Научная статья на тему 'Регулирование труда в системе МВД России'

Регулирование труда в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1978
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД РОССИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Михаил Александрович, Павлов Александр Юрьевич, Голубева Татьяна Юрьевна

Работа предназначена для студентов, юрисконсультов и сотрудников министерств внутренних дел. Также данная работа адресована лицам желающим поступить на службу в систему МВД России, а также всем тем, кого касаются вопросы регулирования трудовых отношений в системе МВД России. Проанализированы важнейшие моменты трудовых отношений в системе МВД России. Рассмотрена основная нормативно правовая база, регулирующая трудовые правоотношения в системе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьев Михаил Александрович, Павлов Александр Юрьевич, Голубева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor regulation in the Russian Interior Ministry

The work is intended for students, lawyers and staff of the ministries of the Interior. This work is also addressed to persons wishing to enter the service system of the Russian Interior Ministry, as well as all those who regard matters of labor relations in the Russian Interior Ministry. We analyzed the most important aspects of labor relations in the Russian Interior Ministry. Consider the basic regulatory framework governing labor relations in the Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Регулирование труда в системе МВД России»

6.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Афанасьев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]

Павлов Александр Юрьевич, студент 3 курса. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Подразделение: Институт права и национальной безопасности. E-mail: [email protected] Голубева Татьяна Юрьевна, Федеральный судья в отставке. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]

Аннотация: Работа предназначена для студентов, юрисконсультов и сотрудников министерств внутренних дел. Также данная работа адресована лицам желающим поступить на службу в систему МВД России, а также всем тем, кого касаются вопросы регулирования трудовых отношений в системе МВД России. Проанализированы важнейшие моменты трудовых отношений в системе МВД России. Рассмотрена основная нормативно правовая база, регулирующая трудовые правоотношения в системе МВД России.

Ключевые слова: МВД России, органы внутренних дел, трудовые отношения, закон.

LABOR REGULATION IN THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

Afanasiev Mikhail Alexandrovich, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor, Place of employment: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation. E-mail: [email protected]

Pavlov Alexander Yurievich, the third year student. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation. Department: Institute of Law and National Security. E-mail: [email protected]

Golubeva Tatyana Yurievna, Federal judge retired. Position: Senior Lecturer. Place of employment: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation. E-mail: [email protected]

Annotation: The work is intended for students, lawyers and staff of the ministries of the Interior. This work is also addressed to persons wishing to enter the service system of the Russian Interior Ministry, as well as all those who regard matters of labor relations in the Russian Interior Ministry. We analyzed the most important aspects of labor relations in the Russian Interior Ministry. Consider the basic regulatory framework governing labor relations in the Russian Interior Ministry.

Keywords: the Russian Interior Ministry, police, labor relations law.

Нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения в системе МВД России.

Служба в системе МВД России (правоохранительных органах) является одной из разновидностью государственной службы. Выделяется три главных вида государственной службы [часть 1, статьи 2; 4]:

Государственная гражданская служба.

Государственная военная служба.

Правоохранительная служба.

Из приведенной выше классификации сотрудники системы МВД хоть и относятся к государственным служащим, но имеют особый правовой статус. Сотрудники системы МВД России по своему правовому положению отличаются от гражданских служащих и от военнослужащих. Поэтому и регулирование трудовых правоотношений имеет определенные особенности, о которых пойдёт речь в данной статье.

Регулирование труда сотрудников системы МВД России согласно закону "О полиции" сказано следующее: " Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона." [часть 1, статьи 34; 2]. При этом: "Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом." [часть 2, статьи 34; 2]. Из этого положения следует, что трудовые вопросы службы в системе МВД России, которые не урегулированы специальными нормативно правовыми актами, регулируются посредством трудового законодательства в Российской Федерации. Установлены следующие нормативно правовые акты регулирующие службу в полиции, основываясь на положении данной статьи, к нормативно- правовым актам регулирующим трудовые правоотношения в системе МВД относятся прежде всего [статья 3; 3]:

Положения Конституции РФ, регулирующие трудовые правоотношения.

Международные договоры, ратифицированные в Российской Федерации, если ими предусматривается другой порядок регулирования, то применяются международные договоры.

Трудовой кодекс РФ.

Федеральные законы, содержащие нормы трудового права, регулирующие труд работников системы МВД РФ, к таким законам, к примеру, относятся: " Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской; Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"; а также ряд других федеральных законов о которых будет сказано в данной статье при рассмотрении других вопросов, касающихся регулирования труда сотрудников системы МВД.

Иные нормативно правовые акты, регулирующие труд сотрудников системы МВД РФ, к ним относятся:

Указы Президента РФ. В качестве примера можно привезти: Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ, регулирующие немало трудовых правоотношений, например: Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и другие.

