роля над социальными взаимоотношениями и природными ресурсами.
По итогам проведенного социальнопсихологического исследования можно говорить о том, что:
1. предпочтение коллективистских или индивидуалистических ценностей тесно связано с социальным окружением и носит скорее ситуативный характер;
2. в области личностных характеристик значимо противоречие, заключающееся в том, что предпочтение коллективистских утверждений имеет корреляцию с индивидуалистическими ценностями.
Литература
1. См.: Kim U., Triandis H.C., Kagitcibasi C.
Individualism and collectivism: Theory,
method and applications. Newbury Park, Calif: Sage, 1994.
2. См.: Лебедева Н.М. Введение в этническую
и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. М.: Ключ-С, 1999; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.
3. Hofstede G. Culture’s consequences: Intern
Differences in work-related values. Beverly Hills, 1980.
4. Triandis H.C. Individualism and collectivism.
Boulder, CO: Westview Press, 1995.
5. Triandis H.C. Collectivism v. individualism: A
reconceptualization of a basic concept in cross-cultural social psychology // Cross-cultural studies of personality, attitudes and cognition / G.K. Verma & C. Bagley (eds.). L.: Macmillan, 1988. P. 60-95.
6. Schwartz S.H. Individualism-collectivism. Critique
and proposed refinements // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1995. №21. Р. 139-157.
В.М. АПРИАМОВ, соискатель Московский городской педагогический университет
Об особенностях профессиональной подготовки кларнетиста
Изучєнш сoвpеменнoй сoцuoкyльmypнoй cumya^u u npoфеccuoнaльных nеpсnекmuв выпуск^^в музыкальных учебных заведент npueodum к въ^ду o неoбхoдuмocmu co-здан^ ycлoвuй для npuoбpеmенuя yчaщuмucя yнuвеpcaльных шnoлнumельcкuх ументі, mеopеmuчеcкuх знант, кoммyнuкaцuoнных u opгaнuзaцuoнных навг^^в u качеств.
Ключевые слова: coвpеменнaя мoдель npoфеccuoнaльнoгo музыканта, музыкальные учебные заведена nеpвoй cmynенu, mpебoвaнuя u nеpcnекmuвы вьтускнжа, ан-caмблевoе мyзuцupoвaнuе.
Система начального профессионального и дополнительного музыкального образования России имеет глубокие научно-методические корни, организационно-исполнительские традиции, сложившуюся структуру методологических подходов, дидактических принципов, методов, форм, средств обучения и воспитания [1]. Вместе с тем, несмотря на теоретическую фундаментальность и практическую результативность традиционного учебно-воспитательного процесса, современные факторы социально-экономического, геополитического, культурологического характера обусловливают необходимость внутрисистемных изменений, разработки и реализации
новых подходов к формированию организационно-методического и дидактического содержания профессиональной музыкальной подготовки.
Перед выпускниками ДМШ и ДШИ сегодня раскрываются широкие профессиональные исполнительские, педагогические, социокультурные перспективы. Многообразие сфер, форм и видов профессиональной, социокультурной, досуговой, рекреационной, просветительской, художественно-творческой, научно-исследовательской, экспериментально-практической деятельности предоставляет неограниченные возможности для профессионально-творческой самореализации,интеллектуального
развития, духовно-личностного становления, гуманитарного совершенствования молодых музыкантов. Реализация этих перспектив требует от специалистов в первую очередь наличия больших интеллектуально-практических ресурсов расширенного содержания - универсальных исполнительских умений, глубоких теоретических познаний в специализированной сфере, а также в общекультурологических и антропологических науках, коммуникативных навыков и организаторских способностей, владения современными методами мышления, креативными способами принятия решений, вариативного действия в профессиональных ситуациях, активного участия в социокультурной жизни общества на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.
Новые требования к модели профессионального музыканта влекут за собой необходимость в пересмотре и совершенствовании традиционных видов, форм, методов, средств обучения и воспитания, требующих больших временных затрат и не формирующих в выпускниках необходимый потенциал для осуществления разносторонней широкомасштабной интегрированной деятельности, реализации всех личностных планов, профессиональных потребностей, творческой инициативы. Современный ритм социокультурной жизни диктует новые требования к организации профессиональной подготовки музыканта, в частности требование обогащения учебно-воспитательного процесса гуманно-ориентированными, коммуникативными, интенсивными личностно-развивающими технологиями.
