УДК 94(3) ББК 63.3 (543.0)4
О ПРЕДПОСЫЛКАХ И НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПОХОДОВ ГУРИДОВ В ИНДИЮ (1175-1191 гг.)
ДАР БОРАИ ЗАМИНАЛО ВА МАРХ,ИЛАХ,ОИ АВВАЛИ ЛАШКАРКАШИИ ЕУРИЁН БА ХИНД (1175-1191)
ON PREREQUISITS AND INITIAL STAGES OF GURIDS^ TO INDIA (1175-1191)
Шарипов Мухаммад Маруфович, соискатель кафедры истории таджикского народа ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Sharipov Muhammad Marufovich, claimant for candidate degree of the department of the history of the Tajik nation under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Шарипов Мухаммад Маъруфович,
унвончуи кафедраи таърихи халци тоцики ДДХБСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Ключевые слова: Гуриды, Индия, раджа, исторические источники, этапы военных походов, военно-политическое соперничество
Впервые в таджикской историографии подробно освещаются факты, обусловившие начальный этап нашествия Гуридов в Индию. Использованы средневековые персидско-таджикские сочинения: «Табацоти Носирй» («Насыровы разряды») Минходжи Сироджа Джузджани (середина XIII в.), «Достони турктозони Хинд» («Сказания о набегах тюрков в Индию») Мирзо Насруллахана Фидаи (XVII в.) и т.д. Также использованы труды отечественных и зарубежных авторов. Обосновано, что Гуриды в результате военных походов в Индию положили конец правлению династии Газневидов. Выявлено, что Кутбиддин Айбек, один из военачальников Шихабуддина Гурида, в 1206 году на базе завоеваний Гуридов основал Делийский султанат - первое мусульманское государство в Индии, где в течение ста лет правила гуридская династия Шинасбенидов.
Калидвожа^о: Гуриён, Хиндустон, роца, сарчашмауои таърихй, маруилауои лашкар-кашй, зиддияти уарбй-сиёсй
Дар мацола бори нахуст дар таърихнигории тоцик ба сабабуо ва маруилауои аввали лашкаркашщои Гуриён ба сарзамини Хинд муфассал равшанй андохта шудааст. Хангоми таълифи мацола муаллиф ба сарчашма^ои хаттии муътамади асримиёнагй, аз цумла «Табацоти Носирй»-и Мищоц Сироци Чузцонй (миёнаи асри ХШ)«Достони турктозони Хинд»-и Мирзо Насруллохони Фидой (асри XVII ва г. такя намуда, масъалаи мазкурро баррасй намудааст. Инчунин муаллиф асаруои муаррихони муосири ватанй ва хорициро низ мавриди истифода царор додааст.
Султонуои Гуриён дар натицаи юриш^ои уарбии худ ба Хинд ба уукмронии сулолаи Газнавиён хотима бахшида, дар ин минтаца давлати абарцудратро таъсис доданд. Яке аз сарлашкарони Шиуобуддини Гурй -Кутбуддин Ойбек соли 1206 султонии Де^лиро барпо намуд. Он нахустин давлати мусулмонй дар Хинд маусуб меёбад ва зиёда аз сад сол арзи вуцуд кардааст.
Key words: Gurids, India, radja, historic originals, stages of military marches, military-political
rivalry
For the first time in the Tajik historiography there are elucidated the facts which preconditioned the initial stage of Gurids' invasion into India. The following mediaeval Persian-Tajik compositions are used: "Tabakoti Nosiri" by Minkhodji Sirodge Djuzdjani (the middle of the XIII-th century), "Dostoni turktozoni Hind" ("The Tales about Turks' Forays upon India") by Mirzo Nasrullakhan Fidai (the XVII-th c.), "Odob-ul-kharb-va-shudjoa" ("On Rules and Order of Waging Wars and on Bravery" by MukhammadMansur Mubarakshakh (the XIII-th c.). The works by home and foreign authors are used as well. It is well-grounded that Gurid's military marches to India resulted in the end of Gaznevids' dynasty ruling. It is elicited that Kutbiddin Aybek, one of Shakhabuddin Gurid's military chiefs, in 1206 founded Delhi sultanat on the basis of Gurids' conquests - it was the first Moslemic state in India where the Gurid dynasty of Shinasbenids was governing during hundred years.
