Научная статья на тему 'Восточные эпические традиции в современной башкирской прозе'

Восточные эпические традиции в современной башкирской прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
182
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / БАШКИРСКИЙ РОМАН / ЖАНРОВЫЕ СВОЕОБРАЗИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / EASTERN EPIC TRADITIONS / BASHKIR NOVEL / GENRE ORIGINALITY / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алибаев З. А.

В статье исследуется истоки и большие традиции башкирского искусства слова в рамках восточной литературы. На истоке башкирской прозы можно выделить элементы трех стилевых пластов. Восточные эпические традиции жанрообразующие каноны по всей день играют важную роль в развитии современной башкирской литературы. На сегодня многие башкирские романы продолжают традиции тюркоязычной восточной литературы. Выделяются и описываются характерные особенности эволюции национального романа. Автор приходит к выводу, что история романа протекает в условиях резкой и быстрой смены глубоко различных эпох: но вместе с тем жанр обладает прочным внутренним единством. Статья подводит некоторые итоги изучения современного башкирского романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTAL EPIC TRADITIONS IN MODERN BASHKIR PROSE

In the article the author investigates sources and traditions of the Bashkir art of speaking within the limits of east literature. With reference to the Bashkir prose it is possible to allocate elements of three style layers. The eastern epic traditions are key genre canons and they play an important role in the development of the modern Bashkir literature. For today many Bashkir novels continue traditions that began to develop in the Turkish eastern literature. The author singles out and describes the characteristic features of the evolution of the national novel. The author concludes that the story of the novel takes place in a sharp and quick change profoundly different eras, but at the same genre has a strong internal unity. The paper summarizes some results of the study of the modern Bashkir novel. The eastern literature features include such features as the use of metaphors, ornaments, grotesque, contrastive writing, simbolism, ronaticism. The structures of the novels have typical box-like composition.

Текст научной работы на тему «Восточные эпические традиции в современной башкирской прозе»

4. Uraksin, Z.G. Russko-bashkirskij frazeologicheskij slovar': 1572 frazeologicheskih oborota / pod red. 'E.R. Tenisheva. - M., 1989.

5. Ahtyamov, M.H. Slovar' bashkirskih narodnyh poslovic i pogovorok. - Ufa, 2008.

6. Uraksin, Z.G. Russko-bashkirskij frazeologicheskij slovar': 1572 frazeologicheskih oborota / pod red. 'E.R. Tenisheva. - M., 1989.

7. Rudenko, S.I. Bashkiry. Opyt 'etnologicheskoj monografii. Byt bashkir. - L., 1925. - Ch. II.

8. Hisamitdinova, F.G. Mifologicheskij slovar' bashkirskogo yazyka. - M., 2010.

9. Tenishev, 'E.R. Sravnitel'no-istoricheskaya grammatika tyurkskih yazykov. Leksika. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 14.11.14

УДК821.512.141.09

AlibaevZ.A. ORIENTAL EPIC TRADITIONS IN MODERN BASHKIR PROSE. In the article the author investigates sources and traditions of the Bashkir art of speaking within the limits of east literature. With reference to the Bashkir prose it is possible to allocate elements of three style layers. The eastern epic traditions are key genre canons and they play an important role in the development of the modern Bashkir literature. For today many Bashkir novels continue traditions that began to develop in the Turkish eastern literature. The author singles out and describes the characteristic features of the evolution of the national novel. The author concludes that the story of the novel takes place in a sharp and quick change profoundly different eras, but at the same genre has a strong internal unity. The paper summarizes some results of the study of the modern Bashkir novel. The eastern literature features include such features as the use of metaphors, ornaments, grotesque, contrastive writing, simbolism, ronaticism. The structures of the novels have typical box-like composition.

Key words: eastern epic traditions, Bashkir novel, genre originality, composition.

З.А. Алибаев, канд. филол. наук, доц. Башкирского гос. педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: alibaev.zaki@mail.ru

ВОСТОЧНЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ*

В статье исследуется истоки и большие традиции башкирского искусства слова в рамках восточной литературы. На истоке башкирской прозы можно выделить элементы трех стилевых пластов. Восточные эпические традиции жанрообразующие каноны по всей день играют важную роль в развитии современной башкирской литературы. На сегодня многие башкирские романы продолжают традиции тюркоязычной восточной литературы. Выделяются и описываются характерные особенности эволюции национального романа. Автор приходит к выводу, что история романа протекает в условиях резкой и быстрой смены глубоко различных эпох: но вместе с тем жанр обладает прочным внутренним единством. Статья подводит некоторые итоги изучения современного башкирского романа.

