Научная статья на тему 'РОЛЬ САМАРКАНДА В ВОЗВЫШЕНИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ'

РОЛЬ САМАРКАНДА В ВОЗВЫШЕНИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ / ДРЕВНИЙ / ГОРОД / ФЕОДАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ПЕРИОД / СТРАНА / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимов Кобил

Статья освещает роль одного из древнейших городов и центров цивилизации , который внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры и науки государства Саманидов - Самарканд. Действительно, этнические жители Самарканда - таджики сумели противостоять набегами арабов, тюрок, монголов. Автор указывает на основные этапы развития Самаарканда на различные исторические периоды, начиная от рабовладельческого периода, эпохи зарождения феодализма. В статье освещены основные периода правления династии Саманидов начиная с периода правления Нуха начали возвышаться крупные строительные работы. Постепенно Самарканд превращается в центр культуры народов Центральной Азии, развивается торговля, со всех окраин государства собираются ремесленники. Именно при Саманидах Самарканд смог связать торговые отношения с Хорасаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SAMARKAND IN THE RISE OF THE SAMANID STATE

The article highlights the role of one of the most ancient cities and centers of civilization, which made a great contribution to the treasury of world culture and science of the Samanid state of Samarkand. Indeed, the ethnic inhabitants of Samarkand, the Tajiks managed to resist the raids of the Arabs, Turks and Mongols. The author points to the stages of development of Samarkand and rapid historical periods, starting from the slave-owning period, the epoch of the emergence of feudalism. The article highlight the main periods of the reign of the Samanid dynasty, starting from the period of Nuh`s reign, large construction works began to rise Gradually, Samarkand turn into the center of culture of the peoples of Central Asia, trade develops, artisans gather from all the outskirts of the state. It was under the Samanids that Samarkand was able to establish trade relations with Khorasan.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМАРКАНДА В ВОЗВЫШЕНИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ»

РОЛЬ САМАРКАНДА В ВОЗВЫШЕНИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ

Алимов К.

Кулябский государственный университет им. А. Рудаки

Самарканд - один из древнейших городов и центров цивилизации, который внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры и науки народов Средней Азии не только таджиков, но и других народов Мавераннахра. Столицей древнего Согда был Самарканд. Город располагался на городище Афрасиаб. Рсский исследователь В.А.Ливщиц полагает, что первоначальное согдийское название Афрасиаба было «Паршавап», что означает «над черной рекой», которое после стало произноситься по - таджикски «Парсиаб», а в последующие столетия было осмыслено как «Афрасиаб»[4, с.343].

Попытка создания централизованного государства на территории Мавераннахра началась при первом же Саманиде - Нухе ибн Асаде, первом владетеле Самарканда. Нух был старшим сыном Асада ибн Саман-худата, поэтому имел власть над младшими братьями: Ахмедом ибн Асадом -правителем Ферганы и Яхъей ибн Асадом - правителем Шаша. Так. Самарканд уже с 20-х гопов IX в. стал столицей государства Саманидов. Нуху ибн Асаду приходилось постоянно защищать Мавераннахр от набегов кочевых феодалов.

Побывавший в Средней Азии в начале VII в. китайский посланник Вэй Цзе писал, что «все жители Самарканда искусные торговцы; когда мальчику исполняется пять лет, его начинают учить грамоте; когда он начинает читать, его заставляют учиться торговому делу». Купцы Самарканда проникали далеко в Семиречье и до границ Китая, где основывали свои торговые колонии[7, с.23].

Со времени основания до наших дней Самарканд прошел сложный исторический путь. Попытка создания централизованного государств

В 650—655 гг. оживленный и богатый Самарканд стал объектом набегов арабских завоевателей, подчинивших себе ряд стран Востока. В 712 г. хорасанский наместник халифата Кутейба занял Самарканд. Завоеватели находились здесь под защитой мощных укреплений, что было особенно важно, так как восстания порабощаемого населения вспыхивали одно за другим [11, с. 112].

