Научная статья на тему 'Специфика деформаций профессионального здоровья государственных служащих'

Специфика деформаций профессионального здоровья государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
669
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ЛИЧНОСТЬ / OCCUPATIONAL HEALTH / PERFORMANCE / PUBLIC SERVANT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова А. Ю.

Рассматривается профессиональное здоровье как феномен, поддерживающий и развивающий задатки, способности, формирующий профессиональные ценности государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE DEFORMATIONS OF THE OCCUPATIONAL HEALTH OF CIVIL SERVANTS

Health as a phenomenon is considered professional, supporting and developing talents, abilities, forming the professional values of the civil servant.

Текст научной работы на тему «Специфика деформаций профессионального здоровья государственных служащих»

А.Ю. Казакова

СПЕЦИФИКА ДЕФОРМАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

A.Yu. Kazakova

THE SPECIFICITY OF THE DEFORMATIONS OF THE OCCUPATIONAL HEALTH OF CIVIL SERVANTS

Рассматривается профессиональное здоровье как феномен, поддерживающий и развивающий задатки, способности, формирующий профессиональные ценности государственного служащего.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, служебная деятельность, государственный служащий, личность.

Health as a phenomenon is considered professional, supporting and developing talents, abilities, forming the professional values of the civil servant.

Key words: occupational health, performance, public servant, personality.

В служебной деятельности стержневой основой является состояние профессионального здоровья, поддерживающего и развивающего задатки, способности, формируя профессиональные ценности. Оно в целом положительно влияет на личность, так как на службе зрелый человек проводит большую часть своей жизни. Однако в неблагоприятных условиях деятельности (перенапряжение нервной системы и двигательного аппарата, психотравмирующие факторы, перегрузки, резкие изменения режима работы, монотонные условия, плохой психологический климат и конфликтная обстановка) могут возникнуть различные нарушения в состоянии здоровья и в развитии психики, деформации личности и профессиональные болезни.

Специфика деформаций профессионального здоровья заключается в том, что под влиянием исполнения профессиональной роли у госслужащего изменяются те или другие изменения свойства психики и показателей здоровья личности, формируется профессионально-служебный тип личности, который проявляется и вне профессиональной сферы.

Деформации профессионального здоровья в служебной деятельности отличаются по своей модальности и направленности. Они могут носить положительный или отрицательный характер. Благотворное влияние служебной деятельности на личность проявляется в формировании позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, в углублении интересов, в творчестве. Отрицательные изменения в личности служащих под влиянием их профессиональной роли проявляются, например, в бюрократизме чиновников-служащих, в менторском, поучающем тоне обращения, эмоциональной черствости, повелительно-приказном тоне управления, который проявляется даже и в кругу друзей, семье.

В феномене деформаций профессионального здоровья находит свое отражение нарушение фундаментального принципа акмеологии - принципа неразрывного единства сознания, здоровья личности, деятельности. Именно деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Служебная деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе служебной деятельности, влияние профессиональной роли на здоровье и психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера-это достаточно актуальная проблема для служебной деятельности.

История исследования профессиональных деформаций личности зародилась в рамках социологии девиантного поведения. Этой проблеме посвящены труды как основоположников самой социологии (Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, Д. Рисмена, Н. Смелзера, П. Сорокина), так и более поздних ее исследователей (С.П. Безносов). В психологии исследовались профессионально важные качества (Е.П. Ильин, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, А.К. Маркова, А.А. Деркач). Однако состояние профздоровья в служебной деятельности осталось без должного внимания. Кроме того, само понятие деформаций профессионального здоровья не обосновано, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом и в прикладном плане психологии и акмеологии.

К факторам, провоцирующим профдеформации, относятся повседневные психоэмоциональные перегрузки, государственная ответственность за результаты работы, значительная диспропорция между психическими затратами и личностными возможностями, недостаточно высоким социальным статусом, дефицит времени, остающегося для семьи, домашних дел, отдыха и восстановления здоровья. Стрессогены добавились в связи с модернизацией экономики и слабым звеном в процессе внедрения инноваций стал управленец и госслужащий. Профессиональное развитие и здоровье последнего не всегда позволяют включиться в инновационную деятельность. Если уровень профессионального развития госслужащего не соответствует смысловой нагрузке инновационной программы, возникают серьезные проблемы, которые приводят к выхолащиванию сути инновационных и государственных программ и приводит к профессиональным деформациям личности-усталости, переутомлению, астении и стагнации, деформациям профессионального здоровья.

