Насурдинов Э. С.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И РАЗВИТИЕ ЕЁ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
II. ПРАВО
9. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
9.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И РАЗВИТИЕ ЕЁ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В РАМКАХ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Насурдинов Эмом Сайфудинович, к.ю.н., доцент. Должность: декан юридического факультета, доцент кафедры теории и истории государства и права.
Место работы: Таджикский Национальный Университет
Аннотация: В данной статье автором исследуется вопрос трансформации правовой культуры таджиков, а также ее содержательных компонентов в рамках исламской цивилизации. Следует отметить, что на территории исторического Таджикистана в период существования исламской цивилизации правили такие влиятельные династии как Тахириды, Саффариды, Саманиды и др. Автор обращает внимание на влияние политики этих династий и методов их правления на совершенствование правовой культуры населения. Выясняется, что в целом правовая культура таджиков в период арабского завоевания во многом претерпела трансформацию под натиском и влиянием исламских ценностей. Однако сохранившиеся духовнокультурные компоненты зороастрийской правовой культуры все же обеспечивали преемственность прежнего права. Ключевые слова: Арабский халифат, Ислам, Тахириды, Саффариды, Саманиды, трансформация, правовая культура, источники исламского права.
TRANSFORMATION OF LEGAL CULTURE OF TAJIKS AND DEVELOPMENT OF ITS SUBSTANTIAL COMPONENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF AN ISLAMIC CIVILIZATION
Nasurdinov Emom Sayfudinovich, doctor of law, associate professor. Position: Dean of law faculty, associate professor at theory and history of state and law department.
Work place: Faculty of law, Tajik national University.
Annotation: In given article the author researches a question of transformation of legal culture of Tajiks, and also its substantial components within the framework of an Islamic civilization. It is necessary to notice that in territory of historical Tajikistan in existence of an Islamic civilization such dynasties as Tahirids, Saffa-rids, Samanids, etc. The author pays attention to influence of these dynasties and methods of their board in perfection of legal culture of the population. It is found out that as a whole legal culture of Tajiks has in many respects undergone transformations under an impact and influence of Islamic values. However spiri-
tually-cultural components of zoroastrian legal culture nevertheless provided continuity of the former law
Keywords: Arabian Halifat, Islam, Tahiridy, Safaridy, Samani-dy, transformation, legal culture, sources of the Islamic law.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало исламское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и сформировалась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности1 от небольшой патриархальнорелигиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммаде) до одной из крупнейших империй VIN-Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов2.
С появлением Халифата в духовной и культурной жизни таджикского населения завоеванных земель произошли два важных по значению изменения: во-первых, арабы принесли с собой новую религию - ислам; во - вторых, арабский язык, который омейядский халиф Абд аль-Малик (685 - 705) впервые ввел в качестве государственного языка империи и языка вероисповедания.
Конечно, вопросы языка, культуры, администрирования в основном касались тех социальных слоев, которые непосредственно участвовали в административной и деловой жизни общества, а также в культурных процессах, особенно тех, которые были тесно связаны с наукой и литературным творчеством. Образованные круги освоили арабский язык не хуже самих арабов. К примеру, в изложении первой систематической арабской грамматики вместе с арабским филологом аль-Хилалем в VI11 в. участвовал и таджик по происхождению Сибавайх. На этом языке писали даже таджики, принадлежавшие к антиарабскому культурному течению - шу'убийа. Уже в первой половине VIII в. арабоязычные шу'убиты -таджики начинают выступать в своей поэзии с протестами против арабской духовной экспансии. Среди них - поэт иранского происхождения Исмаил Ибн Ясар - «первый борец за угнетенную персидскую нацию, смело выступавший с касыдами в честь персов даже в присутствии омейядских хали-фов»3.
Языком науки был также арабский, хотя большая часть деятелей науки были неарабского происхождения. Но если в литературе и науках сохранялся принцип добровольности - творческой свободы, то не так было с религией. Религия таджикскому народу была навязана насильно. Если захват земель, имущества населения, даже убийство по тем временам считались обычным правом победителя, то вопрос с навязыва-
’’Относительно вопросов причин и закономерностей возникновения этой государственности подробно см.: Сафаров Б.А. Формирование раннего исламского государства. Душанбе, 2011.
2См.:Насурдинов Э.С., Сафаров Д.С. История государства и права Таджикистана. Часть I. Душанбе, 2013. С. 233.
