Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В VII-Х ВВ'

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В VII-Х ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТЬ / ИСЛАМСКИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ХОРАСАН / ДИНАСТИЯ / БАРМАКИДЫ / ТАХИРИДЫ / САФФАРИДЫ / САМАНИДЫ / ДОСТУПНЫЙ / НАСЕЛЕНИЕ / FEATURE / ISLAMIC / EDUCATION / KHORASAN / DYNASTY / BARMAKIDS / SAFFARIDS / TAHIRIDS / SAMANIDS / ACCESSIBLE / POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарифов Р.

Статья посвящена особенностям исламского образования в Хорасане (Афганистане) в VII-Х вв. В этот период были созданы все условия для развития исламского образования. Правящие династии: Бармакиды, Тахириды, Саффариды, Саманиды старались сделать образование доступным широким массам населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ISLAMIC EDUCATION IN KHORASAN (AFGHANISTAN) IN THE 7TH-10TH CENTURIES

The article is devoted to the features of Islamic education. During this time there were all conditions for development of Islamic education. The ruling dynasties: Barmakids, Tahirids, Saffarids, Samanids tried to make the system of education accessible to the masses of the population.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В VII-Х ВВ»

focus of attention.

In the new history of the Tajik statehood, the Founder of Peace and National Unity - Leader of the Nation, President of the Republic of Tajikistan, His Excellency Emomali Rahmon is considered one of those people who are always at the center of attention of members ofsociety and the creative intellectuals.

The author analyzed the formation of the image of the Leader of the Nation in the performance of the functions of the head of state as the Chairman of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan and the President of the Republic of Tajikistan. Emomali Rahmon came to power at a time when the foundations of the Tajik state were paralyzed, and there was a threat of the disappearance of the state and the split of the nation.

In that difficult situation, he served the post of the Chairman of the Supreme Council of the Republic of Tajikistan not only testified to Emomali Rahmon's sense of patriotism and responsibility, but also demonstrated his devotion to the people and the nation.

The activity of Emomali Rahmon as President of the Republic of Tajikistan presented his personality as an outstanding politician of international level. His leadership skills, being faithful to his word and striving for its fulfillment, constantly thinking about the country's prosperity, its peace and the well-being of the people, demanding a sense of responsibility and the ability to work from subordinates are considered among the characters ofEmomali Rahmon, which are the basis for forming his image as the Leader of the Nation.

Keywords: personality, society, nations, people, historical background, image formation, leadership, leader, responsibility, politician.

About the Author:

Okhunzoda Nasruddin, post-graduate student of the Department of Periodical Press at the Tajik National University. Tel: + 992-93-00-45- 00. E-mail: nasriokhun@mail.ru

CeedeHrn, об авторе:

Охунзода Насруддин, аспирант кафедры периодической печати ТНУ. Телефон: +992-93-00-45- 00; E-mail: nasriokhun@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В VII-Х вв.

Шарифов Р.

Таджикский национальный университет

Коренная связь традиционного образования с господствующей религией обусловливает необходимость анализа следующего этапа эволюции образовательной системы, связанного с исламизацией рассматриваемых территорий.

По мнению исследователей, арабское завоевание и как следствие распространение ислама на территории Ближнего Востока, Средней и Южной Азии оказало существенное влияние на дальнейшее развитие социально-политических систем государств, находящихся в этих регионах[1, с. 93].

Несмотря на миролюбивую основу самой религии, распространение ислама на указанной территории проводилось не самым гуманным путем и первоначально пагубно отразилось на состоянии образования и науки в целом. По свидетельству многочисленных арабо-персидских письменных и археологических источников, завоеватели, находившиеся на более низкой стадии развития, уничтожали или переделывали местные храмы в исламские мечети, истребляли носителей культурных традиций: жрецов, ученых, поэтов, сжигали библиотеки с зороастрийскими, буддийскими, манихейскими свитками. В городе Мерве после казни последнего сасанидского царя Йездигерда III в 651 г. была уничтожена богатейшая царская библиотека Сасанидов. В Хорезме, согласно Беруни, хорасанский наместник Кутайба ибн Муслим уничтожил хорезмийских писцов, мобедов, сжег их книги и свитки[2].Итогом арабского нашествия стало постепенная деградация уровня жизни людей и доисламской культуры, процветавших почти две тысячи лет, синтезировавших духовные ценности местной иранской цивилизации с индийской, ближневосточной и центральноазиатской[3, с. 6-7].

