Научная статья на тему 'ВОССТАНИЕ 806-810 ГГ. В САМАРКАНДЕ'

ВОССТАНИЕ 806-810 ГГ. В САМАРКАНДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНИЕ САМАРКАНДА / МАВЕРАННАХР / ХОРАСАН / МЕРВ / АМУЛ / БУХАРА / АЛИ ИБН ИСА / РАФЕ’ ИБН ЛАЙС / ОМЕЙЯДЫ / АББАСИДЫ / ХАРУНА АР-РАШИД / МУКАННА» / ХАРСАМА ИБН А’ЯН / ДЖАЙГУЯ ХАРЛУХИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камол Хамза

Арабское завоевание внесло огромные изменения в политическую, экономическую и социальную жизнь народов Мавераннахра и Хорасана. Несмотря на то, что до прихода к власти Аббасидов (750 г.) этот регион находился в подчинении арабского халифата, восстания народа этого региона против арабских захватчиков не прекращались. Во второй половине VIII - начале IX вв. антиарабские настроения в Хорасане и Мавераннахре, особенно усилились после убийства Абумуслима Хорасани (755 г.) халифом Джа’фаром Мансуром. В 806-810 гг. в Мавераннахре вспыхнуло восстание, во главе которого стоял арабский наместник Самарканда Рофе’ ибн Лайс. Некоторые исследователи, изучая историю этого восстания, ошибочно пришли к выводу, что Рофе’ ибн Лайс, возглавляя крестьянские восстания в Самарканде, отвергал ислам и призывал народ к борьбе против арабов. Также в некоторых исторических исследованиях авторы неверно полагают, что вдохновением или причиной мятежа Рофе’ ибн Лайса в Самарканде являются идеи «Людей в белых одеждах» восставших под предводительством Муканны в 159 г.х. /775-76-169 г.х. /785-86 в Мавераннахре. На основе анализа важных исторических источников IX - XIV вв. автор статьи считает, что арабский наместник Самарканда Рофе’ибн Лайс воспользовался недовольством жителей Самарканда арабской политикой, поднял мятеж, чтобы избежать наказания, наложенного на него халифом за его проступки. Противоречия исторических источников о том, чем закончилось Самаркандское восстание, сбили исследователей с толку. Анализируя ситуацию на момент этого мятежа (смерти халифа Харуна ар-Рашида и начала борьбы за халифат между его сыновьями - Мухаммадом аль-Амином и Ма’муном), автор статьи на основе сообщения источников IX века приходит к выводу, что восстание Рофе’ ибн Лайса заканчивается миром, так как правитель Хорасана Ма’мун, который воевал против Рофе’ ибн Лайса в такой тяжелой ситуации борьбы за халифат был заинтересован в скорейшем установлении мира на этой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REBELLION 806-810 IN SAMARKAND

The Arab conquest brought enormous changes to the political, economic and social life of the peoples of Maverannahr and Khorasan. Despite the fact that before the coming to power of the Abbasids (750) this region was subordinate to the caliphate, the uprisings of the people of this region against the Arab invaders did not stop. In the second half of the 8th - early 9th centuries. anti-Arab sentiments in Khorasan and Maverannahr especially intensified after the assassination of Abumuslim Khorasani (755) by Caliph Jafar Mansur. In 806-810. in Maverannahr, an uprising broke out, led by the Arab governor of Samarkand, Rofe» ibn Lays. Some researchers, studying the history of this uprising, erroneously came to the conclusion that Rofe ibn Lays, leading the peasant uprisings in Samarkand, rejected Islam and called on the people to fight against the Arabs. Also, in some historical studies, the authors incorrectly believe that the inspiration or reason for the rebellion of Rofe» ibn Lays in Samarkand are the ideas of the «People in white clothes» who rebelled under the leadership of Muqanna in 159 AH. /775-76-169 AH /785-86 in Maverannahr. Based on the analysis of important historical sources of the 9th-14th centuries. The author of the article believes that the Arab governor of Samarkand Rofe» ibn Lays took advantage of the dissatisfaction of the inhabitants of Samarkand with Arab politics, raised a rebellion in order to avoid punishment imposed on him by the Caliph for his misdeeds. The contradictions of historical sources about how the Samarkand uprising ended, confused researchers. Analyzing the situation at the time of this rebellion (the death of Caliph Harun ar-Rashid and the beginning of the struggle for the caliphate between his sons, Muhammad al-Amin and Ma'mun), the author of the article, based on the reports of sources from the 9th century, comes to the conclusion that the uprising of Rofe» ibn Lays ends in peace, since the ruler of Khorasan Ma'mun, who fought against Rofe» ibn Lays in such a difficult situation of the struggle for the caliphate, was interested in the speedy establishment of peace in this territory.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНИЕ 806-810 ГГ. В САМАРКАНДЕ»

-муаррих-историк-historian-

ТАЪРИХИ ВАТАНЙ - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ - NATIONAL HISTORY ♦-♦

УДК - 9 (575)

ВОССТАНИЕ 806-810 гг. В САМАРКАНДЕ1

Хамза КАМОЛ, Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

В начале IX века появились первые признаки упадка Аббасидского халифата. Большинство средневековых историков считают, что халифат при Харуне после свержения Бармакидов стал источником беспорядков и неповиновения. В частности, историк и министр Саманидов Абуали Бал'ами (ум. в марте 974 г.) пишет, что после трагедии семьи Бармакидов Харуна обвинили в том, что мера, предпринятая им по отношению к Бармакидам, «была не от мудрости и не от обычаев царя, что впоследствии вся работа Рашида замутилась и поднялись мятежи и выступали все города, и Рашид не смог защитить страну, и он сожалел о том, что изгнал Бармакидов» [1,1541]. Историк XI века Абусаид Гардизи отмечает, что «когда они (Бармакиды) были уничтожены, беспорядки возникли в делах страны, и некому было их исправить или принять меры, и состояние дохода в государственной казне ухудшалось, и Харун пожалел о том, что натворил, и ничего нельзя было сделать» [7, 163].