Приказы, положения, инструкции и иные нормативно правовые акты МВД РФ. Примером данных нормативно правовых актов может служить: Приказ МВД России от 15.08.2011 N 942 (ред. от 20.08.2014) "О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию".

Вышеперечисленные нормативно правовая база распространяется на все категории работников системы МВД России ,то есть вне зависимости от занимаемой должности и наличия специального звания все работники системы МВД России регулируются одними и теми же документами.

Конкурс на замещение вакантных должностей. Согласно закону, устанавливающему базисные положения :" Назначение на отдельные должности в органах внутренних дел, включенные в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности."[часть 1, статьи 25; 3].

Конкурс на замещение вакантной должности проводится государственной гражданской службы в системе МВД России проводится комиссией по проведению конкурса. Конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании [часть 1, статьи 25; 3]:

Представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности;

Выбранных конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личных качеств претендентов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, написание реферата и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности гражданской службы, на которую претендует претендент.

По результатам конкурса издаётся приказ соответствующего федерального исполнительного органа в сфере внутренних дел о назначении победителя конкурса на вакантную должность и заключается контракт с победителем конкурса. [5]

Претендентам, участвующим в конкурсе сообщается о результатах конкурса в течение 7 дней информация о результатах конкурса размещается на официальном сайте соответствующего федерального исполнительного органа в сфере внутренних дел. [5]

Существуют случаи, при которых конкурс на вакантную должность не проходит [часть 2, статьи 25; 3]: при назначении на должности руководителей (начальников), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

при заключении срочного контракта в случаях при назначении сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных частями 5 и 7 статьи 30, частями 1 -3 статьи 36 настоящего Федерального закона;

при назначении на должность в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел, состоящего в кадровом резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением назначения на должность педагогического работника образовательной организации высшего образования федерального

органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Лицу может быть отказано в конкурсе на замещение вакантной должности в следующем случае: "Претенденту на замещение вакантной должности в органах внутренних дел может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к этой должности, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для поступления на службу в органы внутренних дел и ее прохождения." [часть 3, статьи 25; 3]

Состав и требования к формирования конкурсной комиссии для проведения конкурсной комиссии на вакантную должность регулируется положениями частей 6, 7, 8 статьи 25 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [статья 25; 3]

Не мало важным моментом является наличие права у претендента на замещение вакантной должности по конкурсу обжаловать решение конкурсной комиссии и отказ в допуске к участию в конкурсе. [3]

Требования к работнику на замещение вакантной должности.

При замещении вакантной должности в системе МВД РФ к кандидату предъявляются строгие критерии, при наличии которых у гражданина, который желает, проходит службу в системе МВД РФ есть право поступление на службу. Для поступления на службу в органы внутренних дел требуется следующее [статья 17; 3]:

Гражданство Российской Федерации.

Достижение возраста 18 лет (за исключением поступление в учебные заведения, входящие в стриктуру МВД России, что тоже является поступлением на службу) и не превышение возраста 35 лет.

В этом же положение делается акцент на том, что на службу может поступить гражданин "независимо от его пола, расы, национального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям."

Обязательное владение языком Российской Федерации.

Обладание соответствующими квалификационными требованиями.

Обладать личными качествами и должной физической подготовкой, а также состояние здоровья выполнять служебные обязанности, возложенные на сотрудника системы МВД РФ.

Подробнее стоит остановится на пункте "5" и "6" перечня, указанного в предыдущем абзаце. В соответствии с положениями закона устанавливаются следующие квалификационные требования на замещение вакантных должностей в системе МВД РФ [статья 17; 3]:

Для должностей рядового и младшего начальствующего состава требуется наличие среднего (полного) общего образования.

Для должностей старшего и начальствующего состава- образование не ниже среднего профессионального с наличием соответствующего направления.

Для должностей старшего и высшего начальствующего состава предъявляется требования к наличию у кандидата- высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Так же этого же закона присутствуют особые требования к сотрудникам среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляющим: "расследование и организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, либо проведение антикоррупционных экспертиз" предполагает обязательное наличие высшего юридического образования [часть 3, статьи 9; 3], за исключением случаев указанных в приказе МВД от 06.07. 2012 № 681 "Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющие высшего юридического образования."

Приём на службу граждан, не проходивших службу в армии, возможен в случае предоставления военным комиссаром района отсрочки на период службы в системе МВД РФ.

