Научная статья на тему 'Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения'

Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11481
2175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СТРЕСС / ПРОФИЛАКТИКА / ТРЕНИНГИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / PROFESSIONAL DEFORMATION / BURN OUT / SOCIAL WORK / STRESS / PREVENTION / TRAININGS / BUSINESS GAMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ю. М.

Рассматривается проблема профессиональной деформации специали-стов социальной работы: ее виды, механизмы, последствия. Представлены методы предупреждения профессиональной деформации у будущих специали-стов социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The note of an article: The problem of professional deformation of specialists of social work is considered: its types, mechanisms, consequences. The methods of the prevention of professional deformation of future specialists of social work are presented

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения»

Ю. М. Кузьмина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Ключевые слова: профессиональная деформация, синдром выгорания, социальная работа, стресс, профилактика, тренинги, деловые игры. professional deformation, burn out, social work,

stress, prevention, trainings, business games

Рассматривается проблема профессиональной деформации специалистов социальной работы: ее виды, механизмы, последствия. Представлены методы предупреждения профессиональной деформации у будущих специалистов социальной работы.

The note of an article: The problem of professional deformation of specialists of social work is considered: its types, mechanisms, consequences. The methods of the prevention of professional deformation of future specialists of social work are presented

Традиционно - и в общественном сознании, и в научной литературе - при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что профессиональная деятельность специалиста социальной работы, независимо от разновидности исполняемых функций, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной работы в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, оказывают негативное воздействие на него самого. Неблагоприятные условия труда влекут за собой профессиональную деформацию, которая приводит к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентаций в труде.

Таким образом, к требованиям, традиционно предъявляемым к специалистам социальной работы, следует отнести устойчивость к профессиональной деформации. А подготовка, направленная на её предупреждение, должна стать одной из значимых составляющих содержания их обучения.

На сегодняшний день проблема предупреждения профессиональной деформации специалистов социальной работы является недостаточно изученной, что находит отражение в практике их профессиональной подготовки, - будущие специалисты получают недостаточно информации об источниках эмоционального стресса в их будущей работе, о риске профессиональной деформации, не приобретают минимальных навыков психологической защиты.

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце Х1Х века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация».

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности.

Сегодня термин «профессиональная деформация» приобрел следующую трактовку. Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков1.

В широком смысле профессиональная деформация - это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека.

В узком смысле профессиональная деформация - это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Эти изменения возникают вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности, что приводит к формированию особого профессионального типа личности. Профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и в поведении. В дальнейшем происходят изменения в социально-психологической структуре личности работника. Проявляется профессиональная деформация в профессиональном жаргоне, манерах поведения и даже физическом облике. К основным негативным проявлениям профессиональных деформаций относятся психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, стагнация профессионального развития, акцентуации характера и психологические защиты.

Характерно, что представители профессии типа «человек - человек», постоянно работающие с людьми, подвержены опасности профессиональной деформации больше, чем представители профессий типов «человек - техника», «человек - природа». Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на специалиста.

В современных условиях специалисты социальной работы являются профессиональной группой, особенно подверженной профессиональной деформации, так как испытывают большие эмоциональные нагрузки в процессе профессиональной деятельности. Специалисты социальной работы постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, в связи с чем они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости.

Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту специалист социальной работы как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по общению и его проблемы, что является небезопасным для его психического здоровья. Развитию профессиональной деформации также способствуют:

1) изменение мотивации трудовой деятельности;

2) возникающие стереотипы и штампы мышления, поведения и деятельности;

3) эмоциональная напряжённость профессионального труда;

4) монотонность, однообразие, жёстко структурированный характер труда;

5) утрата перспектив профессионального роста;

6) снижение уровня интеллекта специалиста;

7) различные акцентуации характера личности, которые вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности;

1 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 306 с.

8) возрастные изменения, связанные со старением.

Рассматривая профессиональную деформацию сквозь призму концепции стресса можно сказать, что под влиянием хронического профессионального стресса у работников возникают стойкие изменения на уровне организма и личности. Такие изменения можно интерпретировать как результат адаптации работника к стрессорам в профессиональной деятельности. С точки зрения психологии личности феномен профессиональной деформации можно рассмотреть как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Не всегда воздействие профессии носит негативный характер, могут возникать и конструктивные изменения в личности профессионала.

Говоря о последствиях воздействия профессиональной деятельности специалиста социальной работы можно выделить позитивные для личности последствия - личностный рост и негативные - профессиональная деформация (табл. 1).

Таблица 1 - Последствия воздействия профессиональной деятельности специалиста социальной работы

Позитивные последствия («личностный рост») Негативные последствия («профессиональная деформация»)

Более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий Анализ жизненных ситуаций. Способность к рефлексии Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций. Коммуникативные навыки Противостояние чужому влиянию. Саморегуляция Способность к принятию и эмпатии. Более широкий взгляд на мир, толерантность к «инакомыслящим» Познавательный интерес Появление новых форм самореализации Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких Навязчивая диагностика себя и окружающих Консультирование окружающих Принятие роли «учителя» Излишний самоконтроль и потеря спонтанности Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту Пресыщение общением Эмоциональная холодность Цинизм

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций:

- отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

- дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

- низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

- ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

- искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

- появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности2.

