Научная статья на тему 'Правовые проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и членов их семей'

Правовые проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и членов их семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2329
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голодов П.В.

В статье представлен научный анализ отдельных проблем правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей; приводится опыт решения данных проблем в законодательстве Республики Беларусь; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности, направленные на повышение уровня социальной и правовой защиты сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. В числе основных принципов совершенствования законодательства в исследуемой области правового регулирования выделены следующие: обеспечение социальной защищенности сотрудников, их стимулирование к закреплению на службе и служебно-должностному продвижению в сочетании с экономическим стимулированием отсроченного выхода на пенсию; установление единого подхода к порядку расчета выслуги лет и денежного довольствия для назначения пенсии, с одной стороны, и учет специфики прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и различных ее подразделениях с другой; регламентация вопросов пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на законодательном уровне в рамках специального закона, исключение дублирования правовых норм в иных законодательных актах; обеспечение обоснованности и объективности вносимых законодательных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голодов П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal problems of pension provision for persons who served in bodies and institutions of the penal system and their families

The article presents a scientific analysis of some problems of legal regulation of pension provision for persons who served in institutions and bodies of the penal system and their family members; the experience of solving these problems in the legislation of the Republic of Belarus is given; proposals are formulated to improve legislation and law enforcement activities aimed at raising the level of social and legal protection for employees of the Federal Penal Service. Among the basic principles of improving legislation in the field of legal regulation the following are highlighted: ensuring the social security of employees, encouraging them to become attached to the service and serving the job, combined with economic incentives for deferred retirement; the establishment of a unified approach to the procedure for calculating the length of service for years and of monetary allowances for the purpose of a pension on the one hand, and taking into account the specifics of the service in the penal system and its various divisions, on the other hand; regulation of issues of pension provision for persons who served in institutions and bodies of the penal system, at the legislative level within the framework of a special law, excluding duplication of legal norms in other legislative acts; ensuring the validity and objectivity of the legislative changes introduced.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и членов их семей»

УДК 349.3

Правовые проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей

п. в. голодов - профессор кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Реферат

В статье представлен научный анализ отдельных проблем правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей; приводится опыт решения данных проблем в законодательстве Республики Беларусь; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности, направленные на повышение уровня социальной и правовой защиты сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.

В числе основных принципов совершенствования законодательства в исследуемой области правового регулирования выделены следующие: обеспечение социальной защищенности сотрудников, их стимулирование к закреплению на службе и служебно-должностному продвижению в сочетании с экономическим стимулированием отсроченного выхода на пенсию; установление единого подхода к порядку расчета выслуги лет и денежного довольствия для назначения пенсии, с одной стороны, и учет специфики прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и различных ее подразделениях - с другой; регламентация вопросов пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на законодательном уровне в рамках специального закона, исключение дублирования правовых норм в иных законодательных актах; обеспечение обоснованности и объективности вносимых законодательных изменений.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; правоохранительная служба; социальная защита; правовая защита; пенсионное обеспечение.

Legal problems of pension provision for persons who served in bodies and institutions of the penal system and their families

p. v. golodov - Professor of the Department of Administrative and Legal Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor

Abstract

The article presents a scientific analysis of some problems of legal regulation of pension provision for persons who served in institutions and bodies of the penal system and their family members; the experience of solving these problems in the legislation of the Republic of Belarus is given; proposals are formulated to improve legislation and law enforcement activities aimed at raising the level of social and legal protection for employees of the Federal Penal Service.

Among the basic principles of improving legislation in the field of legal regulation the following are highlighted: ensuring the social security of employees, encouraging them to become attached to the service and serving the job, combined with economic incentives for deferred retirement; the establishment of a unified approach to the procedure for calculating the length of service for years and of monetary allowances for the purpose of a pension on the one hand, and taking into account the specifics of the service in the penal system and its various divisions, on the other hand; regulation of issues of pension provision for persons who served in institutions and bodies of the penal system, at the legislative level within the framework of a special law, excluding duplication of legal norms in other legislative acts; ensuring the validity and objectivity of the legislative changes introduced.

Key words: penal system; law enforcement service; social protection; legal protection; pension provision.

Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе объективно связано с деятельностью в режиме большого нервно-психического напряжения и самоотдачи, а также риском потери здоровья и жизни [2, с. 3]. Причинами этого являются ухудшение криминогенного состава спецконтингента, рост численности педагогически запущенных осужденных, лиц, имеющих психические расстройства и страдающих социально значимыми заболеваниями, а также действие множества иных экстремальных и психо-травмирующих факторов, оказывающих влияние на служебную деятельность сотрудников. Учитывая данное обстоятельство, можно предположить, что особый порядок и льготные условия пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, являются важными стимулами закрепления высокопрофессиональных сотрудников на службе, их служебно-профессионального продвижения и карьерного роста. Выплата государственных пенсий является компенсацией за оказанные государству услуги и оправдывается спецификой и характером службы сотрудников уголовно-исполнительной системы [4, с. 103]. Пенсионное обеспечение - это основной вид социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, вследствие чего исследование его особенностей, в частности правовой составляющей данного вопроса, представляется актуальным и значимым [3, с. 72].

По состоянию на 25.12.2017 количество действующих пенсионных дел в уголовно-исполнительной системе составляло 206 868 (195 487 - пенсии за выслугу лет, 6185 - пенсии по инвалидности, 5196 -пенсии по случаю потери кормильца). При этом численность пенсионеров достигла 208 789 чел. Сумма выплат пенсий за 2017 г. составила 43 062,2 млн руб. (2016 г. -38 759,3 млн руб.) [18, с. 176-179].

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регламентируется нормами Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской

Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) [7], Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941) [9], а также ряда других нормативных правовых актов.

Проведенный нами анализ нормативно-правовых основ пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, позволил выявить ряд проблем в данной области правового регулирования и разработать предложения по их решению.

1. Одной из проблем в контексте решения задачи закрепления на службе высокопрофессиональных сотрудников, на наш взгляд, является назначение пенсии за выслугу лет по «карьерному» принципу. Суть этого состоит в том, что, согласно абз. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, п. 8 и абз. 1 подп. «б» п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 пенсия уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при ее назначении исчисляется из сумм их денежного довольствия по последней штатной должности на момент увольнения. Исключение составляет сохранение должностного оклада лицам начальствующего состава в звании полковника внутренней службы и выше, переведенным по решению министра юстиции Российской Федерации в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет: пенсия может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода (абз. 2 подп. «б» п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941). Представляется, что при перево-

де сотрудника на нижестоящую должность, если такой перевод не производится в дисциплинарном порядке или по результатам прохождения аттестации, решение этого вопроса не должно зависеть исключительно от усмотрения министра юстиции Российской Федерации и специального звания сотрудника. Кроме того, основанием для сохранения должностного оклада, на наш взгляд, должно быть не только состояние здоровья или возраст сотрудника, но и такой значимый для сотрудника факт, как сокращение его должности. Например, применительно к лицам, проходившим военную службу, учитывается их перевод на нижестоящие должности в связи с организационно-штатными мероприятиями, причем достаточными признаются только один год срока службы в должности и наличие на день перевода выслуги, дающей право на пенсию за выслугу лет (абз. 2 подп. «а» п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941).

Полагаем, что порядок сохранения должностного оклада, учитываемого для назначения пенсии, должен быть единым для всех категорий лиц, на которых распространяется действие закона о пенсионном обеспечении. Право на сохранение должностного оклада не должно зависеть от принятия решения на федеральном уровне, а также от воинского (специального) звания сотрудника. В числе оснований перевода на нижестоящую должность наряду с возрастом и состоянием здоровья следует предусмотреть организационно-штатные мероприятия (сокращение штатов), а возможно, и другие основания (например, по собственному желанию), за исключением отрицательных. Требования к стажу службы в должности на момент перевода на нижестоящую должность также должны быть унифицированы. Требование наличия на день перевода выслуги, дающей право на пенсию за выслугу лет, должно быть сохранено. Все остальные, кроме должностного оклада, составляющие денежного довольствия, учитываемые при назначении пенсии, целесообразно брать на день увольнения со службы.

Иным вариантом решения рассматриваемой нами проблемы мог бы стать отказ (или частичный отказ) на уровне законодательства от «карьерного» принципа назначения пенсий в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и установление иного порядка их расчета. Например, при полном отказе такой расчет мог бы производиться исходя из среднего размера денежного довольствия для исчисления пенсии (с уче-

том его индексации или пересмотра размеров) за любой пятилетний период службы сотрудника (или весь период службы), при частичном отказе - исходя из среднего должностного оклада (с учетом индексаций и повышений), остальные же составляющие денежного довольствия для исчисления пенсий берутся на день увольнения со службы (оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет). Например, в Великобритании с 2015 г. была введена новая схема расчета пенсий сотрудникам тюремного ведомства, согласно которой пенсионные накопления формируются в течение всего периода службы, что позволяет определить размер пенсии не только на основе последних нескольких лет службы [1, с. 22].

