Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 14PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Вершинина А.Ю., Красильникова Л.В. Организация работы консультационного центра для семей по речевому развитию воспитанников дошкольной образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vershinina A.Yu., Krasilnikova L.V. (2020). Organization of work of the consulting center for families on speech development of pupils of the preschool educational organization. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN620.pdf (in Russian)
УДК 373.2 ГРНТИ 14.23.01
Вершинина Анна Юрьевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Красильникова Лариса Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=736182 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981
Организация работы консультационного центра для семей по речевому развитию воспитанников дошкольной образовательной организации
Аннотация. Статья посвящена исследованию организации консультационного центра для семей по речевому развитию воспитанников дошкольной образовательной организации. Авторами проводится анализ нормативно-правовой документации, определяющей необходимость работы с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада: Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья включает описание цели, задач, методов исследования и содержание констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Статья содержит анализ результатов изучения педагогической грамотности родителей (законных представителей) по вопросам речевого воспитания ребенка в семье и степени удовлетворенности родителями образовательной деятельностью дошкольной образовательной организации. Авторы приводят содержание работы по организации работы Консультационного центра для семей по вопросам речевого воспитания ребенка в семье: цели, задачи, содержание работы, примерное планирование работы, приводится описание форм работы с родителями. В статье содержатся данные повторной диагностики уровня педагогической грамотности родителей (законных представителей) по вопросам речевого воспитания и степени
удовлетворенности дошкольной образовательной организацией, на основании которых делаются выводы об эффективности работы Консультационного центра. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольной образовательной организации города Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация; речевое воспитание; дети дошкольного возраста; взаимодействие с семьями; консультационный центр; работа с родителями; современные формы работы с семьями
Введение
Одним из основных средств речевого развития ребенка дошкольного возраста выступает культурная речевая среда, в которой он растет и развивается. Первой речевой средой, оказывающей исключительное и основополагающее воздействие на развитие речи человека, является среда семьи. В связи с этим, необходимо уделять достаточное внимание работе с семьями воспитанников по речевому воспитанию.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) предъявляет ряд требований к работе с родителями (законными представителями) воспитанников. При этом работа с родителями должна строиться на основе дифференцированного подхода, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО), повышать культуру педагогической грамотности семьи.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан2:
• обеспечить информирование родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, а также о Программе;
• создать условия для открытости дошкольного образования;
• вовлекать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада;
• оказывать поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3 в редакции на 01.09.2015 г. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с. (Правовая библиотека образования).
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
Страница 2 из 11
14PDMN620
• выявлять потребности семей воспитанников, поддерживать образовательные инициативы и на основе этого вовлекать в образовательную деятельность;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде.
Реализация требований ФГОС ДО по организации работы с семьями воспитанников требует от ДОО построения системы работы, для которой будет характерна целенаправленность, систематичность, последовательность, этапность, регулярность, контролируемость, гибкость и креативность.
Вышеперечисленные требования также будут актуальны при организации работы с родителями (законными представителями) воспитанников по речевому воспитанию. Вопросы речевого воспитания ребенка в семье отличаются высокой степенью актуальности и востребованности со стороны родителей, что обусловлено широким распространением нарушений речевого развития в детской популяции. Современные родители пытаются найти ответы на свои вопросы в Интернете, где информация, в большинстве случаев, носит некорректный и противоречивый характер. Исходя из этого, основной целью ДОО в работе с семьей по речевому воспитанию становится повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) воспитанников и организация работы по самовоспитанию и самообразованию родителей в собственном речевом развитии, что, в конечном счете, будет создавать благоприятную речевую среду, в которой растет ребенок.
Как отмечает, один из современных исследователей проблемы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников по речевому развитию, Фирсова И.Б.: «Референтными признаками сформированности родительской рефлексии по вопросу речевого развития ребенка являются: осознанное отношение к речевому нарушению у ребенка; осознанное отношение к своей коммуникативной компетентности; умение сформулировать цели и задачи коррекции речи ребенка; готовность к сотрудничеству и принятию помощи; готовность к критическому осмыслению своих действий и их результата; готовность к изменению и саморазвитию» [1, с. 163]. Следовательно, работа ДОО с семьей будет стремиться к выделенным целевым показателям в изменении отношения родителей к речевому развитию ребенка.
Наше исследование опиралось на ряд научных работ последнего десятилетия, освещающих проблемы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, в том числе, и по вопросам развития речи: Н.Л. Антоновой [2], Л.В. Гильмановой [3; 4], Т.Ф. Бабыниной, В.Э. Головенко [3], Е.Г. Банниковой [4], Е.А. Буриной [5], Н.В. Додокиной [6], Н.В. Евдокимовой, Е.А. Кудрявцевой [6], Т.П. Елисеевой [7], Т.Н. Захаровой [8], И.В. Кощиенко [9], Л.В. Красильниковой [10], Т.А. Рыльковой [11], И.Б. Фирсовой [1] и других.
