Научная статья на тему 'Восстановление кыргызской детской литературы'

Восстановление кыргызской детской литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маатазимова Гулзат Эрмаматовна

В этой статье исследуется исторический процесс с эволюционным развитием произведений для детей в начальных классах школьного курса. Кыргызская детская литература тесно связана с творчеством детских писателей, исследованием и изучением детской литературы. Это долговременный исторический, педагогический, социальный процесс. В период СССР развитию детской литературы особое внимание уделяли и Коммунистическая партия, и Советское правительство. Литература была важным средством в воспитании подрастающего поколения. В статье дан анализ научных изысканий кыргызской детской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление кыргызской детской литературы»

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КЫРГЫЗСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Маатазимова Г.Э.

Маатазимова Гулзат Эрмаматовна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Жалал-Абадский государственный университет, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: в этой статье исследуется исторический процесс с эволюционным развитием произведений для детей в начальных классах школьного курса. Кыргызская детская литература тесно связана с творчеством детских писателей, исследованием и изучением детской литературы. Это долговременный исторический, педагогический, социальный процесс. В период СССР развитию детской литературы особое внимание уделяли и Коммунистическая партия, и Советское правительство. Литература была важным средством в воспитании подрастающего поколения.

В статье дан анализ научных изысканий кыргызской детской литературы. Ключевые слова: педагогический процесс, обучение в начальных классах, литературное чтение, детская литература, детский писатель, начальная школа, учебная программа, эволюционное развитие.

УДК 821.512.154

В первой половине 20-го столетия в кыргызской детской литературе отмечается процесс формирования и становления, со второй половины особое внимание уделяется её всестороннему развитию. Произведения детских писателей вводятся в школьный курс начальных классов и исследуются их уровень, содержание, формы и методы обучения.

Принимаются постановления правительства, так в 1931 году - «О начальных и средних школах», «О структуре начальных и средних школ в СССР», а в 1932 году -«О порядке и программе в начальных и средних школах». Вводится новый термин «класс» для 4 лет обучения, который именуется «начальными классами».

В 1935 году издается постановление «Об организации учебного процесса о внутреннем распорядке в начальных, неполных средних и средних школах».

В 1924 году программа для начальных классов была переведена на кыргызский язык, но, несмотря на это, материалы по кыргызскому языку и литературному чтению не были включены. Значит, если эти предметы отсутствовали в учебной программе, то не могло быть и речи об учебниках родного языка и по чтению. Этот нормативный документ, со всеми дополнениями, вновь издан в 1929 году, но там нет места родному языку и литературному чтению.

В 1930 году комиссариат просвещения разработал программу для начальных школ и напечатал их в журнале «На пути к новой культуре» (№ 3-4, 1930 г.) и здесь было включено правила грамматики кыргызского языка вместе с комплексными темами, но не было включено литературное чтение.

Первая учебная программа для начальных школ сел и деревень была разработана Аалы Токомбай уулу в 1932 году, а в 1934 году она переиздана и были включены произведения кыргызских поэтов, но вместе тем прозаические произведения детских писателей не были включены.

В хрестоматиях 30-х годов У. Абдукаимова для 3-го учебного года, М Абдыкеримова для 4-го учебного года включены произведения детских писателей. Предлагались к изучению рассказы К. Маликова «Сарала козу» («Рыжеватый ягненок»), С. Сасыкбаева «Учкучтар» («Пилоты»), и др. произведения.

Исследования, методические статьи о проблемах обучения произведении детских писателей начали издаваться в 1928 году, в мае месяце, в журнале «На пути к новой культуре». В третьем номере журнала издана статья, автора под именем Айымжан

«Система организации учебно-познавательной работы», в 6-7 номерах тиража статья С. Шамырза уулу «Обучение на уроках комплексным путем» они рассказали учителям о новых методах обучений и организационных подходах.

В 20-30-х годах ХХ столетия составлением учебников для начальных классов, исследованием произведений детских писателей и разработки методики их обучения занялся Сатыбалды Нааматов. В его учебниках и методических пособиях рекомендованы меры по отбору литературных текстов для детей и прошли апробацию.

С преобразованием в 1936 году в Кыргызскую ССР и получением статуса независимости, начальные образования преобразованы в семилетние школы. Открытие новых школ рос небывалым темпом. К литературному чтению были включены произведения детских писателей: А. Токомбаева, К. Баялинова, Ж. Жамгырчинова, К. Эсенкожоева, М. Элебаева, Т. Сыдыкбекова, С. Сасыкбаева и многих других. В эти же годы поэт А. Осмонов совместно с М. Кырбашевым создали учебную хрестоматию. В нее вошли новые произведения.

