Научная статья на тему 'Особенности образовательных запросов родителей в сфере дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида'

Особенности образовательных запросов родителей в сфере дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1792
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / KINDERGARTEN OF COMPENSATING TYPE / SPEECH THERAPY GROUP / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна, Денисова Ольга Александровна, Казанская Вера Львовна

Статья посвящена проблеме организации дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, которое осуществляется посредством организации кружковой работы и обеспечивается администрацией совместно с коллективом педагогов как на платной, так и бесплатной основе. Выявлено, что в работу дошкольного учреждения требуется внесение коррективов по совершенствованию организации дополнительного образования, отвечающих запросам родителей и детей групп как логопедической направленности, так и нормально развивающихся, основных потребителей предлагаемых услуг. Для эффективного моделирования педагогического процесса в сфере предоставления дополнительного образования детей как с ограниченными возможностями здоровья, так и нормально развивающихся в ДОУ необходимо учитывать мнения основных получателей предлагаемых услуг, что повысит продуктивность и посещаемость кружков, несмотря на их платность, а также поднимет рейтинг и востребованность этого учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна, Денисова Ольга Александровна, Казанская Вера Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL NEEDS OF PARENTS IN THE FIELD OF ADDITIONAL EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE COMBINED TYPE

The article is devoted to the problem of organizing additional education for children in a preschool educational institution of compensating type, carried out through the organization of group work, and is provided by the administration together with a team of teachers, both on a paid and free basis. It was revealed that the work of the preschool institution requires an adjustment to improve the organization of additional education, meeting the needs of parents and children, both speech therapy and normally developing groups, the main consumers of the services offered. Thus, for effective modeling of the pedagogical process in the provision of additional education for children, both with disabilities and normally developing in the DOW, it is necessary to take into account the opinions of the main recipients of the services offered, which will increase the productivity and attendance of the circles, in spite of the chargeability, as well as raise rating and relevance of this institution.

Текст научной работы на тему «Особенности образовательных запросов родителей в сфере дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида»

DOI 10. 23859/1994-0637-2019-1-88-16 УДК 378.147.88

© Гудина Т. В., Денисова О. А., Казанская В. Л., 2019

Гудина Татьяна Викторовна

Доктор педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: gtv1968@mail.ru

Денисова Ольга Александровна

Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет, (Череповец, Россия) E-mail: denisova@inbox.ru

Казанская Вера Львовна

Доцент,

Московский государственный педагогический

университет

(Москва, Россия)

E-mail: v.kazanskaya@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, которое осуществляется посредством организации кружковой работы и обеспечивается администрацией совместно с коллективом педагогов как на платной, так и бесплатной основе.

Выявлено, что в работу дошкольного учреждения требуется внесение коррективов по совершенствованию организации дополнительного образования, отвечающих запросам родителей и детей групп как логопедической направленности, так и нормально развиваю-

Gudina Tatyana Viktorovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: gtv1968@mail.ru

Denisova Olga Alexandrovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: denisova@inbox.ru

Kazanskaya Vera Lvovna

Associate Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia) E-mail: v.kazanskaya@yandex.ru:

FEATURES OF EDUCATIONAL NEEDS OF PARENTS IN THE FIELD OF ADDITIONAL EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE COMBINED

TYPE

Annotation. The article is devoted to the problem of organizing additional education for children in a preschool educational institution of compensating type, carried out through the organization of group work, and is provided by the administration together with a team of teachers, both on a paid and free basis.

It was revealed that the work of the preschool institution requires an adjustment to improve the organization of additional education, meeting the needs of parents and children, both speech therapy and normally developing groups, the main consumers of the services offered.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 163

щихся, основных потребителей предлагаемых услуг.

Для эффективного моделирования педагогического процесса в сфере предоставления дополнительного образования детей как с ограниченными возможностями здоровья, так и нормально развивающихся в ДОУ необходимо учитывать мнения основных получателей предлагаемых услуг, что повысит продуктивность и посещаемость кружков, несмотря на их платность, а также поднимет рейтинг и

востребованность этого учреждения.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, детский сад компенсирующего типа, логопедическая группа, дети с ограниченными возможностями здоровья

Thus, for effective modeling of the pedagogical process in the provision of additional education for children, both with disabilities and normally developing in the DOW, it is necessary to take into account the opinions of the main recipients of the services offered, which will increase the productivity and attendance of the circles, in spite of the chargeability, as well as raise rating and relevance of this institution.