На наш взгляд, целесообразно закрепить в законодательстве и некоторые частные случаи, когда предусматривается сохранение должностного оклада, учитываемого при назначении пенсии, если сотрудник переводится на должность с меньшим окладом. Например, законодательством Республики Беларусь предусмотрено сохранение должностного оклада лицам начальствующего состава Следственного комитета, органов внутренних дел, перемещенным на должности руководящего, профессорско-преподавательского состава и научных работников учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям для Следственного комитета, органов внутренних дел Республики Беларусь, после достижения ими выслуги 15 лет и более в календарном исчислении (ч. 2 п. 18 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05.07.1993 № 432 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим офицерского состава, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и членам их семей» [8] (далее - Постановление СМ РБ от 05.07.1993 № 432).

2. Не вполне юридически обоснованной представляется передача законодателем на подзаконный уровень полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии. В соответствии с абз. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 данный порядок определяется

Правительством Российской Федерации. Вместе с тем он включает в себя не только процедурные нормы, связанные с расчетом выслуги лет, но и нормы, регламентирующие основания для льготного зачета выслуги лет, что не является, на наш взгляд, правильным. Более того, часть данной компетенции делегируется Правительством Российской Федерации вообще на ведомственный уровень, что не предусмотрено вышеназванным законодательным актом. Так, например, согласно подп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 министром юстиции Российской Федерации определяется перечень организаций, должностей и условий для установления льготного зачета выслуги лет один месяц службы за два месяца в исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных к пожизненным срокам, а также в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы; согласно подп. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 министром юстиции Российской Федерации утверждается перечень предприятий, учреждений, организаций и должностей в центральном и территориальных органах и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы для установления льготного зачета выслуги лет один месяц службы за полтора месяца. Представляется, что если в первом случае министр юстиции Российской Федерации определяет перечень конкретных исправительных учреждений, в которых содержатся осужденные инфекционные больные и осужденные к пожизненным срокам, а также должностей сотрудников, которые участвуют в работе с такими осужденными, то во втором случае он определяет не конкретные наименования предприятий, учреждений и организаций, а виды данных подразделений, что должно быть реализовано, на наш взгляд, на законодательном уровне, а не на уровне правового акта федерального органа исполнительной власти. Данный вывод следует из анализа содержания Приказа Минюста России от 01.12.2005 № 233 «Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитыва-ется в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях» (далее - приказ Минюста России от 01.12.2005 № 233) [15].

3. В соответствии с абз. 1 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 в выслугу лет для на-

значения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Как можно видеть, лица, проходившие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в данной норме не упомянуты.

Вместе с тем в соответствии с абз. 2 ч. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчи-тывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. В соответствии с абз. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации. Следовательно, возможность зачета периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы законодательством предусмотрена. Представляется, что данная норма должна быть закреплена на законодательном уровне в рамках абз. 1 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 38 проекта федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» планируется нормативно закрепить включение в выслугу лет времени (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме, исчисляемого из расчета два месяца обучения за один месяц службы [5]. Вместе с тем, по нашему мнению, регламентировать данный вопрос необходимо в специальном нормативном правовом акте -Законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Законодательство Республики Беларусь решает вопрос зачета в выслугу лет периодов обучения несколько иным образом. Так, согласно п. 2 Постановления СМ РБ от 05.07.1993 № 432 лицам начальствующего и

рядового состава в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается период получения среднего специального и (или) высшего образования, но не более четырех лет и не ранее достижения 17-летнего возраста. Российское законодательство позволяет засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии не более двух с половиной лет от срока обучения.

4. Нуждаются в уточнении и дополнении правовые нормы, устанавливающие основания и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии в случае зачисления сотрудника в распоряжение учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п. 8.6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76, на сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах УИС [14]. В силу этого данный сотрудник также имеет право на льготный зачет выслуги лет, поскольку ни Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, ни приказ Минюста России от 01.12.2005 № 233 не предусматривают каких-либо исключений из общего правила исчисления выслуги лет в рассмотренных ситуациях. В соответствии с ч. 15 ст. 36 проекта федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» время нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа планируется засчитывать в выслугу лет в календарном исчислении. Вместе с тем представляется, что применять данное положение к расчету выслуги лет для назначения пенсии не вполне обоснованно, поскольку сотрудник, находящийся в распоряжении, как правило, продолжает нести службу и исполнять ранее возложенные на него обязанности. Кроме того, потребуется внесение соответствующих изменений в ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1) [17], предусматривающую льготный зачет выслуги лет.

