Научная статья на тему 'Профилактика профессиональной деформации педагога'

Профилактика профессиональной деформации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5272
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГА / ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL DEFORMATION / PROFESSIONAL DEFORMATION / EMOTIONAL BURNOUT / SYSTEM OF PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопцева Надежда Владимировна

В статье рассмотрено понятие и раскрыты факторы профессиональной деформации, описаны особенности профессиональной деформации педагога, обоснована система профилактики профессиональной деформации педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive measures against teacher's professional deformation

The concept and the factors of professional deformation are considered, the features of teacher's professional burn-out are described. The author suggests the system of preventive measures against teacher's professional deformation.

Текст научной работы на тему «Профилактика профессиональной деформации педагога»

г

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Профилактика профессиональной деформации педагога

Н.В. ПРОКОПЦЕВА, аспирант Дальневосточный государственный университет путей сообщений

В статье рассмотрено понятие и раскрыты факторы профессиональной деформации, описаны особенности профессиональной деформации педагога, обоснована система профилактики профессиональной деформации педагога.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональная деформация педагога, профилактика профессиональной деформации педагога.

Проблема влияния профессии на личность периодически оказывается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, но все еще остается недостаточно исследованной. Как и всякий процесс развития, профессиональное становление несет человеку не только психические приобретения, но и деструктивные изменения личности. Значительную часть негативных новообразований составляет группа изменений, которую многие авторы определяют как профессиональные деформации (А.К. Маркова, Э.Э. Зеер, Л.М. Митина, А.Л. Свеницкий).

Исследователи указывают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста, искажая конфигурацию личностного профиля и негативно сказываясь на продуктивности профессиональной деятельности. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек - человек». Это вызвано, по мнению С.П. Безносова, тем, что профессиональное общение с другим человеком обязательно включает обратное воздействие последнего на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий [1, 2].

Негативные профессиональные изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, можно определить как профессионально обусловленные деформации сложившейся структуры деятельности и лич-

ности, сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [3-5].

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деформации, можно разделить на три группы:

■ объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социальноэкономической ситуацией, характером профессии, профессионально-пространственной средой);

■ субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

■ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у врачей, педагогов, руководителей. У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях.

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Характерные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем. Набор общепрофессиональных деформаций делает работников профессии узнаваемыми, похожими, при этом уровень выраженности деформации различен.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специ-

Научный дебют

153

ализации. Любая профессия объединяет несколько специальностей, каждая из которых имеет свой состав деформаций.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности (темперамент, способности, характер). В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

• деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель »), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям;

• деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, завышенная самооценка);

• деформации, обусловленные чертами характера (властолюбие, доминантность и др.).

Эта группа деформаций развивается в разных профессиях.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, отдельные - как профессионально важные, так и профессионально нежелательные - качества чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению так называемых акцентуаций. Это может быть сверхответственность, суперчестность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм [3].

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Педагогическая деятельность характеризуется высоким уровнем ответственности и напряженности, поэтому более подвержена профессиональным деформациям, чем многие другие виды профессионально-

го труда. Проявление профессиональных деформаций определяется возрастными, индивидуально-психологическими особенностями личности педагога, стажем работы, содержанием и особенностями педагогической деятельности.

К специфическим особенностям педагогической деятельности можно отнести: многообразие коммуникативных связей, разнообразие контактов в общении и взаимодействии, постоянную необходимость принимать решения, находить конструктивные пути выхода из конфликта, необходимость учета многомерности профессиональной деятельности, что выражается в сочетании задач обучения, воспитания, развития и т.д.

Изменения в процессе профессиональной деятельности бывают существенными или незначительными. Однако если сам педагог знает об особенностях своей личности и профессиональной деятельности и способен их контролировать, профессиональные деформации не станут столь внушительными и не помешают совершенствованию профессионализма.

Профилактика профессиональной деформации педагога, по нашему мнению, есть система мер, направленная на восстановление оптимального психического состояния педагога, на поддержание его позитивных взаимоотношений с учащимися и коллегами, на повышение уровня самоактуализации, предупреждение профессиональных деструкций. Она призвана содействовать личностному и профессиональному росту педагога, нацелена на активизацию его способности к саморазвитию, на формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции.

