ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТУДЕНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ ПО КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗЛОЖЕНИЙ) Мусаева В.И. Email: [email protected]
Мусаева Венера Инятовна — доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии обучения кыргызскому и русскому языку, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье были предложены для педагогов-студентов как будущих учителей кыргызского языка и литературы приемы обучения изложению как основному виду письменных работ. Были предложены некоторые приемы обучения культуре письменной речи учащихся, работа с готовым текстом, составление плана текста, а также цели, задачи и виды проведения письменных работ, в том числе изложений, при изучении кыргызского языка и литературы. Методика проведения видов изложений - выборочного, сжатогое, творческого или изложения с элементами сочинения. А также речь идет о нормах оценивания изложений по кыргызскому языку и литературе.
Ключевые слова: кыргызский язык, кыргызская литература, культура письменной речи, письменные работы, нормы оценки изложений, виды изложений, полный, сжатый, выборочный, творческий.
METHODS OF TEACHING THE CULTURE OF WRITTEN SPEECH OF PUPILS OF STUDENT TEACHERS OF KYRGYZ LANGUAGE AND LITERATURE (FOR EXAMPLE, SUMMARIES) Musayeva V.I.
Musayeva Venera Inyatovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF LEARNING TECHNOLOGIES OF THE KYRGYZ AND RUSSIAN LANGUAGE,
FACULTY OF EDUCATION, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: this article was requested for the teacher-student as future teachers of Kyrgyz language and literature teaching techniques of presentation as the principal written works. Was proposed some ways of teaching culture of written speech of pupils, the work with the finished text, the plan text, goals, objectives and types of written work, including summaries when studying Kyrgyz language and literature. The methodology of the types of summaries as selective, concise, creative or presentation with elements of writings. And we are talking about the standards of evaluation of Kyrgyz language and literature.
Keywords: kyrgyz language, kyrgyz literature, culture, writing, written work, standards of evaluation summaries, species summaries, complete, compressed, selective and creative.
УДК: 371.3: 494.3:894.341
При «Конкретизации основных направлений модернизации высшего образования» [22. с. 15] в первую очередь что следует учесть педагогам-студентам - это основная цель не только механическое заучивание грамматических категорий в школе на уроках кыргызского языка, кыргызской литературы, а наоборот, начиная с предложения, взятого для анализа, при формировании навыков письменных работ как диктант, изложение, через выбранные для них тексты вместе с воспитанием учебной работы [1; 10; 11; 13; 14; 15; 16], необходимо формировать у учащихся культуру письменной речи посредством последовательных письменных работ.
Школьники вместе с применением грамматических средств, синтаксических конструкций, лексического словарного запаса, богатства художественного языка в связи со всеми жизненными ситуациями должны уметь устно и письменно свободно, логически излагать по той или иной теме, вопросу, проблеме, овладевать культурой речи высокого уровня, красноречием, риторическим мастерством [2; 20; 21], начиная именно с начальных классов. Вот такие языковые, речевые-коммуникативные и культурные методы, видные тренировки связной
речи, культура речи вместе с темой разделов по лексике и фразеологии, фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, орфоэпии и словообразованию, реализуются только в результате совместного объединения. Точнее говоря, педагоги-студенты должны знать, что грамматические материалы в качестве средства формирования речи, культуре устной речи, культуре письменной речи [1; 10; 11; 13; 14; 15; 16] и считаем в качестве направления обучения обращение внимания на это.
При обучении учащихся связной речи главной функцией является изложение. Изложение -это один из методов овладения связной речью. Как звучит название, если в узком смысле, объяснение новой темы педагогом-студентом на каждом уроке и ответы на вопросы задания учащихся охватывают элементы изложения. А в широком смысле, выделяя специальное время на изложение, в качестве подготовительной работы к изложению в качестве основного вида обучения этому учащихся. Путем проведения изложения практически реализуются теоретические вопросы связной речи.