В том же 712 г., когда Кутейба, оставив в городе свои войска, возвратился в Мерв, население Согда призвало из северных областей кочевых тюрок. Во власти арабов оставался только Самарканд. Страна вышла из повиновения и Ку- тейбе пришлось на следующий год снова завоевывать ее. Но и на этот раз территория Согда не была окончательно завоевана. Восстания продолжались и в последующие десятилетия, и не раз бывало так, что лишь Самарканд да отдельные хорошо укрепленные пункты сохранялись в руках арабов, а в 30-х годах VIII в. и Самарканд, хотя не надолго, был занят восставшим населением и пришедшими ему на помощь кочевыми тюрками [4, с.326].

Во второй половине IX — первой половине X в. население Мавераннахра, в том числе Самарканда, переживало новый подъем экономической и культурной жизни. Город не только воскрес из руин, но расширился и украсился новыми зданиями.

Попытка создания централизованного государства на территории Мавераннахра началась при первом же Саманиде — Нухе ибн Асаде, первом владетеле Самарканда. Нух был старшим сыном Асада ибн Саманхудата, поэтому имел власть над младшими братьями Ахмедом ибн Асадом — правителем Ферганы и Яхъей ибн Асадом — правителем Шаша.

Так. Самарканд начиная с 20-х годов IX в. стал столицей государства Саманидов. Нуху ибн Асаду приходилось постоянно защищать Мавераннахр от набегов кочевых феодалов. После смерти Нуха ибн Асада (814 г.) Самарканд и Согд, по словам Мирхонда, были переданы братьям Яхъе и Ахмаду[8., с. 116].Необходимо отметить, что к началу 1Х в. государство Саманидов уже существовало, имела свою столицу - Самарканд.

По словам Гардизи, Ахмад ибн Асад был очень способным и умел ловко использовать обстановку в своих целях. У Ахмеда было несколько сыновей (Наср, Якуб, Асад, Исмаил, Исхак и Хамид), которым он всячески покровительствовал. Ахмад сумел добиться того, что Абдалла ибн Тахир, наместник Хорасана (830—844), назначил его сына Насра правителем Самарканда[8.,с. 115].

В 855 г. Яхъя ибн Асад скончался, а Ахмед ибн Асад прибрал к своим рукам владения Шаша и Усрушана, куда в том же году отправил своего другого сына Якуба ибн Ахмеда.

Таким образом, к концу своего правления Ахмаду ибн: Асаду удалось объединить, за исключением Бухарского владения, весь Мавераннахр. Ахмед, а затем его сын Наср, подобно Нуху

ибн Асаду, постоянно укрепляли восточные границы владения от губительных набегов кочевников. Этому содействовали походы Насра ибн Ахмеда на Шавгар и его брата Исмаила на Тараз.

Четвертый сын Асада Ильяс, в 817 г. получивший власть над Гератом, умер в 856 - 857 гг., но его потомки, по замечанию Б. В. Бартольда, не упоминаются как властители Герата. Однако, потомки Ильяса остались на службе у Тахиридов вплоть до их падения.

Глава Саманидов Наср ибн Ахмад в 874 г. назначил правителем Бухары своего младшего брата Исмаила ибн Ахмада, родившегося в Фергане в 849 г. Исмаил с небольшим войском прибыл в г. Керман и послал своих послов к эмиру Бухары Хусейну ибн Мухаммеду ал - Хавариджи. В пятницу 23 июля 874 г. Абу Абдулла с высокопоставленными людьми Бухары вышел навстречу Исмаилу и поздравил его. Эмиром Бухары стал Исмаил, а его заместителем — Хусейн' ибн Мухаммед. Хутбу должны были читать не с именем Якуба ибн Лейса, а с именем Насра ибн Ахмада. Только после принятия присяги Хусейном и его воинами Исмаил вошел в Бухару. К его приезду город был украшен по приказу Абу Абдуллы.

В 888 г. Наср был разгромлен Исмаилом, но оставлен на троне Самарканда как глава династии, однако он уже не вмешивался в дела Исмаила. Резиденция самаркандских эмиров была перенесена из Самарканда в Бухару. После смерти Насра Самарканд переходит во власть Исмаила, перестает быть столицей Саманидов, но остается одним из крупнейших ремесленных и торговых центров Мавераннахра.

