Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В ХI-ХVII ВВ.'

ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В ХI-ХVII ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ИСЛАМСКИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ХОРАСАН / ГАЗНЕВИДЫ / СЕЛЬДЖУКИДЫ / ГУРИДЫ / ТИМУРИДЫ / ШКОЛЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ЦЕНТР / НАУКА / ВОСТОК / ЗАПАД / EVOLUTION / ISLAMIC / EDUCATION / KHORASAN / GAZNEVIDS / SELJOUKIDS / GURIDS / TIMURIDS / SCHOOLS / UNIVERSITY / CENTER / SCIENCE / EAST / WEST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарифов Р.

В статье говорится об эволюции исламского образования в Хорасане (Афганистане) в ХI-ХVII вв. Автор рассматривает историю эволюции исламского образования при таких династиях как Газневиды, Сельджукиды, Гуриды и Тимуриды. В период правления этих династий были образованы школы и университеты, которые стали центрами науки, не только на Востоке, но и на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF ISLAMIC EDUCATION IN KHORASAN (AFGHANISTAN) IN THE 11TH - 17TH CENTURIES

The article tells about evolution of Islamic education in Khorasan in the 11th - 17th centuries. The author examines the history of Islamic education under such dynasties as Gaznevids, Seljoukids, Gurids and Timurids. During their rules schools and universities were started, which were the centers of science, not only in the East, but also in the West.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В ХI-ХVII ВВ.»

государственной службы и укрепления государства, в целом за данный период.

Ключевые слова: независимость, Таджикистан, развитие, совершенствование, государственное управления, государственная служба, президент, государственные служащие, государственность, органы управление, управления государсвенной службы, достижения, укрепление.

PERFECTION OF PUBLIC ADMINISTRATION AND CIVIL SERVICE IN THE TAJIKISTAN IN THE YEARS OF INDEPENDENCE

The article considers history offormation and perfection public administration and civil service in the Republic of Tajikistan in years of independence. Discussed questions of perfection and development of administrative authorities in 20 years of independence. Underlined the role of Civil Service Department of the Prezident of the Republic of Tajikistan in the formation of legistlation, perfection of civil service and strethening state for this period.

Keywords: independence, Tajikistan, development, prezident, perfection, civil servants, state system, administrative authorities, civil service department, achievment, strethening.

Сведения об автора:

Ализода Б. П., кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института государственного управления и государственной службы при Президенте Республики Таджикистан, 734003, Душанбе, ул. Саид Носир, 33, тел. (+992 37) 228. 9151. E-mail: [email protected]

About the author:

Alizaoda B.P. - candidate of philological sciences, senior researcj scientist of Public Administration and Civil Service Institute under the President of the Republic of Tajikistan, 734003, Dushanbe, 33 Said Nosir str., Tel. (+992 37) 228. 91 51. E-mail: b.p. alizoda63@mail. ru

ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В

ХЪХУП вв.

Шарифов Р.

Таджикский национальный университет

После падения государства Саманидов и прихода к власти Газневидов значительная часть библиотек Бухары и Самарканда и других культурных центров была привезена в город Газны, столицу Газневидов. Газневидские правители, продолжая традиции Саманидов, приложили немало сил в строительстве школ, медресе и библиотек. По словам известного исламского историка Утби, Султан Махмуд Газневи рядом с соборной мечетью города Газни построил большое медресе и богатую библиотеку. В этой библиотеке хранилось несколько тысяч ценных книг (рукописей), переписанных красивым каллиграфическим почерком и украшенных прекрасными орнаментами. Все эти библиотеки, как и много тысяч мечетей, медресе, дворцов, торговых рядов и других уникальных архитектурных и культурных памятников, были безвозвратно утеряны во время монгольского завоевания. В целом Махмуд Газневид превратил Газну в одну из самых блестящих столиц своего времени. Она была не только административным, но и крупным торговым центором, привлекавшим купцов из близких и далеких стран. Стремясь прослыть меценатом, в перерывах между воеными походами, Махмуд Газневид держал при дворе поэтов и историков-летописцев, которые должны были прославлять его деяния. В столице проживали также, хотя и не всегда добровольно, выдающиеся ученые того времени. Усматривая в их присутствии украшение своего двора, он привлекал их разными способами, не останавливаясь перед грубым насилием. Так, покорив в 1017 г. Хорезм, Махмуд приказал привезти в свою столицу хорезмских ученых, в числе которых был и великий энциклопедист Абу Райхан Бируни. Последние 30 лет своей жизни он провел при Газневидском дворе, и все его сочинения написанные в этот период были так или иначе связанны с военно-политическими событиями этого государства[1].