Средневековая военно-стратегическая история таджикского народа до сих пор остаётся малоизученной и дискуссионной проблемой. Более того, у историков, политологов, философов бытует мнение, что после падения государства Саманидов в результате нашествия тюрков, а затем монголов, кочевых узбеков, царской России, таджикский народ в течение тысячи лет, до образования Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (в 1924 г.), не имел национального государства и не обладал собственной политической историей.
Глубокое изучение письменных источников, анализ их данных отрицают это положение. После вторжения в Среднюю Азию тюркских племён их главы узурпировали государственную власть, а таджики выполняли миссию промышленной и культурной нации. Таджикская аристократия активно участвовала в управлении государством, во главе которого стояли тюркские и узбекские политические объединения. Таджикский язык всегда оставался государственным языком тюркских и монгольских правителей, которые господствовали в Центрально-Азиатском регионе. В то же время реальную внутреннюю и внешнюю политику упомянутых правителей государств осуществляли министры, которые в большинстве случае являлись представителями таджикской нации. Блестящим примером значительной роли таджиков в управлении является деятельность Низамулмулка в государстве Сельджукидов.
Историю непрерывной борьбы таджикского народа за независимость отражает история государства Гуридов. Гуридам удалось разгромить в Хорасане Газневидов и Сельджукидов, отстоять суверенитет, освободить Хорасан от тюркских владетелей и укрепить собственную власть в данном регионе. Географически территория данного государства простиралась от Каспийского моря и до берегов реки Джамны, от берегов Амударьи до Белуджистана.
Основоположником государства Гуридов является Сафуддин ибн Изуддин Хусейн. Он первым из династии Шинасбенидов в 543 г.х.-1148 году принял титул «султан» [5, с.393].
Газневиды имели в Северной Индии обширные владения. После захвата территории Хорасана Гуриды предприняли против них целенаправленные действия. Во главе организованных военных походов стоял султан Шихабуддин Гурид (1174-1206). История указанных походов мало изучена. Для её освещения мы обратились к доступным нам
источникам и историческим исследованиям. Эта проблема была частично изучена в сочинениях советских, в том числе таджикских, исследователей. История военных походов Гуридов в Индию началась в 570/1175 году, когда братья Гиясуддин и Шихабуддин Гуриды полностью отвоевали Хорасан у Хорезмшахов.
На наш взгляд, посылом походов Гуридов в Индию послужили следующие факторы:
1. Первичным мотивом похода Гуридов в Индию, на наш взгляд, являлись экономические интересы Шинасбенидов, направленные на овладение богатыми производственными ресурсами, находившимися на территории междуречья Джамны и Ганга. Гуридов привлекали продукты высокоразвитой земледельческой культуры Индии: рис, дававший по три урожая в год, при этом выращивался 21 сорт; сахарный тростник-сырец для изготовления сахара и выработки различных сладостей и лакомств. Благодаря походам султанов Махмуда Газневида, Шихабуддина Гурида, и, впоследствии, завоеваниям Амира Тимура, широко известное в Индии кушанье «кичири», «мошкичири», которое готовили из маша и рисовой сечки (ярма), главным образом составлявшее пищу «простолюдинов», стало достоянием населения Хорасана и Мавераннахра [1, с.148].
2. Провинциальная восточная горная область Гур до вхождения во владения Хорасана в промышленно-торговом отношении ограничивалась вывозом собственных товаров в соседние страны. Это были овцы, рабы, золото, боевые доспехи (кольчуги, панцири, мечи) и т.д. После установления власти Гуридов в Хорасане владыка государства контролировал наземные караванные и почтовые дороги, крупнейшие центры ремесленной промышленности и коммерции: Герат, Мерв, Нишапур, Балх [8, с. 137-241]. Каждый из названных городов составлял в Хорасане «рубъ»-четверть. Согласно сведениям арабского ученого и путешественника ал-Мукаддаси (Макдиси, Х в.), Нишапур считался государственной казной, сокровищницей (хазона) Востока и Запада, торговым домом (ти^оратхона) Юга и Севера.
