Научная статья на тему 'Ансамблевое музицирование кларнетистов как педагогическая технология'

Ансамблевое музицирование кларнетистов как педагогическая технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КЛАРНЕТИСТА / КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / PROFESSIONAL TRAINING OF CLARINETISTS / EDUCATIONAL ENSEMBLE PLAYING / THE SYSTEM OF CREATIVE TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Априамов Владимир Михайлович

В статье обосновывается необходимость коллективных форм учебно-исполнительской деятельности в музыкальных учебных заведениях первой ступени, выявляются профессиональные, воспитательные, коммуникативные, социопедагогические функции инструментального ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental ensemble playing in clarinet class

Ensemble playing of clarinetists in experimental classes is considered as an effective method of education. It enables students to acquire professional, communicative, personal, creative skills. Socio-cultural, professional and pedagogical functions of instrumental ensemble are revealed.

Текст научной работы на тему «Ансамблевое музицирование кларнетистов как педагогическая технология»

156

Высшее образование в России • № 2, 2010

PROKOPTSEVA N. PREVENTIVE MEASURES AGAINST TEACHER'S PROFESSIONAL DEFORMATION

The concept and the factors of professional deformation are considered, the features of teacher's professional burn-out are described. The author suggests the system of preventive measures against teacher's professional deformation.

Keywords: professional deformation, teacher's professional deformation, emotional burnout, system of preventive measures.

в.м. априамов, соискатель Ансамблевое музицирование

московский городской кларнетистов как

педагогическийуниверситет педагогическая технология

В статье обосновывается необходимость коллективных форм учебно-исполнительской деятельности в музыкальных учебных заведениях первой ступени, выявляются профессиональные, воспитательные, коммуникативные, социопедагогические функции инструментального ансамбля.

Ключевые слова: профессиональная подготовка кларнетиста, коллективная учебно-исполнительская деятельность, инструментальный ансамбль, система творческих заданий.

Основной сферой нашей многолетней профессиональной, научно-исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности является поиск эффективных путей совершенствования начального профессионального обучения в классе кларнета с целью достижения соответствия модели выпускника детской школы искусств (ДШИ) по классу кларнета современным требованиям как высших учебных заведений, так и профессиональных исполнительских коллективов, концертно-гастрольных организаций.

Надо признать, что проблемам модернизации системы начального музыкального профессионального образования, инновационного реформирования теоретико-методического, дидактического, организационно-практического содержания учебного процесса ДШИ в целом и отдельных специализаций посвящены сотни диссертационных трудов последних лет. Как показал контент-анализ научно-методических исследований и практических разработок, объектами большинства исследований являются: совершенствование организационно-методического содержания специально-

стей «фортепиано» и «хор» в специальных учебных заведениях; теоретико-методические, дидактические, репертуарные аспекты организации учебно-репетиционной, а также концертно-гастрольной деятельности самодеятельных (любительских) инструментальных и вокально-хоровых коллективов (работы О.Ф. Антипиной, М.Ф. Поповой, О.В. Тарасова, В.А. Кузнецова, О.М. Нежинского, А.П. Иванова-Радкевича). Вместе с тем мы не обнаружили целостных теоретико-методических,дидактических, организационно-практических предложений по совершенствованию образовательного процесса специальностей духовых инструментов, в частности специальности кларнета.

В ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности мы пришли к выводу: для того чтобы профессиональная подготовка кларнетистов в учебных заведениях первой ступени (ДШИ) соответствовала современным образовательным целям, профессионально-исполнительским потребностям, социокультурным требованиям, необходимо дополнить традиционный учебный процесс в классе кларнета

Научный дебют

157

интенсивными формами коллективного обучения.

Одной из наиболее эффективных форм коллективного обучения является инструментальный ансамбль. Опыт многих педагогов - руководителей ансамблей и оркестров показывает, что подобное коллективное обучение и творчество способствуют:

■ повышениюуровняпрофессиональ-ного мастерства участников ансамблей и оркестров;

■ выработке у музыкантов коммуника-тивно-исполнительскихнавыков;

■ активизации аналитического вариативного мышления, творческой инициативности;

■ обогащению жанрового спектра концертного репертуара;

■ расширению профессиональных исполнительских, педагогических, творческих, социокультурных возможностей музыкантов.

