В.М.АПРИАМОВ
ИНТЕНСИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАРНЕТЕ
(в учебных заведениях первой ступени)
Автор объясняет необходимость обогащения учебного процесса в классе кларнета учебных заведений первой ступени личностно-разеивающими коммуникационно-образовательными технологиями.
Ключевые слова: профессиональная подготовка кларнетистов, ансамблевое исполнительство, класс учебного ансамбля, инструменты учебного ансамбля.
Современная педагогическая практика в области кларнетного исполнительского иск}гсства демонстрирует успехи отдельных исполнителей, достигших высшего уровня профессионально-исполнительского мастерства. Однако доминирование видов и форм индивидуального обучения вызывает отдельные сложности организационно-методического и профессионально-коммуника-тивного характера.
Изучая перспективы развития системы и методики обучения игре на кларнете, вопросы совершенствования образовательного процесса в специальных учебных заведениях первой ступени, мы выявили проблему становления полифункционального музыкального мастерства кларнетистов, включающую исполнительский, педагогический, социокультурный аспекты. Многообразие сфер, форм и видов профессиональной, досуго-вой, рекреационной, просветительской, художес-твенно-творческой, научно-исследовательской, экспериментально-практической деятельности предоставляет неограниченные возможности для профессионально-творческой самореализации, интеллектуального развития, духовно-личностного становления, гуманитарного совершенствования молодых музыкантов. Новая модель образования профессионального музыканта влечет за собой потребность в пересмотре и совершенствовании традиционных видов, форм, методов, средств обучения и воспитания.
Обогащение учебно-воспитательного процесса интенсивными личностно-развивающими комму-никативно-образовательными технологиями позволит сформировать у выпускников специальных учебных заведений первой ступени необходимый потенциал для осуществления разносторонней широкомасштабной интегрированной деятельности, реализации всех личностных планов, профессиональных потребностей, творческой инициативы.
В процессе теоретико-аналитической, эмпирической и экспериментальной педагогической деятельности мы пришли к выводу, что наиболее эффективной личностно-развивающей коммуникативно-образовательной формой профессиональной подготовки кларнетистов, позволяющей раскрыть полифункциональные возможности данной специальности, является ансамблевое
исполнительство - специально организованный класс учебного ансамбля, инструментальный состав которого позволит кларнетистам достигать максимально высоких профессионально-испол-нительских, общеобразовательных, социокультурных результатов.
Экспериментальным путем было определено, что интенсификация коллективной учебно-ис-полнительской деятельности кларнетистов в специальных учебных заведениях первой ступени позволяет студентам повысить уровень профессионального мастерства, выработать коммуника-тивно-исполнительские навыки, активизировать аналитическое вариативное мышление, обогатить жанровый спектр концертного репертуара, расширить профессиональные исполнительские, педагогические, творческие, социокультурные возможности.
При разработке методики организации деятельности учебного ансамбля в классе кларнета мы столкнулись с отсутствием теоретико-методического, дидактического, организационно-техно-логического, психолого-педагогического инстру-ментариев, на основании которых можно организовать коллективный учебно-воспитательный процесс. Поэтому необходимо было сформировать организационно-методическое, теоретико-дидактическое, жанрово-тематическое, коммуникативно-творческое содержание работы класса учебного ансамбля, которое позволило бы подготовить выпускника, полностью соответствующего современным общепедагогическим, культурологическим, профессионально-исполнительским, социокультурным требованиям.
Истор ико -инструменте ведче ский, музыковед -ческий, теоретико-методический анализ кларнет-ной педагогики и исполнительства убедил нас в том, что учебный ансамбль, основная методическая цель организации которого - совершенствование профессиональной инструментальной подготовки кларнетистов, должен состоять из кларнета, аккордеона и флейты. Флейта может быть заменена скрипкой в зависимости от педагогических возможностей учебного заведения либо наличия учащихся, желающих приобрести фундаментальные навыки ансамблевой игры. Партия аккордеона является неотъемлемым компонентом учебного ансамбля по своей учебно-
"Культурная жизнь Юга России "
№ 1 (30), 2009
педагогической значимости и исполнительским возможностям.
