ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Социальная направленность расходов
МВД РФ
Васильева Л.Е. *
Social expenditures of budget of MIA of Russia effect not only the level of life and social well-being of officers of IA bodies, but also the criminal level in this country. That is why the problem of financing social expenditures from the budget of MIA of Russia is being solved on the government level and is dealt with high attitude.
Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России влияет не только на уровень жизни и социальную обеспеченность сотрудников органов внутренних дел, но и на уровень преступности в государстве. Именно поэтому проблема правового регулирования социальных расходов из бюджета МВД России решается на правительственном уровне и ей уделяется повышенное внимание.
Решение социальных задач, возложенных на МВД России, во многом зависит от бюджетного обеспечения органов внутренних дел. На наш взгляд, социальную направленность бюджетных назначений МВД России можно рассматривать в двух аспектах:
1) бюджетные назначения МВД России, направленные на обеспечение социальных потребностей личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, членов их семей, а также пенсионеров МВД России (внутренние социальные расходы бюджета МВД России);
2) бюджетные расходы МВД России, направленные на стабилизацию социального климата в государстве (внешние социальные расходы бюджета МВД России).
На сегодняшний день наибольшее внимание уделяется внутренним социальным расходам бюджета МВД России, во многом это связано с необходимостью возрождения статуса «человека в погонах».
Президент РФ Д.А. Медведев 29 февраля 2008 г. в выступлении на совещании руководства МВД России определил на-
правления развития социальной сферы органов внутренних дел. «Сотрудники Министерства внутренних дел должны чувствовать себя социально защищенными, а не теми государственными служащими, которых финансируют по остаточному принципу. Поэтому важнейший приоритет — повышение уровня социальной защищенности личного состава, органов внутренних дел»1. Изучив стенограмму совещания, можно сформулировать основные направления развития социального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов:
1) поэтапное повышение денежного довольствия;
2) увеличение субвенции регионам на повышение денежного довольствия сотрудникам милиции общественной безопасности;
3) выплата единовременной доплаты к пенсиям пенсионерам МВД России за период с января 1995 г. по 28 февраля 1998 г.;
4) увеличение размера пенсий пенсионерам МВД России;
5) наведение порядка в решении жилищного вопроса, путем предоставления служебного жилья военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов;
6) разработка и издание нормативного акта, регулирующего формирование накопительной системы в рамках ипотечных программ обеспечения жильем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
Докторант кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук.
CJ
OI
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
СЧ
Ol
О
О
сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
7) укрепление ведомственной медицины, повышение ее эффективности путем совмещения подходов, которые существуют в ведомственной медицине, с программами, которые проходят в рамках национальных проектов;
8) решение проблем образовательных учреждений МВД России за счет национальных проектов направленных на финансирование системы высшего образования, а так же путем предоставления грантов;
9) проведение дифференциации командировочных выплат;
10) разработка и издание нормативного акта, о компенсационных выплатах для детей сотрудников, которые погибли не только на Северном Кавказе, но и в других регионах. Обозначив приоритетные направления социальных расходов бюджета МВД России, рассмотрим нормативную базу, регулирующую направления социального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
В рамках выполнения поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 29 февраля 2008 г. по планомерному повышению денежного довольствия, был подготовлен и издан Приказ МВД России № 412 от 27 мая 2009 г. «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России и сотрудников органов внутренних дел». Данный приказ устанавливает размер ежемесячной надбавки по должностным окладам военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих службу по контракту и сотрудников органов внутренних дел. По словам С. Перовой «...впервые в федеральном бюджете МВД России на 2009 г. предусмотрены расходы на государственную поддержку курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, а также образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (0,27 млрд руб.). Кроме того, на реализацию ведомственной целевой программы «Реформирование работы с кадрами и профессионального образования МВД России» на 2009 г. запланировано 0,14 млрд руб.» 2.
На наш взгляд, следует остановиться еще на одном Приказе МВД России, который регулирует увеличение денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. Приказ МВД России № 517
от 13 июня 2007 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459» 3 уполномочивает начальников подразделений, управлений, а также начальников образовательных учреждений системы МВД России, использовать высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей. Высвобождающиеся денежные средства из фонда заработной платы разрешается использовать только в конце финансового года на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов работы. Дело в том, что бюджетное планирование расходов МВД России на обеспечение денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел, носит не только характер строго целевого назначения, но достаточно прозрачно (в соответствии с плановой сметой известно количество сотрудников, их должностные оклады, звание, процентные надбавки планируются при составлении бюджета на следующий год). Поэтому осуществлять на практике задачи финансового менеджмента по повышению качества управления бюджетными ресурсами, в частности поощрять сотрудников действительно по результатам работы, руководитель подразделения органов внутренних дел практически не имеет возможности, за исключением случаев наложения дисциплинарных и иных взысканий. Данный Приказ МВД России, дает право руководителю подразделения, на практике решать не только социальные задачи обеспечения денежным довольствием сотрудников, но и реализовывать задачи финансового менеджмента по повышению качества управления бюджетными ресурсами, что в государственных учреждениях является приоритетным направлением совершенствования финансовой работы.
