УДК 342.9 ББК 67.401
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА БОНДАРЬ,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]; РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БРУНЕР, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected] 114 — административное право; административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования выслуги лет и приостановления службы в органах внутренних дел. На основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приостановления службы в органах внутренних дел и порядок исчисления выслуги лет, в статье раскрываются современные аспекты возникновения и изменения правоотношений на службе в ОВД в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: правовое регулирование, выслуга лет, приостановление службы, органы внутренних дел.
Abstract. The article concerns topical issues of legal regulation of the length of service and stop the service in bodies of internal Affairs. On the basis of analysis of normative legal acts, regulating the procedure of suspension of the service in bodies of internal Affairs and procedure of calculation of years of service, the article describes modern aspects of emergence and change of relations in the service in the police Department in this area.
Keywords: legal regulation, years of service, suspension service, organs of Internal Affairs.
Научная специальность 12.
Эффективность правового регулирования определяется соотношением между фактическими результатами действия нормативных и индивидуальных правовых предписаний и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты. Очень важно, чтобы правовое регулирование было обоснованным1.
Вопросам правовой регламентации выслуги лет и приостановления службы в органах внутренних дел посвящены положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах вну-
тренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (далее — ФЗ «О службе в ОВД»).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД», стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном данным законом, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при увольнении
8
Вестник экономической безопасности
№ 2/2017
сотрудника ОВД, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в ОВД, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами РФ и ведомственными знаками отличия. Рассмотрим особенности исчисления выслуги лет в ОВД.
Порядок исчисления выслуги в ОВД определяется ч. 2 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД».
Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД» в выслугу лет в ОВД в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником ОВД службы:
1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством РФ;
2) во вредных условиях на должностях в ОВД — по перечню должностей, утверждаемому Правительством РФ. Например, Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 188 утвержден «Список профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки»3. В частности, в него вошли такие должности: следователь (всех категорий), старший офицер, старший оперуполномоченный.
3) в особых условиях, предусмотренных законодательством РФ. Например, Перечень особых условий службы сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 10214;
4) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Пункт 4 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД» определяет, для каких конкретных целей и какие из перечисленных периодов работы включаются в выслугу лет.
Для назначения пенсии за выслугу лет включаются все периоды, перечисленные в п. п. 2 (в календарном исчислении) и 3 (льготном исчислении) ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД».
Порядок исчисления выслуги лет для назначения такой пенсии должен устанавливаться Правительством РФ (п. 5 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД»). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий,
компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Фе-дерации»5 (далее — Постановление Правительства РФ № 941).
Для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет включаются периоды работы, как в календарном, так и льготном исчислении, определяемые Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 № 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» — утвержден порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Феде-рации6 (далее — Постановление Правительства РФ № 1158).
Для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника ОВД включаются периоды, указанные в п. 2 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД» (в календарном исчислении).
Сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в ОВД государственных наград (государственной награды) СССР или РФ либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.
Для предоставления дополнительного отпуска за выслугу лет в ОВД включаются периоды в календарном исчислении, указанные в пп. 1—8 п. 2 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД» (то есть не входят время работы судей, обучения и испытательный срок). Предоставление такого вида отпуска предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 58 ФЗ «О службе в ОВД» в календарном исчислении из расчета:
• от 10 до 15 лет службы — 5 календарных дней;
• от 15 до 20 лет службы — 10 календарных дней;
• более 20 лет службы — 15 календарных дней.
№ 2 / 2017
Вестник экономической безопасности
9
Для предоставления иных социальных гарантий обязанность определять периоды, а также порядок исчисления выслуги лет при предоставлении конкретной социальной гарантии возложена на Правительство РФ.
Для представления к награждению ведомственными знаками отличия периоды в календарном исчислении определяет МВД.
Согласно п. 6 ст. 38 ФЗ «О службе в ОВД» периоды службы в ОВД в календарном исчислении за-считываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством РФ, — в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях Прокуратуры РФ, стаж военной службы, службы в таможенных органах РФ, следственных органах и учреждениях Следственного комитета, Федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.
Порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) определяется руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники (п. 4 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Одним из важнейших элементов прохождения службы в ОВД является вопрос, связанный с порядком приостановления службы, который регламентируется ст. 37 ФЗ «О службе в ОВД»7.
Часть 1 ст. 37 ФЗ «О службе в ОВД» определяет перечень случаев, в которых служба в ОВД приостанавливается, при этом применительно к каждому такому случаю определены сроки приостановления службы.
Ч. 2 ст. 37 ФЗ «О службе в ОВД» устанавливает необходимость оформления приостановления сотрудником ОВД службы в ОВД приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. По общему правилу п. 1 со дня приостановления службы приостанавливается действие контракта.
