Научная статья на тему 'Педагогическое содержание и формы обучения наследию восточной литературы'

Педагогическое содержание и формы обучения наследию восточной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LITERARY EDUCATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / DIDACTIC PRINCIPLE / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК / INTEGRATION LESSON / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ / IMPROVEMENT OF KNOWLEDGE / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРАСОТА / AESTHETIC BEAUTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тилекова Назира Дуйшобаевна

В данной научной статье анализируется педагогическое содержание и формы обучения восточному художественному наследию, идет речь о некоторых научно-теоретических проблемах в кыргызском литературном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содержание и формы обучения наследию восточной литературы»

совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей и восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Творческое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Литература

1. БариноваМ. Н. О развитии творческих способностей. СПб.: Питер, 2001. 217 с.

2. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание, 1982. № 1 (1). стр. 32-38.

3. Давыдова Л. ^ Формирование эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира. (Крайний северо-восток России), дис. канд. пед. наук. Магадан, 1997. 155 с.

4. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002.

Teaching contents and forms of study the legacy of Eastern literature

Tilekova N.

Педагогическое содержание и формы обучения наследию восточной литературы Тилекова Н. Д.

Тилекова Назира Дуйшобаевна / Tilekova Nazira - старший преподаватель, заведующая кафедрой,

кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г.Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной научной статье анализируется педагогическое содержание и формы обучения восточному художественному наследию, идет речь о некоторых научно-теоретических проблемах в кыргызском литературном образовании.

Abstract: in this research article analyzes the pedagogical content and forms of education of Eastern artistic heritage, talking about some scientific-theoretical problems of the Kyrgyz literary education.

Ключевые слова: литературное образование, деятельность, дидактический принцип, интеграционный урок, совершенствование знаний, эстетическая красота.

Keywords: literary education, activities, didactic principle, integration lesson, improvement of knowledge, aesthetic beauty.

Человек познает общество, в котором живет, природу, окружение, близких, кровных людей, а также свою индивидуальную деятельность и внутренний мир, в частности, осваивает мир с практической и духовной стороны, совершенствует познание мира. Затем все освоенное отражается в его изобретенных орудиях труда, моделях, в бытовых и жизненных образах, в деятельности, самое главное в сознании. К слову, форм объективного освоения, осознания человеком мира много. Он разными методами, формами, путями познает мир, и прежде всего, осваивает мир с практической стороны, подчиняет под свои нужды. С духовной стороны познает и умом. Одним словом, человек осваивает мир и научно и через искусство. Скажем, человек, с момента рождения, в зависимости от сознания в каждом определенном возрасте раскрываются все новые тайны мира, познает его и продвигается вперед. И на этом долгом пути человек действует в зависимости от своего миропонимания, своих возможностей, потенциала, способностей. В зависимости от возраста сталкивается с различными жизненными и социальными ситуациями, и чтобы разрешить их, опираясь на свои силы, ум или полученные от других уроки, приспосабливается к изменению ситуации. Для этого необходимо читать философскую, научную, художественную литературу или слушать и учиться у других. Восприятие у людей тоже разное, точнее, одни пополняют свои понятия, когда сами читают, другие прослушивают, третьи - только записав услышанное. Поэтому особенности восприятия и усвоения различны. Вот эти проблемы, точнее, сознание, духовный мир, миропознание, восприятие их, общественная деятельность как личности людей развивается на основе воспитания и образования. Это основывается на педагогике и психологии. В этом направлении к проблемам образования, воспитания обращались многие ученые, педагоги и психологи мира. Так, русские ученые: Л. С. Выгодский, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская,

Л. И. Новиков, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др. В свою очередь свои исследования вели зарубежные ученые: З. Фрейд, У. Глассер, Р. Бернс, Э. Эриксон, Э. Берн, К. Юнг и др. Значит, педагогика и психология в воспитании, образовании молодого поколения как личности, является единомышленником, взаимодополняющими друг друга науками. Конечно же, оно осуществляется на основе жизненных обстоятельств, политических и социальных ситуаций. Поэтому, обучение, образование, воспитание и самоконтроль, и управление полноценных, сознательных людей общества зависят от его психологии.