Бармакиды были из знатного и благородного рода области Балха, которые благодаря своей проницательности, мастерству, деловитости и заслугам достигли высокого положения в министерстве и управлении провинции халифата. Бармакиды были связаны с халифатом в период правления Омейядов, а затем Халид ибн Бармак, глава династии Бармакидов, присоединился к основателю Аббасидского халифата Абулаббасу Саффаху в борьбе Аббасидов и Омейядов за халифат. Согласно Табари (839-923), Халид ибн Бармак был одним из командующих армией Абумуслима Хорасани в битвах в Хорасане против правителей Омейядов, и сыграл немаловажную роль в свержении Омейядов на этой земле [3, 4034-35]. После падения Омейядского халифата Халид пошел на службу к Абулаббасу Саффаху и занял заслуженное положение в халифате. Когда Абулаббас Саффах казнил своего министра Абусалама, который симпатизировал алавитам, он передал управление министерством Халиду Бармаки. Хотя у Халида Бармаки и не было официального статуса министра, но он отвечал за министерство. Позже Саффах назначил Халида Бармаки главой дивана хираджа, отвечающего за сбор налога с урожая [18, 231]. Халид Бармаки некоторое время был главой дивана расаил (корреспонденции) в халифате, а позже Мансуром Аббаси (754-775) был назначен правителем Персии. Несмотря на клевету и зависть врагов, Мансур Аббаси доверял Халиду и позже назначил его управлять Раем, Табаристаном и Дамавандом. Его сын Яхья был заместителем и преемником отца в Рае. Согласно сообщению Фасехи Хавафи (1375 - ум. после 1441 г.) Халид Бармаки умер в 157 г.х./773-774 г. [18, 252]. Во время халифата Махди (775-786) и Харун ар-Рашида (786-809) сын Халида - Яхья ибн Халид и его сыновья Фазл и Джа'фар занимали высокие посты в халифате. Бал'ами, упоминая Яхью и его детей, пишет: «У Яхьи ибн Халида было четверо сыновей: Фазл, Джа'фар, Муса и Мухаммад. Фазл и Джа'фар были

1 Статья написана в рамках проекта «История таджикского народа (III- начало XX вв), государственный регистрационный номер 0121X11211.

министрами, преемниками своего отца, когда их отец состарился. Иногда Фазл был преемником, а иногда и Джа'фар, как того хотел Рашид. А Мусо и Мухаммад не были министрами, они были эмирами» [1, 1536].

Аббасидский халифат при правлении Харун ар-Рашида процветал и достиг могущества благодаря великому служению Бармакидов. «Бармакиды, - писал Мас'уди (896-956), - укрепили его положение (в халифате)» [6, 372], и по утверждению исторических источников в это время Аббасидским халифатом управляли в основном Бармакиды. В этой связи интересны слова автора анонимного персидского сочинения «Муджамал ат-таварих», которое датировано учеными 1126 г.: «Джа'фар стал министром (174 г.х./790-791 г. [18, 269]), и, тем самым, связал всем руки, и мир управлялся Бармакидами посредством руки, пера и приказов, и дела государства решались при помощи меча и пера» [17, 343].

Харун ар-Рашид, со свойственной ему неблагодарностью, не оценил вклада Бармакидов в прогресс и развитие халифата за 17 лет управления министерством и жестоко обращался с ними. В январе 803 года, отстраняя эту знатную семью от дел халифата, Харун ар-Рашид приказал арестовать всех членов этой династии, конфисковать их имения и убить Джа'фара Бармакида. Авторы исторических источников видят причину смещения Бармакидов в том, что за 17 лет управления министерством Бармакиды взяли на себя ответственность за все дела халифата и стали всемогущими, оставив Харуну только статус халифа, ничего более [9, 44142]. Бал'ами отмечает, что «никто никогда не сможет сказать, что в мире среди царей Аджама и мусульманских халифов кто-то был удостоен такого министерского сана, которого достиг Яхья и члены его семьи при Рашиде» [1, 1536]. Ибн Халдун (1332-1406), подтверждая эти слова, пишет: «Бармакиды оставляли хорошие впечатления во всем, что они делали. Затем их власть расширялась настолько, что они завладели государством Аббасидов и вызывали зависть у своих противников, а враги распространяли клевету и писали доносы на них со всех сторон» [5, 408]. В результате Харун затаил гнев на эту семью, и он не только отстранил их от управления халифатом, но и наихудшим образом обошелся с ними, казнил Джа'фара, посадил Яхью и Фазла в тюрьму, где они скончались после долгих страданий. Средневековый персидский историк Хамдуллах Муставфи Казвини (1281-82-около 1344 или 1350) пишет, что «...после Бармакидов он передал министерства Фазлу ибн Рабе' и этот поступок для Харуна не был благословенным и его работа не стала прочной» [19, 306].

С такими факторами авторы средневековых исторических источников связывают причины беспорядков на территории Аббасидского халифата в начале IX века.

Среди беспорядков, происходивших в халифате в это время, рассматриваются следующие восстания. В 172 г.х./788-789 гг. Идрис, правнук Али, после поражения его восстания в Мекке бежал на крайний запад халифата - Марокко, и образовал на этой земле государство династии Идриситов. Через некоторое время, т.е в 800 г., провинция Африка вышла из-под повиновения Аббасидов, а наместник этой земли Ибрагим ибн Аглаб, имевший в своем управлении много полномочий, стал практически независимым [12, 128]. Среди волнений тех дней было то, что римский царь Никифор нарушил мирный договор с Аббасидами, что привело к войне между арабами и римлянами в 188 г.х//803-804 гг. В 190 г.х//805-806 гг. Сайф хариджит поднял восстание в Айнаннуре. В этом же году народ Кипра разорвал свой договор с Аббасидами. В 191 г. х/806-807 гг. Абунида поднял восстание в

Сирии. В 192 г.х/807-808 гг. вспыхнуло восстание хуррамидов вокруг Талишских гор, которое позже распространилось на весь регион Азербайджана [16, 223].

Самым известным восстанием после свержения Бармакидов на востоке халифата было восстание Рофе' ибн Лайса в Самарканде. Следует отметить, что восточные земли халифата, т.е. Хорасан и Мавераннахр, со времен прихода Аб-басидов к власти были их опорой, но восстание Рофе' ибн Лайса на этой земле представляло угрозу для территориальной целостности халифата.

