УДК 349.227 ДАНИЛЬЧЕНКО Эдуард Дмитриевич
Начальник кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом в органах внутренних дел Центра кадрового, психолого-педагогического обеспечения и управления персоналом
Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук Адрес: Россия, 142007, Московская область г. Домодедово, мкр-н. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 33
Тел.: +7 (903) 81-45-134. E-mail: [email protected]
DANILCHENKO Eduard Dmitriyevich
Head of the Department of Staffing and Personnel management in the Bodies of Internal Affairs of Center Personnel, Psychological-pedagogical Support and Personnel Management Russian Institute ofAdvanced Training ofEmployees of the Ministry of Internal Affairs
ofthe Russian Federation, Candidate ofJuridical Sciences Address: Russia, 142007, Moscow region, Domodedovo, Microdistrict Aviatsionnyy, Pikhtovaya str., 33
Ph.: +7 (903) 81-45-134. E-mail: [email protected]
ВОЛГИНА Галина Ельтаевна
Старший преподаватель кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом в органах внутренних дел Центра кадрового, психолого-педагогического обеспечения и управления персоналом
Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации Адрес: Россия, 142007, Московская область г. Домодедово мкр-н. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 33
Тел.: +7 (916) 22-99-400. E-mail: [email protected]
VOLGINA Galina Eltaevna,
Senior lecturer ofthe Department of Staffing and Personnel management in the Bodies of Internal Affairs of Center Personnel, Psychological-pedagogical Support and Personnel Management Russian Institute ofAdvanced Training ofEmployees ofthe
Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation Address: Russia, 142007, Moscow region, Domodedovo, Microdistrict Aviatsionnyy, Pikhtovaya str., 33
Ph.: +7 (916) 22-99-400. E-mail: [email protected]
Восстановление в должности, специальном звании и на службе в органах внутренних дел Российской Федерации
The reinstatement, recovery of a special rank and on service in the internal
affairs bodies of the Russian Federation
В данной статье рассмотрены сроки и порядок обращения сотрудника, уволенного из органов внутренних дел, о восстановлении в должности, специальном звании и на службе к руководителю органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в суд. Кроме того, приводится порядок исполнения решения о восстановления сотрудника в должности, специальном звании и на службе в органах внутренних дел. Разъясняется порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, в случае признания сотрудника реабилитированным.
Ключевые слова: увольнение из органов внутренних дел; восстановление в должности, специальном звании и на службе в органах внутренних дел; сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации; служебный спор; реабилитация; возмещение имущественного вреда.
In this article, the terms and procedure for the treatment of an employee who has been dismissed from the internal affairs bodies, on reinstatement, in a special rank and in the service of the head of the executive power body in the field of internal affairs or to the court are considered. In addition, the procedure for executing the decision to reinstate an employee in a position, a special rank and in the service of internal affairs bodies is provided. Clarification of the procedure for compensation for harm associated with criminal prosecution, in the case of recognition of the employee rehabilitated.
Keywords: dismissal from internal affairs bodies, Restoration in a post, a special rank and on service in law-enforcement bodies, Employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation, Service dispute, rehabilitation, compensation for property damage.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в т. ч. к их личным
и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Возможность увольнения со службы сотрудника полиции, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской
Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка [10].
Но необходимо отметить, что не всегда процедура увольнения проводится в соответствии с нормами законодательства, регулирующими вопросы прекращения службы. Причины могут быть различны: нарушение сроков при проведении служебной проверки, отсутствие каких-либо необходимых документов, несоблюдение порядка увольнения и т. п. У сотрудника органов внутренних дел, не согласного с увольнением, есть возможность обратиться для разрешения служебного спора к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителя, либо в суд в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В соответствии с ч. 6 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О службе») [5], рапорт сотрудника органов внутренних дел о разрешении служебного спора подлежит обязательной регистрации в день его подачи. Данная норма закреплена по аналогии сч. 9 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающей, что поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление государственного гражданского служащего либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу или ранее состоявшего на государственной гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи [6].
В соответствии сч, 7 ст. 72 ФЗ «О службе», срок рассмотрения служебного спора руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем составляет один месяц со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел.
В данной норме федеральный законодатель также делегировал руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочие по определению порядка рассмотрения служебного спора, который утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 августа 2012 г. № 782 «Об утверждении порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации». Приказом предусмотрен следующий порядок.
Сотрудник органов внутренних дел, должен обратиться с рапортом о разрешении служебного спора, который подлежит обязательной регистрации в день его подачи.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор, по существу.
Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи рапорта. В случае несогласия сотрудника с решением руководителя он вправе обжаловать данное решение в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения [9].