Нельзя скрыть то, что общая научно-теоретическая проблема кыргызского литературного образования в обучении русской и литературе всех тюркоязычных народов разработана с опорой на труды ученых, методистов (З. Я. Рез, В. Р. Щербина, М. А. Рыбникова, Ф. И. Буслаев, Ж. Ахмедов, А. Самедов, О. Язымов, А. Карабаглы и др.). Вышеуказанные труды были использованы как основа в разработке методики обучения кыргызской литературе, были опубликованы ряд трудов кыргызских ученых-методистов. Так, в первых рядах ученых в разработке методики обучения кыргызской литературе стоит значительная группа ученых: Тазабек Саманчин, Киреше Иманалиев, Бектурсун Алымов, Советбек Байгазиев, Бектур Исаков, Назаркул Ишекеев, Сулайман Рысбаев, Светлана Батаканова, Абдыкерим Муратов, Али Турдугулов, Сатканбай Момуналиев, Дамира Саалиева, Болот Оторбаев, Умут Култаева и др., разработавшие свои методические приемы. Их труды, различные по тематике, выполненные на научно-методической основе обучения кыргызской литературе в общеобразовательной средней школе, являются ценными.

Но, к сожалению, ни в одних из вышеуказанных и неуказанных нами трудах ученых не рассматриваются проблемы соответствующие нашей исследовательской работе. Поэтому, далее пойдет разговор о методическом содержании и формах обучения наследию восточной литературы. В литературе кыргызской средней школы предусматривается изучение произведений представителей восточной литературы: Шота Руставели, Муслих ад-Дина Саади, Назыма Хикмета, Мусы Джалиля, Расула Гамзатова. Их произведения занимают определенное место в обучении и воспитании учащихся, так как в них отражается правда человеческой жизни, они являются замечательными произведениями, призывающие молодое поколение к патриотизму. Кстати, методическое содержание и формы обучения должны быть разработаны с опорой на педагогику и психологию. Вообще значимо то, что в обучении педагогика и психология должны находиться рядом. Потому что, какие бы задачи ни были в обучении, они должны соответствовать с учетом возрастных особенностей и возможностью способности к усвоению учащегося. А потому нужны творческие преподаватели, соответствующие современным требованиям. Потому что подготовка внутреннего мира учащихся к трудному и бурному течению вселенной - все это особенно требует осторожного и творческого подхода к каждому ученику или ребенку. Отсюда вытекает вопрос: «Каким должен быть творческий учитель?». Настоящий личностный потенциал учителя, творческий подход, острое чувство огромной ответственности за будущее своего народа - требование времени

Освоение современной технологии учебно-воспитательной деятельности - это должно стать единственным направлением непрерывных поисков в мастерской творческого учителя. Только тогда начинается творческий поиск, когда внутренний духовный мир и внешняя культура учителя соответствуют, сочетаются друг с другом. А. Сухомлинский писал: «Только там, где в творческой деятельности полностью раскрывается внутренний мир личности, притягиваются как магнит ученик к учителю, человек к человеку». Да основная задача, разрушая пространство реформирования, продвигать вперед современную систему образования - это высочайшая цель и обязанность творческого учителя. Вообще, скажем, что профессия учителя - это «как производная науки и искусства, большой размах творческой деятельности». Его деятельность оценивается с учетом уникальности внутреннего мира и познания каждого ученика, содержанием знаний, которому обучает, умением преподнести обогащая, развивая, осваивая способы его достижений в новых условиях. Одним словом, его профессионализм должен находиться на первом месте. Говоря современным языком, только когда компетентность учителя и его поддерживает общество, мы думаем, хороший педагог сумеет покорить вершины творческого труда.

Чтобы достичь поставленных целей и повысить эффективность урока в обучении кыргызской литературе, учитель использует дидактический принцип. Дидактика - одна из основных разделов педагогической науки, определяющих теорию обучения в школе, и потому его принципы являются основным положением в обучении, воспитании. При объяснении данной темы, учитель должен уметь своевременно использовать основные его принципы. Он должен уметь отличать следующие принципы, используемые в воспитании и обучении: первый - «общедидактический принцип». Этот принцип используется на всех уроках и каждый раз, в зависимости от характера учебного материала, он может быть разным. Второй - «принцип одного урока», он разрешается только в зависимости от одного предмета, т.е. урока кыргызской литературы.