Анонимный географ Х века назвал современный ему Балх великим, открытым и величественным городом, местом купцов (чои бозоргонон), узловым пунктом доставки товаров и грузов в Хиндустан (боркардаи Хиндустон). Согласно оценке Г.Н. Турсуновой, «торгово-рыночное значение Балха обуславливалось его расположением между обширным Хиндустаном и Китаем на юге и востоке, Персией (Остони Форс), Передней и Малой Азией - на западе, Средней Азией - Мавераннахром и Хорезмом - на севере; Южная ветвь Великого Шелкового пути, следовавшая от Дунхуана через долину Вахана в Припамирье, соединяла Балх с четырьмя сторонами света» [8, с. 229].
Герат (Х,ирот), составлявший четверть-«рубъ» Хорасана, являлся крупнейшей первичной базой (боркада) ввоза и вывоза, скопления и распределения товаров и продуктов на огромном экономическом пространстве между Хорасаном, Персией (Форс) и Сеистаном, служил центром регулирования финансово-денежных отношений на стыке Центральной Азии, Ирана и Индии [8, с.229].
Султаны Гуридов целенаправленно стремились к завоеванию Индии, обладавшей огромным экономическим потенциалом. Аннексия Северной Индии позволила Гуридам стать хозяевами наземных и морских торговых путей на огромном пространстве от Индийского океана до Каспийского моря, от границ Китая и до Западного Ирана.
Во-вторых, завоевание Северной Индии де-факто и де-юре давало возможность превратить государство Гуридов из локального царства, состоявшего из Хорасана, Мазандарана, Синда, в региональную державу на территории Среднего Востока.
Завоевательные рейды глав государства Гуридов обеспечили военно-феодальной знати Хорасана власть в пределах Лахора, Мултана, Уча, Сивистана (Сахвана) на севере и северо-западе, Сарсути (Сарасвати) Салиака - на севере, над землями между двуречьем Ганга и Джамны, Кажауджа, Ауда, Лахнадти - на востоке Индийского субконтинента. Военно-политические успехи Гуридов на севере Индии увенчались свержением и ликвидацией Газневидов в Лахоре, включением аннексированных земель индусов в состав империи Гуридов, привели к значительному расширению южных рубежей государства.
Одним из важнейших факторов, склонивших Гуридов к организации военных походов в Индию, явилось духовно-культурное движение для уничтожения идолопоклонства и обращения неверных в ислам. На практике это миссия завершилась процессом исламизации населения Северной Индии.
К.Э. Босворт, обращая внимание на эту проблему, пишет: «На западе захватнические устремления Алааддина Хусайна вначале пресёк Санджар, но последовавшее вскоре после этого падение сельджукского султаната в Хорасане позволило Гуридам создать обширное государство, простиравшееся от Каспийского моря до Северной Индии. При этом они унаследовали и продолжили газневидскую традицию «священной войны с неверными» (джихад)» [2, с.241].
Средневековый историк Минходжа Сиродж Джузджани при описании в книге «Табакоти Носири» походов Гуридов в Индию, присоединяет к имени падишаха Гуридов Шихабуддина почётное для мусульманина звание «Султани Еазй» - «владыка, ведущий борцов на газават - войну за веру» [ 5, с. 397]. Согласно канонам ислама, если гази погибает в бою за веру, то он становится «шахидом» (мучеником) и попадает прямо в рай. При жизни газии пользовались в мусульманском обществе почетом и уважением. Средневековые мусульманские историки, сообщая о походах Гуридов в Индию, прозвали султана Шихабуддина Гурида Мухаммедом Гури, то есть признавали его сподвижником пророка ислама (с.а.с.). [11].
В источниках мало освещены события военных походов Гуридов в Индию. Единственным источником, который более или менее подробно рассматривает эту проблему, является сочинение Мирзы Насруллахана Фидаи «Сказание о набегах тюрков в Индию» («Достони турктозони Хинд»). Согласно этой книге, Шихабуддин Мухаммад Гурид совершил одиннадцать военных походов в Индию, и все они кратко описаны [9, с.209].
