Научная статья на тему 'О некоторых социально-финансовых гарантиях при прекращении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации'

О некоторых социально-финансовых гарантиях при прекращении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
986
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / STATE SERVICE / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFAIRS BODIES / ПРЕКРАЩЕНИЕ СЛУЖБЫ / УВОЛЬНЕНИЕ СО СЛУЖБЫ / DISMISSAL FROM SERVICE / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL GUARANTEES / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ / LUMP SUM ALLOWANCE / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / INSURANCE PAYMENTS / КОМПЕНСАЦИЯ / COMPENSATION / SERVICE IN THE INTERNAL AFAIRS BODIES / TERMINATION OF SERVICE / CASH ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов В.И.

В статье анализируются отдельные социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел при увольнении со службы, обусловленные особым правовым статусом, связанным с характером осуществляемой деятельности в интересах государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Some Social Financial Guarantees During Termination of the State Service in the Internal Afairs Bodies of the Russian Federation

The article analyzes separate social guarantees provided to the employees of theinternal afairs bodies upon dismissal from service, due to a special legal status related with the nature of the activities carried out in the interests of the state and society.

Текст научной работы на тему «О некоторых социально-финансовых гарантиях при прекращении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

О некоторых социально-финансовых гарантиях

при прекращении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

В. И. ИВАНОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: 21_9278475709@mail.ru

About Some Social Financial Guarantees During Termination of the State Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

V. I. IVANOV,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the

Interior of Russia) E-mail: 21_9278475709@mail.ru

УДК 331.106.442

В статье анализируются отдельные социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел при увольнении со службы, обусловленные особым правовым статусом, связанным с характером осуществляемой деятельности в интересах государства и общества.

Государственная служба, служба в органах внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел, прекращение службы, увольнение со службы, социальные гарантии, денежное довольствие, единовременное пособие, страховые выплаты, компенсация.

The article analyzes separate social guarantees provided to the employees of theinternal affairs bodies upon dismissal from service, due to a special legal status related with the nature of the activities carried out in the interests of the state and society.

State service, service in the internal affairs bodies, employee of the internal affairs bodies, termination of service, dismissal from service, social guarantees, cash allowance, lump sum allowance, insurance payments, compensation.

Прекращение государственной службы в органах внутренних дел как заключительный этап прохождения службы для каждого сотрудника воспринимается как значительная перемена в жизни и соответствующее изменение его статуса. В силу этого особую значимость для указанной категории граждан приобретает уровень обеспеченности социальных гарантий.

Конституция Российской Федерации как нормативный правовой акт высший юридической силы страны (ст. 7) признает Россию социальным государством, политика которого на-

целена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Для развитых и успешно развивающихся стран мира социальная функция государства стала аксиомой и, как отмечает А. Н. Мещеряков, «собственно реализация данной функции есть не что иное, как отдельное самостоятельное направление внутренней политики государства — социальной политики» [8].

На основе анализа ч. 2 рассматриваемой ст. 7 Конституции можно выделить основные направления социальной политики страны: — охрана труда людей;

— охрана здоровья нации;

— законодательное установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

— обеспечение на государственном уровне поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;

— развитие и совершенствование системы социальных служб;

— установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты населения.

Как справедливо отмечает П. А. Михайлюк, «именно социальное государство дает возможность спокойно и планомерно развиваться личности, берет под особую защиту отдельные категории граждан, которые в силу объективных и субъективных причин не могут в полной мере реализовать свои права в различных сферах публичного управления» [9].

Естественно, государственная социальная политика России не ограничена вышеприведенным перечнем направлений. Конкретные положения, определяющие порядок и механизм реализации основных направлений социальной политики государства, развиваются в отраслевом законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах. Социальная направленность внутренней политики государства предполагает постоянное совершенствование и развитие институтов государственной защиты отдельных категорий лиц, нуждающихся в соответствующем внимании.

Отдельную категорию субъектов социальной защиты государства небезосновательно представляют сотрудники органов внутренних дел, выполняющие специфические государственные функции и находящиеся на государственной службе. Их выделение в отдельную категорию обусловлено целым рядом обстоятельств и прежде всего отмеченным выше особым правовым статусом, связанным с характером осуществляемой деятельности в интересах государства и общества. Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (далее — Конституционный суд), специальный правовой статус сотрудников ОВД обусловливается характером осуществляемой ими деятельности в публичных интересах, выполнением конституционно значимых функций. Именно данное обстоятельство, по мнению данного судебного органа, определяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к сотрудникам ОВД [7]. Конституционный Суд также акцентировал внимание, что зачастую деятельность сотрудников ОВД сопряжена со значительным риском для их жизни и здоро-

вья. Поэтому государство обязано гарантировать им материальное обеспечение и предоставлять компенсации, если при прохождении службы причинен вред их жизни либо здоровью [6]. Объем предоставляемых в подобных случаях гарантий должен позволять в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса сотрудников.