Наряду с привлечением с своему двору большого количества великих ученых, большое внимание Махмуд Газневи уделял развитию художественного слова.При Газневидах

придворная поэзия достигла значительного развития. Главой поэтов при дворе был прославленный поэт, обладатель почетного титула «царя поэтов» («малик аш-шуаро») Абу-л-Касим Хасан ибн Ахмад Унсури, который принимал участие во многих походах Махмуда Газневида. Также следует отметить таких придворных поэтов, как Абул Хасан Али ибн Джулуг Фаррухи (ум. в 1037/38 гг.) и Абу-Наджм ибн Кавус ибн Ахмед Манучехри (ум. в 1041 г.). И конечно же необходимоособо выделить великого поэта создателя бессмертного произведения «Шахнаме» Абул Касима Фирдоуси[2].

С приходом к власти Газневидов уровень образования также держался на высоком уровне. Махмуд Газневи тратил значительные средства на строительство мечетей и медресе. Байхаки пишет, что только в одном Хатлоне существовало двадцать медресе и обеспечивалось за счет земель вакфа. Махмуд Газневи в годы своего царствования назначил управляющим медресе Хатлона Бусадик Табони, который одновременно выполнял обязанности кази Хатлона. Другое, более известное медресе в этот период, располагавшееся в Газне, связано с именем Абусоле; Табони (из рода Табони).

В эпоху правления Сельджукидов большая роль в урегулировании нестабильного политического положения, налаживании двусторонних просветительских и культурных связей между Мавераннахром и Хорасаном принадлежала ученым, теологам, поэтам, т. е. наиболее эрудированным личностям того периода. Именно ученые и мастера пера были посредниками при установлении культурных связей между странами. С установлением взаимопонимания и взаимоотношения между народами этих мест заметно упрочились мир и дружба во всем регионе. Добрососедские отношения между населением этих краев стали фактором, благоприятно сказывающимся на развитии знания, поэзии и литературы.

В укреплении двусторонних политических и культурных связей между Хорасаном и Мавераннахром важную роль сыграл также административный управленческий аппарат, во главе которого стоял вазират (министерство). Государство Сельджукидов было основано на системе государственного устройства Газневидов. Это сходство подтверждается сравнением сельджукидских диванов с диванами эпохи Газневидов. Основным фактором упрочения газневидского управленческого аппарата в государстве Сельджукидов являлись визирь и другие сотрудники административного аппарата, которые находились в его подчинении и до образования государства Сельджукидов являлись официальными служащим и управленческого аппарата государства Газневидов[3, с. 36].

Создав огромную империю, правители государства Сельджукидов заложили основу для расцвета духовной культуры и возрождения высоких традиций прошлых эпох. В этот период столицы Мавераннахра и Хорасана становятся центрами науки и культуры. В Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Мерве и Герате, в эти времена, трудилось множество ученых, поэтов архитекторов, искусных ремесленников и людей других творческих профессий. Для расцвета науки и искусства в Хорасане много сделал визирь Сельджукидов Низам аль-Мулк, как государственный деятель и ученый. Он понимал огромную роль знания в духовном развитии государства. Низам аль-Мулк стремился превратить города Хорасана и Мавераннахра в центры научной мысли. По его указу были построены несколько знаменитых медресе и школ.[4, с. 15]

Наиболее известный сельджукский визирь Ходжа Низам-ал-мульк Туси сыграл огромную роль в упрочении мирных связей между двумя государствами. Благодаря его влиянию в государственном административном устройстве Сельджукидов была применена система управленческого аппарата Газневидов.

В период правления Сельджукидов особая роль в политической и культурной жизни мусульманского общества зачастую принадлежала улемам. Кадии, факихи, хатиби, праведники, являясь носителями универсального авторитета, признаваемого всеми слоями общества и политическим и силами, тем самым часто представляли собой наиболее удачные кандидатуры для посредничества в политических конфликтах.

