УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
А.Н. Легкобытова, А.З. Минахметова, А.В. Гумеров1
'Статья написана в рамках образовательного проекта благотворительного фонда «Образ жизни». Проект реализован на основе грантовой поддержки Фонда президентских грантов, заявка № 17-2-003-061
Аннотация. В статье дан общий обзор понятия «профессиональная деформация»; выявлены типы профессиональной деформации и освещены основные подходы к пониманию данного феномена. Дан аналитический обзор трудов, посвященных этой многоаспектной проблеме. Определено, что крайней степенью деформации и состоянием, опасным для здоровья и благополучия педагога, работающего в социальной сфере, является состояние эмоционального выгорания. Авторы раскрывают ключевые направления профилактики профессиональной деформации педагогов в организациях социальной сферы. На основании анализа практического опыта внедрения образовательного курса сделан вывод о том, что эффективным является подключение некоммерческих общественных организаций к разработке и проведению целостных программ, направленных на обучение педагогов приемам саморегуляции и самокоррекции, повышение уровня общих социально-психологических компетенций.
Ключевые слова: профессиональная деформация, педагог, профилактика, организации социальной сферы, курс «ПРОФЛАБ».
MODERN DIRECTIONS OF PREVENTION OF THE TEACHERS
IN SOCIAL ORGANIZATIONS PROFESSIONAL DEFORMATION
A. Legkobytova, A. Minakhmetova, A. Gumerov
Abstract. The article provides an overview of the concept of "professional deformation", identifies types of professional deformation and highlights the main approaches to understanding this phenomenon. It is determined that the extreme degree of deformation and the state dangerous to the health and well-being of a teacher working in the social sphere is a state of emotional burnout. The authors reveal the key directions of prevention of the teachers in social organizations professionaldeformation. Based on the analysis of practical experience in introducing an educational course, it is concluded that non-commercial public organizations are effective in developing and conducting holistic programs aimed at teaching specialists how to self-regulate and correct themselves, and increase their general socio-psychological competencies.
Keywords: professionaldeformation, teacher, prevention, social organizations, the course "PROFLAB".
Профессия педагога традиционно считается благородным и социально значимым занятием. Вместе с тем, очевидно, что работа педагога как в общеобразовательном учреждении, так и (тем более) в учреждении, где содержатся дети-инвалиды и дети с особенностями развития, связана с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье подопечных. Взаимодействие с воспитанниками учреждений социальной сферы сопряжено с множеством трудностей как психологического, так и физического характера. Уход за детьми с инвалидностью включает в себя перемещение детей, помощь в выполнении простейших функций по бытовому самообслуживанию и пр. Это помещает педагога в состояние перманентного физического утомления, способствует развитию профессионально
обусловленных болезней, связанных с физическими перегрузками и перенапряжением (различные травмы спины и пр.).
Состояние хронической физической усталости в работе педагога в социальном учреждении сопровождается также
психологическим стрессом, обусловленным спецификой воспитанников и необходимостью найти к каждому коммуникативный подход. Особенности состояния здоровья детей, содержащихся в учреждениях социальной сферы, постоянно ставят педагогов перед необходимостью решать сложные
профессиональные задачи широкого профиля, непрерывно обнаруживать и ликвидировать пробелы в знаниях по смежным дисциплинам, контактировать с коллегами как в собственном учреждении, так и участвовать в межсекторном
взаимодействии. Все это создает благоприятную среду для более частых, в сравнении с обычным образовательным учреждением,
профессиональных кризисов, в рамках которых зарождаются различные профессиональные деструкции, меняющие сложившуюся структуру деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками процесса.
Проблема деформации личности педагогов, работающих в организациях социальной сферы, освещена в современной научной литературе достаточно широко и имеет ряд решений в различных направлениях [10]. Однако, наряду с этим можно сказать, что профессиональная деформация педагогов, работающих в организациях, где содержатся дети с особенностями развития (ментальными и ОВЗ), остается недостаточно проработанной в трудах психологов.
В психологическом словаре понятие «профессиональная деформация личности» определена следующим образом: изменение структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, в некоторых случаях снижение уровня профессиональных знаний, навыков, умений до неприемлемого уровня [6].
