3. Сартбаев К. Обучение "Алиппе" и внеклассное чтение [Текст]: (Пособие для учителей 1-го кл.) / Б. Рысбеков. Ф.: Мектеп, 1986. 152 с.
4. Сыдыкбеков Т. Тоо балдары [Текст]: (Роман). Ф.:Кыргызмамбас, 1953. 380 б.
5. Сартбаев К. Ключ счастья в труде. Учительская газета, 1985. 25.06. С. 4.
6. ТулогабыловМ. Кыргызская детская литература [Текст]: Ф.: Илим, 1963. 96 стр.
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОЛЛЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ УЧАЩИХСЯ СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДМШ И ДШИ Беляева О.Д.
Беляева Ольга Дмитриевна - преподаватель по классу скрипки, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Зареченская детская школа искусств, г. Тула
Аннотация: в статье рассматривается проблема становления исполнительского мастерства учащихся струнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИ. Рассмотрены плюсы и минусы индивидуальной и коллективной (коллективно-групповой) форм обучения, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения как методологически обоснованный принцип современной скрипичной педагогики. Ключевые слова: музыкальное образование, индивидуальная форма обучения, коллективная форма обучения, коллективные формы музицирования, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения.
Музыкальная педагогика - один из наиболее консервативных разделов образования. В скрипичных классах музыкальных школ, как и в обучении игре на скрипке вообще, давно уже сложилась парадоксальная ситуация. Детей учат в основном в режиме сольного исполнительства, в то время как большинству из них в будущем предстоит заниматься главным образом ансамблевым и оркестровым (профессиональным или любительским) музицированием. Даже крупнейший скрипач-концертант современности И. Менухин в одном из выступлений констатировал, что «золотой век солиста прошел» [5].
Акцент на преимущественное развитие сольных исполнительских качеств нередко приводит к тому, что по окончании музыкальной школы у учащегося полностью отсутствуют навыки игры в коллективе. Между тем коллективные формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования и развития. Вдобавок, по мнению известного пианиста и методиста А.Д. Готлиба, совместное исполнительство развивает культуру человеческих отношений в целом [2]. Ведь первооснова музыкального содружества - согласованность своих желаний с желаниями других людей. Это, прежде всего, объединенные, к одной цели направленные усилия нескольких исполнителей, воплощающих общий, для всех участников ансамбля увлекательный и естественный замысел.
Традиционная и повсеместно принятая в России индивидуальная форма обучения существует в практически неизменном виде на протяжении нескольких веков. Модель урока по специальности одинакова на всех этапах обучения, будь то музыкальная школа, училище или вуз. Учащийся исполняет произведение, а педагог словами или показом корректирует его игру. Затем при необходимости объясняется новый материал, и учащийся дома пытается улучшить свою игру с учетом замечаний преподавателя. По сути, все обучение сводится к интерпретации какого-либо музыкального произведения и подготовке исполнителя-солиста. В программных
50
требованиях присутствует воспитание навыка игры в ансамбле, на деле же этому виду деятельности должного внимания на уроке по специальности не уделяется.
И хотя в последнее время в музыкальной педагогике и, в частности, в обучении игре на скрипке вопросам работы с детскими коллективами уделяется всё больше внимания, а тенденция перехода к групповым и коллективным формам обучения набирает силу, какой-либо стройной системы до сих пор нет.
Особенно мало изучена проблема сочетания индивидуальных и коллективных способов обучения. Такое сочетание практически не встречается в современной педагогической практике.
В мировой музыкальной педагогике существует несколько систем обучения, использующий коллективно-групповой метод. Именно этот метод стал основой широко известной музыкально-педагогической системы японского педагога С. Судзуки [6, 7], а также послужил важным фактором обновления путей воспитания юных скрипачей, осуществляемого современными американскими и английскими педагогами П. Роландом, Э. Айлифф и др. [1, с. 166].
В нашей стране широко известны две методики, использующие систему групповых занятий: метод групповой импровизации С.О. Мильтоняна [3] и групповой метод обучения скрипичной игре Э.В. Пудовочкина [4]. Эти методы дают хорошие результаты, но при практическом их применении в условиях современной школы искусств возникает ряд проблем, особенно на начальном этапе обучения.
Во-первых, начальный этап обучения и воспитания - это, в первую очередь, знакомство с личностью ребенка, особенностями его характера и темперамента, выяснение типа восприятия и т. д., и, на основе этого, выбор оптимального темпа и режима работы, методических приемов. При групповом методе обучения сделать это представляется проблематичным.
Во-вторых, в начальный период обучения учащиеся должны усвоить большой объем новой информации - в области не только профессиональных навыков, но и общетеоретических музыкальных знаний. А темпы восприятия и усвоения материала у всех детей разные.
В-третьих, в настоящее время сложности с набором контингента в школах искусств не позволяют педагогу создать полноценную группу для коллективного обучения.
Исходя из вышесказанного, в процессе обучения скрипача представляется целесообразным отказ от полностью коллективно-группового метода. Совершенствование организации учебного процесса необходимо ориентировать на сочетание индивидуальных и коллективных форм занятий. Именно такую систему следует считать одним из методологически обоснованных принципов современной скрипичной педагогики.
Данный принцип может быть реализован по-разному. На начальном, постановочном этапе это необходимое сочетание индивидуальных уроков с начинающими и занятий с малой группой (2-3 человека, не более). В такой группе на основе соревновательности гораздо удобнее развивать профессионально-психологические качества детей - наблюдательность, критичность, стремление к совершенству и т. д.
На следующем этапе, этапе освоения первоначальных навыков владения инструментом, это может быть исполнение произведений в ансамбле с педагогом, а также ансамблевые занятия в тех же малых группах.
Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения скрипачей действенен в специальном классе и в виде разучивания на уроках не только сольных произведений, но и разного рода дуэтов, трио, а иногда и более крупных по составу сочинений для нескольких инструментов. Очевидно, что разнообразных форм групповых и коллективных занятий при обучении скрипичной игре может быть немало.
Но коллективные формы занятий, как и индивидуальные, только тогда становятся действенным средством привития скрипачу основ исполнительской культуры и мастерства, когда применяются системно. Что касается конкретных методов работы, то их диктуют, прежде всего, ситуативные факторы: опыт и квалификация руководителя, его педагогические и организаторские качества, а также уровень инструментальной подготовки учащихся.
Таким образом, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения как методологически обоснованный принцип современной скрипичной педагогики представляется наиболее удачной системой развития способностей учащегося в овладении достаточным уровнем исполнительского мастерства.
Список литературы
1. БерлянчикМ.М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб., 2000.
2. Готлиб А.Д. Заметки о фортепианном ансамбле // Музыкальное исполнительство. Вып. 8 / сост. Г.Я. Эдельман. М., 1973. С. 75-101.
3. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. Тверь, 2003.
4. Пудовочкин Э.В. Скрипка раньше букваря. Опыт раннего группового обучения на скрипке. СПб., 2006.
5. Слово Иегуди Менухина: Из заключительного выступления на собрании делегатов ISTA 11 мая 1992 г. г. Лиль. Франция // Ключ: газета педагогов-струнников России, 1993. № 2.
6. Судзуки С. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов. М.: Попурри, 2005.
7. Suzuki Violin School. Miami, 1978.