В XI в. основное влияние на формирование научных взглядов в государстве Сельджукидов оказывал Низам аль-Мульк. Визирь был одно временно и выдающимся государственным деятелем, и одаренным писателем. Он родился в Тусе в 1019 г.;в 42 года Алпарслан сделал его визирем. Благодаря тому, что Низам аль-Мульк отдавал предпочтение персидскому языку, он стал значительно шире использоваться в официальной переписке. Самым важным из его трудов стал труд об управлении «Книга о правлении»,который он подготовил для своего ученика, будущего султана Малик-шаха.В нем советы практического плана он чередовал с

глубокими размышлениями о характере и сущности управления. Недовольствуясь тем, что сам был писателем, он задался целью привлечь ко двору выдающихся мастеров литературы.

Первым среди них был Омар Хайям, на Западе его знают главным образом как автора завоевавших всемирную славу четверостиший, опубликованных на английском в прекрасном переводе Фитцджеральда. Несмотря на все достоинства его стихов, современники Хайяма считали их, чуть ли не милым чудачеством гения, желавшего позабавить друзей. В век, когда особое значение придавалось математике, и не только потому, что она считалась начальной ступенью в миро культурных знаний, Хайям стоял в одном ряду с первыми математикам и тех времен. Именно в этом качестве Низам ал-мульк привлек его ко двору Алпарслана, где Хайям получи в свое распоряжение оснащенную современным по тем временам оборудованием обсерваторию. Выполненные там вычисления и наблюдения дал и поэту возможность внести значительные изменения в существовавший тогда календарь; созданным им календарем стали пользоваться с наступлением в Иране нового, 1079 г.; в настоящее время он известен под названием календаря Сельджукидов.

Интересы Низам аль-Мулька выходили далеко за пределы дворца. Он задался целью повысить уровень образованности народа, для чего старался всячески убедить людей, обладавших необходимым и знаниями, начать преподавать юриспруденцию и геологию. Он призывал их к этому во многих своих публичных выступлениях и пытался привлечь их, повышая жалованье учителям, открывая специально для них библиотеки и осыпая их наградами. В итоге ему удалось убедить самых выдающихся людей того времени посвятить себя профессии учителя. Затем, желая сделать изучение наук более доступным, он начал реорганизовывать образовательные учреждения: многие религиозные семинарии, бывшие до того момента единственными учебными заведениями в империи, он преобразовал в государственные школы, в которых стали изучать широкий круг предметов. Затем он добился, чтобы работавшим там преподавателям платили жалованье в соответствии с фиксированной шкалой, а также чтобы нуждающимся студентам выделяли государственные субсидии. Наконец, он построил в Багдаде университет, названный в его честь Низамийя. Визирю удалось уговорить ведущих ученых исламского мира, в том числе прекрасно образованного и благочестивого Абу Хамида Мухаммада аль-Газали, преподавать в этом университете.

За тридцать лет службы Низама аль-Мулька в качестве визиря Сельджукидов укрепилось государство, наступила эпоха блестящих военных побед. Одной из наиболее значимых заслуг Низама аль-Мулька можно считать его инициативу по строительству учебных заведений (медресе) на под контрольных ему территориях. За короткий срок было построено большое их количество. Практически в каждом более или менее крупном городе было построено учебное заведение. Они вошли в историю как медресе «Низамия». Устраивались специальные аудитории для отдельных ученых. Например, такая аудитория была организована в Насафе для ученого багдадской школы мутазилитов уроженца Балха Абулкасима Каъби (ум. в 931 г.). Помимо устройства аудиторий для отдельных ученых, в X в. заботились и о преемственности преподавания, устраивая постоянные курсы при больших мечетях (своего рода богословские факультеты) или медресе. Такие медресе были в Бухаре (медресе Фараджека, сгоревшая при пожаре 937 г.), Нишапуре, Мерве. В них, по данным аль-Мукаддаси, каждому преподавателю было назначено содержание. В Бухаре имамом и ученым Абу Хафсом (ум.в 832 г.) была основана ученая школа, сыгравшая значительную роль в распространении научных и богословских знаний[5, с. 221-230].

