трице Екатерине II, «манифесты», указы, письма и распоряжения и другие бумаги сподвижников Емельяна Пугачева из числа башкирского населения, конкретно отображая реальные события и поднимая злободневные проблемы общественной жизни своего времени, стояли ближе к художественно-публицистическому жанру литературы и обладали некоторыми ее чертами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адар тадимэнэн бер нэбзэ // МэFЛYмэт. - 9фе, 1909. - № 7.
2. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. - Уфа: Баш. кн. изд., 1987.
3. Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии: сб. док. - Уфа: Баш. кн. изд., 1975.
4. Кулбахтин И.Н., Кулбахтин Н.М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 17671768 гг. - Уфа, 2005.
5. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. - М., 1936.
6. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне / сост., автор введения, комментариев и глоссария Г.Б. Хусаинов. - Уфа, 1993.
7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 12. Т. 23-24. - М.: Соцэкгиз, 1965.
REFERENCES
1. A&ar kadimanan ber nabda [Sample of the Ancient Composition]. In: Maglumat [Information]. Ufa, 1909, No 7.
2. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Predaniya i legendy [Bashkir Folk Art. Stories and Legends]. Ufa, Bashkir Publishers, 1987 (In Russ.).
3. Krest'yanskaya vojna 1773-1775 gg. na territorii Bashkirii: sb. dok. [Peasant War in 1773-1775 in the Territory of Bashkiria: Collection of Documents]. Ufa, Bashkir Publishers, 1975 (In Russ.).
4. Kulbakhtin, I.N., Kulbakhtin, N.M. Nakazy narodov Bashkortostana v Ulozhennuyu komissiyu 1767-1768 gg. [Orders of the People of Bashkortostan in the Legislative Commission in 1767-1768]. Ufa, 2005. 92 p. (In Russ.).
5. Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR. Ch. 1 [Materials on the History of Bashkir ASSR. Part 1]. Moscow, 1936 (In Russ.).
6. Pis'mo Batyrshi imperatritse Elizavete Petrovne [Batyrsha's Letter to the Empress Elizabeth Petrovne]. The Author of Introduction, Comments and Glossary G.B. Khusainov. Ufa, 1993 (In Russ.).
7. Solovyov, S.M. Istoriya Rossi i s drevnejshih vremen. Kn. 12. T. 23-24 [History of Russia Since the Most Ancient Times. Book 12. Vol. 23-24]. Moscow, Sotsekgiz, 1965 (In Russ.).
З.А. Алибаев УДК 821.512.141.09
ВОСТОЧНЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ БАШКИРСКИХ РОМАНАХ
Аннотация
В данной статье исследуются истоки и традиции башкирского искусства слова в рамках восточной литературы. На истоке башкирской прозы можно выделить элементы трех стилевых пластов: традиции башкирского фольклора и синтез двух направлений - западной и восточной литератур. Восточные эпические традиции (жанрообразующие каноны) по сей день играют важную роль в развитии современной башкирской литературы. При этом многие башкирские романы продолжают традиции тюркоязычной восточной литературы. Жанровые формы скрещивались, входили в структурный, содержательный и стилевой синтез, ассимилировались. При этом в восточной литературе наблюдалась значительная роль поэтики фольклора, «орна-ментальность» и преобладание поэтических жанров. В башкирских романах чаще встречаются все атрибуты восточной прозы: метафоричность, орнаментальность, гротеск, прием контраста, символика, романтизм. Структуры романов напоминают характерные типы восточной «ящичной композиции» с обрамленным сюжетом. Значение традиций восточной литературы в формировании эпических форм башкирского романа не ограничивается взаимодействием структур, переходит и в содержательные сферы.
Ключевые слова: восточные эпические традиции, башкирский роман, жанровое своеобразие, композиция
Алибаев Заки Арсланович, кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа), e-mail: alibaev.zaki@mail.ru
Zaki A. Alibaev, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor at the M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Ufa), e-mail: alibaev.zaki@mail.ru
© Алибаев З.А., 2016
Zaki A. Alibaev
ORIENTAL EPIC TRADITIONS IN MODERN BASHKIR NOVELS
Abstract
This article examines the origins and traditions of the Bashkir word art in the Eastern literature. At the beginning of Bashkir prose, you can highlight the stylistic elements of three layers: the traditions of the Bashkir folklore and synthesis of two directions - the traditions of Western and Eastern literatures. Eastern epic traditions as a genre canon still play an important role in the development of the modern Bashkir literature. However, many Bashkir novels continue the tradition of Eastern Turkic literature. Genre forms were crossed, entered into structural, substantive and stylistic synthesis and were assimilated. Thus in Eastern literature a significant role of the poetics of folklore, "ornamentation" and the predominance of poetic genres were observed. In the Bashkir novels all the attributes of the Oriental prose: metaphor, ornamentation, grotesque, contrast, symbolism, romanticism are common. The structure of the novels resembles the distinctive types of Eastern "box song" framed by a story. The value of the traditions of Oriental literature in the formation of Bashkir epic forms of the novel is not limited to the interaction of structures, as it turns into substantial sphere as well.
Key words: Oriental epic traditions, the Bashkir novel, genre originality, composition
Современная литература не поддается описанию в традиционных рамках понимания эволюции только как непрерывной борьбы нового со старым, как смены канонизированных форм, их разрешением и образованием принципиально иных. При анализе современного литературного процесса значительный интерес в методологическом плане представляет поиск и объяснение своеобразных «парадигм творчества», тех исходных концептуально-мыслительных посылок, которые отражаются в различных видах искусств, прежде всего в виде канонов. «Поиски аналогий, - как пишет академик Д.С. Лихачёв, -один из основных приёмов историко-литературного и искусствоведческого анализа» [4, с. 30]. В литературе средневекового Востока исходные посылки, как правило, закреплены в виде канонов и носят универсальный, мировоззренческий характер.
«Для башкирской литературы, как восточной и тюркоязычной, подобный европейский синтез был неизбежен» [2, с. 45]. На истоке башкирской прозы можно выделить элементы трех стилевых пластов. Бесспорно, связь прозы с национальным фольклором проявилась во всем его облике. Не зря один из основоположников исследований башкирского романа А.Х. Вахитов утверждает: «В фольклоре сосредоточен культурный, эмоциональный и нравственный опыт веков» [3, с. 113]. Будучи своеобразным спутником народной жизни, башкирский фольклор развивался в сторону реалистического изображения действительности, что свойственно жанру прозы. Творческий синтез ещё двух направлений - традиций западной и восточной литератур - переплетается со своеобразными формами, жанрами, мета-
форичностью, структурами в башкирской эпической прозе.
«В крупных эпических формах, в первых башкирских романах -«Ьалдаттар» (1933; «Солдаты»), «Кы^ыл гвардеецтар» (1935; «Красногвардейцы») «'Кы^ыл армейецтар» (1962; «Красноармейцы», 1937) А.М. Тагирова, «Кан» (1933; «Кровь») Д. Юлтыя, «^?эй» (1936; «Кудей») И. Насыри, «Боролош» (1928; «Поворот») Г. Хайри становление структуры поэтически сопровождалось также взаимодействием восточных и западных начал. Как известно, композиция восточной прозы развивалась чаще всего в двух направлениях: либо множество событий, эпизодов собиралось вокруг одного сюжетного стержня - «рамки» (так называемая «обрамленная повесть»), либо широкое применение «ящичной композиции» - «сказки в сказке», вставной новеллы («Синдбаднамэ», «Тысяча и одна ночь»). В конечном счете подобной структурой определялись жанровые формы восточной прозы: дастан (сказочные романы), кисса (романтические, любовно-приключенческие повести), хикаят, латифа (анекдот), масал (притча) и другие. В той или иной форме мотивы подобных восточных эпических структур мы видим почти во всех жанрах башкирской прозы, в том числе и в романах» [2, с. 404].
В башкирских романах присутствуют все атрибуты восточной прозы: метафоричность, орнаментальность, гротеск, прием контраста, символика, романтизм. Их структура напоминает характерные типы восточной «ящичной композиции» с обрамленным сюжетом. Такие типы романов были написаны в 30-е годы XX века. Это «Поворот» Г. Хайри, «Кудей» И. Насыри. Произведения построены как бы из
самостоятельных повествований: многие главы посвящены лишь одному герою. Все главы, как и в восточных эпических формах, обрамляются прологом - символикой о двух берегах бренности, где идет смертельная схватка добра и зла.
