Научная статья на тему 'Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика'

Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11851
1004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА / STAGES OF PEDAGOGUE'S PROFESSIONAL FORMATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / ПРИЗНАКИ И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / INDICATIONS AND CRITERIA OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF PEDAGOGUE'S PERSONALITY / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / DESTRUCTIVE PERSONALITY CHANGES / ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION / PROFESSIONAL DEFORMATION OF PEDAGOGUE'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосова Ирина Валерьяновна

Профессиональная деформация это процесс изменения профессионального развития человека под влиянием профессиональной деятельности, в результате которого у работника появляются негативные личностные новообразования, отрицательно влияющие на продуктивность его деятельности под воздействием внутренних и внешних факторов. Процесс профессионального становления личности уже изначально на первом этапе профессионализации может сопровождаться деформациями. В рамках проведенного исследования на примере работников дошкольной образовательной организации показано, что профессиональная деформация педагога это двусторонний противоречивый процесс вхождения и нахождения педагога в профессиональной деятельности, характеризующийся негативными и позитивными последствиями профессионализации. В качестве критериев оценки профессиональной деформации педагогов дошкольного образования рассматриваются: устойчивость осознанной профессиональной мотивации, удовлетворенность трудом воспитателя, желание заниматься своей профессиональной деятельностью, осознанность стремления к саморазвитию, желание достижения высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций, владение навыками саморегуляции, отсутствие симптомов эмоционального выгорания, отсутствие в поведении авторитарности, ригидности, некритичности как основных предпосылок формирования профессиональной деформации. Проведено эмпирическое исследование, которое позволило определить виды профессиональных деформаций; фазы, характеризующие изменения профессиональной деформации воспитателей; причины возникновения и признаки деструктивных личностных изменений на каждом этапе профессионализации педагогов. Результаты констатирующего этапа нашли отражение в реализации формирующего эксперимента, который представлял собой внедрение специальных условий в профессиональную деятельность педагогов некоторых дошкольных образовательных организаций. Эффективность разработанной и апробированной модели профилактики профессиональных деформаций личности педагогов подтверждена эмпирически, на основании полученных результатов исследования сформулирован ряд научно-методических рекомендаций, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности работников дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федосова Ирина Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEFORMATION OF PEDAGOGUE’S PERSONALITY: DIAGNOSING AND PREVENTION

Professional deformation is a process of changing professional development of a person under the influence of professional activity. As a result, new negative features appear in the personality of a worker which have a bad influence on the efficiency of work under various internal and external factors. The first stage of the process of professional formation of a person may be attended by deformations already. Within the accomplished research by the example of the workers of a preschool education institution the author shows that professional deformation of pedagogues is a contradictive bilateral process of pedagogue’s entering into and staying in professional activity which is characterized by positive and negative consequences of professionalization. The author considers the following criteria of preschool education pedagogues’ professional deformation: stability of conscious professional motivation, taking satisfaction in the work of a kindergarten teacher, desire for being engaged in professional activity, consciousness of desire for self-development, desire for achieving excellent professional results, understanding the necessity of preventing professional deformations, having skills of self-regulation, absence of emotional burn-out symptoms, absence of authoritarian features, rigidity and noncriticality as the main preconditions for professional deformation. An empirical research has been conducted which allowed to describe types of professional deformation; stages which characterize the changes of kindergarten teachers’ professional deformation; reasons of appearance and indicators of destructive personality changes on every stage of pedagogue professionalization. The results of the recital stage of research have been used during the forming experiment which implied introducing special conditions into the professional activity of the teachers of some preschool education institutions. The efficiency of worked out and tested model of preventing professional deformations of pedagogue’s personality is proved empirically. Based on the research results, there has been made a number of scientific and methodological recommendations aimed at optimizing the professional activity of preschool education workers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика»

УДК 37.08

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА: ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА

© 2016

Федосова Ирина Валерьяновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. Профессиональная деформация - это процесс изменения профессионального развития человека под влиянием профессиональной деятельности, в результате которого у работника появляются негативные личностные новообразования, отрицательно влияющие на продуктивность его деятельности под воздействием внутренних и внешних факторов. Процесс профессионального становления личности уже изначально на первом этапе профессионализации может сопровождаться деформациями. В рамках проведенного исследования на примере работников дошкольной образовательной организации показано, что профессиональная деформация педагога - это двусторонний противоречивый процесс вхождения и нахождения педагога в профессиональной деятельности, характеризующийся негативными и позитивными последствиями профессионализации. В качестве критериев оценки профессиональной деформации педагогов дошкольного образования рассматриваются: устойчивость осознанной профессиональной мотивации, удовлетворенность трудом воспитателя, желание заниматься своей профессиональной деятельностью, осознанность стремления к саморазвитию, желание достижения высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций, владение навыками саморегуляции, отсутствие симптомов эмоционального выгорания, отсутствие в поведении авторитарности, ригидности, некритичности как основных предпосылок формирования профессиональной деформации. Проведено эмпирическое исследование, которое позволило определить виды профессиональных деформаций; фазы, характеризующие изменения профессиональной деформации воспитателей; причины возникновения и признаки деструктивных личностных изменений на каждом этапе профессионализации педагогов. Результаты констатирующего этапа нашли отражение в реализации формирующего эксперимента, который представлял собой внедрение специальных условий в профессиональную деятельность педагогов некоторых дошкольных образовательных организаций. Эффективность разработанной и апробированной модели профилактики профессиональных деформаций личности педагогов подтверждена эмпирически, на основании полученных результатов исследования сформулирован ряд научно-методических рекомендаций, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности работников дошкольного образования.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, этапы профессионального становления педагога, профессиональная деформация личности педагога, признаки и критерии профессиональной деформации личности педагога, деструктивные личностные изменения, профилактика профессиональной деформации.

PROFESSIONAL DEFORMATION OF PEDAGOGUE'S PERSONALITY: DIAGNOSING AND PREVENTION

© 2016

Fedosova Irina Valeryanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the social pedagogy and psychology department Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)

Abstract. Professional deformation is a process of changing professional development of a person under the influence of professional activity. As a result, new negative features appear in the personality of a worker which have a bad influence on the efficiency of work under various internal and external factors. The first stage of the process of professional formation of a person may be attended by deformations already. Within the accomplished research by the example of the workers of a preschool education institution the author shows that professional deformation of pedagogues is a contradictive bilateral process of pedagogue's entering into and staying in professional activity which is characterized by positive and negative consequences of professionalization. The author considers the following criteria of preschool education pedagogues' professional deformation: stability of conscious professional motivation, taking satisfaction in the work of a kindergarten teacher, desire for being engaged in professional activity, consciousness of desire for self-development, desire for achieving excellent professional results, understanding the necessity of preventing professional deformations, having skills of self-regulation, absence of emotional burn-out symptoms, absence of authoritarian features, rigidity and noncriticality as the main preconditions for professional deformation. An empirical research has been conducted which allowed to describe types of professional deformation; stages which characterize the changes of kindergarten teachers' professional deformation; reasons of appearance and indicators of destructive personality changes on every stage of pedagogue professionalization. The results of the recital stage of research have been used during the forming experiment which implied introducing special conditions into the professional activity of the teachers of some preschool education institutions. The efficiency of worked out and tested model of preventing professional deformations of pedagogue's personality is proved empirically. Based on the research results, there has been made a number of scientific and methodological recommendations aimed at optimizing the professional activity of preschool education workers.