П.Д. Арманди пишет о девяти индийских походах Гуридов. Рассматривая причины походов Гуридов в Индию и в результате анализа первоисточников, мы пришли к выводу, что сведения Фидаи более точные и Гуриды совершили в Индию одиннадцать военных походов.
П.Д. Арманди называет их основные последствия: захват новых земель, грабеж богатой Индии и распространение ислама. П.Д. Арманди беспристрастно и объективно оценил цели и задачи этих походов. Иная оценка целей походов Гуридов в Индию принадлежит современному иранскому исследователю Асгару Фуруги. По его мнению, в отличие от султана Махмуда Газневида, у султана Шихабуддина Гурида, совершившего поход в страну неверных язычников - Индию, не было низменных, грабительских намерений. «Он стремился расширить границы своего государства и способствовать распространению ислама» [10, с.67].
Как пишет Мирза Насруллахан Фидаи: первый завоевательный поход в Индию Гуриды совершили в 572/1175 году: напали на город Мультан,1 взяли его и оттуда направились в город Уч2, который располагался на месте слияния двух рек - Пенджаба и Синда [9, с.209]. После этого Шихабуддин Гурид пошёл войной против карматов, одной из ветвей исмаилитов-шиитов Индии, которые жили в Уче. Этот факт был исследован советскими историками В.М. Массоном и В.М. Ромодиным в двухтомном труде «История Афганистана». Они пишут: «...в 1175 г., направившись в Мультан, он (то есть Шихабуддин Гурид) овладел городом и покорил «еретиков» — исмаилитов, а сильную крепость Уч взял хитростью» [6, с. 262]. Факт, что крепость Уч была захвачена с помощью коварства и хитрости, подтверждается и другими исследователями. Например, Насрулахан Фидаи подчеркивает: «Шихабуддин Мухаммад овладел крепостью Уч с помощью обмана. Раджа Уча был убит близкими родственниками, и Гуриды овладели крепостью, и с победой вернулся в город Газну» [9, с. 209].
Более подробно об этом событии рассказывает Асгар Фуруги, он пишет: «Жена раджи выдала свою дочь за Шихабуддина Мухаммада, она убила своего мужа и отдала город Уч. Но вскоре она умерла, а ее дочь также через два года скончалась в городе Газне» [10, с.118].
Сколько бы средневековые панегирики ни восхваляли Шихабуддина Мухаммада как благородного воина, рыцаря - ревнителя веры, но этот факт открывает сущность захватнической войны, где не пренебрегают даже самыми низменными способами и методами ведения войны.
Город Мультан в 1005-1006 году был завоеван султаном Махмудом Газневидом, который назначил сына местного раджи Сукхпала правителем города и оставил небольшой гарнизон для защиты города и своих представителей. После возвращения султана Махмуда в Газну карматы под руководством Сукхпала восстали, перебили гарнизон, а представителей Газневидов изгнали из города и вновь обрели самостоятельность [1, с. 36].
Карматы оказали сильное сопротивление и Гуридам. Шихабуддин Мухаммад смог занять этот город, только перебив всех карматов [1, с. 36]. Завоевав город Мультан и крепость Уч, Шихабуддин Мухаммад назначил своего приближенного Али Кирмоджа правителем области. Таким образом, первый поход Гуридов в Индию завершился удачно: Гуриды смогли закрепиться в Индии.
Второй поход Шихабуддина Гурида в Индию произошёл два года спустя, то есть в 574/1177 году. Гуриды, сосредоточив войска в городах Мультане и Уче, направились завоёвывать богатую и сильную индийскую провинцию Гуджарат. Правителем Гуджарата был раджа Рай Бахимдев II (1178-1242) из династии раджпутов Чаулукья [4, с. 93].
Современный индийский историк Низани Халик Ахмад пишет, что эта битва произошла в 1178 г. на горе Абу, где Гуриды потерпели поражение. Они были вынуждены направить свой удар по направлению долины реки Пенджаб [12, с.182].
Эти районы находились в руках представителей династии Газневидов. Третий поход Гуридов состоялся в 1179 году. В ходе этого похода Гуриды разгромили войска Хусрав Малика Газневида и заняли город Пешавар.
1 Фидаи в своем труде называет город Мультан «Бултан».
2 Мирза Насруллахан в труде «Достони турктозони Хинд» называет крепость «Уч» - «Юч».
