Научная статья на тему 'Из опыта изучения произведений Мусы Джалиля в средней школе'

Из опыта изучения произведений Мусы Джалиля в средней школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
433
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / EDUCATIONAL / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / INTELLECTUAL FORMATION / ПРОЦЕСС ВЫБОРА / ОПОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / REFERENCE MATERIALS / PROGRESS OF CHOICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тилекова Назира Дуйшобаевна

В данной статье предлагаются некоторые приемы обучения в 7 классе кыргызской школы творчеству Мусы Джалиля посредством современных технологий. В своих стихотворениях поэт с высоким мастерством высказывает надежду и мечты о свободной жизни своего народа. Задача эффективного урока донести все это до учащихся через выразительное чтение. Кроме этого отмечается, что произведения Мусы Джалиля известны не только татарскому народу, но и всем другим народам мира. А также говорится, что работа по составлению кластера или пазла на основании материалов, данных по слайду, помогает ученикам лучше усвоить данный по уроку материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта изучения произведений Мусы Джалиля в средней школе»

ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Тилекова Н.Д. Email: Tilekova1796@scientifictext.ru

Тилекова Назира Дуйшобаевна — старший преподаватель, кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье предлагаются некоторые приемы обучения в 7 классе кыргызской школы творчеству Мусы Джалиля посредством современных технологий. В своих стихотворениях поэт с высоким мастерством высказывает надежду и мечты о свободной жизни своего народа. Задача эффективного урока - донести все это до учащихся через выразительное чтение. Кроме этого отмечается, что произведения Мусы Джалиля известны не только татарскому народу, но и всем другим народам мира. А также говорится, что работа по составлению кластера или пазла на основании материалов, данных по слайду, помогает ученикам лучше усвоить данный по уроку материал.

Ключевые слова: образовательный, творческая деятельность, интеллектуальное становление, процесс выбора, опорные материалы.

FROM THE EXPERIENCE OF STUDYING THE WORKS OF MUSA JALIL IN A SECONDARY SCHOOL Tilekova N.D.

Tilekova Nazira Duishobaevna — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF KYRGYZ PHILOLOGY, KYRGYZ-UZBEK UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article suggests some ways of teaching a 7-class school in the Kyrgyz creativity Musy dzhalilya using modern technologies. In his poems, the poet with the highest craftsmanship and expresses the hope and dreams of a free life of his people. The challenge of effective lesson is to bring all this to the students through expressive reading. In addition, it is noted that the works of Musa Jalil is known not only to the Tatar people, but also all other peoples of the world. And also stated that work to produce a cluster or a puzzle on the basis of material data on the slide helps students better understand the lesson material.

Keywords: educational, creative activity, intellectual formation, progress of choice, reference materials.

УДК: 821.161.1-74

Неизменное требование времени созидания нового - обновление старого. Актуальность этой проблемы еще более возрастает в процессе образования, воспитания учащихся. В последнее время во всех отраслях системы образования произошли существенные изменения и в эту сферу вошли новые направления, инновационные идеи, методы обучения литературе. Методисты-практики разработали различные, считающиеся эффективными, методы обучения, которые апробированы и внедрены ими в практику. На уроке литературы, в отличие от других предметов, жизнь, творчество писателя или поэта, анализ его произведений требует творческой деятельности и учителя и ученика.

Какой должна быть деятельность учителя вначале? Попробуем ответить на данный вопрос. В повседневной школьной практике пишется план урока, ставятся три цели урока: образовательная, воспитательная, развивающая. Учитель должен предварительно запланировать основу этих поставленных целей, используя свои знания и педагогическую деятельность, приняв во внимание возраст, способности, восприятие учеников. Для этого педагог должен использовать различные информационные источники, а ограничиваться только информацией из учебника.

