Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ БАРМАКИДОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ БАРМАКИДОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОРИКИ И ОРИЕНТАЛИСТЫ / БАРМАКИДЫ / АББАСИДЫ / ЯХЬЯ БАРМАКИ / ХОРУН АР-РАШИД / А. МЮЛЛЕР / Л. БУВИ / Д. СУРДЕЛ / П. КРОУН / ДЖ. С. МЕЙСАМИ / Э. БОСУОРТ / К. Т. БЛАДЕЛ / Э. ВАСЬЕР / Ч. Ф. РОБИНСОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ниязова Азиза Уктамовна

В данной статье автор попытался осветить вопросы истории Бармакидов, на которые обращали внимание и европейские исследователи. Изучение истории династии Бармакидов в Европе и в целом на Западе началось в конце XIX века и продолжалось в течение всего XX века. Европейские историки и ориенталисты больше всего сосредоточили свое внимание на такие вопросы, как происхождение и описание жизни Бармакидов, храм Навбахар и его религиозную принадлежность; Бармакиды - хранители Навбахара; события оккупации Балха арабами в 20-х годах VIII в. и разрушение храма Навбахар; принятие ислама Бармакидами; присоединение Бармакидов к фронту сопротивления Аббасидов против Омейядов; восхождение Яхья Бармаки на высший пост халифата - вазарат; усиление влияния Бармакидов на территории халифата; причины гнева Харуна по отношению к Бармакидам; убийство Джа’фара Бармаки и заключение в тюрьму других представителей Бармакидов и угасание сияющей звезды этой династии. Подводя итоги научных исследований европейских ученых о Бармакидах, автор констатирует, что причина опалы Бармакидов прежде всего носила политический характер. Аббасидского халифа Харун ар-Рашида стала одолевать зависть почетному положению Бармакидов в халифате, возможно, считавшего, что в течение 17 лет он уступил им слишком много власти. Враги Бармакидов настроили против них Харун ар-Рашида, и вызвали у него такую вражду к ним, что аббасидский халиф доставил много проблем представителям бармакидского рода - он игнорировал их добрые дела, завладел их богатством, бросал их в тюрьмы и этим постыдным и бесчеловечным поступком записал свое имя в историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF THE HISTORY BARMAKIDS IN EUROPEAN HISTORIOGRAPHY

In this article, the author tried to highlight the issues of the history of the Barmakids, which European researchers also paid attention to. The study of the history of the Barmakids dynasty in Europe and in the West as a whole began at the end of the 19th century and continued throughout the 20th century. European historians and Orientalists have focused most of their attention on such issues as the origin and description of the life of the Barmakids, the Navbahar temple and its religious affiliation; Barmakids - guardians of Navbahar; the events of the occupation of Balkh by the Arabs in the 20s of the VIII century. and the destruction of the Navbahar temple; adoption of Islam by the Barmakids; joining the Barmakids to the Abbasid resistance front against the Umayyads; the ascent of Yahya Barmaki to the highest post of the caliphate - vazarat; strengthening the influence of the Barmakids on the territory of the Caliphate; reasons for Harun's anger towards the Barmakids; the assassination of Ja'far Barmaki and the imprisonment of other representatives of the Barmakid and the fading of the shining star of this dynasty. Summing up the scientific research of European scientists on the Barmakids, the author states that the reason for the disgrace of the Barmakids was primarily of a political nature. The Abbasid caliph Harun al-Rashid became jealous of the honorable position of the Barmakids in the caliphate, perhaps believing that for 17 years he had ceded too much power to them. The enemies of the Barmakids set Harun al-Rashid against them, and caused him such enmity towards them that the Abbasid caliph brought many problems to the representatives of the Barmakid family - he ignored their good deeds, took their wealth, threw them into prisons and wrote down this shameful and inhuman act your name in history.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ БАРМАКИДОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

♦-♦

УДК - 90 (4)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ БАРМАКИДОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ1

НИЯЗОВА А. У., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

Изучение истории династии Бармакидов в Европе и в целом на Западе началось в конце XIX века и продолжилось в XX в. Работы по истории этой династии, написанные европейскими исследователями, имеют большое научное значение.

Европейские историки и ориенталисты, изучавшие историю арабского халифата во второй половине VШ-начале IX вв, больше всего сосредоточили свое внимание на истории иранской династии Бармакидов, занимавшей аббасидское министерство в течение 17 лет и, сыгравшей важную роль в развитии халифата того времени. Исследователей больше интересовали вопросы происхождения и жизнеописания Бармакидов, место и значение храма Навбахар и его религиозная принадлежность; Бармакиды -хранители Навбахара; политические события: оккупация Балха арабами в 20-х годах VIII в.; принятие ислама Бармакидами; присоединение Бармакидов к фронту сопротивления Аббасидов против Омейядов; восхождение Яхья Бармаки на высший пост халифата - вазарат; усиление влияния Бармакидов на территории халифата; причины немилости Харуна к Бармакидам; убийство Джа'фара Бармаки и заключение в тюрьму других представителей Бармакидов.

Вышеназванные вопросы рассматривались в трудах немецкого ориенталиста А. Мюллера (1848-1892) [23, 163-171], французского востоковеда Люсьена Буви Bouvat -1872-1942) [15, 5-23], французского историка и востоковеда Доминика Сурдела Sourdel - 1921-2014)[5, 1033-1036; 6, 127-181], американского историка и специалиста по ранней истории ислама

1.Статья написана на основе проекта «История таджикского народа (III век - начало XX века) государственный регистрационный номер 0121ТЛ211.

Патрисии Кроун (Patricia Crone - 1945-2015) [17, 176-177], Мейсами Джули Скотт (Meisami Julie Scott) [12, 252-277], британского востоковеда Клиффорда Эдмунда Босуорта (C.E. Bosworth-1928-2015) [3, 268-282], профессора ближневосточных языков и цивилизаций Йельского университета США Кевина Томаса ван Бладела (K. Bladel) [14, 43-88; 13, 32-38], французского историка Этьена де ла Васьера (E.Vaissiere) [8, 517-533], американского историка Чейза Ф. Робинсона (C.F. Robinson) [4, 23-30], и др. Эти исследования содержат обширную библиографию арабских и персидских исторических сочинений и научной литературы, посвященной Барма-кидам.