Граждане, поступающие на службу в систему МВД РФ, должны в соответствии с частями 5-7 статьёй 9, а также частью 6 статьи 17 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проходят "психофизиологическое тестирование, направленное на выявление потребление без назначения врача наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребление алкоголем или токсическими веществами." [части 5-7, статьи 25; часть 6 статьи 17; 3]. Так же кандидаты проходят военно-врачебную экспертиз, где комиссией даётся заключение о годности или не годности кандидата, в соответствии с требования по здоровью и порядком экспертизы, которые устанавливаются подзаконными акта-ми.[6,7] В законе сказано об особых квалификационных требованиях к физической подготовке в отношении рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, которые закреплены соответствующим .[8]

По мимо требований к замещению вакантных должностей в системе МВД РФ существуют так же случаи при которых кандидат не может быть принят на службу в органы внутренних дел, среди них, в качестве примеры, можно назвать следующие случаи: является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу ,выход из гражданства Российской Федерации и т.д. [часть5, статьи 17; 3]

Документы, предъявляемые гражданином для поступления на службу в систему МВД РФ.

Перечень документов, предъявляемых для поступления на службу кандидата на замещение вакантной должности, достаточно обширен и несколько отличается от стандартного перечня, поэтому следует перечислить эти документы [статьи 18; 3]:

Заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел.

Паспорт гражданина Российской Федерации.

Собственноручно заполненную и подписанную анкету.

Собственноручно написанную автобиографию.

Документ государственного образца об образовании.

Документ воинского учета.

Трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые.

Уведомление (свидетельство) о постановке на учет в налоговом органе.

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений.

Согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина, в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел.

Также, помимо вышеперечисленных документов, в части второй этой же стать указанны "иные документы", установленные законодательством Российской Федерации. [часть 2, статьи 18; 3]

Структура и особенности контракта заключаемого с гражданином, поступающего на службу в органы внутренних дел.

Существует ряд особенностей заключения контракта при поступлении на службу в систему МВД РФ, которые следует отметить.

В законе "контракт", который заключается при поступлении на службу в систему МВД России определяется следующим образом: "Контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел." [часть1, статьи 21; 3]. Сторона, принимающая на службу гражданина обязуется "обеспечить прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом, своевременно и в полном объеме выплачивать сотруднику денежное довольствие и предоставлять ему социальные гарантии." [часть 2, статьи 21; 3]. Гражданин в свою очередь, в соответствии с контрактом обязуются: "выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения." [часть 3, статьи 21; 3].

Контракт может заключатся как на неопределённый срок, так и на определённый. [часть 1, статьи 22; 3] Контракт на неопределенный срок заключается с гражданином, поступающим на службу в систему МВД РФ, до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, за исключением случая, указанного в статье 88 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контракт на определённый срок заключается в различных случаях, например: с гражданином впервые поступающим на работу в органы внутренних дел- на четыре года, а также другие случаи. [часть 5, статьи 22; 3]

Содержание контракта и структура контракта состоит из следующих составляющих[ статья 23; 3]:

Дата и место заключения.

наименование федерального органа исполнительной власти

должность, фамилия, имя, отчество руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя,

фамилия, имя, отчество гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, либо должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника органов внутренних дел, если заключается новый контракт с действующим сотрудников. другие необходимые сведения о сторонах контракта права и обязанности сторон контракта неразглашение сотрудником органов внутренних дел сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны).

В контракте предусматривается ответственность за невыполнение или недолжное выполнение обязанностей сторон.

Помимо обязательных пунктов договора могут быть указан пункт о возможности перевода сотрудника на равнозначную должность, в том числе на иную местность, если его должность предполагает ротацию. В случае отказа- перевод на нижестоящую должность или увольнение. В случае заключения срочного контракта- указывается срок и причины послужившие заключению срочного контракта. [статья 24; 3]

Изменение условий контракта могут происходить исключительно по соглашению сторон и в письменном виде [часть 5, статьи 24; 3], за исключением случая прохождения службы органов внутренних дел в особых условиях: В период военного положения или чрезвычайного положения, в период контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидаций последствий аварий, катастроф техногенного и природного характера и иных чрезвычайных ситуаций. [часть 1, статьи 35; 3]

Контракт составляется в двух экземплярах, оба подписываются. Примерная форма контракта устанавливается приказом МВД России от 19.01.2012 N 34 "О примерной форме контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации". К контракту могут прилагаться приложения, относящиеся к прохождению службы органах внутренних дел. [часть 8,9, статьи 24; 3]

Рабочее время и время отдых.

Регламентации служебного времени и времени отдыха сотрудников органов внутренних дел уделена целая глава 8 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая так и называется: "Служебное время и время отдыха сотрудника органов внутренних дел." [3]

Продолжительность рабочего дня :" не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя." Для сотрудника орга-

нов внутренних дел , проходящих службу во вредных условиях, устанавливает сокращенное рабочее время-36 часов в неделю. Перечень должностей ,подпадающих под сокращенное время, устанавливается Приказ МВД России от 30.06.2014 N 549 "О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы во вредных условиях". [статья 53; 3] В данный перечень входят работники медицинский организаций системы МВД России. В список должностей, проходящих службу во вредных условиях, входят следующие должности [приложение № 2; 16]:

Сотрудники Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.( старший врач- бактериолог, старший врач- эпидемиолог и т.д.)

