Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/36PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 01.11.2018; опубликована 21.12.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Булганина С.В., Булганина А.Е., Лебедева Т.Е. Организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bulganina S.V., Bulganina A.E., Lebedeva T.E. (2018). Organization of paid additional educational services in preschool educational institutions. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.23
Булганина Светлана Викторовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile .asp?id=281843
Булганина Анастасия Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=1004486
Лебедева Татьяна Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=365916
Организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация. В статье представлен анализ организации и оценки эффективности процесса внедрения платных услуг в деятельность дошкольных образовательных учреждений. Исходными данными для анализа являются краткий теоретический обзор данной темы и проведенное авторами исследование актуальности внедрения платных услуг в деятельность детского сада. Целью исследования является изучение процесса организации дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении. Предметом исследования - условия и возможности в дошкольном образовательном учреждении для организации дополнительных платных услуг.
Гипотезой исследования выступает организация дополнительных платных услуг в работе дошкольного образовательного учреждения при существующих нормативных требованиях, предъявляемых со стороны государства возможна.
https://mir-nauki.com
Методологической основой исследования является Методологической основой исследования является теоретические методы: анализ и синтез, моделирование, обобщение, аналогия; эмпирические - изучение и обобщение опыта организации дополнительных платных услуг в работу дошкольного образовательного учреждения.
Авторами представлены выводы и рекомендации, посвященные доказательству возможности и эффективности организации дополнительных платных услуг в государственном учреждении дошкольного образования. Практическая значимость исследования определена оригинальными и применимыми методами внедрения дополнительных платных услуг в дошкольное образовательное учреждение. Авторами проведен опрос родителей о необходимости дополнительных услугах, ассортименту, ценам, периоду и времени предоставления. Результаты исследования, изложенные в статье, могут быть использованы для построения системы банка платных услуг в дошкольных образовательных учреждениях. В качестве дальнейшего развития темы предполагается оценить актуальность платных образовательных услуг, оказываемых дошкольным образовательным учреждением в рамках пилотного проекта в сельской местности.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение; платные услуги; исследование; запрос; родители
В настоящее время родители все больше внимания уделяют развитию индивидуальных способностей ребенка начиная с самого раннего возраста, тем самым стимулируя спрос на развитие услуг дополнительного образования.
Изучение данного вопроса показало, что внедрение дополнительных платных услуг в дошкольных организациях - явление не новое. Но организацией предоставления данных услуг занимаются не многие учреждения [1].
Актуальность развития дополнительных платных услуг обоснована, прежде всего, введением в действие от 08.05.2010 г. ФЗ № 83, который предполагает, что дошкольное учреждение становится учреждением нового типа, которое должно приносить доход от деятельности в соответствии с учредительными документами1 . С принятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования государственная услуга была разделена на образовательную услугу и услугу по присмотру и уходу2.
Актуальность работы подчеркивается тем, что с принятие ФГОСа возникла проблема сосуществования государственной услуги как образовательной. В этом направлении и стали разрабатываться дополнительные услуги в дошкольном учреждении.
За последние годы вышло ряд работ Лаптевой Л.А., Лапушинской Г.К., Назаровой М.В., Боровик В.Г. и других авторов, в которых актуализируются вопросы организации
1 Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 N 83-Ф3 (последняя редакция): URL http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 100193/ (дата обращения 10.11.2018).
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Москва: Сфера, 2014. - 52 с.
Страница 2 из 12
Введение
36PDMN618
дополнительных платных услуг [2, 3]. Однако, нельзя утверждать о многоплановости в изучении данного направления.
Цель исследования состоит в изучении процесса организации дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы процесса внедрение дополнительных платных услуг в системе дошкольного образования.
2. Выявить отношение родителей к дополнительным платным услугам.
Методологической основой исследования является теоретические методы: анализ и синтез, моделирование, обобщение, аналогия; эмпирические - изучение и обобщение опыта организации дополнительных платных услуг в работу дошкольного образовательного учреждения.
В последние годы в образовательных дошкольных учреждениях РФ оказываются платные дополнительные услуги, и даже наблюдается тенденция их развития, но все же, для большинства дошкольных учреждений организация дополнительного платного образования -это новая деятельность. Поэтому проблема развития дополнительного образования в дошкольном образовании наиболее актуальна.