Некоторые работы о Бармакидах, их восхождении на трон и падении носят повествовательный и литературный характер [12, 252-277]. Другие статьи проливают свет на происхождение и расцвет Бармакидов в их культурную эпоху [3, 268-282; 14, 43-88; 8, 517-533].

Большая часть информации о Бармакидах европейские историки и ориенталисты получили из утраченной работы «Ахбар аль-Барамика ва-фадаилухум» («История и добродетели Бармакидов») Абухафса Умара ибн аль-Азрак аль-Кирмани (185 г.х./800), известной по многим отрывкам, приведенным более поздними авторами, которого цитирует Табари (ум. 310/923) в качестве источника о правлении халифов аль-Хади (169-170 г.х./785-6) и ар-Рашида (170-193 г.х./786-809). «Ахбар аль-Барамика» была написана примерно в 187 г.х./802-803 г.[4, 23-30] Существенные фрагменты этого трактата сохранились также в трудах Ибн аль-Факиха (написана около 289 г.х./901-902), Якута (ум. 626 г.х./1229) и Ибн аль-Адима (ум. 660 г.х./ 1262).

Одной из особенностей вышеназванного источника является информация, касающаяся происхождения семьи Бармакидов в Балхе [13, 33]. Это дало возможность рассматривать вопрос генеалогии Бармакидов, этимологии слова «бармак» и историю династии Бармакидов в целом. Исследование показало, что имя Бармак, -пишет Д.Сурдель, -традиционно носимое предком семьи, было не прозвищем, а словом, обозначающим должность наследственного верховного жреца храма Навбахар. Это толкование подтверждается принятой в настоящее время этимологией, согласно которой слово на санскрите обозначает «parmak» - «высший, главный» [5, 1033].

Кевин ван Бладел изучив широкий круг исторических источников и научной литературы, также приходит к выводу, что слово «бармак» происходит от санскритского «pramukha» (вождь), используемого в современном хотанском (среднеиранский язык, бассейна Тарима) и Тибетском для смотрителей монастырей [14, 68-69].

Согласно Х. Керну [9, 434; 10, 543], за которым следуют Э. Сакау [7, XXXI.] и Э. Вайсьер [8, 529-533], слово «бармак» происходит от слова «парамака» (высший), прилагательное, засвидетельствованное в ведическом и классическом санскрите, но, похоже, ни на буддийский санскрит, ни в качестве официального названия.

По мнению британского профессора школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Николаса Симс Уильямса в этот период, как и задолго до этого, жители Балха и прилегающей к нему областей Тахаристана отличались от жителей остального Ирана и других соседних регионов, таких как Согд. Тахаристан находился за пределами персидской империи Сасанидов почти три столетия и управлялся многочисленными местными правителями, эфталитами, а затем тюркскими повелителями [16, 225-242; 18, 162-167]. Н.С. Уильямс делает вывод, что Бармакиды не были персами [16, 225-242].

Установлено, что в это время у народа Тахаристана был свой собственный язык, известный сегодня как бактрийский относящийся к восточно-иранской группе языков, со своей собственной письменностью и несколько отличающейся материальной культурой [2, 35-66; 1; 14, 43-88].

Однако признание персов и бактрийцев чуждыми друг другу - спорный вопрос. Следует сказать, что персы, бактрийцы, согдийцы и хорезмийцы имели праарийской общности, а их языки в ходе эволюции образовали единый персидско-таджикский язык.

Исследователи особо выделяют вопрос изучения сведений о религии жителей Тахаристана, особенно Балха. Считают, что буддизм был религией большинства [2, 35-66; 14, 43-88]. Для этого также рассматривают смысловое значение названия храма «Навбахар». Храм Навбахар расположенный в 1,6 км от Балха, был буддийским храмом. Слово «Навбахар», также происходит от санскрита «Nava-vihara» - «Новый монастырь» и напоминает название знаменитого буддийского монастыря в Балхе [5, 1033].

Вопросы религиозной принадлежности храма Навбахар стали предметом анализа французского историка Э.Васьера. В своем исследовании он подчеркивает, что весь регион Балх был «монашеским княжеством», подчиненным тюркским правителям, но управляемым представителями дома Бармакидов. Храм Навбахар являлся важным буддийским монастырем, обладающий большим богатством и обширной собственностью. Если монастырь в Балхе действительно был так богат, мы можем считать это меньшим преувеличением сообщения Абухафса аль-Кирмани о том, что цари издалека, которые исповедовали эту религию (т.е. буддизм) и совершали паломничество в Навбахар, целовали руку Бармака. Это ставило Бармакидов выше, чем обычные монастырские настоятели. Хранитель Навбахара контролировал практически весь оазис Балх (и оазис Руван к востоку от него) до прихода ислама в регион, и предполагает, что сообщения источников о количестве земли, принадлежащей Навбахар, близко к истине [8, 519-520].

Важные вопросы истории династии Бармакидов, которые нашли свое отражения в исследованиях европейских ученых, были вопросы, связанные с нашествием арабов в Хорасан, завоевание Балха и разрушение храма

Навбахар арабами и определения причины возвышения и падения Бармакидов в Аббасидском халифате.

Арабские завоевательные кампании по всему Великому Хорасану были затяжными. В конце VII - начале VIII вв. арабы совершили серии набегов на Тахаристан и арабское завоевание Тахаристана было завершено во время правления Омейяда Хишама ибн Абдулмалика (105-125 г.х./723-724-742-743). Город Балх был занят крупным арабским гарнизоном в 107 г.х./725-726 г. Храм Навбахар с его буддийской ступой высотой около пятидесяти метров был разрушен во время арабских нашествий, но оставался выдающейся достопримечательностью по крайней мере до четвертого века хиджри / десятого века [20, 108].

