естественнонаучная.

Таблица 2. Количество объединений дополнительного образования и число обучающихся по основным направленностям деятельности в системе дополнительного образования детей города Саратова от 5 до 18 лет (на 01.01.2020)

НАПРАВЛЕННОСТЬ

художественная социально-педагогическая физкультур-но-спортивная техническая туристско-краевед-ческая естественнонаучная

кол-во объединений человек кол-во объединений человек кол-во объединений человек кол-во объединений человек кол-во объединений человек кол-во объединений человек

715 27585 672 15250 653 13478 97 2212 121 3260 209 4542

Содержание таблицы 2 еще раз подчеркивает, что физкультурно-оздоровительная направленность в меньшей степени выбирается в качестве содержания дополнительного образования, нежели направленность художественно-творческой, социально-педагогической и прочих видов деятельности. Хотя сравнение количества объединений по каждой направленности демонстрирует, что число физкультурно-спортивных объединений незначительно меньше, чем число объединений социально-педагогической и художественно-творческой направленности. Из таблицы 2 следует, что на единицу объединения художественной направленности приходится в среднем 38 детей, на еди-^ ницу социально-педагогического объединения - 23 с человека, на объединение физкультурно-спортив-~ ной направленности - 21 человек, технической на-сэ правленности - 23 человека, туристско-краевед-сэ ческой деятельности - 27 человек, и естествен-зе нонаучной деятельности - 22 человека. Из данных

численных показателей следует, что объединения физкультурно-спортивной деятельности включают меньшее количество детей, посещающих их одновременно, что позволяет реализовать более индивидуальный, личностно-ориентированный подход по отношению к каждому ребенку.

Детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) -62% от общей численности детей данной возрастной категории. Детей, посещающих ДОО - 72%.

Данные статистики представляют следующую картину распределения детских объединений дополнительного образования по направленностям, реализуемым на базе ДОО города Саратова.

Художественная направленность. Ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных представлений в отдельных видах искусства и служат средством организации досуга, формирование процесса творческого самовыражения и общения детей. В основном это кружки, студии, направленные

на продуктивные виды деятельности: изобразительная деятельность, конструирование, театрализованная деятельность, хореография, фокальные и фольклорные объединения.

Социально-педагогическая направленность Цели и задачи - накопление воспитанниками нового опыта позитивного общения в процессе социализации. Вырабатывается набор социально значимых жизненных навыков для детей, что способствует формированию коммуникативных навыков, необходимости социального взаимодействия, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогает освоить свои внутренние психологические особенности, кроме того, здесь реализуется коррекционно-развивающее направление. Это кружки по подготовке к школе, занятиями с логопедом, с психологом, с педагогами узкого профиля (математики, иностранных языков), кружками по безопасности жизнедеятельности и изучению дорожной грамоты. Интересным, но достаточно редким направлением является обучение мультипликации, мультимедийным технологиям анимации. Таким образом, структура социально-педагогической направленности дошкольной дополнительной подготовки ориентирована на запрос родителей в услугах подготовки ребенка к школе в контексте когнитивной составляющей (конкретных представлений, которые пригодятся будущему первокласснику), интеллектуальной составляющей (развитие мыслительных функций, логики), языкового и речевого развития, психологической готовности ребенка к поступлению в школу.

Физкультурно-спортивная направленность. Цели и задачи программ данной направленности состоят в том, чтобы привить детям навыки здорового образа жизни, заняться массовыми видами спорта, развить интерес к физкультуре и спорту. Занятия спортом способствуют гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья детей. Наибольший интерес и социальный запрос родителей воспитанников представляет сфера художественной и оздоровительной, танцевальной ритмической гимнастики и акробатики, шахмат, плавание и силовые виды спорта (борьба). Также востребованы подразделения общего укрепляющего, комплексного физкультурно-оздоровительного направления, столь важного для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

Техническая направленность Цель данной деятельности - развитие первоначальных конструктивных представлений, т.к. оно связано с чувственным и интеллектуальным развитием обучающихся. Данная направленность считается приоритетной и стратегически важной на правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала новых поколений в этом секторе, повышение престижа профессий в технической сфере соответствуют стратегическим интересам страны. Однако техническая направленность достаточно слабо представлено в интеграции в ДОО города,

что, возможно, связано с недостаточностью подготовки квалифицированных специалистов и слабой материально-технической базы для объединений технической направленности.