Ибн Хаукаль, посетивший Самарканд между 960 и 970 гг., сообщал, что в стенах рабада Самарканда не имеется ворот «ни деревянных, ни железных по причине происходивших здесь смут, из-за которых правитель приказал снять ворота». В основном Самарканд находился в стороне от вооруженной борьбы, вспыхивавшей время от времени между могущественными саманидскими вельможами из-за обладания богатейшим Хорасанским наместничеством или же борьбы, происходившей между Саманидами и кем-либо из их непокорных вассалов. Только однажды, в 947 г. при Нухе ибн Насре (943—954) Самарканд снова на несколько месяцев стал столицей Саманидов, когда Нух ибн Наср в борьбе со. своим непокорным вассалом Абу Али Чагани потерял Бухару [8.,с. 116].

В результате разрушительных завоевательных походов Чингиз-хана город в 1220 г. был стерт с лица земли и вновь возник на новом месте.

В истории Самарканда можно выделить пять главных периодов: первый — становление города в эпоху родоплеменного строя и начала формирования рабовладельческих общественных отношений в виде крупного населенного пункта, по времени восходящего к VIII и VII вв. до н. э.[10, с.155]. Второй период начинается с VI—IV вв. до н. э., который включает в себе эпоху рабовладельческого общества и период зарождения и развития феодальных отношений, который длился вплоть до ХШ века [7.,с.26]. Начало третьего периода жизни Самарканда относится к концу ЖУв., когда Самарканд стал столицей обширного государства Тимуридов.[10, с.131]. Четвертый период в жизни города связан с присоединением Средней Азии к России, появлением наряду со старым средневековым городом новой его части европейского типа. Пятый период Великий Октябрь открыл новую эру и в истории Самарканда, одного из центров революционного движения[9, с.156]

При Амире Тимуре в Самарканде велись большие строительные работы, тогда как за 150 лет до этого никакого крупного строительства не производилось. Об этом сообщай Рюи Гонзалес де Клавихо — посол Испании при дворе Тимура в Самарканде (1403—1406 гг.)[10.,с.]. Как верно заметил В. В. Бартольд, Самарканд, по мысли Тимура, должен был стать первым городом в мире. Эта мысль отразилась и в постройке вокруг Самарканда ряда селений, получивших названия главных городов мусульманских стран: Багдада, Дамаска, Каира, Шераза и Султании[2, с.52].

Нух ибн Асад, который начал свое правление в Самарканде в период с819 по 842 гг., собрав подать подвластных ему мавераннахрских владений Саманидов в 826—827 гг., уплатил Тахиридам 2 172 500 дирхемов (вероятно, низкопробными дирхемами), а также 1187 кусков кундаджийского грубого карбаса (т. е. хлопчатобумажных тканей) и 1300 кусков железа (па 650 железных плетенок и лопаток), доставленных из тюркских городов на Сырдарье ниже Ташкента. Этот металл поступил как бы в виде налога от тех годных для военной службы молодых тюрок, которые почему-либо не несли порученной им охраны пограничной полосы от набегов кочевников[1.,с.46]. С этого периода в Самарканде начали править Саманиды, который стал столицей этого государства. При Саманидах и Тахиридах размер поземельного налога, взимаемого с непосредственного производителя, не

уменьшался. Порой он был непосилен плательщикам, о чем свидетельствуют недоимки, приведенные в сводках податных поступлений[3, с.224].

При Саманидах господствующий военно-феодальный и чиновничий аппарат состоял в основном из местной аристократии и служилых людей, и присвоенное ими добро не выходило за пределы Мавераннахра, тогда как при арабских наместниках, например, Али ибн Исе ибн Махане, добро увозилось за пределы страны и тем самым уменьшалась сфера воспроизводства и задерживалось развитие общества[4, с.85].

Налоговое поступление с областей Мавераннахра свидетельствует о богатстве экономических ресурсов Согда, обеспечивающих военно-политический потенциал, давший Саманидам возможность создать могущественное централизованное государство в Мавераннахре, присоединив в последующие годы Хорасан и другие области. Самарканд еще в 20-х годов IX в. стал столицей государства Саманидов. В Самарканде при Саманидах резко увеличилось численность гончаров и ремесленников[7,с. 116].