Если быть точнее, для изложения, обязательно, берется текст, определяется основная мысль текста, выбирается тема, уточняются основной тематический стержень текста, мини-тема, абзацы, осваивается взаимосвязь друг с другом, составляют план текста. В тексте участвуют типы речи: повествование, описание, рассуждение, и стили речи: художественный, научный, публицистический, устный разговорный, интерпретируются их взаимосвязи, например: описание, художественный стиль описания, соотношение учебно-научного мышления и публицистического стиля.
Начиная со связной речи в учебной программе по кыргызскому языку такие речевые и языковые упражнения в разделах: синтаксис, фонетика, лексика, фразеология, морфология, тренировочные работы должны осуществляться во время обучения изложению. Значит, педагоги-студенты должны знать, что изложение в качестве главного раздела связной речи является подготовительным этапом учащихся к умению слушать и запоминать, правильно излагать чужую речь, чувствовать языковые особенности автора, свободно и творчески мыслить, упорядоченно и грамматически грамотно излагать содержание текста, всесторонне анализировать текст, и самое главное, применять полученные знания по родному языку на практике.
Обучение изложению имеет и мощное воспитательное значение. Так как события, явления, система образов, жизненные примеры, художественные изложения и описания, учебно-научные размышления, изображенные в текстах публицистического стиля, выбранных для изложений формируют у учащихся мировоззрение, развивают у них познавательные навыки. Обогащая духовный мир, оказывают положительное влияние на способности чувствовать, запрещать, представлять. Воспитывая труду с реализацией эстетического вкуса, нравственности, гуманности, взаимовыручке, культуре умственного труда, ориентирует на правильный шаг в жизни. Учит овладевать художественной речью, научной речью и публицистической речью. Для этого тексты педагоги-студенты должны отбирать на основе принципов педагогики, дидактики, учитывая возрастные особенности учащихся. Они должны исходить с позиции требований методики обучения родному языку.
В школе на уроках кыргызского языка и литературы обычно проводятся три последовательных друг с другом основных вида письменных работ. Это: диктант + изложение + сочинение = текст. Значит, названные письменные работы [10; 11; 13; 14; 15; 16] выполняют функцию формирования у учащихся культуры письма, письменной речи.
Изложению так же как диктант должны обучать, начиная с начальных классов. Писать изложение можно не только письменно, устная форма проведения изложения экономит время и способствует развитию устной речи. Оно особенно способствует формированию на уроках кыргызского языка умений закреплять грамматический материал, проходимый по кыргызскому языку, анализировать язык, структуру и содержание текста, умений и навыков орфографической, пунктуационной грамотности, знаний словарной работы, связной речи. Изложение также используется и на уроках литературы. Например, делается акцент на литературно-теоретический анализ содержания художественного текста. А также для студентов-педагогов очень важно знать о необходимости проведения устного изложения, письменного изложения, тренировочные работы при обучении всем предметам [1; 10; 11; 13; 14; 15; 16].
Беря за основу государственный стандарт по родному языку и материалы учебной программы для начальных классов [4; 5], дидактические учебные тексты, соответствующие видам письменных работ [9; 12] вместе с привитием навыков учащимся грамотно писать, заново составлять текст и развивать деятельность, также реализует межпредметную связь с уроками литературного чтения. Повышая орфографическую, орфоэпическую, пунктуационную, грамматическую грамотность учащихся, и создает предпосылки для формирования устной, письменной связной речи, речевого
этикета, речевой деятельности, культуры умения читать, культуры умения писать, «риторических приемов» [2; 20; 21]. Студент-педагог должен делать упор на миропознание, развитие речевого-коммуникативного и литературно-эстетического вкуса.