Воспитательная и образовательная цели всем нам хорошо понятны. А что преследует третья, «развивающая» цель? Вот тут и возникает основная позиция обучения. Учащиеся, начиная уже с младших классов, изучают художественные произведения (стихотворения, рассказы, сказки, басни и др.). Из класса в класс их мировоззрение расширяется, проявляется интерес к каждой ситуации, наряду с учебой развивается их психологическое познание. Росту

подростка сопутствует «интеллектуальное становление». Известные русские психологи Лев Семёнович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, работая над такими проблемами как: личность, внимание, сознание, эволюционное развитие психики, сделали следующий вывод: «... физическое развитие ребенка (в отличие от животного) сопровождается психическим и интеллектуальным становлением, его развитие обусловлено усвоением накопленного человеком опыта» [1]. Следовательно, если обратить внимание на эти результаты, интеллектуальное развитие человека наталкивается на психологическую проблему, развитие будет в тесном взаимодействии с усвоением.

Есть и внешние источники, влияющие на развитие ребенка. К ним относятся: природная и социальная среда, окружающая ребенка; материальное и моральное положение общества; социальное и интеллектуальное положение семьи и родителей; деятельность образовательных учреждений. Большие достижения в воспитании личности ребенка ожидаются только тогда, когда все перечисленное на каком-то уровне, пусть не на все 100 процентов, будут соразмерны. Это наше личное мнение.

Если рассматривать вышесказанное с педагогической точки зрения на интеллектуальное развитие ребенка (учащегося, личности) наряду с внешним воздействием на помощь приходит взаимосвязь характера и внутренней силы (способность, мотив), свойственные этому ребенку или ученику. В восприятии воздействия внешних источников эти внутренние силы связаны с индивидуальными возможностями. Стоит напомнить, здесь нет односторонней проблемы, возможны и разные. Только естественная индивидуальность ребенка или ученика не решат всей проблемы. Здесь, конечно же, имеет влияние естественное генофондовое, биологическое (унаследованное от родителей) программирование (способность). И, чтобы не быть голословным, приведем примеры. Педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский пишет своему сыну письмо: «Люди, сделавшие человека человеком, все воспитавшие их, могут создать способность. Но и человек, имеющий задатки, способен создать свои способности. ... в роду Иогана Себастьяна Баха было 48 музыкантов. Прадедушка, дедушка, отец - музыканты... потому что ребенок в этом роду с самого рождения видел, слышал, находился под влиянием музыки. Изначальная красота, которую он видел, слышал -были звуки музыки; восхищался, удивлялся музыке; изначальная гордость человека -наслаждение приятной музыкой ...» [2].

В письме весьма верно говорится о наследственности способностей. Бывают иногда случаи, когда необходимо изменить, развить способности. Возможность целенаправленно изменять, развивать - требует творческую деятельность. Отсюда возникает вопрос: что такое творческая деятельность?

Деятельностью, в общем смысле, считается деятельность ребенка (ученика, человека), направленная на какой-то предмет. По мнению психолога А.Н. Леонтьева деятельность -стремление ученика или ребенка к самостоятельному изысканию, на решительный шаг, соответствие стараний в достижении цели с обязанностями и условиями зависит от мотивации. Следовательно, на помощь, чтобы заинтересовать учащихся при усвоении темы на уроке литературы, приходит понятие «мотивация». «Психологической мотивацией мы называем внешнее воздействие на человека, через него активизацию организма. В результате, на основании внешнего воздействия, человек сталкивается с различными обстоятельствами и подстраивая под свои цели, требования, интересы, некоторые из этих воздействий, воспринимает положительно, на некоторые реагирует менее положительно. В результате этого возникает положительное или отрицательное отношение человека на обстоятельство, начинается процесс их выбора», - говорит А. Ибраев [3]. Действительно, толчок (мотив) воодушевляет на совершение действия и этот толчок необходим человеку. Следовательно, мотивация, воодушевляющая на совершение действия, преследует определенные цели, а цель -это итог совершенного действия. Как показывает практика, только когда ученик удовлетворяет внутренние духовные потребности, в частности, чувствуя потребность в получении образования интересуется какой-то проблемой, оставив все дела берется за книгу, развивается собственная деятельность. Мы должны учитывать, что если он читает книгу ради «получения хорошей оценки», «чтобы отделаться от учителя», «чтобы выполнить требования родителей», «чтобы не отставать от одноклассников» или «чтобы не уронить свой авторитет» то, это не деятельность, а действие. А действие - это одна из частей деятельности, его надо развивать. Следовательно, поставленная выше развивающая цель урока, зависит именно от этих шагов. Учитель должен целенаправленно развивать деятельность ученика. Надо напомнить, что учитель и может и не может достичь ожидаемых целей. Поэтому, мы думаем, что надо знать