Keywords: additional education of children, kindergarten of compensating type, speech therapy group, children with disabilities

Введение

Организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительной его составляющей [1].

Система дополнительного образования в ДОУ складывается из дополнительных образовательных услуг, осуществляемых посредством организации кружковой работы, и обеспечивается администрацией совместно с коллективом педагогов как на платной, так и бесплатной основе.

Вопрос о необходимости осуществления занятий дополнительного образования детей в дошкольном учреждении стал актуален в 1996 году, когда было опубликовано инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ о «Дополнительных образовательных услугах». А в 2001 году Правительство РФ приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» [6]. На сегодняшний день данные правила регламентируются постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». На основании этих и других документов, в том числе Закона РФ «Об образовании», в ДОУ стали организовываться дополнительные платные услуги по воспитанию и обучению детей [9].

В детских садах переоборудовались помещения под различные студии, гостиные, кабинеты. В связи с этим появились группы художественного творчества, обучения иностранному языку, танцам, подготовки детей к школе, группы здоровья для старших дошкольников и детей с ограниченными возможностями здоровья, спортивные секции, что стало неотъемлемой частью работы большинства дошкольных образовательных учреждений.

164 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

В силу модернизации системы дополнительного образования детей в условиях ДОУ образование все больше воспринимается как сфера услуг (специфических, связанных с формированием личности ребенка, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, с передачей ценностей культуры), а учреждения становятся субъектами рынка образовательных услуг. Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно провести мероприятия по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе этого учреждения, соответствие его образовательным запросам родителей.

Теоретической основой являются: концептуальные положения о развитии личности в учреждениях дополнительного образования (В. А. Березина, А. К. Бруднов, В. А. Горский, М. Б. Коваль) [2]; формирование всесторонне развитой личности, разработанной в отечественной педагогике (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (В. И. Андреев, А. И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В. Г. Бочарова, М. А. Валеева, И. В. Калиш) [5]; методологическое и методическое обоснования инклюзивного дополнительного образования (И. А. Букина, Т.В. Гудина, О.А. Денисова, О. Л. Леханова) [3, 4, 7, 8].

По результатам анализа психолого-педагогической литературы было определено направление опытно-экспериментальной работы, целью которой стало выявление особенностей запросов родителей в сфере дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. В нем приняли участие 50 родителей детей подготовительной группы логопедической направленности и 50 родителей детей подготовительной группы с нормальным развитием.

Задачами исследования стали:

1) подбор диагностических методов, направленных на выявление особенностей запросов родителей в сфере дополнительного образования в ДОУ комбинированного вида;

2) проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению запросов родителей в сфере дополнительного образования в ДОУ комбинированного вида;

3) анализ результатов опытно-экспериментальной работы и выявление предпочтений в запросах родителей в сфере дополнительного образования в ДОУ комбинированного вида;

4) выявление взаимосвязи между мнениями родителей, чьи дети получают дополнительное образование, и тех, кто в данной системе не участвует, посредством методов математической статистики.

Основная часть

Для решения задачи опытно-экспериментальной работы проведено анкетирование родителей дошкольников подготовительных групп логопедической направленности и нормально развивающихся сверстников. Респондентам предлагалось про-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 165

ранжировать ответы на следующие вопросы, позволившие выявить образовательные запросы родителей в сфере дополнительного образования в детском саду комбинированного вида:

1. Получает ли Ваш ребенок услуги дополнительного дошкольного образования?

а) да

б) нет

2. Довольны ли вы качеством услуг дополнительного образования, которые оказываются в ДОУ комбинированного вида?

а) да

б) нет

3. Какова, на Ваш взгляд, основная задача дошкольного образовательного учреждения в организации дополнительных образовательных услуг для детей?

а) формирование новых подходов к созданию развивающей среды

б) разработка гибкого режима, строго дозированной нагрузки на детей, создание комфортных условий для реализации дополнительного образования

в) совершенствование непрерывного образования

г) разработка содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям

д) удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам

4. Какие, по Вашему мнению, желательны основные направления развития детей дополнительно в ДОУ компенсирующего вида (исходя из возможностей администрации и педагогического коллектива)?

а) художественно-творческое развитие детей (кружки по изобразительной деятельности)

б) интеллектуальное развитие (обучение иностранному языку, информатике и т.д.)

в) экологическое воспитание детей

г) эстетическое и нравственное воспитание (привитие навыков культуры общения, поведения, приема пищи и т.д.)

