Адабиёт:
1. Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Том 1. - Душанбе, 1953.
2. Абдураимов А. А. Кошбеги, а не куш беги (К истории установления власти кошбеги в Бухарском ханстве) // Общественные науки в Узбекистане. - 1974. -№ 11. - С. 54-60.
3. Ахмедов Б. А. История Балха. - Ташкент: Фан., 1982.
4. Ефремов В. Девятилетнее странствование Российского унтер-офицера Ефремова.-М., 1952.
5. История народов Узбекистана. Т. 1. - Ташкент, 1947.
6. Кисляков Н. А. Патриархально-феодалные отношения среди оседлого сельского населения Бухарского ханства в конце XIX-начале XX в. - М-Л., 1962.
7. Крестовский В. В. В гостях у Бухарского эмира (путевой дневник). - Спб, 1887.
8. Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре в Х1Х -начале ХХ века). -Душанбе: Ирфон. 1967.
9. Мирза Бади. Диван Маджима ал-аркам (предписания фиска) / Введения, перевод, примечания и приложения А.В. Вильдановой. - М.: Наука, 1981.
10. О некоторых событиях в Бухаре, Коканде, Кашгаре. Записки Мирзы Шамса Бухари, изданные в тексте с переводом и примечанием В.В. Григорьева. - Казань, 1861.
11. Трактат Ахмада Дониша. История магитской династии (перевод, предисловие и примечания Н. А. Наджафовой). - Душанбе: Дониш, 1967.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВЛЕНИЕ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА (ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА)
В этой статье исследуется управленческая и административна структура Бухарского Эмирата до нашествия России и стабилизации протекторате над Бухарским государством со строны Российской империи. Административная структура эмирата анализирована вертикальным и горизонтальным способом. В связи с этим исследуется действия и звания, их обязанности, степень каждого действия и должности, зароботная плата и их доходы. Также даются сведения об исламских религиозных сословиях, которые сыграли важную роль во внутренную и внешную политику государство.
Ключевые слова: накиб, кушбеги, додхох, парвоначи, тупчибоши, муфти.
THE ADMINISTRATIVE BOARD OF THE EMIRATE OF BUKHARA
(MID - XIX CENTURY)
This article explores the management and administrative structure of the Bukhara Emirate before the invasion of Russia and stabilization protectorate of Bukhara State from the side of the Russian Empire. The administrative structure of the emirate analyzed vertical and horizontal way. In connection with this action and investigate the title of their duties, the degree of each action and positions zarobotnaya fee income. Also provides information about Islamic religious class, which played an important role in the domestic and foreign policy.
Key words: naqib, kushbegi, dodhoh, parvonachi, tupchiboshi, mufti.
Сведение об авторе: Келдиёров Бехзод Султонович, соискатель кафедры история таджикского народа Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, e- mail: [email protected]
Informtion about author: Keldiyorov Behzod Sultonovich, the researcher of the chair of history of tajik people, Tajik State University of Law, Business and Politics
«ТАЪРИХИ НАРШАХИ» - ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ
ТАДЖИКСКОГО НАРОДА VII ВВ.
Кушматов А.
Таджикский национальный университет
История таджикского народа эпохи феодализма до сих пор остается малоизученной. Для исследования этого периода важное значение имеют труды арабоязычных и персоязычных историков средневековья. Одной из важнейших является
«Таърихи Наршахи»1 [5, с. 118; 6, с. 546] («История Бухары»). В джумадиалаввал 522 года, в мае 1128 году другой ученый Абу Наср Ахмад Ибн Мухаммад ибн Наср ал-Кубави сделал сокращенный перевод истории Наршахи на таджикский язык и значительно дополнил ее использовав сочинения «Хазоин-ал-улум» (Сокровищницы наук) Абу Хасана Абдурахмана ибн Мухаммада ибн Нишапури, а также «Таърихи Табари» автора арабского оригинала Мухаммада ибн Джарира Табари. Абу Насром Ахмадом ибн Мухаммадом ибн Насром ал-Кубави была дополнена глава 1 о достоинствах Бухары, глава 2- об ученых, занимавших должность кази в Бухаре.