Такой состав музыкантов в группе обосновывается несколькими факторами социокультурного и педагогического содержания. Прежде всего, в народе всегда была высока популярность ансамблей с аккордеоном и кларнетом. Сегодня кларнет и аккордеон входят в составы популярных эстрадных и народных ансамблей международного уровня, используются в музыкальных и драматических театральных постановках. Аккордеон благодаря своим полифоническим возможностям, интонационным ресурсам регистров, клавиатуре с готовыми аккордами является универсальным источником аккомпанемента для партии кларнета, способен заменить фортепиано на репетициях и выездных концертах, сохраняя тематическую широту и жанровое разнообразие исполнительского репертуара.
Флейта во всем многообразии видов распространена практически по всему земному шару, и, по словам ученых - музыковедов, культурологов, историков, такой музыкальный инструмент во все времена существования человека составлял неотъемлемую часть его жизни. Современные флейты входят в состав различных ансамблей и оркестров - народных инструментов, камерных, духовых, симфонических, вокально-инструментальных, детских, любительских и профессиональных. Флейта - наиболее простой по способу звукоизвлечения деревянный духовой инструмент, однако именно ее звуки вносят в ансамблевое звучание некую жанровую законченность и эмоциональную гармонию.
Скрипка является одним из самых распространенных инструментов среди современных струнных смычковых, она обладает широким спектром выразительных средств, технически доступна даже начинающим музыкантам младшего дошкольного возраста. Скрипка популярна как сольный инструмент, но в то же время она является обязательным участником симфонических оркестров, многих национальных, вокально-инс-трументальных ансамблей.
Репертуарные сборники для ансамблей, в состав которых входили кларнет, флейта и скрипка, издаются в России с XVIII века. Анализируя нотную художественную и техническую инструментальную литературу, мы выявили, что лишь в 60-е годы XX века в России было издано несколько нотных сборников для эстрадных ансамблей, включающих кларнет и аккордеон. Они составлены Т. Е. Ходорковским, Л. В. Шилтовой, Б. Е. Тихоновым, П. Р. Купрейшвили, А. А. Ашкенази, Б. Кияновым и др. Партитуры для камерных ансамблей, включающих кларнет, скрипку и / или флейту, разработаны Г. Н. Поповым, К. С. Хачатуряном, В. И. Заранским, Д. Н. Смирновым, Ж. Л. Металлиди, В. М. Буяновским, В. Я. Гурфинкелем и др. Нотные материалы этих авторов можно и сегодня с успехом использовать при формировании репертуара учебного ансамбля. Для этого следует осуществить необходимую инструментовку (со-
здать недостающие партитуры для аккордеона, скрипки или флейты).
В дидактическом аспекте разработка методики организации деятельности учебного ансамбля с предложенным исполнительским составом в классе кларнета подразумевает выявление принципов формирования его репертуара, а также объяснение технологии инструментовки произведений специально для занятий в классе учебного ансамбля в составе кларнета, аккордеона, флейты или скрипки. Предполагается разработка методических рекомендаций и комментариев для преподавателей, готовых совершенствовать образовательный процесс посредством интенсификации коллективного исполнительства.
Ключевым организационно-методическим условием создания учебного ансамбля является профессиональная компетентность преподавателя в широком спектре научных дисциплин и практических курсов. Он должен владеть теоретико-ме-тодическими основами музыкального искусства в целом, практическим исполнительским мастерством в области кларнетного, аккордеонного, флейтового и скрипичного искусства, навыками дирижирования и управления ансамблями и оркестрами, искусством оркестровки и аранжировки, ор-ганизационно-коммуникативными технологиями, психолого-педагогическими знаниями в области психофизиологического развития детей определенных возрастных групп и организации успешного педагогического воздействия и взаимодействия в коллективе.
С целью получения достоверной эмпирической информации по проблемам обучения и дальнейшей профессиональной исполнительской деятельности кларнетистов мы использовали традиционный социологический метод - интервью, позволяющий сочетать возможности анкетирования и беседы.