Кевин ван Бладел отмечает, что в это же время последним обладателем титула «Бармак» был человек из рода Бармакидов, получивший образование в области изучения санскрита, включая медицину и астрологию в Кашмире. Этого Бармака привезли вместе с другими хорасанскими заложниками и, по крайней мере, одного из его сыновей, ко двору Хишама в Русафе, в Сирии [14, 69-73].

Историческая наука располагает многочисленными историческими источниками периода халифата Аббасидов, изучение которых имеет большое научное значение в освещении жизни и деятельности видных представителей династии Бармакидов. Изучая некоторые из этих источников, европейские ученые обращают внимание на жизнь и деятельность выдающихся представителей династии Бармакидов исламского периода и их вклад в развитие Аббасидского халифата.

Рассмотрев начало деятельности Бармакидов в начале распространения ислама, ученые пришли к следующему выводу, что Бармак, который основал династию Бармакидов в периоде воцарения ислама в Хорасане, принял ислам как мавла (клиент)1, как и его сын, юноша, Халид ибн Бармак, который стал близким другом сына халифа Хишама, Масламы и свободно говорил по-арабски [3, 274; 14, 72]. В конце концов, Бармак и Халид вернулись в Хорасан. Дальнейшая карьера Бармака практически неизвестна; сообщается, что он руководил восстановлением Балха в 107 г.х./725-726 г. по приказу правителя Хорасана Асада ибн Абдаллаха (ум. 120 г.х./737-738), но впоследствии он исчез из исторических записей. Можно предположить, что он прожил свою жизнь на земле, которой управлял [13, 34].

По мнению Д. Сурделя Бармак, отец Халида, который согласно преда--ниям обладал медицинскими знаниями и лечил, среди прочих пациентов, омейядского принца Масламу ибн Абд аль-Малика, является фигурой, известной нам по информации, которая в значительной степени легендарна

1.В истории халифата это слово обычно применялось к людям, которые не принадлежали к той же расе, что и арабы, и принимались в качестве клиента некоторыми арабскими племенами или отдельными лицами.

[5, 1033]. «Как бы то ни было, его сыновья уехали из Хорасана в Ирак, где они поселились в Басре и там стали клиентами (мавла) племени Азд. Там Халид, по-видимому, был первым обращенным, за ним последовали его братья Сулайман и Хасан» [5, 1033].

Д. Сурдель анализируя сообщение Табари, Джахшияри, Мас'уди, Якута, и Ибн Халликана о Халиде ибн Бармаке пишет, что практически ничего не известно о деятельности Халида до того момента, когда он появился, ближе к концу периода Омейядов, в рядах хашимитского движения [5, 1034]. Согласно Е. Босуорта назревающая революция 40-х годов VIII в. в арабском халифате, вероятно, казалась Халиду ибн Бармаку путем, с помощью которого можно было бы восстановить состояние семьи [3, 274, 280].

«Халиду, -пишет Д. Сурдель, -было поручено распределение добычи в армии Кахтаба. Вскоре после этого халиф ас-Саффах доверил ему управление делами армии и земельного налога (аль-джунд валь харадж) и он играл роль визира. Находясь на личной службе у халифа, Халид имел честь видеть, как жена ас-Саффаха кормила грудью его собственную дочь, в то время как его собственная жена была приемной матерью дочери его государя. При аль-Мансуре Халид продолжал играть важную роль, однако, не будучи, как это слишком часто утверждается, правой рукой халифа. По-видимому, он оставался по меньшей мере год начальником управления земельного налогообложения, хотя вскоре был вытеснен из центральной администрации интриганом Абуаюбом. Назначенный правителем Фарса, он, по-видимому, пробыл там около двух лет. Позже мы видим, как он в Багдаде убеждает халифа, согласно хорошо известной традиции, воздержаться от уничтожения Айван Кисра» [5, 1034; 25, - с!]. Надо отметит, что Айван Кисра, известный также как Айван Мадаин, один из знаменитых сасанидских дворцов, который располагался в городе Испанбар, на восточном берегу реки Тигр, и был построен во времена правления Сасанида Шапура первого. Остатки этого дворца до сих пор существуют в Ираке.

Впоследствии назначенный правителем Табаристана, Халид оставался там около семи лет (известны монеты, отчеканенные на его имя между 150 г.х./767 и 154 г.х./771 годами), овладел крепостью Устунаванд близ Дамаска и завоевал популярность у жителей этих регионов, где он основал новый город аль-Мансура [5, 1034].

К. Бладел пишет, что Халид ибн Бармак (90 г.х/708-709, 165 г.х./781-782) с помощью своего отца, был вовлечен в «Аббасидскую да'ву» (миссию) в 124 г.х./742 году. Он стал одним из немногих неарабов во внутренних кругах революционеров, одним из двадцати нуара' (букв., коллеги) под двенадцатью нукаба' (букв., лидеры), которые руководили революцией [5, 1034].

Анализируя периоды жизни Халида ибн Бармака согласно историческим источникам К. Бладел определяет, что Халид ибн Бармак появляется в

книге ат-Табара в 129 г.х./746-747 как активный участник «революции Аббасидов», когда Абумуслим, лидер аббасидских сил в Хорасане (ум. 137г.х./755) приказал ему и Абуавну (ум. 168 г.х./784-785) принести средства, собранные от шиитов; к следующему году он был одним из многих полевых командиров, ведущих войска Аббасидов в бою против Омейядов; в период 132-135 г.х./749-753 он отвечал за диваны (финансовый), харадж (земельный налог) и армию нового правительства Аббаси-дов. Это сделало Халида практически главным финансовым чиновником Аббасидского халифата [14, 34].

Убедительным нам представляются точка зрения К. Бладела о личности Халида ибн Бармака, что его успех на этой должности, должно быть был обусловлен хорошим образованием, включая грамотность и знания арифметики, административным опытом, независимо от того, было ли это больше связано с его юностью при дворе Хишама или с его отцом и его детством в Балхе. В любом случае, роль Халида в движении Аббасидов, его успех в качестве визира и тесные отношения его семьи с семьей Аббасидов с самого начала привели непосредственно к выдающейся роли Бармакидов в новом правительстве. При Мансуре (136-158 г.х./754-775) Халид продолжал контролировать диваны, взимающие земельный налог, и в разное время был назначен правителем областей Фарс, Табаристан и Мавсил, где он стал популярным благодаря своей щедрости [14, 35].