Исследования, проведенные среди госслужащих обучаемых РАНХиГС при Президенте РФ показывают, что от 60 до 100 % из них отмечают повышенную усталость и утомляемость перед каникулами. Такое состояние у 60 до 83 % сопровождаются раздражительностью и острыми стрессовыми реакциями, от 45 до 72 % пассивностью, пессимизм, апатией, у 73 % обострениями болезней внутренних органов и систем. При этом 37 % госслужащих со стажем работы до 5 лет отмечают негативную установку по отношению к служебной деятельнсти и к своим руководителям. У госслужащих со стажем более 15 лет 41 % жалуется на бессонницу, 57 % на чувство не обоснованной вины и 59 % на недовольство собой в работе.

Для деформаций профессионального здоровья госслужащих характерно: снижение ситуативного реагирования в профессиональных ситуациях; невысокий уровень рефлексивности; отождествление личностной позиции с профессиональной позицией; дефицит внутренних ресурсов, в результате - упрощение служебной деятельности до коррупции, а это деформация личности как профессионала служебной деятельности. И как следствие страдает его субъектность, которую в данном случае можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать стратегию жизни в соответствии с собственными целями и ценностями государства, общества и коллектива. Субъектность проявляется и в активной творческой позиции госслужащего, в способности к саморегуляции и

саморефлексии состояния собственного здоровья в деятельности. И деформации профздоровья это состояние приводящее к утрате профессионализма в служебной деятельности.

Высокий уровень деформаций профздоровья госслужащих с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у начинающих -адаптацией к новой профессиональной сфере. Возможность развития деформаций профздоровья на любом этапе служебной деятельности свидетельствует о необходимости разработки психопрофилактических (санационных) и реабилитационных мер, которые бы снижали риск деформаций здоровья и нейтрализовали его негативные последствия. Однако многие из причин деформаций профессионального здоровья формируются не только в личностных структурах людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах. В связи с тем, что профдеформации являются негативным личностным образованием и влияют на физическое и психологическое здоровье специалиста, остро ощущается необходимость создания системы психолого-акмеологического сопровождения работников учреждений государственной службы, для укрепления профессионального здоровья на рабочем месте.

Состояние изученности психолого-акмеологических проблем взаимосвязи служебной деятельности и профессионального здоровья можно сравнивать на основе анализа труда служащих и педагогов , в служебной деятельности мы формируем ее составляющие взаимосвязи . При этом личностно-психологические характеристики госслужащего, определяющие сущность служебной деятельности и общения, связанны с выбором способов и средств достижения ее целей и задач формирования акмеологических резервов. В свою очередь, акмеологические резервы саморазвития и обучаемости самокоррекции, поддерживающие характеристики психического и профессионального развития госслужащего на основе состояния здоровья определяются его возможностями. Возможности восприятия и согласованности между знанием, убеждением и поведением трактуется нами как способность дальнейшего личностного роста в сотрудничестве3.

На основе возможностей акмеологических резервов мы выделили основные умения госслужащего на основе состояния профессионального здоровья.

Умение в служебной деятельности увидеть проблему: в служебной ситуации формулировать ее в виде задач; в постановке задачи ориентироваться на коллег, соучастников процесса; изучать и преобразовывать служебную ситуацию; конкретизировать служебные задачи, принимать решение в условиях неопределенности; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения служебных задач и др.

Видеть содержание деятельности и работать с содержанием делопроизводства. Способности интерпретации информации; формирование у коллег социальных умений и навыков, в осуществление межгрупповых связей в служебной деятельности; умения изучать у подчиненных состояние отдельных психических функций, реальные служебные возможности в деятельности; предвидеть возможные и типичные затруднения в работе; умение исходить из мотивации коллег при планировании и организации иерархии процесса служебной деятельности; умение отбирать и применять

1 Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.- С.131.

2 Служебная деятельность - это профессиональная активность госслужащего, в которой воздействием на коллег решаются служебные задачи, включая: постановку служебных целей и задач; выбор и применение средств воздействия; контроль и оценка госслужащих своих собственных служебных воздействий (психологический самоанализ). Служебное общение, строящееся на коммуникативных задачах, которые ставит учитель, способах общения, стили, позиции, роли, маски в общении, задачах самоанализа хода и результатов общения.

3 Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. - М.: АСТ; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002.

сочетания приемов и форм работы, учитывать затрату сил и времени подчиненных и коллег по служебной деятельности.

Умения использовать психолого-акмеологические знания и осведомленность в состоянии психического и профессионального здоровья, соотносить свои затруднения и подчиненных с недостатками, строить планы развития служебной деятельности.

Умения применять приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, создание условий превентивной психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов коллег по общению.

