Научная статья на тему 'ХРАМ НАВБАХОР И БАРМАКИДЫ'

ХРАМ НАВБАХОР И БАРМАКИДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВБАХОР / ЗОРОАСТРИЗМ / БУДДИЗМ / БАЛХ / ХОРАСАН / БАРМАК / БАРМАКИДЫ / МАНУЧЕХР / ИРАДЖ / ГОШТАСБ / ЛОХРАСБ / СЮАНЬ-ЦЗАН / АМУДАРЬЯ / АБУЛАББАС САФФОХ / АБУМУСЛИМ / ХАЛИД ИБН БАРМАК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ниязова Азиза Уктамовна

В данной статье автор рассказывает об одном из древних храмов в Балхе, под названием Навбахор и его служителях - Бармакидах. Балх - один из древнейших городов в истории таджикской цивилизации, и недаром в исторических источниках этот город именуется «уммулбилод», т.е. мать городов. О принадлежности храма Навбахор к той или иной религии существуют разные сведения в исторических источниках. Одни авторы относят его к зороастризму, другие к буддизму. Судя по всему, этот храм был буддийским храмом накануне арабского завоевания. В этом храме служили Бармакиды из знатного рода Хорасана, от которого и взяли свою фамилию. Халид Бармакид, который был первым членом семьи Бармакидов, принявшим ислам, принимал участие в борьбе Абумуслима за приход к власти Аббасидов. На протяжении трех поколений династия Бармакидов занимала высокие посты, включая министерские в Аббасидском халифате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPLE NAVBAKHOR AND BARMAKIDY

In this article, the author talks about one of the ancient temples in Balkh, called Navbakhor, and its attendants - the Barmakids. Balkh is one of the oldest cities in the history of Tajik civilization, and it is not for nothing that this city is called «ummulbilod» in historical sources, - mother of cities. There are different information in historical sources about belonging of Navbakhor temple to any religion. Some authors attribute it to Zoroastrianism, others to Buddhism. Apparently, this temple was a Buddhist temple on the eve of the Arab conquest. Barmakids from the noble family of Khorasan served in this temple, from which they took their surname. Khalid Barmakid, who was the first member of the Barmakid family to convert to Islam, took part in Abumuslim's struggle to bring the Abbasids to power. For three generations, the Barmakid dynasty held high positions, including ministries in the Abbasid Caliphate.

Текст научной работы на тему «ХРАМ НАВБАХОР И БАРМАКИДЫ»

- муаррих-историк-historian -

Иноятова Сайёхат Эркиновна-магистр 2-го курса кафедры истории древнего мира, средневековья и археологии исторический факультет Таджикского национального университета. Teлефон: (+992) 988-60-84-25. E-mail:alt232675@gmail.com.

Information about the authors:

Najotova Nigina Barotovna-Candidate of Historical Sciences, Docent of the History Department of the Ancient World, Middle Ages, and Archeology, Tajik National University. Phone: (+992) 918-33-71-78. E-mail: barotzodanigina@bk.ru Inoyatova Sayohat Erkinovna-second-year master of the Department of the History of the Ancient World, the Middle Ages and Archeology, Historical Faculty, Tajik National University. Tel: (+992) 988-60-84-25. E-mail:alt232675@gmail.com.

УДК 726 (581)

ХРАМ НАВБАХОР И БАРМАКИДЫ4

НИЯЗОВА А. У., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

Балх, один из древнейших городов Хорасана, являлся одним из важнейших центров цивилизации региона и считался местом слияния культур, традиций и обычаев Западной, Средней и Восточной Азии. Многие географы исламской эпохи описывали этот город, упоминая его границы, укрепления, крепости, его расположение и расстояния от него до других городов, некоторые же считали его резиденцией местных правителей Хорасана, известных как Тархан. Согласно некоторым историческим повествованиям, Балх был построен во времена правителя Лохрасба и сюда была перенесена столица из Истахра и по этому случаю Лохрасб стал именоваться с приставкой «Балхи». В надписи Бехсутуна среди стран империи Дария Ахеменида упоминается также Балх или Бактрия. Некоторые другие предания приписывали основание города Манучехру, сыну Ираджа, или Гоштасбу, сыну Лохрасба.