Следующий значимый момент заключается в том, что сами сотрудники полицейской системы являются одновременно и представителями этого же общества. Соответственно, они нуждаются в социальной защите как в процессе выполнения оперативно-служебных задач, так и после завершения служебной деятельности и выхода на заслуженный отдых, а также при возможном наступлении страхового случая. Меры социальной защиты являются одной из существенных гарантий для личного состава МВД России, поскольку именно указанная сфера наиболее активно пересекается с проблемами правового регулирования статуса стражей порядка, прохождения ими службы.

Кроме того, служба в правоохранительных органах налагает ряд серьезных требований и ограничений на правовой статус указанных должностных лиц. Следует обратить внимание, что в новых условиях рыночной экономики личному составу Министерства внутренних дел запрещено заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, за исключением разрешенной законодательством педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Таким образом, государство, с одной стороны — возлагает на отдельные категории лиц (военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.) в сравнении с иными категориями профессий дополнительные обязанности и ограничения, а с другой — обеспечивает им более высокий уровень социального обеспечения и защиты.

Установление дополнительных социальных гарантий для личного состава подразделений внутренних дел имеет важное значение и для профилактики коррупционных правонарушений. С одной стороны, социально защищенный представитель силовой структуры государства не будет испытывать нужду и объективную потребность в совершении коррупционных правонарушений, с другой — будет дорожить своей службой и добросовестно выполнять свои функциональные обязанности.

На наш взгляд, следует согласиться с позицией П. А. Михайлюка, который утверждает, что «социальная защита сотрудников органов

внутренних дел самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Предполагается, что меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности сотрудников органов внутренних дел» [7]. При этом установленные гарантии социальной защиты должны эффективно функционировать как в период прохождения службы в системе МВД России, так и после прекращения государственной службы в данной структуре.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим систему социальных гарантий аттестованного личного состава МВД России, является Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации» (далее — ФЗ о соцгарантиях)[3].

Вопросам обеспечения социальной защиты сотрудников ОВД посвящена гл. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ о службе)[4]. Также в Федеральном законе от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» содержится отдельная глава, регулирующая гарантии социальной защиты сотрудников полиции [2].

Рассмотрим некоторые социально-финансовые гарантии, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел федеральным законодательством при прекращении государственной службы в системе МВД России. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 3 ФЗ о соцга-рантиях сотрудникам ОВД при увольнении со службы предусмотрены следующие выплаты: сотрудникам, общая продолжительность службы в системе МВД России которых в календарном исчислении составляет двадцать лет и более, выплачивается единовременное пособие (далее — ЕДП) в размере семи окладов денежного содержания (далее — ОДС), а сотрудникам, общая продолжительность службы которых меньше указанного периода — ЕДП в размере двух ОДС, который рассчитывается исходя из размеров должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольне-

ния с государственной службы приказом соответствующего руководителя.

До вступления в силу ФЗ о службе (1 января 2012 г.) выплата ЕДП при увольнении осуществлялась согласно Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 (ч. 17, п. «б»), и размер его устанавливался следующим образом: лицам рядового и начальствующего состава ОВД, уволенным со службы по достижении предельного возраста, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, выплачивалось ЕДП в размерах: при выслуге менее десяти лет в календарном исчислении — пять месячных окладов, при выслуге от десяти до четырнадцати календарных лет включительно — десять месячных окладов, при выслуге от пятнадцати до двадцати календарных лет включительно — пятнадцать месячных окладов и при выслуге свыше двадцати лет — двадцать месячных ОДС, а уволенным по другим основаниям — 40 % вышеуказанных размеров. При расчетах по указанной схеме учитывались и те суммы единовременного пособия, которые выплачивались сотрудникам при предыдущем увольнении со службы в системе МВД России.

Названным федеральным законом о социальных гарантиях предусмотрена и выплата повышенного единовременного пособия: «сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания» [3].

В то же время законодатель предусмотрел в каких случаях не выплачивается ЕДП (ч. 8 ст. 3 ФЗ о соцгарантиях) — это касается сотрудников, увольняемых со службы в ОВД по так называемым «отрицательным» основаниям (п. 6, 7, 14, 15 и 20 ч. 2 ст. 82, п. 5, 7, 9 и 10 ч. 3 ст. 82, ст. 82.1 ФЗ о службе).

Таким образом, в вышеуказанной статье закона закреплен исчерпывающий перечень оснований, когда сотруднику ОВД не выплачивается ЕДП. Соответственно, увольнение сотрудника со службы в ОВД по другим пунктам ст. 82 ФЗ о службе не может являться основанием для отказа в выплате ему ЕДП по случаю прекращения службы.

В обоснование данной позиции приведем пример из судебной практики. В 2013 году при проведении должностными лицами территориального органа Росфиннадзора в Красноярском крае ревизии финансово-

хозяйственной деятельности линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Ачинск (далее — ЛО МВД России на станции Ачинск) были выявлены нарушения бюджетного законодательства, а именно: выплачено единовременное пособие в связи с увольнением при нарушении условий контракта (досрочное расторжение контракта по инициативе сотрудника). На основании составленного акта административным органом вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета и указано о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков и недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства РФ.