Сотрудники Психологического отделения, кабинетов ( старший врач психиатр, начальник отделения-врач- психиатр и его заместитель).

Сотрудники нейрохирургического отделения (старший врач нейрохирург, начальник отделения- врач-нейрохирург и его заместитель).

Сотрудники Дерматовенерологического отделения, кабинетов ( начальник отделения- врач дерматовенеролог, начальник кабинета - врач- дерматовенеролог).

Сотрудники Неврологических отделений для восстановленного лечения больных с последствиями заболеваний и травм спинного мозга.

Сотрудники Отделения экстренной медицинской помощи Клинического госпиталя ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" и клинического госпиталя ФКУЗ " МЧС МВД России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области" (Старший врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-хирург, врач анестезиолог-реаниматолог, фельдшер.)

Сотрудники Лабораторные отделения, централизованные клинико-диагностические лаборатории, клинико-диагностические лаборатории с клиническими, биохимическими, бактериологическими, цитологическими методами исследования, клинико-диагностические лаборатории (Заместитель начальника отделения- врач клинической лабораторной диагностики).

Отделения: отделения гравитационной хирургии крови, физиотерапевтические, функциональной диагностики, ультразвуковой диагностики, функциональной и ультразвуковой диагностики, лучевой диагностики (старшая медицинская сестра, заместитель начальника отделения - врач ультра звуковой диагностики и т.д.)

Отделения: лучевой диагностики, рентгеновские, радиоизотопной диагностики, рентгеновской компьютерной томографии, рентгенохирургических методов диагностики и лечения, кабинеты магнитно-резонансной томографии ( старшая медицинская сестра, начальник кабинета врач- рентгенолог и его два заместителя.)

Патологоанатомические отделения ( Начальник отделения врач- патологоанатом).

Ненормированный рабочий день устанавливается для сотрудников занимающие должности старшего и начальствующего состава. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный рабочий день, предоставляется дополнительный отпуск. [часть 5, статьи 53; 3]

Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-

рации" [часть 6; статьи 53; 3] устанавливается положение, согласно которому, сотрудник органов внутренних дел может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормой, а также в ночное время, выходные дни нерабочие праздничные дни в порядке приказа МВД России от 19.10.2012 №961. Если сотрудник привлекается к службе свер-хустановленной нормы. то ему полагается компенсация в виде отдыха, если она невозможно в данный период это невозможно, то все время, которое сотрудник проработал сверх нормы суммируется и дополняются к его ежегодному оплачиваемому отпуску. По инициативе сотрудника вместо дополнительных дней отпуска ему может быть выплачена денежная компенсация. Этим же законом [часть 7; статьи 53; 3] закрепляется, что продолжительность рабочего дня накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час. В случае, если происходит так, что совпадает выходной и нерабочий праздничный день, то выходной день переносится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. [статьи 112; 1] Продолжительность служебного времени сотрудника органов внутренних дел, как следует из положения части 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

"Режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения."[часть 1, статьи 54; 3]. Как уже упоминалось выше, рабочий день сотрудника системы МВД России не должен превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе. [часть 7, статьи 2; 12] Время начала и окончания служебного дня в понедельник, вторник, среду и четверг устанавливается с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, в пятницу- с 9 часов 00 минут до 16 часов 45 минут, допускается изменение при наличии у сотрудника уважительной причины и оформление это правовом актом. [части 8 и 11, статьи2; 12] С учётом складывающиеся оперативной обстановки и специальных задач может изменяться время начала и окончания рабочего дня, а также устанавливаться шестидневная рабочая неделя и сменный график, [часть 12, статьи 2; 12] также сотрудник может привлекаться к службе в нерабочие и праздничные дни. [часть 13, статьи 2; 12] Для сотрудников, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава, устанавливается ненормированный служебный день. [часть 14, статьи 2; 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сотрудника органов внутренних дел установлены следующие виды отдыха [часть 1, статьи 55; 3]:

Перерыв в течение служебного дня.

Ежедневный отдых.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

Нерабочие праздничные дни и отпуска.