Умений в приемах, способствующих достижению высоких акмеологических уровней общения. Понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности. Умений интерпретировать его внутреннее состояние по схемам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); встать на точку зрения коллег; создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести общающегося; владение средствами, усиливающими воздействие; преобладание демократического стиля руководства.

Умение удерживать устойчивую профессиональную позицию госслужащего, понимающего значимость своей профессии. Умения реализации и развития служебных способностей; управления своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный характер; умения воспринимать позитивные возможности себя и коллег и тем самым способствовать упрочению своей позитивности Я-профессионал.

Умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, максимально использовать все положительное из своих природных данных; умения укреплять свои интеллектуальные возможности.

Умение определять характеристики знаний коллег или подчиненных в начале и конце рабочего дня; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в служебной деятельности в начале и конце рабочего дня, недели и года; стимулировать готовность к самоактуализации, самообучения в повышении квалификации.

Умений распознавать нравственные нормы и убеждения коллег, видеть личность в целом - во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает, создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных служащих.

Умений оценить свой труд в целом, перейти от оценки отдельных умений и навыков в служебной деятельности к оценке акмеологической результативности в служебной деятельности.

На основе состояния профздоровья выделяются следующие функциональные компоненты служебной деятельности: целеопределение - выступает как процесс проектирования личности служащего; информационный - включает в себя содержание служебной деятельности; прогнозирование - в предсказании ближних и дальних психологических результатов служебной деятельности в определенных условиях; принятие решений - выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность; организация исполнения - связана с реализацией деятельности, программ и служебных решений; общение и коммуникации - различные формы и способы взаимодействия участников служебного процесса; контроль - оценка результатов служебной деятельности в разные интервалы времени; коррекция состояния здоровья - устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников служебной деятельности.

На основе состояния здоровья все составные элементы управления образуют единую функциональную систему служебной деятельности, в которой системообразующим

фактором являются цели, на которые сориентированы и которым подчинены все другие функции управления4.

Деятельность, по мнению Баранова А.А., определяется не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовывать эти ресурсы в своем труде за счет развития соответствующих профессионально значимых качеств личности. Служебная, как и педагогическая, деятельность является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике, как стрессоустойчивость .

Акмкологические основы современных исследований проблем профессионального здоровья касаются категории «профессионального здоровья» и рассматривается нами как ценность наряду с прибыльностью производства - как условие высокого трудового или профессионального потенциала. При этом, отсутствие четких и систематизированных представлений о феномене здоровья и профессиональном здоровье личности не удается преодолеть поверхностные оценочные суждения о значении состояния здоровья человека трудоспособного возраста, особенно госслужащих.

В исследовании этого вопроса можно выделить четыре акмеологических уровня рассмотрения категории «здоровья»: биологический, психологический, социальный, профессиональный. В этом направлении, еще в 1916 году, В.Н.Мясищев определил свою позицию в изучении личности, трактуя ее как био-психо-социальное единство . При этом, вопросам сохранения и укрепления здоровья посвящены исследования В.А.Ананьева, Н.Е.Водопьяновой, М.А. Гулиной, И.Н. Гурвича, И.В. Ежова, Е.П. Ильина, Ю.Н. Казаков, Л.В. Куликова, Г.И. Мурзабекова, Г.С.Никифорова и др.

Особое место занимает понятие «психология здоровья», имеет широкий формат теоретических и практических задач и включает в себя не только предупреждение развития психической и соматической патологии. Задачей психологии здоровья, с точки зрения системно - акмеологического подхода является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной, профессиональной и соматической составляющих здоровья. По мнению Казаковав Ю.Н. биологическое и социальное здоровье является необходимым условием активной и нормальной жизнедеятельности человека.

Когда мы говорим о специфике служебной деятельности, в которой существуют жесткие рамки нравственно-этических норм взаимоотношений и предъявляемых реалиями процесса управления требований, то нас в первую очередь интересует профессиональный аспект здоровья.

Профессиональное здоровье мы понимаем как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность, как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях и на всех этапах профессиональной деятельности7.

Необходимо отметить, что понятие «профессиональное здоровье», в отличие от принятых определений здоровья, подразумевает наличие такого качества, как

4 5 Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: АСТ; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002.- С. 157.

5 6 Там же. - С.3 -7.

6 Анисимов О.С. Теоретические проблемы психологии. - М.: РАГС, 2008. - С. 33.

7 Харькин В.П., Гройсман А.Л. Тренинги самооздоровления и самосозидания.- М.: 1999.