Второе направление социальных расходов бюджета МВД России касается увеличения субвенций регионам на повышение денежного довольствия сотрудникам милиции общественной безопасности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 858 «Об утверждении Правил предоставления в 2008—2010 гг. межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации
повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и социальных выплат»4 межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год бюджету субъекта Российской Федерации, на компенсацию следующих расходов:
1) повышение денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам;
2) повышение выплат, зависящих от денежного довольствия сотрудников и заработной платы работников;
3) индексация начислений на оплату труда стажеров и работников;
4) увеличение денежного довольствия сотрудников на размер расходов, связанных с включением в оклад по специальному званию денежной продовольственной компенсации;
5) обеспечение социальных гарантий во исполнение Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 5 в части оплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
6) обеспечение социальных гарантий во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 (ред. от 26.04.2008) «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» 6 в части оплаты сотрудникам стоимости путевок для их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей. Таким образом, перечисленные социальные ассигнования являются межбюджетными трансфертами, которые перечисляются из федерального бюджета МВД России, в соответствии с бюджетной росписью в бюджеты субъектов Федерации и далее на основе принятия нормативных актов субъектов РФ в местные
бюджеты. Осуществляется движение финансового потока на выравнивание социального обеспечения сотрудников милиции общественной безопасности через систему счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данные межбюджетные трансферты, распределяемые МВД России, имеют строго целевую направленность. Поэтому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, представляют в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации отчеты о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты. Соответственно, органы местного самоуправления представляют в финансовые органы субъектов Российской Федерации отчеты о расходах местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, направленные на социальное выравнивание денежного довольствия милиции общественной безопасности финансируемой за счет средств местных бюджетов.
Необходимо остановиться на вопросе правового регулирования размера межбюджетных трансфертов, которые перечисляются из федерального бюджета МВД России бюджетам субъектов Российской Федерации, на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации социального обеспечения милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Размер межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований, на указанные цели, определяется ежегодно Федеральным законом «О федеральном бюджете». В частности, размер межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований на 2009 г. определен ст. 7 и приложениями 12, 13 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ (ред. от 29.06.2009) «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» 7. Приложения 12 и 13 являются секретными, поэтому приведение конкретных цифр ведомственных межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований затрудни-
сч
О!
О
О
сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О
О
сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
тельно. Однако С. Перова в своей статье приводит следующие сведения: «Объем целевых трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с МВД России повышения денежного довольствия, заработной платы и отдельных социальных выплат личному составу местной милиции в 2008 г. составил 27,2 млрд руб. В федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. вышеназванные трансферты бюджетам регионов также предусмотрены» 8.
В современной литературе, в том числе и учебной, зачастую встречается мнение, что подразделения милиции общественной безопасности финансируются за счет средств территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов). На наш взгляд, данное мнение ошибочно и требует изменения, поскольку подразделения милиции общественной безопасности имеют смешанное финансирование — за счет средств территориальных бюджетов и целевых межбюджетных трансфертов и ассигнований, выделяемых из средств федерального бюджета МВД России.
Третье и четвертое направление повышения уровня социальной защищенности касается пенсионеров МВД России.
Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» 9 предусмотрена выплата единовременной доплаты к пенсии на основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1349 за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. 10 Данная единовременная надбавка к пенсиям начисляется в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации должностных окладов на 25 % за службу в органах внутренних дел МВД РФ. Необходимость принятия данного нормативного акта объясняется тем, что пенсии за указанный период исчислялись исходя из должностных окладов, которые существовали на момент выхода сотрудника на пенсию. В соответствии с указом пенсии пересчитываются с учетом увеличения надбавок к должностным окладам существующим на 1 января 2008 г. В соответствии с данным указом доплату к пенсиям получили 252 000 пенсионеров на общую сумму 6,2 млрд руб. «На пенсионном обеспечении в настоящий период состоят 710 тыс. пенсионеров МВД России. За последние
три года ведомственные военные пенсии возросли на 80 %. На пенсионное обеспечение вышедших на пенсию сотрудников МВД России в 2008 г. направлено 59,5 млрд руб. (15,2 % всех бюджетных ассигнований)» 11.