Включены также рассказы о древней истории Бухары, расширена глава об истории города Бухары и ее провинциях. (Зикри Бухоро ва чойх,ое, ки музофи аст ба вай). Сведениями из книги «Хазоин -ал-улум» автора произведения «Масолик ва Мамолик» Абдулхасана Нишапури. также добавлены три последние главы «Истории Наршахи»: Правления Абдулмалика Ибн Нух, правления Исмаила Сомони и последующих правителей. Тем самым, сочинение доведено до смерти Мансура ибн Нуха Саманида, т.е. 387 г. хиджри, 997 г.
Другой ученый Мухаммад ибн Зуфар ибн Умар в 1179 г. снова переработал перевод ал -Кубави, подвергнув его новому сокращению.
В хранилищах рукописных фондов научных библиотек Российской Федерации хранятся несколько ценных рукописей истории Наршахи. Один из самых ранних из всех известных списков рукописей хранится в рукописном фонде восточного отдела библиотеки Санкт-Петербургского госуниверситета (под инв. № 947). Хорошая рукопись истории Наршахи хранится в рукописном фонде института востоковедения АН Таджикистана (под № 513/11). Здесь имеется также персидский текст истории Наршахи, изданная в новой Бухаре (современный Когон). (Типография Гай Синского и М. Бензетского, 1904 г) [6, с. 25].
Известные исследователи средневековой истории Средней Азии В.В. Бартольд, А.Ю. Якубовский, Б.Г. Гафуров, А.Дж. Джалилов, Н. Негматов, О.Д. Чехович, А.М. Беленицкий и др. в своих исследованиях неоднократно отмечали важность научного значения «Истории Наршахи», но по причине весьма малой изученности истории Средней Азии раннего средневековья, этот источник, как и многие другие оставался малоизученным.
Теперь переходим к рассмотрению истории таджикского народа по данным «Истории Наршахи». Представляют большую ценность для исследователя сведения Наршахи по социально-экономической истории таджиков доисламской эпохи (У1-У11 вв). В отличие от тюркских народов, живших на территории Центральной Азии, среди которых преобладало кочевое скотоводческое население, таджики в основном имели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Местное земледельческое население в Согде и Тохаристане в значительной своей массе превратилось в зависимых кедиваров.2
Среди земледельческого населения Согды и Тохаристана существовала большая патриархальная семья, в состав которой входили иногда и домашние рабы. Кедивар и экономически и лично зависел от богатого землевладельца - дехканина. В этот период численно возросшие кедивары представляли собой основную социальную силу в феодальном обществе Средней Азии. Согласно сведениям Наршахи большую роль, особенно в Согде, в этот период играли купцы. Выходили они, по преимуществу, из среды дехканской знати. Дехкане имели свои укрепленные усадьбы - замки. Эти замки строились вблизи водораздельных плотин основных рек Средней Азии, что давало дехканам возможность контролировать распределение оросительной воды и этим держать земледельческое население в полной зависимости. В случае неповиновения
1 Сочинение известно также под названием Китоби Муллозода. Оно написано на арабском языке Абубакром Мухаммедом ибн Джафаром ибн Закарийа Наршахи, который жил в 286-348 хиджри, 899-959 гг. Сочинение Наршахи написано в 943-944 гг и посвящено Саманидскому правителю амир Хамид Нух ибн Насру ибн Ахмад ибн Исмаил Сомони 331-343 года хиджри = 942-955 гг.
2 Кедивары - зависимые крестьяне
кедиваров, дехканин мог лишить их оросительной воды, что лишало кедиваров средств к существованию.