В 577/1181-1182 годах Шихабуддин Гурид выступил во главе своих войск в поход на Лахор, столицу династии Газневидов. Султан Хусрав Малик не имел сил для сопротивления и защиты столицы и был вынужден вести мирные переговоры. Джузджани отмечает: в «... 577 (году хиджры, или 1181-1182 году от Р/Х) Шихабуддин повел свои войска в город Лахор. Хусрав Малик Газневид послал Султану Гази (то есть Шихабиддину Гури -М.Ш.) своего сына на боевом слоне в качестве заложника и попросил мира [5, с. 396].
Согласно хронологии историка Фидаи, это было четвертым походом Гуридов в Индию. Хотя Хусрав Малик был оставлен правителем Лахора, но на правах вассала Гуридов. Таким образом, правлению династии Газневидов фактически пришёл конец.
Через год, то есть в 577/1182-1183 гг., Шихабуддин направил войска в направлении реки Синд и завоевал этот регион [9, с. 211]. Он хотел продолжить этот поход, но войско, особенно его военачальники, выразили недовольство, и Шихабуддин был вынужден вернуться обратно в Газну [9, с. 211]. По словам Фидаи, это был пятый поход Гуридов в Индию.
В следующем, то есть в 580/1184 году, Шихабуддин Мухаммад снова направил войска в ранее покорённый Лахор. Согласно сведениям Фидаи, в этом году Гуриды совершили шестой поход в Индию. Причиной этого похода, по нашему мнению, было то, что карматы снова успели набраться сил и Хусрав Малик вышел из повиновения. При приближении войска Гуридов Хусрав Малик засел в крепости, и Гуриды осадили город Лахор. По словам Мирзы Насруллахана, Шихабуддин восстановил крепость Сиялкут, оставил там часть войск под руководством одного из своих военачальников, Хусайна Халмири, и вернулся в Газну [9, с.211-12].
Как пишет Фидаи: «Шихабуддин, узнав о том, что после его возвращения в Газну Хусрав Малик осадил и занял крепость Сиялкут, быстро собрал войско и направился покорять Лахор. Это стало причиной седьмого похода Гуридов в Индию. Шихабуддин прибыл в Лахор с большим войском, вернул Хусрав Малику его сына Маликшаха и потребовал решить дело миром, но Хусрав Малик не согласился. Тогда между войсками Шихабуддина и Хусрав Малика произошло кровопролитное сражение, Хусрав Малик был разбит, город Лахор - завоеван вновь. Шихабуддин, назначив Хусрав Малика правителем Пенджаба, вернулся в Газну, прихватив с собой всех детей из царского рода Саухтагина» [9, с.212-13].
Джузджани освещает это же событие по-другому. Как он пишет, в «582 году хиджры (1186-1187) Шихабуддин с большим войском прибыл в Лахор. Хусрав Малик не имел сил для сопротивления, он попросил мира и для переговоров прибыл в ставку султана Шихабуддина, где и был арестован и заключен под стражу. Лахор был занят. Шихабуддин назначил правителя Мультана Али Кирмоджа правителем Лахора и вернулся в Газну, прихватив с собой Хусрав Малика. Хусрав Малик и его сын Маликшах были заключены в крепость Балраван в Гаристане и казнены в 587/1191году» [5, с. 398].
Как видим, сведения, которые приводят Насруллахан Фидаи и историк Джузджани, сильно отличаются друг от друга. Ближе к истине стоит Джузджани, так как, по словам Фидаи, Шихабуддин после измены Хусрав Малика, который захватил крепость Сиялкут, уничтожил его гарнизон, а потом отказался от мирных переговоров и оказал сильное сопротивление, вдруг прощает все его преступления да ещё назначает правителем Пенджаба, который больше, чем Лахор. По словам же Джузджани, Хусрав Малик был схвачен и арестован, когда прибыл для мирных переговоров, а в дальнейшем - казнён. Это
больше соответствует истине и нравам средневековья, чем сообщение Фидаи. Таким образом, династия газневидских султанов была полностью уничтожена, их владения в Индии были захвачены Гуридами.