Перерыв в течение служебного времени устанавливается продолжительностью 45 минут в период с 11 часов 00 минут до 15 часов 00 минут. [часть 16, статьи 3; 12] Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются сотруднику в субботу и воскресенье. [часть 17, статьи 3; 12]

Подробнее следует рассмотреть отпуска, а именно виды отпусков, предоставляемые сотрудникам системы МВД, а также некоторое их особенности, которые достаточно подробно отражены в статьях 56-64 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел

Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции".[3]

Положения данного закона предполагают следующие виды отпусков[3]:

Основной отпуск- предоставляется сотруднику продолжительностью 30 дней, для сотрудников, проходящих службу в районах крайнего севера 45 дней. Выходные и нерабочие дни в число календарных дней отпуска не включаются. Сотруднику разрешается разделить основной отпуск на две части, при условии, что основной отпуск составляет не менее 14 дней.

Дополнительный отпуск- предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в следующих случаях: за стаж службы в органах внутренних дел(от 10 до 15 лет- 5 дней; от 15 до 20- 10 дней; более 20 лет службы- 15 дней); за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; за ненормированный служебный день. Каждый из этих видов дополнительных отпусков регламентируется своим приказом МВД России.

Отпуск по личным обстоятельствам- берётся продолжительностью не более 10 дней, предоставляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного на то руководителя в случае тяжелого заболевания или смерти близкого родственника сотрудника, пожара, стихийного бедствия и в иных необходимых случаях. Количество таких отпусков в год не ограничивается.

Иные отпуска- по окончанию службы, в связи с беременностью, отпуска по уходу за ребенку, творческие отпуска, каникулярный и отпуск по окончании образовательной организации курсантам и иные отпуска. [глава 19; 1]

Также существуют общие особенности для нескольких видов отпусков. Существует возможность продления основного или дополнительного отпуска в случа-ях[часть 1, статьи 59; 3]:

Временной нетрудоспособности

выполнения сотрудником во время отпуска государственных обязанностей.

В других случая предусмотренных законодательством Российской Федерации либо приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Сотрудник может быть отозван из отпуска либо с его согласия- если без него невозможно надлежащие осуществление федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел функций, установленных законодательством РФ. [статья 54; 3] Так же отзыв сотрудника может быть осуществлён и без его согласия при наступлении обстоятельств предусмотренных статьёй 35 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так же сотрудник может быть освобождён от службы в связи с временной нетрудоспособностью. [статья 65; 3]

Особенности дисциплинарной ответственности.

Данному вопросу посвящена прежде всего глава 7 (ст. 47-52) Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-

сийской Федерации", а также иные нормативно правовые акты, детализирующие положения главы 7. [3]

Дисциплинарная ответственность сотрудников системы МВД России наступает в случае нарушения служебной дисциплины, а именно положений Указа Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 (ред. от 01.07.2014) "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации"[11], а также контракта, приказов, распоряжений руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и непосредственного руководителя. К сотрудникам в целях обеспечения служебной дисциплины могут применяться меры поощрения, а в случаях нарушения служебной дисциплины- налагаться дисциплинарные взыскания. [часть 2, статьи 47; 3]

За дисциплинарные проступки сотрудник системы МВД России может привлекаться к дисциплинарной ответственности, выразившиеся в нарушении сотрудником органов внутренних. [статьи 49; 3] Данным положением предусматриваются следующие правовое акты, нарушая нормы которых сотрудник будет привлечён к дисциплинарной ответственности: Законодательства Российской Федерации.

Дисциплинарного устава.

Должностного регламента.

Правил внутреннего служебного распорядка. Не соблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел и требований к служебному поведению.

Не исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей. Внутриведомственных приказов, распоряжений. Нарушение вышеперечисленных правовых актов является дисциплинарным поступком, в отличии от "грубых нарушений", которые ведёт как правило более тяжкие наказания вплоть то перевода на нижестоящую должность или увольнения. Перечень грубых нарушений достаточно обширен среди них, например: отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени; небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность и другие грубые нарушения. [часть 2, статьи 49; 3]

На сотрудника, нарушившего служебную дисциплину могут налагаться следующие виды взыскания[статья 50; 3]: замечание выговор

строгий выговор

предупреждение о неполном служебном соответствии

перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел увольнение со службы внутренних дел Дисциплинарные взыскания для курсантов, обучающихся в организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти [часть 2; статьи 50; 3]:

Назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);

Лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;

Отчисление из образовательной организации.

Особо следует выделить, существования такого дисциплинарного взыскания: "Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции".[статья 50.1; 3] Сущность данного дисциплинарного взыскания заключается в том, что сотрудник привлекается за несоблюдение требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнение обязанностей, связанных с противодействием коррупции, установленные вышеуказанным законом, а также Федеральным закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ " О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Порядок, в соответствии с которым накладываются дисциплинарные взыскания, указан в статьях 50 и 50.1. В целях выявления причин, а также характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка проводится служебная проверка в порядке статьи 52 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции".[3]

"За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения" [часть 1, статьи 48; 3]:

Объявление благодарности;

Выплата денежной премии;

Награждение ценным подарком;

Награждение почётной грамотой в порядке, установленным приказом МВД России от 05.02.2014 N 77 "О Почетной грамоте Министерства внутренних дел Российской Федерации и благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации";

Занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

Награждение ведомственными наградами;

Досрочное присвоение очередного специального звания;

Присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;

Награждение холодным или огнестрельным оружием, в порядке приказа МВД России от 25.07.2008 N 651 (ред. от 27.02.2012) "О порядке награждения оружием в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации";

Досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

Заработная плата и её структура.