Профилактика профессиональной деформации педагога включает в себя:

■ содействие личностному и профессиональному росту педагогов, активизацию способности к саморазвитию;

■ выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

154

Высшее образование в России • № 2, 2010

■ оказание помощи педагогам, уко-торых возникают трудности в общении, профессиональной деятельности;

■ стимулирующую психодиагностику;

■ повышение уровня самоактуализации;

■ предупреждение профессиональных деструкций;

■ интенсивную поддержку педагогов при решении профессиональных проблем, конфликтов, кризисов (оказание помощи в самореализации).

Эта работа должна строиться в нескольких направлениях:

• изменение условий труда - это косвенное воздействие на профессиональную деформацию;

• осознание, осмысление педагогом происходящего с ним и перестройка себя, своей профессиональной деятельности, отношений - т.е. непосредственное воздействие на деформированные черты;

• погружение педагога на ограниченное время в благоприятную среду с целью регуляции его психического состояния, улучшения настроения, выстраивания новых отношений с учащимися и коллегами.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что проблеме профилактики профессиональной деформации педагогов, уделяется все еще недостаточное внимание, учитывая ее значимость и актуальность. Это определило задачу организации опытно-экспериментальной работы, которая, по нашему предположению, должна способствовать созданию эффективной системы профилактики профессиональной деформации участников педагогического процесса в учебном заведении.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов: диагностика профессиональной деформации педагогов общеобразовательных школ; разработка и апробация системы профилактики профессиональной деформации педагогов; повторная диагностика и обоснование психолого-педагоги-ческих условий эффективности работы по профилактике профессиональной деформации педагогов.

В комплекс диагностических методик, с помощью которых можно исследовать разные стороны профессиональной деформации педагогов, вошли: методика диагностики профессиональной деформации К. Мас-лач и С. Джексона в адаптации Н. Водопьяновой; методика «Шкала профессионального стресса » Е.И. Рогова; методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко; методика диагностики предрасположенности к нервному срыву Н.Б. Москвиной [6].

В систему нашей работы была включена комплексная программа профилактики, основная цель которой - нормализация психического состояния педагога, оптимизация его взаимоотношений с учащимися и коллегами, повышение уровня самоактуализации, предупреждение профессиональных деструкций педагога, содействие его личностному и профессиональному росту, активизация способности к саморазвитию, формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции. Она включает в себя тренинги профессиональных деструкций, активные методы обучения, различные виды социально-психологической поддержки педагогов, а также диагностический инструментарий для обеспечения контроля за ходом работы.

В качестве методических средств мы выбрали активные групповые методы обучения. Их структура отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются действенным средством не только усвоения знаний и формирования профессиональных умений, но и профилактики профессиональной деформации педагога.

С нашей точки зрения, наилучший результат дают такие тренинги, как тренинг эффективной коммуникации, тренинг стрессоустойчивости личности, тренинг саморегуляции, тренинг личностного и профессионального роста, тренинг сензитив-ности, тренинг профилактики эмоционального выгорания.

В нашей работе нашли применение так-

Научный дебют

155

же различные формы профилактики профессиональных деструкций, как-то: профессиональные конференции, творческие мастерские, дискуссии на актуальные педагогические темы, обмен опытом, курсы повышения квалификации, внешняя супер-визия.

Материалом для рефлексии в данных формах работы являются такие проблемы, как: понимание и восприятие себя в педагогической профессии; эффективность профессиональных действий, применяемых в трудных случаях; формальные и организационные вопросы педагогической работы; взаимоотношения с трудными учащимися; взаимоотношения с участниками суперви-зии. Основная цель рефлексии - поиск решения профессиональных и личностных проблем и расширение горизонта их понимания. При этом ставятся следующие задачи: осознание профессиональных деструкций, блокирующих продуктивность профессионального взаимодействия; расширение представлений о педагогической профессии в противовес ранее сформированным установкам; развитие способности к рефлексии своего профессионального поведения и своих чувств в межличностном взаимодействии; повышение сензитивнос-ти к групповым процессам и чувствам других людей; формирование навыков коллегиальной психологической поддержки; психологическая профилактика деформации путем проработки неудач в практике педагогической работы. Использование данных форм работы приводит к взаимному обогащению педагогов эффективными технологиями психолого-педагогической профилактики профессиональной деформации, к повышению компетентности в профессиональном взаимодействии.

