Научная статья на тему 'Передача идей восприятия мира в эстетическом воспитании детей в произведениях детского поэта Токтосуна Самудинова'

Передача идей восприятия мира в эстетическом воспитании детей в произведениях детского поэта Токтосуна Самудинова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC UPBRINGING / ПОЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHILDREN'S LITERATURE / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / VOCABULARY / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / SURROUNDINGS / INTELLECTUAL POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минбаева Кундускан Бодоновна

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы эстетического воспитания детей в современном мире, роль устного народного творчества в познании природы. Изучаются произведения кыргызского поэта Токтосуна Самудинова, посвященные детям, в которых он посредством ярких примеров легко знакомит детей с окружающей средой, развивает речь, обогащает их словарный запас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Передача идей восприятия мира в эстетическом воспитании детей в произведениях детского поэта Токтосуна Самудинова»

достоверном уровне повысить функциональную работоспособность, способствуя тем самым развитию скоростной выносливости, необходимой для соревновательной деятельности юных бегунов.

Литература

1. ВайнбаумЯ. С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. 64 с.

2. Нудельман Л. М. Интервальная гипоксическая тренировка в циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2006. № 1. С. 37-39.

3. Стрельцов А. А. Активизация внешнего дыхания как способ нормализации систем и органов человека // Курортное дело. № 3. 2007. С. 61-68.

4. Черкасов В. В. Лёгкая атлетика в современной школе. Тобольск, 2009. 167 с.

The transference of ideas of perception in the aesthetic upbringing of children in the work of poet Toktosun Samidinov Minbaeva K.

Передача идей восприятия мира в эстетическом воспитании детей в произведениях детского поэта Токтосуна Самудинова Минбаева К. Б.

Минбаева Кундускан Бодоновна /Minbaeva Kunduskan — старший преподаватель,

кафедра кыргызского языка и литературы, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы эстетического воспитания детей в современном мире, роль устного народного творчества в познании природы. Изучаются произведения кыргызского поэта Токтосуна Самудинова, посвященные детям, в которых он посредством ярких примеров легко знакомит детей с окружающей средой, развивает речь, обогащает их словарный запас.

Abstract: the paper deals with the actual questions of the aesthetic upbringing pupils in present-day. Analyzing the idea of understanding world inaesthetic upbringing children in the work of Kyrgyz poet Toktocun Samudinov.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, познание, окружающий мир, детская литература, познавательные стихотворения, словарный запас, обучение.

Keywords: aesthetic upbringing, knowledge, surroundings, children 's literature, intellectual poetry, vocabulary, teaching.

В устном народном творчестве создавались произведения, которые по мере подрастания ребенка развивали у них понятия о человеке, об окружающем мире, рисовали проникновенные живые образы. Посредством их тактично и серьезно воспитывали только что начинающих говорить, но уже понимающих слова детей. Поэтому различная тематика восприятия мира, его содержание и образы формировали эстетическое понимание мира у детей. Через стихотворения детям передавались системные понятия об окружающей среде, знакомили с красотой природы.

В стихоторениях Т. Самудинова образы всегда являлись открытыми, живыми, деятельными и они, раскрываясь в своих характерных признаках, качествах, достоинствах, воздействовали на душу ребенка. Но главная особенность поэта- это умение познакомить ребенка с окружающим миром, различными животными, дать информацию об особых признаках и условиях их жизни. Ребенок изначально понимает, что природа является источником жизни для человека и одновременно человек является властелином мира, у него формируется и развивается чувство милосердия, отзывчивости и заботы о других. Сохранить с малых лет чистоту человеческой совести, укоренить честность - вот что является целью познавательных стихотворений поэта.

Как уже было сказано ранее, главная особенность стихотворений Т. Самудинова - это познакомить ребенка с окружающим миром, познакомить с названиями животных, обучить условиям жизни. Все это указывает на то, что он является настоящим учителем, поэтом и педагогом.

Специфичность детской поэзии в том, что для нее, как верно утверждают исследователи, характерна дидактичность, чем поэтичность. Потому в ней и заключается природа детской литературы. Большинство серий стихотворений автора напрямую могут быть примером того, что было сказано выше. Например, в стихотворении «Знаем и не знаем» говорится, что солнечные лучи озаряют мир,

что когда тает снег, приходит весна и с приходом весны начинает петь соловей, а какую же оценку озорник Мелис получит - не знаем, шутит автор. Например: стихотворение «Не знаем» [2, 26 с.].

Конечно же, и в педагогике, и психологии верно говорится, что невозможно дать знания не познакомив с окружающим миром. И познавательные стихотворения Т. Самудинова кажутся основой науки, знакомящие детей с природой. Народ изначально понимал, что природа - это источник жизни и относился к нему осторожно и бережно. В этой священной работе устное творчество всегда принимало активное участие. Поэтому оно играло очень важную роль в воспитании у ребенка отзывчивости и любви к природе.

Хотя тематика стихотворений о травах, кустарниках, деревьях и многих других видах растений, она не ограничивается только знакомством с природой. Основной эстетической целью этих стихотворений является создание их художественного образа, определение основных качеств и каждый образ воспринимается через красоту природы. Например, в стихотворении «Рифмы, сплетенные из трав» можно встретить названия большинства растений, растущих на кыргызской земле, где автор сумел в стихотворной форме сложить названия 57 трав. Например: Пестрый репейник, Белена, горный лук, Лопух, девясил,

С черными когтями Ковыль [ 2. 28 стр.].

А в стихотворении «Птичий базар» автор перечислил названия 63 птиц, обитающих на кыргызской земле. Приведем пример:

Горлица, ворон, стервятник, сыч [бабырган],

Черный гриф, орел-бородач,

Гриф, беркут, черныш,

Лысуха, ястреб, пустельга,

Скворец, серая утка, чайка.

Фазан, соловьи, красная утка,

Козодой, пеганка (суксур), перепелка,

Вьюрок, ловчая птица, овсянка ....и др. [2. 19 стр.].

В чем их педагогическое значение? В том, что стихотворения знакомят нас с растениями, даются их названия, с другой стороны, знакомя с названиями различных видов птиц, одновременно решается вопрос изучения новых слов.

По поводу судьбы этих забытых народных слов профессор С. Рысбаев писал: «Не убивай слова! Возрождай забытые слова!». Точно так же поэт Т. Самудинов в выше указанных стихотворениях напоминает нам список ряда забытых птиц и растений.

В стихотворении «Вещь, у которой четыре имени» автор рассказывает о четырех названиях коромысла, которым, перекинув через плечо, молодые девушки и парни носили воду: «жердь», «водонос»: Если ранее не знали Так узнайте правду всю. Это всего лишь то, что Имеет четыре имени [3. 67 стр.].

Можно продолжить ряд таких ознакомительных стихотворений.

Например, в стихотворении «Кто какие звуки издает?»:

Это животное ревет

Его зовут верблюд.

А это корова,

Она не ревет, а мычит.

Далее поэт знакомит с лягушками, которые квакают в болоте, кузнечиками, что трещат в траве. Рассказывает, что кабаны и свиньи хрюкают, журавли курлычут, что высоко в небесах клекочет орел, а на холме сурок стоит, словно охотничья птица, волки воют, сороки трещат, змеи шипят, соловьи, жаворонки поют, голуби воркуют [2, 71 с.]. Конечно, эти стихотворения являются неоценимым материалом не только на уроках литературного чтения, кыргызского языка или родиноведения, но также применимы на уроках в средних и даже в старших классах. Их можно творчески использовать на уроках естествознания, зоологии и биологии.