Далее, для повышения социального обеспечения пенсионеров МВД России, был принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» 12.
Данный закон, дает пенсионерам МВД России право при достижении общегражданского пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет) и наличии не менее пяти лет страхового стажа (работы в гражданских организациях) на получение помимо пенсии за выслугу лет или по инвалидности — трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
Теперь рассмотрим, какие шаги предпринимаются для решения, пожалуй, самой острой социальной проблемы — обеспечение сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск жильем.
Задолженность по жилью перед очередниками МВД России, а их 112 859, требует вложения примерно 195 млрд руб., что на сегодняшний день не представляется реальным. В 2009 г. на жилищное строительство предусмотрено лишь 1,2 млрд руб., а на 2010 г. и последующие годы средства в федеральном бюджете МВД России не запланированы. По нашим подсчетам, не хватает всего 193,8 млрд руб.
Кроме того, учет сотрудников, претендующих на обеспечение жильем после 1 марта 2005 г. не ведется. Проблему обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел, можно решать двумя путями. Первый путь — строить и предоставлять жилье, но на это средств в федеральном бюджете МВД нет, и второй — не ставить на учет нуждающихся в получении жилья, лет так через двадцать проблема сама рассосется и денег в бюджете будет хватать.
Из 112 859 очередников остаются нуждающимися 18 870 пенсионеров, а также 95 семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей (60 — ОВД, 35 — внутренних войск). Проблема недофинансирования жилищного строительства, возникла очень давно и росла, как снежный ком. На сегодняшний день, можно предпринять попытки приостано-
вить рост проблемы, но решить ее практически не возможно.
По результатам проверки МВД России Счетной палатой РФ в 2008 г. был направлен доклад Председателю Правительства РФ В.В. Путину. В нем также было обращено внимание на необходимость увеличения государственных инвестиций на строительство постоянного и служебного жилья (в 2009 г. — 2,7 млрд руб., в 2010 — 2,7 млрд руб.) и количества выделяемых МВД России государственных жилищных сертификатов (потребность на 2009 г. — 12 800 государственных жилищных сертификатов, на 2010 г. — 14 000). В настоящее время по поручению руководства МВД России Департаментом тыла совместно с Финансово-экономическим департаментом уточняются вопросы определения статуса служебного жилья, условий предоставления и обоснования потребности в таком жилье13.
Из отчета Департамента тыла МВД России за 2008 г., следует, что решение социально острой жилищной проблемы в ближайшее время не предвидится и, хотя работа в этом направлении ведется, результатов пока нет.
Более всего поражает не масштаб «жилищной трагедии» отраженный в цифрах, а практически полное отсутствие правового регулирования данного социального вопроса. В 2008—2009 гг. не издано не одного нормативно-правового акта регулирующего обеспечение сотрудников правоохранительных органов жильем.
Эффективность решения возложенных на МВД России задач во многом определяется и таким важнейшим показателем социальной защищенности, как состояние здоровья, уровень физической и психической работоспособности личного состава.
Медицинское обслуживание сотрудников внутренних дел регулируется Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 №911 (ред. от 26.04.2008) «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» 14 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 31215, которые вступили в силу с 1 января 2009 г.
Данное Постановление определяет, что медицинская помощь за счет средств выделяемых из федерального бюджета
МВД России, оказывается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также пенсионерам МВД России, имеющим выслугу 20 лет и более, бесплатно. В том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских учреждения системы МВД России.
Далее в Постановлении сказано, что прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к амбулаторно-поли-клиническим учреждениям системы МВД России производится на основании списков, составляемых кадровыми органами федеральных органов исполнительной власти. На наш взгляд, абсолютно лишняя нагрузка на кадры, тем более, что в регистратуре всегда требуется предъявлять удостоверение сотрудника органов внутренних дел. При отсутствии по месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В Постановлении достаточно подробно расписан порядок расчетов возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов за оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. К данным расходам относятся: 1) изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов); обеспечение лекарствами; обеспечение изделиями медицинского назначения и другим медицинским имуществом при амбулаторном лечении по рецептам, выданным врачами; оказание медицинской помощи в период беременности, во время и после родов.
Данные расходы оплачиваются на договорной основе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Денежные средства перечисляются из федерального бюджета
2) 3)
4)
сч
О!
О
О
сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СМ
Ol
О
О
см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
МВД России в бюджет территориального органа МВД России, где проходит службу сотрудник органов внутренних дел. Далее, в соответствии с тарифами действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи и в соответствии с договором, перечисление денежных средств идет в учреждение здравоохранения, оказавшее медицинскую услугу.