Keywords: professional activity, stages of pedagogue's professional formation, professional deformation of pedagogue's personality, indications and criteria of professional deformation of pedagogue's personality, destructive personality changes, prevention of professional deformation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Исследования последних лет (Ю.В. Коняхина [1], Н.В. Прокопцева [2], А.М. Самурганова [3] и др.) убедительно доказывают, что все педагоги любого уровня в той или иной степени, на любой стадии профессионального становления (профессиональной адаптации, профессионализации или профессионального мастерства) подвержены профессиональной деформации. С одной стороны, это обусловлено тем, что в образовании происходят глобальные изменения, которые требуют от

педагога огромных усилий в изменении педагогического мышления. Это выражается в увеличении объема работы, с которыми педагоги справляются с трудом, иногда в ущерб своему здоровью. С другой стороны, многие его ресурсные возможности остаются невостребованными, так как выполнение конкретных видов труда не требует развития многообразных качеств и способностей личности. Поэтому отдельные профессионально значимые качества личности с годами трансформируются в профессионально нежелательные. В итоге у педагога проявляются педагогические деформации по-

веденческого, личностного и личностно-поведенческого характера.

Под профессиональной деформацией личности педагога на современном этапе понимается состояние, возникающее у здоровых педагогов в эмоционально напряженной атмосфере профессионального общения и характеризующееся совокупностью симптомов эмоционального, когнитивного, поведенческого и психофизического характера [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время проблема профессиональной деформации личности педагога носит междисциплинарный характер и рассматривается в педагогических, психологических, социологических и смежных науках. Профессиональные деформации, возникающие в процессе выполнения профессиональной деятельности и меняющие профиль личности, освещены в работах С.П. Безносовой [5], Р.М. Грановской [6], Э.Ф. Зеера [7], А.К. Марковой [8], Е.И. Рогова [9] и др.

Существенный вклад в разработку проблемы внесли такие учёные-педагоги как И.Ф. Исаев [10], В.А. Сластёнин [11] и др., которые описали закономерности становления личности педагога, его педагогической культуры.

Особый интерес для нас представляют исследования А. А. Майера [12], К. Маслача [13], В.Е. Орел [14], Т.В. Форманюк [15] и др., описывающие синдром профессионального и эмоционального выгорания, как одного из направлений в изучении вопроса профессиональной деформации личности педагога.

Заслуживают внимания работы, посвященные проблеме развития стрессоустойчивости личности педагога (Г.С. Корытова [16], А.М. Куцурова [17], Ю.В. Юрченко [18] и др).

Вместе с тем, анализ современных источников по изучаемой теме показывает, что проблеме профилактики профессиональной деформации личности педагога в дошкольной образовательной организации (ДОО) уделяется недостаточное внимание. Так, проведенный обзор научных работ в данном направлении показал, что в последние годы стали появляться исследования, посвященные проблеме развития психологических защит у педагогов ДОО (Н.В. Прокопцева [2]); особенностям «эмоционального выгорания» воспитателей дошкольных образовательных организаций (К.А. Дубиницкая [19]); специфике профессиональных деформаций у педагогов дошкольных образовательных организаций при разных типах доверительных отношений (Ю.В. Селезнева [20]).

Таким образом, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, проблема профилактики профессиональной деформации личности педагогов ДОО остается малоизученной.

Между тем, труд воспитателя, по данным Е.А. Кобялковской, относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка воспитателя в среднем больше, чем у директоров и главных инженеров промышленных предприятий. Исследователи считают, что именно этот аспект в большей степени способствует профессиональной деформации. Помимо этого растут образовательные запросы родителей, происходит увеличение количества детей в группах, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, наконец, происходят глобальные изменения в системе дошкольного образования - все это создает для педагога ситуацию чрезмерного эмоционального и физического напряжения, что, безусловно, отражается на ребенке. Однако, демонстрация негативных проявлений профессиональной деформации в дошкольном коллективе недопустима [21].

Потребность в профилактике профессиональной деформации личности педагога ДОО обусловлена еще и 192

тем, что, с одной стороны, появление и развитие профессиональной деформации снижает уровень профессионализма воспитателя, с другой - высокий уровень профессионализма способствует коррекции профессиональной деформации.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость в определении путей и условий профилактики профессиональной деформации личности педагогов дошкольной образовательной организации, а также в разработке специальной программы, предупреждающей деструктивные изменения в профессиональной деятельности педагога.