Из среды религиозных деятелей выдвигаются значительные ученые - богословы, комментаторы, законоведы, среди которых были самаркандские шейхи философы-богословы Абумансур Матуриди (ум. в 944-945 или 946-947 г.) и Абулкасим Самарканда (ум. в 953 г.), а также Абухотам Мухаммад ибн Самарканда (ум. в 965 г.), Абулайс Мухаммад Самарканда (ум. в 984 г.), Абдуррахман Нисои (ум. в начале X в.), Абубакр Мухаммад ибн Манзар Нишапури (ум.в 929 г.), Мухаммад ибн Али Каффол Чачи (ум. в 976 г.), Абухамид Исфараини (ум. в 981 г.), Абузайд Ахмад ибн Сахл Балхи (ум. в 941 г.). Другой ученый-законовед и богослов, хорасанец Абдулхасан Мухаммад ибн Суфьян Келимати (ум.в 961 г.), долгое время жил в Нишапуре и Бухаре, а затем отправился в качестве мусульманского миссионера в страну тюрок к их «хану ханов».

Основной формой обучения в этот период были небольшие кружки, которые назывались халка, численность учащихся в которых варировались от нескольких до 30 человек. Каждая группа называлась по имени преподавателя. В каждой мечети существовало несколько таких групп, в зависимости от состояния и величины самой мечети, в которых изучали от Корана до

разнообразных наук. В качестве таковых можно назвать учебные группы под руководством Абумухаммад Абдулло Хувейни в Нишапуре, Абутуроб Абдулбаки Марогии Абуабдуллох Таббози и т.д. Зачастую они образовывались по приказу эмиров или султанов.Например, когда Имам Абдуллах Халим пришёл к Нишапуру, газневидский султан приказал организовать в Нишапуре учебные группы.Плату вносили некоторые благодетели учереждений или сами организаторы[6, с. 89-110].

Большое количество медресе существовало в городах Таликон, Нишапур и Сабзаворе. Часто медресе строили сами ученные люди на свои средства, к примеру ученый-богослов Нишапури, ибн Фаврак, Имам Харамайн Джувейни и Газзоли. В этих медресе изучали науки великий поэт Саади Шерази, имом Ахмад Газзоли и другие. В медресе большое место занимала библиотека, были устроены специальные помещения для обучения, а также для работников учреждения[7, с. 118-122].

Эти традиции продолжались в период правления Гуридов. Образование играло большую роль в крупных городах таких, как Газна, Балх, Бухара, Герат, Гур, Кабул и Буст.В столице Гуридов городе Фирузкухе, при дворе жили и работали прославленные ученые того времени, например Мубарак-шахи Марваруди, поэт, который писал на арабском и персидском языках. Он возглавлял специальное учреждение, где собирались поэты и ученые, имелись библиотека и зал, в котором ученые работали над книгами, а «простые люди» развлекались игрой в шахматы.Из числа величайших ученых того времени следует отметить также Джузджони, автора труда «Табакот-и Носири», основного источника по истории государства Гуридов[8, с. 29].

Расцвет и развитие феодальных и торгово-экономических отношений, науки и культуры, превратившие этот регион в один из передовых того времени, было приостановлено нашествием монгольских войск во главе с Чингисханом. Оно стало катастрофой, сопровождавшейся огромными разрушениями и хищническим уничтожением производительных сил. Было уничтожено огромное количество населения, разграблены и уничтожены города, медресе и библиотеки, убито большое количество ученых и просвещенных людей той эпохи.

Для восстановления региона понадобилось длительное время и людские ресурсы, однако при этом часть городов, каналов и арыков, а также прежний уровень образования не был до конца восстановлен.

В Систане, как и в других завоеванных монголами областях и странах, хозяйственная жизнь была надолго подорвана, в результате массовых убийств и увода части населения в рабство сократилось численность населения[9, с. 56-61].

На всех территориях нынешнего Афганистана, к последствиям завоеваний монгольских феодалов можно отнести, с одной стороны убыль населения и упадок оросительной системы, а сдругой- рост кочевого скотоводства. Именно в этот период на эту территорию приходят новые племена, сформировавшиеся впоследствии в многочисленые народности, которые стали играть значительную роль в новой и новейшей истории Афганистана.