Каждый дехканин считавшийся фактически самостоятельным правителем своего владения, содержал небольшое войско. Небольшие средние дехкане содержали до ста или несколько сот вооруженных людей. Но мелкие дехкане подчинялись более крупным. Так правители Бухары - бухархудаты имели до нескольких тысяч воинов и дехкане, а имения, которые были расположены вокруг Бухары, им подчинялись, т.е. мелкие дехкане окрестностей Бухары.
В доисламский период наиболее распространенной религией являлся зороастризм (зардушти)1, в его среднеазиатских вариантах начиная с кушанского периода [6, с. 25]. В южных областях Центральной Азии начал распространяться буддизм. Так, рассказывая о доисламских религиях Бухары, Наршахи пишет, что в г. Бухаре в доисламском периоде имелся базар, который назывался «Бозори мох,», где два раза в год устраивалась специальная ярмарка по продаже икон (бутфурушй). Далее Наршахи, рассказывая о масштабе продаже икон пишет, что за день на этом базаре продавалось икон на сумму до пятидесяти тысяч дирхемов.
Согласно версиям, приведенным Наршахи, в древности, Бухарой управлял падишах по имени Мох и этот вышеуказанный базар был построен по его повелению, почему и базару было присвоено его имя. По повелению этого падишаха специальные мастера (наккаши) в течение года занимались изготовлением икон (бут) и в определенные базарные дни (два раза в год) продавали эти иконы в названном базаре г. Бухары [6, с. 25].
В дни ярмарки по продаже икон, сам Бухарский падишах прибывал на базар, устанавливал свой трон и сидя на троне, наблюдал за торговлей иконами. На окраине базара был расположен храм огнепоклонников (оташхона). Подданные Бухарского падишаха съезжаясь на ярмарку перед покупкой совершали в этом храме религиозные обряды и только после этого они на базаре покупали иконы (бут) затем отправлялись по домам. После установления религии ислама (VIII в), здание храма огнепоклонников было превращено в мечеть. При жизни автора «Таърихи Наршахи», она считалась одной из главных мечетей Бухары.
Представляют интерес сведения Наршахи об истории возникновения самого города Бухары. По его словам город возник в древности. Название города несколько раз было изменено и впоследствии утвердилось название Бухара. Наршахи приводит сведения об истории строительства городской арки (цитадель). По его словам легендарный Сиявуш- сын Кайкавуса сбежав от своего отца из Хорасана, переправился через реку Джайхун (Аму-Дарью) прибыл к Афрасиабу.2 Афрасиаб хорошо его принял и подарил Сиявушу целую область. Сиявуш получил от Афрасиаба область, прибыл туда и построил крепость (Хисор) - город Бухара, который именовался Арком. После чего между Афрасиабом и Сиявушом возникла вражда и в этой борьбе Сиявуш был убит и захоронен в окрестностях г. Бухары в местности Гуриён.
Население города Бухары (доисламской эпохи), считало Сиявуша основателем города Бухары и его могилу превратило в место поклонения и ежегодно в дни религиозных праздников все население города совершало поклонение на могиле Сиявуша. Каждый мужчина - житель Бухары при обрядах жертвоприношения жертвовал одного петуха [6, с. 28]. На следующий день (Навруз-весны) уже каждый
1 Зороастризм (зардуштй) - у иранских племен уже в рубеже 11-1 тысяч до н.э. существовали определенные верования и представления, вошедшие позже в зороастризм. Следует, в частности, отметить культ Митры. Почитаемые иранцами божества назывались ахурами. Постепенно появилось представление о верховном божества Ахуре, которого называли Мазда - «мудрый».
Следует считать установленным, что заратуштра - реальное историческое лицо. Он составитель «Гат, в которых очень ярко выступает личность проповедника, живого и борющегося человека. Позже уже в «Младшей Авесте», заратуштра появляется как мифологический персонаж.
2 Афрасиаб - легендарный основатель г. Самарканда.
93
жертвовал курицу. Согласно легендам приведенным Наршахи, город Бухара был основан Сиявушем за три тысячи лет до ислама.