Таким образом, теоретический анализ позволил нам выявить противоречия:

- между потребностью современной дошкольной образовательной практики в профессионально-продуктивных педагогах, без признаков профессиональной деформации, и неготовностью педагогов ДОО самостоятельно осуществлять профилактику профессиональных деформаций;

- между необходимостью обеспечения профилактики профессиональной деформации личности педагогов ДОО и недостаточной научной разработанностью моделей, алгоритмов, технологий для эффективного решения этой задачи;

- между поиском эффективных путей и условий профилактики профессиональной деформации личности педагогов ДОО и отсутствием специальных программ по её преодолению.

С учётом данных противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, разработке и апробации условий профилактики профессиональной деформации воспитателей ДОО.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия профилактики профессиональной деформации личности педагога.

В начале экспериментальной работы мы предположили, что профилактика профессиональной деформации педагогов дошкольной образовательной организации будет успешной, если:

- выявить и дифференцировать причины профессиональной деформации педагогов ДОО, возникающей в процессе осуществления их педагогической деятельности;

- учесть, что профессионально-педагогическая деформация, с одной стороны, является фактором негативного влияния на профессиональную деятельность педагогов ДОО, с другой, может стать фактором стремления к её преодолению;

- создать положительный социально-психологический микроклимат в педагогическом коллективе; обеспечить повышение уровня осознания педагогами необходимости преодоления профессиональной деформации и активизации их способности к саморазвитию; организовать работу по формированию стрессоустойчи-вости и навыков саморегуляции педагогов;

- разработать, обосновать и реализовать целенаправленную комплексную, поэтапную программу профилактики, направленную на предупреждение и коррекцию профессиональной деформации педагогов ДОО.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

- Изучить подходы к определению понятия «профессиональная деформация личности педагога», обозначить критерии и показатели профессиональной деформации личности педагога ДОО.

- Раскрыть специфику профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте влияния на профессиональную деформацию личности.

- Выявить и теоретически обосновать условия, при которых профилактика профессиональной деформации личности педагога ДОО будет успешной.

- Разработать и экспериментально проверить эффек-

тивность программы, направленной на профилактику и коррекцию профессиональной деформации педагогов ДОО.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

- психолого-педагогические труды о профессиональном становлении личности педагога (Е.И. Исаев [10], И.А. Зимняя [22], А.К. Маркова [8] и др.);

- психологические и педагогические концепции, рассматривающие проблему профессиональной деформации личности (С.П. Безносова [5], Р.М. Грановская [6], Э.Ф. Зеер [7], А.К. Маркова [8] и др.);

- работы, раскрывающие профессиональные деструкции и деформации, возникающие в процессе выполнения профессиональной педагогической деятельности (Л.М. Митина [23], Н.Б. Москвина [24], А.Л. Свенцицкий [25], Э.Э. Сыманюк [26], И.В. Холоднова [27], Е.В. Юрченко [18] и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: изучение, обобщение и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: анкетирование, тестирование;

- методы количественной и качественной обработки данных исследования.