Известный востоковед Р.Н. Баимов выделяет две основные традиции восточной литературы, которые оказали огромное влияние на развитие башкирской словесности. Это, во-первых: в композиции - обрамленный сюжет, или ящичная композиция; во-вторых - в содержательной сфере. «Ящичная композиция» с обрамленным сюжетом встречается в прозе А. Х. Хакимова, Н.С. Мусина, Б.З. Рафикова. В романах «бйермэ» (1990; «Вихрь»), «Дауылдан котолоу юта (1994; «Нет спасения от бури»), «Карауан» (1996; «Караван») А.Х. Хакимова отдельные главы представляют как бы своеобразные «ящики» - рассказы об отдельных героях обрамляются образом главного героя произведения.
В основе всех этих романов лежит главный конфликт той эпохи, которая оставила глубокий след в памяти народа. Изучение не только архивно-исторического материала, но и фольклора, обычаев и привычек, обрядов и ритуалов народа, языка той или иной эпохи, местного ландшафта, географических и этнографических особенностей пройденного периода - вот что присуще историческим романам. Они хронологически охватывают не только ближайшие века, но и события давности. В этом отношении положительно отличаются романы А.Х. Хакимова «Ьауыр кумта» (1982; «Саурова шкатулка») и «Думбыра сьщы» (1986; «Плач домбры»). Автор знает историю своего народа, что позволило ему исследовать взаимоотношения различных родов и племен, выявить причины и следствия их столкновений и противоречий, проследить их судьбу на фоне той исторической эпохи, которую олицетворяет Хромой Тимур и Тохтамыш, Тимир, Котло и Едигей, а также Московское государство.
Для А.Х. Хакимова фольклор и шежере -лишь вспомогательный материал, на изображаемый период он смотрит через документы и исследования, отражающие деятельность исторических личностей. С этой позиции он старается представить, на какой стадии развития находился его народ и окружающие его соседние племена. Сюжет романа зарождается как конкретное, образное выражение идейно-художественной концепции автора.
Писатель воссоздает жизнь и борьбу башкир конца XIV - первой половины XV вв., когда последние, используя ослабление Золотой Орды после поражения Тохтамыша от Тимура, сдела-
ли попытку освободиться из-под власти жестоких угнетателей.
Главным героем произведения является народ. Яркими и живыми предстают перед читателем его достойные представители - Булякбай, Кыуандык, Кумуш-Тамсы, Янбай и др. Колоритны и сами образы муллы Сайфульмулюка, хитрого и жестокого в достижении своих коварных целей, Кылтас-Зирака, патриарха старой веры рода Усерген. Роман завершается поражением башкирского рода Усерген. Но это поражение является началом многовековой, напряженной борьбы многострадального башкирского народа за свое национальное освобождение. Эта борьба завершается победой башкир совместно с другими народами лишь много столетий спустя.
В последние годы наше общество стало больше обращать внимание на проблемы нравственности, а также избегать шаблонности в изображении действительности. Это отражается и в романах, в частности, при изображении «героя нашего времени».
В характере современного героя отражаются разносторонние и сложные исторические аспекты эпохи. На первый план выходит конфликт героя и общества. Содержание художественных конфликтов в современной прозе постоянно обогащается благодаря новому осмыслению исторической темы. В романах А.Х. Хакимова «Плач домбры», «Саурова шкатулка», Б.З. Рафи-кова «Кенгэк» (1996; «Кунгак»), «Ахырызаман кеткэндэ» (1993; «В ожидании конца света»), «Kараhакал» (1987; «Карасакал»), Я.Х. Хамма-това «Теньяк амур^ары» (1983; «Северные Амуры», 1987), «Ьырдарья» (2000; «Сырдаръя») сюжетные линии таковы, что образы противостоящих друг другу героев не выступают столь рельефно сквозь образы наших современников. Да и опыт истории совместно с опытом литературы свидетельствует, как в горниле исторических событий силы добра и зла, созидания и разрушения схлестываются подчас так неожиданно, непредсказуемо, что требуется хорошая художническая проницательность, чтобы осмыслить, объяснить, оценить правду историй и правду отдельных событий и соотнести то и другое.