Город Балх в политическом отношении и в наиболее важных аспектах культуры и цивилизации принадлежит арийскому миру, в то же время он рассматривается как важнейший или один из важнейших центров других древних религий. Автор «Тар'ихи Джахонкушои Джувайни» пишет: «В древние времена Балх был подобен Мекке в восточных землях... В Балхе был выбран Навбахор, и верующие того времени считали это место священным, так же как арабы почитали Мекку» [13,103].

В персидско-арабских письменных исторических источниках, записях китайских паломников и западных путешественников наиболее упоминаемым из всех древних памятников города Балх несомненно является Навбахор или Новый храм. Новое - это ригидность, остающаяся в сознании даже после

4 Статья написана на основе проекта «История таджикского народа» (Ш-век начало XX века), государственный регистратционный номер 0121ТЛ2П.

полного разрушения храма, и связанный с ней вопрос заключается в том, в каком веке этот знаменитый храм Балха действительно упоминается как новый храм?

Возникновение храма Навбахор привело к культурному обогащению города Балх, поэтому их истории неразрывно связаны друг с другом. Исторические источники сообщают, что храм Навбахор процветал как важный духовный центр в Хорасане между VII и XI веками и являлся одним из крупнейших древних святынь в регионе. По словам Табари, храм Навбахор находился примерно в миле (1.6 км) от города Балх [10, 4078].

Что касается религии хранителей Навбахора и принадлежности храма к буддизму или зороастризму, то нарративы средневековых историков настолько противоречивы, что комментировать их весьма затруднительно. Некоторые историки описывают его как храм идолопоклонников или храм Будды, другие же описывают как храм огнепоклонников.

Существуют различные сообщения о храме Навбахор Балха, его этимологии, проводившихся в нем ритуалах. «Навбахор» считается формой санскритского слова «Nava-vihara». Санскритское слово «vihara» в основном означал зал, где монахи ходили, разговаривали и видели друг друга, позднее эти залы были превращены в храмы. Первая часть слова «Nava-vihara» является однокоренной с персидским словом «новый», а вторая часть, которая на персидском языке переводится как «весна», означает монастырь или храм, тем самым в совокупности Навбахор означает «Новый монастырь» или «Новый храм». На санскрите «nava» означает новое, и оба слова теперь используются в этом языке. Некоторые ученые считают, что авестийское слово «vav» или «var», которое использовалось для обозначения «храма огня», было преобразовано на санскрите в «bara» и «vahar», а в пехлевийском словаре это слово упоминается как «wahar», «waharing» [15, 32].

Из письменных исторических источников, впервые дающих сведения о Навбахоре Балха, отметим «Записки о Западных странах (эпохи) Великой Тан» - воспоминания Сюань-цзана, буддийского монаха, философа и путешественника из Китая времен династии Тан [16].

В 630 году Сюань-цзан прибыл в Турфан и, двигаясь на юго-запад к Ташкенту, побывал в Самарканде. Город Самарканд в это время находился под влиянием Сасанидского государства. Переправившись через Амударью, Сюань-цзан направился на запад, в Балх, где увидел буддийский храм Навасангхарама (Навбахор), т.е. Новый монастырь. «Этот город (Балх), -пишет Сюань-цзан, - хотя и хорошо укреплен, но жителей в нем совсем мало... Монастырей около 100, монахов около 3000 человек. За пределами города, к юго-западу, стоит монастырь Навасангхарама, построенный древним царем этой страны. Здесь есть изваяние Будды, отделанное великолепными каменьями; дворы и помещения монастыря также украшены редкими драгоценностями. Древние владыки разных стран пытались силой добыть (эти сокровища). В монастыре, в южном Зале Будды, хранится кувшин для

умывания, принадлежавший Будде. Переливается разными цветами и непонятно - металл это или камень? И еще хранится зуб Будды. цвета желто-белого, сияющий чистым светом. Всякий раз в праздник, устраиваемый в 6-й день (т.е. день накануне очередной фазы луны), собираются. и в определенном порядке совершают поклонение всем трем предметам» [16, 46].