Негативное отношение к древнеиранским материальным и духовным ценностям, насильственная колонизация, исламизация идеологии, образа жизни и культуры, уничтожение

людских ресурсов и ослабление производительных сил и технологических достижений, лишение политической и духовной свободы вызвали в Хорасане и Мавераннахре в УП-Х вв. серию мощных массовых антихалифатских и антиисламских народных выступлений, восстаний и культурно-интеллектуальных движений[4, с.122].Урон, нанесённый образовательной системе, привел, в частности, к тому, что халифат стало нуждаться в грамотных чиновниках.

В итоге арабская военно-теократическая власть была вынуждена изменить политику правления в завоеванных восточных странах: Иране, Хорасане и Мавераннахре. Арабы начали привлекать персидскую, таджикскую и тюркскую военную и аристократическую знать к правлению в Халифате и Хорасанском наместничестве. На историческую арену выходят местные династии Бармакидов, Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, благодаря которым происходит возрождение этого региона, в том числе за счет заботы о том, чтобы сделать образование доступным более широким группам населения, чем прежде. Сохранившиеся прежние традиции тесно переплетаются с достижениями завоевателей и приводят к расцвету мусульманского образования в этом регионе[5, с. 118].

Заметную общественную роль в этом плане сыграл сам ислам, а также распространение арабского языка. Монотеистическая религия, культ единого Аллаха - ислам, от своих последователей требует среди прочего изучения разнообразных наук, для практического достижения в жизни правильной дороги и высших идеалов[6, с. 48]. Арабский язык, выступая метаязыком исламского мира, постепенно аккумулировал в себе лучшие достижения разума в ареале своего бытования. Благодаря этому народы, оказавшиеся в сфере арабского политического влияния достигли определенных успехов в области образование и культуры. Мусульманское образование сыграло видную роль в истории культурного развития не только Азии, но и Европы.

Сложившееся веками традиционное исламское образование разделяется на две системы: мактаб - как школа грамоты (начальное образование) и медресе- как школа науки[7, с.94].Начальная школа служила исключительно для религиозных целей: мактаб - место, где прежде всего уделяют место чтению «китаба» (в пер. с арабского «книга»). Впоследствии, уже при халифах-омейядах, возникают высшие школы - медресе, как место для чтении лекций («дарс» в пер. с арабского «урок») ученых, знатоков ислама и мусульманского права[8, с. 116117]. Важным элементом традиционного образования была карыхана. Она являлась своеобразным сочетанием учебного заведения и приюта-главным образом для взрослых людей, занимавшихся под руководством карыбаши заучиванием наизусть Корана[9, с. 47].

Содержание обучения в начальных мусульманских школах (мактабах) носило преимущественно религиозный характер и сводилось прежде всего к заучиванию наизусть выдержек из «Корана». Еще время оно предполагало, в отличие от зороастрийской системы образования, овладение навыками чтения и письма. К концу третьего года обучения учащиеся должны были уметь читать и писать, владеть навыками счета, знать наизусть Коран[10, с.31]. Другой степенью исламского образования была подготовка учащиеся .... коментари Корана. Еще одним отличием стало не только заучивание наизусть текстов из Корана, но и умение комментировать некоторые его положения.

В Мавераннахре и Хорасане было построено много мечетей, способствовавших пропаганде и укреплению позиций ислама. Культовые учреждения становятся не только местом богослужения, но и в ряде районов также средоточием общественной жизни, где собирались кружки факихов (законоведов) и т. п. Такими центрами, в частности, стали наиболее оживленные соборные мечети Герата и Балха. Общественно-религиозная жизнь и преподавание различных наук, главным образом богословских, происходили и в других культовых учреждениях. В X в. уже существовали специальные высшие учебные заведения общеобразовательного и богословского направления - медресе.