обязанности в достижении цели. Цель, обязанность, необходимость, результативность, мотив (способность, толчок) - считаются очень важными единицами деятельности.

Поговорим о развитии деятельности ученика при изучении произведений Мусы Джалиля. Творчество Мусы Джалиля входит в учебную нагрузку VII класса средней школы, в раздел «Из классической восточной литературы», где вместе с творчеством М. Саади, Н. Хикмета, Р. Гамзатова, предусмотрено изучение таких его произведений как: «В стране Алман», «Не верь», «Воля», «Расставание», «Строки горечи», «Раб», «Другу», «Мой подарок». Здесь необходимо обратить внимание учителя на то, что донесение до детей перечисленных произведений, а также биографии и творчества М. Джалиля занимает главное место.

Произведения, созданные великим поэтом татарского народа Мусой Джалилем, широко известны не только татарскому народу, но и многим другим народам мира. В центре произведений поэта-гуманиста различные проблемы, как то: жизнь, мир, человеческие качества, ценность человеческой жизни. Следовательно, с этой стороны, мы чувствуем, что жизнь и пройденный путь Мусы Джалиля связаны именно с идеями человечности. И не ошибемся, если скажем, что и его жизнь, и его смерть могут быть примером прославления патриотизма. И именно это мы должны донести до сознания на уроке, вложить в душу ученика. Из произведений М. Джалиля видно, как поэт воодушевляет друга, дает силы; врага отпугивает своей храбростью; посвящает свою молодость и жизнь народу; не боясь никаких мучений, пыток, смерти, воспевает свободную жизнь. Поэтому биография поэта и произведения его ценны в воспитании молодого поколения. Если учитель, подготовив заранее материалы о биографии поэта-героя, показывает их на проекторе, то ученики лучше запомнят, сохранят в памяти такую информацию. Преподнесенный мультимедийным методом материал ценнее, чем простое чтение учебника. Конечно же можно взять эту информацию не из книги, а с других источников (из интернета, художественной литературы, телерассказов, или биографических рассказов, фильмов).

Ученик из представленной информации зрительно знакомит с событиями, которые лично перенес Муса Джалиль, придавая особое значение каждому из них. Вполне возможно, что учащийся, оценивая его подвиг, неустанный труд, и сам почувствует влияние героизма, трудов Мусы, глубже окунется в патриотичекие чувства. Подобная информация, в отличие от учебника, направлена на то, чтобы разбудить эстетический, патриотический вкус, и так как информация дается шире, ученикам думается будет интересно. Для лучшего усвоения материала урока хорошим подспорьем является работа (класстеры, пазлы) по составлению класстера, сбора пазлов на основании информации, данных на слайде.

В каждом своем стихотворении М. Джалиль с высоким мастерством сумел выразить надежду о завтрашней свободной жизни, отчаяниях своего народа. Есть основание говорить, что желание поэта - это основная идея его стихотворений. Муса Джалиль познал, пронес через себя, прочувствовал горечь узника, и он вдохновляет своих соотечественников, которые тоже как и он познали унижение, он пишет стихи, где призывает их быть терпеливыми и храбрыми, на первое место ставит «свободу», мимолетную жизнь на свободе рассматривает как основную жизненную позицию.