Ключевые слова: восточные эпические традиции, башкирский роман, жанровые своеобразие, композиция.

Современная литература не поддается описанию в традиционных рамках понимания эволюции только как непрерывной борьбы нового со старым, как смены канонизированных форм, их разрешением и образованием принципиально иных. При анализе современного литературного процесса значительный интерес в методологическом плане представляет поиск и объяснения своеобразных «парадигм творчества», тех исходных концептуально-мыслительных посылок, которые отражаются в различных видах искусств, прежде всего в виде канонов. «Поиски аналогий, - как пишет академик Д.С. Лихачёв, - один из основных приёмов историко-литературного и искусствоведческого анализа» [1, с. 30]. Поскольку в литературе средневекового Востока исходные посылки, как правило, закреплены в виде канонов и носит универсальный, мировоззренческий характер.

«Для башкирской литературы, как восточный и тюркоязыч-ный, подобный европейский синтез был неизбежен» [2, с. 45]. На истоке башкирской прозы можно выделить элементы трех стилевых пластов. Бесспорно, связь прозы с национальным фольклором проявилось во всем его облике. Не зря один из основоположников изучения башкирского романа А. Вахитов утверждает: «В фольклоре сосредоточен культурный, эмоциональный и нравственный опыт веков» [3, с. 113]. Таким образом, будучи своеобразным спутником народной жизни, башкирский фольклор развивался в сторону реалистического изображения действительности, что свойственно жанру прозы. Творческий синтез ещё двух направлений - традиции западных и восточных литератур переплетаются со своеобразными формами, жанрами, метафоричностью, структурами в башкирской эпической прозе.

«В крупных эпических формах, в первых башкирских романах - "Солдаты", "Красногвардейцы", "Красноармейцы" А. Тагирова, "Кровь" Д. Юлтыя, "Кудей" И. Насыри, "Поворот" Г. Хайри - становление структуры - поэтически сопровождалось также взаимодействием восточных и западных начал. Как известно, композиция восточной прозы развивалась, чаще всего, в двух направлениях: либо множество событий, эпизодов собиралось вокруг, одного сюжетного стержня - "рамки" (так называемая "об-

рамленная повесть"), либо широкое применение "ящичной композиции" - "сказки в сказке", вставной новеллы ("Синдбаднамэ", "Тысяча и одна ночь"). В конечном счете, подобной структурой определялись жанровые формы восточной прозы: дастан (сказочные романы), кисса (романтические, любовно-приключенческие повести), хикаят, латифа (анекдот), масал (притча) и другие. В той или иной форме мотивы подобных восточных эпических структур мы видим почти во всех жанрах башкирской прозы, в том числе и в романах» [2, с. 404].

В башкирских романах есть все атрибуты восточной прозы: метафоричность, орнаментальность, гротеск, прием контраста, символика, романтизм. Структуры романа напоминают характерные типы восточной «ящичной композиции» с обрамленным сюжетом. Такие типы романов были написаны 30-е годы XX века. Роман Г. Хайри «Поворот», и И. Насыри «Кудей» имеют ящичную композицию с обрамленным сюжетом. Произведения построены как бы из самостоятельных повествований - «ящиков»: многие главы посвящены лишь одному герою. Все главы, как и в восточных эпических формах, обрамляются прологом - символикой о двух берегах бренности, где идет смертельная схватка добра и зла.

Известный востоковед Р.Баимов выделяет две основные традиции восточной литературы, которые имеют большое значение для башкирской литературы и оказали огромное влияние. Это, во-первых: в композиции: обрамленный сюжет, или ящичная композиция; во-вторых: в содержательной сфере. «Ящичная композиция» с обрамленным сюжетом встречается в прозе А. Хакимова, Н. Мусина, Б. Рафикова. В романах «Вихрь», «Нет спасения от бури», «Караван» отдельные главы представляют как бы своеобразные «ящики» - рассказы об отдельных героях обрамляются образом главного героя произведения.

В основе всех этих романов лежит главный конфликт той эпохи, которая оставила глубокий след в памяти народа. Изучение не только фактического, архивно-исторического материала, но и фольклора, обычаев и привычек, обрядов и ритуалов народа, языка той или иной эпохи, местного ландшафта,

географических и этнографических особенностей пройденного периода - вот что присуще историческим романам. Они хронологически охватывают не только ближайшие века, но и события давности. В этом отношении положительно отличается роман А. Хакимова «Саурова щкатулка» и «Плач домбры». Автор знает историю своего народа, что позволило ему исследовать взаимоотношения различных родов и племен на иной стадии исторического процесса, выявить причины и следствия их столкновений и противоречий, проследить судьбу башкирских родов на фоне той исторической эпохи, которую олицетворяет Хромой Тимур и Тохтамыш Тимир, Котло и Едигей, а также начинающее набирать мощь и силу Московское государство.

