Научная статья на тему 'Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России'

Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
355
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / МВД / СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / ПЕНСИЯ / ПОСОБИЕ / BUDGET / MIA / EXPENDITURES ON SOCIAL NEEDS / PENSION / MONEY ALLOWANCES / BENEFIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Лариса Евгеньевна

Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России влияет не только на уровень жизни и социальную обеспеченность сотрудников органов внутренних дел, но и на уровень преступности в стране. Именно поэтому проблема правового регулирования социальных расходов из бюджета МВД России решается на правительственном уровне и ей уделяется повышенное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expenditures on social needs as provided by the MIA budget shall affect both the level of life, wellbeing of the IA officers, and criminality in Russia. So, financing expenditures on social needs from the budget of MIA has become the matter of the governments consideration.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России»

Васильева Л.Е.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МВД РОССИИ

Аннотация

Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России влияет не только на уровень жизни и социальную обеспеченность сотрудников органов внутренних дел, но и на уровень преступности в стране. Именно поэтому проблема правового регулирования социальных расходов из бюджета МВД России решается на правительственном уровне и ей уделяется повышенное внимание.

Ключевые слова: бюджет, МВД, социальные расходы, денежное довольствие, пенсия, пособие

Решение социальных задач, возложенных на МВД России, во многом зависит от бюджетного обеспечения органов внутренних дел. Социальные расходы из бюджета МВД России осуществляются как в целях удовлетворения социальных потребностей личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, членов их семей, а также пенсионеров МВД России (внутренние социальные расходы бюджета МВД России), так и для стабилизации социального климата в стране (внешние социальные расходы бюджета МВД России). Сегодня наибольшее внимание уделяется внутренним социальным расходам бюджета МВД России, что объясняется необходимостью возрождения статуса «человека в погонах».

Президент РФ Д.А. Медведев 29 февраля 2008 г. в выступлении на совещании руководства МВД России определил направления развития социальной сферы органов внутренних дел. «Сотрудники Министерства внутренних дел должны чувствовать себя социально защищенными, а не теми государственными служащими, которых финансируют по остаточному

158

Васильева Л.Е. Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России

принципу. Поэтому важнейший приоритет - повышение уровня социальной защищенности личного состава, органов внутренних дел»1. Основными направлениями развития социального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов можно назвать следующие:

1) поэтапное повышение денежного довольствия;

2) увеличение субвенции регионам на повышение денежного довольствия сотрудникам милиции общественной безопасности;

3) выплата единовременной доплаты к пенсиям пенсионерам МВД России за период с января 1995 г. по 28 февраля 1998 г.;

4) увеличение размера пенсий пенсионерам МВД России;

5) наведение порядка в решении жилищного вопроса путем предоставления служебного жилья военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов;

6) разработка и издание нормативного акта, регулирующего формирование накопительной системы в рамках ипотечных программ обеспечения жильем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

7) укрепление ведомственной медицины, повышение ее эффективности путем совмещения подходов, существующих в ведомственной медицине, с программами, которые проходят в рамках национальных проектов;

9) решение проблем образовательных учреждений МВД России за счет национальных проектов, направленных на финансирование системы высшего образования, а также путем предоставления грантов;

9) проведение дифференциации командировочных выплат;

10) разработка и издание нормативного акта, о компенсационных выплатах для детей погибших сотрудников не только на Северном Кавказе, но и в других регионах.

Обозначив приоритетные направления социальных расходов бюджета МВД России, рассмотрим нормативную базу, регулирующую направления социального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

В рамках выполнения поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 29 февраля 2008 г. по планомерному повышению денежного довольствия был подготовлен и издан Приказ № 412 от 27 мая 2009 г. «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России и сотрудников органов внутренних дел». Данный приказ устанавливает размер ежемесячной надбавки по должностным окладам военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел. В п. 2 Приказа № 412 от 27 мая 2009 г. указано, что данная надбавка сотрудникам Санкт-Петербургского университета МВД России выплачивается с 1 января 2009 г. В п. 4 Приказа определено, что надбавка выплачивается в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия. В данном случае хочется подчеркнуть целевое назначение расходования денежных средств федерального бюджета МВД России. В соответствии с Приложением № 1 к Приказу № 412 надбавки к должностным окладам по Санкт-Петербургскому