Самаркандским восстанием в 806 году руководил Рофе' ибн Лайс, который, по словам Ибн Халдуна, был одним из самых известных арабских воинов в Маве-раннахре [5, 417]. Следует сказать, что когда Омейядский халифат пал, Аббасиды не отстранили от дел халифата всех членов их семьи. Среди этих Омейядов был и Рофе' ибн Лайс. Сообщается, что когда в 189 г.х. /804-805 гг. Харун назначил Али ибн Ису ибн Махана правителем Хорасана вместо Мансура ибн Язида ибн Манс-ура Хумайри, он приставил к нему группу военачальников, включая Рофе' ибн Лайса ибн Насра ибн Сайёра, и приказал не отдавать ему управление отдаленными городами Хорасана [9, 436]. Это потому, что Рофе' был одним из внуков Насра ибн Сайёра, одного из последних правителей Омейядов в Хорасане. Али ибн Иса передал управление Самаркандом Рофе' ибн Лайсу. Менее чем через год после назначения Рофе' ибн Лайса наместником в Самарканде, он восстал против Аб-басидов. Харун считал, что восстание Лайса было результатом преднамеренного плана Али ибн Исы [9, 436].

Что побудило арабского военачальника - Рофе' ибн Лайса поднять восстание против халифата? Историки, занимавшиеся этим вопросом, упоминали лишь общие причины возникновения этого мятежа, такие как вымогательство, усиление гнета арабских правителей над народом и увеличение налогов. Однако на мотив этого мятежа, о котором сообщают некоторые исторические источники, не обращали внимания. В данной статье, опираясь на исторические источники, будет предпринята попытка более подробно объяснить причину и мотивацию, а также ход развития восстания Рофе'ибн Лайса в Самарканде.

Персидский историк IX века Динавари (ок. 815-895) причину восстания Рофе' ибн Лайса видит в том, что «когда Али ибн Иса ибн Махан пришел управлять Хорасаном, он плохо себя вел и притеснял арабов, которые жили в Хорасане, и проявлял (в отношение к ним) открытое угнетение» [8, 432].

Гардизи видит причину восстания Рофе' ибн Лайса в том, что правитель Хорасана Али ибн Иса потребовал от него много товаров, а Рофе' ибн Лайс не дал ему ничего, вместо этого подняв восстание [7, 163].

Жители Самарканда, пишет Бал'ами, уставшие от притеснений и угнетений Али ибн Исы и его сторонников, объединили усилия с Рофе' ибн Лайсом и подняли восстание [1, 1544].

По словам Табари, мотивом восстания Рофе' ибн Лайса было следующее: Яхья ибн Аш'ас Тайи, один из арабских вельмож, взял в жены дочь своего дяди Абуну'мана и они некоторое время жили в Самарканде. Яхья вернулся в Багдад, и его возвращение в Самарканд затянулось. Женщина узнала, что у Яхьи в Багдаде есть служанки, которые могут родить ему ребенка, и она искала способ избавиться от него. Табари пишет, что Рофе' ибн Лайс, узнав о намерении этой женщины,

«жадно смотрел на эту женщину и ее имущество», придумал фетва1 и тайно послал к ней своего человека, чтобы сказать ей, о способе избавления от мужа: она должна стать идолопоклонником (многобожником) и в присутствии нескольких праведников показать свои волосы; потом она должна покаяться в своих действиях и таким образом она считается разведенной2 и имеет право выйти замуж за другого. Эта женщина так и сделала, и Рофе' взял ее в жены. Узнав об этом случае, Яхья ибн Аш'ас пожаловался халифу Харун ар-Рашиду. Харун поручил правителю Хорасана Али ибн Исе развести эту женщину, а самого Рофе' ибн Лайса «подвергнуть мучениям и страданиям, посадить на осла и везти по Самарканду в назидание другим» [4, 4690-91].

История этой женщины стала поводом для тюремного заключения Рофе' ибн Лайса Сулайманом ибн Хумайдом Азди, управляющим Али ибн Исы в Самарканде. Однако Рофе' ибн Лайс сумел сбежать из тюрьмы, и, приехав в Балх к Али ибн Исе, попросил его об убежище, но Али не принял и в начале хотел убить его. Однако Али ибн Иса при посредничестве своего сына Исы дал ему приют, и также разрешил Рофе' ибн Лайсу вернуться в Самарканд. Прибыв в Самарканд, Ро-фе' напал на Сулаймана ибн Хумайда Азди и убил его. Али ибн Иса отправил своего сына Ису с воинами против Рофе' но он потерпел поражение. Затем сам Али ибн Иса пошел сражаться с Рофе' ибн Лайсом, и также потерпел поражение. Отправившись в Мерв, Али ибн Иса написал письмо Харуну, сообщив ему о распространении восстания Рофе' ибн Лайса, и попросил помощи. Табари сообщает, что после поражения правителя Хорасана в Самарканде Рофе' был повышен в должности до командующего и ему присягнули на верность. Народ Мавераннах-ра согласился с ним» [4, 4691]. Известный историк Ибн аль Асир (1160-1233) скопировал эту историю в точности от Табари [11, 135].

Восстание, начавшееся в Самарканде, за очень короткое время распространилось в городах и провинциях Мавераннахра. Недовольные вымогательствами и притеснениями наместника Аббасидов в Хорасане Али ибн Исы жители городов и сел Мавераннахра поддержали мятеж Рофе' ибн Лайса. «Рофе'», - пишет Я'куби (ум. в 897 г.), - собрал огромную армию, к нему присоединялись жители из Чача, Ферганы, Худжанда, Усрушаны, Чаганиана, Бухары, Хорезма, Хутала и других городов Балха, Тахаристана, Согда, Мавераннахра, а также тюрки и жители Харлуха и воины Тибета, и получал от них помощь в войне с мусульманским халифом» [9, 450].