Другой известный представитель аристократической династии Барма-кидов был Яхья ибн Халид ибн Бармак (115 или 119-190 г.х./733 или 737805), который стал одним из самых влиятельных людей Аббасидского халифата. Причину достижения такого высокого авторитета исследователи связывают с тем, что Яхья ибн Халид воспитывался при дворе Абба-сидов рядом со своим отцом Халидом. Особенно роли приемного отца и наставника Харуна, будущего халифа, сына халифа Мухаммада аль-Махди (158-169 г.х./775-785) была очень важна Яхье для достижения высокого положения в халифате [14, 35].

По мнению немецкого историка и востоковеда Б.Шпулера (1911-1990) причина, по которой Яхья Бармаки достиг такого положения в халифате, является суннитский мазхаб Бармакидов. Суннитская религиозная вера (Сунна и аль-джама'а) была религией большинства в арабском халифате, и она стала основой империи Аббасидов. Мусульманское сообщество фактически согласилось с этой новой ситуацией. Чтобы достичь самого высокого положения в халифате иранцы также согласились с этим мнением. По этой причине представители иранской аристократии, такие как Бармакиды смогли достичь высокого положения - должности министра в халифате [21, 76-77].

Жена Яхьи ибн Халида (Зайнаб) и жена халифа аль-Махди (Хайзуран) нянчили сыновей (Фазла и Хоруна) друг друга, создавая узы, практически эквивалентные, по арабским обычаям родству [3, 276].

Хелиф Махди в 161 г.х./778 назначил Яхья ибн Халида секретарем и воспитателем 12-летного Харуна. Яхья ибн Халид следил за образованием Харуна и от имени молодого принца управлял Азербайджаном, Арменией, Сирией и Африкой [23, 166].

А. Мюллер рассматривая вопрос о наследнике халифата во времена Махди, пришел к выводу, что в делах халифата халиф Махди находился под влиянием своей жены Хайзуран. «Махди, погрязая все более и более в чувственных развлечениях, потерял собственную волю и окончательно подпал под влияние жены своей, Хайзуран. Она невольница, которую вслед за своем вступлением на трон 150 г.х. 775-776 он сначала освободил, а потом женился на ней. От неё родились два сына, Муса и Харун. Первому тотчас же дано было звание аль-Хади (руководящий), ему присягнули как наследнику (месяц сафар 160 г.х./ноябрь-декабрь 776), а в 166 г.х./ 782 Харун был объявлен будущим преемником Хади и отмечен почетным титулом «ар-Рашид» (прямоидущий). Хайзуран предпочитала своего младшего сына Харуна, а так как он приходился молочным братом Фазлу, сыну Бармакида Яхьи, то его стороны придерживалась и вся эта влиятельная семья. Находясь под влиянием жены, все более и более отвращался Махди от Хади и решался в 168 г.х./785 лишить его наследия в пользу Харуна. В это время Хади был в отсутствии, участвуя в военном походе в Джурджане; на послание отца, требовавшее от него согласия, он ответил холодно отказом. Махди тотчас же пустился в путь, чтобы лично переговорить с непослушным сыном, но в дороге внезапно скончался у Мазебдана, в окрестностях Хульвана, в Мидии. Одни говорят, что ему не посчастливилось на охоте, другие - будто был нечаянно отравлен ревнивой невольницей, приготовившей яд для своей соперницы (22 мухаррам 169 г.х./4 августа 785)» [23, 165].

А. Мюллер приходит к логическому выводу, что «государство обязано во всяком случае Бармакиду Яхье тем, что на этот раз устранен был самый подходящий повод к борьбе братьев. Мудрый министр посоветовал своему принцу (Харуну) без дальних околичностей присягнуть брату» [23, 166].

Но так как Хайзуран не приняла халифат своего сына - Хади, то и придворный переворот был неизбежен. Аль-Хади посадил Яхья ибн Бармака в тюрьму как сторонника своего конкурента и разногласия между матерью и сыном дошли до того, что Хади, пытался отравить свою мать, а брата - Харуна казнить. В ночь 14 на 15 сентября 786 по общераспространенному преданию, халифа задушили в постели подушками невольницы его матери. Как только наступила смерть ал-Хади, Хайзуран лично сообщила об этом Яхье Бармакиду [23, 166; 13, 35].

Харун ар-Рашид был провозглашен халифом. Он поручил Яхье Бармакиду руководство делами, наделив его, согласно традиции, общим делегированием полномочий. Способный секретарь получил титул визира и с самого начала обязал двух своих сыновей, Фазла и Джа'фара своими административными и государственными обязанностями.

Подытоживая эту часть истории Аббасидского халифата, А. Мюллер и Д. Сурдель пришли к такому выводу: В халифате произошел дворцовый переворот в такой острой форме, которую для династии, едва просуществовавшей пятьдесят лет, нельзя было не признать будущего многообещающим. Непрерывность правления была сохранена, но истинными представителями ее теперь становились Бармакиды, а не Аббасидские халифы в лице Харуна [23, 167; 5, 1034]. Однако К. Бладель другого мнения. «Яхья, -пишет ван Бладель,- контролировал печать халифа и был наделен властью в государственных делах в целом, хотя слово халифа по-прежнему превосходило его слово» [13, 35].

Европейские ученые сходятся во мнении, что до 187 г.х./803 года, во время халифата Харун ар-Рашида, династия Бармакидов во главе с Яхьей ибн Халидом, вместе с его сыновьями Фазлом и Джа'фаром, которые также были визирами, контролировала или, по крайней мере, была вовлечена в большинство аспектов управления Аббасидским халифатом.