В начальных классах, если диктант идет как подготовительный этап к написанию изложения, то изложение является основным обучающим этапом к написанию сочинения. Проведение изложения в устной и письменной форме создает предпосылки для формирования культуры устной и письменной речи учащихся. Тексты для изложений отличаются объемностью по сравнению с текстами для диктантов с опорой на дидактические принципы как от простого к сложному, научности, доступности, связи с жизнью [4; 5; 6]. Для обучающих изложению следует использовать тексты по освоению грамматических, орфографических тем. Для письменных работ каждого класса при отборе текста для педагога-студента имеются широкие возможности. Создаются благоприятные условия для отбора, сравнения, работы с дидактическими материалами, не навязывая какой-то определенный текст.
Текст для изложения педагог-студент может выбрать сам самостоятельно из сборника. Если текст очень объемный, то его содержательная, структурная и языковая сторона, не разрушая целостного единства, аккуратно отбирается его необходимая часть. В некоторых случаях педагог-студент отбирает текст согласно тому, какие действия выполняются по связной речи. Если брать любой текст, то будет трудно проводить тренировочные работы. Например, в этом тексте того типа речи или стиля, о котором хотел вести речь педагог-студент, может и не быть. Поэтому следует несколько раз прочитать предварительно текст, и только тогда, когда студент-педагог будет различать, в каком стиле написан текст и какие типы речи использованы, каков их порядок: повествовательно-описательное рассуждение, или описательно-повествовательное рассуждение, или же рассуждение-повествование-описание - только когда педагог-студент будет их различать, работать с текстом будет легче. Изложение должно считаться одним приемом обучения устной и письменной языковой культуре, связной речи, речевому этикету, риторическим приемам, красноречию [2; 20; 21].
В изложении письменного вида берется отрывок из связного текста. Учащиеся пересказывают кратко или подробно данный текст. Перед написанием изложения педагогом-студентом проводится вводный рассказ. Его цель - образование мотивации учащихся по отношению к написанию изложения наряду с подготовкой восприятия текста. В этом собеседовании педагог-студент кратко рассказывает об авторе текста, ситуации, в которой происходит событие. В некоторых случаях интерпретируются тема, идея, проблемы, непонятные слова, термины.
При написании изложения [10; 11; 13; 14; 15; 16] текст зачитывается два раза. При первом чтении учащиеся определяют содержание, основную мысль текста, но порядок микротем нужно запомнить. Учащиеся могут успеть в рабочих тетрадях записать некоторые вопросы и составить план. После пятнадцати минут текст читается второй раз. Затем начинается написание изложения. После того как во второй раз прослушают текст, учащиеся упорядочивают свои планы, уточняют некоторые даты, фамилии. В плане даются ключевые слова, словосочетания, отражающие стиль автора. При написании изложения не следует требовать, чтобы ученики обязательно писали своими словами. Лучше, если ученик излагает как в тексте.
При прослушивании сложных текстов нужно отмечать некоторые эпизоды, являющиеся для учащихся трудными, что создает возможность для краткого конспектирования. Слова, представляющие сложность, имена и фамилии персонажей, названия событий, географические названия педагог-студент должен написать на доске. При написании изложения разрешается пользоваться различными словарями.
При отборе текста для изложения [10; 11; 13; 14; 15; 16] выбираются такие тексты, которым характерны доступность, познавательное значение, воспитательный потенциал, полнота лексических, грамматических компонентов и синтаксических конструкций, точнее говоря, имеющие значение с позиции художественных средств, могущие быть образцом. Основным критерием также можно считать, чтобы они отражали национальный колорит, прививали кыргызскому ребенку кыргызский язык, знакомили с традициями и обычаями народа, примером родителей, это такие образцы художественного слова как сказки, рассказы, отрывки из санжыра, отрывки из повестей, описывающих жизненный путь великих мудрецов или произведения литературы, что окажет плодотворное влияние на обучение.