- Все вышеназванные последствия характерны для большинства социономных профессий, в том числе и для социального работника. Раскрывая и дополняя вышеперечисленный список можно выделить следующие специфические проявления профессиональной деформации у социального работника:

- потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии;

- склонность к обезличиванию: клиент рассматривается как объект воздействия, а его проблемы как помеха, которую нужно устранять, не ориентируясь на личностные особенности человека;

- неиндивидуальный подход к работе с клиентами, когда оказание помощи клиента ставится на поток и пропадает индивидуальная ответственность за каждого;

- недооценка моральной поддержки клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации;

- дегуманизация взаимоотношений «социальный работник - клиент», дефицит милосердия;

- нарушение этических норм: разглашение информации о проблемах клиента, грубость, бюрократизм.

- Выделяет следующие виды профессиональной деформации специалиста социальной работы: профессиональный стресс, эмоционально-мотивационное утомление, состояния психической напряженности, состояние нервного перенапряжения, эмоциональное истощение, синдром «сострадательной усталости», равнодушие и др.3

На профессиональную деформацию личности специалиста социальной работы влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение профессиональной деформации практически невозможно. Обычно причина профессиональной деформации - это комбинация вредоносных

2 Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

3 Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000. - 432с.

факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять

4

или сглаживать их влияние .

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника5.

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.

Таким образом, профессиональная деформация представляет собой динамический процесс, который состоит из нескольких этапов.

При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у специалиста формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения.

При более глубоком уровне деформации у специалиста социальной работы появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

При крайней степени профессиональной деформации, которую называют уже профессиональной деградацией, специалист социальной работы меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельным. На этом этапе профессиональная деформация проявляется в феномене эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

Согласно современным данным, под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений6.

Эмоциональное выгорание - динамический процесс и осуществляется поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

Нервное напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

4 Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С.90-101

5 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 306 с.

6 Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - Питер, 2005. - 336 с.

Резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается оградиться от неприятных впечатлений;

Истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания (табл. 2).

В представлении о мерах преодоления профессиональной деформации, в том числе эмоционального выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является профилактика возникновения этого процесса, осуществляемая на этапе обучения специалиста, в рамках его профессиональной подготовки.

Таблица 2 - Этапы развития эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание как психологическая защита Эмоциональное выгорание как профессиональная деформация

I фаза напряжения II фаза сопротивления III фаза истощения

Полезный навык подключать к взаимодействию с подопечными эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: приветливый взгляд, мягкий, спокойный речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости Неадекватная экономия на эмоциях, эмоциональная черствость, равнодушие, неспособность сопереживать, раздражительность, грубость, эмоциональная и личная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

Исходя из анализа факторов (индивидуальных и организационных), влияющих на развитие профессиональной деформации, нами выделены следующие умения, необходимые для её предупреждения:

1) умения рефлексии и концептуализации своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами;

2) умения разделять личное и профессиональное пространства;

3) умения справляться с собственными негативными переживаниями (с агрессией, раздражительностью и т.п.);

4) умения вербального и невербального общения с трудными клиентами;

5) умения психической саморегуляции (владение методами искусственного управления стрессом);

6) умения оптимального планирования своего времени;

7) умения разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения.

Приведенный перечень умений дает конкретное представление о содержании подготовки, направленной на предупреждение профессиональной деформации, и позволяет адекватно проектировать педагогический процесс.

Для обеспечения профилактики профессиональной деформации необходима специально организованная система учебных мероприятий. Только целенаправленные учебные действия, включающие в себя активные методы обучения, рефлексивно-оценочную деятельность, а также соответствующее содержание обучения, обеспечивают положительную динамику развития устойчивости к профессиональной деформации в ее целостности и единстве отдельных компонентов.

Мы считаем, что необходимой и базовой частью подготовки специалистов социальной работы в аспекте предупреждения у них профессиональной деформации является их психологическая подготовка. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей значимости), сколько практическое обучение, направленное на:

- развитие стрессоустойчивости профессионала (так как профессиональная деформация - защитная реакция на стресс);

- формирование умений саморегуляции;

- профессиональное самоопределение с целью осмысление своей роли в профессиональной деятельности и её индивидуального личного смысла для себя;

- повышение психологической грамотности будущих специалистов в вопросах, связанных с профессиональной деформацией;

- формирование умений разделять личное и профессиональное пространства и адекватно распределить ответственность.

Подготовку, направленную на предупреждение профессиональной деформации, целесообразно осуществлять в форме тренингов, с использованием учебных ролевых игр, с анализом конкретных ситуаций.