3Эберман В.А. Персы среди арабских поэтов эпохи Омейядов // ЗКВ, т.11, вып.1. Л.: Изд-во АН СССР, 1926. С. 144 - 145.
105
Бизнес в законе
2’2014
нием чужой религии нельзя отнести к тому же разряду. В связи с принятием ислама появляется правовая категория маула.
«В первое время, - пишет И. П. Петрушевский, - на эти обращения смотрели так: считалось, что новообращенный мусульманин разрывал со своей народностью и становился арабом. Но так как среди самих арабов, даже и переселившихся в Иран, сохранялось деление на племена и роды, то новообращенный мусульманин из персов (или других народностей) должен был примкнуть к какой-либо арабской племенной общине, причем не в качестве равноправного члена, а в качестве клиента - маула (ар., мн. ч. мавали, от корня - «быть близким, примыкать [к кому-либо]»). Хотя этим нарушался провозглашенный Мухаммедом принцип равенства всех мусульман независимо от происхождения, тем не менее, такой обычай у арабов долго сохранялся. ...Число этих мавали было довольно зна-
4
чительно» .
Чтобы заставить представителей старой религии перейти в мусульманство, им был навязан специальный налог - джизйа. Эта мера ускорила формальный переход многих персо-таджиков в ислам, но по существу они еще долго придерживались норм родной традиционной культуры. В период правления Омейядов (661750) распространение Ислама в историческом Таджикистане происходило медленными темпами. Но те, кто принял ислам под нажимом завоевателей и в надежде на уравнение в правах с пришлыми мусульманами, как то обещал официальный ислам, обещанного фактически не дождались. К тому же, мусульманской общиной и членами господствовавшего рода и соратниками пророка были захвачены огромные площади плодородных земель. В этих условиях проявления недовольства народных масс нельзя не считать закономерными. К тому же в центре Халифата обострилась междуклановая борьба за главенство в Халифате и имамате, где главными соперниками являлись Омейя-ды, с одной стороны, и Аббасиды в союзе с Алидами, с другой стороны. На главенство также претендовала партия хариджитов. В частности эти факторы способствовали восстанию Абу Муслима в Хорасане.
Уже в начале 748г. Абу Муслим занял резиденцию наместника Хорасана город Мерв. Наместник Омейядов в Хорасане Наср ибн Сайяр бежал из Хорасана и вскоре умер, не добравшись до своего повелителя, а к середине того же года Иран был очищен от войск Марвана - последнего омейядского халифа. В январе 750г., разбитый войсками Абу Муслима, Марван бежал в Египет, где был схвачен и предан казни. Тогда же Аббасид Абу-л-Аббас Саффах в Куфе был провозглашен халифом.
В процессе своей борьбы Абу Муслим завоевал огромную популярность среди народных масс. Он выступал выразителем стремлений низших слоев к политической независимости своей родины и социальному освобождению.4 5 Все это, конечно, не могло не беспокоить пришедших к власти Аббасидов, которые уже начали забывать обещания, данные ими через своих эмиссаров тем, кто привел их к власти. Но порвать свои отношения с АбуМуслимом они не осмеливались, так как это могло лишить их власти. Ведь однажды
4 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. (Курс лекций). Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. С.36.
5 См.: Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее
средневековье. М., 1965. С. 203.
обманувшиеся Алиды имели в Халифате достаточно сильную позицию и могли в любую подходящую минуту воспользоваться ею, а разрыв с Абу Муслимом мог обернуться для них неизбежным поражением. Поэтому Аббасиды нашли выход избавиться от своего опасного помощника, назначив его наместником Хорасана и Мавераннахра.
Невзирая на печальный факт гибели Абу Муслима, первого таджика, назначенного наместником Хорасана и Мавераннахра, его победоносное восстание привело к важным переменам в социально-политической, правовой жизни халифата, главными из которых следует признать:
1. Восстанавливается теократический характер государства, превращенного Омейядами в светское, дававшее представителям этого клана возможность насаждать монархизм арабского происхождения. Формально правление Аббасидов объявляется теократическим. Халифы стали окружать себя факихами-законоведами-богословами, которые рассматривали аббасидского халифа как главу коллегии муджтахидов (религиозных авторитетов).