Прежде в ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (1992 г.) (далее — Положение о службе) [7] также устанавливалось, что сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжа-
ловать его в суд. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен министром внутренних дел Российской Федерации, Президентом Российской Федерации или судом. Данная норма закреплялась в ст. 66 Положения о службе) [7].
Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, либо вступившее в законную силу решение суда.
В приказе о восстановлении сотрудника на службе в органах внутренних дел и специальном звании указываются периоды, засчитываемые в выслугу лет, дающую право на пенсию, а также на получение процентной надбавки за выслугу лет, выслугу и в срок выслуги в специальном звании. Засчитываемые в службу периоды указываются в приказе о восстановлении сотрудника на службе в органах внутренних дел и специальном звании [5]. Указанные периоды засчитываются в службу в календарном либо льготном исчислении в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Представления к восстановлению сотрудников в прежних специальных званиях направляются: для лиц младшего начальствующего состава — в кадровые подразделения органов внутренних дел, начальники которых приняли решение о снижении в специальном звании; для лиц среднего и старшего начальствующего состава — в Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Решение суда общей юрисдикции в части восстановления на службе сотрудника органов внутренних дел подлежит немедленному исполнению [3]. В случае неисполнения решения суда, сотрудник вправе обратиться в суд о взыскании денежного довольствия за время задержки исполнения судебного акта. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за всё время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке [1].
Сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке, незаконно уволенный со службы в органах внутренних дел, освобождённый, отстранённый от должности или переведённый на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишённый специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
Сотрудник органов внутренних дел, находившийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о её прекращении по основаниям, предусмотренным ФЗ «О службе».
Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница
между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
При восстановлении процедуры приёма нет, а имеет место восстановление незаконно прекращенных правоотношений по службе. При этом принять на службу в органы внутренних дел можно до достижения кандидатом 35-летнего возраста, в то время как для восстановления по службе возрастных ограничений не предусмотрено [13, с. 45]. В трудовой книжке сотрудника в графе сведения о приеме на работу вносится запись: «Запись за номером недействительна, восстановлен на прежней работе». Трудовая книжка восстановленного сотрудника берётся на хранение, в книге учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них данные на сотрудника заносятся вновь. В графе дата приёма на работу вносится первичная дата приема на работу сотрудника, в графе дата и номер приказа вносятся две записи: первичного приказа о приёме на работу и следующий приказ, которым сотрудник восстановлен на работе.
В соответствии сч, 7 ст. 74 ФЗ «О службе» руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель, принявшие с нарушением закона решение об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел, о его освобождении, отстранении от должности или переводе на другую должность в органах внутренних дел либо задержавшие исполнение решения о восстановлении сотрудника в прежней должности и (или) специальном звании, несут дисциплинарную и материальную ответственность.
В Положении о службе существовала иная норма. В частности, должностное лицо органов внутренних дел, принявшее решение о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел с явным нарушением закона или задержавшее исполнение решения о восстановлении в должности, специальном звании на службе в органах внутренних дел, несёт дисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причинённый органам внутренних дел в связи с выплатами сотруднику, произведёнными по причине незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, в размерах, установленных законодательством о труде Российской Федерации.
Правом на восстановление на службе в органах внутренних дел обладает гражданин, объявившийся после прекращения службы в органах внутренних дел в связи с признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявлением его умершим (в случае, если он безвестно отсутствовал в связи со служебными обстоятельствами по не зависящим от него причинам). Такой гражданин восстанавливается, как правило, в равнозначной должности после отмены судом решения о признании его безвестно отсутствующим и (или) об объявлении его умершим.
Для лиц, уволенных в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу, а также для лиц, лишенных по данной причине специальных званий, но затем реабилитированных в установленном законодательством Россий-
ской Федерации порядке, основанием для восстановления на службе и в специальном звании являются соответствующие документы о реабилитации (ст. 133 — 139 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, далее - УПК РФ) [4].
Необходимо отметить, что лицам, уволенным в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу и впоследствии реабилитированным, время отбывания наказания и содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы засчитывается в выслугу срока службы для получения пенсии один месяц к трем месяцам службы [8].
Сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы в связи с осуждением за преступление, а затем реабилитированным в установленном порядке, возмещение причиненного ущерба осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда. Вред, причинённый гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объёме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Согласно ч. 2 ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию, в т. ч. право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:
1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24ип.1и4 - 6ч.1ст. 27 УПК РФ;
4) осуждённый — в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1и2ч, 1 ст. 27 УПК РФ;
5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, — в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию, в т. ч. право на возмещение вреда, имеют лица, указанные в п. 1—4 ч. 2 ст. 133 УПК РФ, если уголовное дело было возбуждено в соответствии сч, 4 ст. 20 УПК РФ, а также осужденные по уголовным делам частного обвинения, возбуждённым судом в соответствии со ст. 318 УПК РФ, в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и оправдания осуждённого либо прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 5 ч. 1 ст. 24 и п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Ч. 3 данной статьи установлено, что право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
Согласно ст. 134 УПК РФ, суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследова-
ние, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Ст. 135 УПК РФ предусмотрено возмещение реабилитированному имущественного вреда, который включает в себя возмещение:
1) заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования:
2) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества:
3) штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда;
4) сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи;
5) иных расходов.
Возмещение имущественного вреда реабилитированному, в т. ч. причинённого в ходе досудебного производства, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации отнесено к исключительным полномочиям суда (п. 3.1 ч. 2 ст. 29).
Требование о возмещении имущественного вреда может быть заявлено в суд реабилитированным, лицом, незаконно подвергнутым мерам процессуального принуждения и их представителями.
Необходимо отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), вред, причинённый гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается за счёт казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счёт казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объёме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом [2].
Помимо восстановления нарушенных прав и возмещения имущественного вреда, реабилитация предполагает возмещение морального вреда (ст. 136 УПК РФ).
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда, наиболее полную и быструю защиту интересов, потерпевших при рассмотрении судами дел этой категории, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснение понятию «моральный вред». В частности, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или
нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина [11].
Положения ст. 136 УПК РФ предусматривают две формы возмещения морального вреда в процедуре применения правил реабилитации: в денежном выражении и нематериальной форме.
Иск о компенсации морального вреда в денежном выражении предъявляется и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, подсуден районным и гарнизонным военным судам в соответствии с их подсудностью (ст. 23 и 24 ГПК) и может быть предъявлен реабилитированным в суд по месту жительства или по месту нахождения ответчика либо в суд по месту своего жительства [12].
О подсудности и порядке предъявления иска суд разъясняет реабилитированному в извещении.
Конкретный размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причинённых лицу физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ч. 2 ст. 1101 ГК РФ), учитывая требования разумности и справе дливости.
К нематериальным формам возмещения морального вреда относятся: принесение прокурором реабилитированному официального извинения от имени государства за причинённый ему вред; помещение в средствах массовой информации сообщения о реабилитации, если сведения о применении мер уголовного преследования в отношении реабилитированного были распространены в средствах массовой информации; направление письменных сообщений о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учёбы или по месту жительства.
Ст. 138 УПК РФ предусмотрено, что реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских и почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.
В заключение хотелось бы отметить, что увольнение сотрудника органов внутренних дел — это очень важное кадровое решение и для самого сотрудника, и для руководителя органа внутренних дел. Необходимо, чтобы при принятии такого решения были выполнены все требования нормативных правовых актов, в целях недопущения негативных последствий и принятия неправильного решения.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.). П.1 Ст.1070. [Электронный ресурс] II КонсультантПлюс (дата обращения: 19.12.2016).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 38-Ф3 (в ред. от 19 декабря 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.). С. 211. [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс (дата обращения: 19.12.2016).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.). С. 396. [Электронный ресурс] II КонсультантПлюс (дата обращения: 19.12.2016 г.)
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017). [Электронный ресурс] II Консультант-Плюс (дата обращения: 19.12.2016 г.).
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.). [Электронный ресурс] II КонсультантПлюс (дата обращения: 19.12.2016 г.).
6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 июля 2016 г.). [Электронный ресурс] II КонсультантПлюс (дата обращения: 19.12.2016).
7. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) (документ не применяется в отношении сотрудников органов внутренних дел в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342-ФЭ). [Электронный ресурс] II КонсультантПлюс (дата обращения: 09.12.2016).
8. О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семей в Российской Федерации: Постановление Совета Министров — Правительства России от 22 сентября 1993 г. № 941 (в ред. от 1 декабря 2016 г.). [Электронный ресурс] II КонсультантПлюс (дата обращения: 9.12.2016).
9. Об утверждении порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 13 августа 2012 г. № 782 (в ред. от 2 июля 2014 г.). [Электронный ресурс] II Консультант-Плюс (дата обращения: 9.12.2016).
10. Определение Конституционного Суда от 16 июля 2013 г. № 1064-0.
11. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10.
12. О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 17.
13. Подзин A.A. Особенности перевода или восстановления на службе в ОМВД II Российский следователь. 2013. № 20.
© Данильченко Э.Д., Волгина Г.Е., 2017