Из этой цитаты становится ясно, что китайский паломник строительство храма Навбахор приписывает одному из древних царей страны, но не указывает его имени. Также, согласно сообщения Сюань-цзана, замечательная и значительная репутация храма Навбахор Балха в то время была обусловлена не только его величием, но и тем, что у него был тесный контакт с общественным духом, включая статую Будды и три его реликвии, такие как его зубы, чашка и метла [16, 46].

Паломники приезжали из ближних и дальних городов, чтобы совершить паломничество и посмотреть на этот храм. Вокруг этого высокого здания с большим куполом были расположены 360 благоустроенных домиков для проживания служащих и жрецов. Просветленные люди были поражены строительством обширными землями, которые имел в своем распоряжении храм Навбахор. Говорят, что когда дул ветер, полотнище флага из шелковой ткани, которое было прикреплено к шесту на куполе Навбахора, было видно из города Термез. Расстояние от Балха до Термеза составляло двенадцать фарсахов [2, 843].

Паломники, видевшие своими глазами вышеупомянутые буддийские памятные вещи в храме Навбахор, преподносили свои драгоценные дары и подарки, и упоминавшиеся в письменных исторических источниках информация о богатом имуществе храма Навбахор соответствовала действительности.

Мас'уди пишет, что «Навбахор был построен Манучехром в городе Балх в Хорасане, и каждый ответственный за этот храм (служитель храма) был уважаемым человеком перед правителем этого региона, и его указания одобрялись, и его правила соблюдались, и ему дарили много имущества, и этот храм имел вакуфное имущество (для благотворительных целей)» [8, 589].

Неизвестный автор географического трактата «Худуду-л-олам» (написан в 372 г.х./982-983 гг.), упоминая храм Навбахор как царское здание в Балхе, определяет его как место торговцев: «Балх - большой город и цветущий, столица падишахов в древние времена. В нем располагались царские здания с изящными обработками и были разрушены, и теперь называют его Навбахор и является местом торговцев» [20, 99; 19, 58].

Абулфазл Байхаки (995-1077) упоминает этот храм как буддийский [1, 349]. Низамулмулк (1018-1092) пишет, что Навбахор, который находится в Балхе, является древним аташкаде, т.е. храмом огня [14, 174]; также храмом огня его называют неизвестный автор «Муджмал-ут-таворих» (написан в 520 г.х./1126 г.) и автор «Хабиб-ус-сияр» Хондемир (1475-1535) [9, 51; 5, 232].

Некоторые средневековые авторы считают этот храм одновременно и

буддийским, и зороастрийским. Автор толкового словаря «Бурхони котеъ» Мухаммадхусайн Бурхон (род. в 1652 г. в Хайдарабаде), говоря об отце Халида Бармаки - Джаъфара Бармаки, пишет, что «вначале он был магом и попечителем Садонии, принадлежавшим Навбахору, буддийскому храму и храму огня Балха, и поклонялся огню» [12, 170].

Ссылаясь на «Бурхони котеъ», автор толкового словаря А. Деххудо пишет: «Навбахор - название статуи в Балхе, принадлежавшей к буддийским храмам. Его построил Бармак из первых Бармакидов, и наряжал его потолок и стены ярко-красной шелковой тканью» и далее говорит: «Некоторые говорят, что Навбахор - это название храма огня в Балхе... Когда Лохрасб состарился и передал Персидскую империю своему сыну Гоштасбу, он оставил свою резиденцию, именуемой Шадиах Нашбура, и приехал в Навбахор поклоняться Богу» [2, 843].