Некоторый перерыв в развитии культурных традиций в Систане, Герате и Балхе, наступивший в результате арабского завоевания, сменился в 1Х-Х вв. возрождением этих традиций. Особая роль принадлежала ученым, жившим и работавшим в районах, пограничных с Индией. Через них многие достижения индийской науки становились достоянием ученых всего Среднего и Ближнего Востока, а через них и Европы.

Следует отметить, что эпоха Саманидов - это расцвет культуры, образования и науки в целом. Чтобы дать толчок развитию науки и школ, Исмаил Самани, собирал при дворе лучших учёных, мыслителей, представителей различных отраслей науки. Основу эффективного управления государством правитель Исмаил видел в процветании школы, повышении роли воспитанияи образования. Его деятельность продолжили и другие правители этого государства[11, с.37].

Именно в эту эпоху многие древнеперсидские тексты были переведены на среднеперсидский язык. Более того в период Саманидов были собраны философские, педагогические, литературные, искусствоведческие произведения, народные поэмы всех ираноязычных народов. Следует заметить, что политика последней четверти IX и первой половины X века - времени, когда во главе государства стояли эмиры Исмаил и Наср II Саманиды была чрезвычайно дружелюбной, мирной и государство Саманидов расцвело как в политическом, так и в экономическом и культурном аспектах.

В IX в. сложился литературный язык «дари» (придворный), иначе «фарси» или новоперсидский, близкий к разговорным языкам двух родственных народов: персов и таджиков. Этот язык получил своё распространение на огромной территории, на нем писали и творили в Иране, Средней Азии, даже в Азербайджане ив сельджукской Малой Азии, а также в мусульманских государствах Индии. Нановоперсидском языке складывалась самостоятельная, независимая от арабской, литература персов, азербайджанцев и других народностей[12, с.57].

Большое значение развитию персидского языка уделяли представители Тахиридской династии. Тахир ибн Хусейн и его сын Абдаллах ибн Тахир Собирали при своем дворе писателей, поэтов и ученых, которые творили на родном для них языке - дари.

В К-Х вв. династия Саманидов сыграла решающую роль в централизации государственной власти. В этот период во всех сферах деятельности общества наблюдается динамичный рост. Прежде всего, появилось налаженная, хорошо организованная школьная система, долгий и систематический процесс обучения, что содействовало формированию великих личностей[12, с. 108-112].

Когда к власти пришла династия Саманидов (817-999), приостановился процесс арабизации народа. Для гениев науки и литературы были созданы условия, чтобы они свои произведения свободно создавали на родном языке, так как основатели династии Саманидов понимали, что без опоры на прошлое и добрые традиции своего народа нельзя достичь успеха.

Во многих центральных городах Мавереннахра и Хорасана были построены крупные медресе и мечети. Письменные источники свидетельствуют, что первое медресе появилось в Xв. в Бухаре, вблизи рынка Кафшудузон под названием Фаржак. В период правления Саманидов в махалле Дарваза Бухары для правоведов было построено медресе. Эти медресе в основном дали ученикам традиционное исламское образование.

Основным источником для расширенного изучения ислама считался тафсир - комментарии к Корану, а исламского правоведения - фикх, которая трактовала требования шариата[14, с. 54]. В этот период большим авторитетом пользовался тафсир в 14 томах, написанный на арабском языке Джафаром Табари. По указу Мансура ибн Нуха Самани в 962 г. эта книга была переведена с арабского языка на персидский.

Столица Саманидов - город Бухара стала основным центром развития и пропаганды учения ислама. В медресе этого города учились известные ученые-правоведы, судьи и имамы, в том числе такой известный правовед, как Абу Хафс Кабир Бухари. Абу Хафс Кабир был крупнейшим ученым, создавшим основы исламского законоведения. Как пишет Наршахи, благодаря его заслугам Бухара получила звание «Куббат ул-ислом»- «Купол исламской веры»[15, с. 12]. Абу Хафс Кабир написал целый ряд произведений, по различным аспектам исламского законоведения, включая такие как «Ал-Ахвоъ вал ихтилоф» («Легкомысленные рассуждения и разногласия »), «Ар-Радду алал-лафзийя» («Отпор верхоглядам») и др.Отправившись в далекие от Бухары исламские города, в частности в считавшийся тогда столицей исламской науки и культуры Багдад, он стал учеником имам Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани (ум.804 г.), который являлся видным учеником основателя ханафистского мазхаба, богослова, исламского законоведа, хадисоведа Абу Ханифы Нуъмона ибн Собита - Имама Аъзама (699, Куфа - 767, Багдада).