Тирания арабских правителей и их марионеток в Мавераннахре и Хорасане достигла такой степени, что вокруг всякого бунтаря и нашумевшего человека люди собирались, и чтобы избавиться от гнета правителей, восстали против них. Почувствовав нездоровую социальную атмосферу и гнев недовольных жителей Самарканда, Рофе' ибн Лайс затеял такую авантюру, чтобы избежать наказания за свои преступления. Следовательно, причины и мотивация Самаркандского восстания 806 г., упомянутые выше и отмеченные авторами исторических источников, имеют под собой реальную основу.

Это обстоятельство также было подтверждено в исторических исследованиях, показавшими, что «восстание Рофе' ибн Лайса поддержали широкие слои населе-

1 Решение, выносимое муфтием, факихом или богословом по какому-либо вопросу исламского шариата.

2 По исламскому шариату, брак считается расторгнутым, если мужчина трижды произносит слово «талак» в присутствии свидетелей.

ния Мавераннахра, недовольные притеснениями и вымогательствами аббасид-ского наместника Хорасана Али ибн Исы» [12, 128].

Однако в других исследованиях, посвященных этой теме, мировоззрение, социальное положение Рофе'ибн Лайса, а также предлог его восстания игнорировались. Эта ситуация особенно ярко проявляется в исследовании Т. Кадыровой «Из истории крестьянских движений в Мавераннахре и Хорасане в VIII - начале IX в» [15]. «Выступление араба, - пишет автор, - занимавшего столь важный пост, против арабов и ислама, принесло ему большую популярность среди народов Хорасана и Мавераннахра». В подтверждение своей точки зрения далее она пишет: «С целью привлечь на свою сторону народные массы покоренного Мавераннахра он выступил также против шариата. Сам он, бросая вызов мусульманам, вступил в брак с женщиной, не разведенной по закону шариата» [15, 139].

Эта точка зрения в корне неверна. Рофе' ибн Лайс был внуком последнего правителя Омейядов в Хорасане Насра ибн Сайяра, правившего этим регионом в 738-748 гг. Арабский фанатизм в период Омейядов разделил исламское общество на два полюса: господин (мавлана) и слуга (мавали). В конце Омейядского халифата эти преимущества и привилегии арабов над неарабами достигли такого уровня, что стали источником страданий и огорчений для широких слоев общества стран, особенно Ирана, Хорасана и Мавераннахра, вступивших в состав исламского халифата. Рофе' ибн Лайс был представителем этого общества. По свидетельству исторических источников, Рофе' ибн Лайс нигде не выступал с антиарабскими, антиисламскими и антишариатскими лозунгами. Как можно представить, чтобы араб будет выступать против расы, религии и шариата своих предков, которые боролись за реализацию ислама в Мавераннахре? Это кажется совершенно нелогичным.

В некоторых исторических исследованиях авторы полагают, что вдохновением или причиной мятежа Рофе' ибн Лайса в Самарканде являются идеи «Людей в белых одеждах - Сапедджомагон» [13, 120, 14, 84], восставших под предводительством Муканны в 159 г.х/775-76-169г.х./785-86 в Мавераннахре [16, 176].

Это мнение не имеет под собой обоснования, поскольку оно нигде не упоминается в исторических источниках, близких к этому событию, таких как «История Я'куби» (Я'куби умер в 897 г.) «История пророков и царей» (Табари: 839-923) и «История Бухары» (Наршахи, 899-959). Муканна» и его последователи проповедовали учение, в основе которого лежали идеи маздакизма. Одной из главных его проповедей был призыв к активной борьбе за устранение неравенства в обществе. Эта проповедь сочеталась с ярко выраженной пропагандой против власти Аб-басидского халифата. «Людей в белых одеждах, - пишет Наршахи, - собралось очень много и мусульмане не могли с ними справиться; халифом в то время был Махди. Он очень огорчился и послал много войска для войны с ним, и наконец, он сам прибыл в Нишабур для усмирения этой смуты. Он был в страхе, ибо существовало опасение, что ислам исчезнет, а вера Муканны распространится по всему миру. Муканна» между тем позвал тюрков и разрешил им кров и имущество мусульман» [2,128]. Арабский наместник Самарканда Рофе' ибн Лайс не мог вдохновляться чуждыми ему религиозными идеями и возглавить антиарабское и антиисламское движение в Мавераннахре.

Как развивались дальше события?

Бал'ами сообщает о том, что Харун ар-Рашид получил письмо от управляющего связи (сохиб ал-барид) Хорасана, где он сообщает о разгроме Али ибн Исы

в Самарканде и его прибытии в Мерв, а также восстании народа Балха, разграблении дома Али ибн Исы и его сына Исы ибн Али жителями Балха, и присвоении их скрытых сокровищ. В продолжении пишет, что Али ибн Иса собрал много войск и сторонников, и его следует осторожно отозвать и дело решить миром, чтобы не поднялось восстание против халифа [1, 1544].

Восстание Рофе' ибн Лайс охватило другие города Мавераннахра и приняло больший размах. Согласно Табари в месяц зулка'да 191 г.х./сентябрь-октябрь 807 г. жители Насафа, узнав о приближении Исы - сына Али ибн Исы, обратились с письмом Рафе' ибн Лайсу, выражая ему свое подчинение, просили помощь. Он отправил в Насаф большой отряд во главе с владетелем Чача, в результате чего Иса ибн Али был окружен и убит [4, 4694].

Табари сообщает, что Харун ар-Рашид после получения информации о положении дел в Хорасане и Мавераннахре решил низложить наместника Хорасана Али ибн Ису. Как ему посоветовали, он должен был сделать это очень осторожно. Поэтому он совершенно секретно назначил Харсаму ибн А'яна наместником Хорасана, выдал ему грамоту, и просил до задержания Али ибн Исы держать это в секрете. Также собственноручно написал оскорбительное письмо Али ибн Исе и передал его через Харсаму. В частности в этом письме написал следующее: «Я назначил Харсаму ибн А'яна (наместником) в Хорасане и приказал ему быть строгим с тобой и твоими детьми, твоими секретерами и твоими слугами.» [4, 4698]

Харсама в 192 г.х./807-808 г. прибыл в Хорасан [10, 3733] и сделал вид, что хочет помочь Али ибн Исе подавить восстание Рофе' ибн Лайса. Харсама ибн А'ян прибыв в Мерв, приказал арестовать Али ибн Ису, конфисковав его имущество и сокровища, которые были захвачены им у жителей Мавераннахра и Хорасана, даже забрал украшения и золото его жен и отправил их Харуну, которые, по мнению Табари, все это занимали место на тысяча пятистах верблюдах [4, 4695]. В продолжение этих слов Табари подчеркивает, что Али ибн Иса со знатью и вельможами безжалостно опустошили и ограбили Хорасан.