В учебниках 20-30-х годов общие материалы произведений кыргызской литературы составляли всего лишь 7-8 %. Основная их причина заключалась в том, что большое внимание уделяли произведениям русских писателей и очень много включены произведения, которые были переведены. Сталинская репрессивная машина преграждала путь к развитию национальной литературы и написанию многих, задуманных ранее, произведений. В 30-40-х годах в статьях М. Жаныбаева «О ведении обучающего урока», К. Акылбекова «Методика обучения литературы» предлагались методики обучения детской литературы. Можно особо выделить труды Н. Макешова, он исследовал проблемы создания учебников для начальных классов. Предлагал к ним произведения детских писателей, анализировал данные произведения и через них исследовал проблему восстановления речевой культуры у учащихся. Все это осуществлял через опыт, через многолетней практики.

В послевоенное время, в 1946-1949 годы, особое внимание уделено на составление новых программ и написании учебников. В 1946 году предлагался учебник «Родная речь» для 4 класса под редакцией З. Бектенова, Х. Карасаева, У. Абдукаримова. В этот учебник вошли произведения детских писателей, одновременно Э. Бердибеков написал свои методические труды, с помощью этих пособий, учителя научились к правильному решению некоторых проблемных вопросов по использованию учебников.

В 50-60 годы пришло новое поколение литературных критиков, они стали требовать от детских писателей все новые и новые повышенные требования. К. Укаев написал статьи под названиями: «Развитие научно-фантастических произведений в кыргызской прозе», «О жанре для малышей». В этих статьях он показал себя как тонкий эстет, понимающий специфику детских произведений.

В эти годы Т. Сыдыкбеков написал свой роман «Дети гор» (1953), появилась фантастическая повесть К. Жантошева «Вода, прошедшая через перевал» (1955). Активно работал детский писатель Ш. Бейшеналиев, выпустил ряд книг: в 1955 году «Белый верблюжонок», в 1956 году «Кычан», в 1960 году «Сказитель загадок Чынара», в 1963 году «Рогатый ягненок». Как только эти произведения опубликовались, то сразу заняли свои места в учебниках начальных классов и внесли свою лепту в развитие умственных способностей детей, словарного запаса, воспитание положительных качеств у детей.

Ученым, который написал свои статьи о творчестве детских писателей, в том числе, анализировавший повести-рассказы Ш. Бейшеналиева, автор книги «Кыргызская детская литература», специально изданной в 1963 году, был М. Тулогабылов [6].

С 12 по 14 мая 1966 года прошел 4 съезд Союза писателей Кыргызстана, на котором утверждены докладчики по разным жанрам. По детской литературе с докладом выступил М. Тулогабылов. В этом докладе были проанализированы произведения детских писателей и отмечено, что жанр детская литература еще не достаточно развивается.

В учебнике и методическом руководстве, написанном учителями под руководством Ж. Мукамбаева, в статьях Маткеримова «Об эффективности урока чтения», «Зарождение новой эпохи на уроках», А. Мамбеталиева предлагались пути и методы литературного образования в начальных классах [1; 2]. Труды Б. Рысбекова и исследования К. Сартбаева занимают особое место во включении произведений детских писателей в учебники школьной программы [3].

К. Сартбаев в статье «Труд - ключ к счастью» провел анализ десятков рассказов детских писателей на предмет воспитания молодого поколения трудолюбивыми через художественное чтение в процессе обучения [5].

Например в книге «Родная речь» для первого класса рассказы «Телегей апа» (Ж. Садыбакасов), «Помощь матери» (С. Сасыкбаев), «Мой сад» (Ж. Таштемиров), в учебнике второго класса в рассказах как «Коллектив», «Маленькие помощники», «Новый урожай», «Хлопкоуборочная машина», «Давайте, собираем мы тоже хлопок», «Истинная дружба», «Сыновья», «Зимний труд в колхозе», «Смелый поступок Кубатбека», «Выполненное обещание», «Богатый урожай свеклы», «Ак-Сайский десант», «Сад, который вырастил сам», «Коллектив», «Маленькие помощники», «Новый урожай», «Хлопкоуборочная машина», «Давайте, собираем мы тоже хлопок», «Истинная дружба», «Сыновья», «Зимний труд в колхозе», «Смелый поступок Кубатбека», «Выполненное обещание», «Богатый урожай свеклы», «Ак-Сайский десант», «Сад, который вырастил сам».