Главной заботой Саманидов было распространение ислама и усиление влияния мусульманского духовенства. Многие города Мовереннахра и Хорасана, включая такие, как Бухара, Самарканда, Хорезм, Ургенч, Мерв, Шираз, Исфаган, являлисьдуховными центрами ислама. В этих городах успешно функционировали богословские школы, собирались лучшие теоретики ислама со всего халифата, открывались религиозные школы - медресе, где готовились проповедники для всего халифата, причем в этом время медресе существовали только в Хорасане и Мавераннахре. (В Багдаде медресе открывается только в XI в.). Проповедь мусульманской религии достигла в Средней Азии таких высот, на которые она не поднималась даже в самом халифате[17, с. 119].

Следует отметить, что в 1Х-Х вв. обучение и воспитание ребёнка начинались в семье с самого его рождения. Родители, насколько позволял уровень их знаний и образованности, стремились обучать своих детей грамоте, приучали их учить наизусть стихи классиков персидско-таджикской литературы. Можно с уверенностью сказать, что многие дети шли в начальную школу, уже обученные в некоторой степени грамоте.

Что весьма важно, в начальных школах эпохи Саманидов обучение осуществлялось по специальным учебным программам. Например, имелась программа по обучению письму, запоминанию Корана и чтению художественной литературы.

В Х-Х1 вв. проведение учебных занятий осуществлялось в различных местах: начальные школы, соборные мечети, медресе, библиотеки, лавки, ханака - монастырь, обитель дервишей, суфа - широкое возвышенное место перед мечетью, медресе или домом, караван-сараи и рабаты (рабат - постоялый двор), дома ученых и др.Мечети с самого начала своего появления стали местом не только совершения культовых церемоний, в основном чтения молитв, но и местом учебных занятий.

Медресе в качестве высших учебных заведений в эпоху Саманидов в больших городах Хорасана и Мавераннахра насчитывалось большое количество, так как правители династии Саманидов уделяли серьезное внимание деятельности этих учебных заведений. Строились же медресе как государством, так и по инициативе и желанию отдельных личностей[18, с.21-22].

Обычно жилища больших ученых превращались в дома учёных. Ученые и вообще все жаждущие знаний собирались в таких местах и организовывали научные и литературные кружки. Именно таким в рассматриваемую эпоху были дома известных учёных, в числе которых были Абулаббас Зарари Балхи, Абумансур Мухаммад ибн Айям Самарканда, Абухамид Ахмад Ибн Исмаил, Абубакр Ахмад Ибн Исмаил, Хаким Нишапури, Абухамид Халаф и др., где собиралось множество ученых, любителей и поклонникових творчества, студентов, организовывались беседы, диспуты, дискуссии[19, с.32-33]. Там же велись занятия со студентами[20, с. 245-248].

Кроме того, большинство ученых, чтобы содержать семью, были заняты каким- либо другим делом и, используя подходящий момент, на своих рабочих местах также занимались обучением студентов. Медресе были не только научными заведениями, но и пристанищем для учащихся, прибывших издалека. Медресе имама Абу Хафаза Кабира аль-Бухари было мечтой многих исламских учёных и искателей знаний из разных стран. Заслуга этого медресе в распространении ислама среди населения Бухары и соседних тюркских народов была неоценима.

В целом можно отметить, что, несмотря на то что медресе сохраняли свое ведущее положение в системе образования как традиционные места обучения, круг учебных заведений в рассматриваемый период значительно расширился (дома учёных, лавки, караван-сараи, рабаты, ханака, суфии, корихона, далоилхона), что свидетельствует о расцвете науки и образования, увеличении разнообразия образовательных учреждений, путей и форм получения образования.