Успешная реализация дополнительных платных услуг в системе дошкольного образования должна быть конкурентоспособной. Но практике, особенно в глубинке, не понимают значимость и необходимость данных нововведений [4].
Сложившиеся объективные условия в системе дошкольного образования предполагают внедрение дополнительных платных услуг повсеместно. Но чтобы дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) стать конкурентоспособным, необходимы следующие условия:
• постоянное внедрение нововведений;
• поиск новых форм образовательной деятельности;
• постоянное обучение и переподготовка кадров;
• проведение маркетинговых исследований с целью изучения потребностей заказчика;
• анализ конкурентов;
• выработка корпоративной культуры.
Исходя из вышеизложенного, перед руководством дошкольного образования возникает острая проблема о необходимости модернизировать организационный аспект управления, что ведет за собой переосмысление всего процесса дошкольного образования и переход на новый качественный уровень образовательных услуг при выполнении социального заказа.
Введение платных дополнительных услуг в системе дошкольного образования привело к изменениям в системе управления, деятельности педагогов. Современные требования направили дошкольное образование к инновационной деятельности.
Таким образом, внедрение дополнительных услуг привело к проектированию стратегии обновления дошкольной образовательной деятельности, выход на новый, более качественный уровень предоставления услуг в ДОУ.
На современном этапе дошкольного образования развитие дополнительного образования сформировало следующие функции:
1. Социальная функция. Ее основное направление стало удовлетворение социального спроса, куда можно включить формирование культуры и современное требование социума, и удовлетворение родительского спроса. Родительский спрос при формировании дополнительного платного дошкольного образования в основном направлении на удовлетворение потребностей ребенка [5, с. 226-227].
2. Психологическая функция. В психологическую функцию можно включить несколько элементов:
• развивающий - это создание благоприятной развивающей среды, обеспечивающей условия для развития детей;
• релаксационной - это предоставление возможности занятия воспитанникам любимым делом;
• консультационный - данный элемент предназначен для педагогов, родителей и детей. В его основу входят консультации по определенному вопросу [6].
3. Образовательная функция. Сущность образовательной функции заключается в предоставлении образования по развитию познавательного интереса; предоставление возможности воспитанникам в общении со сверстниками [7, с. 228-229].
Основным отличием дополнительного образования является то, что данное образование не связано рамками обязательных программ [8].
Для организации дополнительного дошкольного образования всегда учитываются кадровые, материально - технические, финансовые возможности учреждения. В зависимости от возможностей учреждение определяет спектр предлагаемых дополнительных услуг и их программное содержание.
Содержание дополнительных платных услуг в ДОУ в настоящее время зависит от педагогического состава, т. к. отсутствие специального педагогического образования приводит к тому, что для оказания данных услуг приходится привлекать дополнительный персонал, а сопряжено с изменением штатного расписания в ДОУ [9].
Платные дополнительные услуги являются неналоговыми доходами ДОУ и одним из наиболее доступных способом привлечения внебюджетных средств.
Сущность оказания дополнительных платных услуг состоит в удовлетворении запросов потребителей услуг. В дошкольном образовании данными потребителями являются родители воспитанников.
Рассмотрим основные подходы к организации платных дополнительных услуг в ДОУ и алгоритм их оказания.
К платным дополнительным услугам относятся [10, с. 25-26]:
• образовательные услуги;
• развивающие услуги;
• оздоровительные мероприятия;
• организационные услуги.
Содержание дополнительных платных услуг разнообразно. В таблице 1 представлен примерный перечень дополнительных платных услуг.
Таблица 1
Примерный перечень дополнительных платных услуг в ДОУ
1. Образовательные услуги - различные курсы по подготовке к школе; - кружки по изучению иностранных языков; - дополнительное изучение основных дисциплин, необходимых для первоклассников; - логопедические занятия.
2. Развивающие услуги - обучение игре на музыкальных инструментах; - создание различных студий для приобщения детей к знанию мировой культуры, народных промыслов и т. д.; - создание групп по адаптации детей к детскому саду.
3. Оздоровительные мероприятия - создание различных групп для детей с отклонениями в развитии, где проводится работа по коррекции психического здоровья и прочее; - организация различных групп по укреплению здоровья.
4. Организационные услуги - организация досуга воспитанников; - организация профилактических и лечебных мероприятий, групп по коррекции физического развития; - улучшение условий пребывания и питания и др.
