введение в процесс обучения понятий "интерпретация", "понимание", "образ", "текст", "воображение", грамматическая", "психологическая", "историческая", "исполнительская" интерпретации; реализация процесса обучения посредством разноуровневых локальных связей; активизация деятельности личностных структур сознания студента: контроля, критичности, рефлексивности, коллизийности, мотивирования, автономности, смыслотворчества, самоактуализации, самореализации и др. (Кульневич С.В.); включение в процесс обучения плана творческо-исследовательской деятельности, технологической и структурно-логических схем, таблиц и т.д. и подкрепление их компонентов дополнительной информацией; переход на следующий этап понимания текста на основе установленных критериев и письменного фиксирования студентом собственного варианта решения творческих задач; самостоятельное выявление обучающимся пробелов в знаниях, препятствующих продвижению по пути развития мысли текста или этапам деятельности, и их ликвидация; отбор учебных текстов на основе определенных критериев; преодоление студентами собственных "предрассудков" и мыслей, которые "сами собой навязываются"; осуществление педагогической поддержки, сотрудничества, диалога; проявление заботы по обогащению жизненного опыта и духовном росте студентов; построение творческого и демократического характера общения педагога со студентом, установление духовного контакта и др.
Ю.М. Бородянский, И.М. Бородянский ВОСТАНОВЛЕНИЕ ОТРАЖЕННОГО СИГНАЛА В СИСТЕМЕ УЛЬТРАЗВУКОВОГО ЭХОЭНЦЕФАЛОСКОПА МЕТОДОМ ДЕЛЬТА-ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ВТОРОГО ПОРЯДКА
В отделениях скорой помощи, приемных отделениях больниц, в диагностических кабинетах, в медицинских учреждениях психиатрического профиля широко применяется ультразвуковая локация структур головного мозга. В России эта методика реализуется на базе серийного эхоэнцефалоскопа «Эхо - 12», характеристики которого не удовлетворяют современным требованиям, как по основным техническим, так и по сервисным параметрам. В последнее время и в нашей стране появились компьютерные разработки в этой области.
В НКБ “Миус” ТРТУ разработан компьютерный ультразвуковой эхоэнцефалоскоп “Эхоскоп М1”[1].
Принцип действия системы заключается в следующем.
Пачка ультразвуковых импульсов излучается в череп пациента генератором при помощи ультразвукового преобразователя, выступающего в роли передатчика. Отклик принимается тем же ультразвуковым преобразователем, выступающим в роли антенны. Ультразвуковой отклик преобразованный в электрический сигнал детектируется, фильтруется, усиливается и попадает в блок сопряжения прибора с компьютером. В блоке сопряжения сигнал оцифровывается АЦП и попадает в буфер емкостью 1 килобайт, откуда информация считывается в компьютер. Сигнал отображается на экране дисплея в реальном времени в режиме мониторинга.
В связи с ограниченной частотой дискретизации получаемого отраженного сигнала и необходимостью обследования пациента в реальном времени существует проблема качественного восстановления этого сигнала с минимальными временными затратами.
Предлагается новый метод кусочной интерполяции, основанный на оптимизированных дельта-преобразованиях второго порядка [2]. Он основан на постоянной по модулю второй производной на каждом интервале интерполяции, а сами значения функции
215
Компьютерные технологии в инженерной и управленческой деятельности
получаются итерационным способом. Применение этого метода позволило сократить время на обработку сигнала при достаточной степени его гладкости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сурженко И.Ф., Бородянский И.М., Бородянский Ю.М. К вопросу оценки метрологических характеристик компьютерного эхоскопа// Материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием “КОМТЕХ-2002”. Таганрог. 1999.
2. Кравченко П.П., Бородянский ЮМ. Интерполяция кривых и поверхностей на основе дельтапреобразований второго порядка// Материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием “ КОМТЕХ-2002 ”. Таганрог. 2002.
Л.В. Зюзина
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ
Изменение экономического уклада общества, условий жизни человека предъявили новые требования к конкурентоспособности продукции вообще и научнотехнической в особенности. Возникает необходимость учитывать все более короткие промежутки времени жизненного цикла продукта.
В условиях рыночных отношений, когда цена ошибки резко возрастает, любой руководитель должен быстро ориентироваться в экономической обстановке, принимать адекватные решения.
Сегодня значительную часть руководителей представляют специалисты, имеющие техническое, инженерное образование.
Но представление о классическом инженере, как о “имеющем чисто технические знания ” на современном производстве изживает себя. Образ мышления современного инженера должен соответствовать скорости изменения рыночных условий и преломляться через призму экономических требований производства.
Приходящие на промышленные предприятия нынешние выпускники технических вузов нередко сталкиваются с проблемой - они не всегда сразу понимают экономический подтекст проблем, теряя при этом самый дорогой ресурс - время.
Это объясняется тем, что нынешняя система экономического образования в техническом вузе не в полной мере соответствует изменившимся условиям жизни общества и хозяйствования. В настоящее время высшая инженерная школа осуществляет учебный процесс в общепринятой логической форме, с традиционно сложившимися дисциплинами, с известными межпредметными связями. Этого оказывается недостаточно для подготовки специалистов, грамотных не только технически, но и обладающих умением анализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия в рыночной среде, умеющих формулировать стратегические и оперативные цели, вырабатывать оптимальные пути их достижения, комплексно решать различные задачи управления финансовыми, материально-техническими и трудовыми ресурсами.
В связи с этим возникает задача экономического доопределения модели будущего инженера (возможно при помощи экспертов) и только после этого возможно соответствующее изменение учебных программ и учебного процесса в целом.
Эта проблема осознана обществом, содержание новых требований широко обсуждается в научно-методической литературе, частично эти требования реализованы в Государственном образовательном стандарте профессионального образования по каждой конкретной специальности.
Однако экономическое образование инженеров должно включать в себя не только общие макроэкономические понятия из блока общих гуманитарных и социально-