д) оздоровительная и профилактическая направленности (кружки физической культуры и различных видов спорта)

5. Какой, с Вашей точки зрения, критерий необходимо учитывать администрации для создания системы дополнительного образования в ДОУ компенсирующего вида?

а) интересы детей и добровольность выбора кружка, секции, досуговых мероприятий

б) возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях

в) решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада

г) создание комфортной обстановки, способствующей творческому развитию личности ребенка

166 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

д) нормы нагрузки на ребенка

Наконец, для чистоты проведения нашей опытно-экспериментальной работы были разделены и сопоставлены ответы родителей, чьи дети получают дополнительное образование, и ответы родителей, не участвующих в данной системе, предоставляемой ДОУ компенсирующего вида.

Математическая обработка результатов опроса осуществлялась посредством методов описательной статистики, а именно с помощью количественной оценки статистического изучения связи между явлениями - коэффициента ранговой корреляции Спирмена по следующей формуле:

р = 1 - 6-

1(1*

нг -и

где сС - квадрат разностей между рангами; п - количество признаков, участвовавших в ранжировании.

По результатам анкетирования был осуществлен количественный и качественный анализ опытно-экспериментальной работы. Рассмотрим итоги опроса.

Результаты ответов на первый вопрос распределились следующим образом. Среди 100 родителей дошкольников подготовительных групп (логопедической направленности и нормально развивающихся сверстников) детских садов комбинированного вида 65 человек ответили, что их дети получают дополнительное образование, а именно 65 % (20 детей группы логопедической направленности и 45 детей с нормальным развитием), остальные же респонденты не пользуются услугами системы дополнительного образования, что составляет 35 % (26 детей группы логопедической направленности и 9 детей с нормальным развитием) (рис. 1).

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос: «Получает ли Ваш ребенок услуги дополнительного дошкольного образования?»

Для дальнейшего выявления особенностей образовательных запросов родителей в сфере дополнительного образования в ДОУ комбинирующего вида мы задали родителям вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых услуг?» Результаты опроса представлены на рис. 2.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 167

Получают дополнительное образование

о

■ да ■ нет Не получают дополнительное образование

О

■ да ■ нет

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос: «Довольны ли Вы качеством услуг дополнительного образования, которые оказываются в ДОУ компенсирующего вида?»

Из рис. 2 видно, что родители обеих групп, чьи дети получают и не получают дополнительное образование в детском саду комбинированного вида, довольны качеством оказываемых услуг (77 и 57 % соответственно). Можно сделать вывод о том, что дополнительные образовательные возможности дети могут не использовать в связи с частичной платой за предоставляемые услуги. Тем не менее, родители знают о качестве проведения занятий.

Родители, чьи дети не посещают дополнительные кружки и недовольны качеством занятий, составляют 43 %. Стоит отметить, что среди родителей, дети которых посещают кружки и секции дополнительного образования, 23 % недовольны по каким-то причинам качеством оказываемых услуг.

Затем родителям было предложено проранжировать по пятибалльной шкале основные задачи дошкольного образовательного учреждения в организации дополнительных образовательных услуг. Результаты проведенного опроса представлены на рис. 3.

168 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос: «Какова, на Ваш взгляд, основная задача дошкольного образовательного учреждения в организации дополнительных образовательных услуг для детей?»

Следовательно, обе категории родителей расположили приоритетные задачи дошкольного образовательного учреждения в организации дополнительных образовательных услуг примерно одинаково. Так, согласно результатам анкетирования родителей двух групп, первое место в организации занятий по дополнительному образованию занимает задача разработки гибкого режима, строго дозированной нагрузки на детей, создание комфортных условий (46 и 43 % соответственно); второе место -формирование новых подходов к созданию развивающей среды (23 и 29 %); третье место - задача, связанная с удовлетворением потребностей детей в занятиях по интересам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 169

Таким образом, можно сделать вывод о том, что родителей детей обеих групп интересуют одни и те же проблемы: гармоничное развитие ребенка вне зависимости от его особенностей.

Следующим вопросом стало выявление желательных направлений в развитии детей, исходя из возможностей администрации и педагогического коллектива.

На рис. 4 представлены результаты опроса родителей.

получают дополнительное не получают дополнительное

образование образование

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос: «Какие, по Вашему мнению, желательны основные направления развития детей дополнительно в ДОУ компенсирующего вида (исходя из возможностей администрации и педагогического коллектива)?»