Следует отметить, что западная часть современного Афганистана (Сиистан и Гератская область) была восстановлена быстрее, чем Кабул, Газна и Балх. Именно по этой причине повсеместное распространение образования и науки в последующие периоды сконцентрировалось в основном в больших городах.

Во времена Тимура и Тимуридов был возрожден Мервский оазис, находившийся в запустении с нашествия войск Чингисхана, частично восстановлен торговый путь в Китай, проходивший из Ирана и Индии через Герат и далее через Мерв или Балх в Самарканд, а затем в Тараз. Были восстановлены и построены новые караван-сараи на торговых путях. Подъем сельского хозяйства, торговли и экномики повлиял также и на развитие образования и науки.

В годы правления Тимура и его наследников (Х1У-ХУ вв.) крупным научным центром стал Герат, город мыслителей, поэтов, художников. С Гератом связанно творчество амира Хусейна и шейха Махмуда Шабестари, Садриддина Хатиба Рубьии ибни Ямина Фарьюмади. Герат дал приют многим известным ученым, врачами, художникам и среди них знаменитому рисовальщикам Камалиддину Бехзаду и Касиму Али, основателям знаменитой гератской школа миниатюр. Здесь жил и творил родоначальник узбекской поэзии великий поэт и мыслитель Алишер Навои.

Гератские медресе ХУ-ХУ11 вв. были крупными центрами научных знаний. Здесь составлялись гороскопические и астрономические календари, проводились исследования в

области математики, наблюдения за небесными светилами[10, с. 39]. В середине ХУШ в. одним из центров культуры Афганистана стал город Кандагар. Здесь стала формироваться и развиваться литература на языке пушту. Большую заслуга в этом принадлежит видному литератору и мыслителю Сайдал-хану, а также знаменитой поэтессе Зейнаб, которую называли светом науки и просвещения. Начальное образование она получила дома, потом занималась самостоятельно, овладела многими науками, превзойдя своими познаниями немало ученых мужей. Зейнаб прекрасно знала мусульманское законоведение, астрономию и медицину. Пожалуй, наибольшую славу принесло ей литературное творчество. Она- автор ярких, глубоко лирично и проникнутых философскими раздумьями поэтических произведений на языке урду.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Распространение ислама вследствие арабского завоевания территории современного Афганистана двояко отразилось на состоянии образования. С одной стороны, наблюдается явная деградация сложившейся в предыдущий период системы образования. С другой стороны, предписания ислама познавать мир, распространение арабского языка, формировавшего единое культурное и образовательное пространство, способствовали не только восстановлению образовательного потенциала, но и значительному его укреплению и обогащению. Привлечение к управлению местных династий крайне благоприятно сказалось на развитии образования: возобновилось стремление молодежи к получению образования, росла сеть образовательных учреждений. Особо следует подчеркнуть, складывание новоперсидского языка дари (фарси), который используется в процессе домашнего образования с использованием персидско-таджикской литературы. Время правления династии Сасанидов может быть определено как эпоха наивысшего расцвета образования. Повышенное внимание правителей династий Газневидов, Сельджукидов, Гуридов к развитию образования обусловили политический успехи их государств.

Выявлено, что наряду со специальными образовательными учреждениями (школы, медресе) образование осуществлялось и там, где сочетались культовые и образовательные функции (мечети, монастыри), а также там, где оно могло осваиваться лишь попутно (лавки, рабаты). Невозможно переоценить роль библиотек как хранителей и распространителей знания. Полноценные образовательные центры функционировали только там, где существовала обширная библиотека универсальной направленности.

Анализ источников позволил выявить вклад отдельных представителей науки и образования в становление и развитие школы того периода, очертить географию образовательных центров, ставших форпостом формирования персо-таджикской педагогической мысли.

Развитие образования народов, населявших территорию Афганистана, оказывало позитивное влияние на уровень культуры завоевателей - арабов, которые активно заимствовали достижения подчиненных народов и по их примеру создавали центры науки и просвещения.