Авторы исторических источников, отражая историю династии Барма-кидов, в центре событий ставят личность Яхьи Бармакида, и вокруг его имени вращается большинство событий, связанных с взаимоотношением Бармакидов с Аббасидами. Европейские исследователи также сосредоточили свое внимание на личности Яхьи при изучении истории семьи Бармакидов.

Д. Сурдель изучая путь, пройденный Яхьей Бармаки во времена Аббасидского халифата, пишет, что когда Яхья ибн Халид был выбран визиром Харун ар-Рашида, уже имел довольно долгую карьеру за плечами. После оказания помощи своему отцу в его различных правлениях в халифате, Яхья был назначен в 158 г.х./775 году правителем Азербайджана, а в 161 г.х. /778 году он стал секретарем-наставником Харуна вместо Аббана ибн Садаки и сопровождал наследника халифата, Харуна в разных экспедициях [5, 1035].

Яхья был щедрым покровителем поэзии, и науки в масштабах, возможно, беспрецедентных для арабского языка, -пишет К. Бладел [14, 7476]. Он был ответственен за многие переводы с санскрита на арабский язык, которые в настоящее время сохранились лишь во фрагментарной форме, предоставляя арабским читателям знания индийского языка в масштабах, не сравнимых с «Китаби тахкики милали Хинд» аль-Беруни составленной 421г.х./1030. Более поздние арабские историографы во многом обязаны своим материалом об индийской религии ныне утерянному отчету на эту тему, написанному для Яхьи агентом, которого он послал в Индию для сбора медицинских материалов. Яхья привез индийских врачей в Багдад, где нанял их в созданную им больницу. Как сообщается, поэт Абан ибн Абд аль-Хамид ибн Лохак (или аль-Лахаки) -один из арабских поэтов и панегириков династии Бармакидов, который написал много книг на персидском и других языках [24, 96], превратил в стихи для него «Калилу и Димну» и истории Синдбада, Маздака, Би-

лавхара и Будхасафа. Последняя представляет собой сильно обновленную и расширенную форму подлинной истории о пробуждении Будды, основа которой, должно быть, была переведена на арабский язык также для Бармакидов. Очевидный сильный интерес Яхьи к доисламскому Ирану и Индии, по-видимому, проистекает из его семейного происхождения и воспитания. Яхья ибн Халид фигурирует во многих сообщениях в многочисленных дискуссиях между различными участниками [13, 35].

Эти сведения К. Бладела подтверждаются Д. Сурделом, который приводит следующие о меценатстве Бармакидов: Бармакиды выступали в качестве покровителей поэтов, раздавая награды за их панегирики через посредство специального ведомства, созданного для этой цели (диван аш-ша'ир). Они собирали ученых, богословов и философов у себя дома и организовали маджалис - собрание, которые прославились в свое время. Бармакиды поощряли искусство и, будучи великими строителями, соорудили в Багдаде многочисленные дворцы, самый знаменитый из них, дворец Джа'фара, который впоследствии стал резиденцией халифа [5, 1035].

К. Бладел проанализировал исторические материалы о сыновьях Яхьи - Фазле и Джа'фаре и дал следующую характеристику этим двум личностям: Фазл, старший сын Яхьи и приемный брат Харуна, суров, честолюбив и трезв, тогда как Джа'фар известен своим красноречием, чувствует себя при дворе как дома и любил вечеринки. Как сыновья своего отца, оба являются щедрыми и способными администраторами. В 176 г.х./792 году Фазл был назначен правителем Хорасана, а Джа'фар был назначен во главе северной Африки, включая Египет. Фазл был наставником будущего халифа аль-Амина (183-198 г.х./809-813), а Джа'фар -будущего халифа аль-Ма'муна (189-218г.х./813-833). Оба брата в разное время пользовались халифской печатью, управляли провинциями, подавляли восстания и щедро вознаграждали своих сторонников [13, 36].

Очень важным вопросом в истории Бармакидов являются определения причин устранения их от управления Аббасидского халифата, ареста Яхьи Бармаки и его сына Фазла и убийства Даж'фара Бармаки. Следует сказать, что в исторических источниках причины этого события излагаются по-разному. В связи с этим у исследователей также нет единого мнения о причинах падения династии Бармакидов.

«Внезапная немилость, -пишет А.Мюллер, - постигшая первую семью в государстве, должна была неминуемо произвести повсеместно удручающее впечатление. Разнообразнейшие предложения о настоящей причине опалы, передаваемые от одного к другому, дошли и до нас в различных версиях, доказывая, насколько интересовались этим событием как современники, так и позднейшие потомки» [23, 169].

В целом, европейские исследователи рассматривают причины, приведшие к отстранению Бармакидов от халифата и трагическому положению этой династии, таким образом: было вполне нормально, что изменилось

отношение Харун ар-Рашида к Бармакидам за семнадцать лет их правления в халифате. Халиф, вступивший на престол, когда ему было 23 года, был доволен тем, что последовал совету своей матери и освободил себя от определенных обязанностей, передав их Яхье Бармакиду. Позже, однако, это унизительное положение стало тяготить Харуна, тем более что желание халифа навязывать свою волю возрастало с годами, в то время как Бармакиды, занимая самые важные посты со своими родственниками и приверженцами халифата, образовали фактическое государство в пределах государства. Бармакиды накопили огромное богатство, которое разжигало алчность Харуна и постоянно раздражал халифа, вошедшая в народную поговорку щедрость Бармакидов. Бармакиды инициировали процесс финансовой централизации, который ознаменовал бы фундаментальный прорыв в истории арабского халифата. Это укрепило центральное правительство, привело к недовольству представителей старой элиты, а также расширило и обогатило класс секретарей (куттаб), чье постоянное влияние впоследствии можно рассматривать как наиболее важный долгосрочный результат вазарата Бармакидов [23, 166-171; 11, 89-98; 13, 37-38].