159

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4

университету МВД России составили от 130 до 230%, как, впрочем, и по всем другим ведомственным вузам. К сожалению, данный Приказ коснулся только лиц постоянного состава; переменный состав, включая адъюнктов и докторантов, под действие данного Приказа не подпал. Однако ситуация с переменным составом может измениться в ближайшее время. По словам С. Перовой, «впервые в федеральном бюджете МВД России на 2009 г. предусмотрены расходы на государственную поддержку курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, а также образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (0,27 млрд. руб.). Кроме того, на реализацию ведомственной целевой программы ’’Реформирование работы с кадрами и профессионального образования МВД России“ на 2009 г. запланировано 0,14 млрд. руб.»2.

На наш взгляд, следует остановиться еще на одном приказе МВД России, который регулирует увеличение денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. Приказ МВД России № 517 от 13 июня 2007 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459»3 уполномочивает начальников подразделений, управлений, а также начальников образовательных учреждений системы МВД России использовать высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей в конце финансового года на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов работы. Дело в том, что бюджетное планирование расходов МВД России на обеспечение денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел не только носит характер строго целевого назначения, но и достаточно прозрачно (в соответствии с плановой сметой известно точное число сотрудников, их должностные оклады, звание; процентные надбавки планируются при составлении бюджета на следующий год). Поэтому осуществлять на практике задачи финансового менеджмента по повышению качества управления бюджетными ресурсами, в частности поощрять сотрудников действительно по результатам работы, руководитель подразделения органов внутренних дел практически не имеет возможности, за исключением случаев наложения дисциплинарных и иных взысканий. Данный Приказ МВД России, дает право руководителю подразделения на практике решать не только социальные задачи обеспечения денежным довольствием сотрудников, но и реализовывать задачи финансового менеджмента по повышению качества управления бюджетными ресурсами, что в государственных учреждениях является приоритетным направлением совершенствования финансовой работы.

Второе направление социальных расходов бюджета МВД России касается увеличения субвенций регионам на повышение денежного довольствия сотрудникам милиции общественной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 858 «Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равного с Министерством внутренних

160

Васильева Л.Е. Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России

дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и социальных выплат»4 межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год бюджету субъекта Российской Федерации, на компенсацию следующих расходов:

1) повышение денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам;

2) повышение выплат, зависящих от денежного довольствия сотрудников и заработной платы работников;

3) индексация начислений на оплату труда стажеров и работников;

4) увеличение денежного довольствия сотрудников на размер расходов, связанных с включением в оклад по специальному званию денежной продовольственной компенсации;

5) обеспечение социальных гарантий во исполнение Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»5 в части оплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

6) обеспечение социальных гарантий во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 (ред. от 26.04.2008) «О порядке оказания медицинской помощи, санаторнокурортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей»6 в части оплаты сотрудникам стоимости путевок для их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей.

Таким образом, указанные социальные ассигнования являются межбюджетными трансфертами, которые перечисляются из федерального бюджета МВД России в соответствии с бюджетной росписью в бюджеты субъектов Федерации и далее на основе принятия нормативных актов субъектов РФ в местные бюджеты. Осуществляется движение финансового потока на выравнивание социального обеспечения сотрудников милиции общественной безопасности через систему счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данные межбюджетные трансферты, распределяемые МВД России, имеют строго целевую направленность. Поэтому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов РФ и Министерство внутренних дел РФ отчеты о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты. Соответственно, органы местного самоуправления представляют в финансовые органы субъектов Российской Федерации от-

161

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4

четы о расходах местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, направленные на социальное выравнивание денежного довольствия милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств местных бюджетов.