В этот же учебник включен отрывок из произведений Ч. Айтматова «Ранние журавли» под названием «Ак-Сайский десант». В нем отмечается подвиг школьников, во время Великой Отечественной войны Эргеша, Кубаткула, Султанмурата, Анатая и помощь Эркинбека, которые раннею весною помогли вспахать колхозную землю и через их трудовой подвиг показывает воспитательную значимость труда в воспитании.

В учебниках «Родной язык» за 3 класс отражена тема труда в произведениях: «Плодородный сад» (Т. Сыдыкбекова), «Маленький чабан» (А. Токомбаев), «Новый приплод» (К. Эшмамбетов), «Храбрый чабан» (К. Жумагазиев), широко собраны материалы педагогических опытов учителей по трудовому воспитанию школьников на уроках родного языка в начальных классах. Они особое внимание уделяют тесной взаимосвязи обучение грамотности и материалам родного языка и внеклассного обучения. На основе этих материалов можно провести разъяснительную работу по трудовому воспитанию. Подчеркивая это, учитель школы № 2 имени В.И. Ленина Ноокатского района Бурул Шагданова, учитель начальных классов средней школы «Эпкин» Кочкорского района, заслуженный учитель Кирг. ССР Асранбек Маткеримов высоко оценили роль трудового воспитания. Их пройденный опыт и методические приемы по совмещению на уроках обучения грамотности в начальных классах с трудовым воспитанием неоценим.

Список литературы

1. Мукамбаев Ж. Эне тил: 2-класс: (6 жашынан окугандар YЧYн окуу китеби) /

Ж. Мукамбаев, Ш. Шукуралиев. Ф.: Мектеп, 1987. 136 б.

2. Мукамбаев Ж. 2-класста эне тилин окутуу [Текст]: (Мугалимдер YЧYн колдонмо).

Ф.: Мектеп, 1987. 55 б.

3. Сартбаев К. Обучение "Алиппе" и внеклассное чтение [Текст]: (Пособие для учителей 1-го кл.) / Б. Рысбеков. Ф.: Мектеп, 1986. 152 с.

4. Сыдыкбеков Т. Тоо балдары [Текст]: (Роман). Ф.:Кыргызмамбас, 1953. 380 б.

5. Сартбаев К. Ключ счастья в труде. Учительская газета, 1985. 25.06. С. 4.

6. ТулогабыловМ. Кыргызская детская литература [Текст]: Ф.: Илим, 1963. 96 стр.

ИНДИВИДУАЛЬНО-КОЛЛЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ УЧАЩИХСЯ СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДМШ И ДШИ Беляева О.Д.

Беляева Ольга Дмитриевна - преподаватель по классу скрипки, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Зареченская детская школа искусств, г. Тула

Аннотация: в статье рассматривается проблема становления исполнительского мастерства учащихся струнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИ. Рассмотрены плюсы и минусы индивидуальной и коллективной (коллективно-групповой) форм обучения, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения как методологически обоснованный принцип современной скрипичной педагогики. Ключевые слова: музыкальное образование, индивидуальная форма обучения, коллективная форма обучения, коллективные формы музицирования, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения.

Музыкальная педагогика - один из наиболее консервативных разделов образования. В скрипичных классах музыкальных школ, как и в обучении игре на скрипке вообще, давно уже сложилась парадоксальная ситуация. Детей учат в основном в режиме сольного исполнительства, в то время как большинству из них в будущем предстоит заниматься главным образом ансамблевым и оркестровым (профессиональным или любительским) музицированием. Даже крупнейший скрипач-концертант современности И. Менухин в одном из выступлений констатировал, что «золотой век солиста прошел» [5].

Акцент на преимущественное развитие сольных исполнительских качеств нередко приводит к тому, что по окончании музыкальной школы у учащегося полностью отсутствуют навыки игры в коллективе. Между тем коллективные формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования и развития. Вдобавок, по мнению известного пианиста и методиста А.Д. Готлиба, совместное исполнительство развивает культуру человеческих отношений в целом [2]. Ведь первооснова музыкального содружества - согласованность своих желаний с желаниями других людей. Это, прежде всего, объединенные, к одной цели направленные усилия нескольких исполнителей, воплощающих общий, для всех участников ансамбля увлекательный и естественный замысел.

Традиционная и повсеместно принятая в России индивидуальная форма обучения существует в практически неизменном виде на протяжении нескольких веков. Модель урока по специальности одинакова на всех этапах обучения, будь то музыкальная школа, училище или вуз. Учащийся исполняет произведение, а педагог словами или показом корректирует его игру. Затем при необходимости объясняется новый материал, и учащийся дома пытается улучшить свою игру с учетом замечаний преподавателя. По сути, все обучение сводится к интерпретации какого-либо музыкального произведения и подготовке исполнителя-солиста. В программных

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.