Еще одной причиной устранения Бармакидов от дел халифата, о которой сообщают исторические источники, а также упоминают европейские исследователи, это обвинений Бармакидов в ереси - занадика1 (неверии, то есть манихействе или подобном, за исключением единственного должностного лица Бармакидов Мухаммада ибн Халида, которого халиф пощадил). Обвинения никогда не указывают на буддизм [14,74]. Некоторые утверждали, что Бармакиды были неравнодушны к маджусам зороаст-рийцам, и в некоторых источниках храм Навбахар принимают за храм огня. Это обычно выдают за преднамеренную дезинформацию, направленную на то, чтобы в глазах мусульман причислить Бармакидов к секте. Однако большинство знающие Бармакидов рассматривали это обвинение как результат зависти. Что касается обвинений в ереси, то и старший Бармак, и его сын Халид, несомненно, были новообращенными из буддизма, говорящими на бактрийском языке. Яхья проявлял явный интерес к индийским религиям, спонсировал переводы с санскрита индийских ученых, которых он держал при дворе, и платил за стихосложение [13, 37].

Популярная версия падения Бармакидов, которая широко освещалась в исторических источниках, и европейские исследователи в своих трудах также упоминали об этом, являются семейные отношения Бармакидов с домом Харун ар-Рашида. Халиф женил Джа'фара Бармакида на своей любимой сестре Аббасе с единственной целью удержать их обоих в своем обществе одновременно, но настоял на том, чтобы брак остался неза-

1. Надо отметит, что в сасанидскую эпоху последователей Мони называли зандик, а потом перечислили тех, кто предпочитал не оригинал Авасты, а ее пехлевийский перевод «Занд». В начале ислама арабы называли зандиком иранцев - зороастрийцев и всех тех, кто был против ислама. В некоторых толковых словарей это слово объясняется как «заблуждающийся», «неверующий» и «мулхид».

конченным. История гласит, что Аббаса, влюбившись в Джа'фара, сумела с помощью матери Джа'фара соблазнить Джа'фара. Она зачала сына (или близнецов), которые были спрятаны при рождении в Мекке и тайно воспитывались вдалеке от двора [23, 169; 13, 36].

Британский востоковед Э. Браун (1862-1926) отмечая причины трагедии, постигшей знаменитого министра Сельджукидов - Низама аль-Мулька, сравнивает ее с трагической судьбой Бармакидов следующим образом: «Наконец, его кровь (Низама аль-Мулька) пролилась ужасным образом. Пожалуй, на Востоке ни один министр и ни один политик не может сравниться с ним по деловитости и такту, по количеству сделанных им полезных дел... У Низама аль-Мулька было двенадцать сыновей, все или большинство из которых занимали высокие государственные посты, а действия и поведение его и его семьи были такими, как Бармакиды в прошлом. То, что погубило Бармакидское государство (а в Иране было и будет причиной смерти каждого великого визиря), то есть ревность царя, спровоцированная клеветой его соперников и завистливых врагов, стало ловушкой и для Низама аль-Мулька» [22, 258, 271].

Английский востоковед Sir Percy Sykes в своей книге «History of Persia» кратко сообщая о падении Бармакидов, оценивает поступки Харуна в отношении Бармакидов как мудрым: «Падение и гибель Барамакидов, которые отличались своей достаточностью, достоинством, а также своей щедростью, является одним из событий, получивших большую известность в истории и легендах, но следует иметь в виду, что их влияние и авторитет достигли точки, которая привела халифа к панике и страху, и нужно сказать, что действие Харуна (в отношении Бармакидов) было мудрым» [19,3]. Однако события, произошедшие после падения Бармаков в Аббасид-ском халифате, являются выражением того факта, что Харун допустил политическую ошибку, изгнав Бармакидов из халифата. К правильному логическому выводу в этом отношении пришел немецкий исследователь А. Мюллер. «Вина Харуна, -пишет Мюллер,- и состояла собственно в том, что, низвергнув Бармакидов, он не обладал ни энергией, ни политическим разумением для продолжения образа их управления» [23, 171].

Таким образом, дворцовые интриги способствовали ослаблению положения Бармакидов в халифате, и халиф после смерти своей матери стремился оказать почести опытному придворному аль-Фазлу ибн ар-Раби', к которому он уже давно начал проявлять интерес и которого в 179г.х./795 г. назначил хаджиб (камергер) вместо Мухаммада ибн Халида Бармакида. Новый сановник пользовался растущим влиянием при дворе, где он клеймил недостатки своих врагов и вызывал негодование Харун ар-Рашида против Бармакидов. Фазл и остальные члены его семьи, включая их отца Яхью, были арестованы и заключены в тюрьму, а их имущество конфисковано. Яхья умер два года спустя, а Фазл - пять лет спустя. Только их дядя Мухаммад ибн Халид, бывший хаджиб Харун ар-Рашида, был избавлен от тюремного заключения и конфискации своего имущества.

Двое других сыновей Яхьи - Муса и Мухаммад, которые занимали различные более низкие должности, были освобождены из тюрьмы аль-Амином и продолжали служить аль-Ма'муну. Муса ибн Яхья и его сын Имран продолжали править Синдом [5, 1035; 13, 36].

Подводя итоги научным исследованием европейских ученых о Бар-макидах, можно констатировать, что причина их опалы, прежде всего носила политический характер. Аббасидский халиф Харун ар-Рашид стал завидовать их почетному положению в халифате, возможно, поняв, что в течение 17 лет он уступил им слишком много власти. Враги Бармакидов завоевав расположение Харун ар-Рашида настроили его против них, и вызвали такую вражду, которая доставила много проблем представителям Бармакидской династии, игнорируя их добрые дела, конфисковал богатства, бросил в тюрьму. Таким постыдным и бесчеловечным правлением он записал свое имя в историю.

Вазарат Бармакидов вспоминается в арабской традиции как золотой век [11, 89-98; 13, 37-38]. Члены семьи Бармакидов почти без перерыва более 50 лет безупречно исполняли свои обязанности. Благодаря только заслугам Бармакидов, озарившим время правления Харуна ар-Рашида блеском как внутреннее благосостояние государства, так и внешние отношении, а ровно и резкому отличию последующего периода, имя этого властелина (т.е.Харуна) неизгладимо запечатлелось в памяти жителей Востока [23, 166-171].