5. Требует уточнения и порядок назначения пенсии бывшим сотрудникам в случае

лишения их в установленном законодательством порядке специальных званий. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсии указанным лицам назначаются на основаниях, установленных федеральным законом «О страховых пенсиях» [12]. Полагаем, что, исходя из буквального толкования, действие данной нормы не должно распространяться на лиц, которым уже была назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Данная норма является исключением из общего правила назначения пенсий лицам, проходившим службу, и не должна при применении подвергаться расширительному толкованию. Вместе с тем, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 № 863-О-О [13], выплата пенсии, ранее назначенной на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, подлежит прекращению в случае вынесения обвинительного приговора (предусматривающего лишение воинского (специального) звания) за совершенное в период прохождения службы преступление, даже если пенсия уже была назначена. Представляется, что при таких обстоятельствах необходимы соответствующая корректировка с ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и приведение ее в соответствие с указанной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, здесь необходимо учесть, что сотрудник, лишенный специального звания, может иметь травму либо заболевание, полученное при исполнении служебных обязанностей (либо в период прохождения службы), и в дальнейшем в случае утраты им трудоспособности (установление инвалидности) или в случае его смерти вследствие данной травмы (заболевания) он или члены его семьи не смогут претендовать на назначение соответственно пенсии по инвалидности либо пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. То есть в ситуации причинения вреда жизни и здоровью при исполнении служебных обязанностей сотрудник и члены его семьи фактически могут быть лишены указанной социальной гарантии, несмотря на то что на момент получения травмы (вреда здоровью) сотрудник имел специальное звание и исполнял возложенные на него государственные обязанности.

Более гуманный с точки зрения социально-правовой защищенности сотрудников подход к решению данной проблемы представлен в законодательстве Респу-

блики Беларусь. Так, согласно абз. 4 ст. 42 Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2050-Х11 «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (далее - Закон РБ от 17.12.1992 № 2050-Х11) при исчислении пенсий за выслугу лет лицам начальствующего и рядового состава, совершившим в период прохождения службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, оклад по специальному званию учитывается по званию «рядовой» [6]. В соответствии с ч. 5 п. 18 Постановления СМ РБ от 05.07.1993 № 432 лицам начальствующего состава, лишенным специального звания, назначенная им пенсия пересчитывается исходя из оклада по специальному званию «рядовой».

6. В соответствии с абз. 10 подп. «б» и абз. 24 подп. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 время службы, связанной с участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращению загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении: в период с 26.04.1986 по 31.12.1987 - из расчета один месяц службы за три месяца, а в период с 01.01.1988 по 31.12.1990 - из расчета один месяц службы за полтора месяца. В то же время в соответствии с абз. 1 ст. 8. Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1) зоной отчуждения (именовавшейся в 1986-1987 гг. 30-километровой зоной, а с 1988 г. до 15.05.1991 - зоной отселения) является территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 и 1987 гг. население было эвакуировано [11], то есть не только в 1986 г. При этом время на выполнение заданий и несение военной службы (службы) в зоне отчужде-

ния, согласно названному закону, засчиты-вается в выслугу лет на пенсию из расчета один месяц за три (абз. 6 ст. 23 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1), то есть не только до 31.12.1987. Представляется, что положения двух названных нормативных правовых актов нуждаются в более четком согласовании и корректировке.

7. В законодательстве отсутствует единый подход к регламентации порядка расчета выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам разных ведомств. Например, согласно абз. 5 п. 1(1) и абз. 5 п. 1(3) Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутреннихдел,войск национальной гвардии Российской Федерации, а также федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Как можно видеть, лица, проходившие службу в УИС, здесь не фигурируют. Согласно абз. 4 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам за-считывается служба в милиции (полиции), других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР.

Пункт 8 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий [10]. Кроме того, согласно ч. 6 ст. 38 данного федерального закона периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчи-тываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в стаж службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 включение в выслугу лет

для назначения пенсии периодов замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, должно распространяться и на лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 38 проекта федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, планируется включить в выслугу лет. По нашему мнению, данное положение необходимо закрепить в Постановлении Правительства рФ от 22.09.1993 № 941 или на уровне Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