Денежное довольствие сотрудников системы МВД России установлены, в отличии многих аспектов службы в органах внутренних дел, в статье 2 Федеральном законе от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая называется "Денежное довольствие сотрудников внутренних дел." [3]

Прежде всего следует начать из чего состоит базовая заработная плата сотрудника системы МВД России, она состоит из двух составляющих:

Оклад в соответствии с замещаемой должностью.

Оклад в соответствии с присвоенным специальным званием.

Именно из вышеуказанных составляющих суммируется заработная плата сотрудника. Размеры окладов по типовым должностям, а также по специальным званиям указаны в Постановлении Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации". Размер заработной платы зависит от звания, от территориального положения федерального органа исполнительной власти, и от занимаемой должности.

Пример:

Сотрудник поступивший на службу в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с численностью свыше 2,5 млн. человек на должность сле-дователя( 16 500 рублей) ,получивший в связи с поступлением на службу специальное звание младшего лейтенанта юстиции (8000 рублей), будет получать месячное денежное довольствие в размере: 24 500 рублей.( без учёта дополнительных выплат, о которых пойдёт речь позже.) [10]

Заработные платы сотрудников индексируются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). [часть 5, статьи 2; 9]

По мимо базовой заработной платы сотрудникам устанавливается следующий перечень дополнительных выплат [часть 6, статьи 2; 3]:

Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы ( например: от 2 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов и так далее в плоть до 25 лет и более- 40 процентов.)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (за квалификационное звание специалиста третьего класса - 5 процентов, второго класса- 10 процентов, первого класса 20 процентов, за квалификационное звание мастера- 30 процентов).

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы ( исходя из характера и степени особых условий может устанавливаться до 100 процентов.)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну ( до 65 процентов от должностного оклада).

Надбавка за наличие звания "Заслуженного сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" и (или) "Заслуженный юрист Российской Федерации"-10 % от должностного оклада [часть 3, статьи 42; 2]

Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей до 25 процентов от суммы денежного довольствия, установлено приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"

Поощрительные выплаты за особые достижения в службе (до 100 процентов в порядке приказом МВД России от 19.12.2011 № 1258 (ред. от 22.08.2013) "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" ).

Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (до 100 процентов от размера должностного оклада в порядке Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 №1122).

Коэффициенты и процентные надбавки в особых ме-стностях( районы Крайнего Севера, пустынные и безводные местности и т.д.) устанавливается Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 №1237.

Совместительство и совмещение сотрудниками системы МВД РФ

Данный вопрос нашел отражение в статье 34 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции".[3]

Совмещение обязанности по нескольким должностям в органах внутренних дел возможно с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя сотрудника. [часть 1, статьи 34; 3] Также есть условия, без которых не возможно совмещение [часть 2, статьи 34; 3]:

Не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел Не приводит к возникновению конфликта интересов. Порядок и условия совмещения обязанностей на службе указаны в Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 № 621 "Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации".

По общему правилу совместительство в органах внутренних дел не допускается за исключением следующего рода занятий[часть 3, статьи 34; 3]: Педагогическая детальность Научная деятельность Иная творческая деятельность

Также, занятие вышеперечисленными видами дея-тельностями, не должно приводить к возникновению конфликта интересов и не влечёт за собой ухудшение выполнение сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом данные виды деятельности не могут: "финансироваться исключительно из средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника)." [часть 4, статьи 34; 3]

Гарантии социальной защиты сотрудника системы МВД РФ

Гарантии социальной защиты сотрудника, а также членов его семьи, устанавливаться прежде всего: Федеральным законом "О полиции"; Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";[3] Федеральным законом от 19.07.2011 №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".[9]

В соответствии с вышеуказанными законами помимо ежемесячного денежного довольствия, о котором было сказано раннее, сотрудник системы МВД России, а также члены его семьи имеют право на следующие социальные гарантии:

Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение.

Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение. [13]

Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции ( бесплатный проезд на всех видах транспорта в служебных целях, кроме такси; первоочередное право бронирования гостинец, получения билетов к месту следования командировки или на новому месту службы и т.д.) [9]

Санаторно-курортное обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи. [9]

Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника органов внутренних дел. [3,9]

Страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. [3, 9]

Более детальное урегулирование вышеперечисленных социальных гарантий сотрудниках органов внутренних дел и членам их семей указано в положения приказов МВД, постановлений Правительства и в Федеральных законах о которых шла речь в данном разделе.