Экспериментальной базой исследования стали два муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения г.Ангарска Иркутской области. В исследовании приняли участие 40 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности (все лица женского пола). В экспериментальную и контрольную группы вошло по 20 человек.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Экспериментальная работа состояла из трех взаимосвязанных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На этапе констатирующего эксперимента выявлялся уровень профессиональной деформации педагогов ДОО. В ходе формирующего этапа была апробирована модель профилактики профессиональных деформаций для участвующих в эксперименте педагогов. Целью контрольного эксперимента явилось определение уровня эффективности проведенной кор-рекционно - развивающей работы. Раскроем методику проведения констатирующего этапа исследования. Его цель - выявить признаки и уровни профессиональной деформации у педагогов дошкольной образовательной организации. Работа проводилась нами в соответствии с ранее определёнными критериями и показателями: мо-тивационный компонент (устойчивость осознанной профессиональной мотивации, удовлетворенность трудом воспитателя, желание заниматься своей профессиональной деятельностью); когнитивный компонент (осознанность стремления к саморазвитию, желание достижения высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций); поведенческий компонент (владение навыками саморегуляции, отсутствие симптомов эмоционального выгорания, отсутствие в поведении авторитарности, ригидности, некритичности как основных предпосылок формирования профессиональной деформации). В качестве диагностического инструментария были использованы: методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана), методика «Оценка уровня готовности педагога к развитию» (В.И.Зверева, Н.В. Немова), методика «Профессиональные деформации и я» (С.П. Андреев), методика «Осознание педагогами необходимости владения навыками саморегуляции. Самооценка навыков саморегуляции» (Т.Ф.Белоусова, Е.В. Бондаревская), методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко), методика диагностики профес-

сиональной деформации личности педагога (В.Е. Орел, С.П. Андреев). Кроме того, был задействован метод изучения и анализа педагогической документации.

На основании данных диагностики по выделенным критериям мы обобщили все полученные материалы и распределили испытуемых по трем уровням профессиональной деформации: конструктивно-прогрессивный, инструментально-нестабильный, деструктивно-регрессивный. К конструктивно-прогрессивному мы отнесли 20% педагогов экспериментальной группы и 15% контрольной группы. У педагогов этой группы наблюдается устойчивая внутренняя и осознанная профессиональная мотивация (мотивация профессиональных достижений, мотивация самоактуализации), педагоги с желанием занимаются профессиональной деятельностью, они удовлетворены своим трудом. У работников ДОО сформирована высокая осознанность и качество знаний об успехах в профессии; отмечается реальное достижение высоких профессиональных результатов, адекватный выбор и реализация индивидуального пути профессионального саморазвития. Они понимают необходимость заниматься профилактикой профессиональных деформаций, у них сформированы навыки саморегуляции и ярко выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании. У педагогов отсутствуют симптомы эмоционального выгорания и показатели, определяющие формирование профессиональной деформации: авторитарность, ригидность, некритичность.

К инструментально-нестабильному уровню профессиональной деформации мы отнесли 60% педагогов экспериментальной группы и 55% контрольной группы. Для педагогов этого уровня характерна внешняя, но неосознанная профессиональная мотивация, ориентированная главным образом на достижение производственных показателей, изменяемое желание то заниматься, то не заниматься профессиональной деятельностью, частичное удовлетворение своим трудом. У педагогов сформированы неосознанные знания о достижении успехов в профессии, неумение соизмерять задачи достижений в профессиональной деятельности и сохранении личности профессионала. Педагоги недостаточно понимают необходимость заниматься профилактикой профессиональных деформаций. Но при этом у них частично сформированы навыки саморегуляции и слабо выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании. Характерно присутствие единичных симптомов эмоционального выгорания и частичное присутствие основных показателей, определяющих формирование профессиональной деформации: или авторитарность, или ригидность, или некритичность. Или сочетание этих симптомов.

К деструктивно-регрессивному уровню профессиональной деформации было отнесено 20% педагогов экспериментальной группы и 30% контрольной группы. Педагоги этого уровня характеризуются неустойчивой и неосознанной профессиональной мотивацией, отсутствием желания заниматься профессиональной деятельностью, есть неизменное желание сменить ее, отмечается неудовлетворенность своим трудом. У воспитателей нет понимания необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций. У них не сформированы навыки саморегуляции и не выражена потребность в дальнейшем в ее совершенствовании. Педагоги характеризуются наличием всех или большинства симптомов эмоционального выгорания, а также сформи-рованностью основных показателей, определяющих формирование профессиональной деформации: авторитарности, ригидности, некритичности. Полученные результаты констатирующего эксперимента убедительно продемонстрировали необходимость организации специальной работы, направленной на профилактику профессиональных деформаций педагогов ДОО, в связи с чем был организован формирующий этап исследовательской работы.