Э. Мамбетакунов отмечает критерии выбора методов обучения так: соответствие метода с законодательными нормами и принципами обучения; соответствие целям и задачам обучения; соответствие содержанию проводимой темы; соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся; соответствие установленному времени и их условиям; соразмерность метода с соответствующим научно-исследовательским методом; соответствие возможностям учителя (1, 117 стр.).

Педагогика - наука, которая постоянно развивается, в связи с этим в последние годы теоретики дидактики, психологи, методисты и передовые учителя проводят широкие исследования по совершенствованию методов обучения, наиболее приемлемые успешно используются в средних школах. Это объясняется очень быстрым развитием общества, интерпретацией, интеграцией наук и приближением личности к самопознанию.

Интерпретация художественного текста в учебном процессе отдаляется от инерции уже вошедших в привычку традиционных уроков, требует введения таких новых форм уроков как: урок-лекция, урок-информация, урок-сказка, урок-инсценировка, связи урока литературы с искусством и другими видами науки, творчества учащихся. Учитель литературы через художественную литературу должен формировать чувства, развивая нравственные качества, повышая общественное познание, на уроке литературы дети обогащают свой духовный мир. Эти основные обязательства и осуществляются через интерпретацию художественного текста.

Первый этап интерпретации лирического произведения - это выразительное чтение текста. Формы при первичном выразительном чтении текста: чтение про себя; чтение в группе; индивидуальное чтение. На конкретном примере рассмотрим интерпретацию лирического произведения восточной поэзии в 7 классе. В этом классе изучается стихотворение Н. Хикмета «Плакучая ива». При интерпретации текста необходимо сделать лингвистический комментарий этому произведению. Так как, во-первых, язык - суть художественного произведения, его «первый элемент». Произведение не рождается без языка, слова, и поэтому литературу мы называем искусством слова. Значит, изучение искусства слова начинается с изучения слова. Во-вторых, когда мастера слова - поэты, писатели заново пересматривают неизвестные стороны слов, то выявляются ранее не выявленные стороны, раскрываются волшебные переливы.

В «Плакучей иве» показана тяжелая, жестокая жизнь Турции, неповторимыми красками дан образ молодого борца за свободу своего народа. На поле боя в молодого бойца попадает пуля и, словно раненая в крыло птица, он падает с коня. Друзья идут в атаку на запад. Молодой боец не просит у них помощи. Он с сожалением смотрит как его товарищи, их кони удаляются. Здесь есть и чувство благодарности смерти за правое дело и ненависть: Как жаль этих дней, как жаль, увы, Не вскочит вновь он на коня, Не обопрется на в пене гриву его, Не погонится за армией с громким криком, Не будет играть мечом над их головами (3, 357 стр.).

В настоящее время в сфере образования широко известен термин «интегрированный урок». По этому поводу мнение ученого методиста Ю. С. Тюнникова таково: «Интеграция - это развитый процесс связанный с объединением разных, ранее единых частей и элементов» [3, с. 47]. Здесь Тюнников предлагает интегрированные процессы в учебно-воспитательной деятельности широко использовать на уроке, приводит аргументы и отмечает их эффективность.

В настоящее время интегрированный урок в образовании мы называем «смешанный урок». Эта проблема связана с целью совершенствования учебного процесса. Хочется закрепить это определением Ж. А. Чымынова: «если рассматривать с педагогической точки зрения, то как термин означает известный процесс, состояние, процесс сближения и связи наук, состояние объединения отдельных частей в единое целое, и процесс, ведущий к объединению в одно целое» (4). В связи с данным определением возникает вопрос: На основании каких действий осуществляется связь, сближение, объединение частей? Ответ: должны напомнить, что связь, сближение науки, объединение их частей осуществляется в результате сопоставления.