Необходимо остановиться на вопросе правового регулирования размера межбюджетных трансфертов, которые перечисляются из федерального бюджета МВД России бюджетам субъектов Российской Федерации, на обеспечение равного с Министерством внутренних дел РФ социального обеспечения милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Размер межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований на указанные цели определяется ежегодно Федеральным законом «О федеральном бюджете». В частности, размер межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований на 2009 г. определен ст. 7 и приложениями 12, 13 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ (ред. от 29.06.2009) «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»7. Поскольку приложения 12 и 13 не открыты для широкого доступа, привести конкретные цифры ведомственных межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований затруднительно. Однако С. Перова в своей статье пишет следующее: «Объем целевых трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с МВД России повышения денежного довольствия, заработной платы и отдельных социальных выплат личному составу местной милиции в 2008 г. составил 27,2 млрд. руб. В федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. вышеназванные трансферты бюджетам регионов также предусмотрены»8.

В современной литературе, в том числе и учебной, зачастую встречается мнение, что подразделения милиции общественной безопасности финансируются за счет средств территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов). На наш взгляд, данное мнение ошибочно и требует изменения, поскольку подразделения милиции общественной безопасности имеют смешанное финансирование - за счет средств территориальных бюджетов и целевых межбюджетных трансфертов и ассигнований, выделяемых из средств федерального бюджета МВД России.

Третье и четвертое направления повышения уровня социальной защищенности касаются пенсионеров МВД России.

Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров»9 предусмотрена выплата единовременной доплаты к пенсии на основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1349 за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г.10. Данная единовременная надбавка к пенсиям начисляется в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации должностных окладов на 25% за службу в органах внутренних дел МВД РФ. Необходимость принятия данного нормативного акта объясняется тем, что пенсии за указанный период исчислялись исходя из должностных окладов, которые существовали на момент выхода сотрудника на пенсию. В соответствии с Указом пенсии пересчитываются

162

Васильева Л.Е. Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России

с учетом увеличения надбавок к должностным окладам, существовавшим на 1 января 2008 г. В соответствии с данным Указом доплату к пенсиям получили 252 000 пенсионеров на общую сумму 6,2 млрд. руб. «На пенсионном обеспечении в настоящий период состоят 710 тыс. пенсионеров МВД России. За последние три года ведомственные военные пенсии возросли на 80%. На пенсионное обеспечение вышедших на пенсию сотрудников МВД России в 2008 г. направлено 59,5 млрд. руб. (15,2% всех бюджетных ассигнований)»11.

Далее, для повышения социального обеспечения пенсионеров МВД РФ, был принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»12.

Данный закон дает пенсионерам МВД России право при достижении общегражданского пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) и наличии не менее пяти лет страхового стажа (работы в гражданских организациях) на получение помимо пенсии за выслугу лет или по инвалидности - трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).

Теперь рассмотрим, какие шаги предпринимаются для решения, пожалуй, самой острой социальной проблемы - обеспечение сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск жильем.

Задолженность по жилью перед очередниками МВД, а их 112 859, требует вложения примерно 195 млрд. руб., что на сегодняшний день не представляется реальным. В 2009 г. на жилищное строительство предусмотрено лишь 1,2 млрд. руб., а на 2010 и последующие годы средства в федеральном бюджете МВД России не запланированы. Кроме того, учет сотрудников, претендующих на обеспечение жильем, после 1 марта 2005 г. не ведется. Проблему обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел можно решать двумя путями. Первый путь - строить и предоставлять жилье, но на это средств в федеральном бюджете МВД нет, и второй - не ставить на учет нуждающихся в получении жилья. Тогда лет так через двадцать проблема сама рассосется, и денег в бюджете будет хватать.

Из 112 859 очередников остаются нуждающимися 18 870 пенсионеров, а также 95 семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей (60 - ОВД, 35 - внутренних войск). Проблема недофинансирования жилищного строительства возникла очень давно и не уменьшалась, а только увеличивалась. Сегодня можно попытаться приостановить рост проблемы, но решить ее полностью практически невозможно.

