УДК 351.74 ББК 67.401.21
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КОРРЕКТИРОВКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОХОЖДЕНИИ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГАПРАВОПРИМЕНЕНИЯЗАКОНАОСЛУЖБЕ
ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ ТКАЧЕВ,
заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, начальник Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России, полковник внутренней службы. Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Прослеживаются основные изменения законодательства, регулирующего прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации, направленные на совершенствование отдельных вопросов прохождения службы.
Ключевые слова: служба в органах внутренних дел Российской Федерации, мониторинг правоприменительной практики, профессиональная пригодность, аттестация сотрудника органа внутренних дел, квалификационное звание.
Annotation. The article describes the main changes in the legislation governing the service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation aimed at improving individual service.
Keywords: service in the Internal Affairs of the Russian Federation, the monitoring law enforcement, aptitude, certification officer of the internal affairs, the title of the qualification.
1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе), завершивший наряду с федеральными законами от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) и от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» формирование законодательной базы, необходимой для комплексного обновления системы МВД России.
Учитывая, что указанный федеральный закон комплексно и системно регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел Договорно-правовым департаментом и Департаментом государствен-
ной службы и кадров Министерствам внутренних дел Российской Федерации проводится регулярная работа по мониторингу правоприменительной практики норм Закона о службе, в результате которой удалось выявить необходимость корректировки положений данного законодательного акта.
По результатам мониторинга правоприменения, осуществленного МВД России в 2013 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» и Планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2013 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2012 г. № 1396-р, по инициативе МВД России в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 2736-р, была включена разработка соответствующего законопроекта.
Законопроект был разработан Служебно-право-вым управлением Договорно-правового департамента
МВД России на основе предложений подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России и образовательных организаций системы МВД России.
3 июля 2016 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования регулирования отдельных вопросов прохождения службы в органах внутренних дел» (далее — Закон № 300-ФЗ).
С учетом необходимости кодификации издаваемых нормативных правовых актов в Закон № 300-ФЗ в ходе рассмотрения его Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации были внесены поправки, которые в основном содержались в проекте федерального закона № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также направленные на корректировку некоторых положений Закона о службе.
Рассмотрим ключевые аспекты Закона № 300-ФЗ, которым в Законе о службе скорректированы следующие предписания.
1. Законом № 300-ФЗ предусматривается, что наличие высшего юридического образования в качестве квалификационного требования к должностям среднего и старшего начальствующего состава должно устанавливаться не ко всем должностям в органах внутренних дел, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, а только к тем, которые будут включены в соответствующий перечень, утвержденный Министром внутренних дел Российской Федерации (часть 3 статьи 9 Закона о службе).
Как следствие, в целях реализации указанной нормы потребуется разработка приказа МВД России, определяющего соответствующий перечень должностей.
Внесение указанных изменений позволит решить существующие проблемы с комплектованием оперативных подразделений, подразделений Госавтоинспекции, участковых уполномоченных полиции, а также созданных в МВД России подразделений по вопросам миграции.
2. Законом № 300-ФЗ определена компетенция МВД России на установление Порядка присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих квалификационные звания (часть 8 статьи 9 Закона о службе).
Внесение изменений обусловлено возникшей коллизией, при которой МВД России было наделено полномочиями по определению порядка присвоения
квалификационных званий сотрудникам и отсутствовали полномочия на определение порядка изменения квалификационных званий в части снижения, лишения квалификационных званий.
Новая редакция части 8 статьи 9 Закона о службе позволила устранить данную коллизию и в полной мере наделить МВД России полномочиями по регламентации ведомственным нормативным правовым актом правоотношений, связанные с присвоением сотрудникам квалификационных званий.
3. Пункт 8 части 1 статьи 28 Закона о полиции содержит перечень документов, в отношении которых установлено право сотрудника на ознакомление с ними (отзывы о его служебной деятельности и другие документы до внесения их в личное дело, материалы личного дела, приобщенные к личному делу письменные объяснения и другие документы и материалы). В свою очередь в Законе о службе вышеуказанный перечень был ограничен, право сотрудника на ознакомление с материалами личного дела предусмотрено не было.
При изучении правоприменительной практики Закона о службе данная коллизия норм права была выявлена и для ее устранения Законом № 300-ФЗ МВД России наделено компетенцией на установление Порядка ознакомления сотрудника органов внутренних дел с материалами личного дела (пункт 8 части 1 статьи 11 Закона о службе).
4. Пунктом 4 части 4 статьи 33 Закона о службе предусматривается проведение внеочередной аттестации и отстранение от выполнения служебных обязанностей сотрудников, не прошедших проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. При этом обязанность прохождения такой проверки Законом о службе установлена не была.
Установление новым пунктом 151 части 1 статьи 12 Закона о службе, введенным Законом № 300-ФЗ, обязанности сотрудника органов внутренних дел проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия позволило исключить сложившуюся коллизию норм.
5. Согласно положениям, содержащимся в пункте 5 части 10 и пункте 3 части 11 статьи 36, частях 3 и 4 статьи 65, пункте 2 части 3 статьи 68 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел может быть направлен на медицинское освидетельствование (обследование).
При этом пунктом 7 части 2 статьи 49 Закона о службе отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации, отнесено к грубому нарушению служебной дисциплины. Вместе с тем обязанность прохождения сотрудником медицинского обследования, в отличие от медицинского освидетельствования, в пункте 16 части
1 статьи 12 Закона о службе закреплена не была.
Такая обязанность была ранее закреплена пунктом 16 части 1 статьи 12 Закона о службе, но в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была исключена.
Кроме того, такая редакция пункта 16 части 1 статьи 12 Закона о службе необоснованно ограничивала право руководителя органа внутренних дел на направление сотрудника только на освидетельствование для установления опьянения и не предоставляла подобного права направления по медицинским показаниям (в связи временной нетрудоспособностью, в том числе для определения категории годности к службе в замещаемой должности).
Внесение Законом № 300-ФЗ изменений в пункт 16 части 1 статьи 12 Закона о службе позволило не только исключить возможность злоупотребления сотрудниками правом в части уклонения от прохождения медицинского освидетельствования (обследования), но и оперативно решать вопрос кадрового обеспечения подразделений органа внутренних дел с учетом определения категории годности сотрудника к службе.
6. В отношении граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел в соответствии с Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259, кроме психофизиологических исследований (обследования), тестирования, направленного на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами проводится также профессиональный психологический отбор. Результаты такого отбора, согласно прежней редакции части 4 статьи 19 Закона о службе, при принятии руководителем подразделения органа внутренних дел решения о возможности поступления кандидата на службу не учитывались.
Уточнение Законом № 300-ФЗ редакции части 4 статьи 19 Закона о службе в части принятия решения о заключении контракта о службе в органах внутренних дел в том числе с учетом результатов профессионального психологического отбора позволит в полной мере реализовать весь комплекс мер по отбору кандидатов на службу в органы внутренних дел.
7. МВД России наделено Законом № 300-ФЗ полномочиями по изданию нормативного правового акта, утверждающего порядок организации индивидуального обучения стажеров и сотрудников органов внутренних дел, переведенных на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность с иным функциональным предназначением либо направлением деятельности, по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника, изучения его личных и деловых качеств, а также порядок оценки результатов такого обучения (часть 3 статьи 24 и часть 111 статьи 30 Закона о службе).
Таким образом, впервые на законодательном уровне закреплен правовой статус института наставничества, который позволяет обеспечить преемственность профессиональных знаний и наилучших традиций службы в органах внутренних дел в ходе осуществления профессиональной подготовки кадров.
Институт наставничества является кадровой технологией, обеспечивающей посредством планомерной работы передачу знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника молодому специалисту, только начинающему службу в органах внутренних дел, либо сотруднику, переведенному на должность с совершенно новыми для него служебными обязанностями.
8. Законом № 300-ФЗ устанавливается единый срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником органов внутренних дел) должности в органах внутренних дел в текущем году — 6 месяцев (часть 2 статьи 31 Закона о службе).
Необходимость внесения обозначенных изменений обусловлена тем, что первоначальная редакция части 2 статьи 31 Закона о службе допускала возможность повторного возложения исполнения обязанностей по вакантной должности через один день после истечения предыдущего непрерывного срока возложения исполнения обязанностей, что фактически предоставляло возможность возложения обязанностей на сотрудника практически на постоянной основе. Внесение изменений исключает данную возможность расширительного толкования нормы, установив единый срок исполнения обязанностей по вакантной должности и ограничив его шестью месяцами в текущем году. При этом шестимесячный срок возложения обязанностей устанавливается в том числе с учетом необходимости согласования кандидатур назначаемых на должности сотрудников (например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» кандидатуры на должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации и начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации согласовываются с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации).
9. Законом № 300-ФЗ уточняется также порядок проведения аттестации сотрудника органов внутренних дел, исключая, например, необходимость ее проведения при переводе сотрудника на нижестоящую должность.
Кроме того, в перечень решений, принимаемых руководителем на основании предложений аттестационной комиссии, включено такое решение как о соответствии сотрудника замещаемой должности (пункты 1, 11
части 4 и пункт 11 части 16 статьи 33). Расширение данного перечня решений обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с перечнем вариантов рекомендаций, принимаемых аттестационной комиссией, и закрепленных в статье 33 Закона о службе.
Также Законом № 300-ФЗ устанавливается новое основание проведения аттестации сотрудника — при назначении на должность руководителя образовательной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (за исключением должностей высшего начальствующего состава). Обязательность проведения аттестации при назначении на должность руководителя образовательной организации определена частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).
Таким образом, при решении вопроса о назначении сотрудника на должность руководителя образовательной организации МВД России требуется проведение его внеочередной аттестации в целях определения соответствия сотрудника данной должности, что в полной мере соответствует Закону об образовании.
10. С учетом новой терминологии законодательства об образовании Законом № 300-ФЗ определяется также система подготовки кадров для органов внутренних дел (часть 1 статьи 76 Закона о службе).
Кроме этого, устанавливается единый подход к вопросу возмещения сотрудником органу внутренних дел затрат на его обучение в соответствующих организациях системы МВД России, в случае расторжения контракта и его увольнения (часть 14 статьи 76 Закона о службе). До внесения рассматриваемых изменений в Законе о службе не была прямо закреплена необходимость такого возмещения в случае прохождения сотрудником обучения в научных организациях системы МВД России.
11. С учетом новой терминологии законодательства об образовании буквальное толкование Закона о службе предполагало включение в стаж службы (выслугу лет) периодов обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ранее использовался термин «начальное профессиональное образование»), а также периодов обучения в аспирантуре, что, по сути, изменяло ранее действовавший порядок исчисления стажа службы (выслуги лет). С учетом данного обстоятельства внесение изменений Законом № 300-ФЗ в пункт 10 части 2 статьи 38 Закона о службе направлено на возвращение предусмотренного Законом о службе порядка исчисления стажа службы (выслуги лет). При этом предписания, содержащиеся в пункте 10 части 2 статьи 38 Закона о службе, распространяются только на время обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел.
Кроме того, расширен перечень периодов, включаемых в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии, за счет включения периодов, определенных в соответствии с законодательством Российской Феде-
рации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Например, с учетом изменений включению в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии подлежит период отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных (часть 4 статьи 38 Закона о службе).
12. Законом № 300-ФЗ определены гарантии сотрудникам органов внутренних дел, зачисленным в распоряжение в связи с направлением в служебную командировку для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности на срок более одного года и изъявившим желание продолжить службу по ее окончанию, путем предоставления ранее замещаемой должности в органах внутренних дел, а при ее отсутствии другой равноценной должности по прежнему, либо с его согласия, иному месту службы (части 10 и 101 статьи 36 Закона
0 службе).
Также Законом № 300-ФЗ введено новое основание приостановления службы в органах внутренних дел — в случае направления сотрудника органов внутренних дел по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя в международную организацию на основании международных договоров Российской Федерации или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые действуют в данной международной организации (пункт 41 части
1 статьи 37 Закона о службе).
13. В целях укрепления служебной дисциплины в органах внутренних дел нормами Закона № 300-ФЗ ограничивается возможность применения мер поощрения к сотруднику, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя, только досрочным снятием ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания (пункт 4 части 1 статьи 45, части 11 статьи 51 Закона о службе). То есть, в случае если у сотрудника имеется взыскание, наложенное в письменной форме, например, выговор, то применение иной формы поощрения в отношении сотрудника кроме снятия данного взыскания невозможно.
Также в целях исключения возможности неоднозначного толкования предписаний в части сроков, в течение которых дисциплинарное взыскание считается действительным, и сроков, по истечении которых дисциплинарное взыскание считается снятым, устанавливаются только сроки снятия дисциплинарных взысканий (часть 14 статьи 51 Закона о службе).
Кроме того, в целях всестороннего анализа материалов служебной проверки и повышения качества
работы предусмотрена возможность продления срока служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя на срок, не превышающий 30 дней (часть 4 статьи 52 Закона о службе).
14. Первоначальной редакцией части 5 статьи 53 Закона о службе определялось, что ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка МВД России, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день мог устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым МВД России Перечнем должностей в органах внутренних дел, с обязательным закреплением этого в контракте, заключенным с сотрудником.
Новой редакцией названной статьи, прописанной Законом № 300-ФЗ, круг сотрудников, которым законом установлен ненормированный служебный день, ограничен сотрудниками, замещающими должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. При этом регламентировано, что приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые Перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым МВД России.
Внесение данных изменений направлено, в первую очередь, на соблюдение интересов службы и исключение необоснованного установления ненормированного служебного дня сотрудникам без учета специфики исполняемых ими служебных обязанностей.
15. Законом № 300-ФЗ конкретизируются вопросы предоставления отдельных видов отпусков на службе в органах внутренних дел, в том числе вопрос продолжительности отпуска, предоставляемого сотруднику в год окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Частью 41 статьи 56 Закона о службе в новой редакции нормативно урегулирован отсутствовавший ранее порядок предоставления очередных основного и дополнительных отпусков по выходу сотрудника из отпуска по уходу за ребенком.
Так, продолжительность отпуска, предоставляемого в год окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с главой 8 Закона о службе, на число полных месяцев, прошедших от окончания отпуска по уходу за ребенком до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.
Кроме того, частью 21 статьи 58 Закона о службе по аналогии с основным отпуском и дополнительными отпусками за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, за выполнение служебных обязанностей в особых условиях, за ненормированный служебный день регламентирован вопрос реализации права на дополнительный отпуск за стаж службы не предоставленный в текущем году.
16. Предписания части 6 статьи 71 Закона о службе скорректированы Законом № 300-ФЗ с учетом предписаний статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции), которыми при урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предусматривается отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а не принуждение к такому отказу.
Таким образом, в результате внесения предусмотренных Законом № 300-ФЗ изменений в Законе о службе на сегодняшний день применяется единый с Законом о противодействии коррупции понятийный аппарат.
17. Министру внутренних дел Российской Федерации или уполномоченному руководителю подразделения органа внутренних дел Законом № 300-ФЗ предоставлено право увольнения со службы сотрудников в период их временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке в случае осуждения за совершение преступления, совершения проступка, порочащего честь сотрудника, а также в случае признания военно-врачебной комиссией негодными к службе сотрудников, проходящих длительное лечение ввиду тяжелого заболевания (например, онкология, тяжелая травма, не связанная с исполнением служебных обязанностей), признания сотрудников недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу, прекращения гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства, призыва сотрудников на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
Закрепленное Законом № 300-ФЗ право соответствующего руководителя органа внутренних дел на увольнение сотрудника по обозначенным выше основаниям, позволит существенно сократить число случаев злоупотребления правом со стороны сотрудников при их увольнении (часть 4 статьи 85, часть 12 статьи 89 Закона о службе).
Таким образом, например, сотрудник, совершивший проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, во избежание увольнения, злоупотребляя правом намеренно неоднократно продлевающий листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, с учетом установленных исключений из общих правил на
запрет увольнения со службы в органах внутренних дел во время нетрудоспособности, теперь после внесенных Законом № 300-ФЗ в Закон о службе изменений может быть уволен со службы в органах внутренних дел по отрицательным основаниям.
18. Законом № 300-ФЗ установлены конкретные случаи уведомления сотрудника о расторжении с ним контракта по инициативе Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя и его увольнении со службы в органах внутренних дел (часть 1 статьи 85 Закон о службе).
Так, определено, что уведомление о расторжении контракта и увольнении со службы из органов внутренних дел вручается сотруднику в случае его увольнения по инициативе уполномоченного руководителя органа внутренних дел по соответствующему основанию. При этом минимальные сроки уведомления о расторжении контракта и увольнении сотрудника со службы определены частью 2 статьи 85 Закона о службе в зависимости от конкретного основания (например, две недели — в случае увольнения в связи с несоответствием замещаемой должности, истечением срока нахождения в распоряжении, отказом без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях; два месяца — в случае увольнения по состоянию здоровья, в связи с восстановлением сотрудника, ранее замещавшего эту должность, в связи с сокращением).
19. Предельный возраст пребывания на службе для сотрудника органов внутренних дел, имеющего ученую степень доктора наук и замещающего должность в образовательной организации или научной организации системы МВД России, до принятия Закона № 300-ФЗ, составлял не более 55 лет (статья 88 Закона о службе). Как известно, сотрудники, имеющие ученую степень доктора наук, не всегда замещают руководящие должности и, следовательно, не всегда должны соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим сотрудникам органов внутренних дел. В целях сохранения кадрового потенциала, на который возложены задачи по обучению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, статья 88 Закона о службе дополнена Законом № 300-ФЗ частью 11, устанавливающей предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел для сотрудников, имеющих ученую степень доктора наук и замещающих должности в образовательных организациях высшего образования или научных организациях МВД России — 65 лет. Аналогичный предельный возраст пребывания на военной службе предусмотрен частью 3 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности военной службе».
В заключении отметим, что Законом № 300-ФЗ устранены многие выявленные в ходе мониторинга пробелы нормативного регулирования в области прохождения службы в органах внутренних дел, скорректированы отдельные нормы и подвергнуты ревизии с учетом положений базовых актов ряд положений Закона о службе, например, в сфере образования, что конечно же сделает более прозрачным и понятным нормативно-правовое регулирование прохождение службы в органах внутренних дел и значительно оптимизирует работу подразделений государственной службы и кадров органов внутренних дел Российской Федерации.
При этом проведенный мониторинг и внесение Законом № 300-ФЗ изменений в Закон о службе не означают, что Договорно-правовой департамент МВД России совместно с заинтересованными подразделениями МВД России не будет в дальнейшем проводить работу по совершенствованию законодательства о прохождении службы в органах внутренних дел. В случае выявления новых потребностей правоприменительной практики, в том числе с учетом развития законодательства Российской Федерации, вопрос о внесении новых изменений в Закон о службе будет рассматриваться ДПД МВД России неоднократно и в дальнейшем.
Также необходимо отметить, что еще одной немаловажной задачей, стоящей перед специалистами Служебно-правового управления ДПД МВД России и ДГСК МВД России совместно с заинтересованными подразделениями МВД России, в виду достаточно детальной регламентации вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, которые на сегодняшний день регулируются порядка 70-тью приказами МВД России, прошедшими государственную регистрацию в Минюсте России, во исполнение распоряжения МВД России от 8 июля 2015 г. № 1/5393 «О создании рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта» является проводимая достаточно объемная и кропотливая работа по совершенствованию (переработке) ведомственной нормативной правовой базы связанной с консолидацией приказов МВД России, изданных в целях реализации Закона о службе. Результатом совместных усилий должна стать разработка и издание 1-2 приказов МВД России, комплексно регулирующих вопросы прохождения службы в органах внутренних дел по аналогии с приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».