2. Обязанные иранской земледельческой знати -дехканам за широкую поддержку их борьбы за власть, Аббасиды дали согласие на участие иранского элемента в управлении Халифатом. Халифат с тех пор приобрел полуиранский характер. Широкому кругу читающей публики известны яркие изображения жизни Халифата с участием влиятельнейшей семьи Барма-кидов, выходцев из Балха, в рассказах «Тысячи и одной ночи».
3. Перенос столицы Халифата в Багдад, где иранский дух и традиции проявляли себя очень заметно.
С этих пор иранский образ правления государственными делами проводится в Халифате волей назначаемых из иранской среды вазиров идабиров. Приход к власти Аббасидов приближает иранский этнос к достижению политической независимости. В 820 году образовывается Тахиридское государство, основателем которого был Тахир ибн Хосейн, просуществовавшее до 872г. Основатель этого политического образования, как свидетельствуют источники, относился к военному сословию, а затем и другие его правители придерживались строгих ортодоксальных принципов ислама, но менталитет его взращен идеями адаба. Об этом свидетельствует «Послание» Эмира Тахира своему сыну, где он пишет: «Кто стремится к совершенству, должен избегать гнева, соблюдать умеренность и справедливость во всех делах, не лгать и удалять от себя клеветников, защищать ислам»6.
Если государство Тахиридов просуществовало немногим больше полувека, то еще короче была жизнь другого восточно-иранского государства, Саффарид-ского (867-899). Культурная и политическая жизнь этого государства весьма сходна с личными качествами его создателя. Основатель государства был выходцем из семейства традиционных медников. Его звали Якуб, и он уже не продолжал семейное ремесло, а стал искусным полководцем, начавшим свою карьеру айяром - «вольным искателем удачи». Смекалка независимой, но необразованной личности, в конце концов, привела этого незаурядного человека к вершине власти. Но отсутствие правовой концепции, опыта и гибкости, политической этики, свойственной сословному происхождению семейства Саффаридов, привело к
6Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк.. С.122.
106
Насурдинов Э. С.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И РАЗВИТИЕ ЕЁ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
тому, что уже второй член этой семьи, Амр, сменивший у власти Якуба, попал в багдадский застенок, а в 810году Мухаммад, другой Саффарид, потерял государство. Но именно эта «строптивость» саффаридских государей, свойственная айярству, ускорила гибель их государства. Ведь Маншур - грамоту на правление -они получали из рук халифа, который считался их духовным повелителем. Тем не менее отношения между Халифатом и Якубом стали враждебными. Якуб ненавидел Аббасидских халифов за их коварство по отношению кАбуМуслиму и семейству Бармакидов; а теперь -ещё и от страха перед набиравшим силу государством Саффаридов, замышлявших козни и против Якуба. Первое открытое выступление Якуб проиграл в 811 г.: его войско было потоплено открытием шлюзов плотины на Тигре. Но в 887г. его брат, Амр, разбил 100-тысячное войско халифа, а затем достиг ряда уступок со стороны Халифата. Бессильный против Амра, халиф Му'тазид пошел на политическое коварство: он выдал грамоту на правление Мавераннахром и Исмаилу Самани, и Амру, столкнув их друг с другом. Победа осталась за Исмаилом.
Эти государственные образования, сыгравшие не особенно заметную роль в политической истории иранцев, тем не менее, служили предвестниками того, что жизнь очередной политической зависимости этого этноса приходит к концу. Величайшее событие в политической, правовой и культурной жизни иранцев ожидало своего часа. «В 875г. внук перса Саман-худата, принявшего мусульманство, получил от халифа Му'тамида диплом на управление всем Мавереннаг-ром»7, - пишет русский историк А. Шишов. А. Шишов мог бы вместо слова «перс» написать «таджик», но последнее слово вошло в политико-правовой обиход с середины XI в. Но и в этом случае им обозначали всех иранцев в противовес тюркам. Тем не менее, важно не это, а то, что государство Саманидов со столицей в Бухаре в послеарабской иранской традиции явилось единственным государством, созданным без армии и оружия, без крови и насилия. Основание государства Саманидов в Бухаре произошло по решению совета старейшин этого города. Эмир Исмаил Самани осуществил это предприятие на единой основе взаимопонимания.
«Возвышение Саманидов - аристократической семьи из Балха, - пишет Ян Рипка, - означало, что к власти пришла законная иранская династия. Распад Халифата освобождает политические и культурные творческие силы восточно-иранской народности. Восточноиранская культура, наследие среднеазиатского буддизма, - культура более высокая, чем Сасанидская. Саманидская империя, включавшая при Исмаиле (892907) значительную часть Ирана, - апогей среднеазиатской феодальной державы»8.
Структура государственного и местного чиновничьего аппарата, вооруженных сил и регламентация придворной жизни в саманидском государстве те же, что и в аббасидском Халифате. Войско состоит из рабов и добровольцев (гази).
Важнейшую часть правовой культуры общества эпохи Саманидов, конечно, составляет его правовая система. Эта система, как вся исламская правовая систе-
7 Шишов А. Таджики. С. 64.
8Рипка, Ян. История персидской и таджикской литературы. С. 138.
ма, является многозвеньевой цепью ценностных наследований не одной цивилизации. Ученые-правоведы, интересующиеся общими и частными проблемами мусульманского права, частью которого является и правовая система государства Саманидов, могут воспользоваться исчерпывающими сведениями из монографий И.Б. Буриева и И. Сафарова.9
Если речь идет о правовой культуре таджиков в границах нынешних государственно-правовых определений, то приходится говорить о существенных и во временном отношении, и в культурно-идеологическом отношении явлениях, т.е. о тех явлениях, которые могли оставить глубокий след в культуре, религиозном сознании, менталитете населения. Такие культовые термины, как mehr-parasti (солнцепоклонство), otas-parasti (огнепоклонство), mazda-parasti (маздаизм), zardost-parasti (зороастризм), являются свидетельством глубинных и устойчивых ментальнопсихологических процессов, создавших культурный код, который в самых различных ситуациях проявляет себя спустя тысячелетия. В современной жизни таджиков такие кодированные культурно-ментальные ценности показывают себя очень часто. Все разновидности «арийских» верований, буддизма, ислама в различной степени участвуют в функционирующей правовой культуре таджиков и по сей день, хотя сегодня в Республике Таджикистан действует разветвленная, юридически оформленная правовая система.
Несмотря на большой разброс инородных вкраплений в правовую культуру таджиков эпохи Саманидов, исламская правовая система явилась определяющей почвой правовой действительности общества. Но следует обратить внимание на то, что ислам как вера был еще молодой и в условиях завоевательных походов арабов - суров в пределах государства Саманидов происходили грандиозные культурно-научные процессы светского характера. Историк философии Я.К. Одинаев отмечает, что «еще перед мыслителями средневекового мусульманского мира стояла задача: как выйти из положения, т. е. решить мировоззренческие, естественнонаучные вопросы, чтобы это не противоречило духу Корана. С этой целью они заучивали весь текст Корана наизусть, комментировали каждое его слово, сопоставляли откровения Корана с высказываниями Мухаммада. А потом, в рамках идеи единобожия, разработали, выдвинули свою концепцию, оправдали и защитили учение древних греков, переработали и отшлифовали древнеиндийские, персидские нравоучения, чем творчески развили античную культуру»10.
Мусульманская правовая система, как порождение относительно позднего времени, представляет собой свод правовых представлений и правовых знаний, накопленных обществом, исповедующим ислам - хронологически последнюю из мировых религий. Основы как религиозных, так и правовых положений религии отразились в Священном Писании - Коране, и Сунне («священное предание») - по существу, кем-то освидетельствованных преданий, когда-либо высказанных пророком Мухаммадом. Эти два правовых источника
9Буриев И. Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIN-начало XX вв.) / Отв. ред. Ф.Т. Тахиров. Душанбе, 1999. 199 с.; Сафаров, Иномджон. Правовая система государства Саманидов (IX - Хвв.). Душанбе:Ирфон, 1999.
10Одинаев Я.К. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. Душанбе:Маориф, 1991. С. 10 -11.
107
Бизнес в законе
2’2014
послужили основой для разработки мусульманскими правоведами - факихами правовой доктрины ислама.
Основные источники права, послужившие фундаментом для формирования норм правовой системы ислама, ту же роль сыграли в правовой системе Са-манидов. Но Саманиды, как наследники государственных традиций, унаследовали административное построение государственной иерархии прямо, а не через арабов.
Правовые обычаи во все времена жизни таджиков составляли важную часть правовой системы и регулятивных норм правовой культуры. Обычно люди очень редко обращаются в официальные правовые инстанции. В разнохарактерных письменных источниках можно обнаружить бесконечное множество примеров, в которых осуждаются недостатки функционировавших судопроизводных инстанций, вынуждавших искателей справедливости обратиться к опыту традиционных регулятивных норм.
После нашествия монголо-татарских орд таджикское население Средней Азии с большим напряжением приходило в себя, но уже в полном объеме восстановить свои физические и духовные потенции не могло. Упорство, с которым таджики держались за жизнь, наполненную духовностью и культурой, удивляло многих. Русский ученый X^. А.Ф. Миддендорф писал: «Таджики, сколько мне известно, представляют единственный на нашей планете пример столь упорного существования, пробивающего себе путь, несмотря на враждебные, в течение столетий, воздействия на них»11. Потери происходили и в исламской правовой культуре. Шариат намного уступил тарикату. Происходили не очень качественные процессы мистициза-ции, часто даже ложные - каландарство, прикрытое попрошайничество.
Список литературы:
1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в ранее средневековье. - М., 1965.
2. Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII-начало XX вв.) / Отв. ред. Ф.Т. Тахиров. - Душанбе, 1999.
3. Насурдинов Э.С., Сафаров Д.С. История государства и права Таджикистана. Часть I. Душанбе, 2013.
4. Одинаев Я.К. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. - Душанбе:Маориф, 1991.
5. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. (Курс лекций). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.
6. Рипка, Ян. История персидской и таджикской литературы.- М.: Прогресс, 1970.
7. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX - Xвв.). - Душанбе:Ирфон, 1999.
8. Сафаров Б.А. Формирование раннего исламского государства. Душанбе, 2011.
9. Шишов А. Таджики. - Алматы, 2006.
10. Эберман В.А. Персы среди арабских поэтов эпохи Омейядов // ЗКВ, т.И, выпТ - Л.: Изд-во АН СССР, 1926. -С. 144 - 145.
4. OdinaevYa.K. Koran: the philosophical, ethical, aesthetic doctrine. -Dushanbe:Maorif, 1991.
5. Petrushevsky I.P. Islam in Iran in VII - XV centuries. (Course of lectures).-L.: Leningrad State UniversityPublishing House, 1966.
6. Ripka, Jan. History of the Persian and Tajik literature.-M.:Progress, 1970.
7. Safarov I. D. Legal system of the state Samanids (IX -X cs.). - Dushanbe:Irfon, 1999.
8. Safarov B. A. Formation of the early Islamic state.- Dushanbe, 2011.
9. ShishovA.Tajiks. - Almaty, 2006.
10. Eberman V.A. Persians among the Arabian poets of an epoch Omeijads//ZKV, p.II, release I. - L.: Academy of Sciences of the USSR Publishing House, 1926. - P. 144 - 145.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права юридического
факультета Таджикского национального университета Э.С. Насурдинова «Трансформация правовой культуры таджиков и развитие ее содержательных компонентов в рамках исламской цивилизации».
В статье рассматриваются проблемы трансформации правовой культуры таджиков и развитие ее содержательных компонентов в рамках исламской цивилизации. Следует заметить, что правовая культура естественным образом подчинена законам и категориям диалектики. В таких условиях трансформация правовой культуры считается неизбежной тенденцией. Автор при написании данной статьи исходит именно из этих соображений. Э.С. Насурдинов, затрагивая трансформацию правовой культуры таджиков, обращает внимание на долгую историю ее формирования и переломные моменты ее изменения. Это связано с тем, что на территории исторического Таджикистана правили различные династии с особенными традициями и религиозными ценностями. Исламская цивилизация также внесла коррективы в трансформацию и совершенствование правовой культуры таджиков. Однако духовно-культурные компоненты предыдущих правовых культур все же обеспечивали преемственность права.
Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья Насурдинова Э.С. «Трансформация правовой культуры таджиков и развитие ее содержательных компонентов в рамках исламской цивилизации» представляет несомненную теоретическую ценность, посвящена актуальной теме, содержит авторские выводы и предложения, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: к.ю.н., доцент
Д.С. Сафаров
Reference list:
1. Be^evEA Arabs, IslamandArabianhalifatinearlierMid-dleAges. - М, 1965.
2. BurievI.B. ActionoftheMuslim law in pre-revolutionary Tajikistan (VIII -beginning XX centuries) / Res. editor F.T.Tahirov.- Dushanbe, 1999.
3. Nasurdinov E.S., Safarov D.S. History of the state and the law of Tajikistan. Part I.- Dushanbe, 2013.
11 См.: Шишов А. Таджики. С. 102.
108