«Город Самарканд, — писал Клавихо, — лежит на равнине и окружен земляным валом и глубокими рвами; он немного больше города Севильи. Весь окружен садами и виноградинками, между этими садами есть улицы и площади. Хлеб там дешев, как нельзя больше, а рису просто нет конца. Так изобилен и богат этот город и земля, окружающая его, что нельзя не удивляться. За это богатство он и был назван Самаркандом. Настоящее имя его Симеркинд, что значит богатое селение, так как симес у них значит большое (полное), а кинд — селение; и отсюда взялось имя Самарканд. Богатство его заключается не только в продовольствии, но и в шелковых тканях, атласе»[10.,с.83].

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов С. Государство и право Саманидов. / С. Азимов Душанбе. Ирфон 1999. -167 с.

2. Веселовский Н.И. Рецензия на сочинение Клавихо. / Н.И. Веселовский // Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканде в 1403-1406 гг. Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1882.-С 51-62.

3. Вирский М.М. О Самаркандском крае и его обитателях таджиках. // М.М. Вирский — Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. XXXV, М., 1880, С. 223 - 226.

4. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-Книга первая. / Б.Г. Гафуров Издание второе. Душанбе: Ирфон,-2009.-384с.

5. Гуревич А. М. О классовой борьбе в Самарканде в 1365-1366 гг. - Труды гос. / А.М. Гуревич публичной библиотеки Уз. ССР, т. I, Ташкент, 1935. - С. 25-31.

6. Зарубин Н. И. Население Самаркандской области, его численность, этнографический состав и территориальное распределение (По материалам сельскохозяйственной переписи пополненным другими источниками). с этнографической картой. (Академия наук СССР. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран, вып. X). Л., 1926. - 334 с.,

7. Лев Д.Н. Поселение древнекаменного века в г. Самарканде. Раскопки 1962 года. / Д.Н. Лев Труды СамГУ, вып. 136; Самарканд, 1964. С. 23 - 34.

8. История Самарканда. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Инст-т истории и археологии АН Уз. ССР. Самаркандский государственный Университет им.А.Навои. Отв. редактор И.М.МуминовТ. 1 .Фан. Ташкент.1969. -481с.

9. Массон М.Е. К периодизации древней истории Самарканда. / М.Е. Массон «Вестник древней истории», М., 1950, № 4, С. 155- 166.

10. Минаев И.П. Путешествие Марко-Поло. Перевод с старо-французского текста. / И.П. Минаев Известия Русского Географического Общества, т. XXXI, СПб., 1902, - 355 с.

11. Негматов Н. Государство Саманидов. Тоцикон - Душанбе, 1977.-204 с.

12. Смирнова О.И. К хронологии Согда VII—УШ вв. н. э. / О.И. // Смирнова Бюллетень Академии наук Уз. ССР, Ташкент, 1945; № 6, С. 27 - 39.

13. Слученовский. Самарканд и его прошлое. - Самарканд, Знание, 1911, -148 с.

14. Строева Л. В. Сербедары Самарканда. Ученые записки Ленинградского гос. университета, № 98, Серия востоковедческих наук, вып. 1, Л., 1949, С. 270—281.

РОЛЬ САМАРКАНДА В ВОЗВЫШЕНИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ

Статья освещает роль одного из древнейших городов и центров цивилизации , который внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры и науки государства Саманидов - Самарканд. Действительно, этнические жители Самарканда - таджики сумели противостоять набегами арабов, тюрок, монголов. Автор указывает на основные этапы развития Самаарканда на различные исторические периоды, начиная от рабовладельческого периода, эпохи зарождения

феодализма. В статье освещены основные периода правления династии Саманидов начиная с периода правления Нуха начали возвышаться крупные строительные работы. Постепенно Самарканд превращается в центр культуры народов Центральной Азии, развивается торговля, со всех окраин государства собираются ремесленники. Именно при Саманидах Самарканд смог связать торговые отношения с Хорасаном.

Ключевые слова: роль, древний, город, феодализм, государство, период, страна, исследование.