В последние годы целью научно-исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности автора статьи являлся поиск эффективных путей совершенствования начального профессионального обучения в классе кларнета с целью достижения соответствия модели выпускника ДМШ и ДШИ по классу кларнета современным требованиям высших учебных заведений, профессиональных исполнительских коллективов, концертно-гастрольных
организаций, формирующих содержание социокультурной жизни на городском, региональном, национальном и международном уровнях. Тщательный структурнофункциональный анализ отдельных специальностей и специализаций учреждений начального профессионального музыкального образования (в частности, специализации «кларнет») в соотнесении с актуальными тенденциями и потребностями социума позволил нам выявить проблемные аспекты, требующие научно-теоретического и методического реформирования, и разработать направления перспективного развития данной специализации.
На практике мы столкнулись с проблемой отсутствия узкоспециального теоретико-методического, дидактического, организационно-технологического, психологопедагогического инструментария, на основании которого педагогам-практикам можно было бы реформировать учебно-воспитательный процесс в классе кларнета, совершенствовать тематическое и жанровое содержание, методы, формы и средства обучения и воспитания кларнетистов, чтобы в итоге модель выпускника специального учебного заведения первой ступени полностью соответствовала современным общепедагогическим, культурологическим, профессионально-исполнительским, социокультурным требованиям. Данная серьезная проблема, выявленная на эмпирическом уровне, логически требовала своего разрешения на теоретико-методологическом, дидактическом и организационно-методическом уровнях.
В процессе многолетнего аналитического наблюдения за процессом и результатами собственной педагогической деятельности, изучения истории развития кларнет-ного исполнительского искусства и педагогики, анализа современной образовательной, музыкально-исполнительской и социокультурной ситуации в обществе, выявления профессиональных перспектив и возможностей кларнетистов мы пришли к выводу о необходимости усиления ансамблевой подготовки музыкантов в классе
кларнета, являющейся основой для формирования универсального профессионального мастерства, расширения спектра музыкальной деятельности кларнетистов.
Историко-инструментоведческий, музыковедческий, теоретико-методический анализ кларнетной педагогики и исполнительства подвел нас к гипотетическому предположению: наиболее рациональным составом учебного ансамбля, основная методическая цель организации которого -совершенствование профессиональной инструментальной подготовки кларнетистов, являются кларнет, аккордеон и флейта.
Необходимость приобретения навыков совместной игры кларнетистов и аккордеонистов обосновывается несколькими факторами социокультурного и педагогического порядка. В народе всегда была высока популярность ансамблей с аккордеоном и кларнетом (классических эстрадных квартетов, состоящих из кларнета, гитары, контрабаса и аккордеона, пик популярности которых пришелся на середину ХХ в., национальных квартетов - скрипки, кларнета, флейты и аккордеона, вышедших на международную эстраду в 90-х гг. ХХ в.). Профессиональная востребованность кларнетистов и аккордеонистов, имеющих навыки совместной игры, актуальна на протяжении многих десятилетий [2]. Сегодня кларнет и аккордеон входят в составы популярных эстрадныхи народных ансамблей международного уровня, используются в музыкальных и драматических театральных постановках. Аккордеон, благодаря своим полифоническим возможностям, интонационным ресурсам регистров, клавиатуре с готовыми аккордами, является универсальным источником аккомпанемента для партии кларнета, способен заменить фортепиано на репетициях и выездных концертах, сохраняя тематическую широту, жанровое, гармоническое и полифоническое разнообразие исполнительского репертуара (благодаря возможностям оркестровки, аранжировки, технологии переложений).
Флейта во всем многообразии видов распространена практически по всему земно-
му шару и, по словам ученых (музыковедов, культурологов, историков), такой музыкальный инструмент во все времена существования человека составлял неотъемлемую часть его жизни. Современные флейты, использующиеся в музыкальном образовании и профессиональном исполнительстве, хотя и отличаются по своим конструкционным особенностям и исполнительским (техническим и художественным) возможностям, входят в состав различных ансамблей и оркестров - народных, камерных, духовых, симфонических, вокальноинструментальных, детских, любительских и профессиональных. Флейта - наиболее простой по способу звукоизвлечения деревянный духовой инструмент, однако именно звуки флейты вносят в ансамблевое звучание некую жанровую законченность и эмоциональную гармонию.
Учитывая вышесказанное, мы решили организовать экспериментальный класс учебного ансамбля в составе кларнета, флейты и аккордеона как дополнительной формы обучения инструментальных исполнителей (в частности, кларнетистов) в рамках традиционного процесса обучения музыкальному искусству в учебных заведениях начального звена.
С целью получения подтверждения актуальности данного реформирования в области кларнетного обучения и дальнейшей профессиональной исполнительской деятельности кларнетистов мы использовали традиционный социологический метод -интервью, позволяющий сочетать возможности анкетирования (заранее сформулированные вопросы, разработанная система краткой записи ответов) и беседы (наиболее удобная форма проведения социологического исследования потребностей отдельных профессиональных групп, позволяющая установить доверительные отношения с респондентами, изучить индивидуальные и общие потребности).