Мы выявили, что профилактика профессиональной деформации педагогов будет эффективной при выполнении следующих психолого-педагогических условий:

■ профилактическая работа направлена на осознание педагогом характера собственной профессиональной деформации и

актуализацию потребности в ее преодолении или предупреждении;

■ профилактическая деятельность строится на основе диагностики профессиональной деформации педагогов и осуществляется исходя из ее особенностей;

■ содержание профилактики профессиональной деформации включает в себя систему мер, направленных на восстановление оптимального психического состояния педагога, его позитивных взаимоотношений с учащимися и коллегами, повышение уровня самоактуализации, предупреждение профессиональных деструкций педагогов, содействие их личностному и профессиональному росту, активизацию способности к саморазвитию, формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции;

■ используется соответствующий диагностический инструментарий, обеспечивающий контроль за ходом процесса с целью его коррекции.

Литература

1. Безносов С.П. Профессиональная подго-

товка и ее влияние на деятельность. СПб.: Академ. проект, 1996. 321с.

2. Безносов С.П. Профессиональные дефор-

мации личности. СПб.: Речь, 2004. 360 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных

деструкций. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.

4. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессио-

нальной подготовке социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. №1.

5. Москвина Н.Б. Личностно-профессио-

нальная деформация педагогов. Проблема реабилитации: Учеб. пособие. М.: Academia. 2002.

6. См.: Бойко В.В. Синдром «эмоционального

выгорания» в профессиональном общении. СПб., 2005; Водопьянова Н.Е., Стар-ченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005; Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.

156

Высшее образование в России • № 2, 2010

PROKOPTSEVA N. PREVENTIVE MEASURES AGAINST TEACHER’S PROFESSIONAL DEFORMATION

The concept and the factors of professional deformation are considered, the features of teacher’s professional burn-out are described. The author suggests the system of preventive measures against teacher’s professional deformation.

Keywords: professional deformation, teacher’s professional deformation, emotional burnout, system of preventive measures.

В.М. АПРИАМОВ, соискатель Московский городской педагогический университет

Ансамблевое музицирование кларнетистов как педагогическая технология

В статье обосновывается необходимость коллективных форм учебно-исполнительской деятельности в музыкальных учебных заведениях первой ступени, выявляются профессиональные, воспитательные, коммуникативные, социопедагогические функции инструментального ансамбля.

Ключевые слова: профессиональная подготовка кларнетиста, коллективная учебно-исполнительская деятельность, инструментальный ансамбль, система творческих заданий.

Основной сферой нашей многолетней профессиональной, научно-исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности является поиск эффективных путей совершенствования начального профессионального обучения в классе кларнета с целью достижения соответствия модели выпускника детской школы искусств (ДШИ) по классу кларнета современным требованиям как высших учебных заведений, так и профессиональных исполнительских коллективов, концертно-гастрольных организаций.

Надо признать, что проблемам модернизации системы начального музыкального профессионального образования, инновационного реформирования теоретикометодического, дидактического, организационно-практического содержания учебного процесса ДШИ в целом и отдельных специализаций посвящены сотни диссертационных трудов последних лет. Как показал контент-анализ научно-методических исследований и практических разработок, объектами большинства исследований являются: совершенствование организационно-методического содержания специально-

стей «фортепиано» и «хор» в специальных учебных заведениях; теоретико-методические, дидактические, репертуарные аспекты организации учебно-репетиционной, а также концертно-гастрольной деятельности самодеятельных (любительских) инструментальных и вокально-хоровых коллективов (работы О.Ф. Антипиной, М.Ф. Поповой, О.В. Т арасова, В.А. Кузнецова, О.М. Нежинского, А.П. Иванова-Радкевича). Вместе с тем мы не обнаружили целостных теоретико-методических,дидактических, организационно-практических предложений по совершенствованию образовательного процесса специальностей духовых инструментов, в частности специальности кларнета.

В ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности мы пришли к выводу: для того чтобы профессиональная подготовка кларнетистов в учебных заведениях первой ступени (ДШИ) соответствовала современным образовательным целям, профессионально-исполнительским потребностям, социокультурным требованиям, необходимо дополнить традиционный учебный процесс в классе кларнета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.