Методика изложения обучающего характера [10; 11; 13; 14; 15; 16] в основном определяется в зависимости от вида изложения (подробное краткое, выборочное, творческое или с элементами сочинения). Педагог-студент в каком бы то ни было виде изложений может выполнить методические упражнения и задания обучающего характера. Значит, их названия,
несмотря на то, что они разные, у них общие цели - обучающая, поучительная. В подробном изложении текст ориентирован на полное и подробное изложение, в кратком изложении текст пересказывается коротко, а выборочное изложение, творческое или изложение с элементами сочинения обучают творческому подходу к тексту. Согласно самостоятельности каждого из них педагог-студент может практиковать различные приемы.
Согласно обучающему изложению связывание зрительных работ с проходящими программными темами экономит время. Если в тексте изложения встречаются слова и словосочетания, создающие трудность для учащихся, то следует предварительно их показать и объяснить, подобрать синонимы, написать в словарях и т.д.
Главная цель подробного изложения [10; 11; 13; 14; 15;16] - научить учащихся полностью и подробно излагать тексты различных стилей и типов. Формирование умения подробно раскрывать свою мысль по поводу события, явления, вопроса, развивать приемы, культуру письменной и устной речи.
Краткое изложение [10; 11; 13; 14; 15; 16] тоже имеет большое значение в обучении связной речи. Цель этого изложения - с сохранением содержания текста, включая главную стержневую мысль в тексте, путем сокращения неуместных, абстрактных событий второго плана. Умение учащихся объяснять другим своими словами события, явления и проблемы в краткой форме, кратко выражать свое мнение по поводу различных жизненных ситуаций и развитие культуры письма и устной речи.
Выборочное, творческое или же изложение с элементами сочинения [10; 11; 13; 14; 15; 16] сопровождается дополнительными грамматическими заданиями обучающего характера, преследует цель закрепления языковых материалов. Выполняются задания, направленные на введение дополнений, изменений в тексте, упражнения, формирующие орфографические, грамматические знания и умения. Такие задания предлагаются с учетом уровня знаний учащихся от простого к сложному и способности их выполнять. Этот вид изложения является подготовительным этапом к написанию сочинения, самостоятельному составлению текста. Следует выделить хотя бы два часа. На первом уроке идет подготовка, на втором уроке пишется изложение. Целью этого вида письменной работы тоже является способствование формированию культуры устной и письменной речи учащихся.
Нормы оценки изложения [4; 5; 10; 11] использовались, апробировались на практике и уточнялись до сих пор. Уже сказано, что для изложения отбираются связные тексты в виде повествования, описания, рассуждения и художественного, публицистического, научного стилей. Объем текстов должен быть следующий:
2 класс - от 40 до 60 слов;
3 класс - от 60 до 80 слов;
4 класс - от 80 до 100 слов.
При оценке изложения педагог-студент должен учитывать следующее:
■ выполнение работы учащимися в соответствии с видами, целью выполнения изложения;
■ слушание и понимание и восприятие содержания текста учащимися;
■ в зависимости от этого система изложения события в тексте; умение учащегося самостоятельно составлять план, умение писать по нему;
■ связь между индивидуальной речью ученика и языком текста и представленность творческого начала в нем;
■ уровень выполненной работы с точки зрения грамматики и стилистики;
■ законченность и логичность мысли.
За изложение ставится две отметки. Если выполнено на уроке кыргызского языка, то две оценки ставятся за кыргызский язык. А если изложение написано на уроке литературного чтения, то первая отметка ставится за литературу, а вторая отметка ставится за кыргызский язык с учетом орфографической и пунктуационной грамотности. При выставлении первой отметки следует руководствоваться следующими едиными требованиями: первая отметка ставится за содержание, за ответы по теме, словарный запас, уместное использование языковых средств, умение раскрыть главную мысль, умение подробно и кратко пересказывать текст, уровень выполнения дополнительных заданий творческого характера. Если быть точнее:
Отметка «5» ставится, если полностью раскрыто содержание текста, четко наблюдается творчество ученика;
Отметка «4» ставится, если содержание текста раскрыто не полностью, кое-где есть упущения;
Отметка «3» ставится, если содержание текста раскрыто не полностью, есть значительные моменты упущения или даны неясно, конструкция речи недостаточно ясная;
Отметка «2» ставится, если содержание текста не раскрыто, структура предложений неправильная и слабая связь между ними;
Отметка «1» ставится, если содержание текста совсем не раскрыто или дано неправильно, речь непонятная, мысль не упорядоченная, беспорядочная.
В изложении вторая отметка ставится с учетом орфографической и пунктуационной грамотности, по нормам оценки диктанта. Точнее говоря:
Отметка «5» ставится, если работа выполнена грамотно, одна орфографическая и одна пунктуационная ошибка, более трех исправлений.
Отметка «4» ставится, если работа выполнена число ошибок не превышает 4 (две орфографические, две пунктуационные или четыре орфографических или четыре пунктуационных).
Отметка «3» ставится, если четыре орфографических, четыре пунктуационных или три орфографических, пять пунктуационных, или нет орфографических ошибок, но семь пунктуационных ошибок.
Отметка «2» ставится, если превышают границу отметки «3»; семь орфографических, семь пунктуационных или шесть орфографических, восемь пунктуационных или восемь орфографических, шесть пунктуационных.
Отметка «1» ставится, если число ошибок больше, чем за работу, где ставится отметка «2» (нормы оценок в таблице).
При оценке изложения [4; 5; 10; 11] по предмету «Литературное чтение» оценивается уровень знаний по литературно-теоретическим знаниям, понятиям, освоению содержания текста, соответствие содержания работы теме, словарный запас, уместное использование словарных средств, раскрытие главной мысли, подробное или краткое изложение согласно требованиям, уровень выполнения задания, орфографическая, пунктуационная и грамматическая грамотность.
В данной статье рассмотрены учебно-методические проблемы проведения обучения письменным работам в школе по кыргызскому языку и литературе студентов-педагогов факультета педагогики на дисциплине «Методика обучения кыргызскому языку в начальной школе». Точнее говоря, предложены изложения, виды изложений, методы и приемы их обучения, нормы оценок. Учитывая дидактические критерии, согласно возрастным особенностям детей, предложены способы и приемы проведения устного диалога воспитательного значения, тексты художественного стиля, повествования, описания, народные сказки, рассказы и стихотворения.
Список литературы / References
1. Мусаева В.И. Байланыштуу кепти, кептин стилдерин окутуу / Монография. Б.: ^лчынар, 2009. 143б.
2. Мусаева В.И. Кыргыз тилин окутууда чечендик кепке уйретуунун илимий-методикалык негиздери / Монография. Б.: Полиграфбумресурс, 2016. 205б.
3. Карасаев Х.К. Орфографиялык сездук. Мектеп окууч. YЧYH. Ф.: "Мектеп", 1987.
4. Кыргыз тилинин программасы (1 - 4 кл.). Б.: Билим, 1996 - 2006. 94 б.
5. Кыргыз республикасынын мектептеринде предметтик билим беруунун мамлекеттик стандарттары 1 - 4 кл. Б.: 2006. - 307 б.
6. Кыргыз тилинен билим беруунун концепциясы. Б.: Билим, 1995. 17 б.
7. Вахрушева Т.В. Диктанты по русскому языку. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.
8. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 127 с.
9. Дидактический материал по русскому языку. 6 кл. М.: Просвещение, 1983.
10. Мусаева В.И. Жат жазуу жана баяндама жыйнагы. Б.: ^лчынар, 2009. 131б.
11. Мусаева В.И.Жазуу жумуштары: жат жазуу, баяндама. Б.: Билим, 2014. 96б.
12. Мусаева В.И. Тексттер жыйнагы: кыргыз тили (ЖОЖдордо мамлекеттик тилди окутууга карата окуу куралы). Б.: Алтын тамга, 2009. 72б.
13. Мусаева В.И. Баяндама жыйнагы. Б.: Раритет Инфо, 1999. 159б.