Во время халифа Муавии (661-680), когда Абдуллох ибн Омир захватил Хорасан, он уполномочил Ахнафу ибн Кайсу разрушить храм Навбахор [3,293; 6, 102]. В результате нашествий арабов на Хорасан было разрушено не только здание храма Навбахор, но было разграблено и его имущество. Разрушение этого древнего храма так подействовало на арабских писателей, что их описания стали причиной его известности и славы.

Сведения исторических источников о принадлежности храма Навбахор к той или иной религии насколько противоречивы, что среди исследователей возникало много вопросов. Некоторые называли его местом поклонения, связанным с зороастризмом, а некоторые считали эту большую святыню буддийским храмом.

В связи с этим приведем точку зрения ряда исследователей. Иранский исследователь Х. Пирниё пишет, что некоторые арабские историки считали храм Навбахор Балха храмом огня Персии, однако он был буддийским храмом, потому что слово «Навбахор» происходило от санскритского словосочетания «нава вихара», что означает «новый храм». Слово «бармак» было титулом главы буддийского храма. Семья Бармакидов, занимавшая высокие посты в халифате Харуна ар-Рашида, долгие годы служила в этом храме и взяла свою фамилию от буддийского титула Бармака [18, 2907].

«В районах Балха, - пишет Б. Шпулер, - буддизм более или менее смог утвердиться в качестве господствующей религии. Здесь существуют различные буддийские образовательные центры под названием «вихара», название которых сохраняются до сих пор в некоторых местах, таких как Навбахор в Балхе [4, 398-399]. Надо отметить, что комментируя слово «вихара», автор введения в переводе с китайского книги Сюань-цзана Н.В. Александрова пишет, что «вихара» - это место проживания монахов, обитель, включающая культовые объекты [16,355].

Новые исследования С. Саджджоди - подтверждают сообщения некоторых древних авторов о принадлежности храма Навбахор в Балхе к буддизму [15,37].

Хранителями и проводниками храма Навбахор были представители

аристократии Хорасана, предки могущественной фамилии Бармакидов, члены которой в трех поколениях, в течение почти сорока лет, занимали важнейший пост визира и держали в своих руках все нити государственного управления Аббасидского халифата. «Служитель храма, - пишет Мас'уди, - назывался «бармаком», и это звание было у любого, кто отвечал за заботу о храме, и имя Бармакидов вышло именно отсюда, потому, что Халид ибн Бармак (основатель династии Бармакидов при Аббасидского халифата) был выходцем из этого храма» [8,589].

«Бармакиды, - пишет Байхаки, - дети человека, который занимал должность духовного наставника одного из буддийских храмов города Балх, именно Навбахара, а «бармак», по-видимому, был общим титулом всех тех, кто достиг этого положения. Из этой семьи Халид принял ислам по призыву Абумуслима. Его сын Яхья проявил самоотверженность, чтобы привести Хоруна к халифату» [1,104].

В исторических источниках относительно выбора псевдонима Бармака существует другая версия, подобная легенде. Холид Бармакид, когда принял ислам, с женой и детьми поехал в столицу правителей Омейидов -Дамаск. Через несколько дней он пришел во дворец Сулеймана ибн Абдулмалика. Когда Сулейман обратил свой взор к Джафару, его цвет лица изменился, и он дал знак вывести его с собрания. Особые персоны и служащие собрания были удивлены таким приказом, и спрашивали его о причине такого поступка. Сулейман сказал: «У этого человека есть яд». Спрашивали: «Как тебе стало известно?». Он сказал: «Две бусы привязаны на моей руке, и всякий раз, когда приносят на собрание яд или ядовитую еду и ядовитого вина, они в соответствии со своим свойством грубо двигаются». Присутствующие спросили Джафара о случившемся. Он ответил: «Да, у меня под драгоценным камнем кольца имеется немного яда, чтобы я мог сосать его, когда мне больно».В связи с тем, что с персидского «сосать», «высасывать» переводится как «бармакидан» или «макидан», он и прославился как Бармак, а его потомки - как Бармакиды.

