Научная статья на тему 'Повышение качества работы ДОУ через внедрение дополнительного образования'

Повышение качества работы ДОУ через внедрение дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2426
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацола Алла Вячеславовна

Целью статьи является освещения вопроса осуществления платного дополнительного образования в Муниципальном автономном образовательном учреждении детский сад № 1 города Коврова. Оказание платных дополнительных услуг становится все более важным направлением деятельности муниципальных образовательных организаций в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. В настоящее время оказание платного дополнительного образования способствует привлечению дополнительных финансовых средств и наибольшего удовлетворения спроса родителей и социума в условиях дошкольного учреждения. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Предоставление платных дополнительных услуг регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Конституцией РФ; Гражданским, Бюджетным, Налоговым кодексами Российской Федерации; Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»; Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 31.12.2014); иными нормативными акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Уставом образовательной организации; локальными актами. Согласно действующему законодательству автономные и бюджетные образовательные учреждения могут использовать полученный доход от оказания платных образовательных услуг, в соответствии со своими уставными целями. Организация дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду осуществляется в форме кружков, секций, арт-студий. Платные образовательные услуги оказываются только по желанию родителей (законных представителей) воспитанников и на договорной основе. Платным является все то, что не предусмотрено ООП ДО в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Этапы внедрения платного дополнительного образования: I этап (август, сентябрь) (пошаговая деятельность первого этапа) 1 шаг-Изучение нормативно-правовой документации федерального, регионального, муниципального уровней. 2 шаг-Анализ Устава ДОУ. В уставе ДОУ должно быть зафиксировано право потребителя на получение платной образовательной услуги. И должны быть прописаны только те платные дополнительные образовательные услуги, которые будет оказывать ваше образовательное учреждение. 3 шаг-Проведение маркетингового исследования: анализ потребностей воспитанников, состава родителей и их возможности по оплате платных дополнительного образования; анализ возможностей материально-технической базы в ДОУ для качественного оказания ПОУ; анализ квалификации сотрудников и их загруженность при реализации основной образовательной программы; -анализ особенностей территориального расположения ДОУ, определяющих социальноэкономические выгоды и риски (центр города, наличие рядом объектов социума и т. п.); -проведение мониторинга цен на образовательные услуги в городе, микрорайоне; 4 шаг-проведение анкетирования родителей, с целью выявления запроса направлений на дополнительные образовательные услуги. 5 шаг-решение организационных вопросов Поиск специалистов для работы по организации платных образовательных услуг. (Мы привлекли как штатных сотрудников детского сада, так и специалистов со стороны). Заключение трудовых договоров со всеми педагогами (специалистами). 6 шаг-получение Лицензии в Департаменте образования администрации Владимирской области. 7 шаг-создание нормативной базы ДОУ, регламентирующей организацию и порядок оказания платных образовательных услуг. В ходе организации платных образовательных услуг мы разработали локальные акты МАДОУ на основании нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней. Утвердили "Положение об оказании платных образовательных услуг", «Договор об образовании по дополнительным образовательным программам дошкольного образования», Должностные инструкции. 8 шаг-Методическое обеспечение оказания платных образовательных услуг Разработка рабочих программ руководителями кружков и секций, учебных планов. Количество часов и тематика занятий, предлагаемых исполнителем в качестве платных образовательных услуг, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям заказчика; подбор необходимого оборудования, пособий, электронных ресурсов и средств обучения. Составление расписания кружков и секций. 9 шаг-Организация процесса обучения издание приказов по организации деятельности по платному образованию, утверждение учебных планов, расписание занятий кружков и секций, состав групп. 10 шаг-информирование потребителей о платных образовательных услугах. Предоставление потребителю достоверной информации об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 9 «Правил оказания платных образовательных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706). Потребителей информируют: о квалификации руководителей кружков, уровне образования и квалификации, количестве учебных часов, расписании занятий, стоимости ПОУ, порядке оказания и оплаты ПОУ, а также о льготах, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг. 11 шаг-Оформление отношений с потребителями услуги. Заключение Договора об образовании по дополнительным образовательным программам дошкольного образования. II этап Работа кружков и секций по дополнительному образованию художественно-эстетической, речевой, познавательной и физкультурно-оздоровительной направленности. III этап -подведение итогов осуществления платных услуг -выявление удовлетворённости родителей и педагогов качеством оказанных дополнительных образовательных услуг. -мониторинг, с целью совершенствования работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг. В настоящее время в МАДОУ № 1 функционируют кружки, студии и секции по направлениям: Художественно эстетическое развитие лепка из глины и пластилина, изобразительная, театрализованная деятельности, танцы Речевое и познавательное развитие Индивидуальные и групповые занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения, развитие психических процессов, «Английский для малышей», развитие и коррекция эмоциональных состояний у дошкольников, песочная терапия. Физическое развитие Тхэквондо», обучение плаванию и занятия в бассейне для детей от года до 2-х лет. Проведение развлекательных мероприятий для детей Организация дополнительного платного образования в нашем ДОУ позволяет конструировать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей и интересов детей, при котором ребенок становится активным в выборе деятельности. Обеспечение открытости и достоверности информирования родителей и общественности о платных дополнительных образовательных услугах осуществляется через индивидуальное консультирование родителей, проведение открытых мероприятий, размещении информации на информационном стенде и сайте МАДОУ. На наш взгляд осуществление платного дополнительного образования в нашем ДОУ положительно для всех участников педагогического процесса: Занятия в секциях, кружках и артстудии открывают воспитанникам МАДОУ возможность для личного развития, развития инициативы и творческих способностей, успешной социализации и индивидуализации, Дети получают навыки адаптации к современному обществу и возможность полноценной организации свободного времени. Удовлетворение спроса родителей по дополнительным образовательным услугам; экономия времени родителей (не надо водить в учреждения дополнительного образования, ждать окончания занятий). Наибольшее удовлетворение спроса родителей и социума; повышение имиджа и конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг; дополнительное финансирование учреждения и улучшение материально-технической базы. Анализируя количество воспитанников, получающих платные услуги можно заметить, что они увеличились с 486 детей в 2014 году до 664 в 2015 году. Увеличилось количество предоставляемых платных услуг с 14 в 2014 году до 23 в 2015г. Дошкольное учреждение с момента начала оказания платных услуг в 2014 году получило общего дохода 2 171.600 рублей. Из которых на оплату по договорам оказания услуг было потрачено 845 000 рублей, а доход на развитие МАДОУ составил 1 101 500 рублей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мацола Алла Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества работы ДОУ через внедрение дополнительного образования»

