Научная статья на тему 'Культ святых в Хорасане и Мавераннахре в X-XI вв. '

Культ святых в Хорасане и Мавераннахре в X-XI вв. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
829
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / СВЯТЫНЯ / МАЗАР / КУЛЬТ СВЯТЫХ / ISLAM / SHRINE / MAZAR / THE CULT OF THE SAINTS / KHORASAN / MAVERANNAKHR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муллоджонов Сайфулло Кучакович

В статье рассматривается тема святых мест в X-XI вв, на территории Хорасана и Мавераннахра. Культ святых играет важную роль в религиозной жизни мусульман, и исследования ведущих ученых мира показывают, что большинство мазаров возникли на почве традиционных доисламских культов. Распространение исламских мавзолеев означало компромисс между исламом и местными народными верованиями. Автор статьи на конкретном материале исследует тему, которая является малоизученной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cult of the Saints in Khorasan and Maverennakhr in the X XI cc

The article considers the theme of the holy places in the X-XI centuries in Khorasan and Maverannahr. The cult of the saints played an important role in the religious life of Muslims, and researches of world’s leading scientists show that the majority of Mazars sprang up on the basis of the traditional pre-Islamic cults. Propagation of Islamic mausoleums meant a compromise between Islam and the local people’s beliefs, the author of the article explores the scantily studied theme on the concrete material.

Текст научной работы на тему «Культ святых в Хорасане и Мавераннахре в X-XI вв. »

С. Муллоджонов КУЛЬТ СВЯТЫХ В ХОРАСАНЕ И МАВЕРАННАХРЕ В Х-Х1 вв.

Ключевые слова: ислам, святыня, мазар, культ святых в Хорасане и Мавераннахре

Культ святых, игравший важную роль в религиозной жизни мусульман, сформировался в исламе под воздействием древних политеистических традиций, и до сих пор оказывает большое влияние на быт мусульман региона. (5,6). Медленное и постепенное распространение ислама среди населения Хорасана и Мавераннахра способствовало тому, что народные формы ислама были широко распространены на этой территории.

«Мазар» представляет собой понятие, обозначающее место, которое посещают, и которое является объектом паломничества. Обычно это могила мусульманского святого, а также любой другой памятник культа и религии, традиционно воспринимаемый как «святое место» (13,15). Классический ранний ислам был религией строгого монотеизма, поэтому сама идея монументального надгробного здания - памятника погребенному в нем человеку - была чужда ранней исламской архитектуре. Если поклонение могиле человека считается в исламе греховным и запрещено, то оказание ей знаков уважения, приветствие покойного на его могиле (такбир) не возбраняется, - важно лишь, чтобы оно не выглядело как молитва. Ислам предписывает верующим посещать могилы правоверных, особенно гробницы святых и для посещения могил существует ряд правил (10,87).

Саманиды первыми построили в своей столице Бухаре собственный династический мавзолей. Таким образом, был нарушен запрет, но архитектура ислама обогатилась зданиями нового назначения и типа. Исмаил Самани пожертвовал в своей столице Бухаре участок земли для строительства гробницы его отца Ахмеда ибн Асада. Ученым удалось найти вакуфный документ, который гласил, что

— 152 ~С НОМАИ до н и ш г о х )

Исмаил Самани в 868 г. пожертвовал земли для гробницы «вне древней крепости Бухары, ...в западной части города» (12, 17). К святой могиле Исмаила Самани стекались ищущие правосудия, считалось, что и после смерти он не ушел от дел управления государством.

Рубежом IX и X вв. датируется возведение династического мавзолея. По своему художественному и историческому значению, уникальности архитектурных форм и приёмов мавзолей Саманидов занимает первое место в истории архитектуры Средней Азии и признан родоначальником мемориальной исламской архитектуры Средней Азии.

Могилы некоторых царей и правителей также стали объектом поклонений. Низам ал-мулк, пишет, что «могила Абдаллаха, сына Тахира в Нишапуре - место поклонения, всякий, кто что-нибудь попросит у его могилы, получит» (9,53). Над могилой последнего Саманида, Исмаила Мунтасира, вскоре после его гибели в 1005 г. была возведена гробница. Памятник известен как мавзолей Аламбардара у селения Астана-баб и находится на территории современного Туркменистана. Однако, эти мавзолеи, ставшие вместилищем праха правителей, то есть светских, а не духовных лиц, не всегда были культовыми зданиями.