Первым термин «professюnaMeformatюn» употребил Х. Ландерок в статье «Профессионализм: Исследования
профессиональной деформации», опубликованной в 1915 г. в «Американском журнале социологии» в контексте изменений процессов мышления у отдельного человека и нездоровое оценивание важности собственной деятельности в общей работе всего трудового коллектива [13].
В отечественную науку термин «профессиональная деформация» ввел социолог П. Сорокин в 1921 г., понимая под ним негативное влияние профессиональной деятельности на поведение человека и его психологическое самочувствие [15].
Непосредственным предметом научных исследований проблема профессиональной деформации стала во второй половине 20 века, в рамках изучения функциональных возможностей человека.
В России особенно пристальное внимание профессиональной деформации, в частности, профессиональной деформации учителей, уделяли А.К. Маркова, В.Ф. Моргун, Е.И. Рогов, Е.А. Климов, М.И. Дьяченко, Л.Л. Кандыбович и др. Именно они пришли в свое время к заключению о том, что профессиональные деформации развиваются в первую очередь в
профессиях, связанных с социальным взаимодействием, социономических профессиях, то есть в сфере «человек - человек» [5].
Описывая феномен профессиональной деформации, исследователи сходятся в тезисе, что изначально смысл его положителен. Любая профессия состоит из многократно повторяющихся актов и поступков, выполняя которые молодой специалист вырабатывает определенный паттерн действий,
способствующий оптимизации деятельности. Вследствие многократного закрепления этого паттерна (по мере увеличения профессионального стажа) некоторые личностные качества человека, задействованные в ходе работы, гипертрофируются или трансформируются, те же качества, которые не являются важными для профессии, наоборот, атрофируются.
Существует несколько типизаций профессиональных деформаций. Мы остановимся на одном из них, авторства Э.Ф. Зеера. Он выделил следующие типы деформаций: общепрофессиональные деформации
(характерные для всех представителей профессии), специальные профессиональные деформации (нарабатываются совместно с специализацией труда, каждая специальность в рамках определенной профессии имеет свой количественный и качественный рисунок деформации личности), профессионально-типологические деформации (образуются при наложении профессиональной деформации на индивидуально-психологические особенности личности специалиста) и
индивидуализированные деформации [7].
Чрезмерное развитие отдельных
профессионально важных качеств (в результате многолетнего профессионального стажа и психологического сращивания личности и профессии) приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций.
Из вышеприведенных аргументов следует, что механизм, призванный к оптимизации действий, к экономии собственных сил и времени в рамках индивидуальной профессиональной деятельности, приводит зачастую к деструктивным результатам, снижая в итоге рабочую продуктивность, дезадаптируя специалиста и исключая возможность профессиональной удовлетворенности и потребности в достижениях [8].
Развертывание во времени профессиональной деформации, по мнению исследователей [11], является сложным динамическим процессом. Первый этап, адаптивная деформация, характеризуется подстройкой человека под
правила и модели поведения, принятые в организации, повышая конформизм личности специалиста.
Следующим этапом деформации работника социальной сферы является появление таких качеств, как: властность, сниженная эмоциональность, жесткость, авторитарность. Крайней степенью деформации и состоянием, опасным для здоровья и благополучия специалиста, является состояние эмоционального выгорания. Это состояние возникает как ответ на эмоционально насыщенные контакты в рамках профессиональной деятельности или на сложные когнитивные ситуации, отягощенные моральным выбором. Выгорание - это комплексное истощение всех сил человека (физических, психических, умственных), критическое снижение его адаптивных качеств; оно включает в себя 3 основных компонента: эмоциональная истощенность, цинизм, редукция
профессиональных достижений [3]. В психологической практике представлены несколько вариантов борьбы с проявлениями профессиональной деформации.
Так, Э.Ф. Зеер утверждает, что в рамках каждой профессии необходимо разворачивать борьбу с деформациями и эмоциональным выгоранием по нескольким направлениям: проводить профилактику профессиональной деформации для молодых специалистов; обеспечивать возможность систематического повышения квалификации и карьерного роста, прохождение сотрудниками тренингов личностного и профессионального роста. В рамках самостоятельной работы сотрудников необходимы обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций, повышение общей социально-психологической
компетентности и аутокомпетентности. В случае диагностированной деформации начальной стадии (выявленной в ходе своевременной диагностики) показано составление
индивидуальных планов по ее преодолению или разработка альтернативных сценариев личностного и профессионального роста.