Харсама перешел Амударью и попытался подчинить жителей этого региона и подавить мятеж. Не сумев подавить восстание, Харсама сообщил халифу, что восстание в Мавераннахре принимает угрожающие размеры и к восставшим примкнули жители всех городов Мавераннахра и Тохаристана.

Когда новость дошла до Харуна, он решил сам возглавить операцию по подавлению восстания в Мавераннахре и в месяце сафара 193 г.х./ноябрь-декабрь 808 г. прибыл в Гурган. Здесь ему принесли разграбленные сокровища Али ибн Исы, и как было сказано, имущество занимало место на тысяче пятистах верблюдах [4, 4712].

Харун стал подозревать Харсаму ибн А'яна в неискренности, и за 23 дня до своей смерти он отправил своего сына Ма'муна с большой армией в Мерв [4, 4712], и «Ма'мун занялся делами Хорасана и его районов вплоть до Рея, который (Харун) доверил ему» [4, 4750]. Назначение своего сына Ма'муна, мать которого была персиянкой, наместником Хорасана, напугало не только участников восстания, но и даже их противников.

По приезду в Мерв Ма'мун отправил Харсаму с войсками в Мавераннахр. Харсама выступил из Мерва и через Амул направился в Бухару. Восстание в Бухаре возглавил брат Рофе' ибн Лайса - Башир. В начале 809 г. Харсаме все же удалось взять Бухару и захваченного в плен Башира он отправил к Харуну в Тус и

по приказу халифа был казнен [4, 4713, 10, 3739. 3741, 5, 417-419]. Об этом событии Табари пишет, что Башир перед казнью обратился к халифу, чтобы он помиловал его и сказал: «О повелитель правоверных,... может быть, когда Рофе' узнает, что ты сделал мне добро и благодеяние, Бог смягчит его сердце?» [4, 4713]. Ха-рун ар-Рашид рассердился и приказал палачу убить его, а тело расчленить [4, 4713, 10: 3741].

По словам Я'куби, Рофе' ибн Лайс в битве с посланником Харуна, Харсамой ибн А'яном обратился за помощью к Джайгуя Харлухи (вождю карлуков), который принял ислам и «обманул Харсаму, сделав вид, что он с ним на одной стороне, хотя помогал и поддерживал Рофе'. Затем (Джайгуя Харлухи) открыто совершил мятеж, и дела Рофе' благодаря ему пошли вверх» [9: 450]. Рофе' ибн Лайс одержал победу над армией Харсамы ибн А'яна под Самаркандом. К этим словам Табари добавляет, что после ухода тюрок (карлуков) Рофе' ослабел [4, 4750].

Аббасидский халиф Харун ар-Рашид заболел, когда прибыл в Гурган, и в таком больном состоянии переехал в Тус. Он умер третьего числа месяца джумадиу-л-ахир 193 г.х./24 марта 809 г. в деревне Санобод в Тусе, где и был похоронен [4: 4717, 18: 289].

Табари, Я'куби, Наршахи и Ибн Халдун выдвинули три варианта окончания восстания Рофе' ибн Лайса миром, не противоречащих друг другу. Согласно Табари «.когда Рофе' ибн Лайс узнал о добрых делах и поступках Ма'муна по отношению к людям своей провинции, (а также может быть известие о смерти Ха-рун ар-Рашида, который наказал бы его, будь он жив), он послал за ним человека и просил защиты (безопасности) для себя... Пришел Рофе' и присоединился к Ма'муну, он (Ма'мун) уважал его» [4, 4752]. Табари связывает это событие с событиями 194 г.х./810 г.

Что касается желания Рофе' ибн Лайса о заключении мира, Я'куби пишет, что Харсама сузил поле битвы для Рофе» ибн Лайса до такой степени, что «Ро-фе'» стал беспомощным и умолял о пощаде». Харсама пощадил его, и Рофе' пришел к нему со своими детьми, семьей и имуществом, и это было в месяце мухар-рам 194 г.х. (октябрь-ноябрь 809 года) [9, 450].

Наршахи о мирном окончании восстания Лайса пишет следующее: «Когда Рофе' ибн Лайс восстал против Харун-ар-Рашида и взял Самарканд, Харун-ар-Рашид отправил Харсаму ибн А'яна на войну против него. Рофе' укрепил Самарканд. Харсама не мог с ним справиться. По причине этого события Ма'мун с Ха-рун-ар-Рашидом прибыли в Хорасан. Харун-ар-Рашид был очень озабочен этим делом. Ма'мун написал письмо к сыновьям Асада (Саманида) и приказал, чтобы они помогли Харсаме в борьбе с Рофе». И (сыновья Асада) побудили Рофе' заключить с Харсамой мир и посредством брака установили между ними родственные отношения, так что Харун-ар-Рашид освободился от этой заботы. Существовала опасность, что Рофе' овладеет всем Хорасаном, поэтому Ма'мун высоко ценил эту услугу» [2, 141].

Ибн Халдун видит причину победы Харсамы в том, что группа военачальников армии Рофе' отделилась от него и присоединилась к Харсаме. Кроме того, по словам Ибн Халдуна, тюрки (как упоминалось выше, Я'куби называет их харлу-хами), пришедшие на помощь Рофе', вернулись, и дело Рофе' ослабло, и он «как только узнал о хорошем поведении Ма'муна, пришел к Ма'муну и попросил пощады. Ма'мун пощадил его» [5, 423].