Особенности расторжения договора Основания и порядок расторжения контракта сотрудника системы МВД России приведён в главе 12 Федерального закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [3] Существует три варианта расторжения договора и к ним большое количество оснований:

Контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по следующим основаниям: по истечению срока действия срочного договора; по достижением сотрудником предельного возраста пребывания. [часть 1, статьи 82; 3]

Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по следующим основаниям: по соглашению сторон; по инициативе сотрудника; по выслуге лет, дающее право на получение пенсии , а также следующие основания [часть 2, статьи 82; 3]: По соглашению сторон; По инициативе сотрудника;

В связи с изменением условий контракта и отказом сотрудника от продолжения службы в органах внутренних дел;

По выслуге лет, дающей право на получение пенсии;

В связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел - на основании рекомендации аттестационной комиссии;

В связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

В связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

По состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

В связи с восстановлением в должности в органах внутренних дел сотрудника, ранее замещавшего эту должность;

В связи с отчислением из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

В связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником;

Распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

В связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях;

В связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

В связи с нарушением условий контракта сотрудником;

В связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

по инициативе сотрудника;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида;

В связи с назначением сотрудника на государственную должность Российской Федерации;

В связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, связанных со службой в системе МВД России;

В связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы внутренних дел по следующим основаниям: в связи с болезнью-на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел; в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограничено дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу, а также следующие основания [часть 3, статьи 82; 3]:

В связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

В связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

В связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел;

В связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;

В связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

В связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

В связи с призывом сотрудника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

В связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

В связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта;

В связи с истечением срока, установленного для возобновления службы в органах внутренних дел;

В связи с отказом сотрудника без уважительных причин от перевода на равнозначную должность в порядке ротации:

В связи с утратой доверия в случаях.

Особенности каждого из этих вариантов прекращения контракта указаны в главе 8 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в иных подзаконных актах ( приказы МВД России).

Особо следует выделить расторжение контракта ( увольнение) в связи с утратой доверия, где данное увольнение по следующим основаниям[статья 82.1; 3]:

непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

Непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имущест-

ве и обязательствах имущественного характера, а также членов его семьи, а также заведомо недостоверных и неполных сведений.

участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Нарушение сотрудником органов внутренних дел , и его челнами семьи Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Пенсионное обеспечение и гарантии компенсации их работникам и членам семьи.

Данные вопросы регулируются прежде всего следующими нормативно правовыми актами: Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",[3] закон "О полиции", [2] Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [9]

Прежде всего, в стать 68 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которой закладываются основные положения о "Страховых гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел". Данной статьёй гарантируются следующие социальные гарантии:

Государственное страхование жизни и здоровья сотрудника внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причинного в связи с выполнением служебных обязанностей. [часть 1, статьи 68; 3] Данный вид социальной гарантии осуществляется на условиях и в порядке установленных положениями закона "О полиции".

Пример:

В случае гибели сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо следствии заболевания, полученного в период прохождения службы членам его семьи и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовре-

менное пособие в размере трёх миллионов рублей, а так же другие случаи.

При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника органов внутренних дел, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению ее характера, а также мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита. [часть 2, статьи 64; 3] Данная социальная гарантия детально регулируется Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Гражданину уволенному по основаниям, предусмотренных пунктом 2 части 1, пунктом 8, части 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [3] , стаж службы в органах внутренних дел и стаж военной службы засчитываются в непрерывный стаж службы для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных Федеральным законом " О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".[9]

Гражданину, проходившему службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы. [часть 6, статьи 64; 3]

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется специальным законом и подзаконными актами, также как, например, военнослужащие (Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").[14]

Первый вид пенсии- за выслугу лет. Для этого следует отслужить в органах внутренних дел не менее 20 лет, после этого сотрудник может уйти на пенсии в любое время. Существуют льготные исчисления стажа, например: служба в регионах крайнего севера, где год приравнивается к двум годам. Если стаж работы сотрудника "смешанный", ( например: 16 лет в органах внутренних дел и 9 лет на иной работе) то сотрудник может уволится после 45 лет: по состоянию здоровья , в связи с организационно- штатным мероприятиями или по достижению предельного возраста пребывания на службе. При этом важно, что смешанный стаж должен быть не меньше 25 лет, а служба в органах внутренних дел не меньше 12,5 лет. [14]