Социально-индивидуальным подходом
руководствуется Т.А. Савина [14], основываясь на ресурсной концепции преодоления стресса. По ее словам, для преодоления и профилактики профессиональных деформаций личности необходимо накопление личностных ресурсов и ресурсов социальной поддержки.
А.Р. Мусалаева [12] считает, что эффективная профилактика профессиональных деформаций обеспечивается развитием системной
устойчивости, что, в свою очередь, также является предпосылкой для успешного профессионального и карьерного роста. Важнейшими компонентами профессиональной направленности выступают мотивация, рефлексия и профидентичность. На основании этого происходит адекватное и осознанное совершенствование эмоционально-волевой,
социально-поведенческой, когнитивной и организационно-деятельностной сфер
профессиональной деятельности.
Ю.М. Кузьмина [9] предлагает модель профилактики профессиональной деформации как пакета умений:
- рефлексии и концептуализации своего опыта переживаний, связанных с общением с благополучателями;
- разделять личное и профессиональное пространства;
- справляться с собственными негативными переживаниями;
- вербального и невербального общения с трудными клиентами;
- психической саморегуляции;
- оптимального планирования своего времени;
- разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения.
М.А. Воробьева [4], занимаясь вопросом профилактики профессиональных деформаций, рекомендует людям из группы риска регулярно проходить психологические тренинги или индивидуально заниматься с психологом; стараться организовывать свой день так, чтобы удовлетворять жизненные потребности в собственном ритме; четко разделять работу и личную жизнь; постоянно контролировать свое поведение; иметь хобби и увлечения, максимально далекие от сферы профессиональной деятельности; пробовать в личной жизни примерять на себя другие роли.
Одним из примеров внедрения в практику вышеуказанных подходов является реализуемый в течение 5 лет в различных образовательных организациях и учреждениях социальной защиты курс, который получил название ПРОФЛАБ. В настоящее время он проходит апробацию в Москве, Калуге и Калужской области; планируется внедрение во Владимирской области и республике Северная Осетия-Алания.
Данный курс стал ответом на требования реформы, начатой Постановлением
Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» №
481. Данная реформа повлекла за собой глубокие изменения и в требованиях к качеству образования, и в самих подходах к развитию детей, и в контингенте воспитанников. На сегодняшний день в учреждениях на постоянной основе находятся, в основном, дети старше 10 лет, сиблинги, дети с девиантным поведением (в т.ч. страдающие зависимостями), дети с тяжелыми и множественными нарушениями (не менее 40%). Очевидно, что такие дети требуют многоаспектной педагогической поддержки. Кроме того, существует запрос на повышение качества педагогического процесса и в других учреждениях социальной сферы: центрах реабилитации детей-инвалидов, психоневрологических домах-интернатах, домах-интернатах для престарелых, центрах социальной реабилитации несовершеннолетних и др. Соответственно, сотрудникам учреждений требуется переподготовка на основе современных требований. Опыт показывает, что успех воспитательного и образовательного процессов во многом зависит от квалификации сотрудников учреждений.
В этом контексте понятие «профессиональное мастерство» включает уровень профессиональной подготовки, мотивацию на непрерывное профессиональное совершенствование,
открытость к восприятию педагогического опыта коллег из других регионов. Грамотно выстроенная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями способствует сокращению масштабов социального сиротства и отвечает принципам реформы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важным направлением курса является психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений. По данным, полученными авторами статьи, симптомы профессионального выгорания имеют 85% педагогов. В связи с этим, снижается эффективность профессиональной деятельности и, соответственно, качество жизни и обучения воспитанников учреждений. Освоение инновационных технологий и методик помогает педагогам достигать высоких профессиональных результатов, что, в свою очередь, влияет и на их самоидентификацию как специалистов [2]. Особенность курса состоит в широте тем и вопросов, освещенных в базовой программе. При
этом каждое учреждение самостоятельно формирует программу обучения, которая направлена на решение конкретных проблем и актуальных для данного учреждения ситуаций. Проект предполагает гибкость сроков обучения (6, 8, 14, 16, 36, 72 ак.ч.). Занятия в рамках курса практикоориентированы, опираются на современные технологии и методики и формируют среду, стимулирующую к самообразованию. В ходе занятий создается поле обмена педагогическим опытом в решении наиболее характерных проблем, возникающих в работе с детьми-сиротами и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также с другими категориями граждан, получающими услуги в учреждениях социальной защиты.