В период правления Саманидов функционировали три вида библиотек: личные, вакуфные и государственные. На территории государства Саманидов библиотек насчитывалось большое количество. По свидетельству исторических источников, в библиотеках работали переписчики, производители бумаг, которые стремились удовлетворить духовные запросы студентов, ученых и просто любителей книг[21, с. 56].

Согласно источникам, великому мыслителю Востока Абуали ибн Сино после успешного лечения эмира Нуха ибн Мансура Самани было разрешено посещать библиотеку «Сиван-ул-

хикмат», где он с увлечением изучал книги. Там он увидел большие комнаты, заполненные книгами. Об этой библиотеке Абуали Сина так рассказал своему ученику Абуубайду Джузджани: «Однажды у него (Нух ибн Мансур Саманида) и попросил разрешения посетить библиотеку его величества и заняться изучением и чтением книг по медицине, хранящихся там. Он разрешил, и я вошел во дворец, имеющий множество комнат, в каждой комнате друг на друге стояли сундуки, полные книг. В одной комнате хранились книги по арабским наукам и поэзии, в другой - книги по праву, и так в каждой комнате были размещены книги по той или иной отрасли науки. Затем, изучив каталог книг предшественников, я нашел в них то, в чём я нуждался. Я увидел книги, многие люди даже их названий не слышали, и я их не видел ни до и ни после. Я прочитал те книги, что мне нужно было, и понял степень знаний их авторов»[22, с.67-70].

В этой роскошной библиотеке хранилось более тысячи экземпляров книг по всем отраслям наук, которые были зафиксированы в определенном порядке в каталоге. К сожалению, эта библиотека в результате пожарабыла полностью уничтожена, и все редкие книги погибли в огне, превратившись в пепел.

Следует отметить что одновременно с дворцовой библиотекой в эпоху Саманидов функционировали и другие библиотеки. Так, например, Рудаки имел богатую библиотеку, в которой хранились ценные научные, религиозные, исторические книги. В исторических источниках упоминается, что Абуали ибн Снна, Махмуд Массох, Исмаил Захид, Абуабдуллах Носири, Абумансур Камари также имели личные библиотеки, которыми пользовались и ученые, и литераторы, и студенты[23, с.121-122].

Другой особенностью библиотечного дела эпохи Саманидов является существование книжных базаров. Как пишет Абуали ибн Сино, труд Абунасра Фараби «Шархе мобад-ут табна» («Комментарии метафизики») он купил на книжном базаре Бухары и, прочитав его, понял что он вызывает большие трудности для понимания[24, с. 5-13].

Следует отметить, что вблизи многих медресе существовали библиотеки, которыми пользовались ученые, преподаватели и учащиеся. Некоторые медресе городов Бухары, Самарканда, Газни, Нишапура, Балха, Мерва имели специальные вакуфные библиотеки. В эпоху Саманидов квартал Джуи Мулиян в Бухаре считался одним из основных центров обучения и воспитания, содействуя развитию и расцвету наук, педагогической мысли и просвещения.

Итак, можно отметить, что в 1Х-Х вв. происходит возрождение и расцвет образования, школьной системы, изучения языков. В обществе возникает духовно-интеллектуальная атмосфера, значительно повышается интерес и тяга молодежи к образованию и науке. Люди творческих сфер деятельности консолидируются при дворце Саманидов, где создавались необходимые условия для творчества, распространения знаний, обучения и воспитания молодых поколений.

ЛИТЕРАТУРА

1. См., например: Васильев Л. С. История религий Востока.М.,1983.С. 93.

2. Бируни. Осор-ул бокия. (Памятники минувших поколений).-Душанбе., 1990. С.

3. История таджикского народа. Т. II. С.6-7.

4. Бартольд В. В. Ислам // Соч. Т. VI. М., 1966. С. 112.

5. Наршахи. Н.История Бухары/ пер. Н. С. Лыкошина. Ташкент, 1897. С. 118.

6. Фон Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258).М., 1986.С. 48.

7. Фон Грюнебаум Г. Э.Указ. соч. С. 94.

8. Остроумов Н. П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае. СПб., 1906. С. 116-117.