В 1980-е годы, с изменением общественного строя, в освещении той эпохи начинает преобладать критический реализм. На первый план выходит проблематика, которая ранее или совсем умалчивалась, или преподносилась однобоко. Выход в свет романов «Вихрь», «Нет спасения от бури» А.Х. Хакимова, «Китмэд есен килдем» (1994; «Пришел навсегда») М.А. Хайдарова, «Тамды кандары гына» (1990; «Остались только следы крови»), «Актамыр» (1992; «Актамыр»)
Г. А. Хисамова явился значительным событием в башкирской прозе.
В отличие от многих других произведений, главные герои вышеназванных романов не были однозначно положительными. Внутри этой группы также наблюдаются принципиальные различия: эволюция образов героев идет от неоднозначно положительного к однозначно положительному. Особенность романов А. Хакимо-ва, М. Хайдарова, Г. Хисамова состоит в том, что центральный конфликт собирает в свой фокус все условные проблемы, характерные черты той эпохи. В них наблюдается процесс «подтягивания» и «возврата» национальных, национально-родственных восточных традиций, стремление к переосмыслению и синтезу поэтики фольклора.
В романах А. Хакимова идет рассказ о событиях Гражданской войны, коллективизации и о том, как эти события повлияли на судьбу башкирской интеллигенции. Искандар («Вихрь»), Нурислам и Шаргия («Нет спасения от бури»), Шаих («Остались только следы крови») попали под жернова репрессий из-за того, что они оценивали события по-иному, т.е. более объективно.
В этих произведениях противоречия времени накладываются на конфликт поколений, взглядов и отношений. Особое место уделяется анализу разных конфликтных ситуаций и раскрытию образов героев. Подводя итог, можно сказать, белые пятна в истории - годы революции, Гражданской войны, репрессии и культ личности - не только нашли отражение в башкирской литературе, но именно благодаря этому удалось открыть новые горизонты развития литературы, выявить новые конфликты.
Тема Великой Отечественной войны открыла в современной литературе совершенно новые типы конфликтов и противоречий. Большим вкладом в развитие башкирской литературы стали романы А. Хакимова «"Кош юлы» (1989; «Млечный путь»), Т. Сагитова «Аманат» (1985), И. Абдуллина «Кояш байымай за байы-май» (1995; «А солнце все не заходит»), Р. Бай-булатова «Дала еле» (1990; «Ветры пустыни»), А. Ягафаровой «Килендэр» (1993; «Невесты»), Н. Мусина «Зэцгэртауза атс болан» (1978; «Белый олень на синей горе»).
В произведениях, вышедших сразу после окончания войны, события изображались однобоко, поверхностно, на первый план выступало описание батальных картин, отдельных фактов.
В современных произведениях война является источником глубоких размышлений и переживаний, когда обнажаются человечность и гуманизм или же, напротив, мелочность и ник-
чемность человека. Война рассматривается как период, который по-своему определяет морально-этические нормы. И время и пространство здесь получают новое содержание, обогащаются социально-философскими мотивами.
Современный башкирский роман - это целый художественный мир с большим идейно-эстетическим и социально-нравственным содержанием, с разнообразными типами формы, богатым поэтическим арсеналом. Обогащение в последние годы идейно-тематического, эстетического и художественного арсенала башкирского романа, его стремление проникнуть в разные сферы жизни, утвердить во всей полноте процесс рождения и укрепления на башкирской земле нового общества - все это говорит о силе и мощи этого жанра, о расширении его творческих возможностей. Благодаря этому множатся жанровые типы романа, художественное содержание чаще посвящается проблемам сегодняшнего дня. В произведениях силен исследовательский аналитический подход к явлениям жизни.
Вместе с обновлением содержания наблюдаются и определенные изменения в форме.
При изучении идейно-тематического содержания, жанровых типов, средств изображения сразу бросается в глаза то, что, во-первых, расширяются возможности жанра в освоении новых пластов народной жизни, во-вторых, эта активность воздействует и на жанровую суть романа. В современном башкирском романе очень сильна публицистичность. Она дает о себе знать не только в авторских отступлениях, но и во всей художественной структуре произведений. Это обстоятельство порой несколько оттесняет даже элемент психологического анализа. В-третьих, освоение новых жизненных реалий приводит некоторых малоопытных молодых авторов к прямолинейному построению сюжета на манер очерка. От этого страдает художественная сторона, глубина обобщения. Однако обращение романистов к современным темам является существенным достижением башкирской прозы. Тема современности своей широтой, разнообразием обогатила и идейно-эстетическое содержание и типы жанра, открыла возможность новых форм художественного отображения.