Составлено авторами
Изучив организационные аспекты внедрения дополнительных платных услуг на базе ДОУ авторы пришли к выводу, что первым шагом для их внедрения является проведение полного и объемного мониторинга мнения родителей воспитанников. Только на основе полученных данных мониторинга можно говорить о внедрении платных услуг. Причем необходимо учитывать тот факт, что данная услуга должна оказываться на добровольных началах родителей. Если родитель не согласен в необходимости данной услуги, то он вправе отказаться от неё [11].
Вторым этапам внедрения дополнительной платной услуги является организационная работа руководителя. Сюда можно включить всю работу по изменению Устава учреждения, работу по поиску персонала, подборке помещения и оснащения материально-технической базой, составления плана и содержания дополнительной услуги и т. д. Особенно важное значение для руководителя и учреждения является нормативно-правовое оформления внедрения дополнительной услуги, которое влечет за собой изменения в организационной документации ДОУ. Именно этот вопрос мы и будем рассматривать далее в статье.
Таким образом, можно сделать вывод, что основное дошкольное образование является бесплатным, но ДОУ может оказывать дополнительные платные образовательные услуги. Заказчиками данных услуг являются родители воспитанников. Оказанием дополнительной платной услуги может заниматься как само государственное учреждение, так и негосударственная коммерческая организация, индивидуальный предприниматель.
Дополнительные платные услуги применительно к дошкольному образованию должны соответствовать нормам и правилам, прописанных в п.1 статьи 45 Закона РФ «Об образовании»3.
Основным нормативно-правовым ключом оказания дополнительных платных услуг является четкое разграничение платных услуг, предоставляемых ДОУ и услуг, предоставляемых бесплатно.
3 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 29 декабря 2012 г. - Москва: Сфера, 2013. - 404.
Результаты
В исследуемом детском дошкольном учреждении программа дошкольного образования охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом всех видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Цели и задачи воспитания определены на основе мониторинга педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольная образовательная организация.
Содержание образовательной программы дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В образовательном учреждении экспериментальных площадок не имеется, дополнительных услуг не оказывалось.
В 2017 году руководство пришло к выводу о необходимости организации дополнительных услуг на базе ДОУ. Основанием для этого стал мониторинг желаний и предпочтений родителей воспитанников. Результаты мониторинга показали, что родители воспитанников считают просто необходимым введение платных дополнительных услуг.
Мониторинг проходил в виде анкетирования родителей. В анкетировании приняли участие 31 человек.
Оценка качества образования, предоставляемого ДОУ, показала, что 87,1 % родителей полностью удовлетворены предоставляемым образованием, 12,9 % - частично удовлетворены (рис. 1).
# Пол ностъ удовлетворены 9 Частично удовлетворены
# Не удовтетворены Ф Затрудняюсь ответить
w 7\
r / 12,9%
L 87,1% J
L A
Рисунок 1. Результаты опроса об образовании, предоставляемом ДОУ (составлено авторами)
На вопрос «Что вас не устраивает в воспитательно-образовательном процессе?» 96,8 % респодентов указало на отсутствие в ДОУ педагогов специалистов (логопеда, психолога) (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты опроса о воспитательно -образовательном процессе (составлено авторами)
На вопрос «Нужны ли в детском саду дополнительные образовательные услуги?» 100 % родителей дали положительный ответ.
На вопрос «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы видеть в первую очередь?» 83,9 % респондентов выбрали услуги педагога - логопеда, остальные 16,1 % практически в равных соотношениях распределились между услугами инструктора по гимнастике, педагогом-хореографом и услугами педагога - организатора творческих направлений деятельности.
Чтобы понять потребность в специалистах в ДОУ был задан вопрос «Какие нарушения в развитии речи Вы наблюдайте у своего ребенка?». Результаты показали, что 74,2 % респодентов указали на дефектное произношение некоторых звуков, 16,1 % - заикание (рис. 3). При таких полученных результатах можно смело говорить о необходимость специалиста -логопеда в ДОУ.
Рисунок 3. Результаты опроса о речевых нарушениях воспитанников в ДОУ (составлено авторами)
На вопрос «Как вы решаете проблемы, связанные с развитием речи Вашего ребенка?» 67,7 % ответили - самостоятельные занятия, 16,1 % - занятия с логопедом в поликлиннике, 16,1 % - пользуются услугами педагога - логопеда на платной основе (рис. 4).