способность организма восстанавливать нарушенное состояние в соответствии с регламентацией объема и вида профессионального труда. Со сложностью выполнения конкретной профессиональной задачи соотносится не только диагноз, но и функциональное состояние. Важным является поддержание и восстановление рабочего состояния8.

Согласно точке зрения Ю.Н.Казакова, профессиональное здоровье сохраняет или помогает достигнуть в любом виде трудовой деятельности профессионально высокого уровня, оно определяет стабильность достигнутых результатов путем выработки психологических установок на поддержание здоровья, что особенно важно при рассмотрении структуры «акме» психического здоровья как универсальной человеческой ценности .

Деятельность служащих связана с высокой мерой ответственности за принимаемые решения и их последствия; с информационной неопределенностью; с нерегламентированным или жестко навязанным режимом труда и многими другими особенностями, характерными для деятельности в современных условиях. Это обусловлено специфическими особенностями сложной и многогранной деятельности, отличающейся высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью10.

В психологии труда служащий и управленец относятся к типу профессий «человек-человек» и «человек-знак». Однако некоторые аспекты деятельности содержат внешнее однообразие, монотонность труда, обычно работа проходит в помещении, в стабильных и комфортных условиях11.

Тип профессиональной деятельности госслужащих требует от участников процесса труда определенного уровня состояния здоровья. Его недостаток влечет за собой профзаболевания, значительное место среди которых занимают пограничные нервно-психические состояния. Это, в свою очередь, нередко способствует развитию психопатологических нарушений, поэтому важным является формирование устойчивости персонала и его работоспособности12.

Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда13.

Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием служебной деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о функциональном состоянии-системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде

8 Никифоров Г. С. Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2002.

9 Казаков Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. /Под общ. ред. А.А. Деркача. Часть 1. - М.: Изд-во РАГС, 2007. Казаков Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. Часть 2 / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

10 Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих: Конспект лекций. - М.: РАГС, 1999.

11 Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

12 Харькин В. II., Гройсман А.Л. Тренинги самооздоровления и самосозидания.- М.: 1999.

13 Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов - СПб: Питер, 2005.

интегрального, динамического комплекса характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности и свидетельствуют о его уровне профессионального здоровья.

Выделяют следующие показатели функциональных состояний: субъективные реакции; изменения вегетосоматических и психических функций; продуктивность и качество работы.

Внешние критерии развития состояний проявляются в показателях эффективности деятельности (производительность-продуктивность, качество-надежность).

Следуя точке зрения А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, В.И. Дружинина, развитие личностно-профессиональных качеств можно рассматривать и как процесс повышения устойчивости психического здоровья. Так как стрессоустойчивость включает в себя и такой компонент, как личностно-профессиональные качества, то данная категория

14

неразрывно связана с понятием деятельности .

А.А. Деркач отмечает, что единая направленность на организацию эффективной и продуктивной профессиональной деятельности придает целенаправленность системе личностно-профессиональных качеств сотрудника. Связано это с личностном развитием - процессом формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях15.

Акмеологически стрессоустойчивость связана с высшим этапом развития устойчивости организма и рассматривается как активность и успешность самоорганизации на основе осознания формата здоровье сбережения. Границы стрессоустойчивости здоровья определяются объективно существующими пределами, которые, в широком смысле, сводятся к потенциальным возможностям личности, к объективным требованиям конкретной ситуации и признаются как условия поддержания максимальной эффективности деятельности. Стрессоустойчивость здоровья - это способность предвидеть и сохранять функциональную способность соответствия всех психофизиологических функций требованиям поддержания эффективности деятельности в различных ситуациях16.

Понятие «деформация» означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее

~ 17

стойкий характер .

Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии и без специально организованного процесса, направленного на сохранение «акме» здоровья.

Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника18. Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную,

14 Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2000; Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. - М.: РАГС, 1998.

15 Деркач А.А, Зазыкин В.Г. Акмеология // Учебное пособие для ВУЗ. - СПб.: Питер, 2003.

16 Казаков Ю.Н. Акмеологическая гносеология психического здоровья государственных служащих. // Акмеология. - 2007. - № 1.

17 Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, - 2003.

18 Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: 1996.

когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности19.

Кроме того, различные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. Согласно данным, эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик. Другим проявлением отрицательного воздействия профессии госслужбы на личность является феномен психического выгорания. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности, что особенно важно в контексте системно - акмеологического подхода в оценке психического здоровья.

Психическое выгорание - синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию

психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в

20

зависимости от источника его возникновения .

