10. Рыжаков М. В. О возможности использования компетентностного подхода в реализации задач повышения качества содержания образования: Материалы к заседанию Ученого совета ИОСО РАО. М., 2003.
11. ТатурЮ. Г. Образовательная система России. Высшая школа. М., 1999.
12. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование, 2005. № 7. 9-11-беттер.
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Эйдос», 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002 /0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
To use the technique of fractional breathing during physical endurance development of young runners on the middle distance Cherkasov V.1, Kiribeeva K.2 Использование методики дробного дыхания при развитии выносливости юных бегунов на средние дистанции Черкасов В. В.1, Кирибеева К. Г.2
1 Черкасов Владимир Валентинович / Cherkasov Vladimir — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания;
2Кирибеева Ксения Геннадьевна /Kiribeeva Kseniya — студент, социально-гуманитарный факультет, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) Тюменский государственный университет, г. Тобольск
Аннотация: в статье рассмотрена возможность использования методики дробного дыхания при развитии выносливости бегунов на средние дистанции. Представлены результаты исследования влияния экспериментальной методики на функциональные показатели юных бегунов 13-14 лет. Abstract: the article considers the possibility to use the technique of fractional breathing during physical endurance development of runners on the middle distance. The results of the influence of the experimental method on the functional performance of young runners 13-14 years present.
Ключевые слова: методика дробного дыхания, развитие выносливости, функциональные показатели юных бегунов.
Keywords: technique of fractional breathing, functional performance of young runners.
Развитие выносливости у всех возрастных категорий школьников относится к числу приоритетных задач физического воспитания и спортивной подготовки. Данное положение отображено в государственных образовательных стандартах, учебных и учебно--тренировочных программах, в комплексе ГТО и других нормативных документах. Выносливость, как физическое качество, способствует повышению работоспособности, является фундаментом для формирования двигательных умений и навыков, развития скоростных, силовых и координационных способностей. У школьников общая выносливость развивается при регулярной нагрузке циклического характера продолжительностью не менее 3 минут, с частотой сердечных сокращений 140-160 ударов в минуту [1].
Наиболее доступным средством развития выносливости в среднем школьном возрасте являются легкоатлетические упражнения и, в первую очередь, занятия различными видами бега на дистанции от 800 до 5000 м. во внеурочных формах занятий [4].
В основе формирования выносливости лежат механизмы адаптации к нагрузке, способствующие перестройке и формированию органов и систем организма. Поэтому одной из основных задач физической подготовки спортсменов является повышение их функциональных возможностей. К числу перспективных методик, способных оказать активное воздействие на формирование морфофункциональных систем организма можно отнести гипоксическую тренировку, доказавшую свою эффективность в тренировочном процессе высококвалифицированных бегунов, лыжников и пловцов [2].
Для юных спортсменов, организм которых находится в стадии становления, более приемлемым может быть использование в тренировочном процессе методики дробного дыхания, предложенной А. А. Стрельцовым [3].
Использование методики дробного дыхания в тренировочном процессе позволяет решить разнообразные задачи: подготовить организм к нагрузке за счёт насыщения функциональных систем кислородом, избежать попадания организма в кислородный долг, способствует более быстрому восстановлению работоспособности к следующей тренировке.
Для определения эффективности использования методики дробного дыхания в тренировочных занятиях были сформированы две группы юных бегунов 13-14 лет по 10 человек в каждой, в которых был проведён сравнительный эксперимент.
Объектом исследования явилась физическая подготовка бегунов на средние дистанции на этапе начальной специализации; предметом исследования - использование методики дробного дыхания в процессе развития выносливости юных бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде годичного цикла тренировок.
В начале исследования с целью определения взаимосвязи между функциональными показателями и скоростной выносливостью был проведён корреляционный анализ. По его результатам на достоверном уровне была выявлена высокая положительная взаимосвязь между скоростной выносливостью (бег 1000 м.) с показателями жизненной ёмкости лёгких (г. = 0,731); средняя положительная связь установлена с физической работоспособностью (г. = 0,536) и устойчивостью организма к гипоксии на вдохе и выдохе (г. = 0,428 и г. = 0,520 соответственно). Таким образом, данные показатели могут быть приняты в качестве критериев для определения степени развития выносливости у юных бегунов.
Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группе в процессе исследования проводились в соответствии с программой ДЮСШ для бегунов на средние дистанции. Отличие заключались в том, что тренировочный процесс в ЭГ включал использование элементов методики дробного дыхания. Так, в подготовительной части в разминочном беге дыхание выполнялось по принципу: четыре коротких вдоха и два коротких, но плавных выдоха. В основной части дробное дыхание выполнялось в динамике во время восстановления между упражнениями по принципу: четыре коротких вдоха и один плавный выдох на четыре счёта. В заключительной части - в статике (стоя, сидя, или лёжа) по принципу: четыре коротких энергичных вдоха носом и сразу же один резкий, энергичный выдох.
После завершения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе был установлен достоверный прирост во всех исследуемых показателях при 1 %-ном и 5 %-ном уровнях значимости (табл. 1).