Учитель такие познавательные стихотворения может использовать в соответствии с целями урока не только как дополнительную информацию о животных и растениях, но и применить на интеграционных уроках: на уроке языка вместе со знакомством с животными и растениями осуществляется обучение слову; на уроках литературы раскрывается художественное содержание стихотворений; на уроке родиноведения изучаются животные, обитающие у нас на родине, условия их проживания, растения и их виды, растущие на

территории нашей страны; на уроках биологии соответственно узнать виды, классы животных. Исходя из этого, профессор И. Б. Бекбоев сказал: «На таких уроках мир познается всесторонне, и учащиеся смогут получить полноценные знания» [И. Б. Бекбоев, доклад к 80-летию].

Вот к таким стихотворениям, направленным на изучение природы, можно отнести и стихотворения: «Знай» и «Жылгын, Булгун и Туйгун». И они объясняют нам названия диких животных, напоминают забытые в родном языке слова. В данном случае мы не будем анализировать названия животных и растений, а предложим составить словарь. По стихотворению «Знай»: "Архар" - самка

"Кульджа" - взрослый горный баран-самец

"Куран" - детеныш косули, самец

"Телка" - детеныш косули, самка

"Чаарчык" - новорожденный детеныш косули

"Каркыра" - журавль, самец

"Турна" - журавль, самка

"Чурок" - самая красивая утка, самка

"Кайырма" - селезень кряквы, самец

"Кукук" - самец кукушки

"Зейнеп" - самка кукушки

Словарь по стихотворению "Жылгын, Булгун и Туйгун":

"Туйгун" - ястреб, вид птицы

"Жылгын" - вид ивы, тамариск

"Булгун" - соболь, дикое животное ценной пушниной.

А стихотворение «Где спят» знакомит детей, где и как спят животные.

Читая эти стихотворения, приходишь к мысли: не биолог ли по специальности автор? Как бы то ни было, но поднятая поэтом педагогическая проблема изучения природы маленькими детьми посредством литературы очень ценно. Вот как он пишет в стихотворении «Где спят»: Где спят медвежата? В берлоге лесной. А птенцы гусей и уток? У берегов реки голубой.

Далее автор отмечает, что маленькие кенгуру спят в карманах у матери; слонята спят стоя, опираясь друг на друга; детеныши летучих мышей спят в темных скалах; бабочки спят, прилипнув к листьям и т.д. [2. 81 стр.].

Каждый образ дан в стихотворении четко, выразительно, и потому прочно остается в памяти детей. Автор сравнивает окружающие горы с красотой улара и обаятельностью лебедей. А хищные звери олицетворяют чистоту природы.

Автор в стихотворении «Знай» умело смог объяснить детям и родственные отношения. Известно, что городские дети кроме своих родителей не знают форм обращения к родственникам. Дети под влиянием местной лексикологии всех, кроме братьев и сестер, называют «племянниками» и потому, как это становится понятно из стихотворения «Знай своих близких», нужно знать кем приходится тебе каждый из родственников. В стихотворении поэт объясняет, кем приходятся "аке", "байке", "ага", "аба", "эже", "жезде", "аяш эне"; кого называют "боло" [племянники]; родственники матери называются "тай аке", "тай эже" и в конце заключает: Узнал ты разницу, Боло, жээн, тай аке. Это к родному языку, Уважение твое [2. 88 - 92 стр.].

Познавательные стихотворения формируют у детей эстетический вкус. И помогает жить в гармонии с природой. А это в свою очередь открывает перед детьми двери в сокровищницу родного языка.

Подводя итоги, мы можем сказать, что познавательные стихотворения поэта Т. Самудинова являются ценными идейно-художественными произведениями.

Литература

1. ТулогабыловМ. История кыргызкой детской литературы. Б., 1991.

2. Самудинов Т. С каждого сада по одному цветку. Б., 2012.

3. Самудинов Т. Зонтик. Ф., 1982.

4. Писатели Кыргызской Республики // Справочник // Б., 2014.

5. Самудинов Т. Избранное. Б., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.