Цель исследования: оптимизация работы ДОО с семьями воспитанников через организацию работы консультационного центра для семей по речевому развитию.
Методы исследования
Исследование проводилось на базе детского сада города Нижнего Новгорода: МАДОУ «Детский сад №55». В исследовании приняли участие родители (законные представители) воспитанников детского сада в количестве 400 человек, из них 200 человек -экспериментальная группа и 200 человек - контрольная группа.
В ходе проведения исследования нами были использованы такие методы, как: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, абстрагирование); эмпирические (анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); статистические (математическая обработка данных и ранжирование).
Результаты и их обсуждение
Целью нашего констатирующего эксперимента стало исследование уровня педагогической грамотности родителей (законных представителей) по вопросам речевого воспитания ребенка в семье и степени их удовлетворенности работой ДОО.
С этой целью было проведено анкетирование родителей, выявляющее их отношение к речевому развитию ребенка, собственные предпринимаемые действия, степень удовлетворенности работой ДОО по уровню обучения детей, осуществляемому в ДОО, по участию в образовательном процессе ДОО, по заинтересованности в высоком уровне обучения и воспитания детей.
В ходе анализа полученных данных контрольной группы родителей было выявлено, что высокий уровень знаний по вопросам речевого воспитания у 29 % (58 родителей), 57 % (114 родителей) - средний уровень, у остальных 14 % (28 родителей) наблюдается низкий уровень.
Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов анкетирования контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента по исследованию уровня педагогической грамотности (составлен авторами)
В экспериментальной группе родителей можно увидеть следующие данные: высокий уровень знаний у 15 % (30 родителей) испытуемых, средний уровень - у 46 % (92 родителя) и низкий уровень - 39 % (78 родителей).
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что наличие родителей с разной степенью знаний по речевому развитию обусловлено следующими причинами:
• недостаточной активизацией познавательной деятельности родителей;
• недостаточностью целенаправленной работы по речевому воспитанию в условиях взаимодействия ДОО и семьи.
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования знаний родителей, свидетельствуют о необходимости:
• организации разнообразных интересных форм взаимодействия с родителями;
• интенсификации процесса речевого воспитания средствами интерактивного взаимодействия ДОО и семей дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий;
• определения основных направлений в речевой работе, как с группой детей, так и индивидуально, путем включения родителей в процесс управления и организации образовательно-воспитательного процесса ДОО.
Таблица 1
Результаты анкетирования контрольной группы
«Удовлетворённость работой ДОО» на констатирующем этапе эксперимента
Уровень Количественные показатели
оценки Уровень обучения детей, Участие в образовательном Заинтересованность в высоком
родителей осуществляемый в ДОО процессе ДОО уровне обучения и воспитания детей
Высокий 22 % 12 % 67 %
Средний 28 % 44 % 33 %
Низкий 50 % 44 % 0 %
Составлена авторами
Таблица 2
Результаты анкетирования экспериментальной группы «Удовлетворённость работой ДОО» на констатирующем этапе эксперимента
Уровень оценки родителей Количественные показатели
Уровень обучения детей, осуществляемый в ДОО Участие в образовательном процессе ДОО Заинтересованность в высоком уровне обучения и воспитания детей
Высокий 15 % 23 % 70 %
Средний 45 % 47 % 23 %
Низкий 40 % 30 % 7 %
Составлена авторами
Анкетирование родителей, определяющее степень их вовлеченности в управление образовательным процессом ДОО и удовлетворенность деятельностью ДОО, подтвердило результаты предыдущей анкеты. Приоритетной формой взаимодействия с педагогами и воспитателями большинство родителей считают обмен мнениями (беседы) и посещение мероприятий. Также значительная часть опрошенных родителей выразили желание участвовать в работе педагогического совета, но ссылаются на недостаток времени и на то, что их не приглашали к подобному участию.
Использование интерактивных форм взаимодействия ДОО и семей дошкольников является эпизодическим, не системным, и касается преимущественно организационных вопросов.
Данные выводы свидетельствуют о необходимости проведения специально организованной работы по взаимодействию ДОО и семей.
Целью формирующего эксперимента стала оптимизация работы ДОО с семьями воспитанников через организацию работы консультационного центра для семей по речевому развитию.
Задачи функционирования «Консультационного центра» для семей.
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого воспитания детей в соответствии с их возрастными потребностями в форме тренингов и дистанционного взаимодействия.
2. Организация на базе ДОО и в дистанционном формате совместных образовательных мероприятий по речевому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Активное включение родителей воспитанников в образовательный процесс ДОО и в решение организационно-управленческих вопросов.