По данному вопросу министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев лично дважды обращался в Правительство РФ. После обсуждения этого вопроса с Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ, Минфином России и Минэкономразвития России была достигнута предварительная договоренность о выделении 2,4 млрд. руб., необходимых на завершение уже начатого строительства жилых домов, и есть перспективы, что эти предложения будут учтены при формировании бюджета на 2010 г.

МВД РФ инициативно обратилось в Минрегион России с предложением о создании Межведомственной рабочей группы для выработки предложе-

163

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4

ний по обеспечению сотрудников правоохранительных органов жилыми помещениями. Министр регионального развития РФ приказом от 23.09.2008 № 171 создал эту группу. Однако результатов работы пока нет.

В настоящее время подготовлены концепция и проект технического задания на разработку проекта Федерального закона «О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» и финансово-экономическое обоснование с необходимыми расчетами, предусматривающими комплексное решение проблемы жилищного обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Но, чтобы реализовать эту концепцию, нужна поддержка Минфина России и Минэкономразвития России. Однако данные ведомства не разделяют озабоченность в решении проблемы обеспечения сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников МВД России, жильем, считая рассмотрение этого вопроса до принятия Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» преждевременным. В то же время в проекте этого Федерального закона вопросам жилищного, социально-бытового и иного обеспечения служащего и членов его семьи посвящена только ст. 74. Ожидать, что накопительноипотечная система для сотрудников правоохранительных органов заработает в ближайшее время, не приходится.

МВД России совместно с ФСБ России обратились в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) с предложением о предоставлении служебных помещений для размещения структурных подразделений в регионах России, а также об обеспечении жилой площадью сотрудников, военнослужащих и членов их семей. Сведения о потребности в служебных и жилых помещениях направлены в Росимущество письмом № 27/6-4132 от 01.10.2008. В настоящее время прорабатываются вопросы о наличии земельных участков и объектов недвижимости, а также о подготовке проекта постановления Правительства РФ о вовлечении их в хозяйственный оборот.

С 2008 г. сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск МВД России за счет федерального и местного бюджетов, а также иных источников финансирования получено 3679 квартир (введено в эксплуатацию 28 жилых домов) общей площадью более 165 тыс. м2 (ОВД - 2069 квартир; внутренние войска - 1610). Кроме того, для семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и личного состава, пострадавшего в контртеррористических операциях (на учете 95 очередников этой категории), в отчетном периоде приобретено 20 жилых помещений за счет средств федерального бюджета и национального благотворительного фонда. На реализацию федеральной целевой программы «Жилище» выделены и реализованы средства в объеме 1,4 млрд. руб., что позволило выдать 933 государственных жилищных сертификата. Однако объем финансирования на обеспечение жильем с помощью государственных жилищных сертификатов продолжает оставаться недостаточным. Так, заявка МВД России на 2008 г. удовлетворена лишь на 20% от потребности (6,47 млрд. руб.). Такая практика, к сожалению, становится традиционной. Все обращения в Правительство РФ,

164

Васильева Л.Е. Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России

Минрегион России об увеличении объемов финансирования и норматива м2 общей площади жилья до средней рыночной стоимости (во втором полугодии 2008 г. норматив стоимости 1 м2 составил 28 650 руб. при значительно большей его средней стоимости по большинству регионов России) остались без положительного решения. По результатам проверки МВД России Счетной палатой РФ в 2008 г. был направлен доклад Председателю Правительства РФ В.В. Путину. В нем также говорилось о необходимости увеличения государственных инвестиций на строительство постоянного и служебного жилья (в 2009 г. - 2,7 млрд. руб., в 2010 -2,7 млрд. руб.) и количества выделяемых МВД России государственных жилищных сертификатов (потребность на 2009 г. - 12 800 государственных жилищных сертификатов, на 2010 г. - 14 000). В настоящее время по поручению руководства МВД России Департаментом тыла совместно с Финансово-экономическим департаментом уточняются вопросы определения статуса служебного жилья, условий предоставления и обоснования потребности в таком жилье13.