Таблица 1. Сравнение результатов показателей функциональной диагностики юных бегунов
на этапах исследования
Тесты Группы 1 этап исследования 2 этап исследования Достоверность различии
Статистические показатели
Х± т Х± т г Р
Проба Генчи, с ЭГ 25,2±0,86 28,4±0,1,06 2,3 < 0,05
КГ 25,8±0,58 27,2±1,0 1,2 >0,05
Проба Штанге, с ЭГ 44,0±1,3 48,8±1,15 2,7 < 0,05
КГ 43,8±1,06 47,6±0,92 2,7 < 0,05
р-дас -170, усл. ед. ЭГ 830,0±23,6 954,2±23,6 3,6 < 0,01
КГ 822,8±19,9 890,6±15,5 2,7 < 0,05
ЖЕЛ, мл ЭГ 3728,6±24,8 3839,8±29,4 2,9 < 0,05
КГ 3698,6±22,1 3805,8±28,4 2,9 < 0,05
МПК, л/мин/кг ЭГ 47,8±1,06 52,0±0,70 3,3 < 0,01
КГ 47,6±1,72 51,0±0,70 1,8 > 0,05
Наиболее существенные изменения методика дробного дыхания оказала на формирование физической работоспособности юных бегунов ЭГ (тест PWC-170), где результаты в среднем выросли на 15 % (Р<0,01) и тестах, характеризующих устойчивость организма к гипоксии: пробе Генчи (12,7 %) и пробе Штанге (11 %); показатели максимального потребления кислорода повысилось на 9 %.
В контрольной группе также произошли положительные изменения, но они носили менее выраженный характер. К окончанию исследования средние показатели физической работоспособности и устойчивости организма к гипоксии на вдохе бегунов КГ улучшилась на 8 % (Р<0,05); МПК - на 7 % и устойчивости организма к гипоксии на выдохе - на 6 % (Р>0,05).
Таким образом, по результатам исследования было установлено, что включение в процесс физической подготовки упражнений по овладению техникой дробного дыхания позволяет на
достоверном уровне повысить функциональную работоспособность, способствуя тем самым развитию скоростной выносливости, необходимой для соревновательной деятельности юных бегунов.
Литература
1. ВайнбаумЯ. С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. 64 с.
2. Нудельман Л. М. Интервальная гипоксическая тренировка в циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2006. № 1. С. 37-39.
3. Стрельцов А. А. Активизация внешнего дыхания как способ нормализации систем и органов человека // Курортное дело. № 3. 2007. С. 61-68.
4. Черкасов В. В. Лёгкая атлетика в современной школе. Тобольск, 2009. 167 с.
The transference of ideas of perception in the aesthetic upbringing of children in the work of poet Toktosun Samidinov Minbaeva K.
Передача идей восприятия мира в эстетическом воспитании детей в произведениях детского поэта Токтосуна Самудинова Минбаева К. Б.
Минбаева Кундускан Бодоновна /Minbaeva Kunduskan — старший преподаватель,
кафедра кыргызского языка и литературы, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы эстетического воспитания детей в современном мире, роль устного народного творчества в познании природы. Изучаются произведения кыргызского поэта Токтосуна Самудинова, посвященные детям, в которых он посредством ярких примеров легко знакомит детей с окружающей средой, развивает речь, обогащает их словарный запас.
Abstract: the paper deals with the actual questions of the aesthetic upbringing pupils in present-day. Analyzing the idea of understanding world inaesthetic upbringing children in the work of Kyrgyz poet Toktocun Samudinov.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, познание, окружающий мир, детская литература, познавательные стихотворения, словарный запас, обучение.
Keywords: aesthetic upbringing, knowledge, surroundings, children's literature, intellectual poetry, vocabulary, teaching.
В устном народном творчестве создавались произведения, которые по мере подрастания ребенка развивали у них понятия о человеке, об окружающем мире, рисовали проникновенные живые образы. Посредством их тактично и серьезно воспитывали только что начинающих говорить, но уже понимающих слова детей. Поэтому различная тематика восприятия мира, его содержание и образы формировали эстетическое понимание мира у детей. Через стихотворения детям передавались системные понятия об окружающей среде, знакомили с красотой природы.
В стихоторениях Т. Самудинова образы всегда являлись открытыми, живыми, деятельными и они, раскрываясь в своих характерных признаках, качествах, достоинствах, воздействовали на душу ребенка. Но главная особенность поэта- это умение познакомить ребенка с окружающим миром, различными животными, дать информацию об особых признаках и условиях их жизни. Ребенок изначально понимает, что природа является источником жизни для человека и одновременно человек является властелином мира, у него формируется и развивается чувство милосердия, отзывчивости и заботы о других. Сохранить с малых лет чистоту человеческой совести, укоренить честность - вот что является целью познавательных стихотворений поэта.
Как уже было сказано ранее, главная особенность стихотворений Т. Самудинова - это познакомить ребенка с окружающим миром, познакомить с названиями животных, обучить условиям жизни. Все это указывает на то, что он является настоящим учителем, поэтом и педагогом.
Специфичность детской поэзии в том, что для нее, как верно утверждают исследователи, характерна дидактичность, чем поэтичность. Потому в ней и заключается природа детской литературы. Большинство серий стихотворений автора напрямую могут быть примером того, что было сказано выше. Например, в стихотворении «Знаем и не знаем» говорится, что солнечные лучи озаряют мир,