Далее мы поговорим об использовании на уроке литературы тип смешанного урока. В кыргызской средней школе наряду с изучением Родной литературы и творчества писателей и поэтов - классиков знакомят и с творчеством великих представителей классической восточной и русской литературы. Это нацелено на то, чтобы проинформировать читателя о том, что ядро кыргызской литературы схоже, едино с судьбами мировой или восточной, русской литературы. В кыргызской литературе в 7 классе изучается жизнь и творчество таких классиков восточной литературы как: Саади Ширази, Назыма Хикмета, Мусы Джалиля, Расула Гамзатова (3, с. 347 - 388). Конечно же мы их считаем поэтами, так как их произведения даются в основном в стихотворной форме. У каждого из них свой, только ему одному присущий почерк, стиль письма, поднятые проблемы, потенциал их освещения. Изучение их

творчества вызывает большой интерес у учащихся. Потому, что ученики читают их биографию, творчество, сопоставляют их, знакомятся с общественным и социальным положением других стран. Несомненно, потому как до этого почти не было специальных разработок, методик по изучению образцов восточной литературы, то ограничивались лишь чтением и пересказом данных в книге краткой биографии и стихотворениями. Да и знакомство с биографией, чтение, разбор произведений классиков Саади, Мусы, Назыма, Расула вызывает особый интерес. Информация в учебнике дана ограниченно. Поэтому мы предложили изучать и исследовать материалы, взятых из различных информационных источников (из интернет-сайтов, целевых рассказов, художественных фильмов, художественной литературы, переводов и др.).

Возможно, что не все ученики смогут полностью усвоить интегрированный урок. Для этого ученика должен быть способным, деятельным. Потому, что возможно, что на сознание некоторых учеников такой вид урока влияет позже. Предлагается вести работу в психологическом направлении с учетом возраста учащегося. Видный русский психолог А. Н. Леонтьев под деятельностью общего значения понимает деятельность ребенка или ученика, человека направленного на какой-либо предмет. Структуру этой деятельности дает нижеследующее [5, с. 104].

Рис. 1. Структура деятельности

По мнению А. Н. Леонтьева, деятельность - это соответствие действия учащегося или ребенка, самостоятельно исследуя, идущего на решительный шаг в достижении цели, с обязанностями и условиями зависящее от мотивации. Значит, при усвоении темы, которую проходят на уроке литературы, чтобы заинтересовать учащегося на помощь приходит понятие «мотивация». «В психологии мотивацией называют внешнее воздействие на человека, через которое активизируется организм. В итоге, в результате внешних воздействий человек наталкивается на различные ситуации и в зависимости от своих целей, требований, интересов некоторые из них воспринимает хорошо, к некоторым проявляет не очень хорошую реакцию. В итоге у человека появляется положительное и отрицательное отношение на ситуацию и начинается процесс выбора» - говорит А. Ибраев [6, с. 6]. И действительно, мотив, который подталкивает на совершение деятельности и этот мотив должен быть необходим для человека. Значит, мотивация, воодушевляющая на совершение деятельности, преследует одну цель, а цель - итог достижения в результате совершенной деятельности. Стоит напомнить: человек может достичь и не достичь ожидаемых результатов. Цель, обязанность, необходимость, полезность, мотив - считаются самыми значимыми единицами деятельности. Все, что было сказано, интегрирует сказанные нами образцы восточной литературы, т.е. может оказать очень большое влияние на освоение в сочетании с другими предметами.

Подытоживая, надо сказать, что какой бы ни был этап обучения литературы, необходимо обратить внимание на обучение совместно с идейным, нравственным содержанием, художественного образа, эстетической красоты произведения. Анализ художественного произведения только в идейно-тематическом плане, забыв художественную форму, - значит забыть образную специфику литературы. Изучая литературу, учащийся должен почувствовать вкус слова, насладиться художественным словом. Раздумывая вместе с героями, с лирическим героем, пусть вместе с ними ищет ответы на сложные вопросы бытия. Этим воспитывается литературный вкус, очищается душа, развивается как личность. Для этого требуются гибкие формы, методы, средства обучения, требуется применение новых методов. Активное использование лекций, диспутов, семинаров, уроков-сцен и др., традиционные и интерактивные формы, способы, пути, уделение большего внимания на самостоятельную работу, доклад, реферат, сообщение, рецензию, аннотацию, изложение дают хорошие результаты. Необходимо использовать их и при изучении восточной классической литературы.

Литература

1. Мамбетакунов Ж., Сияев Т. Педагогиканын негиздери. [Текст] / Э. Мамбетакунов, Т. Сияев. Бишкек, 2008.

2. Алымов Б., Муратов А. Кыргыз адабияты: Орто мектептин 7-классы YЧYH хрестоматия окуу китеби. - 2-бас. [Текст] Бишкек: "Билим-Компьютер", 2007. 400 б.