Исключение составляет лишь контракт, предусмотренный положением п. 7 ч. 5 ст. 22 ФЗ «О службе в ОВД», т.е. срочный контракт с сотрудником ОВД, на которого на срок более шести месяцев руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем возлагается выполнение специальных задач либо задач в особых условиях. Такой контракт в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 ФЗ «О службе в ОВД» со дня приостановления службы прекращается.
Сотрудник ОВД, приостановивший службу в ОВД, вправе уволиться со службы в ОВД по основаниям, предусмотренным ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД».
Сотрудник ОВД, изъявивший желание продолжить службу, подлежит зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; такому сотруднику по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность в ОВД, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.
Зачисление сотрудника в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по окончании приостановления сотрудником службы в ОВД предусмотрено положением п. 4 ч. 10 ст. 36 ФЗ «О службе в ОВД». Как определено в ч. 4 ст. 30 указанного закона, должность в ОВД считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в ОВД.
Сотрудник ОВД в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания приостановления службы в ОВД для уведомления сотрудником ОВД руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о намерении продолжить или прекратить службу в ОВД. В случае если в течение этого периода сотрудник ОВД не сделает соответствующее уведомление, то в силу прямого указания в данной норме контракт, заключенный с таким сотрудником, расторгается.
Часть 6 ст. 37 ФЗ «О службе в ОВД» определяет, что в случае назначения сотрудника ОВД на должность в ОВД в соответствии с ч. 4 данной статьи (т.е. в рамках продолжения службы в ОВД по окончании ее приостановления) со дня назначения на должность
10
Вестник экономической безопасности
№ 2/2017
возобновляется действие приостановленного контракта либо заключается новый контракт. При этом установлено, что изменение условий контракта подлежит оформлению в соответствии с требованиями закона «О службе в ОВД». Эти требования закреплены в ч. 5 ст. 23 данного закона — условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 35 ФЗ «О службе в ОВД».
В ч. 7 указанной статьи определена особенность приостановления службы в ОВД в том случае, когда безвестное отсутствие сотрудника ОВД обусловлено его нахождением в качестве заложника. А ч. 8 ст. 37 закона «О службе в ОВД» допускается возможность прохождения сотрудниками ОВД службы в ОВД на должностях, не являющихся должностями в ОВД, без приостановления ими службы в ОВД. Норма рассматриваемой статьи учтена в положении п. 1 ст. 1 ФЗ «О службе в ОВД», определяющем термин службы в ОВД как федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ не только на должностях в ОВД, но и также на должностях, не являющихся должностями в ОВД, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным Законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ8.
В заключении хотелось бы отметить, что только объективное изучение теоретического и прикладного аспектов административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел позволит не только в целом оптимизировать правовое регулирование, но и выработать рекомендации по эффективному исполнению сотрудниками ОВД своих полномочий в сфере реализации возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод граждан, обеспечению общественного порядка и общественной нравственности. И вопросы, связанные с правовым регулированием выслуги лет и приостановлением службы в органах внутренних дел, достаточно важны для повышения эффективности реализации элементов административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел.
Очевидно, что проведенное реформирование системы МВД России кардинально изменили административно-правовой статус сотрудника полиции9, что послужило базой для создания эффективной
правоохранительной системы, служащей на благо обществу и государству. В настоящее реформа все еще продолжается, и структурные преобразования также происходят и внутри самого ведомства. И отметим, что изменения административно-правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приема на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению10.
1 Брунер Р.А., Климкина Е.В. Досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания: проблемы применения. / Современное право. 2016. № 7. С. 54.
2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. № 49, ч. 1, ст. 7020.
3 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 14, ст. 1297.
4 Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г № 1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 51, ст. 7532.
5 Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации — 1993. № 51, ст. 7532.
6 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г № 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 2012. № 1, ст. 188.
7 Бондарь Е.О., Смирнов С.В. Принцип законности в деятельности органов внутренних дел. В сборнике: Социально-экономические и правовые меры борьбы с правонарушениями 2016. С. 280.
8 Служебная дисциплина и законность в органах внутрених дел Российской Федерации. Бондарь Е.О., Шурухнова Д.Н., Бочаров С.Н., Комовкина Л.С., Брунер Р.А., Василенко Г.Н., Деулин Д.В., Динеко В.И., Химичева О.В., Тутынин И.Б., Жалсанов Б.Ц., Зырянов С.М., Изутина С.В., Сойников С.А., КамасоваА.Г., Ольшевская А.В., Покозий В.В., Хадисов Г.Х., СакулинаЛ.Л., Сизов И.Ю. и др. Предназначено для практических сотрудников органов внутренних дел, преподавателей, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / М., 2013.
9 Василенко Г.Н. Административное законодательство в условиях применения норм Федерального закона РФ «О полиции»// Административное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 30—35.
10 Карих Т.С. Административно-правовой статус российского полицейского // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 847—850.
№ 2 / 2017
Вестник экономической безопасности
11