8. Как нами уже отмечалось, прохождение службы в уголовно-исполнительной системе в значительной мере связано с действием различного рода экстремальных и психо-травмирующих факторов, сопряжено с высоким физическим и психо-эмоциональным напряжением, значительными служебными нагрузками и существенным риском причинения вреда здоровью сотрудника. В связи с этим в учреждениях и органах установлен льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии. Данное обстоятельство приводит к ситуации, когда многие сотрудники получают право на пенсию за выслугу лет, имея незначительный стаж службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении. Например, сотрудники, проходящие службу в исправительных учреждениях или местностях, для которых предусмотрен льготный зачет выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца, при определенных условиях (срок начала службы, служба в вооруженных силах и т. п.) могут претендовать на пенсию за выслугу лет уже в возрасте 29-30 лет, имея стаж службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении 9-10 лет. При этом размер пенсии за выслугу лет у лиц младшего начальствующего состава учреждений и органов может быть незначительным в сравнении с предусмотренным законодательством размером прожиточного минимума. Данная ситуация возникает в силу наличия небольшого стажа службы сотрудника в календарном

исчислении. Тем не менее представляется, что установление льготного зачета выслуги лет для назначения пенсии связано, прежде всего, с наличием особых условий прохождения службы и не должно рассматриваться в качестве аргумента при обосновании низкого размера пенсии сотрудника, имеющего установленную законодательством минимальную выслугу для ее назначения. Устанавливая льготный зачет выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца, законодатель тем самым признает риск и сложность прохождения службы, в частности в районах Крайнего Севера, учреждениях для содержания пожизненно осужденных, инфекционных больных. Не должно, на наш взгляд, быть такой ситуации, когда сотрудник вышел на пенсию за выслугу лет (пусть даже в льготном исчислении) и получает ее в размере, сопоставимом с прожиточным минимумом, тем более что размер этот в дальнейшем пенсионер увеличить уже не сможет. Иным образом обстоит дело в Республике Беларусь: в соответствии с п. «г» ст. 15 Закона РБ от 17.12.1992 № 2050-XII пенсионерам, получающим пенсии за выслугу лет, достигшим возраста, дающего право на получение пенсии по возрасту на общих основаниях, размер пенсии за выслугу лет увеличивается за каждый год стажа работы (со дня увольнения со службы до дня достижения пенсионного возраста), на 1 % соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более чем на 75 % этих сумм. Вместе с тем, согласно ст. 14 Закона РБ от 17.12.1992 № 2050-Х11, право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава, имеющие выслугу на военной службе и (или) службе 20 и более лет, но только при условии увольнения с военной службы или со службы по возрасту, болезни, в связи с организационно-штатными мероприятиями, по ограниченному состоянию здоровья или в связи с болезнью после увольнения с военной службы или со службы, а при увольнении по другим основаниям - при достижении предельного возраста состояния на военной службе или службе, установленного законодательными актами Республики Беларусь. Представляется, что названное условие, с одной стороны, способствует закреплению сотрудников на службе, а с другой - в определенной мере несправедливо, поскольку ставит различных сотрудников, имеющих одинаковую выслугу лет, в неравное положение. На наш взгляд, льготная пенсия является прежде всего социальной

гарантией, компенсацией за профессиональный риск. Поступая на службу, гражданин фактически добровольно отказывается от своего развития в качестве востребованного в рыночной экономике профессионала, выходя на пенсию, он практически утрачивает возможности такого развития, поскольку уже неконкурентоспособен с учетом своего возраста, состояния здоровья и карьерных перспектив.

То же самое можно сказать и про размеры пенсии по случаю потери кормильца, устанавливаемые членам семьи сотрудника уголовно-исполнительной системы, погибшего (умершего) вследствие травмы (заболевания), полученной при исполнении служебных обязанностей (в период прохождения службы), особенно если размер его должностного оклада, оклада по специальному званию и стаж службы незначительны. Полагаем, что размер данной пенсии должен составлять не менее полного денежного довольствия, которое он получал в период прохождения службы, с учетом всех его составляющих.

9. В соответствии с п. «б» ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях. Порядок определения причинной связи увечий и заболеваний установлен в разд. IX Положения о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 [16]), согласно которому вывод об отсутствии связи заболевания с исполнением служебных обязанностей делается на основании довольно узкого перечня критериев (подп. «а» п. 94). В связи с этим назначение пенсии по инвалидности вследствие военной травмы лицам, проходившим службу в исправительных учреждениях (в том числе в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях для инфекционно больных осужденных) и ставших инвалидами вследствие таких серьезных заболеваний, как туберкулез, ВИЧ-инфекция, гепатит С, не представляется возможным. Решение данной проблемы, на наш взгляд, могло бы способствовать повышению правовой и социальной защищенности сотрудников.