4. Организация системы интерактивного взаимодействия родителей и ДОО по вопросам речевого воспитания детей с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Содержание работы «Консультационного центра» по основным направлениям.
1. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников ДОО по вопросам развития речи.
2. Создание условий для передачи положительного опыта семейного речевого воспитания, накопленного из поколения в поколение.
3. Формирование педагогической грамотности родителей (законных представителей) по вопросам речевого воспитания: возрастные нормы, цели и задачи, содержание работы, методы, приемы, средства речевого развития в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.
4. Обеспечение открытости ДОО для семей воспитанников по всем вопросам пребывания ребенка в детском саду: режим дня, проведение занятий, виды деятельности с воспитателем, самостоятельная деятельность детей и т. д., вовлечение родителей в решении организационно-управленческих вопросов через Родительский совет.
Основными формами работы в «Консультационном центре» стали: тренинги, практикумы, видео просмотры, «Семейные секреты» (практикумы на основе семейного опыта), консультации, совместные педагогические советы.
Таблица 3
Перспективный план работы ДОО с родителями с целью речевого воспитания дошкольников
Сроки проведения Формы и темы работы Ответственные
Сентябрь Январь Май Собрания на темы: 1) «Знакомство родителей с задачами и содержанием речевой работы с детьми». 2) «Динамика речевого воспитания дошкольника». 3) «Итоги взаимодействия ДОО и семьи в речевом воспитании детей». Рекомендации для домашних занятий на летний период. Воспитатель Педагог-психолог
В течение учебного года 1) Индивидуальные и групповые беседы с родителями (в том числе онлайн). 2) Видео просмотры открытых мероприятий для родителей. 3) Практикум «Семейные секреты». 4) Ведение страницы на сайте ДОО «Правильно ли говорит ваш ребенок». Воспитатель Педагог-психолог
В течение учебного года Консультации с родителями на темы: 1) «Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение». 2) «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у ребенка». 3) «Влияние теле -, видео- и компьютерной информации на здоровье и речевое воспитание ребенка». 4) «Как правильно читать книгу ребенку». Воспитатель Педагог-психолог
Сроки проведения Формы и темы работы Ответственные
Раз в квартал Обновление наглядных методических материалов и размещение в ДОО и на сайте: 1) Бумажная и электронная папка: - «Артикуляционная гимнастика»; - «Развитие мелкой моторики»; - «Развитие речевого дыхания у детей». 2) Стенная и электронная газета «Роль детской книги в речевом развитии детей». 3) Картотека игр: «Знание речевых игр в развитии дошкольника». Воспитатель Педагог-психолог
Октябрь Декабрь Тренинги для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», «Пальчиковые игры с детьми», «Театр дома». Совместные занятия-тренинги для детей и родителей «Давайте поиграем». Воспитатель Педагог-психолог
Май Июнь Семейный праздник «День красивой речи». Воспитатель
Составлена авторами
В последние годы широкое распространение в практике ДОО получило использование информационно-коммуникационных технологий и средств мультимедиа в качестве сопровождения интерактивного взаимодействия ДОО и семьи. Так, в ходе формирующего эксперимента использование мультимедийных технологий позволило привлечь большое количество молодых родителей к непосредственному участию в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
В качестве таких средств использовались:
• программа Microsoft Power Point;
• организация on-line взаимодействия на сайте ДОО.
Также значительно расширились возможности и эффективность интерактивного взаимодействия с помощью использования Интернет-ресурсов, в частности общения on-line. Специалистами ДОО были организованы следующие мероприятия, направленные на применение Интернет-ресурсов в интерактивном взаимодействии с семьями воспитанников:
заполнение анкет родителями проводилось через использование Google - таблиц;
коммуникационный воспитательный проект;
дистанционные конференции и семинары;
методическое просвещение родителей через интернет;
сайт детского сада.
По окончании формирующего эксперимента, с целью проверки его эффективности, нами было проведено повторное анкетирование родителей, что составило содержание контрольного этапа эксперимента. При заключительном обследовании мы использовали анкеты, аналогичные тем, что использовались при констатирующей диагностике.
Контрольная диагностика уровня педагогической компетентности в вопросах речевого развития родителей дошкольников показала, что произошли положительные изменения в экспериментальной группе.
В ходе анализа полученных данных было выявлено, что стандартным показателям уровня знаний родителей речевого воспитания у 40 % (80 родителей) - средний уровень, у остальных родителей (120 родителей) выявлен высокий уровень - у 60 %. Низкий уровень знаний не выявлен, что является значительной положительной динамикой.
Тогда как в контрольной группе испытуемых уровень педагогической грамотности не изменился.