Без сомнения перечисленные труды европейских авторов, относящиеся к исследованию истории Бармакидов в Аббасидском халифате, дают возможность ответить на вопрос в чем причины бурного расцвета и стремительного распада династии Бармакидов происшедших на глазах современников.

ЛИТЕРАТУРА

I.B.A. Litvinsky and Tamara I. Zeimal'. The Buddhist monastery of Ajina Tepa. Tajikistan. History and art of Buddhism in Central Asia. Rome, 2004.

2B.A. Litvinsky. Kalai-Kafirnigan. Problems in the religion and art of early medieval Tokharistan. East and West 31. 1988. Р. 35-66.

3.Clifford Edmund Bosworth. Abu Hafs 'Umar al-Kirmani and the rise of the Barmakids, BSOAS 57. 1994. Р. 268-282.

4.Chase F. Robinson. Islamic historiography. Cambridge 2003.

5.Dominique Sourdel. Al-Baramika or Al Barmak (Barmakids), an Iranian family of secretaries and wazirs of the early Abbasid Caliphs//The Encyclopaedia of Islam. New edition. Edited by an editorial committee consisting of H.A.R. Gibb, J.H. Kramers.Volume I. Leiden E.J. Brill, 1986. Р.1033-1036.

6.Dominique Sourdel. Le vizirat 'abbaside de 749 a 936 -132 a 324 de l'Hégire: 2 volume's. Damascus, 1960. Р.127-181;

7.Edward Sachau. Alberuni's India. 1 vols. London 1910. Р. XXXI.

8.Etienne de La Vaissiere. De Bactres a Balkh, par le Nowbahar, JA 298. 2010. Р. 517-533.

9.Heinrich (Hendrik) Kern Geschiedenis van het Buddhisme in Indie. 2 vols. Haarlem, 1882-4.

10.Heinrich (Hendrik) Kern. Der Buddhismus und seine Geschichte in Indien. 2 vols. Leipzig, 1882-4.

II.Hugh Kennedy. The Barmakid revolution in Islamic govern-ment /History and literature in Iran. In Charles Melville (ed.), Cambridge 1990.Р. 89-98.

12.Julie S. Meisami. Mas'udi on love and the fall of the Barmakids, JRAS. 1989. Р. 252-277.

13.Kevin van Bladel. Barmakids// Encyclopaedia of Islam. Three 2. (1) Brill. Leiden, 2013. Р.32-38.

14.Kevin van Bladel. The Bactrian background of the Barmakids, in Anna Akasoy, Charles Burnett, and Ronit Yoeli-Tlalim (eds.). Islam and Tibet. Interactions along the musk routes. Farnham/Burlington, 2011.Р. 43-88;

15.Lucien Bouvat. Les Barmecides d'apres les historiens arabes et persans. RMM (Муниципальный музей Риверсайда) 20. 1912. Р. 5-23.

16.Nicholas Sims-Williams, New light on ancient Afghanistan. The decipherment of Bactrian, London 1997; Nicholas Sims-Williams, Ancient Afghanistan and its invaders. Linguistic evidence from the Bactrian documents and inscriptions, in Nicholas Sims-Williams (ed.) Indo-Iranian languages and peoples. Oxford, 2002. Р.225-242;

17.Patricia Crone. Slaves on horses. The evolution of the Islamic polity. Cambridge, 1980. Р.176-177.

18.Rika Gyselen. La reconquete de l'est iranien par l'empire sassanide au VIe siecle d'apres les sources «iraniennes». Arts asiatiques 58. 2003. Р. 162-167.

19.Sir Percy Sykes. Таърихи Эрон (History of Persia-История Персии). Перевод на персидский С.Гелони. Т.2. Тегеран: Афсун, 1380 г.ш.-830 с.

20.Vladimir Minorsky. Hudud al-Alam («The regions of the world») A Persian geography, 372 A.H.-982 A.D. London, 1970.

21.Бертолд Шпулер. Таърихи Эрон дар куруни нахустини исломй (История Ирана в первых исламских веках. Т.1. 4-тое издание. Тегеран: Издательство науки и культуры, 1373. -510 с.

22.Браун Э. Г. Таърихи адабиёти Эрон аз Фирдавси то Саъди (История иранской литературы от Фирдоуси до Саади). Т.1. Перевод на персидский Ф.Муджтабои и Г.Садри Афшор. Тегеран: Марворид, 1367. -464 с.

23.Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Перевод с немецкого Н.А. Медникова. Т.П. С.-Петербург: Издания Ф. Пантелеева, 1895. С.163-171.

24.Рипка Я. Таърихи адабиёти Эрон аз даврони бостон то Кочория (История иранской литературы с древних времен до периода Каджаров). Перевод на персидский И.Шахбани. Тегеран: Илмии фархангй, 1381.-494 с.

25.Таърихи Баромака. Мукаддима: Ахбори Баромака. С. J (-270 с.) (История Баромика. Введение. Сообщения Баромака). Первое издание. Введения, примечания и редакции М. Гургани. Тегеран, 1313 г.х/1934.-98 с.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ БАРМАКИДОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В данной статье автор попытался осветить вопросы истории Бармакидов, на которые обращали внимание и европейские исследователи. Изучение истории династии Бармакидов в Европе и в целом на Западе началось в конце XIX века и продолжалось в течение всего XX века. Европейские историки и ориенталисты больше всего сосредоточили свое внимание на такие вопросы, как происхождение и описание жизни Бармакидов, храм Навбахар и его религиозную принадлежность; Бармакиды - хранители Навбахара; события оккупации Балха арабами в 20-х годах VIII в. и разрушение храма Навбахар; принятие ислама Бармакидами; присоединение Бармакидов к фронту сопротивления Аббасидов против Омейядов; восхождение Яхья Бармаки на высший пост халифата - вазарат; усиление влияния Бармакидов на территории халифата; причины гнева Харуна по отношению к Бармакидам; убийство Джа'фара Бармаки и заключение в тюрьму других представителей Бармакидов и угасание сияющей звезды этой династии.