10. Отдельные правовые нормы, регламентирующие порядок расчета выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, нуждаются

в корректировке с позиций законодательной техники. Например, ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 устанавливает льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии из расчета два дня службы за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два. В то же время подп. «в» и «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 устанавливают основания для льготного зачета выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца и один месяц службы за полтора месяца соответственно. На практике данный зачет осуществляется из расчета один день службы за два дня и два дня службы за три дня соответственно.

В соответствии с ч. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. На практике данный зачет осуществляется из расчета два дня учебы за один день службы. В отношении иных категорий лиц, назначение пенсий за выслугу лет которым производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, может быть установлен и другой порядок зачета периодов обучения: например, один год обучения за шесть месяцев (ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, ч. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941). На наш взгляд, следует установить единый подход к формулированию содержания норм, регулирующих порядок зачета выслуги лет.

Таким образом, проведенный нами анализ нормативно-правовых основ пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, позволил выявить ряд проблем в рассматриваемой области правового регулирования. Решение данных проблем должно основываться на следующих принципах:

1. Обеспечение социальной защищенности сотрудников, их стимулирование к закреплению на службе и служебно-долж-ностному продвижению в сочетании с экономическим стимулированием отсроченного выхода на пенсию.

2. С одной стороны, установление единого подхода к порядку расчета выслуги лет и денежного довольствия для назначения пенсии в отношении всех категорий лиц, пенсионное обеспечение которых осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, с другой - учет специфики прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и различных ее подразделениях.

3. Регламентация вопросов пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на законодательном уровне в рамках специального закона (Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1), исключение дублирования правовых норм в иных законодательных актах, передача на подзаконный уровень правового регулирования только процессуальных (процедурных) норм.

4. Обеспечение обоснованности и объективности вносимых законодательных изменений.

щ список литературы

1. Анискина Н. В. Реформирование системы пенсионного обеспечения сотрудников УИС: российский и зарубежный опыт // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы междунар. науч.-практ. межведомств. конф. (г. Самара, 16-17 июня 2016 г.). Самара, 2016. С. 20-23.

2. Демин В. М. Профилактика правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.

3. Иванова В. В., Соколов Н. А. Актуальные вопросы пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Актуальные вопросы кадровой работы, социальной и правовой защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы России : сб. материалов науч.-практ. семинара (г. Вологда, 17 апреля 2017 г.). Вологда, 2017. С. 71-75.

4. Мухтарова Е. А. Социальная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы // Актуальные вопросы кадровой работы, социальной и правовой защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы России : сб. материалов науч.-практ. семинара (г. Вологда, 17 апреля 2017 г.). Вологда, 2017. С. 102-109.

5. О внесении проекта федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» : письмо Правительства Рос. Федерации от 01.02.2018 № 845п-П4. URL: https://legal.report/uploads/ doc/2/379630-7_02022018_0120032836-1.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

6. О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований : закон Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2050-XII (ред. от 09.01.2017, с изм. от 31.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей : закон Рос. Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 01.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим офицерского состава, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и членам их семей : постановление Совета министров Республики Беларусь от 05.07.1993 № 432 (в ред. от 04.10.2017). URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=23776 (дата обращения: 01.02.2018).

9. О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 22.09.1993 № 941 (ред. от 16.08.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС : закон Рос. Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 30.10.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О страховых пенсиях : федер. закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 05.07.2011 № 863-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях : приказ Минюста России от 01.12.2005 № 233 (ред. от 18.10.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе : постановление Правительства Рос. Федерации от 04.07.2013 № 565 (ред. от 30.03.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2017 г.) : информ.-аналит. сб. Тверь, 2018. 393 с.

g references

1. Aniskina N. V. Reformirovanie sistemy pensionnogo obespecheniya sotrudnikov UIS: rossijskij i zarubezhnyj opyt [Reforming the pension system of the penitentiary system staff: Russian and foreign experience]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema na sovremennom ehtape: vzaimodejstvie nauki i praktiki : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. mezhvedomstv. konf. (g. Samara, 16-17 iyunya 2016 g.) - Penal system at the present stage: interaction of science and practice : materials of the international scientific and practical interdepartmental conference (Samara, June 16-17, 2016). Samara, 2016. P. 20-23. (In Russ.).

2. Demin V. M. Profilaktika pravonarushenij sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Prevention of offenses committed by employees of the penal system : the author's abstract of the diss. ... PhD. in Law]. Moscow, 2007. 26 p. (In Russ.).