Тренинги и деловые игры позволяют развивать исследовательские навыки, навыки коллективного взаимодействия и способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, формируют умения строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, повышают степень осознавания себя, способствуют открытости изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Именно тренинги относят к наиболее эффективным средствам предупреждения профессиональной деформации. По опубликованным данным результаты тренинговых программ обучения навыкам контроля и управления стрессами проявились в уменьшении уровня стресса, напряженности на работе и эмоционального выгорания, в улучшении ас-сертивности, в повышении контроля над когнитивными процессами и поведением, а также в улучшении межличностных отношений на работе.

Тренинги совмещают несколько подходов: техники релаксации, управление когнитивным стрессом, тренинг социальных умений, управление дидактическим стрессом. Также участники тренинга обучаются техникам эффективного самоуправления в эмоционально напряженных ситуациях профессионального общения, складывающегося в системе «специалист социальной работы - клиент».

Основной симптом эмоционального выгорания - эмоциональное истощение - возможно ослабить посредством обучения определенным навыкам копинга. Особенно следует отметить техники релаксации и когнитивного переструктурирования для профилактики выгорания Формирование сферы саморегуляции осуществляется в процессе выполнения

различных приемов и упражнений. Участники тренинга имеют возможность отработать на различных упражнениях эффективные стратегии управления стрессом.

В ролевых играх тренируются новые модели ролевого поведения и профессионального взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для предупреждения профессиональной деформации целесообразно проводить следующие тренинги:

- тренинг оптимального поведения в состоянии стресса;

- тренинг снятия стресса в течение трудового дня;

- тренинг общения с трудными клиентами.

Целью тренинга оптимального поведения в состоянии стресса является формирование способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций. На этом тренинге участники активизируют знания о стрессе, стрессоустойчивости, приемах управления стрессом, проходят диагностику на стрессоустойчивость, оценивают эффективность собственного поведения в стрессовой ситуации.

Важной составляющей этого тренинга является овладение методами психической саморегуляции. Высокий уровень психической саморегуляции повышает стрессоустойчи-вость и снижает риск эмоционального выгорания. Как известно, тренировать ПСР может каждый человек, и особенно важно это для тех, кто не обладает природными задатками стрессоустойчивости или в результате жизненных стрессов утратил психическое равновесие. Способность быстро справиться с возникающим при стрессе напряжением -основное условие сохранения эмоционально-энергетических ресурсов, необходимых для противодействия основной составляющей эмоционального выгорания - эмоциональному истощению.

Участники тренинга практически выполняют психотехнические упражнения, оценивают их эффективность для себя, для того чтобы в дальнейшем составить индивидуальную программу стресс менеджмента и регулярно практиковать эти упражнения в своей жизни.

Участники тренинга овладевают:

- методами, направленными на снижение уровня тревожности и беспокойства;

- программой действий при первой перегрузке:

- способами, связанными с управлением дыханием;

- способами, связанными с управлением тонусом мышц;

- способами, связанными воздействием слова (самоприказы, самопрограммирование, самоодобрение);

- способами, связанными с использованием образов;

- методами работы с состоянием в постстрессовой ситуации:

- медитацией;

- методами работы с когнитивной составляющей стресса (с мыслями);

- визуализацией.

Тренинг снятия стресса в течение трудового дня нацелен на овладение участниками тренинга психотехниками, позволяющими снять стресс в течение трудового дня. Упражнения, выполняемые в ходе тренинга, разработаны для специалистов социальной работы и направлены на достижение следующих целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира специалиста социальной работы, ослаблению его психической напряженности, то есть имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они направлены на развитие внутренних психических сил специалиста социальной работы,

расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение подобных упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их не только у себя, но и у клиентов, и эффективно управлять собой.

Участники тренинга овладевают техниками, позволяющими:

- настроиться на работу, сконцентрироваться;

- контролировать ситуацию во время консультирования;

- снимать усталость, накопившуюся за рабочий день;

- устанавливать психическое равновесие.

Тренинг общения с трудными клиентами имеет цель овладение умениями вербального и невербального общения с трудными клиентами. В ходе этого тренинга участники раскрывают сущность взаимодействия специалиста социальной работы и клиента, рассматривают трудности, которые могут возникнуть при взаимодействии специалиста социальной работы и клиента (молчание клиента, агрессивность, фамильярность, плач и др.).

Все вышеперечисленные тренинги, направленные на предупреждение профессиональной деформации, способствуют подготовке специалистов социальной работы к реалиям профессиональной деятельности, в частности к такому негативному явлению как эмоциональное выгорание. Введение в программу обучения этих тренингов может в значительной степени изменить к лучшему ситуацию, в которой находятся люди помогающих профессий, и в результате профессиональная деформация перестанет являться неизбежной ценой, которую специалисты платят за заботу о людях.

© Ю. М. Кузьмина - канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.