ЛО МВД России на станции Ачинск, полагая, что данное представление в указанной части не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы подразделения МВД России обратился в краевой Арбитражный суд с заявлением об оспаривании представления.

В ходе рассмотрения искового заявления, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что использование сотрудником права уволиться со службы в ОВД по собственной инициативе и досрочное расторжение контракта на основании соответствующего рапорта само по себе не может расцениваться в качестве нарушения условий контракта со стороны сотрудника. Иное толкование норм действующего законодательства со стороны административного органа суд считает необоснованным. Таким образом, у ЛО МВД России на станции Ачинск отсутствовали основания для невыплаты уволенным сотрудникам ЕДП в связи с расторжением контракта.

По данному делу Арбитражным судом принято решение о признании недействительным соответствующих пунктов представления территориального управления Росфиннадзора о ненадлежащем исполнении бюджета линейным отделом на станции Ачинск. Постановлениями вышестоящих арбитражных судов (Третьего арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа) решение Арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

Следует иметь в виду, что аттестованным сотрудникам МВД России, уволенным со службы без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в ОВД менее двадцати лет, ежемесячно в течение одного года после прекращения службы выплачивается оклад по специальному званию.

Порядок указанной выплаты установлен Правительством РФ и предусмотрен в определенных случаях увольнения:

— «по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ОВД;

— по состоянию здоровья;

— в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником;

— в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти (далее — ФОИВ) в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

— в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

— в связи с болезнью;

— в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в ОВД;

— в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в ОВД в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством РФ» [3].

При прекращении службы по вышеуказанным основаниям, а также по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск в полном объеме, а при увольнении по другим основаниям — пропорционально периоду службы в год увольнения. Также независимо от оснований прекращения действия контракта выплачивается денежная компенсация за все отпуска, не использованные до 1 января года увольнения (прекращения службы).

Отдельная социальная гарантия предоставляется сотрудникам, проходившим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории РФ и переезжающим на избранное новое место жительства в связи с увольнением со службы в ОВД. Им и членам их семей возмещаются «расходы на проезд к избранному месту жительства и перевозку до двадцати тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества) либо расходы на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, но не выше стоимости перевозки в контейнере» [3].

Еще одной социальной гарантией сотрудников ОВД после прекращения государственной службы в системе МВД России является получение ими страховых выплат. В соответствии с действующим законодательством жизнь и здоровье личного состава ОВД подлежит обязательному государственному страхованию с первого дня службы по день прекращения контракта о прохождении службы и в течение года после увольнения. Согласно ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ гражданин в течение года после увольнения в случае наступления страхового случая, а именно установления инвалидности, имеет право обратиться за получением страховых выплат, размер которых на сегодняшний день составляет: инвалиду

1-й группы — 1 млн. 500 тысяч рублей; инвалиду

2-й группы — 1 млн. рублей; инвалиду 3-й группы — 500 тысяч рублей [5].

Статья 4 ФЗ о соцгарантиях закрепляет за сотрудником, прослужившим в ОВД не менее десяти лет в календарном исчислении, право на единовременную социальную выплату (далее — ЕСП) для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в системе МВД России. Право на выплату ЕСП сохраняется и за сотрудниками, уволенными со службы

в ФОИВ в сфере внутренних дел с правом на пенсию, при условии принятия их на учет в качестве имеющих право на получение ЕСП в период прохождения государственной службы.

Подводя итоги, можно констатировать следующие тенденции. Проводимая в последнее годы реформа МВД России осуществлялась в контексте социальной политики государства. Принятый в 2001 г. ФЗ о социальных гарантиях позволил упорядочить и систематизировать названные гарантии сотрудников одной из самых многочисленных силовых структур, что справедливо можно считать важным достижением социальной политики государства. Предпринятые меры позволили значительным образом увеличить объем и уровень социальных гарантий личного состава органов внутренних дел. Возникающие трудности применения законодательства о социальной защите сотрудников ОВД дают предпосылку к дальнейшему совершенствованию социальной политики государства в отношении социальных гарантий сотрудников ОВД в целях обеспечивания доступности всех законодательно установленных мер социальной поддержки, что улучшит условия прохождения службы и тем самым способствует закреплению профессионального кадрового ядра на службе.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 08 февр., 10 февр.

3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации // Рос. газ. 2011. 21 июля.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Рос. газ. 2011. 07 дек.

5. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сот-

рудников войск национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Рос. газ. 1998. 07 апр.

6. По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина»: постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. № 17-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 1.

7. По делу о проверке конституционности пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с жалобами

граждан Д. А. Васина и И. С. Кравченко»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. № 29-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 1.

8. Мещеряков А. Н. Социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в контексте социальной

политики государства // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 1 (4).

9. Михайлюк П. А. Административно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.