Всего интервьюированием было охвачено 50 преподавателей кларнета и 100 выпускников специальных учебных заведений первой ступени, продолживших професси-
ональное обучение и практикующих концертно-исполнительскую деятельность.
В процессе интервьюирования преподаватели продемонстрировали широкий музыкально-культурологический и научно-методический кругозор, богатый творческий потенциал, наличие инновационных идей. Однако реализация их профессионально-личностных ресурсов затрудняется отсутствием необходимых опорных теоретико-методических, дидактических, организационнорекомендательных материалов для внесения системно-структурных изменений в традиционный учебно-воспитательный процесс в инструментальных классах ДМШ и ДШИ. Преподаватели класса кларнета подтвердили наше предположение о возможном повышении результатов начального профессионального обучения кларнетистов за счет усиления и расширения ихансамблевой подготовки. Мы, в свою очередь, выявили, что большинство преподавателей класса кларнета владеют дирижерско-управленческими и организационно-коммуникативными навыками, имеют теоретические познания по нескольким музыкальным специальностям, обладают практическим духовым, струнным смычковым и клавишным исполнительским опытом.
Результаты интервьюирования недавних выпускников специальных учебных заведений по классу кларнета можно обобщить следующим образом. Достигнутый в процессе начального профессионального обучения технический уровень владения инструментом позволил подавляющему большинству респондентов поступить в средние и высшие специальные учебные заведения, однако в дальнейшем музыканты столкнулись с проблемами из-за ограниченных исполнительских возможностей. Для реализации профессиональных планов кларнетистам не хватало умения свободного творческого самовыражения, навыков работы в ансамблях различных инструментальных составов, широты концертного репертуара, охватывающего многочисленные жанры, стили, формы, предназначенного для совместного исполнения с различными инструментами - ду-
ховыми, струнными, клавишными. Данные ограничения лишали кларнетистов возможности реализовать все профессионально-исполнительские, творческие планы в большинстве образовательных и социокультурных проектах, предполагающих участие кларнета. Практически все опрошенные кларнетисты занимались музыкально-теоретическим и инструментально-исполнительским самообразованием. Препятствия, с которыми столкнулись кларнетисты после окончания специальных учебных заведений первой ступени, навели их на мысль о том, что еще во время начального профессионального обучения им нужно было бы получить целый комплекс дополнительных исполнительских умений и навыков, сформировать и раскрыть коммуникативные, организаторские, творческие способности, расширить репертуарный диапазон, находящийся в тесной взаимосвязи с участием в ансамблевом музицировании.
Таким образом, интервьюирование преподавателей кларнета и выпускников подтвердило актуальность затронутой нами музыкально-педагогической проблемы и эффективность предлагаемого нами ее решения.
Эмпирическое знание по рассматриваемой нами проблеме формировалось также в рамках констатирующих экспериментов в нескольких ДМШ и ДШИ России, где процесс обучения игре на кларнете представлял собой реализацию традиционных подходов, методик, форм работы с учащимися. В процессе включенного и «объектного » наблюдения за обучением в классах кларнета, а также анализа результатов контрольных проверок учащихся, учебных планов и программ нами был выявлен ряд тенденций, которые тормозили педагогический процесс в учебном заведении, а также препятствовали достижению музыкантами высокого уровня профессионального исполнительского мастерства, приобретению универсальных умений и навыков, развитию вариативного мышления, творческой инициативы, необходимых для максимального расширения спектра областей и на-
правлений дальнейшей образовательной, профессиональной исполнительской и социокультурной деятельности.
Сравнительный анализ результатов наблюдений за участниками констатирующих экспериментов, а также итогов контрольных срезов привел нас к следующим предположениям:
1) большинство выявленных организационно-методических, учебно-педагогических, художественно-исполнительских проблем можно решить в процессе расширенного внедрения в учебный процесс дидактического принципа развивающего обучения, методическое содержание которого зависит от конкретных музыкально-педагогических условий;
2) наиболее эффективной формой реализации дидактического принципа развивающего обучения игре на кларнете является ансамблевое музицирование в рамках специально организованного класса учебного ансамбля;
3) практическая реализация ансамблевого музицирования должна отражать все разнообразие видов инструментальных ансамблей, в состав которых традиционно входит кларнет;
4) организация деятельности специально созданного учебного ансамбля позволит максимально разнообразить жанровотематический учебный и художественный концертный репертуар;
5) расширение музыковедческой эрудиции и музыкально-исполнительского опыта, в свою очередь, может составить фундаментальную теоретико-практическую базу для формирования разнообразных интерпретационных способностей и умений кларнетистов;
6) анализ нотной литературы по кларнету и изучение современной социокультурной ситуации убеждают нас в том, что кларнетистам в процессе обучения необходимо приобретать навыки совместного музицирования с исполнителями на клавишных, деревянных духовых, медных духовых, струнных смычковых музыкальных инструментах, так как данные инструмен-
тальные составы широко востребованы в современной музыкально-исполнительской практике;
7) расширенная ансамблевая подготовка позитивно скажется на уровне владения художественно-выразительными средствами, доступными кларнету, усовершенствует исполнительскую технику музыкантов, сформирует профессионально необходимые коммуникативные навыки, организаторские умения, будет способствовать раскрытию аналитических и творческих способностей, откроет перед выпускниками специальных учебных заведений первой ступени дополнительные профессионально-исполнительские, образовательные, дирижерско-педагогические перспективы.