Туристско-краеведческая направленность. Программы туристско-краеведческой направленности способствует развитию у воспитанников знаний по краеведению, истории и культурному наследию, знакомят с укладом жизни, их промыслами, традициями и обрядами. Цель - создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления. Ориентация данной направленности на изучение истории родного края, страны, мира. Исследуемый объект охватывает не только изучение особенностей родного края, страны, но и судьбу известных соотечественников, династий, родословных. Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в некоторой степени физкультурно-оздоровительное, естественнонаучное, экологическое направление. Также, в силу недостаточности кадровой и материально-технической базы данная направленность развита лишь в отдельных образовательных организациях.

Естественнонаучная направленность. Естественнонаучные ориентационные программы дополнительного образования направлены на решение следующих задач: формирование научной картины окружающего мира воспитанников; развитие познавательного интереса в области естественных наук; привлечение внимания к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды; экологическое образование.

Таким образом, наибольшую долю составляют объединения художественной (43%), физкультур-но-спортивной (26%), социально-педагогической (37%) направленностей. Доля таких направленно-стей, как техническое, туристско-краеведческое, естественнонаучное невелико (от 3% до 7%) в общей структуре содержания дополнительного образования детей дошкольного возраста (табл. 3).

Таблица 3. Количество объединений дополнительного образования и число обучающихся по основным направленностям деятельности в системе дополнительного образования дошкольников города Саратова (на 01.01.2020)

Направленности Количе- Количество Количество

деятельности ство объединений обучающихся, человек обучающих-ся,% о со "О т г т ш

Художественная 196 4078 43

Социально-пе- 128 3509 37 о т

дагогическая П т 1=1 А —1

Физкультур- 78 2465 26

но-спортивная —1

Техническая 12 284 3 -С т сз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туристско-крае- 20 474 5 т: о т

ведческая О от

Естественнона- 32 948 7 З и

учная о со А ш 2

Итого 126

о с

U

сэ см о см

Более 100% охвата детей-дошкольников различными направленностями деятельности говорит о том, что некоторые дети занимаются в двух и более объединениях.

При анализе гендерной составляющей видно, что приоритетными видами деятельности среди девочек являются художественное творчество, в основном музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%) и прикладное искусство (29,1%), чуть меньше - спорт (25,5%). Среди мальчиков самыми популярными являются спорт, техническое творчество, музыка и информатика.

Вместе с тем, из исследования видно, что за последние 3 года наблюдается позитивная динамика вовлеченности детей дошкольного возраста в деятельность объединений дополнительного образования. Следует отметить, что в целом по городу Саратову, выбор направленностей дополнительного образования также увеличивается [5].

Среди основных проблем в организации дополнительного образования обозначаются:

- несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и т.д.) возрастающему социальному заказу;

- недостаточная укомплектованность методического комплекта к программам дополнительного образования, отсутствие инноваций в содержании;

- недостаточно изучен спрос на дополнительные образовательные услуги и не четко определен предполагаемый контингент;

- неконкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей;

- отсутствие систематической работы методической службы организации дополнительного образования.

Таким образом, дополнительное образование в системе дошкольного занимает все более прочное место, в связи с тем, что привлекательно для родителей ребенка, интересно ему самому, а также решает многие проблемы разностороннего развития дошкольников. Поэтому педагоги и руководители дошкольного образования сегодня находят пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями, с учётом современных тенденций дошкольного образования, социального заказа и развития ребёнка-дошкольника.

Литература

1. Антифеева О.Н. Основные направления интеграции основного и дополнительного образования. - М.: Время, 2012.- 184 с.

2. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2015.- 511с.

3. Бражук С.В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)/С.В.