Аналитическое изучение существующих методов и форм обучения музыкальному исполнительству подвело нас к гипотезе: перечисленных выше результатов можно достичь посредством интенсификации коллективной учебно-исполнительской деятельности учащихся ДШИ, в частности путем организации класса учебного ансамбля. Предполагалось, что специально подобранный состав последнего позволит достигать максимально высоких профессионально-исполнительских, общеобразовательных и социокультурных результатов.

Целенаправленных исследований, раскрывающих теоретические основы, методику, репертуарную политику организации коллективного творчества учащихся ДШИ и ДМШ в профессиональных ансамблях с участием кларнета, нами обнаружено не было. В связи с этим мы поставили цель: на основе выявления и изучения факторов и условий оптимизации профессионально-личностных результатов учебно-воспитательного процесса в классе кларнета разработать организационно-методический,

дидактический и психолого-педагогический инструментарий для совершенствования начальной профессиональной подготовки кларнетистов в учебных заведениях первой ступени (ДШИ и ДМШ).

Планирование структуры и содержания экспериментальной работы опиралось на следующую гипотезу: полный комплекс профессионально и социокультурно значимых качеств, способностей, умений и навыков кларнетистов может быть сформирован в условиях специально организованного класса учебного ансамбля.

Для участия в эксперименте нами были приглашены учащиеся выпускных классов кларнета, аккордеона и флейты (7-го года обучения). После анализа традиционных учебных планов и программ духовых, струнных и клавишных отделений, а также согласования с администрацией учебного заведения и преподавателями инструментальных специальностей было решено второй час сольных занятий (в неделе) у кларнетистов, аккордеонистов, флейтистов заменить на коллективную работу в классе учебного ансамбля.

В сентябре 2005 г.нами были созданы пять учебных ансамблей (из музыкантов 7-го года обучения), в каждом из которых было по три учащихся: кларнетист, аккордеонист и флейтист. Еженедельно участники эксперимента могли индивидуально решать проблемы исполнительской техники и художественной выразительности с преподавателями по специальности(1акаде-мический час в неделю), а затем отрабатывать сформированные умения и приобретать новые профессиональные качества, умения, навыки в процессе коллективного творчества (1 академический час в неделю). Преподаватели аккордеона и флейты также присутствовали на занятиях учебного ансамбля в качестве консультантов.

Для организации исполнительской деятельности в классе учебного ансамбля нами специально были разработаны репертуарные списки и системы творческих заданий. Содержание репертуарных списков

158

Высшее образование в России • № 2, 2010

формировалось на базе существующих учебных пособий для кларнета и нотных сборников для сольного кларнетного исполнения, а также для ансамблевого музицирования с фортепиано, флейтой, скрипкой, другими медными и деревянными духовыми и струнными смычковыми инструментами. Выбранные технические упражнения, этюды и художественные произведения требовали соответствующей инструментовки для исполнения в экспериментальном учебном ансамбле в составе кларнета, аккордеона и флейты.

Для реализации принципа развивающего обучения нами была также разработана система творческих заданий (исполнить, сочинить...), степень сложности которых повышалась последовательно от занятия к занятию в зависимости от успехов учащихся.

Систематическое выполнение разнообразных творческих заданий, по нашему мнению, должно было привести к следующим педагогическим результатам:

• активизации аналитического вариативного мышления;

• приобретению умений работы в «команде » с принятием единого решения в процессе обсуждений;

• формированию индивидуальной творческой инициативности;

• раскрытию личностных качеств и способностей;

• выработке в коллективе дисциплинированности, ответственности перед товарищами за свои действия;

• формированию коммуникативных навыков;

• обогащению музыкально-теоретического и практического исполнительского опыта;

• расширению профессионально-исполнительских возможностей.