Очевидно, что это обоснование не имеет под собой никакой почвы, и поскольку авторы средневековых нарративных источников не смогли научно объяснить корень и этимологию слова, они обратились к таким комментариям. Новые исследования на эту тему более убедительны. Некоторые ученые проследили это слово в хутанских и тибетских текстах, и оно произошло, по их мнению, от санскрита «Рагти^а», означающего «глава монастыря» или «лидер». Различные формы этого слова в этих текстах, по-видимому, использовались в качестве эпитета для лидера буддийской духовности. Понятно, что оно связано с санскритским словом «РгатикЬ», используемым народом Балха и переведен ими на арабский язык и стал «бармаком», заменив букву «п» на «б» [15,30-31].

Бармакиды до прихода ислама не только выполняли функции жрецов в Навбахоре, также на них была возложена должность учителя и воспитателя

[2,843].

Зикрия ибн Мухаммад ибн Махмуд Казвини (род.1203-04), автор книги «Осор-ул-билод ва ахбор-ул-ибод», пишет о Навбахоре следующее: «Во время распространения ислама правитель Хорасана, который был из Бармакидов, слышал, что у мусульман есть Кааба, и что Кааба почитается, и они начали подражать. Они построили храм идолопоклонничества, который назвали Навбахор. Внутри и снаружи они украсили его дорогим материалом, и шелком и украшениями из драгоценных камней, золота и серебра. И в каждом уголке этого храма они выставляли своих идолов» [6, 102].

В исторических источниках есть такое повествование. Во время халифата Усмана ибн Аффона Хорасан перешел к арабам, ив то время служителем храма Навбахор был Бармак, отец Халида и дед Яхьи, который был мудрым и дальновидным министром при Харуне Аббасиде. Этот Бармак отправился к Усмону ибн Аффону, изменив свое имя на «Абдуллох» и по велению халифа «Бармак принял ислам и принес в свой город документ, подтверждающий вероисповедание в обмен на многочисленные богатства, состоящие из золота и серебра» [6,102; 17, С.^ ]. Тогда жители Балха восстали против него и выбрали одного из его сыновей служителем храма в Навбахоре. Низак Тархон, который был правителем этой области, написал ему письмо, убеждая его отказаться от новой религии и перейти в религию предков. Но Бармак не принял предложение Низака, в ответ тот разозлился и направился с войском в Балх и убил семью Бармака. Но один из детей выжил, сбежал в Кашмир со своей матерью и укрылся там. Бармак вырос в Кашмире, изучал науку о медицине и астрологию и был последователем религии своих предков. Чума и холера, которые охватили всю провинцию Балх, стали причиной, побудившей людей снова обратиться к своей исконной религии (религии предков) и призвать Бармака приехать в Балх и, тем самым, спасти людей. Бармак прибыл в Балх, где был радостно принят народом и назначен служителем храма Навбахор вместо своего отца. Он женился на дочери правителя Чаганиана, от которой у него родились трое сыновей - Хасан, Халид и Умар, и дочь по имени Умми Холид. Помимо этой женщины у Бармака были еще две жены из Бухары, от одной из которых у него родился сын Сулаймон ибн Бармак, а от другой - сын по имени Ибн Бармак и дочь по имени Уммулкосим [17, С. Ь].