Подводя итоги научных исследований европейских ученых о Бармакидах, автор констатирует, что причина опалы Бармакидов прежде всего носила политический характер. Аббасидского халифа Харун ар-Рашида стала одолевать зависть почетному положению Бармакидов в халифате, возможно, считавшего, что в течение 17 лет он уступил им слишком много власти. Враги Бармакидов настроили против них Харун ар-Рашида, и вызвали у него такую вражду к ним, что аббасидский халиф доставил много проблем представителям бармакидского рода - он игнорировал их добрые дела, завладел их богатством, бросал их в тюрьмы и этим постыдным и бесчеловечным поступком записал свое имя в историю.

Ключевые слова: европейские историки и ориенталисты, Бармакиды, Аббасиды, Яхья Бармаки, Хорун ар-Рашид, А.Мюллер, Л. Буви, Д. Сурдел, П. Кроун, Дж. С. Мейсами, Э. Босуорт, К. Т. Бладел, Э.Васьер, Ч.Ф. Робинсон.

БАЪЗЕ МАСОИЛИ ТАЪРИХИ БАРМАКИЁН ДАР ТАЪРИХНИГОРИИ АВРУПО

Дар ин макола муаллиф кушидааст, ба масъаладои таърихи Бармакиён, ки мудаккикони аврупой ба ондо таваччуд кардаанд, равшанй андозад. Омузиши таърихи сулолаи Бармакиён дар Аврупо ва умуман дар Гарб дар охири асри XIX огоз ёфта, дар тамоми давраи асри XX идома ёфт.

Муаррихону шаркшиносони аврупой таваччуди худро бештар ба чунин масоил, монанди насаб ва тавсифи зиндагии Бармакиён, маъбади Навбадор ва мансубияти динии он; Бармакиён -ходимони Навбадор; вокеадои аз тарафи арабдо ишгол гардидани Балх дар солдои 20-уми асри VIII; хароб шудани маъбади Навбадор; пазириши ислом аз тарафи Бармакиён; дамрод шудани Бармакиён ба чабдаи муковимати Аббосиён бар зидди Умавиён; сууди Ядёи Бармакй ба макоми олии хилофат - вазорат; пурзур гаштани нуфузи Бармакиён дар каламрави хилофат; сабабдои хашми Х,орун нисбат ба Бармакиён; кушта шудани Чдъфари Бармакй ва ба зиндон афтодани дигар намояндагони Бармакй ва хомуш гаштани ситораи дурахшони ин сулола мабзул доштаанд.

Муаллиф тадкикоти олимони аврупоиро дар бораи Бармакиён натичагирй намуда, кайд мекунад, ки сабаби сукути Бармакиён пеш аз дама хусусияти сиёсй дошт. Халифаи Аббосй Хорунуррашид ба чойгоди шомили ондо дар хилофат дасад мебурд ва шояд дарк кард, ки дар тули 17 сол кудрати аз дад зиёди хилофатро ба ондо додааст. Душманони Бармакиён мавриди илтифоти Хорунуррашид гашта, чунон адовате ба вучуд оварданд, ки халифаи Аббосй ба намояндагони хонадони Бармакй мушкилидои зиёде ба бор оварда, ба кордои хайри ондо беэътиной карда, сарваташонро гасб намуда, ондоро ба зиндон андохта ва бо ин амали нангин ва гайриинсонй номи худро дар таърих навишт.

Калидвожах,о: муаррихон ва ховаршиносони аврупой, Бармакиён, Аббасиён, Ях,ёи Бармакй, Хорунуррашид, А. Мюллер, Л. Буви, Д. Сурдел, П. Кроун, Дж. С. Мейсами, Э. Босуорт, К.Т. Бладел, Э. Васер, Ч.Ф. Робинсон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOME QUESTIONS OF THE HISTORY BARMAKIDS IN EUROPEAN HISTORIOGRAPHY

In this article, the author tried to highlight the issues of the history of the Barmakids, which European researchers also paid attention to. The study of the history of the Barmakids dynasty in Europe and in the West as a whole began at the end of the 19th century and continued throughout the 20th century. European historians and Orientalists have focused most of their attention on such issues as the origin and description of the life of the Barmakids, the Navbahar temple and its religious affiliation; Barmakids -guardians of Navbahar; the events of the occupation of Balkh by the Arabs in the 20s of the VIII century. and the destruction of the Navbahar temple; adoption of Islam by the Barmakids; joining the Barmakids to the Abbasid resistance front against the Umayyads; the ascent of Yahya Barmaki to the highest post of the caliphate - vazarat; strengthening the influence of the Barmakids on the territory of the Caliphate; reasons for Harun's anger towards the Barmakids; the assassination of Ja'far Barmaki and the imprisonment of other representatives of the Barmakid and the fading of the shining star of this dynasty.

Summing up the scientific research of European scientists on the Barmakids, the author states that the reason for the disgrace of the Barmakids was primarily of a political nature. The Abbasid caliph Harun al-Rashid became jealous of the honorable position of the Barmakids in the caliphate, perhaps believing that for 17 years he had ceded too much power to them. The enemies of the Barmakids set Harun al-Rashid against them, and caused him such enmity towards them that the Abbasid caliph brought many problems to the representatives of the Barmakid family - he ignored their good deeds, took their wealth, threw them into prisons and wrote down this shameful and inhuman act your name in history.

Key words: European historians and Orientalists, Barmakids, Abbasids, Yahya Barmaki, Horun al-Rashid, A. Muller, L. Bouvat, D. Sourdel, P. Crone, J.S. Meisami, C.E. Bosworth, K. Bladel, E. Vaissiere, C.F. Robinson.

Сведения об авторе: Ниязова Азиза Уктамовна- соискатель Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша. Адрес: 734025 г. Душанбе, проспект Рудаки 33. E-mail: Aziza670302 @mail.ru

Information about the author: Niyozova Aziza Uktamovna - researcher of Institute of History, Archeology and Ethnography named after Ahmadi Donish. Address: 734025 Dushanbe city, Republic of Tajikistan, Rudaki Avenue 33. E-mail: Aziza670302@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.