В конце учебного года, в мае 2006 г., нами была осуществлена контрольная проверка компетенций учащихся экспериментального класса учебного ансамбля (выпускников по классу кларнета) по ряду

критериев. В целом общая успеваемость выпускников составила 92,5%. Полученный результат по праву можно считать отличным. Выпускники класса кларнета специальных учебных заведений первой ступени получили фундаментальную музыкально-теоретическую и техническую подготовку, а также сформировали высокий художественно-исполнительский потенциал, раскрыли индивидуально-личностные творческие качества, проявили творческую инициативность, обнаружили организаторские способности, навыки работы в ансамблях различных инструментальных составов.

В следующем учебном году мы продолжили нашу экспериментально-исследовательскую деятельность. Все приглашенные учащиеся (кларнетисты, флейтисты и аккордеонисты последнего года обучения) проявили большую заинтересованность в работе класса учебного ансамбля, так как результаты проведенного ранее эксперимента (отчетные концерты, итоги выпускных экзаменов, дальнейшая образовательная и профессионально-исполнительская судьба выпускников 2006 г.) получили большой резонанс.

Итак, в сентябре 2006 г. в ДШИ № 9 им. М.А. Балакирева нами опять была организована деятельность пяти учебных ансамблей (всего 15 музыкантов выпускных классов кларнета, флейты и аккордеона). Один академический час в неделю кларнетисты, флейтисты и аккордеонисты занимались в классе учебного ансамбля (по три человека) под руководством преподавателей кларнета, флейты и аккордеона. Один академический час в неделю учащиеся прорабатывали технические и художественно-выразительные трудности своих ансамблевых партий индивидуально со своими преподавателями по специальности. Методическое и дидактическое содержание занятий экспериментального класса учебного ансамбля осталось прежним. Ядром учебной программы были специально сформированный и инструментованный нами ансамблевый

Научный дебют

159

репертуар, а также система творческих заданий.

В конце учебного года, в мае 2007 г., в процессе проведения выпускных экзаменов нами были выявлены результаты апробации эффективности работы экспериментального класса учебного ансамбля.

В целом общая успеваемость выпускников составила 96,8%. Полученный результат оказался максимально высоким благодаря накопленному нами педагогическому опыту, позволившему в процессе повторного проведения формирующего эксперимента внести некоторые организационно-методические и психолого-педагогические изменения в процесс работы инструментальных ансамблей, усовершенствовать методикуорганизации класса учебного ансамбля.

На выпускном экзамене участники эксперимента проявили широкий музыкально-теоретический кругозор, профессионально-исполнительскую полифункциональность в области ансамблевой техники, неограниченные жанрово-тематические, художественно-выразительные возможности, сформированную, целостную творчески инициативную индивидуальную натуру, то есть полную подготовленность к дальнейшей широкой образовательной и исполнительской деятельности.

Таким образом,внедрение в процесс обучения игре на кларнете дидактического

принципа развивающего обучения в форме специально организованного класса учебного ансамбля позволяет:

■ обогатить музыкально-теоретический и практический исполнительский опыт выпускников ДМШ и ДШИ, максимально расширить жанрово-тематический, технический, учебный и художественный концертный репертуар кларнетистов;

■ сформировать у участников экспериментального учебного ансамбля аналитическое вариативное мышление и умение принимать единое интерпретационно-исполнительское решение;

■ выработать у учащихся дисциплинированность, ответственность, а также коммуникативно-организаторские навыки работы в ансамблях с различным инструментальным составом;

■ раскрыть индивидуальную творческую инициативность, личностные качества и способности музыкантов;

■ расширить профессионально-исполнительские, образовательные и социокультурные перспективы выпускников.

Результаты экспериментально-исследовательского опыта были тщательно проанализированы в аспекте современных проблем и тенденций музыкально-исполнительской педагогики, систематизированы и изложены в статьях и учебном пособии для студентов музыкально-педагогических факультетов.

APRIAMOVV. EXPERIMENTAL ENSEMBLE PLAYING IN CLARINET CLASS Ensemble playing of clarinetists in experimental classes is considered as an effective method of education. It enables students to acquire professional, communicative, personal, creative skills. Socio-cultural, professional and pedagogical functions of instrumental ensemble are revealed.

Keywords: professional training of clarinetists, educational ensemble playing, the system of creative tasks.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.