Заключая обзор современных направлений профилактики профессиональной деформации педагогов в организациях социальной сферы, следуют особенно выделить следующие положения:
- профессиональная деформация педагогов в организациях социальной сферы является сложной актуальной проблемой, решение которой влияет на качество жизни детей и самих педагогов, на уровень оказания образовательных услуг и на весь процесс развития учреждения [1];
- проблема профессиональной деформации педагогов достаточно широко освещена в науке, но требует разработки современных практикоориентированных программ и подходов, что позволит не только оптимизировать процесс профилактики, но и создать особую среду, которая помогает преодолению деформации;
- эффективным видится взаимодействие образовательных институтов и некоммерческих общественных организаций в разработке и проведении целостных программ, направленных на обучение приемам саморегуляции и самокоррекции, повышение общих социально-психологических компетенций;
- апробированный в ряде учреждений Москвы, Калуги, Калужской области курс ПРОФЛАБ предлагает гибкий инновационный подход к освоению технологий и методик повышения профессионального мастерства, что является условием профессиональной пригодности и готовности к саморазвитию и самоидентификации как специалиста.
Литература:
1. Беккерман П.Б. Специфика работы // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №
преподавателя дополнительного образования: 2. - С. 58-60.
современные аспекты / П.Б. Беккерман, О.В. Стукалова 2. Береговая Е.Б. Профессиональное развитие и
дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы: современные аспекты взаимодействия / Е.Б. Береговая, Н.В. Лебедева // Казанский педагогический журнал. - 2018.
- № 2. - С. 85-89.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - Питер, 2005. - 368 с.
4. Воробьева М.А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. -С. 22-26.
5. Дьяченко М.И. Психология: Словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.Л. Кандыбович. -Минск, 1998.
6. Еникеев М.И. «Психологический энциклопедический словарь»: проспект. - 2010.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер.
- Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
8. Карнаухова А.О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации / А.О. Карнаухова // Молодой ученый. - 2017. - № 1. - С. 393399.
9. Кузьмина Ю.М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения / Ю.М. Кузьмина //
Вестник Казанского технологического университета. -2010. - № 3. - С. 116-124.
10. Лазарев М.А. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография / М.А. Лазарев, В.П. Подвойский, О.В. Стукалова; под общей редакцией В.П. Подвойского. -Москва. - Даугавпилс, 2016.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 312 с.
12. Мусалаева А.Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации / А.Р. Мусалаева // Вестник НОУ «ОНУТЦОАО «Газпром». - 2011. - № 1(9). - С. 26-31.
13. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1(13). - С. 57-64.
14. Савина Т.А. К вопросу о ресурсах профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности / Т.А. Савина // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - № 5(13). - С. 38-54.
15. Шишкова Г.В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций / Г.В. Шишкова // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2014. - № 1(21). - С. 116-122.
Сведения об авторах:
Легкобытова Анна Николаевна (г. Москва, Россия), социальный психолог, медиатор в социальной сфере, координатор проектов, начальник HR отдела Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», e-mail: [email protected]
Минахметова Альбина Зульфатовна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: [email protected]
Гумеров Анвар Вазыхович (г. Казань, Россия), доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента Лениногорский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».
Data about the authors:
A. Legkobytova (Mosow, Russia), social psychologist, social mediator, project coordinator, head of HR Department of the Charitable Foundation for the promotion of social and cultural initiatives and guardianship «Lifestyle», e-mail: [email protected]
A. Minakhmetova (Kazan, Russia), candidate of psychology sciences, Assistant Professor, Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]
A. Gumerov (Kazan, Russia), doctor of economics sciences, professor, Head of the Department of Economics and Management Leninogorsk branch of the federal state budgetary educational institution of higher education "Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI".