Научная статья на тему 'Педагогические идеи песен детского поэта Т. Самудинова'

Педагогические идеи песен детского поэта Т. Самудинова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
667
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТ / POET / ИНТЕЛЛЕКТУАЛ / INTELLECTUAL / ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / CREATIVE WORKSHOP / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / PEDAGOGICAL IDEA / ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРОКИ / POETICAL LINES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ / INTELLECTUAL POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минбаева Кундускан Бодоновна

В статье проанализирована особенность творческой мастерской известного кыргызского детского поэта Т. Самудинова, которая отличается своей особенностью и уникальностью. А также предложены пути изучения творчества поэта-интеллектуала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи песен детского поэта Т. Самудинова»

3. Тюнников Ю. С. Методы выявления и описанияинтегрированных процессов вучебно-воспитательной работе [Текст] // Ю. С.Тюнников. Санкт-Петербург, 1987.

4. Шейман Л. А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. Пособие для учителей. [Текст] // Л. А.Шейман. Фрунзе: Мектеп, 1981.

5. Харламов И. Ф. Педагогика. [Текст] Москва, 1990. 244 б.

6. Ибраев А. Мотивация жана езге тилдерди окутуу маселелери. [Текст] / А. Ибраев. Каракол, 1995, 6-бет.

The pedagogical ideas of the songs a children's poet T. Samudinova

Minbaeva K.

Педагогические идеи песен детского поэта Т. Самудинова Минбаева К. Б.

Минбаева Кундускан Бодоновна /Minbaeva Kunduskan — старший преподаватель, кафедра кыргызского языка и литературы, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье проанализирована особенность творческой мастерской известного кыргызского детского поэта Т. Самудинова, которая отличается своей особенностью и уникальностью. А также предложены пути изучения творчества поэта-интеллектуала. Abstract: in article is analysed particularity of the creative workshop known кыргызского baby poet T. Samudinova, which differs its particularity and уникальностью. As well as way of the education creative activity poet-intellectualis offered.

Ключевые слова: поэт, интеллектуал, творческая мастерская, педагогическая идея, поэтические строки, интеллектуальная поэзия.

Keywords: poet, intellectual, creative workshop, pedagogical idea, poetical lines, intellectual poetry.

Любимый поэт кыргызских малышей, главный редактор журнала «Байчечекей» («Подснежник») Токтосун Самудинов известен всем высоким эстетическим уровнем своих стихов. Его произведения начали издаваться с 1963 года. Первый сборник стихотворений вышел в свет под названием «Только горы не встречаются» («Тоолор гана керушпейт») в 1971 году. Он является автором нескольких сборников стихотворений на кыргызском и русском языках. Некоторые произведения переведены на казахский, украинский, английский, испанский, болгарский языки.

«Прятки» ("Жашынмак"), «Колыбельная песня» ("Бешик ыры"), «Зонтик» (Кол чатыр), «Пусть не пылятся слова» ("Чац баспасын сездерду") и другие десятки книг были изданы и посвящены детям. В отличие от своих современников произведениям [1] Т. Самудинова характерны идеи познания мира детьми, их просветительность и интеллектуальное развитие. Эти качества поэта характеризуют особенность и самостоятельность его творческой мастерской, которые можно увидеть в каждом стихотворении.

Перелистывая последний сборник поэта («С каждого сада по одному цветку», Б.: 2012) ("Ар бакчадан бирден гул"), действительно, ещё раз убеждаешься в том, что его стихи полны изобилием педагогических идей.

Вышеназванный сборник охватывает все жанры детской литературы. Автор перед собой ставит следующие задачи: как научить маленького ребенка полюбить свой родной язык, заинтересовать его. Кроме этого он задается многими проблемными вопросами: как научить ребенка правильно говорить, правильно писать, понимать особенности родного языка, объяснить значения устаревших слов, передающихся от поколения к поколению и как их использовать в разговорной речи, в определенной среде. В целях найти ответы на них он пытается решить эту задачу созданием поэтических строк для детей.

Если рассмотреть всю творческую мастерскую детского писателя, нетрудно заметить его обращение к всесторонним проблемам воспитания. Вместе с тем стихотворениям поэта присуще решение таких педагогических проблем, как мыслительная деятельность ребенка, его умение понимать и сравнивать предметы, слова, делать какие-то выводы. Все это дает нам полное право назвать все творчество Т. Самудинова интеллектуальной поэзией.

Чтобы наши слова не оказались пустыми, остановимся на следующих произведениях поэта, изучающихся во 2 классе начальной школы по школьной программе: "Муну бил" («Знай это»), "Туурабы?" («Правильно?»), "Бир создогу уч соз" («Три слова в одном слове»), "Аралашкан ариптер" («Смешанные буквы»), "Байчечекей" («Подснежник»). И действительно, вышеназванные стихотворения убеждают читателя в том, что произведения автора направлены на развитие познания

детьми окружающего мира, приближенны к народному воспитанию. Наверняка Токтосун Самудинов в своем стихотворении «Знай это» ("Муну бил") старается объяснить детям различие между разными домашними животными, птицами, дикими животными в природе. А также он простым языком передает голоса животных, место их обитания, превращая их в стихотворные строки, и сравнивает отрицательные черты людей с повадками зверей. Значит, ребенок, прочитавший это стихотворение, не только знакомится с жизнью животных, но и стремится быть воспитанным. В стихотворении «Три слова в одном слове» ("Бир создогу уч соз") автор подталкивает ребенка к размышлению: "МУЗОО" деген бир создон Из одного слова «МУЗОО»

Сен табасьщ уч созду. Ты найдешь три слова.

"ЗОО" башында На «ЗОО»

"МУЗ" турат, Лежит «МУЗ»,

А калганын издешчи. А остальное найди.

"УЗ" апанын килеми, «УЗ» мамы ковер,

Тан калтырды Бишкекти [6, 8 с.] Бишкек удививший. [6, 8 с.]

(музоо - теленок, зоо - скала, муз - лед, уз - искусница, рукодельница) (Все отрывки стихотворений переведены автором. Перевод свободный.)

После прочтения этого стихотворения ребенок будет в каждом слове искать другие слова. Такие произведения учат детей находчивости, быстрому мышлению и придавать значение смыслу слова. Токтосун Самудинов, странствуя по миру детей, не только посвящает им свои стихи, но и вкладывает свою лепту в их становление широкомыслящими хозяевами будущего.

В школьной программе для 3 класса есть следующие стихотворения поэта: "Уч аяз" («Три мороза»), "Коктом ыры" («Весенняя песня»), "Апалардын майрамы" («Праздник матерей»), "Нооруз" («Навруз»), "Билесинби, сен албетте, билесин" («Знаешь, ты конечно, знаешь»), «Логогриф», "Амал менен окучу" («Хитрость и ученик»). В стихотворной загадке «Логогриф» он хочет, чтобы дети, отгадав слово, отбрасывали в исходном слове по одной начальной букве или внутри него и находили новое слово. А стихотворение "Уч аяз" («Три мороза») вызывает интерес как у детей, так и у взрослых. Потому что поэт самыми лучшими строками передает каким бывает мороз, о котором спорят дети: Собол койду чон ата: Дедушка задал вопрос:

Кана эмесе, балдарым, А ну-ка, дети,

Айткылачы баяндап: Опишите:

Сырттагы аяз кандайын? Каков мороз?

Ырас минтип айтылбайт, Да, так не говорится,

Деп чон ата ондоду. Поправил дедушка.

Катуу ЖYрсо чыкыроон Если сильный мороз

Темир аяз болгону. Это трескучий мороз.

Муйуз аяз болгондо Если не очень сильный -

Жумшарды деп биле бер. Знай, что смягчилось.

Кийиз аяз болгондо Если слабый мороз -

Кулакчынды TYрe бер. [7, 12 с.] Заворачивай края ушанки. [7, 12 с.]

Здесь автор раздельно показывая три вида мороза, дает читателям новые понятия о нем. Анализируя стихотворения, включенные в школьную программу и творчество любимого детского поэта Токтосуна Самудинова, расскрывая его особенность среди других поэтов, мы разработали образец урока, обобщающий его творчество. Тема урока: Творчество Т. Самудинова. Цель урока:

- дать теоретические знания студентам о детском поэте Т. Самудинове и его произведениях, посвященных детям;

- показать его отличительные черты;

- проанализировать произведения поэта. Тип урока: обобщающий урок.

Форма урока: работа в группах.

Оборудование: книги, книги Т. Самудинова, посвященные детям, рисунки, стикер и др. Организация урока: обратить внимание на чистоту класса. Отметить присутствующих.

Занятие начинается с чтения наизусть стихотворений поэта. Например:

Жашан чопто эки улак, Бири бирине кучонот. Кээде барып жер сузуп, Кээде калат тизелеп. Бак бак этет жарышып, Кезек менде бутолек. Чуркап келип кайрадан, Экоо бирге сут эмет, Экоосу тен али жаш. Муйуздору тикенек. Жаман жери эмитен, Экоосу тен сузоноок.

На зеленой траве двое козлят

Пыжатся друг другу.

То бодая землю,

То стоя на коленях.

Соревнуясь, бегают,

Моя очередь не закончилась.

Прибегая заново,

Оба сосут молоко,

Оба пока молоды,

Рожки колючки.

Но плохо то, что [7, 21 с.] Оба бодаются. [7, 21 с.]

Другие студенты продолжают в такой же последовательности. Сегодня речь пойдет о Т. Самудинове. Нетрудно заметить, что поэт всю свою жизнь и творчество посвятил детям, написал очень много стихотворений для них. Назовите их:

Например: "Мага кымбат баарынан" (Дороже мне всего), "9-май куну" (9 мая), "Тоодогу жаз" (Весна в горах), "Чон ата" (Дедушка), "Жылкы менен Зебра" (Лошадь и зебра) и другие.

Для глубокого анализа произведений поэта делим участников на группы по названиям сборников: Группа «С каждого сада по одному цветку»; Группа «Пусть не пылятся слова»; Группа «Колыбельная песня».