«История Бармакидов» (Таърихи Баромака) гласит, что «когда ислам стал явным, и государство покинуло дом правителей Аджама, (Бармакиды) остались там (в Балхе), они хорошо знали устройство министерства, которое перешло к ним по наследству, и сами сочинили книги по формированию министерства. Когда их дети научились читать, писать и считать, тогда им дали эту книгу, чтобы они могли прочитать и изучить ее, и по характеру и во всех отношениях их сыновья стали подобно своим отцам» [17, 3]. Далее автор описывает начало отношений Бармака с Сулаймоном ибн Абдулмаликом Умави (715-718), которые являются одной из самых удивительных и невероятных историй. Тем не менее, становится ясно, что Бармакиды были связаны с халифатом в период

правления Омейядов, а затем в борьбе Омейядов и Аббасидов за халифат, Халид ибн Бармак, глава династии Бармакидов, присоединился к Абулаббасу Саффоху.

Халид ибн Бармак был одним из командующих армией Абумуслима в его битвах в Хорасане против правителей Омейядов. Ибн Асир рассказывает, что в 130 г.х./747-748 гг, «когда Абумуслим стал правителем Хорасана, Холид ибни Бармак был с ним» [7, 3246]. Хондемир пишет, что «в первые дни он (Халид ибн Бармак) был зороастрийцем и постоянно поклонялся огню в Навбахоре Балха» [5, 232]. Холид принимал участие во многих битвах против Омейядов и сыграл немаловажную роль в их свержении. В частности, Табари, описывая события 130 г.х. / 747-748 гг, пишет, что в битве Кахтабы ибн Шабиба (сподвижник Абумуслима) с Тамимом ибн Насром и Наби ибн Сувайдом, из сборщиков налогов Марвона Умави, Кахтаба отправил Мукотила ибн Хакима Акки с тысячей человек и Холида ибн Бармака с тысячей людей. Но в том сражении Мукотил и Холид Бармаки потерпели поражение, а когда Кахтаба пришел им на помощь, они одержали победу [11, 4034-4035].

Таким образом, сведения китайского монаха Сюань-цзана бесспорно свидетельствует о том, что накануне арабского завоевания Хорасана Навбахор был буддийским храмом и его ритуалы и обряды были связаны с поклонением буддизму. Бармакиды из знатной семьи Хорасана служили в храме Навбахар несколько поколений, прежде чем приняли ислам.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абулфазл Мухаммад ибн Хусайн Байхакй. Таърихи Байхакй. (История Байхаки). 4-тое издание. Подготовил к печати. Х. Хатиб Рахбар. Т.1. Тегеран: Из-во Махтоб, 1374. -391 с.

2.Али Акбар Деххудо. Лугатнома. Т.48. Под. редак. М.Муин. Тегеран, 1346 г.ш. -501-1066 с.

3. Ахмад ибн Яхя ал-Балазури. Футух-ул-булдон. Перевод О.Озарнуш. Тегеран: Интишороти

Бунёди фарханги Эрон, 1346. -467 с.

4.Бертолд Шпулер. Таърихи Эрон дар куруни нахустини исломй (История Ирана в первых исламских веках. Т.1. 4-ое издание. Тегеран: Издательство науки и культуры, 1373.-510 с.

5.Гиясуддин ибн Хумамуддин Хондамир. Таърихи Хабиб-ус-сияр (История Хабиб-ус-сияр). Т.2. Издание 4-тое. Тегеран, 1380. -824 с.

б.Зикриё ибни Мухаммад ибни Махмуди Кдзвинй. Осор-ул-билод ва ахбор-ул-ибод. Тарчумаи А. Шарафкандй. Техрон, 1366. -271 с.

7.Иззуддин ибни Асир. Таърихи комил. Т.7. Третье издание. Перевод С. Рухони. Тегеран: Асотир, 1383 х. ш. С.2841-3353.

8.Масъуди Абулхасан Али ибн Хусейн. Муруджу-з-захаб. Т.1. Тегеран: Илми ва фархангй, 1357. -785 с.