Всего интервьюированием было охвачено 50 преподавателей кларнета ссузов первой ступени. Ответы на вопросы обрабатывались, анализировались, систематизировались и фиксировались нами на специально подготовленных бланках. Результаты социологической работы с данными группами респондентов отразили проблемные аспекты современного учебного процесса, а также выявили наиболее часто встречающиеся предложения по совершенствованию начальной профессиональной подготовки кларнетистов.
Вопросы для преподавателей кларнета были следующие:
1. Считаете ли Вы необходимым внедрять в образовательный процесс сузов первой ступени новые учебно-развивающие формы, виды, средства для совершенствования профессиональной подготовки кларнетистов?
2. Какими видами, формами учебной деятельности, по Вашему мнению, следует обогатить содержание учебного процесса в классе кларнета?
3. Требуется ли кларнетистам усиление и инструментальное расширение ансамблевой подго-
товки, и если да, то в каких инструментальных составах?
4. Владеете ли Вы информацией о методиках и технологиях организации учебно-творческой, личностно-развивающей, коллективно-коммуникативной деятельности в классе кларнета?
5. Какими системами, методиками, технологиями, дидактическими принципами, методами, формами, учебно-методическими материалами Вы пользуетесь с целью совершенствования учебного процесса, соответствия результатов обучения современным образовательным и социокультурным требованиям?
6. Работу в каких видах инструментальных ансамблей следует, по Вашему мнению, предложить учащимся-кларнетистам?
7. Удается ли Вам в рамках образовательного процесса полностью реализовать накопленный исполнительский, педагогический, дирижерско-управленческий опыт, личный творческий потенциал, организаторские умения, инновационные идеи?
8. Какими видами и формами исполнительской, педагогической, организаторской деятельности Вы владеете и какие из них могли бы внедрять в инструментальную образовательную практику?
Беседы с преподавателями выявили актуальность проблематики нашего исследования, а также верность выбранного пути, методов, форм и
средств совершенствования профессиональной подготовки кларнетистов в сузах первой ступени. Преподаватели класса кларнета подтвердили наше предположение о возможном повышении результатов начального профессионального обучения кларнетистов за счет усиления и расширения их ансамблевой подготовки.
Профессионально-личностная диагностика педагогических кадров сузов первой ступени, в которых мы проводили социологические исследования, показала, что большинство преподавателей инструментальных классов владеют дири-жерско-управленческими и организационно-коммуникативными навыками, имеют теоретические познания по нескольким музыкальным специальностям, обладают духовым, струнным смычковым и клавишным исполнительским опытом.
В процессе интервьюирования преподаватели продемонстрировали широкий музыкально-культурологический и нау ч но - мстод ичс с к и й кругозор, богатый творческий потенциал, наличие инновационных идей. Однако реализация про-фессионально-личностных ресурсов педагога затрудняется отсутствием необходимых опорных теоретико-методических, дидактических, организационно-рекомендательных материалов для внесения системно-структурных изменений в традиционный учебно-воспитательный процесс в инструментальных классах специальных учебных заведений первой ступени.
V. M. APRIAMOV. THE REALIZATION OF INTENSIVE KOMMUNIKATIVE-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN KLARINET CLASS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FIRST STAGE
Author explains the necessity of intensification of educational process in clarinet class in educational institutions of first stage with the help of personal-development communicative-educational technologies.
Key words: professional training of clarinetists, ensemble creative work, instruments of training ensemble.
Н.Х. С0Л0П0ВА
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья раскрывает проблему формирования содержания музыкально-эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, отвечающего современным образовательным и социокультурным требованиям и учитывающего классические воспитательные и музыкальные традиции.
Ключевые слова: старшие дошкольники, система педагогических условий организации музыкально-эсте-тического воспитания.
Современное образовательное пространство характеризуется повышенной информационной насыщенностью, динамичностью и разнообразием видов и форм интеллектуально-познавательной, производительной, художественно-эстетической и креативной деятельности. Данная тенденция обусловливает естественное усложнение социальных ролей, функций и обязанностей лич-
ности в коллективе. Это касается всех возрастных категорий, включая детей дошкольного возраста.
Еще несколько десятилетий назад к старшим дошкольникам не предъявлялось каких-либо серьезных требований относительно их знаний, умений, качеств, способностей. Общеобразовательная школа считалась первой ступенью, где целенаправленно приобретались