Для А. Хакимова фольклор и шежере - лишь вспомогательный материал, на изображаемый период он смотрит через документы и исследования, отражающие деятельность исторических личностей. С этой позиции он старается представить, на какой стадии развития находился его народ и окружающие его соседние племена. Сюжет романа зарождается как конкретное, образное выражение идейно - художественный концепции автора.

Писатель воссоздает жизнь и борьбу башкир конца XIV -первой половины XV веков, когда последние, используя осла-вление Золотой Орды после поражения Тохтамыша от Тимура, сделали попытку освободиться из-под власти жестоких угнетателей.

Главным героем произведения является народ. Автор исследует его жизнь, труд и борьбу за лучшее будущее. Яркими и живыми предстают перед читателем достойные представители народа - Булякбай, Кыуандык, Кумуш - Тамсы, Янбай и др. Очень колоритны и сами образы муллы Сайфульмулюка, хитрого и жестокого в достижении своих коварных целей, а также Кылтас - Зирака, патриарха старой веры рода Усерген. Сюжет романа насыщен яркими эпизодами из жизни простых людей. Роман завершается поражением башкирского рода Усерген. Но это поражение является началом многовековой, напряженной борьбы многострадального башкирского народа за свое национальное освобождение. Эта борьба завершается победой башкирского народа совместно с другими народами лишь много столетий спустя.

Как известно, в последние годы наше общество стало больше обращать внимание на проблемы нравственности, а также избегать шаблонности в изображении действительности. Это отражается и в романах, в частности, при изображении «героя нашего времени». В романе показан человек в процессе жизни, в её разнообразных наиболее сложных и моментах. Понятно, что взаимодействие человека с жизнью с тем, как он может себя в ней обнаружить, какими сторонами он связан, - это величина бесконечно исторически переменное.

Поэтому в характере современного героя отражаются разносторонние и сложные исторические аспекты эпохи. На первый план выходит конфликт героя и общества. Содержание художественных конфликтов в современной прозе постоянно обогащается благодаря новому осмыслению исторической темы. В романах А. Хакимова «Плач домбры», «Саурова шкатулка», Б. Рафикова «Кунгак», «В ожидании конца света», «Карасакал», Я. Хамматова «Северные Амуры», «Сырдаръя», сюжетные линии таковы, что образы противостоящих друг другу героев не выступают столь рельефно сквозь образы наших современников. Да и опыт истории совместно с опытом литературы свидетельствует как в горниле исторических событий силы добра и зла, созидания и разрушения схлестывается подчас так неожиданно, непредсказуемо, что требуется хорошая художническая проницательность, чтобы осмыслить, объяснить, оценить правду историй и правду отдельных событий. И соотнести то и другое.

В 1980-е годы, с изменением общественного строя, в освещении той эпохи начинает преобладать критический реализм. На первый план выходит проблематика, которая ранее или совсем умалчивалась или преподносилась однобоко. Выход в свет романов «Вихрь», «Нет спасения от бури» А. Хакимова, «Пришел чтобы не уйти» М. Хайдарова, «Остались только следы крови», «Актамыр» Т. Хисамова явилось значительным событием в башкирской прозе.

В отличие от многих других произведений, главные герои вышеназванных романов не были однозначно положительными. Внутри этой группы также наблюдаются принципиальные различия: эволюция образов героев идет от неоднозначно положительного к однозначно положительному, что соответствует нормам социалистического реализма. Но эволюция образов героев направлена от однозначно положительного к неоднозначно 350

положительному, что соответствует методу социалистического реализма и, безусловно, свидетельствует о смелости авторов.

Особенность романов А. Хакимова, М. Хайдарова, Г. Хиса-мова состоит в том, это центральный конфликт собирает в свой фокус все условные проблемы, характерные черты той эпохи.

В романах А. Хакимова идет рассказ о событиях гражданской войны, коллективизации и о том, как эти события повлияли на судьбу башкирской интеллигенции. Искандар из романа «Вихрь», Нурислам и Шаргия из романа «Нет спасения от бури», Шаих из романа «Остались только следы крови» попали под жернова репрессий из-за того, что они оценивали события по-иному т.е. более объективно.