9.Муджмал-ут-таворих вал-кисас. Под. к печати М.Бахор. 2-ое издание. Тегеран, 1318. -527 с.

10.Мухаммад Джарири Табари. Таърихи Табари (История Табари). Перевод с арабского на персидский А. Поянда. Т.9. 5-ое издание. Тегеран: Асотир, 1375. С. 3759-4182.

11.Мухаммад Джарири Табари. Таърих-ур-русули вал-мулук. Книга 6. Перевод с арабского на перс. А. Поянда. Редак. Н. Амиршохи. Душанбе: Муассисаи давлатии Сарредаксияи илмии Энсиклопедияи миллии точик, 2014. -712 с.

12.Мухаммадхусайн Бурхон. Толковый словарь «Бурхони котеъ». Подготовка текста с предисловием и комментариями А. Нурова. Душанбе: Адиб, 1993. -416 с.

13.Мухаммади Чувайнй. Таърихи Ч,ахонкушои Чувайнй. Ч,илди 1. Тасхехи М. Кдз-винй. Техрон: интишороти Афросиёб, 1382. -290 с.

14.Низамулмулк. Сиасетнаме. Перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б.Н.Заходера. Москва-Ленинград: Из-во АН СССР, 1949. -379 с.

15.Саид Содики Саджджади. Таърихи Бармакиён (История Бармакидов). Тегеран, 1385 -488 с.

16.Сюань-цзан. Записки о Западных странах (эпохи) Великой Тан (Да Тан си юй йзи). Введение, перевод с китайского и комментарий Н.В. Александровой. Москва: Из-во Восточная литература, 2012. - 463 с.

17.Таърихи Баромака. Мукаддима: Ахбори Баромака. Чопи аввал. Ба эхтимом ва тасхех ва мукаддимаи таърихй ва адабии Мирзоабдулазимхони Гургонй, Техрон, 1313 х.х/1934. -368 с.

18.Х,асани Пирниё. Таърихи Эрони бостон (История древнего Ирана). Т.4. Тегеран, 1375. -С.2862-3019.

19.Худуд-ул-олам. Под. к печати А. Хасанов. Душанбе: Бухоро, 2014. - 588 с.

20.Худуд-ул-олам. Под. к печати М. Сутуда. Тегеран, 1362. - 252 с.

ХРАМ НАВБАХОР И БАРМАКИДЫ

В данной статье автор рассказывает об одном из древних храмов в Балхе, под названием Навбахор и его служителях - Бармакидах. Балх - один из древнейших городов в истории таджикской цивилизации, и недаром в исторических источниках этот город именуется «уммулбилод», т.е. мать городов. О принадлежности храма Навбахор к той или иной религии существуют разные сведения в исторических источниках. Одни авторы относят его к зороастризму, другие к буддизму. Судя по всему, этот храм был буддийским храмом накануне арабского завоевания. В этом храме служили Бармакиды из знатного рода Хорасана, от которого и взяли свою фамилию. Халид Бармакид, который был первым членом семьи Бармакидов, принявшим ислам, принимал участие в борьбе Абумуслима за приход к власти Аббасидов. На протяжении трех поколений династия Бармакидов занимала высокие посты, включая министерские в Аббасидском халифате.

Ключевые слова: Навбахор, зороастризм, буддизм, Балх, Хорасан, Бармак, Бармакиды, Манучехр, Ирадж, Гоштасб, Лохрасб, Сюань-цзан, Амударья, Абулаббас Саффох, Абумуслим, Халид ибн Бармак.