Результы опроса позволяют сделать вывод, что большинство родителей один на один остаются с данной проблемой.
Рисунок 4. Результаты опроса о использовании логопедических услуг (составлено авторами)
На вопрос «Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нужна помощь педагога - логопеда в детском саду?» все родители ответили единогласно - да.
В результате мониторинга родителям воспитанников так же был задан вопрос об оплате дополнительных услуг. На вопрос «Готовы ли вы оплачивать дополнительные занятия с педагогом - логопедом в детском саду?» все родители дали положительный ответ.
На вопрос «Какую плату за оказание дополнительных услуг Вы считаете приемлемой?» в большей части (87,1 %) родители назвали сумму от 200 до 400 рублей (рис. 5).
• 200-400
• 400-600
• 600-800
Рисунок 5. Результаты опроса родителей о сумме оплаты дополнительных платных услуг (составлено авторами)
О частоте дополнительных занятий 77,4 % родителей определи оптимальное количество занятий 2 раза в неделю, 19,4 % - 1 раз в неделю (рис. 6).
На вопрос «В какое время должны проходить дополнительные занятия?» 80,6 % родителей отметили, что вовремя пребывания ребенка в ДОУ, 19,4 % - после 18.00.
Относительно продолжительности занятий - 45,2 % отметили от 15 до 30 минут, 45,2 % - от 30 до 60 минут, 9,7 % - от одного часа полтора.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что родители воспитанников считают необходимым введение дополнительных платных услуг. Приоритетным направлением большинство родителей считает занятия педагога - логопеда, т. к. большинство детей нуждаются в логопедических занятиях. Родители готовы платить за эти дополнительные занятия и приемлемой для них платой стала сумма от 200 до 400 рублей.
На основании полученных результатов руководителю ДОУ, на базе которого проходило исследование необходимо было внести определенные изменения в нормативно-правовые документы организации. Например, для организации дополнительных платных услуг необходимо было внести изменения в Устав, где дополнительно прописывалась дополнительная услуга, а также разрабатывался перечень льгот, которые предоставляются в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, необходимым условием введения дополнительных платных услуг стало разработка договоров с родителями на оказание услуги. В ходе внедрения платных услуг на базе ДОУ также пришлось создавать нормативно-правовую базу, регламентирующую
Ф 1 раз б неделю Ф 2 раза в неделю ф 3 раза б неделю
Рисунок 6. Результаты опроса о частоте дополнительных занятий педагога - логопеда (составлено авторами)
организацию и порядок оказания платных услуг, разрабатывался Приказ руководителя ДОУ, на основании которого было утверждено Положение о платных услугах.
После определения нормативно - правовой основы внедрения платных услуг на базе ДОУ необходимо было разработать образовательные программы.
Было решено организовать логопедические занятия. Для их реализации потребовались:
• программа дополнительного образования;
• учебный план;
• приобретение необходимых методических и дидактических пособий;
• приобретение расходных материалов.
В ходе внедрения дополнительных платных услуг руководитель ДОУ утверждает программу дополнительного образования, количество часов и тематика занятий, предлагаемых дошкольной образовательной организацией в качестве платных образовательных услуг.
После решения организационных вопросов руководитель провел работу по внедрению дополнительных услуг на базе ДОУ.
Для организации логопедического кружка была разработана программа. Данная программа содержит в себе описание организации работы с детьми и содержания коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для организации логопедического кружка руководителем были также разработаны должностные инструкции педагога, проводящего занятия. В них определены функциональные обязанности работника, его права и размер оплаты. Так как работник для организации работы логопедического кружка не входит в состав основного штата сотрудников, то педагог назначается в соответствии с дополнительным штатным расписанием. С ним заключается договор на условиях почасовой оплаты труда.
Руководителем была утверждена смета доходов и расходов на оказание логопедических услуг на платной основе (калькуляция стоимости услуги), которая подготовлена бухгалтером дошкольной образовательной организации.
Согласно рассчитанной калькуляции родительская плата составила 300 рублей в месяц. Срок окупаемости при постоянном посещении воспитанников - 2 месяца, при нерегулярном посещении от 2 до 4 месяцев.
Надо учитывать тот факт, что получение прибыли от организация платных услуг в ДОУ - является косвенной целью, основной является, реализация дополнительной образовательной функции и повышение лояльности родителей воспитанников к ДОУ.