Внутри Хисора Бухары строились дворцы правителей и военачальников (Амирон ва Сархангон).Там же находился зиндан и здание учреждений (дивон).1 С древних времен казна также хранилась в Гиссаре. Но с течением времени Хисор Бухары был разрушен, при Саманидах заново построен. В конце правления Саманидов в конце Х. века (при нашествии Султан Санджара в Бухару) Хисор Бухары снова был разрушен, но спустя некоторое время, по приказу Сабуктегина2 крепость снова была восстановлена. С западных ворот Хисора до Регистана занимали место дворцы бухарской знати. Эти здания были величественными. Всего диванов насчитывалось десять. По данным Мухаммада Наршахи в самом Регистане было расположено здание государственных дивонов, таких как дивон вазира, (ходжаи бузург) дивон Муставфи, дивон Сохи баш-шурат, дивон амид ал-мулк, называемый также дивон ал-расаил (посланий илинша (сочинении) и др.
Сведения автора «Истории Бухары» представляют большой интерес и по вопросам налоговой системы государства Саманидов. Автор выделил много восхвалительных слов о значении основной ирригационной системы Бухары - Джуи Мулиён.3 Этот арык считался собственностью (мулк) Бухархудотов. Водою этого арыка в основном орошались земли членов царского дома. Каждый царевич на берегах этого арыка имел свои имения, дворцы. Например Исмаил Саманид построив много сараев, дворцов и имений на берегу арыка Мулиён, затем их пожертвовал в вакф.4 Посевные земли этого арыка в год давали доход, равный сумме - в десять тысяч дирхемов [6, с. 35]. Здесь много находилось государственной земли (мамлакаи султонй).
Говоря о методах распространения ислама в Средней Азии, Наршахи приводит такие примеры: когда Кутайба ибн Муслим завоевал Бухару, приказал, чтобы каждый житель города уступил лучшую половину своих домов арабам. Тем самым арабы взяли под свой контроль действия жителей Бухары и выполнение ими культовых обрядов мусульманской религии. Таких арабских семей переселенных в г. Бухару насчитывалось около 700 семейств (кушк.) [6, с. 35].
Представляют интерес сведения Наршахи о купли - продаже земель. Цена на земли вокруг Бухары была очень высокой. Один джуфти гав5 земли стоил до четырех тысяч дирхемов серебром. Важными являются сведения автора и о других основных оросительных системах, как каналы (руд) Кармина, канал Шопуркон и др. согласно версиям, приведенным Наршахи, канал Шопуркон получил свое название от имени одного из царевичей дома Саманидов, которого называли Шопур. Он переселился в этот район и так, как этот район был его имением, то району также было дано его имя. Земли Шопуркона были очень плодородными. Шопур прорыл здесь большой канал, который также носил его имя.
Исключительную ценность представляют сведения Наршахи о Харадже (хироч) в Бухаре и его окрестностях, составлявшие в год 1 миллион 60 тысяч 506 дирхем. Размеры Хараджа были равны 40% общего урожая [6, с. 40]. Автор «Таърихи Бухоро» приводит сведения о неоднократных нашествиях кочевых племен севера Мавераннахра на город Бухару, ее окрестности. Эти кочевые племена в VШ-IX вв. еще не были мусульманами. Их походы носили грабительский характер и представляли большую разрушительную силу. Для защиты городов от нападения кочевников по приказу Аббасидских халифов
1 Дивон. При Саманидах государственный аппарат делился на царский двор (даргах) и на диваны (военно-гражданские центральные управления).
2 Сабуктегин - основатель династии Газневидов.
3 Название арыка Мулиён происходило от названия Джуи Мавлоён, т.е. арык знати.
4 Вакф - имущество пожертвованное в пользу религиозных учреждений мазар, мечети, медресе, хонакох, тахаратхона и т.д.
5 Джуфти гав - пара волов; земельная площадь, обрабатываемая парой волов. Размер этой площади различен для разных сельскохозяйственных культур, и в некоторых случаях доходил до 40-50 танапов (10-12 га).