3. Ivanova V. V., Sokolov N. A. Aktual'nye voprosy pensionnogo obespecheniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Topical issues of pension provision for employees of the penitentiary system]. Aktual'nye voprosy kadrovoj raboty, social'noj i pravovoj zashchity sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii : sb. materialov nauch.-prakt. seminara (g. Vologda, 17 aprelya 2017 g.) - Actual issues of personnel work, social and legal protection of the staff of the Russian penal system : a collection of materials of the scientific and practical seminar (Vologda, April 17, 2017). Vologda, 2017. P. 71-75. (In Russ.).

4. Muhtarova E. A. Social'naya zashchita sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Social protection of the penitentiary system staff]. Aktual'nye voprosy kadrovoj raboty, social'noj i pravovoj zashchity sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii : sb. materialov nauch.-prakt. seminara (g. Vologda, 17 aprelya 2017 g.) - Actual issues of personnel work, social and legal protection of the staff of the Russian penal system : a collection of materials of the scientific and practical seminar (Vologda, April 17, 2017). Vologda, 2017. P. 102-109. (In Russ.).

5. O vnesenii proekta federal'nogo zakona «0 sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii» : pis'mo Pravitel'stva Ros. Federacii ot 01.02.2018 № 845p-P4 [On the Introduction of the Draft Federal Law «On Service in the Penitentiary System of the Russian Federation» : a letter by the Government of the Russian Federation from 01.02.2018 No. 845p-P4]. Availabel at: https://legal.report/uploads/doc/2/379630-7_02022018_0120032836-1.pdf (accessed 20.03.2018). (In Russ.).

6. O pensionnom obespechenii voennosluzhashchih, lic nachal'stvuyushchego i ryadovogo sostava organov vnutrennih del, Sledstvennogo komiteta Respubliki Belarus', Gosudarstvennogo komiteta sudebnyh ehkspertiz Respubliki Belarus', organov i podrazdelenij po chrezvychajnym situaciyam i organov finansovyh rassledovanij : zakon Respubliki Belarus' ot 17.12.1992 № 2050-XII (red. ot 09.01.2017, s izm. ot 31.12.2017) [On pension provision for servicemen, officers and officers of the internal affairs bodies, the Investigative Committee of the Republic of Belarus, the State Committee of Forensic Expertise of the Republic of Belarus, emergency agencies and units and financial investigation bodies : Law of the Republic of Belarus from 17.12.1992 No. 2050-XII (in red. on 09.01.2017, as amended on 31.12.2017). Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

7. O pensionnom obespechenii lic, prohodivshih voennuyu sluzhbu, sluzhbu v organah vnutrennih del, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhbe, organah po kontrolyu za oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv, uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i ih semej : zakon Ros. Federacii ot 12.02.1993 № 4468-1 (red. ot 01.07.2017) [On the provision of pensions for persons who have completed military service, service in the internal affairs agencies, the State Fire Service, the bodies responsible for controlling the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of the penal system, the troops of the national guard of the Russian Federation, and their families : the law of Russian Federation from 12.02.1993 No. 4468-1 (in red. on 01.07.2017)]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

8. O poryadke ischisleniya vyslugi let, naznacheniya i vyplaty pensij i posobij voennosluzhashchim oficerskogo sostava, praporshchikam, michmanam, serzhantam i starshinam, soldatam i matrosam, prohodyashchim voennuyu sluzhbu po kontraktu, licam nachal'stvuyushchego i ryadovogo sostava Sledstvennogo komiteta, Gosudarstvennogo komiteta sudebnyh ehkspertiz, organov vnutrennih del, organov i podrazdelenij po chrezvychajnym situaciyam, organov finansovyh rassledovanij i chlenam ih semej : postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Belarus' ot 05.07.1993 № 432 (v red. ot 04.10.2017) [On the procedure for calculating the length of service, the appointment and payment of pensions and allowances to military officers of the officer corps, warrant officers, sergeants, soldiers and sailors of military service under contract, officers of the Investigative Committee, the State Committee of Forensic Expertise, bodies Ministry of Internal Affairs, bodies and departments for emergency situations, financial investigation bodies and members of their families: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus from 05.07.1993 No. 432 (in red. on 04.10.2017)]. Availabel at: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=23776 (accessed 01.02.2018). (In Russ.).