Бражук // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII международной научной конференции (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.) - Краснодар: Новация, 2015.- 134с.

4. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: владос, 2002.-352с.

5. Итоговый отчет Министерства образования Саратовской области «О результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/519821640/ (дата обращения: 01.10.2020).

6. Козлова Н.А. Некоторые подходы к интеграции дополнительного и дошкольного образования условиях реализации ФГОС ДО / Н.А. Козлова // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сб научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2014.-164с.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 05.10.2020)

8. Поликашева Н.В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования. Материалы Международной научной конференции: Проблемы современного образования: 23 апреля 2013 года.

9. Постановление Правительства Саратовской области от 29.12.2018 № 760-П О государственной программе Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467701349 (дата обращения: 01.10.2020)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения: 01.10.2020)

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

THE PROBLEM OF INTEGRATION OF PRESCHOOL AND ADDITIONAL EDUCATION IN THE URBAN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Eroshkina L.V., Koshkina I.V.

Saratov national research state University named after N.G. Chernyshevsky

The article is devoted to the development of the system of additional education for preschool children. The author analyzes the additional education of preschool children in the city of Saratov. In the process of analysis was studied for the legal aspects, the theoretical foundations of organization of additional education of children of preschool

age, history of development system of additional education of children and adolescents in Russia and Saratov, and especially of institutions of additional education. Various aspects of the organization of additional education for preschool children were analyzed: the consumer market, recruitment conditions, personnel potential, material and technical base, equipment of the educational process, development of educational programs for additional education, study and creation of a regulatory framework. the Author concludes that additional education for preschool children is socially in demand, represents interrelated components of the organization of additional education in the urban educational environment.

Keywords: integration, preschool educational organization, participants of educational relations, preschool education, additional education, additional educational services, clubs, sections, preschoolers, directions of additional education.

References

1. Antifeeva O.N. Main directions of integration of basic and additional education. - Moscow: Vremya, 2012.- 184s.

2. Berezina V.A. Development of additional education of children in the system of Russian education: textbook. manual / V.A. Berezina. - M.: Dialogue of cultures, 2015.- 511s.

3. Brazhuk S.V. Integration of additional education for children and preschool education in the light of the introduction of Federal state educational standards (FSES)/S. V. Brazhuk//Problems and prospects of education development: proceedings of the VII international scientific conference (Krasnodar, September 2015) - Krasnodar: Novation, 2015.- 134s.

4. Evladova, E. B., Loginova L.G., Mikhailova N.N. Additional education of children: Textbook for students. institutions of medium Prof. education. - Moscow: VLADOS, 2002-352 p.

5. Final report of the Ministry of education of the Saratov region "On the results of analysis of the state and prospects of development of the education system" [Electronic resource]. Mode of access: https://docviewer.yandex.ru/view/519821640/ (accessed: 01.10.2020).

6. Kozlova N.A. Some approaches to the integration of additional and preschool education in the conditions of implementation of the Federal state educational system to / N.A. Kozlova // Pedagogy, psychology and education: from theory to practice. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference. - Omsk: innovative center for the development of education and science, 2014.- 164s.

7. Decree of the government of the Russian Federation No. 1726-R of September 4, 2014, Moscow [Electronic resource]. Access mode: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (accessed: 05.10.2020)

8. Polikasheva N.V. Development of the system of additional education of children as a resource for socio-cultural modernization of education. Proceedings of the International scientific conference: Problems of modern education: April 23, 2013.

9. Decree of the government of the Saratov region dated 29.12.2018 No. 760-P On the state program of the Saratov region "Development of education in the Saratov region until 2025" [Electronic resource]. Mode of access: http://docs.cntd. ru/document/467701349 (date accessed: 01.10.2020)

10. Federal state educational standard of preschool education [Electronic resource]. Mode of access: http://www.rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html. (accessed: 01.10.2020)

11. Federal law No. 273-F3 of December 29, 2012 "On education in the Russian Federation" (collection of legislation of the Russian Federation, 2012, No. 53, article 7598; 2013, No. 19, article 2326)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.