9. Бендриков К. Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924 гг.). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 47.

10. Фон Грюнебуам Г. Э. Указ. соч. 131.

11. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / пер. с араб., комментарии, исследование, указатели и карты Наили Велихановой. Баку: Элм, 1986. С. 37.

12. Мец А. Мусульманский ренессанс. М. Наука, 1973. С. 57.

13. Негматов Н. Н. Государство Саманидов. С. 108-112.

14. Наршахи А.Таърихи Бухоро. С. 54.

15. Наршахи Мухаммад. История Бухары / пер. Н. Лыкошина. Ташкент. 1897. С. 12.

16. Там же.

17. Масъуди Али ибн ал-Хусайн. Муруч-уз-захаб /пер. А. Поянда.Тегеран: Илми ва фарханги, 1387.Т. 2.С. 119.

18. Худуд-ул-олам мин-ал-машрик ила-л-магриб(Худуд ал-алам мин ал-машрик илал магриб) / под ред. Манучехр Ситуда. Тегеран,1362.С. 21-22.

19. Райнов Т. И. Великие ученые Узбекистана IX-X вв. Ташкент, 1943. С. 32-33.

20. История таджикского народа. Т. II. С. 245-248.

21. Абдуллоев С. Амир Исмоили Сомони (Эмир Исмоил Сомони). Худжанд, 1998. С. 56.

22. Ибн Сина. Донишнамэ / пер. и предисл. А. М. Богоутдинова. Сталинабад, 1957. С. 67-70.

23. Там же. С. 121-122.

24. Абу Али ибн Сина. Жизнеописания Абу Али ибн Сина // Здравоохранение Таджикистана. 1977. № 3. С. 5-13.

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В VII-Х ВВ.

Статья посвящена особенностям исламского образования в Хорасане (Афганистане) в VII-Х вв. В этот период были созданы все условия для развития исламского образования. Правящие династии: Бармакиды, Тахириды, Саффариды, Саманиды старались сделать образование доступным широким массам населения.

Ключевые слова: особенность, исламский, образование, Хорасан, династия, Бармакиды, Тахириды, Саффариды, Саманиды, доступный, население.

FEATURES OF ISLAMIC EDUCATION IN KHORASAN (AFGHANISTAN) IN THE

7TH-10TH CENTURIES

The article is devoted to the features of Islamic education. During this time there were all conditions for development of Islamic education. The ruling dynasties: Barmakids, Tahirids, Saffarids, Samanids tried to make the system of education accessible to the masses of the population.

Keywords: feature, Islamic, education, Khorasan, dynasty, Barmakids, Saffarids, Tahirids, Samanids, accessible, population.

Сведения об авторе:

Шарифов Р. доцент кафедры история древнего мира, средних веков и археологии Таджикского национального университета, тел: +992988648136, е-mail: rahmon6060@mail.ru

About author:

Sharifov R. Associate Pofessor in the Department of History of the Ancient World, Middleages and Archaeology of Tajik National University, tel.: +992988648136, е-mail: rahmon6060@mail.ru

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ГИДРОЭНЕРГЕТИКА ТАДЖИКИСТАНА: ГЕОГРАФИЯ ИХ РАЗМЕЩЕНИЯ

Ганджов П.

Росийска Таджикский университет

В данной статье рассматривается история изучения и развития топливно-энергетических ресурсов и гидроэнергетики Таджикистана. Автор подробно изучает и анализирует исследование природных и ископаемых ресурсов на территории современного Таджикистана, а также их сегодняшнее потенциальное состояние для дальнейшего их применения. В статье приводятся примеры, где дается схематический анализ о состоянии топливно-энергетических ресурсов и гидроэнергетики Таджикистана на сегодняшний день.

До формирования народовластия на территории современного Таджикистана, фактически, ни правящие классы, ни тем более малограмотное население не знали о неисчерпаемом природном богатстве этой многострадальной земле таджиков. Оказывается, что бесценная таджикская земля была неисчерпаема топливно-энергетическими ресурсами, нефтью, газом, гидроресурсами, а также солнечной энергией, которые сыграют ведущую двигательную роль в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.