Согласно рис. 4, ответы родителей обеих групп имеют определенное сходство. Так, в качестве наиболее важного направления развития детей, которое желательно

170 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

получить дополнительно к основной образовательной программе детского сада, респонденты обеих групп (соответственно 38 и 43 %) выбрали интеллектуальное развитие (обучение иностранному языку, информатике и т.д.).

Родители, чьи дети получают дополнительное образование (31 %), и родители детей, которые не пользуются данными услугами в ДОУ компенсирующего вида (29 %), в качестве желательного развития определяют эстетическое и нравственное воспитание (привитие навыков культуры общения, поведения, приема пищи и т.д.). Третье место занимают оздоровительная и профилактическая направленности (кружки физической культуры и различных видов спорта) как базисные в системе дополнительного образования конкретного детского сада.

Таким образом, родителей детей групп логопедической направленности и нормально развивающихся детей волнуют подготовка к дальнейшему обучению в школе, формирование эстетически и нравственно воспитанной личности и, конечно, здоровьесберегающие мероприятия, которые можно осуществить в детском саду.

Наконец, последний вопрос анкеты состоял в определении основного критерия, который необходимо учитывать при создании системы дополнительного образования в ДОУ. Результаты проведенного опроса схематично представлены на рис. 5.

получают дополнительное образование

не получают дополнительное образование

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос: «Какой, с Вашей точки зрения, критерий необходимо учитывать администрации при создания системы дополнительного образования в ДОУ компенсирующего вида?»

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 171

По мнению родителей обеих групп, нормы нагрузки на ребенка являются самым важным критерием, который необходимо учитывать администрации при создании системы дополнительного образования в ДОУ компенсирующего вида.

Согласно результатам опроса, важным критерием является создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности. Так считают соответственно 31 и 29% респондентов.

Третьим по значимости критерием родители считают интересы детей и добровольность в выборе кружка, секции и досуговых мероприятий (соответственно 15 и 14% респондентов).

На последнем этапе опытно-экспериментальной работы, заключавшейся в выявлении особенностей образовательных запросов родителей (дети получают и не получают образовательные услуги в сфере дополнительного образования в ДОУ компенсирующего вида), проведено сравнение показателей ответов на третий-пятый вопросы, отражающих степень притязаний к направлениям и качеству занятий.

Представим количественный анализ полученных результатов анкетирования родителей двух заданных групп посредством математического метода вычисления значимости различий (коэффициент корреляции Спирмена), а также исследуем связи между параметрами с помощью метода ранговой корреляции.

Таким образом, достоверность выявленных различий результатов ответов родителей двух групп представляет собой связь между признаком У и фактором X и является умеренной и прямой. Поскольку Т^ > р, то принимаем гипотезу о равенстве нулевого коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически не значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам незначимая.

Следовательно, количественные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают достоверность различий ответов родителей обеих групп (дети которых получают и не получают дополнительное образование в дошкольных учреждениях компенсирующего вида). Исходя из этого, можно заключить, что в работу детских садов комбинированного вида требуется внесение корректив по совершенствованию организации дополнительного образования, отвечающих запросам родителей и детей групп логопедической направленности и нормально развивающихся, основных потребителей предлагаемых услуг.

Для оптимизации образовательно-воспитательного процесса и более качественного предоставления дополнительных образовательных услуг коллектив учреждения, учитывая запросы родителей детей групп логопедической направленности, предполагает проведение следующих мероприятий:

- формирование новых подходов к созданию развивающей среды, учитывающих перспективу развития детей логопедической направленности;

- создание гибкого режима, строго дозированной нагрузки на детей;

- расширение комплекса мероприятий по здоровьесберегающим технологиям;

- обеспечение средствами дополнительного образования подготовки детей к школьному обучению с учетом особенностей групп логопедической направленности;

- создание комфортной обстановки, способствующей творческому развитию личности ребенка;

- соблюдение норм нагрузок на ребенка.

172 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

Кроме того, на наш взгляд, повышению качества дополнительного образования в конкретном детском саду будут способствовать:

- написание адаптированных образовательных программ для групп конкретных направленностей, получающих дополнительное образование в ДОУ компенсирующего вида;

- синхронизация основной образовательной программы детского сада с адаптированными дополнительными образовательными программами для детей с нормативным развитием и с речевыми нарушениями;

- моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, способствующей саморазвитию личности;

- организация системы эффективной учебно-методической и консультативной помощи педагогам и родителям;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей и родителей групп логопедической направленности профильными специалистами детского сада;

- организация взаимодействия с родителями в получении обратной связи по оценке качества и дальнейшего совершенствования дополнительных образовательных услуг;

- осуществление выбора альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами и особенностями детей и запросами их родителей.