Нашествие войск Чингисхана имело катастрофические последствия, но достигнутый к тому времени высочайший уровень науки и образования народов, проживавших на территории современного Афганистана, позволил относительно быстро восстанавливать его, часто на основе всё шире распространявшегося в это время в культурной среде языку пушту.

Итак, за короткий период времени школы и университеты, возникшие на основе религиозных школ, превратились в средоточие мировой науки, долгое время игравшие главную роль не только на Востоке, но и Западе. Они смогли не только развить все позитивные стороны религиозного традиционного образования Востока, но и превратить его в сокровищницу мирового образования.

В рассматриваемый период сложилась экономическая модель, обеспечившая расцвет образования и науки. В ее основе лежала забота правительства об открытии и поддержании функционирования образовательных учреждений. Преподавательский состав должен был получать гарантированное финансовое обеспечение, а обучающиеся - материальную поддержку.

ЛИТЕРАТУРА

I 1. Анвари Сулаймон. Девони истифо дар хукумати Газнавиён ва Салчукиён. (Диван истифа в правительств | Газневидов и Сельджукидов.) Тегеран, 1352.29с.

2. Браун Эдуард. Таърихи адабиёти Эрон. Аз Фирдавсй то Саъди. (История литературы Ирана. От Фирдавси до Сади.) / тарчумаи Фатхуллои Мучтабой. Тегеран: Марворид, 1373.464 с.

3. Икбол Аббос. Вазорат дар ахди салотини бузурги салчукий. (Министерства в период великих сельджукидских султанов.) Тегеран, 1338. С. 36.

4. Заходер Б. Н. История восточного средневековья (Халифат и ближний Восток). М., МГУ, 1944. С. 15.

5. Приводится по: Шнайдер Р. Политические центры и художественные силы в сельджукском Иране. Проблемы перехода // Мусульманский мир. 950-1150. М.: Наука, 1981. С. 221-230.

6. Буллиет Р. В. Религиозно-политическая история Нишапура в XI в. // Мусульманский мир. 950-1150. М., 1981. С.89-110.

7. Язбердиев А. Великий сельджукский султан Тогрулбек туркмен и мусульманские библиотеки // MIRAS. № 3. 2005. С. 118-122.

8. Акикуллох Пажвок. Гуриён. (Гуриды.) Кобул, 1349. С. 29.

9. Грусе Руне. Имперотурии сахронавардон (Империя кочевников) / пер. Абдулхусайн Майкада. Тегеран, 1368. С. 56-61.

10. Абдулазизи Ризо. Таърихи даххазорсолаи Эрон. Аз силсилаи Газнавиён то инкирози Сафавия. (Десяти тысячелетняя история Ирана. От Газневидов до упадка Сефевидов.) Тегеран: Поиз, 1368. С. 39.

ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОРАСАНЕ (АФГАНИСТАНЕ) В

XI-XVII вв.

В статье говорится об эволюции исламского образования в Хорасане (Афганистане) в XI-XVII вв. Автор рассматривает историю эволюции исламского образования при таких династиях как Газневиды, Сельджукиды, Гуриды и Тимуриды. В период правления этих династий были образованы школы и университеты, которые стали центрами науки, не только на Востоке, но и на Западе.

Ключевые слова: эволюция, исламский, образование, Хорасан, Газневиды, Сельджукиды, Гуриды, Тимуриды, школы, университеты, центр, наука, Восток, Запад.

EVOLUTION OF ISLAMIC EDUCATION IN KHORASAN (AFGHANISTAN) IN THE

11th - 17th CENTURIES

The article tells about evolution of Islamic education in Khorasan in the 11th - 17h centuries. The author examines the history of Islamic education under such dynasties as Gaznevids, Seljoukids, Gurids and Timurids. During their rules schools and universities were started, which were the centers of science, not only in the East, but also in the West.

Keywords: evolution, Islamic, education, Khorasan, Gaznevids, Seljoukids, Gurids, Timurids, schools, university, center, science, east, west. Сведения об авторе:

Шарифов Р. доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и археологии Таджикского национального университета, тел: +992988648136, е-mail: rahmon6060@mail. ru About author:

Sharifov R. Associate Pofessor in the Department of History of the Ancient World, Middleages and Archaeology of Tajik National University, tel.: +992988648136, е-mail: rahmon6060@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.