Повышение качества работы ДОУ через внедрение дополнительного образования

Мацола Алла Вячеславовна МАДОУ № 1 г.Коврова

Ключевые слова:

качество, дополнительное,образование, повышение имиджа

Целью статьи является освещения вопроса осуществления платного дополнительного образования в Муниципальном автономном образовательном учреждении детский сад № 1

города Коврова.

Оказание платных дополнительных услуг становится все более важным направлением деятельности муниципальных образовательных организаций в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования.

В настоящее время оказание платного дополнительного образования способствует привлечению дополнительных финансовых средств и наибольшего удовлетворения спроса родителей и социума в условиях дошкольного учреждения.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Предоставление платных дополнительных услуг регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Конституцией РФ; Гражданским, Бюджетным, Налоговым кодексами Российской Федерации; Законом РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании»; Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 31.12.2014); иными нормативными акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Уставом образовательной организации; локальными актами.

Согласно действующему законодательству автономные и бюджетные образовательные учреждения могут использовать полученный доход от оказания платных образовательных услуг, в соответствии со своими уставными целями.

Организация дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду осуществляется в форме кружков, секций, арт-студий. Платные образовательные услуги оказываются только по желанию родителей (законных представителей) воспитанников и на договорной основе. Платным является все то, что не предусмотрено ООП ДО в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Этапы внедрения платного дополнительного образования:

I этап (август, сентябрь)

(пошаговая деятельность первого этапа)

1^шаг-Изучение нормативно-правовой документации федерального, регионального, муниципального уровней.

2 шаг-Анализ Устава ДОУ. В уставе ДОУ должно быть зафиксировано право потребителя на получение платной образовательной услуги. И должны быть прописаны только те платные дополнительные образовательные услуги, которые будет оказывать ваше образовательное учреждение.

3 шаг-Проведение маркетингового исследования:

- анализ потребностей воспитанников, состава родителей и их возможности по оплате платных дополнительного образования;

- анализ возможностей материально-технической базы в ДОУ для качественного оказания ПОУ;

- анализ квалификации сотрудников и их загруженность при реализации основной образовательной программы;

-анализ особенностей территориального расположения ДОУ, определяющих социально-экономические выгоды и риски (центр города, наличие рядом объектов социума и т. п.);

-проведение мониторинга цен на образовательные услуги в городе, микрорайоне;

4 шаг-проведение анкетирования родителей, с целью выявления запроса направлений на дополнительные образовательные услуги.

5 шаг-решение организационных вопросов

- Поиск специалистов для работы по организации платных образовательных услуг. (Мы привлекли как штатных сотрудников детского сада, так и специалистов со стороны).

Заключение трудовых договоров со всеми педагогами (специалистами).

6 шаг-получение Лицензии в Департаменте образования администрации Владимирской области.

7 шаг-создание нормативной базы ДОУ, регламентирующей организацию и порядок оказания платных образовательных услуг.

В ходе организации платных образовательных услуг мы разработали локальные акты МАДОУ на основании нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней. Утвердили "Положение об оказании платных образовательных услуг", «Договор об образовании по дополнительным образовательным программам дошкольного образования», Должностные инструкции.

8 шаг-Методическое обеспечение оказания платных образовательных услуг

- Разработка рабочих программ руководителями кружков и секций, учебных планов. Количество часов и тематика занятий, предлагаемых исполнителем в качестве платных образовательных услуг, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям заказчика; подбор необходимого оборудования, пособий, электронных ресурсов и средств обучения. Составление расписания кружков и секций.

9 шаг-Организация процесса обучения

издание приказов по организации деятельности по платному образованию, утверждение учебных планов, расписание занятий кружков и секций, состав групп.

10 шаг-информирование потребителей о платных образовательных услугах.

Предоставление потребителю достоверной информации об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 9 «Правил оказания платных образовательных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706).

Потребителей информируют: о квалификации руководителей кружков, уровне образования и квалификации, количестве учебных часов, расписании занятий, стоимости ПОУ, порядке оказания и оплаты ПОУ, а также о льготах, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг.

11 шаг-Оформление отношений с потребителями услуги.

Заключение Договора об образовании по дополнительным образовательным программам дошкольного образования.

II этап

Работа кружков и секций по дополнительному образованию художественно-эстетической, речевой, познавательной и физкультурно-оздоровительной направленности.

III этап

-подведение итогов осуществления платных услуг

-выявление удовлетворённости родителей и педагогов качеством оказанных дополнительных образовательных услуг.

-мониторинг, с целью совершенствования работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

В настоящее время в МАДОУ № 1 функционируют кружки, студии и секции по направлениям: Художественно - эстетическое развитие

лепка из глины и пластилина, изобразительная , театрализованная деятельности, танцы Речевое и познавательное развитие

Индивидуальные и групповые занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения, развитие психических процессов, «Английский для малышей», развитие и коррекция эмоциональных состояний у дошкольников, песочная терапия.

Физическое развитие

Тхэквондо», обучение плаванию и занятия в бассейне для детей от года до 2-х лет. Проведение развлекательных мероприятий для детей

Организация дополнительного платного образования в нашем ДОУ позволяет конструировать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей и интересов детей, при котором ребенок становится активным в выборе деятельности.

Обеспечение открытости и достоверности информирования родителей и общественности о платных дополнительных образовательных услугах осуществляется через индивидуальное консультирование родителей, проведение открытых мероприятий, размещении информации на информационном стенде и сайте МАДОУ.

На наш взгляд осуществление платного дополнительного образования в нашем ДОУ положительно для всех участников педагогического процесса:

Занятия в секциях, кружках и арт- студии открывают воспитанникам МАДОУ возможность для личного развития, развития инициативы и творческих способностей, успешной социализации и индивидуализации, Дети получают навыки адаптации к современному обществу и возможность полноценной организации свободного времени.

Удовлетворение спроса родителей по дополнительным образовательным услугам; экономия времени родителей (не надо водить в учреждения дополнительного образования, ждать окончания занятий).

Наибольшее удовлетворение спроса родителей и социума; повышение имиджа и конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг; дополнительное финансирование учреждения и улучшение материально-технической базы.

Анализируя количество воспитанников, получающих платные услуги можно заметить, что они увеличились с 486 детей в 2014 году до 664 в 2015 году.

Увеличилось количество предоставляемых платных услуг с 14 в 2014 году до 23 в 2015г.

Дошкольное учреждение с момента начала оказания платных услуг в 2014 году получило общего дохода 2 171.600 рублей. Из которых на оплату по договорам оказания услуг было потрачено 845 000 рублей, а доход на развитие МАДОУ составил 1 101 500 рублей.

Список литературы:

1. Савицкая Е.В. 2004. "Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования". Журнал "Вопросы образования" № 4 с.261-277

2. Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева, В.В. Куимов "Развитие сферы дошкольных услуг: проблемы регулирования. 2011 с.8-58

3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании» № 273-ФЗ

4. Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» № 2300-1

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» № 706

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.