Распространение исламских мавзолеев означало компромисс между религиозной догмой и местными народными верованиями. В них воплотились и преклонение перед духовными авторитетами, высокими моральными качествами и стойкостью веры, и тщеславие правителей, желающих увековечить своё имя, род и династию. Постепенно нерелигиозное, светское происхождение исламских мавзолеев стало забываться всеми, кроме историков религии и архитектуры (14, 120).

Среди святынь Самарканда первое место всегда занимала гробница Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка, который пришел в Самарканд в 676 г. вместе с Саидом ибн Усманом и во время сражения «с неверными мученически погиб». Могила Кусама при его родственниках Аббасидах, вероятно, не без их участия, сделалась предметом культа мусульман. В народе Кусам известен под прозванием Шах-зинде (Живой царь). По мнению Бартольда, здесь еще до ислама была могила, почитавшаяся туземцами, и что культ этой могилы был перенесен на мусульманского святого и около могилы Кусама хоронили лиц, пользовавшихся особенным

уважением; упоминается также медресе имени Кусама (4, 142). Ибн Батута, рассказывая о Самарканде, относит почитание культа Кусама ибн Аббаса к домонгольскому времени. Когда Ибн Батута посещал это место, мазар и его имущество были в распоряжении представителя рода Аббасидов Мир Гиясиддина Мухаммада ибн Абд ал-Кадира ибн Абд ал-Азиза ибн Юсуфа ибн Мустансира - последнего аббасидского халифа (7, 251).

Также ближе к Самарканду было селение Хартанг, где в 870 г. умер и был похоронен Мухаммед ибн Исмаил Бухари, автор сборника хадисов, который является в глазах мусульман-суннитов самым авторитетным источником после Корана. Гробница автора «ас-Сахих» со времен Саманидов и в последующие эпохи стала местом поклонения верующих и теперь носит название «Ходжа Исмаил» (3, 251).

У бухарцев и в эпоху ранних Саманидов существовали песни в честь могилы убитого Афрасиабом Сиявуша, известные под названием «плача магов». По словам Наршахи, Hyp- большое селение, там есть соборная мечеть и много рабатов. «Ежегодно жители Бухары и других мест отправляются туда на поклонение святыням и считают это путешествие весьма душеспасительным для себя. Говорят даже, что сходивший на поклонение в Hyp совершает столь же богоугодное и спасительное дело, как хадж. Селение Hyp около Бухары славилось своими священными могилами, куда стекались паломники. По возвращении богомольца из селения Hyp город украшают венками в ознаменование возвращения из такого благословенного места. Это селение Hyp в других областях называют "светом Бухары", потому что там погребено много "табиин", (людей, при жизни видевших "сахаба"),—да будет всеми ими доволен Бог до судного дня» (1,38).

Историк Джамаль Карши рассказывает, что «в Испед-Булане захоронены 2700 спутников Пророка и их последователей, пришедших сюда с войной. Их якобы послал повелитель правоверных Усман ибн Аффан». Джамаль Карши также помещает в Хоканде могилу Абдаллаха, внука имама Хусейна и брата умершего в 731 г. имама Мухаммеда Бакира. Наконец, предметом культа в Фергане была могила арабского завоевателя Мавераннахра Кутейбы (6, 111). Как мы знаем, этот прославленный арабский полководец в 96/715 г. восстал в Фергане против халифа Сулеймана и был убит своими собственными воинами. Могила Кутейбы упоминается у Наршахи в местности Рабат-и Серхенг, в деревне Ках в Фергане. Люди из разных

- 154^С номаи донишгох ")

городов посещали могилу Кутейбы

Джамаль ал-Карши также пишет, что он «посетил в Шаше (Чач, Ташкент - С.М.) гробницу шейха, имама, исследователя и комментатора (Корана) Абу Бакра ал-Каффал аш-Шаши». Он жил в 903 - 977 гг., был распространителем шафиитского мазхаба в Шаше и являлся самым знатным человеком в области знаний мусульманского права, толкований Корана, языкознания, литературы и философии. Следует сказать, что признание такого масштаба и поклонение его могиле даже спустя 300 лет ученым-историком было не только результатом его творчества, но и суфийского образа жизни и его стараний по распространению религии.

