Компьютерные технологии в инженерной и управленческой деятельности
получаются итерационным способом. Применение этого метода позволило сократить время на обработку сигнала при достаточной степени его гладкости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сурженко И.Ф., Бородянский И.М., Бородянский Ю.М. К вопросу оценки метрологических характеристик компьютерного эхоскопа// Материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием “КОМТЕХ-2002”. Таганрог. 1999.
2. Кравченко П.П., Бородянский ЮМ. Интерполяция кривых и поверхностей на основе дельтапреобразований второго порядка// Материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием “ КОМТЕХ-2002 ”. Таганрог. 2002.
Л.В. Зюзина
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ
Изменение экономического уклада общества, условий жизни человека предъявили новые требования к конкурентоспособности продукции вообще и научнотехнической в особенности. Возникает необходимость учитывать все более короткие промежутки времени жизненного цикла продукта.
В условиях рыночных отношений, когда цена ошибки резко возрастает, любой руководитель должен быстро ориентироваться в экономической обстановке, принимать адекватные решения.
Сегодня значительную часть руководителей представляют специалисты, имеющие техническое, инженерное образование.
Но представление о классическом инженере, как о “имеющем чисто технические знания ” на современном производстве изживает себя. Образ мышления современного инженера должен соответствовать скорости изменения рыночных условий и преломляться через призму экономических требований производства.
Приходящие на промышленные предприятия нынешние выпускники технических вузов нередко сталкиваются с проблемой - они не всегда сразу понимают экономический подтекст проблем, теряя при этом самый дорогой ресурс - время.
Это объясняется тем, что нынешняя система экономического образования в техническом вузе не в полной мере соответствует изменившимся условиям жизни общества и хозяйствования. В настоящее время высшая инженерная школа осуществляет учебный процесс в общепринятой логической форме, с традиционно сложившимися дисциплинами, с известными межпредметными связями. Этого оказывается недостаточно для подготовки специалистов, грамотных не только технически, но и обладающих умением анализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия в рыночной среде, умеющих формулировать стратегические и оперативные цели, вырабатывать оптимальные пути их достижения, комплексно решать различные задачи управления финансовыми, материально-техническими и трудовыми ресурсами.
В связи с этим возникает задача экономического доопределения модели будущего инженера (возможно при помощи экспертов) и только после этого возможно соответствующее изменение учебных программ и учебного процесса в целом.
Эта проблема осознана обществом, содержание новых требований широко обсуждается в научно-методической литературе, частично эти требования реализованы в Государственном образовательном стандарте профессионального образования по каждой конкретной специальности.
Однако экономическое образование инженеров должно включать в себя не только общие макроэкономические понятия из блока общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, но и специальные знания, позволяющие экономически обосновывать инженерное, управленческое решение.
На основании дополненной модели инженера можно будет определить элементы, которые в совокупности определяют экономические знания и умения инженера. Эти элементы можно будет подвергнуть их структурному анализу, вычленив научные факты, из которых элементы складываются, и затем синтезировать их, подвергнув моделированию, на предмет полноты, последовательности изложения, уровня сложности, степени детализации, глубины взаимопроникновения, видов занятий и форм отчетности.
Предлагается синтезировать элементы таким образом, чтобы учебный процесс подготовки инженера происходил оптимальным образом, т.е усиление экономической подготовки будущих инженеров в целом давало бы синергетический эффект.
Для этого необходимо решить ряд задач, а именно:
- проанализировать и оценить, в соответствии с современными требованиями, существующую систему экономической подготовки специалистов;
- учитывая новые условия хозяйствования, определить требования к экономической подготовке технических специалистов;
- определить принципы подготовки модели специалиста;
- на их базе построить смысловую модель подготовки;
- определить схему функционирования этой модели, описать ее на уровне взаимосвязи компонентов;
- выявить режимы функционирования этой модели и определить целевую функцию, которая описывает эту модель;
- разработать аппарат для анализа результатов и коррекции соответствующих компонентов модели;
- разработать компоненты модели;
- осуществить программную реализацию полученной модели;
- апробировать модель на практике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лопухова Т. Диагноз качества подготовки специалиста// Высшее образование в России. 2001.
№1.
2. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2001. №1.
3. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Т.Т. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
А.В.Максимов СТРУКТУРА НОСИМОГО КАРДИОМОНИТОРА
В настоящее время одним из перспективных и широко используемых исследований деятельности сердечно-сосудистой системы является наблюдение за работой сердца в повседневной жизни человека в течение длительного периода. Такое наблюдение позволяет провести регистрацию редких эпизодов сердечных аритмий и диагностику ишемической болезни сердца. Этот способ исследования сердечно-сосудистой системы известен давно и получил название холтеровского мониторирования, а используемое устройство - монитор Холтера.
Мониторы Холтера ранних выпусков осуществляли запись данных на магнитные ленты и были неудобны тем, что после снятия электрокардиограммы требовалось довольно существенное время на перезапись этих данных в компьютер и расшифровку. С развитием технологий производства полупроводников появились возможности создать малогабаритные цифровые устройства записи и хранения информации. Такая модерни-