14. Мусаева В.И. Баяндама жыйнагы. Б.: Педагогика басма борбору, 2000. 153б.
15. Мусаева В.И. Баяндама жыйнагы. Б.: ^лчынар, 2009. -171б.
16. Мусаева В.И. Баяндама жыйнагы. Б.: Турар басмасы, 2008. -418б.
17. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 2 класс. Б.: Принт-Экспресс, 2013. 135б.
18. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 3 класс. Б.: Учкун, 2007. 147б.
19. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 4 класс. Б.: Учкун, 2007. 168б.
20. Мусаева В.И. Чечендик кепти (риториканы) окутуу. Б.: ^лчынар, 2011. 120б.
21. Мусаева В.И. Суйлешуу маданияты аркылуу чечендик кепке уйретуунун методикасы. Б.: Гулчынар, 2012. 92б.
22. Байсалов Дж.У. Жогорку окуу жайларда аралыктан окутуунун технологиясы.Б.: Аракет-принт, 2013. 292 б.
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕБНИКА КЫРГЫЗСКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ Мусаева В.И. Email: [email protected]
Мусаева Венера Инятовна — доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии обучения кыргызскому и русскому языку, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье были даны понятие слова «принцип» и содержание и суть книги Ян Амоса Коменского «Великая дидактика». А также проанализированы труды мировых, а именно российских педагогов-дидактов как основателей дидактических принципов К.Д. Ушинского, Л.П. Федоренко, М.Т. Баранова, А.В. Текучева и других. А также речь идет об общих и частных специфических методических принципах, классификации дидактических принципов ученых-методистов. На основе этих принципов были разработаны дидактические принципы при составлении нового поколения учебников по кыргызскому языку и литературе. Ключевые слова: кыргызский язык, кыргызская литература, учебники нового поколения, общие дидактические принципы, частные методические принципы.
THE ROLE OF DIDACTIC PRINCIPLES IN THE PREPARATION OF NEW GENARATION TEXTBOOKS OF THE KYRGYZ LANGUAGE AND
LITERATURE Musayeva V.I.
Musayeva Venera Inyatovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF LEARNING TECHNOLOGIES OF THE KYRGYZ AND RUSSIAN LANGUAGE,
FACULTY OF EDUCATION, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: this article was the concept of the word "principle" and the contents and the essence of the book, Jan Amos Comenius "Great didactics". And analyzed the works of the world, namely the Russian teachers of the founders of the didactics didactic principles of K. D. Ushinsky, L. P. Fedorenko, M. T. Baranov, A. V. Tekuchev and others. And we are talking about public and private specific methodological principles, classifications of didactic principles of scientists-methodologists. Based on these principles were developed didactic principles in the preparation of a new generation of textbooks in the Kyrgyz language and literature.
Keywords: kyrgyz language, kyrgyz literature, new generation textbooks, general didactic principles, individual methodological principles.
УДК371.3: 494.3:894.341
С культурно-нравственной стороны такие качества как духовное богатство, чистота, культура речи, примерное поведение, здоровье являются основными факторами, которые определяют человека как человека. В этой связи, в настоящее время при обучении кыргызскому языку в общеобразовательных средних школах всесторонне рассматривается развитие речевой деятельности учащихся через повышение речевой культуры, остро ставится проблема обучения и воспитания будущего поколения, умеющего использовать «информационно-коммуникационные технологии» [23. С. 28-29], в этом направлении мы тоже с 1980-х годов составили учебные программы, учебники [16; 17; 18; 19; 20; 21; 22], государственные стандарты [9; 10; 11] позднее предметный стандарт кыргызского языка как родного [9; 10; 11], открыто и ясно показывая указанную проблему: в первую очередь мы повысили качество учебников кыргызского языка и литературы, постепенно ставя на повестку дня разработку учебников нового поколения. В первую очередь мы всегда в стандартах, программах и учебниках "Алиппеге кадам (Шаг к азбуке)", "Адеп (Этика)", «Кыргызский язык»