Из отчета Департамента тыла МВД России за 2008 г. следует, что решения социально острой жилищной проблемы в ближайшее время не предвидится, и хотя работа в этом направлении ведется, результатов пока нет.

Более всего поражает не масштаб «жилищной трагедии», отраженный в цифрах, а практически полное отсутствие правового регулирования данного социального вопроса. В 2008-2009 гг. не издано ни одного нормативно-правового акта, регулирующего обеспечение сотрудников правоохранительных органов жильем.

Эффективность решения возложенных на МВД России задач во многом определяется и таким важнейшим показателем социальной защищенности, как состояние здоровья, уровень физической и психической работоспособности личного состава.

Медицинское обслуживание сотрудников внутренних дел регулируется Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 (ред. от 26.04.2008) «О порядке оказания медицинской помощи, санаторнокурортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей»14 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 31215, которые вступили в силу с 1 января 2009 г.

Данное Постановление определяет, что медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета МВД России, оказывается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также пенсионерам МВД России, имеющим выслугу 20 лет и более, бесплатно.

Далее в Постановлении сказано, что прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к амбулаторно-поликлиническим учреждениям системы МВД России производится на основании списков, составляемых кадровыми органами федеральных органов исполнительной власти. На наш взгляд, абсолютно лишняя нагрузка на кадры, тем более что в регистратуре всегда требуется предъявлять удостоверение сотрудника органов внутренних дел.

165

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4

При отсутствии по месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В Постановлении достаточно подробно расписан порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов за оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Данные расходы оплачиваются на договорной основе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Денежные средства перечисляются из федерального бюджета МВД России в бюджет территориального органа МВД России, где проходит службу сотрудник органов внутренних дел. Далее, в соответствии с тарифами, действующими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, и в соответствии с договором перечисление денежных средств идет в учреждение здравоохранения, оказавшее медицинскую услугу.

Учреждение здравоохранения в течение 5 суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования сотрудника органов внутренних дел оформляет: выписку из медицинской карты больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи, банковские реквизиты и почтовый адрес медицинского учреждения. Данные документы направляются в соответствующий территориальный орган МВД России, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи. Документы представляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период сотрудников не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно учреждение здравоохранения информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в учреждении указанных сотрудников и о возмещении федеральными органами исполнительной власти расходов на оказание сотрудникам медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели.

Схема движения денежных средств из федерального бюджета МВД России при лечении сотрудника органов внутренних дел в учреждениях санаторно-курортного типа, не входящих в систему МВД России, точно такая, как и при предоставлении медицинских услуг.

Рассматриваемое Постановление содержит порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год сотрудникам органов внутренних дел: для оплаты стоимости путевки детей школьного возраста (до 15 лет включительно) сотрудников органов внутренних дел в организации отдыха и оздоровления детей; на проведение оздоровительного отдыха детей сотрудников органов внутренних дел.

Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исклю-

166

Васильева Л.Е. Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России

чительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 06.11.2007 № 974 «О пособии сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения»16 осуществляется компенсация сотрудникам милиции расходов по содержанию детей в государственных и муниципальных детских садах.

Теперь приведем статистические данные по медицинскому и социальному обслуживанию сотрудников внутренних дел. В 26 подчиненных Департаменту тыла медицинских учреждениях МВД России и 82 медикосанитарных частях МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на обслуживании состоит около 3,5 млн. человек, большую часть которых составляют сотрудники и военнослужащие Министерства.

На обслуживании в медицинских учреждениях МВД России и медикосанитарных частях состоит:

- сотрудников и военнослужащих МВД - 1 135 768 (34%);

- членов семей - 1 102 292 (31%);

- пенсионеров МВД - 538 611 (16%);

- сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы МЧС России, Федеральной фельдъегерской связи; лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, - 419 617 (13%);

- служащих МВД России - 151 309 (4%);

- курсантов МВД России - 64 925 (2%).