THE ROLE OF SAMARKAND IN THE RISE OF THE SAMANID STATE

The article highlights the role of one of the most ancient cities and centers of civilization, which made a great contribution to the treasury of world culture and science of the Samanid state of Samarkand. Indeed, the ethnic inhabitants ofSamarkand, the Tajiks managed to resist the raids of the Arabs, Turks and Mongols. The author points to the stages of development of Samarkand and rapid historical periods, startingfrom the slave-owning period, the epoch of the emergence of feudalism. The article highlight the main periods of the reign of the Samanid dynasty, starting from the period of Nuh s reign, large construction works began to rise Gradually, Samarkand turn into the center of culture of the peoples of Central Asia, trade develops, artisans gather from all the outskirts of the state. It was under the Samanids that Samarkand was able to establish trade relations with Khorasan.

Key words: role, ancient, city, feudalism, state, period, country, research.

Сведение об авторе:

Алимов Кобил — ассистент кафедры история таджикского народа Кулябского государственного университета именни Абуабдуллохи Рудаки

About the author:

Alimov Kobil - Assistant of the Department of History of the Tajik People of the Kulob State University name Abuabdullohi Rudaki

ТАЪСИСЁБИИ ДОНИШКАДАИ СТАЛИНОБОД ВА ФАЪОЛИЯТИ ОН ДАР СОЛ^ОИ 30-40-УМ

Шарифова Ш.

Донишгохи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Донишкадаи давлатии Сталинобод (хозира Донишгохи давлатии омузгории Точикистон) ба номи Садриддин Айнй хамчун нахусгин мактаби олии ^умхурии Точикисгон яке аз поягузорони асосии илму маърифат ва фарханги халки точик махсуб меёбад. Донишгох дар таъсису баркароршавй ва рушди илму фарханг, маориф ва хочагии халки чумхурй хиссаи босазо дорад. Имрузхо дар тамоми гушаю канори чумхурй ва берун аз он дастпарварони донишгох, сарбаландона фаъолият мекунанд. Дар байни онхо омузгорони варзида, олимони шинохта, рохбароин давлатй сарварони идораву муассисахо кам нестанд. Дар тули 90 соли фаъолият ин даргохи илму маърифатро бештар аз хафтод хазор мутахассисони варзидаи омузгорй хатм намуданд. Аз ду се хиссаи омузгорони чумхурй дастпарварони ин донишгох мебошанд.

Мохи апрели соли 1930 КМ ХК Точикистон резол.цияро оид ба маорифи халк дар Точикистон кабул намуд, ки дар он чунин кайд шудааст: «Ташкили донишкадаи олии педагогй бо факултети коргарй дар Сталинобод зарур шуморида шавад. Рох ба бозсозиро бояд хамин сол пеш шрифт ва машгулияторо дар факултети коргарй тирамохи хамин сол бояд огоз кард «.[4, с.6]

Дар асоси карори шуъбаи корхо бо олимон ва муассисахои илмии КИМ И^ШС аз 18 июли соли 1931 аз сафи факултети педагогй Донишгохи Осиёи Миёна шуъбахои таъриху иктисодиёт ва адабиёту забоншиносй чудо карда шуданд. Ин шуъбахо бо карори Комиссариати маорифи халкй Точикистон барои ташкили Донишкадаи педадогй чудо карда шуда буданд. [4, с.6]

Донишкадаи олии агропедагогии точик фаъолияти худро дар шахри Тошканд огоз намуд. 16-уми ноябри соли 1931 бо карори мушовараи комиссариати халкии маориф Донишкадаи олии агропедагогии точик ба Комбинати таълимии агропедагогй табдил ёфт, ки он Донишкадаи олии педагоги Тошканд ва курсхои кутохмудати таёркунии ташкилотчиён ва методистони дарачаи нохиявии маорифи халкро дар ихтиёр дошт. Тибки ин дигаргунсозй донишкада на танхо ба таёр намудани омузгорони мактаб машгул мешуд, инчунин ба хайси маркази баланд бардоштани сатхи тахассусии омузгорони муассисахои махсуси миёнаи касбй низ амал мекард. [3, с.4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.