Гардизи вкратце отражая этот вопрос, придерживается двух противоречивых

взглядов. Автор считает, что Харсама, по приказу Ма'муна (после того, как начались разногласия Ма'муна с братом Мухаммадом Амином за халифат), перед отъездом из Самарканда послал гонца, чтобы помириться с Рофе' ибн Лайсом [7, 167]. Однако в другом месте пишет: «Харсама осадил Рофе' ибн Лайса в Самарканде и (Харсаме пришлось) много сражаться, пока не завоевал Самарканд и убил Рофе' [7, 293].

Ибн ал-Асир полагает, что Харсама победил Рофе' в битвах под Самаркандом, и сообщает, что после захвата Самарканда Харсамой Рофе' будет убит: «В этом году (807 г. н.э.) Харсама достиг Хорасана и осадил Рофе' ибн Лайса в Самарканде и поставил его в затруднительное положение. Осада Самарканда Харсамой была настолько продолжительной, что с трудом завершил ее. Он без колебаний убил Рофе' ибн Лайса и группу его родственников. Рофе' был убит в 195г.х/ 810 г.» [10, 3736-37].

Но позже Ибн ал-Асир вернется к этому вопросу и вопреки тому, что сказал выше, отмечает: «Когда сообщение о хорошем поведении Ма'муна дошло до Рофе' ибн Лайса, он попросил Ма'муна о пощаде, и Ма'мун согласился. Он пришел ко двору Ма'муна. Харсама с Тахиром ибн Хусейном (основатель Тахиридского государства) некоторое время останутся в Самарканде» [10, 3757].

Эти два сведения Ибн Асира, по существу противоречащие друг другу, стали причиной того, что исследователи без сравнительного анализа, опираясь на первое сообщение автора, ошибались в своих выводах. В том числе исследователь истории восстаний в Мавераннахре VIII-начала IX вв. Т. Кадырова, учитывая первое сообщение Ибн Асира об итогах восстания Рофе' ибн Лайса, пишет следующее: «.восстание было окончательно подавлено в 810 г. В этом же году были убиты Рофе' ибн Лайс и другие активные участники восстания» [15, 145].

Таким образом, анализируя и сопоставляя сообщения исторических источников, связанных с восстанием 806-810 гг. в Самарканде, можно прийти к выводу, что Рофе' ибн Лайс воспользовался сложившейся ситуацией в халифате смог добиться помилования правителя Хорасана Ма'муна. После смерти Харун ар-Рашида халифат стал центром борьбы за власть. Как известно, при жизни Харун провозгласил своего младшего сына Мухаммада ал-Амина, а после него Абдул-лаха ал-Ма'муна, а затем Касима наследниками аббасидского халифата, взяв с придворных и других членов династии Аббасидов клятву на верность. Согласно завещанию Харуна, после унаследования халифата Мухаммадом ал-Амином, Ма'мун должен был получить больше полномочий и назначен правителем Хорасана и Рая, и Мухаммад ал-Амин не имел права вмешиваться в его дела. Однако он под влиянием своего министра Фазла ибн Рабе', который непосредственно участвовал в устранении Бармакидов от халифата и был враждебен к Ма'муну, начал действовать против завещания отца, объявив своего сына Мусу наследником халифата, и, по словам Гардизи, лишил Ма'муна имущества отца.

Таким образом, оказавшись в трудной ситуации, принимая во внимание эту реальность и начавшуюся борьбу за халифат, Ма'мун решил предложить мир лидеру мавераннахрских повстанцев Рофе' ибни Лайсу и дал указание Харсаме заключить мир с ним. Этим действием Ма'мун усмирил Хорасан и Мавераннахр, которые считал своей опорой для борьбы за халифат.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абуали Мухаммад ибн Мухаммад Бал'ами. Та'рихи Табари (История Табари). Т. 2. Тегеран,

1368 г. ш. -С. 818-1632.

2.Абубакр Мухаммад ибн Джа'фар Наршахи Та'рихи Бухоро (История Бухары). Критический текст. Составители Г. Гоибов, К.Олимов, Н Амиршохи. -Душанбе, 2012. -736 с.

3.Абуджа'фар Мухаммад Джарир-и Табари. Та'риху-р-русули ва-л-мулук (История пророков и царей). Книга 6. Перевод с арабского на персидский А. Поянда. Под к печати Н. Амиршохи. -Душанбе, 2014. -712 с.

4.Абуджа'фар Мухаммад Джари-и Табари. Таъриху-р-русули ва-л-мулук. Книга 7. Под. к печати Н. Амиршохи. Душанбе, 2014.-726 с.

5.Абузайд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Халдун. Ал-ибар таърихи ибни Халдун (Аль-ибар история Ибн Халдуна). Т.2. Перевод с арабского на персидский А. Ояти. 2-ое издание. Тегеран, 1383 г. ш. -966 с.

6.Абулхасан Али ибн аль-Хусейн аль-Мас'уди. Мурудж аз-захаб ва ма'адин ал-джавахир (Золотые копи и россыпи самоцветов). -Т. 2. -Тегеран, 1357 г. ш. -772 с.

7.Абуса'ид Абдулхай ибн ал-Заххок ибн Махмуд Гардези. Зайн ал-ахбор (Украшение известий). Под. к печати А. Хабиби. -Тегеран, 1963. -665 с.

8.Абуханифа Ахмад ибн Давуд ад-Динавари. Ахбар ат-тивал (Книга длинных преданий). Перевод с арабского на персидский М. Дамгани. 4-ое издание. -Тегеран, 1383 г. ш. -448 с.

9.Ибн Возех Я'куби. Та'рихи Я'куби (История Я'куби). -Т.2. Перевод с арабского на персидский М. Ояти. Тегеран, 1382 г. ш. -644 с.

10.Иззуддин ибн Асир. Та'рих-и комил (Полный свод истории). -Т.8. Перевод с арабского на персидский Х. Рухани и Х. Ожир. -Тегеран, 1380 г.ш. С.3355-3776.

11.Иззуддин ибн Асир. Та'рих-и комил (Полный свод истории). Т. 16. Перевод с арабского на фарси: А. Халили, А. Холат. -Тегеран, 1371 г.ш. -327 с.

12.История Востока. Т.2. Восток в средние века. Ответственные редакторы: Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. -Москва: Восточная литература РАН. 2000. -716 с.