Выводы

Таким образом, для эффективного моделирования педагогического процесса в сфере предоставления дополнительного образования детей как с нарушениями речи, так и с нормативным развитием в ДОУ необходимо учитывать мнения основных получателей предлагаемых услуг, т. е. родителей. Как показывает опыт, такой подход повышает продуктивность и посещаемость кружков, поднимает рейтинг и востребованность дополнительного образования, способствует удовлетворению образовательных и воспитательных запросов родителей.

Литература

1. Анцупова Ю. В. Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 509-510. URL: https://moluch.ru/-archive/77/13178/ (дата обращения: 26.03.2018).

2. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ. М.: АРКТИ, 2015. 288 с.

3. Гудина Т. В., Денисова О. А. Инклюзивное образование. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. 132 с.

4. Гудина Т. В., Денисова О. А. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. 168 с.

5. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития / под ред. С. В. Сальцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 135 с.

6. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // КонсультантПлюс. Документы: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32422/ (дата обращения: 26.03.2018).

7. Специальная семейная педагогика / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. М.: ВЛАДОС, 2009. 358 с.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 173

8. Традиции и инновации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как ресурс развития инклюзивного пространства (на примере Вологодской области) / под ред. О. А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. 297 с.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // КонсультантПлюс. Документы: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.03.2018).

References

1. Antsupova Yu. V. Organizatsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh doshkol'nogo obrazovaniya [Organization of additional education in conditions of preschool education]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2014, no. 18, pp. 509-510. Available at: https://moluch.ru/archive/77/-13178/ (accessed: 26.03.2018).

2. Buylova L. N., Klenova, N. V. Kak organizovat' obucheniye detey v DOU [How to arrange children's education in PEI]. Moscow: ARKTI, 2015. 288 p.

3. Gudina T. V., Denisova O. A. Inklyuzivnoye obrazovaniye: uchebnoye posobiye [Inclusive education: schoolbook]. Cherepovets: Cherepovets State University, 2016. 132 p.

4. Gudina T. V., Denisova O. A. Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya: uchebnoye posobiye [Upbringing and education of children with disabilities: schoolbook]. Cherepovets: Cherepovets State University, 2016. 168 p.

5. Sal'tsevoy S. V. (ed.) Dopolnitel'noye obrazovaniye: opyt i perspektivy razvitiya [Additional education: experience and prospects of development]. Moscow: YUNITI-DANA, 2016. 135 p.

6. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 05.07.2001 g. no. 505 (red. оt 15.09.2008) «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya platnyh obrazovatel'nykh uslug» [RF Governance Ordinance from 05.07.2001 #505 (ed. from 15.09.2008) "Of approval of paid educational services rules"]. Konsul'tantPlyus Dokumenty: spravochno-pravovaya sistema [ConsultantPlus Papers: reference-law system]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32422/ (accessed: 26.03.2018).

7. Seliverstova V. I., Denisova O. A., Kobrina L. M. (eds.) Spetsial'naya semeynayapedagogika [Special family pedagogics]. Moscow: VLADOS, 2009. 358 p.

8. Denisova O. A. (ed.) Traditsii I innovatsii kompleksnoy pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak resurs razvitiya inklusivnogo prostranstva (na primere Vologodskoy oblasti) [Traditions and innovations of complex help to children with disabilities as resource of inclusive environment development (by the example of Vologda region)]. Cherepovets: Cherepovets State University, 2016. 297 p.

9. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 no. 273-FZ [The Federal law "Of education in the Russian federation" from 29.12.2012 no. 273-FZ]. Konsul'tantPlyus Dokumenty: spravochno-pravovaya sistema [ConsultantPlus: reference-law system]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 26.03.2018).

Для цитирования: Гудина Т. В., Денисова О. А., Казанская В. Л. Особенности образовательных запросов родителей в сфере дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 163-174. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-188-16

For citation: Gudina T. V., Denisova O. A., Kazanskaya V. L. Features of educational needs of parents in the field of additional education in a pre-school educational institution of the combined type. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 163-174. DOI: 10.23859/19940637-2019-1-88-16

174 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.