Состояние здоровья личного состава МВД России в 2008 г. оценивается удовлетворительно. Доля здоровых и практически здоровых лиц составила более 86%. Охват сотрудников профилактическими осмотрами сохранен на достаточно высоком уровне и в 2008 г. в среднем по МВД России составил 92%.

В 2008 г. на финансирование учреждений здравоохранения, подчиненных Департаменту тыла, и медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации из федерального бюджета выделено средств на 30% больше, чем в предыдущем, - 9,7 млрд. руб.

В отчетном году продолжено переоснащение медицинским оборудованием медицинских учреждений органов внутренних дел за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели на 2008-2010 гг., а также в рамках Государственной программы вооружения на 2008 г.

За счет централизованных закупок в 2008 г. медицинское оборудование, в том числе высокотехнологичное, поставлено в 5 медицинских учреждений, подчиненных Департаменту тыла, и в 24 медико-санитарные части МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

В рамках реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 гг. в учреждения ведомственного здравоохранения в 2008 г. поставлено медицинское оборудование на сумму 111,5 млн. руб.

167

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4

Таким образом, в целом в 2008 г. медицинское оборудование распределено в 47 медицинских учреждений органов внутренних дел (42 МСЧ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и 5 медицинских учреждений, подчиненных Департаменту тыла МВД России). Это позволило сократить количество медицинской техники, имеющей полный износ, с 80 до 52%. При плодотворном сотрудничестве и поддержке Финансовоэкономического департамента МВД России объемы финансирования на содержание и переоснащение медицинских учреждений ведомственного здравоохранения в 2009 г. увеличены на 10,3% (на 1 млрд. руб.) по сравнению с бюджетом 2008 г.

Медицинская служба МВД России является составной частью государственной системы здравоохранения и также заинтересована в реализации мероприятий, предусмотренных национальным приоритетным проектом «Здоровье». Неоднократно поднимался вопрос о необходимости включения ведомственного здравоохранения в этот национальный проект (письма в Правительство РФ от 07.10.2005 № 1/6987, от 14.11.2005 № 1/8089, от 03.08.2006 № 205/13016; совместное обращение к Президенту РФ МВД, Минобороны России, ФСБ России от 23.01.2006 № 157/9). Однако до настоящего времени МВД России в национальный проект «Здоровье» не включено.

Вместе с тем реализация целевой программы «Обеспечение охраны здоровья личного состава МВД России» дает положительные результаты. За счет средств этой программы впервые открыто финансирование оказания высокотехнологичной помощи в размере более 200 млн. руб. Эти средства были распределены в Главный клинический госпиталь МВД России, Главный военный клинический госпиталь Внутренних войск МВД России и Центральный госпиталь МСЧ ГУВД по г. Москве.

Решение проблем образовательных учреждений МВД России за счет национальных проектов, направленных на финансирование системы высшего образования, пока развито слабо. В 2009 г. на реализацию ведомственной целевой программы «Реформирование работы с кадрами и профессионального образования МВД России» в бюджете МВД России запланировано 0,14 млрд. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Командировочные выплаты сотрудникам органов внутренних дел регулируются Приказом МВД РФ от 05.10.2006 № 780 (ред. от 09.12.2008) «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России на территории Российской Федерации»17 и Приказом МВД РФ от 19.03.2007 № 268 (ред. от 09.12.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации»18; в 2008 г. в данные нормативные акты были внесены изменения Приказом МВД РФ от 09.12.2008 № 1074 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России»19. Изучив эти приказы и внесенные изменения, можно отметить, что дифференциация командировочных выплат, в зависимости от целей и

168

Васильева Л.Е. Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России

значимости командировки (на это обращал внимание в своем выступлении Д. Медведев), отсутствует. Более того, в федеральном бюджете МВД России на 2009 г. по этому направлению расходов предполагается дефицит средств, несмотря на то что расходы на проживание в командировках увеличены против плановых назначений в два раза. Рост цен на гостиничные услуги значительно превышает плановые повышения расходов на командировки сотрудников органов внутренних дел. В связи с ростом тарифов на железнодорожные и авиаперевозки, а также с увеличением количества сотрудников органов внутренних дел, выезжающих отдыхать за границу, может возникнуть дефицит средств федерального бюджета МВД России на 2009 г., направляемых на оплату проезда личному составу МВД России и членов их семей в отпуск.