3. Тюнников Ю. С. Методы выявления и описанияинтегрированных процессов вучебно-воспитательной работе [Текст] // Ю. С.Тюнников. Санкт-Петербург, 1987.

4. Шейман Л. А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. Пособие для учителей. [Текст] // Л. А.Шейман. Фрунзе: Мектеп, 1981.

5. Харламов И. Ф. Педагогика. [Текст] Москва, 1990. 244 б.

6. Ибраев А. Мотивация жана езге тилдерди окутуу маселелери. [Текст] / А. Ибраев. Каракол, 1995, 6-бет.

The pedagogical ideas of the songs a children's poet T. Samudinova

Minbaeva K.

Педагогические идеи песен детского поэта Т. Самудинова Минбаева К. Б.

Минбаева Кундускан Бодоновна /Minbaeva Kunduskan — старший преподаватель, кафедра кыргызского языка и литературы, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье проанализирована особенность творческой мастерской известного кыргызского детского поэта Т. Самудинова, которая отличается своей особенностью и уникальностью. А также предложены пути изучения творчества поэта-интеллектуала. Abstract: in article is analysed particularity of the creative workshop known кыргызского baby poet T. Samudinova, which differs its particularity and уникальностью. As well as way of the education creative activity poet-intellectualis offered.

Ключевые слова: поэт, интеллектуал, творческая мастерская, педагогическая идея, поэтические строки, интеллектуальная поэзия.

Keywords: poet, intellectual, creative workshop, pedagogical idea, poetical lines, intellectual poetry.

Любимый поэт кыргызских малышей, главный редактор журнала «Байчечекей» («Подснежник») Токтосун Самудинов известен всем высоким эстетическим уровнем своих стихов. Его произведения начали издаваться с 1963 года. Первый сборник стихотворений вышел в свет под названием «Только горы не встречаются» («Тоолор гана керушпейт») в 1971 году. Он является автором нескольких сборников стихотворений на кыргызском и русском языках. Некоторые произведения переведены на казахский, украинский, английский, испанский, болгарский языки.

«Прятки» ("Жашынмак"), «Колыбельная песня» ("Бешик ыры"), «Зонтик» (Кол чатыр), «Пусть не пылятся слова» ("Чац баспасын сездерду") и другие десятки книг были изданы и посвящены детям. В отличие от своих современников произведениям [1] Т. Самудинова характерны идеи познания мира детьми, их просветительность и интеллектуальное развитие. Эти качества поэта характеризуют особенность и самостоятельность его творческой мастерской, которые можно увидеть в каждом стихотворении.

Перелистывая последний сборник поэта («С каждого сада по одному цветку», Б.: 2012) ("Ар бакчадан бирден гул"), действительно, ещё раз убеждаешься в том, что его стихи полны изобилием педагогических идей.

Вышеназванный сборник охватывает все жанры детской литературы. Автор перед собой ставит следующие задачи: как научить маленького ребенка полюбить свой родной язык, заинтересовать его. Кроме этого он задается многими проблемными вопросами: как научить ребенка правильно говорить, правильно писать, понимать особенности родного языка, объяснить значения устаревших слов, передающихся от поколения к поколению и как их использовать в разговорной речи, в определенной среде. В целях найти ответы на них он пытается решить эту задачу созданием поэтических строк для детей.

Если рассмотреть всю творческую мастерскую детского писателя, нетрудно заметить его обращение к всесторонним проблемам воспитания. Вместе с тем стихотворениям поэта присуще решение таких педагогических проблем, как мыслительная деятельность ребенка, его умение понимать и сравнивать предметы, слова, делать какие-то выводы. Все это дает нам полное право назвать все творчество Т. Самудинова интеллектуальной поэзией.

Чтобы наши слова не оказались пустыми, остановимся на следующих произведениях поэта, изучающихся во 2 классе начальной школы по школьной программе: "Муну бил" («Знай это»), "Туурабы?" («Правильно?»), "Бир создогу уч соз" («Три слова в одном слове»), "Аралашкан ариптер" («Смешанные буквы»), "Байчечекей" («Подснежник»). И действительно, вышеназванные стихотворения убеждают читателя в том, что произведения автора направлены на развитие познания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.