13.История таджикского народа. Т.Н. Книга первая. Возникновение и развитие феодального строя (VI-XVI вв.). Под редакцией Б. Г. Гафурова, А. М. Беленицкого. -Москва: Наука, 1964. -492 с.

14.История таджикского народа. -Т.Н. Эпоха формирования таджикского народа. Под редакцией академика Н. Н. Негматова. -Душанбе, 1999. -790 с.

15.Кадырова Т. Из истории крестьянских восстаний в Мавераннахре и Хорасане в VIII - начале IX в. Ташкент: Наука 1965. -239 с.

16.Камол Х. Авомили ба сари хокимият омадани Сомониён (Факторы прихода к власти Сама-нидов). -Душанбе: Дониш, 2022.-324 с.

17.Муджмал ат-таварих ва-л-кисас (Свод историй и повествований). Под. к печати М. Бахар. Тегеран. 1318 г.ш. -537 с

18.Фасехи Хавафи. Муджмал-и Фасехи (Фасихов свод). Т.1. Введение и примечания С. Насрободи. -Тегеран, 1386. -436 с.

19.Хамдуллах Муставфи Казвини. Та'рих-и гузида (Избранная история) Под. к печати А. Наваи. 3-е издание. -Тегеран, 1364 г.ш. -816 с.

ВОССТАНИЕ 806 - 810 гг. В САМАРКАНДЕ

Арабское завоевание внесло огромные изменения в политическую, экономическую и социальную жизнь народов Мавераннахра и Хорасана. Несмотря на то, что до прихода к власти Аббасидов (750 г.) этот регион находился в подчинении арабского халифата, восстания народа этого региона против арабских захватчиков не прекращались. Во второй половине VIII - начале IX вв. антиарабские настроения в Хорасане и Мавераннахре, особенно усилились после убийства Абумуслима Хо-расани (755 г.) халифом Джа'фаром Мансуром.

В 806-810 гг. в Мавераннахре вспыхнуло восстание, во главе которого стоял арабский наместник Самарканда Рофе' ибн Лайс. Некоторые исследователи, изучая историю этого восстания, ошибочно пришли к выводу, что Рофе' ибн Лайс, возглавляя крестьянские восстания в Самарканде, отвергал ислам и призывал народ к борьбе против арабов. Также в некоторых исторических исследованиях авторы неверно полагают, что вдохновением или причиной мятежа Рофе' ибн Лайса в Самарканде являются идеи «Людей в белых одеждах» восставших под предводительством Муканны в 159 г.х. /775-76-169 г.х. /785-86 в Мавераннахре. На основе анализа важных исторических источников IX - XIV вв. автор статьи считает, что арабский наместник Самарканда Рофе'ибн Лайс воспользовался недовольством жителей Самарканда арабской политикой, поднял мятеж, чтобы избежать наказания, наложенного на него халифом за его проступки.

Противоречия исторических источников о том, чем закончилось Самаркандское восстание,

-муаррих-историк-historian-

сбили исследователей с толку. Анализируя ситуацию на момент этого мятежа (смерти халифа Хару-на ар-Рашида и начала борьбы за халифат между его сыновьями - Мухаммадом аль-Амином и Ма'муном), автор статьи на основе сообщения источников IX века приходит к выводу, что восстание Рофе' ибн Лайса заканчивается миром, так как правитель Хорасана Ма'мун, который воевал против Рофе' ибн Лайса в такой тяжелой ситуации борьбы за халифат был заинтересован в скорейшем установлении мира на этой территории.

Ключевые слова: восстание Самарканда, Мавераннахр, Хорасан, Мерв, Амул, Бухара, Али ибн Иса, Рафе' ибн Лайс, Омейяды, Аббасиды, Харуна ар-Рашид, Муканна», Харсама ибн А'ян, Джайгуя Харлухи.

ШУРИШИ СОЛХ,ОИ 806 - 810 ДАР САМАРКАНД

Тасхири аъроб тадаввулоти азиме дар зиндагии сиёсй, иктисодй ва ичтимоии мардумони Мо-вароуннадру Хуросон ба вучуд овард. Бо вучуди ин ки кабл аз руйи кор омадани Аббосиён (750) ин минтака тобеи дастгоди хилофати араб буд, киёмдои мардуми ин минтака алайди мудочимони араб мутаваккиф нашуд. Дар нимаи дуюми садаи VIII ва авоили садаи IX рудияи зиддиарабй дар Хуросон ва Мовароуннадр, ба вижа пас аз катли Абумуслими Хуросонй (755) ба дастури халифа Чдъфа-ри Мансур ташдид ёфт.

Дар солдои 806-810 дар Мовароуннадр турите ба радбарии Рофеъ ибни Лайс, ноибуссалта-нати араби Самарканд даргирифт. Бархе аз мудаккикон бо тадкики таърихчаи ин киём иштибодан ба ин натича расидаанд, ки Рофеъ ибни Лайс ба дангоми родбарии киёми дедконон дар Самарканд, исломро рад карда, мардумро ба мубориза бо арабон фаро мехонд. Хдмчунин дар бархе аз тадкикоти таърихй муаллифон ба нодурустй мепиндоранд, ки илдом ё далели киёми Рофеъ ибни Лайс дар Самарканд акоиди сафедчомагон аст, ки ба радбарии Муканнаъ дар солдои 159-169 д.к./775-76-785-86 дар Мовароуннадр киём карда буданд. Бар асоси тадлили манобеи мудимми таърихии садаи IX илло XIV нависандаи ин макола ба ин бовар аст, ки Рофеъ ибни Лайс, ноибус-салтанати Самарканд бо суйистифода аз норизоиятии сокинони Самарканд аз сиёсати арабдо даст ба шуриш зад, то аз мучозоте, ки халифа ба хотири аъмоли ношоистааш бар у раво дида буд, чилав-гирй кунад.