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня педагогической грамотности в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного
эксперимента (составлен авторами)
Таблица 4
Результаты анкетирования контрольной группы «Удовлетворённость работой ДОО» на контрольном этапе эксперимента
Уровень оценки родителей Количественные показатели
Уровень обучения детей, осуществляемый в ДОО Участие в образовательном процессе ДОО Заинтересованность в высоком уровне обучения и воспитания детей
Высокий 22 % 12 % 67 %
Средний 28 % 44 % 33 %
Низкий 50 % 44 % 0 %
Составлена авторами
Таблица 5
Результаты анкетирования экспериментальной группы «Удовлетворённость работой ДОО» на контрольном этапе эксперимента
Уровень оценки родителей Количественные показатели
Уровень обучения детей, осуществляемый в ДОО Участие в образовательном процессе ДОО Заинтересованность в высоком уровне обучения и воспитания детей
Высокий 60 % 56 % 60 %
Средний 40 % 44 % 40 %
Низкий 0 0 0
Составлена авторами
Сравнительный анализ анкетирования двух групп родителей, участвующих в эксперименте, показал, что проведенная работа по повышению и расширению уровня социального партнерства с законными представителями положительно отразилась на показателях удовлетворенности работой ДОО в общем, что явно видно из результатов анкетирования.
Итогом проведенной работы по взаимодействию ДОО с семьями дошкольников с целью повышения качества их речевого воспитания является:
• возрастание взаимного доверия и уважения сторон единого образовательного процесса в интересах ребенка;
• систематизация эффективного взаимодействия детского сада и семьями дошкольников с использованием интерактивных форм средствами информационно-коммуникационных технологий, способствующая высокому уровню речевого воспитания дошкольников.
Следовательно, проведенная экспериментальная работа оказалась эффективной, и ее материалы могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фирсова, И.Б. Развитие представлений родителей о специфике речевого развития дошкольника [Электронный ресурс] / И.Б. Фирсова // Ярославский педагогический вестник. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/razvitie-predstavleniy-roditeley-o-spetsifike-rechevogo-razvitiya-doshkolnika (дата обращения: 10.11.2020).
2. Антонова, Н.Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / Н.Л. Антонова // Образование и наука, 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-vzaimodeystviya-roditeley-i-pedagogov-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 10.11.2020).
3. Бабынина, Т.Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС ДО [Текст] / Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова, В.Э. Головенко. - М.: Издательство «Сфера», 2016. - 128 с.
4. Банникова, Е.Г. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей [Текст] / Е.Г. Банникова, Л.В. Гильманова, К.Л. Кибец, Л.С. Тарасова // Вопросы дошкольной педагогики, 2015, № 3. С. 20-23.
5. Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства [Электронный ресурс] / Е.А. Бурина, А.Е. Кудинова // Вестник Мининского университета. Том 8, № 1 (2020) URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-6.
6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 200 с.
7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т.П. Елисеева. - Мн.: Лексис, 2010. - 68 с.
8. Захарова, Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников [Текст] / Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 2. С. 113-117.
9. Кощиенко, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей на основе сотворчества в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / И.В. Кощиенко // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №10 (152). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-na-osnove-sotvorchestva-v-usloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 10.11.2020).
10. Красильникова, Л.В. Модель информационной открытости дошкольной образовательной организации при взаимодействии с семьями воспитанников [Электронный ресурс] / Л.В. Красильникова, Е.А. Деломудрова, А.Д. Минькова // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 8. URL: https://mir-nauki.com/08pdmn619.html.
11. Рылькова, Т.А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / Т.А. Рылькова // Инновационная наука, 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-dou-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 10.11.2020).
Vershinina Anna Yurievna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=736182 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981
Organization of work of the consulting center for families on speech development of pupils of the preschool educational organization
Abstract. The article is devoted to the study of the organization of a consultation center for families on the speech development of preschool children. The authors analyze the regulatory and legal documentation that determines the need to work with parents (legal representatives) of kindergarten students: The law of the Russian Federation "on education", the Federal state educational standard for preschool education. The article includes a description of the purpose, objectives, research methods and content of the ascertaining, forming and control experiments. The article contains an analysis of the results of studying the pedagogical literacy of parents (legal representatives) on the issues of speech education of a child in the family and the degree of satisfaction of parents with the educational activities of a preschool educational organization. The authors provide the content of the work on organizing the work of the Counseling center for families on the issues of speech education of a child in the family: goals, tasks, content of the work, approximate planning of work, and a description of the forms of work with parents. The article contains data on repeated diagnostics of the level of pedagogical literacy of parents (legal representatives) on the issues of speech education and the degree of satisfaction with the preschool educational organization, on the basis of which conclusions are made about the effectiveness of the Consulting center. The content of the work presented in the article has been tested in the preschool educational organization of the city of Nizhny Novgorod.
Keywords: preschool educational organization; speech education; preschool children; interaction with families; consultation center; work with parents; modern forms of work with families