Проблема романа, его дальнейшее становление в системе эпических форм литературы будет, конечно, вызывать необходимость поисков все новых и новых аспектов исследования. Эволюция поэтики и жанрово-стилевой природы конфликта романа отражает особенности литературного процесса.
Формируясь в условиях новой действительности, башкирский роман впитывал в себя все новые черты жизни. Вместе с тем, он вырос на почве фольклорных, восточных традиций, на опыте других жанров башкирской прозы. Говоря об основных тенденциях развития башкирского романа, следует обратить внимание на то, что он становится все более проблемным и эпическим. Проблематическая масштабность связана не только с широтой, но и с глубиной изображения жизни, совершенствованием формы романа. Это достигается в одних произведениях остротой постановки больших морально-этических проблем, в других - новыми художественными средствами изображения времени и образов, в-третьих - историческим анализом жизни народа.
Взросшая в современных романах внимательность к нравственно-психологическому развитию личности сказалась на формах коллизий, на построениях характеров. В отличие от других произведений действия героев в романах Р.Н. Баимова, Д.М. Булякова, Р.Г. Султангаре-ева, Н.С. Мусина, А.Х. Хакимова, из которых соткана сюжетная линия, опираются не только на определенные противоречия, но и на внутренний психологизм персонажей. Драматизм современных прозаиков реализуется не только в открытом действии или поступке, сколько в психологическом состоянии героя, в восприятии и оценке жизненной коллизии самими авторами [1, с. 45].
Вполне самостоятельные по духу, тематике и мировоззрению книги Р. Баимова, Д. Булякова, А. Хакимова, Н. Мусина, Я. Хамматова, в то же время они характеризуются единым подходом в определении главного действующего начала произведений. Этим началом является богатый внутренний мир героя, обусловливающий фабулу произведения.
Освоение новых пластов жизни усилило в современной литературе ощущение многосложности мира и человека, «перепутанности» социально-бытовых причин и следствий. Не потому ли герой Р. Баимова ищет ответы на злободневные вопросы, а герой А. Хакимова открывает новые пласты жизни? И надо отметить, что в
основе всех произведений лежат нравственные искания.
Проблема башкирского романа, влияние восточных эпических традиций, его дальнейшее становление в системе эпических форм литературы в этих условиях будет, конечно, выдвигать новые аспекты исследования, т.к. эволюция, жанрово-стилевая природа, поэтика романа отражают не только особенности литературного процесса, национальных междужанровых отношений и процесс становления реалистического письма в целом, но проливают свет и на своеобразие его интернациональных связей.
В заключение следует сказать, что восточные эпические традиции, жанрообразующие каноны по сей день играют важную роль в развитии современной башкирской литературы. Их роль и формообразующее значение определяются аналогией литературного процесса с процессами в других видах искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алибаев З.А. Природа конфликта в современных башкирских романах. - Уфа: БГУ, 1997. - 148 с. (Элибаев З.А. Хэзерге башкорт романдарыньщ конфликт тэбигэте. - 9фе: БДУ, 1997. - 148 б.).
2. Баимов Р.Н. Великие лики и литературные памятники Востока. - Уфа: Гилем, 2005. - 493с.
3. Вахитов А.Х. Башкирский советский роман. -М.: Наука, 1978. - 160 с.
4. ЛихачевД.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
REFERENCES
1. Alibaev, Z.A. Priroda konflikta v sovremennykh bashkirskikh romanakh [The Nature of Conflict in the Modern Bashkir Novels]. Ufa, Bashkir State University Press, 1997. 148 p. (In Bashkir).
2. Baimov, R.N. Velikie liki i literaturnye pamiatniki Vostoka [Great Faces and Literary Monuments of the East]. Ufa, Gilem press, 2005. 493 p. (In Russ.).
3. Vakhitov, A.Kh. Bashkirskii sovetskii roman [Bashkir Soviet Novel]. Moscow, Nauka press, 1978. 160 p. (In Russ.).
4. Likhachev, D.S. Poetika drevnerusskoi literatury [Poetics of Old Russian Literature]. Moscow, Nauka press, 1979. 360 p._(In Russ.).