9. O poryadke ischisleniya vyslugi let, naznacheniya i vyplaty pensij, kompensacij i posobij licam, prohodivshim voennuyu sluzhbu v kachestve oficerov, praporshchikov, michmanov i voennosluzhashchih sverhsrochnoj sluzhby ili po kontraktu v kachestve soldat, matrosov, serzhantov i starshin libo sluzhbu v organah vnutrennih del, federal'noj protivopozharnoj sluzhbe Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby, uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, i ih sem'yam v Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 22.09.1993 № 941 (red. ot 16.08.2017) [On the procedure for calculating the length of service, the appointment and payment of pensions, compensation and benefits to persons who have served as officers, ensigns, warrant officers and servicemen of extra-long service or as contract soldiers, sailors, sergeants and foremen, or service in internal affairs bodies, the federal fire service of the State Fire Service, the institutions and bodies of the penal system, the troops of the national guard of the Russian Federation, and their families in the Russian Federation : decree Russian Federation from 22.09.1993 No. 941 (in red. on 16.08.2017)]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

10. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 30.11.2011 № 342-FZ (red. ot 01.07.2017) [On the service in the internal affairs bodies of the

Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law from 30.11.2011 No. 342-FL (in red. on 01.07.2017)]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

11. O social'noj zashchite grazhdan, podvergshihsya vozdejstviyu radiacii vsledstvie katastrofy na CHernobyl'skoj AEHS : zakon Ros. Federacii ot 15.05.1991 № 1244-1 (red. ot 30.10.2017) [On the social protection of citizens exposed to radiation due to the Chernobyl disaster : the law of the Russian Federation from 15.05.1991 No. 1244-1 (in red. on 30.10.2017)]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

12. O strahovyh pensiyah : feder. zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ (red. ot 28.12.2017) [On insurance pensions: Federal Law from 28.12.2013 No. 400-FL (in red. on 28.12.2017)]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

13. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Klimovicha Aleksandra Ivanovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav chast'yu tret'ej stat'i 2 Zakona Rossijskoj Federacii «O pensionnom obespechenii lic, prohodivshih voennuyu sluzhbu, sluzhbu v organah vnutrennih del, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhbe, organah po kontrolyu za oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv, uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, i ih semej» : opredelenie Konstitucionnogo Suda Ros. Federacii ot 05.07.2011 № 863-O-O [On the refusal to accept the complaint of citizen Klimovich Alexander Ivanovich for violation of his constitutional rights by the third part of Article 2 of the Law of the Russian Federation «On the provision of pensions for persons who passed military service, service in internal affairs bodies, the State Fire Service, the bodies controlling the traffic in narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of the penal system, and their families» : the definition of the Russian Federation from 05.07.2011 No. 863-O-O]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

14. Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke primeneniya Polozheniya o sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii v uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : prikaz Minyusta Rossii ot 06.06.2005 № 76 (red. ot 12.12.2013) [On the approval of the Instruction on the procedure for the application of the Regulations on Service in the Internal Affairs Agencies of the Russian Federation in the Institutions and Bodies of the Penal System : Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from 06.06.2005 No. 76 (in red on 12.12.2013). Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

15. Ob utverzhdenii perechnej dolzhnostej, predpriyatij, uchrezhdenij, organizacij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, sluzhba v kotoryh zaschityvaetsya v vyslugu let dlya naznacheniya pensii na l'gotnyh usloviyah : prikaz Minyusta Rossii ot 01.12.2005 № 233 (red. ot 18.10.2017) [On the approval of lists of posts, enterprises, institutions, organizations of the penal system, the service in which is included in the length of service for the purpose of granting a pension on preferential terms : Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from 01.12.2005 No. 233 (in red. on 18.10.2017)]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

16. Ob utverzhdenii Polozheniya o voenno-vrachebnoj ehkspertize : postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 04.07.2013 № 565 (red. ot 30.03.2017) [On the approval of the Regulations on military medical examination : Government Decision from 04.07.2013 No. 565 (in red. on 30.03.2017). Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

17. Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody : zakon Ros. Federacii ot 21.07.1993 № 5473-1 (red. ot 28.12.2016) [On institutions and bodies that carry out criminal penalties in the form of deprivation of liberty : the law of the Russian Federation from 21.07.1993 No. 5473-1 (in red. on 28.12.2016). Access from the reference legal system «ConsultantPlus». (In Russ.).

18. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (yanvar'-dekabr' 2017 g.) : inform.-analit. sb. - Main indicators of the penal system (January-December 2017) : information-analytical collection. Tver, 2018. 393 p. (In Russ.).

УДК 343.82

Организационно-тактические основы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, имеющих социально значимые заболевания

с. а. копыткин - ведущий научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе Научно-исследовательского института ФСИН России;

в. в. горовой - научный сотрудник отдела по исследованию проблем трудовой занятости осужденных и экономических проблем функционирования уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе Научно-исследовательского института ФСИН России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.