В этих романах противоречия времени накладываются на конфликт поколений, взглядов и отношений. В романе особое место уделяется анализу разных конфликтных ситуаций и раскрытию образов героев.

Подводя итог, можно сказать белые пятна истории годы революции, годы гражданской войны, репрессии и культ личности не только нашли отражение в башкирской литературе, но именно благодаря этому удалось открыть новые горизонты развития литературы, выявить новые конфликты.

Война - большой политический конфликт. Тема Отечественной войны открыла в современной литературе совершенно новые типы конфликтов и противоречий. Большим вкладом в развитие башкирской литературы о Великой Отечественной войне стали романы А.Хакимова «Млечный путь», Т. Сагитова «Аманат», И. Абдуллина «А солнце все не заходит», Р. Байбулатова «Ветры пустыни», А. Ягафаровой «Невесты», Н. Мусина «Белый олень на синей горе».

В произведениях вышедших сразу после окончания войны, события изображались однобоко, поверхностно, на первый план выступало описание батальных картин, отдельных фактов.

В современных произведениях война является источником глубоких размышлений и переживаний, когда обнажаются человечность и гуманизм или же, напротив, мелочность и никчемность человека. Война рассматривается как период, который по-своему определяет морально-этические нормы. И время и пространство здесь получают новое содержание, обогащаются светом социально-философским мотивами.

Современный башкирский роман - это целый художественный мир с большим идейно-эстетическим и социально-нравственным содержанием, с разнообразными типами формы, богатыми поэтическим арсеналом. Обогащение в последние годы идейно-тематического, эстетического и художественного арсенала башкирского романа, его стремление проникнуть в разные сферы жизни, утвердить во всей полноте процесс рождения и укрепления на башкирской земле нового общества - все это говорит о силе и мощи этого жанра, о расширении его творческих возможностей. Благодаря этому множатся жанровые типы романа, художественное содержание его становится более посвящено проблемам сегодняшнего дня. В произведениях силен исследовательский аналитический подход к явлениям жизни.

Вместе с обновлением содержания наблюдаются и определенные изменения в форме. При изучении идейно-тематического содержания, жанровых типов, средств изображения сразу бросается в глаза то, что, во-первых, расширяются возможности жанра в освоении новых пластов народной жизни, во-вторых это активность воздействует и на жанровую суть романа. В современном башкирском романе очень сильна публицистичность. Она дает о себе знать не только в авторских отступлениях, но и во всей художественной структуре произведений. Это обстоятельство порой несколько оттесняет даже элемент психологического анализа. В-третьих, освоение новых жизненных реалий приводит некоторых малоопытных молодых авторов к прямолинейному построению сюжета на манер очерка. От этого страдает художественная сторон, глубина обобщения. Однако обращение романистов к современным темам является существенным достижением башкирской прозы. Темы современности своей широтой, разнообразием обогатила и идейно-эстетическое содержание и типы жанра, открыла возможность новых форм художественного отображения.

Проблема романа, его дальнейшее становление в системе эпических форм литературы будет, конечно, вызывать необходимость поисков все новых и новых аспектов исследования. Эволюция поэтики и жанрово-стилевой природы конфликта романа отражает особенности литературного процесса.

Формируясь в условиях новой действительности, башкирский роман впитывал в себя все новые черты жизни. Вместе с

тем, он вырос на почве фольклорных, восточных традиций, на опыте других жанров башкирской прозы. Говоря об основных тенденциях развития башкирского романа, следует обратить внимание на то, что он становится все более проблемным и эпическим. Проблематическая масштабность связано не только с широтой, но и с глубиной изображения жизни, с совершенствованием формы романа. Это достигается в одних романах остротой постановки больших морально - этических проблем, в других -новыми художественными средствами изображения времени и образов, в третьих - историческим анализом жизни народа.

Взросшая в современных романах внимательность к нравственно-психологическому развитию личности сказалась на формах коллизий, на построениях характеров. В отличие от других произведений действия героев в романах Р. Баимова, Д. Булякова, Р. Султангареева, Н. Мусина, А. Хакимова, из которых соткана сюжетная линия, опираются не только на определенные противоречия, но и на внутренний психологизм персонажей, т. е. драматизм. Драматизм современных прозаиков реализуется не только в открытом действии или поступке, сколько в психологическом состоянии героя в восприятии и оценке жизненной коллизии самими авторами [4, с. 45].