Походы Шихабуддина Мухаммада в Индию с переменным успехом продолжались и в последующие годы. По сообщениям Джузджани, в 585/1191 году султан Шихабуддин завоевал крепость Табраханда и её окрестности, начальником этой крепости был назначен его приближенный, военачальник малик Зияуддин, затем Шихабуддин направил войска в Дели [3, с.515].
По словам Насруллахана Фидаи, это был восьмой поход Гуридов. Этот поход Гуридов в Индию был безуспешным, так как против них выступил раджа раджпутов с двадцатитысячным войском. Войска встретились в местечке Тироян, Гуриды потерпели поражение, и сам султан Шихабуддин был ранен в руку [5, с.399].
Об этой битве пишет и современный индийский историк Халик Ахмад Низани, который утверждает: «В этой битве Муизуддин (султан Шихабуддин Гурид -М.Ш.) был разгромлен, получил тяжёлое ранение, с поля боя его вывел воин по имени Халладж и привез в Газну» [12, с.183].
В третьем томе «Истории таджикского народа» сообщается об этом: «В 1191 г. Шихабуддин Гури совершил нападение на главу чохан-раджпутов Притхвираджа Аджмирского. Оно было отбито индийцами со страшными потерями.» [4, с.93].
Как видно из этих сообщений, индийский поход 1191 года закончился поражением Гуридов. Раненый султан Шихабуддин покинул поле боя. При последующем разборе причин поражения было выявлено, что некоторые военачальники Гуридов отстранились от участия в бою и покинули поле сражения. Их поступок посчитали предательством. Они были строго наказаны султаном Шихабуддином. В это же время правитель Питтаханды Кази Тулак, который был покорён Гуридами, объявил о своей независимости и отказался платить дань Шинасбенидам. Шихабуддин был вынужден осадить эту крепость (Питтаханду-М.Ш.) и заново завоевать её, на эту компанию он потратил один год и один месяц [7, с.176]. Все эти события внесли разрозненность в действия Гуридов и ослабили их потенциал.
Подводя итог завоеваниям султана Шихабуддина Мухаммеда Гурида, К.З. Ашрафян пишет: «Таким образом, походы Мухаммеда Гури и его военачальников завершились установлением над Северной Индией власти пришлой военно-феодальной знати, мусульманской по своей принадлежности. Завоеванные владения включали Лахор, Мултан, Уч, Систан на северо-западе, Сарсути (Сарасвати) и Саману - на севере, двуречье Ганга и Джамны, земли между Гангом и Гогрой, Канаудж, Ауд, Лакхнаути - на востоке» [1, с.42].
Бывший раб, а затем виднейший и верный полководец султана Шихабуддина Гурида Кутбиддин Айбек (1206-1210) 24 июня 1206 года объявил себя индийским султаном гуридских земель и назвал свое государство Делийским султанатом. Оно просуществовало более восьмидесяти лет, до 1287 года. Последним султаном этого государства считается Муизуддин Кайкубад (1265-1287). Делийский султанат являлся первым мусульманским государством в Индии.
На наш взгляд, поразительными итогами индийских походов Гуридов являлись следующие факторы: в результате захвата территории Северной Индии Гуриды расширили подвластные им территории; захватив часть Индии, Гуриды распространили
здесь ислам; они создали в пределах Хорасана и Северной Индии, на бывшей территории державы Великих Кушан (II в. до н.э. - IV в. н.э.), малую недолговечную империю, способствовали образованию мусульманского государства, названного Делийским султанатом, возвели таджикский язык в роль организационного средства общения в науке, литературе и искусстве.
Список использованной литературы:
1. Ашрафян, К.З. Делийский султанат. К истории экономического строя и общественных
отношений (XIII - XIVвв.)./К.З. Ашрафян - М. : Восточная литература, 1960. — 257 с.
2. Босворт, К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии/Пер. с.
англ. и примечания П.А. Грязневича. - М. : Наука, ГРВЛ, 1971.-324 с.
3. Давлатдории тоцикон дар асруои IX-XIV. Порчауо аз «Равзату-с-сафо» ва дигар кутуб. /Мураттиб Амиршоуй Нурмууаммад. - Душанбе: Амри илм, 1999.-1008 с.