Целью формирующего этапа - профилактика и преодоление профессиональной деформации личности педагогов дошкольной образовательной организации. Для этого в рамках формирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

- разработать модель профилактики профессиональной деформации личности педагогов ДОО;

- на основе модели составить и реализовать программу профилактики профессиональной деформации личности педагогов ДОО;

- выявить эффективность проведенной работы с педагогами.

Приоритетной целью нашей модели мы определили создание условий, направленных на предупреждение профессиональной деформации педагогов ДОО. Это подвело нас к идее создания именно концентрической модели, в которой каждый концентр соответствует определенному этапу. Методологическую основу модели составил личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева [26]. На основании этого подхода структура модели была построена следующим образом. Подготовительный этап. Цель этапа: изучение опыта и разработка программы с целью создания условий, направленных на предупреждение профессиональной деформации педагогов ДОО. Содержание работы: разработка программы и плана работы, определение целей, задач, тематики, форм и содержания встреч с педагогами, выработка принципов организации работы.

Основной этап. Цель этапа: реализация программы и условий, направленных на предупреждение профессиональной деформации педагогов ДОО. Содержание работы данного этапа реализовывалось через концентры, совпадающие с условиями, выделенными нами в гипотезе:

1 концентр (мотивационный) - формирование мотивации деятельности педагогов через создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе. Реализация содержания этого концентра была эффективна с использованием следующих форм: тренингов, деловых игр, семинаров-практикумов. На данном этапе у педагогов повышались следующие показатели эффективной профессиональной деятельности: удовлетворенность трудом воспитателя, осознание профессиональной мотивации, желание заниматься своей профессиональной деятельностью, сплоченность и организованность членов коллектива; мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе.

2 концентр (когнитивный) - повышение уровня осознания педагогами необходимости преодоления профессиональной деформации и активизация их способности к саморазвитию. Реализация содержания данного концентра обеспечивалась с помощью следующих форм: тренингов, деловых игр, семинаров-практикумов. Целенаправленная работа обеспечивала положительную динамику в развитии таких показателей преодоления профессиональной деформации, как стремление к саморазвитию педагога, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций.

3 концентр (поведенческий) - формирование стрес-соустойчивости и навыков саморегуляции педагогов. Реализация содержания этого концентра была обеспечена сочетанием использования следующих форм: тренингов, мини-лекций как составной части тренингов. В рамках данного концентра у педагогов были сформированы следующие показатели эффективной профессиональной деятельности: стремление к саморазвитию педагога, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций. Все три концентра были взаимосвязаны между собой.

Итоговый этап. Цель этапа: анализ результатов внедрения программы, направленной на профилактику 194

профессиональной деформации. Содержание работы: проведение анкетирования; подведение итогов работы; изучение и сравнительный анализ полученных результатов (до и после внедрения программы). В качестве идеального результата мы рассматривали отсутствие симптомов профессиональной деформации педагогов, овладение умениями преодолевать их самостоятельно.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. С целью проверки результативности разработанной модели по окончании формирующего этапа был проведен контрольный эксперимент и сравнительный анализ уровня профессиональных деформаций педагогов, который позволил нам сделать следующие выводы. Существенно понизился уровень профессиональных деформаций педагогов ДОО в экспериментальной группе, тогда как в контрольной результаты изменились незначительно: к инструментально-нестабильному уровню мы отнесли 25% (5 чел.) педагогов экспериментальной группы (ранее 60% (12 чел.) и 60% (12 чел.) контрольной группы (ранее 55% -11 чел.). К деструктивно - регрессивному уровню было отнесено 5% (1 чел.) педагогов экспериментальной группы (ранее 25% - 5 чел.) и 25% (5 чел.) контрольной группы (ранее 30% - 6 чел.), к конструктивно-прогрессивному уровню мы отнесли 65% (13 чел.) педагогов экспериментальной группы (ранее 20% - 5 чел.) и 15% контрольной группы (результат не изменился).

Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил нам сделать следующие выводы:

- в результате внедрения экспериментальной модели и программы профилактики профессиональных деформаций педагогов ДОО произошли позитивные изменения по каждому из критериев оценки профессиональных деформаций;

- наметилась положительная динамика в овладении педагогами навыками саморегуляции и профилактики стресса, как эффективных способов профилактики профессиональных деформаций;

- апробация экспериментальной программы подтвердила эффективность и результативность созданных нами условий, направленных на профилактику профессиональных деформаций педагогов ДОО.

Теоретические выводы и прикладные результаты исследования определяют перспективы дальнейших исследований феномена «профессиональная деформация личности педагога». Эти перспективы связаны в первую очередь с углубленным изучением причин, динамики проявления разных видов деформаций; исследованием особенностей образования деструктивных личностных изменений у различных специалистов сферы образования, связанных со спецификой их педагогического труда [28]. Представляется перспективным также дальнейшая разработка методов и средств вторичной профилактики проявления профессиональных деформаций у педагогов, обусловленных их индивидуальными особенностями и влиянием профессиональной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коняхина Ю.В. Теоретические аспекты вопроса о профессиональной деформации личности педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/ dck/jsredir?from=yandex.m%3Byandsearch%3Bweb%3B %3B&text=&etext=581.dp0gR

2. Прокопцева Н.В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: дис... канд. пед. наук. М., 2010. 182 с.

3. Самурганова А.М. Предупреждение и коррекция профессиональной деформации учителя в современной школе России: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 22 с.

4. Павлова Л.С. Профилактика проявлений профессиональной деформации личности учителя: на примере учителя средней школы: дис ... канд. психол. наук.

Тверь, 2011. 249 с.

5. Безносова С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272с.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд., испр. и доп. Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1998. 564с.

7. 3еер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 28-36.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Академия, 2006. 308 с.

9. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: ВЛАДОС, 1998. 494 с.

10. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57-65.

11. Сластенин В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах // Известия РАО. 2000. № 3. С. 73-79.

12. Майер А.А. Особенности профессиональных затруднений педагогов в процессе подготовки детей к школе // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 3. С. 76-81.

13. Маслач К. Практикум по социальной психологии. Питер. 2001. 528 с.

14. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с.

15. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 54-67.

16. Корытова Г.С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности // Вестник ТГПУ (TSPU ВиИейп).Томск: Издательство ТГПУ. 2014. №1 (142). С 13-18.

17. Куцурова А.М. Феноменология профессиональной деформации педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.pglu.ru/lib/publications/University_ Reading/2008/X/uch_2008_X_00020.pdf

18. Юрченко Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога: дис... канд. пед. наук. Уссурийск, 2000.

19. Дубиницкая К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: дис... канд. психол. наук. Москва, 2011. 172 с.

20. Селезнева Ю.В. Особенности профессиональных деформаций у педагогов дошкольных образовательных организаций при разных типах доверительных отношений: дис... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 203 с.

21. Кобялковская Е.А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов ДОУ в связи с выраженностью потребности в самореализации: автореф. дис... канд. псих. наук. Пермь, 2006. 21 с.

22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Академия, 1999. 235с.

23. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 315 с.

24. Москвина Н.Б. Минимизация личностно-профес-сиональных деформаций педагогов // Педагогика. 2005. № 5. С.46-54.

25. Свенцицкий А.Л. Личность в производственном коллективе. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 336 с.

26. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов // Мир психологии. 2002. №4. С. 194-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Холоднова И.В. Организационно-педагогические условия преодоления профессиональных деформаций преподавателей среднего специального учебного заведения: дис.... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 278 с.

28. Федосова И.В. Профессиональный имидж педагога в контексте личностно-профессиональной под-

готовки будущего специалиста сферы образования // Психология в экономике и управлении. 2014. № Г (ГГ). С. ГГ7-Г20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.