На основании историко-теоретических, социологических и эмпирических исследований нами была сформулирована гипотеза: для того чтобы результаты профессиональной подготовки кларнетистов в специальных учебныхзаведениях первой ступени (ДМШ и ДШИ) соответствовали современным образовательным целям, профессиональноисполнительским потребностям, социокультурным требованиям, необходимо дополнить традиционный учебный процесс в классе кларнета интенсивными формами коллективного обучения, в задачи которых входит повышение уровня профессионального мастерства; выработка коммуникативно-исполнительских навыков; активизация аналитического вариативного мышления, творческой инициативы; обогащение жанрового спектра концертного репертуара; расширение профессиональных исполнительских, педагогических, творческих, социокультурных возможностей.
Аналитическое изучение существующих методов и форм обучения музыкальному исполнительству подвело нас к гипотетическому заключению: перечисленных выше результатов можно достичь посредством интенсификации коллективной учебноисполнительской деятельности учащихся учебных заведений первой ступени (ДМШ и ДШИ), в частности организации класса учебного ансамбля, специально по-
добранный состав которого позволит достигать максимально высоких профессионально-исполнительских, общеобразовательных, социокультурных результатов.
Проверка теоретико-методической состоятельности и практической результативности данных утверждений проводилась нами в рамках формирующего эксперимента в тех же специальных учебных заведениях первой ступени, где осуществлялись констатирующие эксперименты.
В ходе проведения в течение нескольких лет формирующего эксперимента нами было доказано, что организация класса учебного ансамбля в рамках процесса обучения игре на кларнете в специальных учебных заведениях первой ступени позволяет:
- обогатить музыкально-теоретический и практический исполнительский опыт, максимально расширить жанрово-тематический учебный и художественный концертный репертуар кларнетистов;
- сформировать аналитическое вариативное мышление и умение принимать единое интерпретационно-исполнительское решение;
- выработать коммуникативно-организаторские навыки работы в ансамблях различных инструментальных составов, дисциплинированность, ответственность;
- раскрыть индивидуальную творческую инициативность музыкантов, личностные качества и способности;
- расширить профессионально-испол-
нительские, образовательные и социокультурные перспективы выпускников;
- реализовать дидактический принцип
развивающего обучения в области кларнет-ного исполнительского искусства, усовершенствовать образовательный процесс в специальных учебных заведениях первой ступени в соответствии с современными педагогическими, профессиональными исполнительскими и социокультурными требованиями.
V.M. APRIAMOV. ON THE MATTER OF IMPROVEMENT OF CLARINETISTS PROFESSIONAL TRAINING.
The article shows the necessity of forming the model of modern professional musician based on universal education of clarinetists, intensive forms ofcollective training particularly ensemble playing.
Key words: modern model of professional musician, requirements to clarinetists, ensemble playing.
Литература
1. См.: БлаттФ.Т. Полная школа для кларне-
та: от первоначального до высшего развития техники: Ч. 1. М.: Юргенсон, 1889. 67 с.; Блатт Ф.Т. Полная школа для кларнета: от первоначального до высшего развития техники. Ч. 2-3. М.: Муз. сектор, 1928-1932.
2. См.: Прорвич Б.Ф. Альбом кларнетиста: Для кларнета и фортепиано, ансамбля кларнетов без сопровождения и в сопровождении фортепиано. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1990. 88 с.
И.Г. ЯЦЕНКО, соискатель Российский государственный университет им. И. Канта
В современных условиях существенной реорганизации всей структуры образования, обращения к личности ребенка в смысле развития в нем творческого начала, отказа от традиционных, часто штампованных форм обучения, появления широкой сети разноплановых и многопрофильных
О готовности психолога к работе с семьями и детьми «группы риска»
детскихобъединений и сообществ требуется качественно новая система подготовки психолога, готового и способного к организации взаимодействия с семьями и детьми «группы риска ».
Психологическими характеристиками семей и детей «группы риска» считаются