МАЪБАДИ НАВБАХ.ОР ВА БАРМАКИЁН

Дар ин макола муаллиф дар бораи яке аз маъбадхои бостонй дар Балх, бо номи Навбахор ва хидматгузорони он-Бармакиён сухан мекунад. Балх дар таърихи тамаддуни халки точик, яке аз шахрхои бостонй ба хисоб меравад ва бесабаб нест, ки дар сарчашмахои таърихй аз ин шахр бо номи «уммулбилод», яъне модари шахрхо ёд мекунанд. Дар бораи маъбади Навбахор, ки марбути кадом дину ойин аст, дар сарчашмахои таърихй ахбори мухталиф вучуд дорад. Иддае аз муаллифон онро марбути дини зардуштй ва иддаи дигар онро маъбади буддой зикр кардаанд. Якинан ин маъбад дар арафаи ишголи арабхо, маъбади буддой будааст. Бармакиён, ки аз хонадони ашрофи Хуросон буданд, дар ин маъбад хидматгузорй намуда, номи хонаводагии худро аз ин гирифтаанд. Холиди Бармакй, ки нахустин шуда аз миёни намояндагони хонадони Бармакй исломро кабул кард, дар муборизахои Абумуслим барои ба сари кудрат омадани Аббосихо ширкат кардааст. Хонадони Бармакй дар се насл макомхои баланд, аз чумла вазоратро дар хилофати Аббосиён ба ухда доштанд.

Калидвожщо: Навбщор, зардуштия, буддоия, Балх, Хуросон, Бармак, Бармакщо, Манучехр, Эрац, Гуштосб, Лщросб, Сюан-тсзан, Амударе, Абулаббоси Саффоу, Абумуслим, Халид ибни Бармак.

TEMPLE NAVBAKHOR AND BARMAKIDY

In this article, the author talks about one of the ancient temples in Balkh, called Navbakhor, and its attendants - the Barmakids. Balkh is one of the oldest cities in the history of Tajik civilization, and it is not for nothing that this city is called «ummulbilod» in historical sources, - mother of cities. There are different information in historical sources about belonging of Navbakhor temple to any religion. Some authors attribute it to Zoroastrianism, others to Buddhism. Apparently, this temple was a Buddhist temple on the eve of the Arab conquest. Barmakids from the noble family of Khorasan served in this temple, from which they took their surname. Khalid Barmakid, who was the first member of the Barmakid family to convert to Islam, took part in Abumuslim's struggle to bring the Abbasids to power. For three generations, the Barmakid dynasty held high positions, including ministries in the Abbasid Caliphate.

Key words: Navbakhor, Zoroastrianism, Buddhism, Balkh, Khorasan, Barmak, Barma-kids, Manuchehr, Iraj, Goshtasb, Lokhrasb, Xuan-tsang, Amu Darya, Abulabbas Saffoh, Abumuslim, Khalid ibn Barmak.

Сведения об авторе:

Ниязова Азиза Уктамовна-соискатель Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша. Адрес: 734025 г. Душанбе, проспект Рудаки, 33. Email: Aziza670302@mail.ru

Information about the author:

Niyozova Aziza Uktamovna- researcher of Institute of History, Archeology and Ethnography named after Ahmadi Donish. Address: 734025 Dushanbe city, Republic of Tajikistan, Rudaki Avenue, 33. E-mail: Aziza670302@mail.ru

УДК 9 (575.3)

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ

В 1918-1923 ГОДАХ5

АКРАМОВ М.И., Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша

Победа Октябрьской социалистической революции в России создало решаю-щие условия для установления Советской власти на национальных окраинах империи, в том числе на территории Таджикистана. Необходимо отметить, что центральная и южная часть современного Таджикистана входила в указанный период в Восточную Бухару, которая до 1923 года была охвачена гражданской войной и разгулом басмаческих бандформирований. Северный Таджикистан находился в составе Туркестанской Автономной Советской Социалистической республики, где Советская власть установилась 30 апреля 1918 года. Это определило то, что социально - экономические преобразования проходили на территории исторического Таджикистана неравномерно, по мере установления и укрепления Советской власти в тех или иных областях. В то

5 Статья написана на основе проекта «История таджикского народа» (Таджикистан в период Советского саюза), государственный регистратционный номер 0121TJ1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.