вокруг Бухары была построена стена, которая впоследствие получила название «Девори Кампирак» и были установлены ворота.
После возведения этой стены, страна Согдийцев была спасена от нашествия кочевников. Для защиты города на расстоянии каждой полумили строились укрепленные башни, которые были завершены в 215 хиджри (830 г.).стены и укрепления строились трудом бухарцев, что легло на их плечи, по признанию автора истории Бухары, тяжелым бременем. Кроме постоянного участия населения на строительстве этих укреплений в виде хашара, с населения также взимались денежные подати. Только Исмаилу Саманиду удалось нанести кочевникам сокрушительные удары и кочевники, при его правлении не осмеливались напасть на Бухару [6, с. 42].
В «Таърихи Бухоро» (Истории Бухары) детально приведены данные о завоевании этой страны арабами. Когда Муовия отправил в Хорасан Абдулло ибн Зияда то последний переправился через реку Джейхун (Аму-Дарью) и начал свой поход против Бухары. Из-за малолетства бухарского царевича страной управляла его мать. После одержания победы арабский военачальник Абдулло заключил с бахарцами мир на очень тяжелых для последних условиях. Победителю была выдана большая контрибуция.
Арабы захватили в плен 4 тысяч бухарцев, которые затем были превращены в рабов (барда). Это событие произошло в конце 53 года и начале 54 гола хиджри (672673 год н.э.). Сумма контрибуции была равна 6 миллионам четырёхстам дирхемам. В 56-х года (675-676 гг.) новый наместник Хорасана Саид Ибн Усман совершил новый поход на Бухару. Войска арабов составляли 120 тысяч воинов. Правительница Бухары (хотун) собрала войска и выступила в сражении. Саид, не сумев завоевать город Бухару, отправился против Самарканда. Следующим арабским завоевателем, совершившим поход против Бухары был Салим ибн Зиёд. На этот раз против арабов был создан союз правителей Мавераннахра, где в союзе с оседлыми таджиками воевали против арабов и кочевые турки. Против арабов союзники выставили 120 тысяч войск [6, с. 51]. В сражении арабы были разгромлены и только небольшой части удалось спастись бегством. Наконец известному арабскому военачальнику Кутейба ибн Муслиму, который отличался особой жестокостью и большим военным талантом, удалось завоевать город Бухару. Это произошло в 88 году хиджри 706 год [6, с. 55]. Согласно слов Наршахи оборона Бухары и осада арабами этого города продолжались 50 дней. Население оказывало завоевателям упорное сопротивление. Об упорстве защитников города свидетельствуют такие данные, что Кутейба объявил большие вознаграждения тем, кто первый вступит в город Бухару. После захвата города население было ограблено и арабы в городе оставили своего ставленника. Но когда Кутейба вернулся в Хорасан, население Бухары снова восстало и свергнуло арабского наместника в Бухаре. Кутейбе пришлось вторично завоевывать город Бухару и жестоко расправиться с восставшими бухарцами.
Большое место в «Таърихи Наршахи» выделено борьбе тахиридов с саманидами, политике арабских халифов, направленной на ослабление саманидского государства и победу саманидов в этой борьбе.
Со стр. 74 «Истории Наршахи» речь идет о родословии правителей дома Саманидов, родоначальником был Асад ибн Абдулло, который управлял Хорасаном. Он скончался в 166 году хиджри. Его предки (Чадиэшон) Сомонхудот был родом из Балха. Он при правлении наместника Асада ибн Абдуллы принял ислам в 166 г. хиджри 782 г. н.э. поэтому его называли Сомонхудотом, затем он построил село, и назвал его Сомон. Сын Сомон Худата по причине признательности Асаду ибн Абдулла также был назван Асадом. Асад был отцом фактического основателя могущественного государства Исмаила Сомонида (Исмоил бини Ахмад бини Асад бини Сомонхудот). По преданиям Сомон Худот был одним из сыновей легендарного правителя Бахрама Чубина. После этого правителя дома Саманидов продолжали увеличиваться и
господствовать (далее перечисляются другие правители этого дома). Первоначально население Бухары не принимало ислам и уплачивали джизья.
Весьма важными являются сведения о восстании Муканны1 (Хошим бини Хаким), который считал себя продолжателем дела Абумуслима. Многие народа поддерживали Муканна и он долго вел упорную борьбу против арабов. Большинство из населения страны отреклись от ислама и стали «кафирами». Центром движения был Кешский вилайят (Шахрисабз). Восставшим удалось захватить Гиждуван и приблизиться к Бухаре. Это движение называлось также движением Сафедджомагон (носящие белую одежду). Против восставших с войском выступил Хусайн ибн Маофа. Арабское войско поддерживал влиятельный бухарский кази Сомир бини Умар, который из бухарской знати создал вооруженный отряд. В месяц раджаб 159 г. хиджри с 25 апреля по 25 мая 776 г. в селении Наршахи прошло сражение. Перед сражением бухарский кази принял меры, чтобы вернуть восставших к исламу, однако восставшие отказались.
Сражение было жестоким и кровопролитным, 700 человек из восставших были убиты, а часть вернулись к исламу и был заключен мир. Вслед за этим, восставшие согласились вернуться по селениям и признать власть арабов и выплачивать налоги.
Однако большинство восставших снова отказались от выполнения условий мира и продолжали убивать мусульман (арабов). Арабский халиф Махди отправил против восставших большое войско во главе с Джабраилом Яхьи. Он прибыл в город Бухару около Самаркандских ворот устроил военный лагерь (лашкаргох, зад), затем войска Джабраила окружили укрепленное селение Наршах (центр восставших), в крепость был пробит узкий проход (хандак), проникнув через этот проход арабы вошли в крепость и многих казнили. Джабраил против Муканны воевал 4 месяца, затем арабы и бухарская знать направились в Кеш, где был расположен второй лагерь восставших. В крепость, где укрепились восставшие, был прорыт проход шириною 50 газов.2 Крепость была сожжена, а восставшие были перебиты. Среди руководителей восстания была даже женщина проявившая большую храбрость, которая также была убита по приказу Джабраила. Согласно слов Наршахи, Муканна всегда ходил с закрытым лицом и восставшие ни когда не видели его лицо. Однажды 50 тысяч восставших из населения Мавеннахра и тюрков обратились к Муканне, считавшимся для восставших богом, показать свое лицо. Муканна им ответил, что тот, кто увидит его лицо, сразу же погибнет, но восставшие заявили, что они готовы умереть лишь бы увидеть Муканну. Муканна дал обещание, что в определенный день он покажет себя народу. В крепости Хисор, где находился Муканна вместе с ним были 100 женщин - дочери дехкан (знати) Согда, Кеша и Нахшаба. В крепости кроме этих женщин и приближенных (хос) Муканны - других людей не было. Так как Муканна имел некрасивое лицо (руйи зишт), он никому кроме этих женщин и приближенных не показывался. Когда появлялось солнце, по приказу Муканны все сто женщин направляли солнечные лучи посредством зеркал на лицо Муканны и в этом освещении лучами солнца, он показался восставшим. Восставшие увидев такое яркое зрелище- все поклонялись Муканне, приняв его за бога.
Восстание Муканны против арабов продолжалось 14 лет, когда восставшие потерпели поражение, войска Ислама окружили крепость Муканны в Кеше, Муканна увидев безвыходное свое положение, всех сто женщин, которые были с ним в крепости отправил и сам затопив печь (тандур) сжег себя. Так как смерти Муканны никто из восставших не видел, то в народе осталось легенда, что Муканна поднялся на небо и
1 Муканна - араб. «Закрытый покрывалом». Это прозвище было дано ему в связи с тем, что якобы носил на лице зеленое покрывало. Действительное его имя было Хошим ибн Хаким. Руководителем восстания Муканна - ремесленник из района Мерва. Некоторые исторические источники сообщают, что он был одним из военачальником Абу Муслима и участвовал в движении против омейядских халифов. Он был образованным человеком. Есть основания предполагать, что на него оказали сильное влияние идеи маздакизма.
2 Газ - мера длины для разных районов различна - от 61, 04 см до 106, 68 см. См.: Давидович Е.А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии. -М., 1970, с. 110.
96
скоро на землю спустит своих сподвижников, чтобы освободить народ от ига ислама и господства арабов.
Арабский военачальник Саид Хорис покорив крепость захватил всю казну Муканны. Как отметил академик Б.Г. Гафуров «Движение Муканны было движением трудовых слоев населения, прежде всего крестьян, направленным против все более развивавшегося феодального закабаления. Вот почему восстание Муканны имеет огромное значение в истории народов Средней Азии. Несмотря на поражение, народные восстания развивали классовое самосознание трудящихся, воспитывали дух возмущения и свободолюбия у народных масс и несколько обуздывали эксплуататорские стремления начинавших входить в силу феодалов» [1, с. 331].
Таким образом, восстания народных масс Мавераннахра направленные против арабского господства были подавлены. Приведенные примеры свидетельствуют, что сведения «Таърихи Наршахи» (Истории Бухары) имеют важное научное значение для освещения истории таджикского народа VII-X вв.
Литература:
1. Гафуров Б. Г. Таджики, древнейшая, древняя и средневековая история. - М., 1972.
2. Давидович Е. А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии. - Москва, 1970.
3. Документы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве XVII-XIX вв. перевод, введение и примечания Чехович О.Д. - Ташкент, 1954.
4. Наршахй Абубакр Мухаммад ибни Ч,аъфар. Таърихи Бухоро. - Душанбе: Дониш, 1979.
5. Наршахй Абубакр Мухаммад ибни Ч,аъфар. Таърихи Бухоро / мураттибон Гоибов F., Олимов К., Амиршохй Н. - Душанбе, 2012.- 546 с.
6. Наршахй Абубакр. Таърихи Наршахй. - Душанбе: Новая Бухара, 1994.
7. Негматов Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в 1Х-Х вв.). - Душанбе: Дониш, 1977.
8. Чехович О. Д. Бухарские документы XIV в. - Ташкент, 1965.
«ТАЪРИХИ НАРШАХИ»- ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА VII ВВ.
Данная статья посвящена вопросами «Таърихи Наршахи» (История Бухары). Представляют большую ценность для исследователя сведения Наршахи об истории возникновения города Бухары, доисламских религиях Бухары, зороастризм (Зардушти). Сведения Наршахи представляют большой интерес о родословной правителей дома Саманидов по вопросам государственных диванов и налоговой системы государства Саманидов. В «Таърихи Бухоро» детально приведены данные о завоевании этой страны арабами.
Ключевые слова: Мавераннахр, Хорасан, Бухара, Самарканд, Согд, Тохаристан, Кедивар, государственные диваны, Саманиды, государственные земли, арабы, контрибуция.
"TA'RIKHI NARSHAKHI" - A HISTORICAL SOURCE FOR THE HISTORY OF THE TAJIK
PEOPLE XVII CENTURIES
This article deals with the question "Ta'rihi Narshakhi" (History of Bukhara). Are of great value to researchers Narshakhi information about the history of the city of Bukhara, the pre-Islamic religions Bukhara, Zoroastrianism (Zoroaster). Narshakhi information of great interest on the pedigree of the Samanid rulers at home on sofa and state tax system Samanid state. In "Ta'rihi Bukhara" detail shows the conquest of the country by the arabs.
Key words: Maverannahr, Khorasan, Bukhara, Samarkand, Sogdiana, Tocharistan, Kerdivar, state sofas, the Samanids, state lands, arabs, contribution.
Сведения об авторе: Кушматов А., доктор исторических наук, профессор Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
Information about the author: Kushmatov A., doctor of historical science, professor of Tajik National University