Поэтому помещения и техника для организации логопедических занятий предоставляются бесплатно.
Эффективность работы логопедического кружка подчеркивается результатами диагностики, которая проводилась в конце учебного года с воспитанниками.
Согласно диагностике, проводимой педагогом - логопедом были получены следующие данные:
80 70 60 50 40 30 20 10 0
□ высокий уровень
□ средний уровень
□ низкий уровень
конец года
начало года
Рисунок 7. Анализ слухового восприятия неречевых звуков (составлено авторами)
Как мы видим из представленных данных (рис. 7), что показатели по слуховому восприятию неречевых звуков на конец года значительно выше.
Представленные данные на рисунке 8 позволяют сделать вывод, что на конец учебного года фонематическое восприятие детей поднялось на более высокий уровень.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
□ низкий уровень
□ средний уровень
начало года
конец года
Рисунок 8. Анализ фонематического восприятия (составлено авторами)
Заключение
Таким образом, основываясь на представленных выше результатах, мы можем утверждать, что организация логопедического кружка на базе ДОУ является эффективной и прибыльной. В перспективе развития данного логопедического кружка - это занятия с младшими дошкольниками в группах по 3-5 человек, индивидуальная работа с младшими дошкольниками.
Очевидно, что этот эффект, пусть не прямо, но косвенно, в конечном счете, отразится и на экономических показателях деятельности организации и полностью окупит себя.
В качестве перспективы развития дальнейшей работы в данном ДОУ авторы статьи рекомендуют организовать не только один логопедический кружок, но и взять другие направления. Те родители, которые согласны платить за дополнительные услуги в ДОУ, но услуги логопеда им неактуальны, могли бы задействовать своих детей в других направлениях. Поэтому считаем необходимы рассмотреть еще новые направления работу по внедрению дополнительных платных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Региональная научно-практическая конференция "Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО" // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 33.
2. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание - 2014. - №3. - С. 15-18.
3. Сербина, Л.Ф. Дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт: сборник научно-методических материалов / Л.Ф. Сербина, Т.Н. Таранова. Ст., 2015. -172 с.
4. Юдина, Т.П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление ДОУ. - 2015. - № 1. - С. 62-75.
5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 2015 - №1. - С. 3-18.
6. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада: психология и практика // Вопросы психологии. 2015. - №5. - С. 7.
7. Асмолов А.Г. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М: Изд-во ГНОМ и Д., 2011. - С. 226-289.
8. Скрипова, Н.Е. Предшкольное образование // Управление ДОУ. 2017. - № 1. - С. 23-29.
9. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. - М.: Сфера. - 2015. - 157 с.
10. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.Л. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Сфера. -2016. - 102 с.
11. Щетинская, А.И. Социализация воспитанников учреждения дополнительного образования детей - Оренбург, 2008. - 107 с.
Bulganina Svetlana Viktorovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Bulganina Anastasia Evgenievna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Lebedeva Tatyana Evgenievna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Organization of paid additional educational services in preschool educational institutions
Abstract. The article presents an analysis of the organization and evaluation of the effectiveness of the implementation of paid services in the activities of preschool educational institutions. The initial data for the analysis is brief theoretical review of this topic and a study conducted by the authors on the relevance of the introduction of paid services in kindergarten activities. The purpose of the study is to study the process of organizing additional services in a preschool educational institution. The subject of research is the conditions and opportunities in pre-school educational institution for the organization of additional paid services.
The research hypothesis is the organization of additional paid services in the work of a preschool educational institution with the existing regulatory requirements imposed by the state is possible.
The methodological basis of the research is the Methodological basis of the research is theoretical methods: analysis and synthesis, modeling, synthesis, analogy; empirical - the study and synthesis of the experience of organizing additional paid services in the work of a preschool educational institution.
The authors presented conclusions and recommendations on the proof of the possibility and effectiveness of the organization of additional paid services in a public institution of pre-school education. The practical significance of the study is determined by the original and applicable methods of introducing additional paid services in a pre-school educational institution. The authors conducted a survey of parents about the need for additional services, range, prices, period and time of delivery. The research results presented in the article can be used to build a bank system of paid services in preschool educational institutions. As a further development of the topic, it is intended to assess the relevance of paid educational services provided by a pre-school educational institution as part of a pilot project in rural areas.
Keywords: pre-school educational institution; paid services; study; request; parents