Танокуз дар манобеи таърихй дар мавриди чигунагии поёни киёми Самарканд мудаккиконро дучори сардаргумй кардааст. Нависандаи макола бо тадлили авзои замони ин шуриш (марги халифа Х,орунуррашид ва огози мубориза барои хилофат байни писаронаш Мудаммад Амин ва Маъмун), бар асоси гузоришдои манобеи садаи нудум ба ин натича мерасад, ки киёми Рофеъ ибни Лайс бо сулд хотима меёбад, зеро докими Хуросон Маъмун, ки бо Рофеъ ибни Лайс мечангид, дар чунин шароити сахти мубориза барои хилофат алокаманд ба баркарории дар чи зудтари сулд дар ин сарзамин буд.

Калидвожадо: шуриши Самарканд, Мовароуннадр, Хуросон, Марв, Омул, Бухоро, Алй ибни Исо, Рафеъ ибни Лайс, Умавидо, Аббосиён, ^орунуррашид, Муканнаъ, Харсама ибни Аъён, Цайгуяи Харлухй.

REBELLION 806-810 IN SAMARKAND

The Arab conquest brought enormous changes to the political, economic and social life of the peoples of Maverannahr and Khorasan. Despite the fact that before the coming to power of the Abbasids (750) this region was subordinate to the caliphate, the uprisings of the people of this region against the Arab invaders did not stop. In the second half of the 8th - early 9th centuries. anti-Arab sentiments in Khorasan and Maverannahr especially intensified after the assassination of Abumuslim Khorasani (755) by Caliph Jafar Mansur.

In 806-810. in Maverannahr, an uprising broke out, led by the Arab governor of Samarkand, Rofe» ibn Lays. Some researchers, studying the history of this uprising, erroneously came to the conclusion that Rofe ibn Lays, leading the peasant uprisings in Samarkand, rejected Islam and called on the people to fight against the Arabs. Also, in some historical studies, the authors incorrectly believe that the inspiration or reason for the rebellion of Rofe» ibn Lays in Samarkand are the ideas of the «People in white clothes» who rebelled under the leadership of Muqanna in 159 AH. /775-76-169 AH /785-86 in Maverannahr. Based on the analysis of important historical sources of the 9th-14th centuries. The author of the article believes that the Arab governor of Samarkand Rofe» ibn Lays took advantage of the dissatisfaction of the inhabitants of Samarkand with Arab politics, raised a rebellion in order to avoid punishment imposed on him by the Caliph for his misdeeds.

The contradictions of historical sources about how the Samarkand uprising ended, confused researchers. Analyzing the situation at the time of this rebellion (the death of Caliph Harun ar-Rashid and

-муаррих-историк-historian-

the beginning of the struggle for the caliphate between his sons, Muhammad al-Amin and Ma'mun), the author of the article, based on the reports of sources from the 9th century, comes to the conclusion that the uprising of Rofe» ibn Lays ends in peace, since the ruler of Khorasan Ma'mun, who fought against Rofe» ibn Lays in such a difficult situation of the struggle for the caliphate, was interested in the speedy establishment of peace in this territory.

Key words: uprising of Samarkand, Maverannahr, Khorasan, Merv, Amul, Bukhara, Ali ibn Isa, Rafe» ibn Lays, Umayyads, Abbasids, Harun al-Rashid, Muqanna», Harsama ibn A'yan, Jaiguya Khar-luhi.

Сведения об авторе: Хамза Камол (Камолов Хамзахон Шарифович) - Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониш НАНТ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом древней, средневековой и новой истории. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33. E-mail: hamza_Kamol@mail.ru

About the author: Khamzakhon Sharifovich Kamolov - A.Donish Institute of History, Archeology and Ethnography NAST, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Ancient, Medieval and Modern History. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 33. Email: hamza_Kamol@mail.ru ♦---♦

УДК - 9 (575)

НА^ШИ РАШИДУДДИН ФАЗЛУЛЛОХ ДАР УМУРИ ИДОРИИ ДАВЛАТИ ЭЛХОНИХО1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абдукавдор САИДОВ,

Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш

Фазлуллох Абулхайр Рашидуддини Хдмадонй такрибан соли 1247 дар Хамадон таваллуд ёфтааст. Падари у Имодуддавла ва бобояш Муваффаку-д-давла табиб буданд. Рашидуддин дар Хамадон тахсил намуда, илмхои мухталифи замонро аз худ кард, якчанд забонхоро медонист ва ба касби падару бобояш табибй низ рагбати зиёд дошт. Замони дар сари кудрат будани хокими элхонй Абоко (1265-1282) Рашидуддин дар дарбори у хизмат намуда, дар дарбори Элхониён хамчун табиб шухрат касб намуда, лакаби табибиро сохиб гашт. Баробари касби табибй у ба умури давлатдорй низ таваччух дошт.

Дар солхои аввали хукмронии Гозонхон (1295 - 1304) Рашидуддин Фазлуллох ба дарбор илова ба табиб будан, баъдан ноиби вазири девон таъйин шуд, ки кор-хои мухимми давлатй ба ухдаи у вогузор мегардид. Баъдтар мансаби сохибде-вониро сохиб гашт [10,1299-1300] ва дар замони салтанати Улчойту (1304 -1316) ва Абусаъид (1316-1335) низ Рашидуддин вазорати онхоро идора мекард.

Рашидуддин дар хаёти сиёсй, иктисодй-ичтимой ва фархангии давлати Элхонихо накши багоят бузург бозидааст.

Замони хукмронии Элхонихо мугулони чагатой борхо ба худуди онхо хучум-хои горатгарона намуда, амволи мардумро тороч ва суми аспхояшон заминхои киштро хароб мекарданд. Илова бар он ахолии кишвар аз чониби худи мугулхои элхонй ва амирони онхо бо андозхои бенизом ва пардохтхои берахмона мавриди истисмор карор мегирифтанд. Ин корхо билохира ба таназзули иктисодиёт, харобшавии сохаи кишоварзй ва вайронии низоми обёрии мамлакат, кашшокии мардум ва харобии шахру рустохо сабаб шуд.

Хангоми вазорати Гозонхон ва Улчойту Рашиддуддин чахд намуд, ки аз

1 Мацола дар асоси лощаи «Таърихи халки точик (асрхои III - аввали асри XX), разами кайди давлатй 0121TJ1211 навишта шудааст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.