И последнее направление социальных расходов бюджета МВД России, на которое обращал внимание в своем выступлении Д. Медведев, это организация социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Приказ МВД РФ от 24.09.2007 № 824 «Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы» подробно описывает, какие меры социальной работы должны быть приняты в этом направлении.

Правительством при инициативе МВД России в 2008 г. решен вопрос распространения мер социальной защиты детей тех сотрудников и военнослужащих, кто погибли (умер), пропали без вести, стали инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и детей тех сотрудников и военнослужащих, кто погибли (умерли), пропали без вести, стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей вне зависимости от места их выполнения. Соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации с 1 января 2009 г. устанавливается выплата денежных средств в размере 13 680 руб. для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления один раз в год для детей школьного возраста тех сотрудников и военнослужащих, кто погибли или стали инвалидами вследствие военной травмы20.

Оценка бюджетных назначений МВД России последних лет характеризует в основном социальную направленность бюджета Министерства. Преобладающая доля расходов - более двух третей всего бюджета ведомства - приходится на выплаты личному составу органов внутренних дел и внутренних войск денежного довольствия, пособий и компенсаций, пенсий. Такое распределение финансовых ресурсов позволяет решать вопросы социальной защищенности сотрудников, военнослужащих внутренних войск, пенсионеров и членов их семей в приоритетном порядке21.

Теперь рассмотрим внешние социальные расходы бюджета МВД России, направленные на стабилизацию социального климата в стране.

169

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4

Для стабилизации социального климата в стране в 2008 г. при МВД России создан ситуационный центр, а во всех регионах сформированы специальные группы, в задачи которых входит проведение мониторинга показателей социальной напряженности в обществе, их анализ. Рассматриваемые показатели социальной напряженности носят экономический характер, поэтому решение выявленных проблем осуществляется посредством взаимодействия с финансовыми институтами.

В заключение можно констатировать, что из десяти социальных направлений работы, которые финансируются из федерального бюджета МВД России, практически не решенным остается только вопрос с жильем, остальные вопросы решаются в той или иной мере успешно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукьянов В.В. Итоги деятельности Департамента тыла за 2008 г. // Экономический вестник МВД России. - 2009. - № 4.

2. Медведев Д.А. Выступление на совещании руководства МВД России. Стенограмма от 29.02.08. http://www.medvedev2008.ru/live_press.htm.

3. Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. - 2009. - № 3.

4. Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. - 2008. - № 3.

5. Российская газета. - № 284. - 19.12.2007.

6. Российская газета. - № 272. - 02.12.2006.

170

Васильева Л.Е. Правовое регулирование социальных расходов бюджета МВД России

ПРИМЕЧАНИЯ

4

5

6

7

8

9

10 11

12

13

14

15

16

17

18

19

20 21

Медведев Д.А Выступление на совещании руководства МВД России. Стенограмма от 29.02.08. http://www.medvedev2008.ru/live_press.htm.

Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. - № 3. - 2009. - С. 6.

СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 202. Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».

СЗ РФ. 2007. № 51. Ст. 6370.

СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 166.

СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5499.

Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. - № 3. - 2009. - С. 7.

СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5166.

СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4985.

Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. - № 3. - 2009. - С.8

СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3612.

Лукьянов В.В. Итоги деятельности Департамента тыла за 2008 г. // Экономический вестник МВД России. - № 4. - 2009. - С. 12.

СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 166.

СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 2050.

Российская газета. - № 284. - 19.12.2007.

Российская газета. - № 272. - 02.12.2006.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 35. - 27.08.2007.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 7. - 16.02.2009.

Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. - № 3. - 2009. - С. 7.

Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. - № 3. - 2008. - С. 7.

1

2

3

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.