Схема движения денежных средств из федерального бюджета МВД России, при лечении сотрудника органов внутренних дел в учреждениях санаторно-курортного типа, не входящих в систему МВД России, точно такая, как и при предоставлении медицинских услуг.
Рассматриваемое Постановление содержит порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год сотрудникам органов внутренних дел:
1) для оплаты стоимости путевки детей школьного возраста (до 15 лет включительно) сотрудников органов дел в организации отдыха и оздоровления детей;
2) на проведение оздоровительного отдыха детей сотрудников органов внутренних дел.
Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Приказом МВД РФ от 06.11.2007 № 974 «О пособии сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения» 16 осуществляется компенсация сотрудникам милиции расходов по содержанию детей в государственных и муниципальных детских садах.
Теперь приведем статистические данные по медицинскому и социальному обслуживанию сотрудников внутренних дел. В 26 подчиненных Департаменту тыла медицинских учреждениях МВД России и 82 медико-санитарных частях МВД,
ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на обслуживании состоит около 3,5 млн человек, большую часть которых составляют сотрудники и военнослужащие министерства.
На обслуживании в медицинских учреждениях МВД России и медико-санитарных частях состоит:
> сотрудников и военнослужащих МВД — 1 135 768 (34%);
> членов семей — 1 102 292 (31 %);
> пенсионеров МВД — 538 611 (16 %);
> сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы МЧС России, Федеральной фельдъегерской связи; лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, — 419 617 (13%);
> служащих МВД России — 151 309 (4 %);
> курсантов МВД России — 64 925 (2 %). Состояние здоровья личного состава
МВД России в 2008 г. оценивается удовлетворительно. Доля здоровых и практически здоровых лиц составило более 86 %. Охват сотрудников профилактическими осмотрами сохранен на достаточно высоком уровне и в 2008 г. в среднем по МВД России составил 92 %.
В 2008 г. на финансирование учреждений здравоохранения, подчиненных Департаменту тыла МВД России, и медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации из федерального бюджета выделено средств на 30 % больше, чем в предыдущем — 9,7 млрд руб.
В отчетном году продолжено переоснащение медицинским оборудованием медицинских учреждений органов внутренних дел за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели на 2008—2010 гг., а также в рамках Государственной программы вооружения на 2008 г.
За счет централизованных закупок в 2008г. медицинское оборудование, в т.ч. высокотехнологичное, поставлено в 5 медицинских учреждений, подчиненных Департаменту тыла МВД России, и в 24 медико-санитарные части МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
В рамках реализации Государственной программы вооружения на 2007—2015 гг. в учреждения ведомственного здравоохранения в 2008 г. поставлено медицинское оборудование на сумму 111,5 млн руб.
Таким образом, в целом в 2008 г. медицинское оборудование распределено в 47 медицинских учреждений органов внут-
ренних дел (42 МСЧ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и 5 медицинских учреждений, подчиненных Департаменту тыла МВД России). Это позволило сократить количество медицинской техники, имеющей полный износ, с 80 до 52 %. При плодотворном сотрудничестве и поддержке Финансово-экономического департамента МВД России объемы финансирования на содержание и переоснащение медицинских учреждений ведомственного здравоохранения в 2009 г. увеличены на 10,3 % (на 1 млрд руб.) по сравнению с бюджетом 2008 г.
Медицинская служба МВД России является составной частью государственной системы здравоохранения и также заинтересована в реализации мероприятий, предусмотренных национальным приоритетным проектом «Здоровье». Неоднократно поднимался вопрос о необходимости включения ведомственного здравоохранения в этот национальный проект (письма в Правительство РФ от 07.10.2005 № 1/6987, от 14.11.2005 № 1/8089, от 03.08.2006 № 205/13016; совместное обращение к Президенту РФ МВД России, Минобороны России, ФСБ России от 23.01.2006 № 157/9). Однако до настоящего времени МВД России в национальный проект «Здоровье» не включены.
Вместе с тем, реализация целевой программы «Обеспечение охраны здоровья личного состава МВД России» дает положительные результаты. За счет средств этой программы, впервые открыто финансирование оказания высокотехнологичной помощи в размере более 200 млн руб. Эти средства были распределены в Главный клинический госпиталь МВД России, Главный военный клинический госпиталь Внутренних войск МВД России и Центральный госпиталь МСЧ ГУВД по г. Москве.
Решение проблем образовательных учреждений МВД России за счет национальных проектов, направленных на финансирование системы высшего образования, пока развито слабо. В 2009 г. на реализацию ведомственной целевой программы «Реформирование работы с кадрами и профессионального образования МВД России» в бюджете МВД России запланировано 0,14 млрд рублей.
Командировочные выплаты сотрудникам органов внутренних дел регулируются Приказом МВД РФ от 05.10.2006 № 780 (ред. от 09.12.2008) «Об организации служебных командировок сотрудни-
ков органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России на территории Российской Федерации» 17 и Приказом МВД России от 19.03.2007 № 268 (ред. от 09.12.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел России служебные командировки за пределы территории Российской Федерации» 18. В 2008 г. в данные нормативные акты были внесены изменения Приказом МВД России от 09.12.2008 № 1074 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» 19. Изучив приказы и внесенные изменения, можно отметить, что дифференциация командировочных выплат, в зависимости от целей и значимости командировки (на это обращал внимание в своем выступлении Д.А. Медведев), отсутствует. Более того, в федеральном бюджете МВД России на 2009 г. по этому направлению расходов предполагается дефицит средств, несмотря на то, что расходы на проживание в командировках увеличены против плановых назначений в два раза. Рост цен на гостиничные услуги значительно превышает плановые повышения расходов на командировки сотрудников органов внутренних дел. В связи с ростом тарифов на железнодорожные и авиаперевозки, а также увеличением количества сотрудников органов внутренних дел, выезжающих отдыхать за границу, может возникнуть дефицит федерального бюджета МВД России на 2009 г., направляемых на оплату проезда личному составу МВД России и членов их семей в отпуск.
И последнее направление социальных расходов бюджета МВД России, на которое обращал внимание в своем выступлении Д.А. Медведев, это организация социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Приказ МВД России от 24.09.2007 № 824 «Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы» подробно описывает, какие меры социальной работы должны быть приняты в этом направлении.
Правительством РФ при инициативе МВД России в 2008 г. решен вопрос рас-
сч
О!
О
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СМ
Ol
О
О
см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
пространения мер социальной защиты детей сотрудников и военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и детей сотрудников и военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, вне зависимости от места их выполнения. Соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации с 1 января 2009 г. устанавливается выплата денежных средств в размере 13 680 рублей для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления один раз в год детей школьного возраста сотрудников и военнослужащих, погибших или ставших инвалидами вследствие военной травмы20.
Оценка бюджетных назначений МВД России последних лет характеризует в основном социальную направленность бюджета министерства. Преобладающая доля расходов — более двух третей всего бюджета ведомства приходится на выплаты личному составу органов внутренних дел и
внутренних войск денежного довольствия, пособий и компенсаций, пенсий пенсионерам МВД России. Такое распределение финансовых ресурсов позволяет решать вопросы социальной защищенности сотрудников, военнослужащих внутренних войск, пенсионеров и членов их семей в приоритетном порядке21.
Теперь рассмотрим внешние социальные расходы бюджета МВД России направленные на стабилизацию социального климата в государстве.
Для стабилизации социального климата в стране в 2008 г. при МВД России создан ситуационный центр, а во всех регионах сформированы специальные группы, которые осуществляют постоянный мониторинг социальной ситуации в стране. В задачи ситуационного центра входит проведение мониторинга показателей социальной напряженности в обществе, их анализ. Рассматриваемые показатели социальной напряженности носят экономический характер, поэтому решение выявленных проблем осуществляется пос-редствам взаимодействия с финансовыми институтами.
В заключение, можно констатировать, что из десяти социальных направлений работы, которые финансируются из федерального бюджета МВД России, практически не решенным остается только вопрос с жильем, остальные вопросы решаются в той или иной мере успешно.
Литература и примечания
1. Медведев Д.А. Выступление на совещании руководства МВД России // Стенограмма от 29.02.08. [Электронный ресурс]: http://www.medvedev2008.ru/live_press.htm.
2. Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. 2009.№ 3. С. 6.
3. // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 202. (Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти»).
4. // СЗ РФ. 2007. № 51. Ст.6370.
5. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
6. // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 166.
7. // СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5499.
8. Перова С.Н. Указ. ранее. С.7.
9. // СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5166.
10. СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4985.
11. Перова С.Н. Указ. ранее. С.8.
12. СЗ РФ 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3612.
13. Лукьянов В.В. Итоги деятельности Департамента тыла за 2008 г. // Экономический вестник МВД России 2009. №4. С. 12.
14. // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 166.
15. // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 2050.
16. // Российская газета. 2007. № 284. 19 декабря.
17. // Российская газета. 2006. № 272. 2 декабря.
18. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 35. 27 августа.
19. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 7. 16 февраля.
20. Перова С.Н. Указ. ранее. С.7.
21. Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2008. № 3. С. 7.