Ученых, суфиев и газиев такого рода уважали и почитали еще при их жизни, а после смерти уважали и почитали их дух, их память. Мазар считался святым местом, люди верили в его святость и чудотворную силу.

Святилища, связываемые с иудейско-христианскими персонажами, существовали на территории Хорасана и Мавераннахра в исследуемом периоде и наличие над некоторыми из них мавзолеев свидетельствует о почитании этих имен среди народа. Святыни с именем библейского страдальца Иова существуют в Мавераннахре, по меньшей мере, в трех местах. Самая известная из них - бухарский мавзолей. Вабкентский Чашмаи Аюб имел постройки, датируемые домонгольским временем. Одно из самых загадочных зданий Бухары

- мазар Чашма Айюб, расположен в северо-западной части города. Датировано это место эпохой Караханидов (15, 255).

Кроме халифов и местных правителей, мавзолеев в раннеис-ламское время удостаивались и первые мусульмане, сподвижники Мухаммада, павшие или умершие на завоеванных землях. Но и эти памятники «мучениками за веру» не были, по крайней мере тогда, объектами массового религиозного поклонения. В источниках этого периода отсутствует такое сообщение, но сооружение над ними мавзолеев говорит о почитании некоторых могил среди определенных слоев населения. Мавзолей в Кабадиане, датируемый IX в., носит имя Ходжа Машад (Ходжа машхад); традиция связывает это здание с неким благочестивым ходжой из Мешхеда, а не с каким-либо светским правителем арабов. Местная легенда гласит, что Али

- зять и сподвижник пророка, 18 лет воевал в этих местах. Вместе с ним сражались другие легендарные герои ислама, среди которых был

воитель по имени Ходжа Машад, который был убит неверными. Истоки этой шиитской легенды уходят в доисламскую древность. Здесь, вероятно, покоился один из арабских воинов -«газиев», борцов за веру и одновременно проповедников ислама (16, 31).

Мавзолей Хаким аль-Тирмизи находился в Термезе. Над могилой основателя дервишского ордена «хакими» Абу Абдаллах Мухаммад аль-Хакими Термизи (ум. в 869 г.) был построен мавзолей, и на протяжении веков этот мавзолей было местом поклонения народа. Местные жители считали его святым заступником города. В.Массон прочитал арабские надписи мавзолея и нашел имя Абул-Музаффар Ахмеда Тига-тегина и отождествоил его с караханидским правителем XI в. Ахмедом ибн Хызром (14, 56). Султан Садат - некрополь термезских сеидов рода священников-аристократов, восходящего к Имаму Хусейну, также считался святым местом. A.A. Семенов в своей статье «К вопросу о происхождении Саманидов» отмечает, что основатель Саманидской династии Аркак принял «истинную веру по милости сейидаХасан ал-Эмира». Семейный некрополь термезских сейидов всегда был священным местом, где жители этой местности «любят покоиться вечным сном рядом» с ними. Термизские сейиды всегда пользовались большим уважением и почетом (11, 3-11).

Шиитские святыни имели свои особенности, и в основном находились в Хорасане. Макдиси пишет: «Место поклонения в Хорасане -могила Али ар-Риды в Тусе, вокруг нее построена стена, там дома и рынок. Над ней (гробницей) Амид-уд-даула Фаик построил мечеть, лучше которой нет в Хорасане. В фарсахе от Серахса могила его (ар-Риды) племянника, над ней построено место поклонения. У Мерва, по его словам, имелась почитаемая «маленькая гробница, говорят, что это гробница головы ал-Хусейна ибн Али, также в Табасе существует могила одного из сподвижников пророка по имени Малик» (8,488).

В XI в. число мазаров увеличивается и в монографиях по архитектуре монументальным постройкам уделена значительная часть. Изобилие мемориальных построек имело причиной широкую популярность суфизма с его культом могил, подлинных и мнимых, и традицию (доисламскую) уважительного, молитвенного отношения к могилам людей, признанных мудрыми и праведными. Возводились мавзолеи над могилами (иногда мнимых) арабских воителей -участников завоевания Мавераннхара. С распространением мистического учения суфизма, сперва считавшегося еретическим, но потом

— 156Ч НОМАИ донишгох )

официально признанным, популярность этого чувственно аскетического учения породила надгробные здания над могилами известных духовных учителей, благочестивых суфийских мудрецов-аскетов. Имелись и такие моменты, когда духовенство или настоятели мазаров и святынь для увеличения своих доходов занимались фабрикацией разного рода чудес и святых, преследуя одновременно цель укрепить в глазах паломников религиозную веру.