Представители интерперсональных подходов усматривают традиционную причину выгорания в асимметрии отношений между работниками и клиентами, что подчеркивает важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания. В частности, К. Маслач полагает, что основной причиной выгорания являются напряженные отношения между клиентами и работниками.

Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциальный подход, основным представителем которого является А. Пайнс. Когда высоко мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высокозначимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание21.

В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусирует свое внимание на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. К таким факторам относятся большой объем работы и прежде всего ее рутинного компонента, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и некоторые другие.

Несмотря на наличие разнообразных подходов, все исследователи этого феномена под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Трудность коррекции деформаций профессионального здоровья зключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому специалистам помогающих профессий очень важно знать о возможных последствиях этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни22.

19 Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. - С. 47.

20 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 17.

21 Коротков Э.М. Менеджмент: учеб. пособие / Э.М. Коротков. - М.: Инфра-М, 2005. - С. 39.

22 Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов - СПб: Питер, 2005.- С.23.

Вне зависимости от качества и смыслового содержания негативных эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональное напряжение, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности. Ряд неблагоприятных психических состояний связан с существенными изменениями в рабочей активности. К ним относятся монотония, утомление и др.

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление-это «функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда». Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания, что особенно часто может встречаться у специалистов работающих с людьми23.

Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям также вызывает кризис профессиональных экспектаций, переживание которого выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы. Существует два варианта разрешения кризиса: конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы), деструктивный (увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций)24.

В связи с этим, особую важность имеет определение психологической адаптации человека, т.е. такого процесса взаимодействия с социальной и физической средой, который затрагивает все уровни существования личности. В психологии и физиологии труда проблема адаптации человека к производственным условиям, к условиям, определяемым профессиональной деятельностью, занимает одно из центральных мест.

Адаптация к профессиональной деятельности, являясь многомерным и интегральным процессом, существенно сказывается как на эффективности деятельности отдельных индивидов и рабочих коллективов, так и на состоянии здоровья и продолжительности активного периода профессиональной жизни. Профессиональную адаптацию определяют как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов25. Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда-профессиональная среда»26.

Таким образом, регуляторами адаптации выступают такие сферы личности, как мотивационно-потребностная и эмоционально-волевая, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства и качества, сколько

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: 1996. - С. 33.

24 Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - С. 52.

25 Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А. Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., - СПб.: Наука, 1993. - С.54 -57.

26 Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение деятельности происходит главным образом за счет выработки способов поведения, которые позволяют справляться с трудностями, возникающими в профессиональной сфере и влияющие на здоровье.

Указанные параметры, позволяют сохранять работоспособность сотрудников и выступают основанием для обеспечения профессионального здоровья в процессе деятельности. В существующей практике поддержания профессионального здоровья можно выделить следующие направления деятельности: оценка уровня здоровья, формирование ценности здоровья, обеспечение компенсации возможных случаев изменения здоровья работников, его восстановления. Обращение к выделенной проблематике должно способствовать формированию умения самой личности ставить себе задачи по сохранению и поддержанию здоровья, реализовывать их, решать свои жизненные и профессиональные проблемы с установкой на получение высоких результатов служебной деятельности.

На практике процессы развития личности на основе сохранения профессионального здоровья госслужащих проходят без необходимого психологического обеспечения, поскольку сам служащий не владеет средствами такого развития и сохранения. Система повышения квалификации госслужащих в основном направлена на их обучение новым навыкам и способам служебной деятельности, знакомству с учебными программами и новыми учебниками, что воздействует исключительно на когнитивные структуры личности. Однако ценности, а собственно здоровье в их числе, и жизненные смыслы здорового образа жизни не могут передаваться тем же путем, что знания, умения, навыки, так как путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания в психологическом тренинге. Необходим поиск наиболее эффективных способов психологического воздействия на личность госслужащего в тренингах с целью переориентации его на инновационное управление на основе сохранения профессионального здоровья, развития санационного (оздоровительного) мышления и создание постоянно развивающейся здоровье сберегающей системы госслужащий и клиент, в которой поддерживается физическое, психическое и профессиональное здоровье.

Из всего многообразия специфических средств и методов психологической помощи госслужащему целесообразно выделить два основных направления этой работы. Реабилитация лиц имеющих признаки деформаций профессионального здоровья-санирование и восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных ресурсов самооздоровления, обретение смысла здорового образа жизни и служебной деятельности, укрепление веры в собственные возможности сохранения здоровья в профессиональной среде. Профилактические меры-обучение социальным (коммуникативным) умениям, навыкам самоуправления и самообладания освоения конструктивных моделей санирующего и преодолевающего поведения, разрешения конфликтов.

© Казакова А.Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.