Расчёт пенсии сотрудников системы МВД России за выслугу лет производится следующим образом: оклад по должности плюс оклад по званию плюс надбавка за выслугу лет умноженное на 62, 12 и умноженное на 50% плюс три процента и умноженное на количество выслуги лет. [14]

Надбавка за выслугу лет- это процент, добавляемый к сумме двух окладов, например 5 лет- 10 %. 62 12 %-размер понижающего коэффициента, с условием ежегодного повышения на 2 %. В итоге сумма окладов корректируется на 50 процентов плюс 3% за каждый лишний год службы, если "смешанная" выслуга лет- 1 %. [14]

Пример:

В 2014 году выходит на пенсию старший оперуполномоченный в звании майор, чей оклад составляет: 16 500 р. +11 500 р. Заработанная выслуга лет составляет 21 год ( 30 %.)

Пенсия = (16 500 + 11 500 + (16 500 + 11 500)*30%)*62,12%*(50% + 3%*1) = 11 984,19 рублей.

Вторая пенсия: гражданская ( по старости), после выхода на пенсию по выслуге лет, бывший сотрудник успевает заработать на ещё одну пенсию- страховую. Пенсия за выслугу лет выплачивается МВД России, а гражданская пенсия- Пенсионным фондом России. [15] Сразу же после увольнения следует устроится на гражданскую официальную работу и получить страховой номер индивидуального лицевого счёта ( СНИЛС). [15]

Данная пенсия будет начисляется бывшему сотруднику при соблюдении следующих условий: возраста ( 60 лет для мужчин и 55 для женщин) и страховой стаж не менее 6 лет, затем с 2015 года порог будет увеличиваться на 1 год ежегодно до 15 лет. [15]

Помимо пенсионного обеспечения, сотрудникам после увольнения со службы с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и больше предоставляются следующие социальные гарантии [часть 1, статьи 68; 3]:

Медицинское обеспечение. За сотрудниками, уволенными с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняются права:

На обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД;

На санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД на платной основе. Кроме того, один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

Обеспечение жильем и денежная компенсация по налогам. За уволенными по сокращению сотрудниками, имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством РФ.

Выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Список литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015).

2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 27.05. 2003 № 58- ФЗ ( ред. от 02. 07. 2013) " О системе государственной службы в Российской Федерации".

5. Приказ МВД России от 29.03.2013 N 174 (ред. от

02.07.2014) "Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечня должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса"

6. Приказ МВД России от 14. 07.2010 № 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел российской Федерации".

7. Постановление Правительства РФ от 04.06.2013 № 565 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе".

8. Приказ МВД России от 18. 05. 2012 № 521.

9. Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

10. Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

11. Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 (ред. от 01.07.2014) "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации".

12. Приказ МВД России от 23.08.2012 N 800 "Об утверждении Правил внутреннего служебного распорядка центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации".

13. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 (ред. от 09.10.2015) "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы".

14. Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

15. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях".

16. Приказ МВД России от 30.06.2014 N 549 (ред. от

20.04.2015) "О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы во вредных условиях".

17. Право социального обеспечения. Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде Т.Э., Гасанов К.К., Эриашвили Н.Д., Багреева Е.Г., Левитин В.Б., Шведко-ва О.В., Налетов К.И., Веселкова Е.Г., Слободяник В.В., Гуреев В.А., Айтов П.Б., Белялова А.М. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»; по научной специальности «Трудовое право; право социального обеспечения» / Под ре-

дакцией Р.А. Курбанова, К.К. Гасанова, С.И. Озоженко. Москва, 2014. Сер. Юриспруденция. РЭУ имени Г.В. Плеханова

Рецензия

на статью М.А. Афансьева, Павлова А.Ю., Голубевой Т.Ю. «Регулирование труда в системе МВД России»

Статья М.А. Афансьева, Павлова А.Ю., Голубевой Т.Ю. представляет собой современное исследование, посвященное тенденциям развития правового регулирования труда и социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов.

Целью данной работы был анализ всего многообразия нормативных источников формирующих специфику: оформление трудовых отношении, развитию трудовых отношений, расторжения трудовых отношений, а также особенностям социальной защиты сотрудников органов МВД.

Статья написана на хорошем теоретическом уровне, последовательно, четко структурировано и логично.

Тщательно подобран и проанализирован теоретический материал и нормативная база, касающаяся данной проблемы, что свидетельствует о хороших способностях авторов к аналитической работе. Структура изложения работы отвечает требованиям, тема раскрыта достаточно полно. Данная работа может быть полезна ученым, исследующим особенности труда отдельных категорий работников, а также студентам и аспиратам и рекомендуется для публикации в научном журнале.

Рецензент:

Заведующая кафедрой трудового права и права социального обеспечения РАНХиГС, кандидат юридических наук З.А.Кондратьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.