Здание над могилой известного суфийского шейха Абу Сеида Мехнейского было построено сразу после его смерти в 1049 г. В 200 км к западу от Балха, у селения Задиан, стоят руины сырцового мавзолея, носящего имя Абу Хурейры - умершего в VII в., сподвижника пророка Мухаммада. Абу Хурайра в этих местах не бывал, и подлинная принадлежность усыпальницы неизвестна.

Таким образом, распространение «мазаров» - могил, ставших местом религиозного поклонения - означало победу народных верований над монотеизмом официального ислама. Простые люди нуждались в вещественном воплощении религиозных идей, в святых посредниках между ними и Богом. И они получили их, даже в гораздо большем количестве, чем христианство, так как процесс возникновения «святых» в исламе, сам по себе догматически незаконный, никогда не контролировался и не ограничивался.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абубакр Мухамад ибни Ч,аъфари Наршахй. Таърихи Бухоро. Мураттибон Е. Еоибов, К.Олимов, Н. Амиршохи,- Д., 2012

2. Аршавская З.А., Ртвеладзе Э.В., Хакимов З.А. Средневековые памятники Сурхандарьи. Ташкент, 1983

3. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана .Т.П (1). -М„ 1963

4. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. //Соч.: В.9. т. - М„ ИВЛ, 1963

5. Басилов В.Н. Культ святых в исламе.- М., 1970

6. Джамал ал-Карши. Мулхакат ас-Сурах. Перевод с арабского и примечания А.Саидов. -Душанбе, 2006

7. Канбар Алии Рудгар. Мусульманский Восток в путешествиях Ибн Батуты. -Тегеран, 1387

8. Мукаддасй. Ахсан-ут-такосим фи маърифат-ил-аколим. Перевод Мунзавй. -Тегеран, 1385

9. Низам ал-мульк. Сиасат-намэ (Книга о правлении вазира XI столетия).

Перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б.Н. Заходера,- М.-Л, 1949

10. Петрушевский И.П. Ислам в Иране. -Ленинград, 1966. - 399 с.

11. Семенов А.А. К вопросу о происхождении Саманидов. // Труды АН ТССР. - Сталинабад, 1954

12. Умников И.И. Архитектурные памятники Средней Азии,- Ташкент, 1929

13. Хамза Камол. История мазаров северного Таджикистана. - Д., 2005

14. Хмельницкий С. Между арабами и тюрками. Архитектура Средней Азии IX-X вв. -Берлин - Рига, 1992

15. Хмельницкий С. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии IX-X вв. -Берлин - Рига, 1996. Часть I.

16. Хмельницкий С. Ходжа Машад. -Берлин - Рига, 1996

Культ святых е Хорасане и Маеераннахре е X-XI ее

С. Муллоджоное

Ключевые слова: ислам, святыня, мазар, культ святых

В статье рассматривается тема святых мест в X-XI вв. на территории Хорасана и Мавераннахра. Культ святых играет важную роль в религиозной жизни мусульман, и исследования ведущих ученых мира показывают, что большинство мазаров возникли на почве традиционных доисламских культов. Распространение исламских мавзолеев означало компромисс между исламом и местными народными верованиями. Автор статьи на конкретном материале исследует тему, которая является малоизученной.

The Cult of the Saints in Khorasan and Maverennakhr in the X - XI cc.

S.Mullojonov

Key words: Islam, shrine, mazar, the cult of the saints , Khorasan, Maverannakhr

The article considers the theme of the holy places in the X-XI centuries in Khorasan and Maverannahr. The cult of the saints played an important role in the religious life of Muslims, and researches of world's leading scientists show that the majority of Mazars sprang up on the basis of the traditional pre-Islamic cults. Propagation of Islamic mausoleums meant a compromise between Islam and the local people's beliefs, the author of the article explores the scantily studied theme on the concrete material.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.