Поэт-герой не перестал писать и тогда, когда находился в тюрьме, там он написал великую книгу «Моабитские тетради». В ней вместе со страстью к жизни, он, напоминает, что нельзя подчиняться судьбе, сдаваться врагу, надо проявить стойкость к пыткам, бороться за жизнь. Эти строки написаны поэтом от чистого сердца, с гуманными помыслами, они принесли ему бессмертную славу. В его стихотворениях постоянно звучит призыв бороться против палачей, что начатое ими дело является гарантией свободы не только их, но и последующих поколений. В этой героической борьбе Муса и его друзья, гибнут. Однако, тема смерти звучит оптимистично. Поэт отмечает в стихотворении: «смерть - принесла бессмертную жизнь!». Эти слова сказаны не для достижения славы, наоборот, чтобы вдохновить и себя и своих друзей на беспощадную борьбу с врагом, насилием, рабством. В стихотворных строках мотивы смерть и жизнь звучат контрастно. И на весах оказалось, что жизнь перевешивает. Нам кажется, что этот мотив близок к кыргызским пословицам «благополучие побеждает зло», «правда гнется, но не ломается».

Вот примерная канва презентации одного из стихотворений поэта.

В 1942 году, сражаясь с врагами на Волховском фронте, Муса был тяжело ранен и попал в плен, хотя предпочел бы смерть, чем оказаться в плену врага. В ряде стихотворений звучит беспокойство поэта, что он попал в плен, но он не оправдывается, а хочет донести правду и просит прощения у своего народа. Это видно из впечатляющего стихотворения «Не верь!». Будет правильно, если вначале учитель выразительно прочитает это стихотворение. А затем

предложит каждому ученику прочитать его выразительно, можно дать задание выучить стихотворение наизусть. Произнесенная от чистого сердца «клятва» подтверждает основное идейное содержание стихотворений. Коль обо мне тебе весть принесут, Скажут: «Устал он, отстал, упал он», -Не верь, дорогая! Слово такое Не скажут друзья, если верят в меня. Кровью со знаменем клятва зовет Силу дает мне, движет вперед. Коль обо мне тебе весть принесут, Скажут: "Погиб он. Муса уже мертвый", -Не верь, дорогая! Слово такое Не скажут друзья, если любят меня... (4).

Одним словом, в стихотворении «Не верь!» Муса Джалиль сумел мастерски передать мысли, надежду своего народа о завтрашней свободной жизни. Стремление к свободе, к борьбе - основная идея его стихотворения. Его герой познал горечь узника, но он не сломан. Он вдохновляет соотечественников к битве с врагом. Поэт призывает их быть мужественными, терпеливыми. Он ставит на первое место свободу человека, как основную жизненную позицию. Жизнь, подобна мгновенью, её надо прожить на свободе! В этом гуманистический пафос поэзии М. Джалиля.

При подведении итогов урока требуется выполнение нескольких заданий. Так: проанализировать стихотворение, выучить наизусть, написать размышления о жизни поэта-героя и т.д. У учащихся, которые анализируют и понимают содержание стихотворения, пробуждается патриотический дух, в своей жизни они постараются быть патриотами страны. Полученные знания, мысли, взгляды о творчестве, биографии Мусы Джалиля смогут показать посредством опорных материалов, таблиц и др. средств обучения.

Список литературы / References

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество детском возрасте. Москва, 1991.

2. ИбраевА. Мотивация жана езге тилдерди окутуу маселелери. Кара-Кол, 1995. С. 6.

3. Ибраев А. Мотивация жана езге тилдерди окутуу маселелери. Кара-Кол, 1995. С. 66.

4. Алымов Б., Муратов А. Кыргыз адабияты: Орто мектептин 7-классы YЧYH хрестоматия окуу китеби. 2 изд. Бишкек, 2007. С. 400.

5. Солтобаева К.Б. Байыркы турк жазма китептерин интеграциялап окутуу. Бишкек, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.