Вполне самостоятельные по духу, тематике и мировоззрению, книги Р. Баимова, Д. Булякова, А. Хакимова, Н. Мусина, Я. Хамматова в то же, время, характеризуется единым подходом в определении главного действующего начала произведений.

Библиографический список

Этим началом является богатый внутренний мир героя, обусловливающий фабулу произведения.

Освоение новых пластов жизни усилило в современной литературе ощущение многосложности мира и человека, «перепутанности» социально-бытовых причин и следствий. Не потому ли герой Р.Баимова ищет ответы на злободневные вопросы, а герой А. Хакимова открывает новые пласты жизни? И, надо отметить, что в основе всех произведений лежат нравственные искания.

Проблема башкирского романа, влияние восточных эпических традиций, его дальнейшее становление в системе эпических форм литературы в этих условиях будет, конечно, выдвигать все новые и новые аспекты исследования. Ибо эволюция, жан-рово - стилевая природа, поэтика романа отражают не только особенности литературного процесса, национальных междужанровых отношений и процесс становления реалистического письма в целом, но проливают свет и на своеобразие его интернациональных связей и взаимодействий.

В заключение следует сказать, что восточные эпические традиции жанрообразующие каноны по всей день играют важную роль в развитии современной башкирской литературы. Их роль и формообразующее значение определяется аналогией литературного процесса с процессами в других видах искусств.

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 14-14-02-602 «Фольклорно-этнографическая экспедиция по исследованию традиционной культуры свердловских башкир».

1. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

2. Баимов, РН. Великие лики и литературные памятники Востока. - Уфа, 2005.

3. Вахитов, А.Х. Башкирский советский район. - М., 1978.

4. Алибаев, З.А. Природа конфликта в современных башкирских романах. - Уфа, 1997. Bibliography

1. Likhachev, D.S. Poehtika drevnerusskoyj literaturih. - M., 1979.

2. Baimov, R.N. Velikie liki i literaturnihe pamyatniki Vostoka. - Ufa, 2005.

3. Vakhitov, A.Kh. Bashkirskiyj sovetskiyj rayjon. - M., 1978.

4. Alibaev, Z.A. Priroda konflikta v sovremennihkh bashkirskikh romanakh. - Ufa, 1997.

Статья поступила в редакцию 17.11.14

УДК: 1751

Akhmetova A.M. CONCEPTUAL SYSTEMATIZATION OF RISK MANAGEMENT TERMINOLOGY (BASED ON THE RUSSIAN AND ENGLISH TERMINOLOGY). This paper dwells upon the issues of conceptual and term modeling of risk management domain. The study is based on the Russian and English languages. It briefly outlines the outstanding works on term composition within cognitive linguistics, reviewing the approaches of Russian and foreign scientists: "Metaphors We live by" by G. Lakoff and M. Johnson; conceptual blending theory by G. Fauconnier and M. Turner; similar ideas of linguistic units' composition of R.W. Langacker and E.S. Kubryakova et al. In this article the author attempts to model a classification scheme of "Risk Management" concepts, which will represent the hierarchical levels and inter-concept relations among concepts. The analysis of the definitions of the terms indicates a variety of logical and ontological relations (generic relations, partitive relations; compatibility relations; incompatibility relations; coordination, etc.) in conceptual structure of metalanguage, which is a complex formation itself.

Key words: theory of terminology, term, concept, metalanguage, cognitive linguistics, logical and ontological relations, definition.

А.М. Ахметова, аспирант каф. русского языка Ставропольского гос. педагогического института, г. Ставрополь, E-mail: akhmetova-maynur@rambler.ru

ПОНЯТИЙНАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

Данная работа посвящена проблемам понятийно-терминологического моделирования предметной области «Антикризисное управление» в русском и английском языках. Автор уделяет внимание исследованию вопросов композиции в рамках когнитивной лингвистики, останавливаясь на работах отечественных и зарубежных ученых: «Metaphors We live by» («Метафоры, которыми мы живём») Дж. Лакоффа и М. Джонсона; теории концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера; схожих идеях о композициональности и членимости форм языка Р. Лангакера и Е.С. Кубряковой и др. В статье предпринята попытка смоделировать классификационную схему понятий предметной области «Антикризисное управление», в которой будут представлены иерархический и межпонятийный уровни отношений между понятиями. Анализ дефиниций терминов показывает наличие разнообразных логических и онтологических отношений (родовидовых, партитивных; отношений совместимости; отношений несовместимости; координации, контрарности и др.) в понятийной структуре метаязыка, который, в свою очередь, является сложным терминологическим конструктом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.