Участникам групп раздаются отрывки из текстов стихотворений. Каждой группе даются стихи разного содержания. Например: группе «С каждого сада по одному цветку» - тексты о цветах, что соответствует названию группы. Каждая группа, ознакомившись с текстом стихотворения, готовит его к презентации. Другим группам даются задания такого же характера.

Текст стихотворения первой группы

Гулдор

Ар нерсенин эзелки,

Атын эстер кез келди.

Розаны, мисалы,

"Раушан гулу" деш керек.

Букет сунган ал кунду,

Унутпасын дегендир.

Незабудка - кыргызча,

"Эсте секет" деген гул.

Котормосу жок дешип,

Коюшуптур бизди алдап,

Гладиолус - барчын гул,

Тюльпан экен - кызгалдак.

Ата Журтка жаз келди,

Айтор кечтир-эртедир.

Гулун жапырт ачыптыр,

Сирень, демек - бортогул.

Арылыптыр карынан

Биз кой жайып барган жак.

Жер талаша осуптур,

Жалан лютик - саргалдак.

Аталарга ардагер,

Тартуу кылып бере жур.

Суйгон гулу алардын,

Гвоздика - чеге гул. [2,14 с.]

Борто - один из оттенков красного цвета

Саргалдак - род травянистого растения с

Текст стихотворения второй группы

Цветы

Старинное название всего, Пришло время вспомнить. Например, розу

Нужно называть «цветком Раушан».

День, в который был подарен букет,

Пусть не забывается.

Незабудка - на кыргызском,

Цветок «Вспомни милая»

Говоря нет перевода

Обманули они нас,

Гладиолус - цветок барчын

Тюльпан - это кызгалдак.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пришла весна на родину,

Рано или поздно.

Раскрыла свой цветок,

Сирень - значит берте цветок.

Расстаял снег там,

Где мы пасли стада овец.

Выросли, борясь за землю,

Одни лютики - саргалдак.

Ветеранам - дедушкам,

Всегда дари.

Их любимый цветок,

Гвоздику - цветок чеге. [2, 14 с.]

желтыми цветками.

"Конулдуу грамматика" Зат атооч - мектеп деген, Бизди кутет - этиш болот. Шандуу, сонун ыр коштосо, Сын атооч дешип коет. Жуз окуучу - сан атооч, Марш басканга даяр беле? Сен да барсьщ - ат атооч, Тактооч сурайт - каерде эле? Ураа! Ураа! - дейт сырдык сез, Кубанычтан аба жаргын! Дуп-дуп этип, тууранды сез, Унун туурайт барабандын. [2,65с.] Текст стихотворения третьей группы "Мага кымбат баарынан" Ата... ата конушум, Ата... ата мекеним. Ал да туура, эгерде Ата Журтум десе ким. Мага кымбат баарынан Ала - Тоолук оз элим. Атам мында торолуп, Киндик каны тамган жер. Кокко булгап кылычын, Жоосуна айгай салган жер. Ат устундо озумду, Жерден эндп алган жер. Эне... Эне... Энекем! Чаалыкканын билбестен, Бешигимдин жанында Уйку корбой тун кезген. Жомок айтып, ыр ырдап, Эне тилин уйроткон. [2, 4 с.]

«Занимательная грамматика» Существительное - школа, Нас ждет - будет глагол. Если сопровождается веселой песней, Его называют именем прилагательным. Сто учеников - имя числительное, Готовы ли к маршу? Ты тоже есть - местоимение, Наречие спросит - а где? Ураа! Ураа! - закричит междометие, От радости взорви небо! Подражательное слово пам-пам, Повторяет звук барабана. [2, 65с.]

«Дороже мне всего»

Отец... отечество,

Отец... Родина.

Это правда если

Кто-то скажет - Родина

Дороже мне всего

И мой народ Ала-Тоо.

Отец родился здесь,

Земля, где пролилась кровь пуповины.

Где махая саблей в небо,

Вызывал тревогу у врагов.

Где верхом на лошади,

Наклонившись брал на руки.

Мама...Мама...Мамочка!

Не зная усталости,

Возле колыбели

Не видя сна ночами.

Рассказывая сказки, пев песни,

Научила родному языку. [2, 4 с.]

Значит, детский поэт Т. Самудинов для обеспечения всестороннего развития детей напоминает им не забывать об отечестве, о родине, о природе, о родном языке. В общем, мы не ошибемся, если назовем его поэтом-интеллектуалом, который внес неоценимый вклад в развитие познавательного уровня детей.

Домашнее задание: Написать сочинение по произведениям Т. Самудинова.

Оценивание: активных студентов оценивают на основе формативного и суммативного оценивания.

Литература

1. ТулогабыловМ. История кыргызской детской литературы. Б., 1991.

2. Самудинов Т. С каждого сада по одному цветку. Б., 2012.

3. Самудинов Т. Зонтик. Ф., 1982.

4. Писатели Кыргызской Республики // Справочник // Б., 2014.

5. Самудинов Т. Избранные. Б., 2006.

6. Школьная программа для 2 класса Б., 2013.

7. Школьная программа для 3 класса Б., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.