4. История таджикского народа. T.III. (Период развития феодального общества). -Душанбе: Дониш, 2013. - 580 с.
5. Чузцонй, Мищоц Сироц. Табацоти Носирй. Ц.1./Ба чоп омодакунанда Абдулуай Хабибй./ М.С. Чузцонй - Кобул, 1363 у. (1984) -501 с.
6. Массон, В.М., Ромодин Р.А. История Афганистана (в двух томах). Т.1.-М.: Наука, 1964. - 529 с.
7. Хусайн Карачонлу, Исмат Худойбахш Дучонй. Муносибати сиёсй ва низомии Гуриён бо уукуматуои уамцавор. http://www.noormags.com/view/fa/articlepage/102481. (дата обращение: 10.01.2013).
8. Турсунова, Г.Н. Эволюция рынка и рыночных отношений в древних и средневековых государствах Центральной Азии./Г.Н.Турсунова -М.; Худжанд: Ношир, 2014.- 416 с.
9. Фидой, Мирзо Насруллохон. Достони турктозони Хинд/ Мирзо Насруллохони Фидой - Лащнав: Хонагй, бидуни соли нашр, чопи сангй. Ц.1.-522 с.
10. Фуругй, Асгар. ТаърихиГуриён. - Теурон, 1387 ш. (2008).-118 с.
11. Ходжсон, Маршалл Гудвин Симмс. История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней. //https: history. wikireading.ru /408428 (дата обращения 24.05.17)
12. Nizani, K.A. The Ghurids./History of civilizations of Central Asia. Volume IV. The age achievement: A.D. 750 to the end of the fifteenth century. Part One. The historical, social and economic setting. Editors: M.S. Asimov and C.E. Bosworth./ K.A. Nizani -UNESCO, 1998. -р.177-190
Reference Literature:
1. Ashrafyan K. Z. Delhi Sultanat. On the Issue of Economic Structure and Social Relations (the XIII-th - the XIVcc.) //K. Z.Ashrafyan. - M. : Oriental Literature, 1960. - 257pp.
2. Bosworth K. E. Moslemic Dynasties. Reference-Book on Chronology and Genealogy // Translation from English and commentaries by P. A. Gryaznevich. -M. : Science, State Inventory of Oriental Literature, 1971. - 324 pp.
3. The Tajik State in the IX-th - the XIV-th Centuries. Fragments from "The Garden of Purity " and other Sources // Compiled by Amirshon Nurmukhammad. - Dushanbe, 1999. - 1008 pp.
4. The History of the Tajik People. V. III (The Period of Feudal Society Development) -Dushanbe: Knowledge, 2013 - 580pp.
5. Djurjoni Minkhodge Sirodge. Nosiri's Ranges. V. I // Preparation for publication by Abulhay Habibi //M. S. Djurjoni. Kabul, 1363 hijra (1984). - 501 pp.
6. Masson V. M., Romodin R. A. The Hisotry of Afghanistan (in two volumes) V. 1. -M.: Science, 1964. - 529 pp.
7. Karachonlu, Khusayn; Dujoni, Ismat Khudoybaksh. Political and Military Ties of Gurids with Neighbourling States. (Date of request: 10. 01. 2013)
8. Tursunova G. N. Evolution of Market and Market Relations in Ancient and Mediaeval States of Central Asia // G. N. Tursunova. Khujand: Editor, 2014. - 416 pp.
9. Fidoi, Mirzo Nasrullohon. The Talk about Tiurcs' Forays upon India // Mirzo Nasrullohon Fidoi. - Lakhnau: lithographic home edition. V. 1 - 522pp.
10.Furughi, Asgar. The History of Gurids. - Tehran, 1387 (2008). - 118 pp.
11.Hodjson, Marshall Goodvin Simms. The History of Islam. Islamic Civilization from Germination up to nowadays (Date of request: 24. 05. 17)
12. Nizani, K.A. The Ghurids./History of Civilizations of Central Asia. Volume IV. The Age Achievement: A.D. 750 to the End of the fifteenth Century. Part one. The historical, social and economic setting. Editors: M.S. Asimov and C.E. Bosworth./ K.A. Nizani -UNESCO, 1998. -p.177-190.